«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Чтение Евангельских сказаний… «Чтение Евангельских сказаний об обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа, до вступления Его в открытое служение спасению рода человеческого». Свт. Иннокентий Херсонский. «Займемся чтением Евангелий. Говорим, — чтением, ибо наше толкование действительно будет похоже на чтение. При толковании не будем пускаться в ученые исследования. Предметом нашего Чтения будут четыре Евангелия. Предмет их один и тот же — жизнь Иисуса Христа или, точнее, явление Бога во плоти, и события Его земной жизни. Но надобно помнить, что из евангелистов ни один не думал описывать жизнь Иисуса Христа вполне, а писали они только в отрывках и прямо говорили, что всего, сделанного Иисусом Христом, описать нельзя (Ин. 21; 25). Ибо если во Иисусе Христе было «всяко исполнение Божества телесне» (Кол. 2; 9), то как можно это выразить? Ежели в мире физическом не могло вполне выразиться Божественное Слово, а выразилось только отчасти, то также не могло Оно вполне выразиться и в Евангелиях. Посему-то в древности и называли Евангелия только απομνημονευματα των Αποστολων Какая же цель нашего чтения? Та же, что и написания Евангелий. Иоанн говорит: «сия же писана быша, да веруете» (Ин. 20; 31); но мы давно веруем, следовательно, для нас, по-видимому, уже и не нужно бы Евангелие и чтение его. Но у веры может быть много степеней (Рим. 1; 17. 12; 3). Итак, цель нашего чтения есть вера и получение живота вечного. Будем читать четырех евангелистов вместе, но не всех; это потребовало бы от нас много времени. Возьмем необходимое для нашей цели. Рассмотрим главные события в жизни Иисуса Христа. Но сказание об учении Его можно взять не все. Ибо и из немногих отрывков можно видеть, каково оно. Расположим свое чтение так, как располагает Церковь: во-первых, обстоятельства жизни Иисуса Христа, предварившие крещение, рассмотрим до праздника Крещения Господня; во-вторых, последние дни Его земной жизни обозрим во время Великого поста; в-третьих, воскресение Его и явление учеников, а также сошествие Святаго Духа — до праздника Сошествия Святаго Духа; наконец, в-четвертых, прочтем из Евангелия о Его делах и учении.»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=124...

Скачать epub pdf Глава 17 Первосвященническая молитва Господа: о себе (ст. 1–5), о своих учениках (6–19) и обо всех верующих (20–26). 1. Ин. 17:1 . После сих слов Иисус возвёл очи Свои на небо и сказал: Отче! пришёл час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, Ин. 12:23, 28, 13:1, 31 д. После сих слов: по окончании всей последней прощальной беседы Господа с учениками, начатой в пасхальной горнице (13:31), продолженной на пути в Гефсиманию (14:31) и оконченной, вероятно, пред переходом чрез поток Кедрон в сад Гефсиманский (18:1). Оставалось уже очень мало времени до того часа, в который Он будет взят и начнётся Его осуждение, потом страдания и затем позорная, по мнению мира, смерть Его на кресте. Всё это малое время Господь употребляет на молитву к Отцу Своему Небесному, сначала на Иерусалимской стороне Кедрона, быть может, на одном из холмов, с которого виден был и Иерусалим, и Гефсимания, и Голгофа, и Елеон, потом – в саду Гефсиманском. Первая молитва – торжественная, в присутствии учеников, вторая – сокровенная, в уединении сада; первая – победная, вторая – скорбная. Первую называют первосвященнической молитвой, так как главным предметом её служит предстоящая великая жертва Христова и её необъятное значение для мира. – Возвёл очи Свои на небо: естественный при молитве порыв души к созерцанию живого Бога, величие Которого особенным образом является на небесах (ср. 11:41; Деян. 7:55 ). – Отче, пришёл час: час страданий и смерти Господа, как переход к славе Его небесной (ср. 12 и парал.). – Прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя: под прославлением Сына разумеется вознесение Его в небесную славу Отца (см. ст. 5); под прославлением Отца Сыном разумеется откровение славы Божией действиями прославленного Богочеловека в утверждении и распространении нового Царства Божия на земле (ст. 2). Ср. прим. к 13:31 и 12:28. Но так как это прославление есть плод или следствие искупительной смерти Христовой, то под прославлением Сына Отцом и Отца Сыном разумеется вообще слава их, явленная в искуплении человечества смертью Сына по любви Отца и к Сыну и человечеству (3:16). Эта общая мысль раскрывается далее (2–5) в более частных чертах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf Глава 1 Родословие Иисуса Христа ( Мф.1:1–17 ) и рождество Его ( Мф.1:18–25 ). Мф.1:1 . Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. «Родословие»: исчисление предков в преемственно нисходящем, как здесь у ев. Матфея, или восходящем, как у Ев. Луки ( Лк.3:23 и дал.), порядке. У писателей восточных вообще и в частности у еврейских было в обычае, при описании жизни какого-либо знаменитого лица, указывать и его родословную таблицу, как это видно из книг Моисея, Руфи, Царств и Паралипоменон. Но евангелист Матфей, помещая родословие Господа, без сомнения, имел особенную важную цель – показать, что Иисус Христос произошел именно от тех лиц, коим древле дано было обетование о происхождении от них Мессии, как это видно из дальнейших слов евангелиста. И помещенное в начале первого Евангелия, а вместе с ним целого состава новозаветных книг, родословие Господа составляет прекрасный переход от Ветхого Завета к Новому. – «Иисуса Христа»: Иисус (по-гречески ησjς, по-еврейски – Иешуа, сокращенное из Иегошуа) значит Бог Спаситель или просто Спаситель (см. Афан. В. 4, 513), – имя довольно обыкновенное у иудеев. Но здесь, в приложении ко Христу, оно имело особенное значение, выражая понятия совершенного Им дела спасения рода человеческого (ср. прим, к Мф.1:21 ). – Христос – слово греческое и значит помазанный – то же, что еврейское Машиах – Мессия, почему Иисус и называется то Христом, то Мессиею, что все равно (ср. Ин.1:41, 4:27 ). У евреев царей и первосвященников, а иногда и пророков, помазывали елеем, почему они и назывались помазанными (Машиах – Лев.4:3, 5:16, 5:15 . Пс.104:15 . 1Цар.24:7,11 . Пс.2:2 . Ис.45:1 (ср. Дан.9:25,26 ; 3Цар.19:16 ). Помазание означало то же, что посвящение избранных на особенное служение Богу или Церкви Божией на земле. Оно было внешним знаком излияния на помазуемого особенных даров Божиих. В сих значениях имя Христа – Мессии – Помазанника усвояется по преимуществу Господу Иисусу, как царю, первосвященнику и пророку, которому сообщены дары духа не в меру, паче причастник Его ( Ин.3:34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся ( Ин.20:22–23 ). «Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия»... слышим мы в священную и всепразднственную спасительную ночь Воскресения Христова столь радостные для нас слова великого вселенского учителя и святителя, прославленного церковного витии св. Иоанна Златоуста . И действительно! Одним из главнейших и важнейших последствий великого дела искупления человечества, совершенного Воскресшим тридневно от гроба Христом-Жизнодавцем, было именно прощение, или отпущение грехов. Вот почему, явившись в первый же день по Своем Воскресении ученикам Своим, собранным вместе, Воскресший Господь, преподав им мир, дунул и сказал: «Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» ( Ин.20:22–23 ). А далее, из книги Деяний апостольских мы видим, что св. апостолы, проповедуя о Христе Распятом и Воскресшем из мертвых, после сего тотчас же призывали своих слушателей к покаянию и принятию святого крещения «во оставление грехов». «Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов, и приимете дар Святаго Духа» – так взывал св. апостол Петр к многотысячной толпе народа, слушавшей его в день Пятидесятницы ( Деян.2:38 ). «Покайтеся убо и обратитеся, да очиститеся от грех ваших» – взывал он же к народу, собравшемуся вокруг него и св. апостола Иоанна после чудесного исцеления ими хромого от рождения ( Деян.3:19 ). «Бог ныне повелевает человеком всем всюду покаятися, – говорил св. апостол Павел афинянам в своей знаменитой проповеди перед ареопагом, – зане уставил есть день (ибо Он назначил день), в оньже хощет судити вселенней в правде (в который будет праведно судить вселенную)» ( Деян.17:30–31 ). Отсюда ясно видно, что это «прощение», о котором говорит св. Златоуст, или «отпущение грехов» дается нам не безусловно, а условно – именно под условием покаяния (конечно, искреннего). Потому-то и Господь, даровав Своим ученикам власть «отпускать грехи» Духом Святым, в то же самое время, как мы видим, дал им власть и не прощать грехи – очевидно тем, кто не кается по-настоящему: «...и имже держите, держатся», то есть: «на ком оставите грехи, на том останутся» – следовательно, не простятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

ЦВ 23 (467) декабрь 2011 /  17 января 2012 г. 01:00 Епископ Дионисий: Всякая высота в Церкви есть непременно и высота Голгофы 27 ноября за Божественной литургией в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского ставропигиального женского монастыря города Москвы Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Дионисия (Порубая) во епископа Касимовского и Сасовского.   Слово архимандрита Дионисия (Порубая) при наречении во епископа Касимовского и Сасовского Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Преосвященные архипастыри, святители Церкви Христовой! В этот великий и трепетный для меня день и час, когда Промысл Божий через определение Вашего Святейшества и Священного Синода повелевает мне быть епископом Христовой Церкви, без лукавства исповедую Вашей святыне свои смущение и страх перед ожидающим меня служением. Двенадцать лет назад, решив посвятить свою жизнь Господу, в стенах древнего и славного на родной мне Рязанщине Иоанно-Богословского монастыря я был пострижен в монашество его возобновителем и старцем — архимандритом Авелем (Македоновым). Во все последующие годы я не мог и помыслить о том, чтобы покинуть родную обитель, и горячо просил Господа, как о награде, о возможности окончить в ней свой земной путь. Сейчас же в решении священноначалия о предстоящем мне послушании я со страхом Божиим и верою слышу глас Господень: Иди за Мною (Ин. 21, 19), и при всем сознании своего недостоинства понимаю, что должен идти на предлежащий мне подвиг (Евр. 12, 1) за Тем, Кто призывает меня. Утешают меня и другие слова Спасителя, обращенные в свое время к апостолам: Да не смущается сердце ваше… Не вы меня избрали, но Я вас избрал» (Ин. 14, 1; 15, 16). Вспоминаю сейчас, как наш блаженнопочивший авва, отец Авель, рассказывал нам о своем друге и сомолитвеннике приснопамятном митрополите Никодиме (Ротове). Жизненный подвиг владыки, его беззаветное и героическое служение Христовой Церкви, его светлый и ясный образ уже тогда заставили меня, в то время новоначального инока, благоговеть перед святительским саном, необходимо соединяющим в себе добродетели апостолов, мучеников и преподобных.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_dionisi...

1. Воскресение Иисуса Христа (Верую в Господа нашего Иисуса Христа) И воскресшаго в третий день по Писанием 1 . Вечером субботы окончился покой праздника и наступила ночь третьего дня после ужасного голгофского события. Враги Христовы помнили, что нужно было именно в этот день усилить предосторожности для того, чтобы воспрепятствовать исполнению перетолкованного ими предсказания Распятого, а ученики Господа, устрашенные смертию Учителя, если и не забыли многократных и ясных предвещаний Его о воскресении в третий день, то, без сомнения, недоумевали, как совершится это новое чудо всемогущества Божия. Трогательные слова прощальной беседы Спасителя еще звучали в ушах их; они надеялись, что в глубокой печали, постигшей их, будет ниспослано им утешение и что разлука с Учителем будет восполнена иным образом, и с этою надеждою обращали взоры свои вперед, ища в будущем разрешения своих недоумений. Третий день и для них, как видно из беседы Еммаусских путников ( Лк. 24:21 ), был днем особенных ожиданий. Сколько раз Господь ни предсказывал о Своем воскресении ученикам со всею ясностию ( Мф. 16:21, 17:23, 20:19 ) и иудеям прикровенно ( Мф. 12:39, 40 ; Ин. 2:19, 21 ); всегда он говорил, что это событие последует в третий день после страданий и смерти. Мог бы Он, по замечанию св. Афанасия Александрийского , «и в самую минуту смерти воздвигнуть тело и показать снова живым, но прекрасно и предусмотрительно не соделал сего, потому что сказали бы, что тело вовсе не умирало или что коснулась его несовершенная смерть; и если бы смерть и воскресение последовали в тот же промежуток времени, то, может быть, не явною соделалась бы слава нетления. Чтобы показать смерть в теле, Слово воскресило его в третий день, но чтобы, воскреснув после долгого пребывания и совершенного истления во гробе, не подать случая к неверию, будто бы имеет на Себе уже не то, а иное тело, то по сей самой причине, не более терпит трех дней и не длит ожидания слышавших, что сказано Им было о воскресении, но пока слово звучало еще в слухе их, пока не отводили еще очей и не отрывались мыслию, пока живы еще были на земле, и на том же находились месте и умертвившие и свидетельствующие о смерти Господня тела, Сам Божий Сын показал, что тело, в продолжение трех дней бывшее мертвым, бессмертно и нетленно» («Твор. св. отц.» М. 1851 г, т. 17, стр. 116, 117). По счислению св. Исидора Пелусиота , Иисус Христос воскрес, согласно Своему предсказанию, в третий день, «коснувшись крайних дней и совершив (во гробе) весь средний вполне» («Тв. св. отц.,» М. 1860 г. т. 35, стр. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 Эта молитва, в отличие от остальных гимнов, написана прозой. 2 Букв. “обувь”. 3 Гимн написан двенадцатисложным ямбическим триметром. Здесь и далее первая цифра в скобках после заглавия гимна означает его порядковый номер по изданию Sources Chrйmiennes; вторая цифра, после точки с запятой, означает порядковый номер гимна в русском переводе иером. Пантелеимона (Сергиев Посад, 1917). 4 Букв. “не смешан с миром”. 5 Букв. “Того, Кто внутри меня”. 6 Ср. Мф. 11:15. 7 Букв. “правильно понимая слова неграмотного”. Называя себя agrammatos (неграмотный, невежда, неуч), преп. Симеон подчеркивает свою непричастность “внешней” (мирской) учености 8 Гимн написан двенадцатисложным ямбическим триметром. 9 Букв. “к тем, кто разыграли драму (спектакль) с моим изгнанием”. Речь идет о Стефане Никомидийском и других, которые добились изгнания преп. Симеона из монастыря св. Мамаса и его ссылки в Хрисополь 10 Написанный двенадцатисложным ямбическим триметром, настоящий гимн состоит из 24-х двустиший, в которых первый стих принадлежит Симеону, а второй дополнен кем-то из его учеников (возможно, Никитой). Алфавитный акростих — весьма распространенное в византийской поэзии явление. Алфавит понимался древними греками и византийцами как символ всеобъемлющего гармонического целого. “Алфавит” преп. Симеона представляет собой как бы “лествицу” духовного восхождения, состоящую из 24-х ступеней. Ср. тридцатиступенную “лествицу” преп. Иоанна Синайского. 11 Букв. “Имея началом Христа и горячую веру, так удались от мира”. 12 Ср. Мф. 10:29. 13 Ср. Мф. 11:29—30. 14 Или “мучеником совести”. 15 Т.е. Иисус Христос, Бог воплотившийся, ради человека Сам пошел по пути послушания воле Своего Отца. Ср. Фил. 2:8. 16 Ср. Мф. 19:30. 17 Ср. 1 Ин. 4:16. 18 Размер гимна — силлабо-тонический анакреонтический восьмисложник. В гимне встречаются рифмы (blyzon — drosizon, exafanizeis — exafthartizeis) и гомеотелевты (elkeis — perilampeis — metaballeis). Гимн переведен размером оригинала. 19 Букв. “как видишь дела всех?” 20

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

В.Суханов § I. Дар языков или, как обыкновенно говорят, глоссолалия, представляет собою чрезвычайное и исключительное, никогда после не повторявшееся в истории, но вместе с тем довольно распространенное явление в жизни верующих первых двух веков христианства. Пред Своим вознесением Спаситель обетовал, что этот дар, среди прочих знамений ( σημεα), будет сопутствовать искренней и глубокой вере в Него: уверовавшие в Него, обетовал Он, „языки возглаголют новы“ ( γλσσαιζ αλσουσιν καιναζ, – Мк. 16, 17 ). Действительно, на первых же страницах Апостольской истории мы читаем, что „не по мнозех днех“ после вознесения Господня, в течение которых ближайшие последователи Христа „единодушно пребывали в молитве и молении» ( Деян. 1, 14 ) и с верою слову своего Учителя ждали облечься „силою свыше“, чтобы стать свидетелями о Христе „до последних земли“ ( Лук. 24, 49 . Деян. 1, 5. 8 ), в великий день Пятидесятницы пришел „иной Утешитель“ ( Ин. 14:16–17, 26, 15:26, 16:7–14 ), юная Церковь Христова „исполнилась Духа Св.“ ( Деян. 2, 1–4 ), и явление силы Его, начало особенного присутствия Его в ней открылось в том, что „вси (восприявшие от силы Его) начаша глаголати иными языки ( λαλεν τραις γλσσαις), якоже Дух даяше им провещавати“ ( ποφθγγεσθαι, – Деян. 2, 4 ). Позднее дарованием языков Корнилию и „многим собравшимся“ в доме его ( Деян.10:44 , срв. 27) Св. Дух указал, что и язычникам должна быть беспрепятственно открыта „дверь веры“ ( Деян.14:27, 15:4 ): „верующие из обрезанных, рассказывает Дееписатель,... изумились, что дар Св. Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога“ ( λαλοντων γλσσαις κα μεγαλυν ντων τν Θε ν, – Деян.10:45–46 ). Еще позднее, когда Св. Павел крестил в Ефесе учеников Иоанновых ( Деян.19, 1–5 ), дар языков засвидетельствовал о безконечной разнице между крещением Иоанновым и крещением „во Христа Иисуса“: „когда Павел возложил на этих учеников руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить языками и пророчествовать“ ( λλουν τε γλσσαις κα προφτευον, – Деян.19, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 15 Опять сказал о возстании воскресшего Господа нашего, Который 1Кор.15:5 . явился Петру, и Двенадцати ( Лк.24:34, 36 , Ин.20:19 , Мф.28:9, 17 , Мк.16:14 ); 1Кор.15:6 . явился и свыше пятисот [пятистам] братиям за раз, из коих многие пребывают доселе, когда сказаны эти слова. И после того, как 1Кор.15:7 . явился Иакову и Апостолам... всем, – то есть седмидесяти двум, 1Кор.15:8 . – после всех явился и мне, как худшему между апостолами ( Деян.9:4 ). 1Кор.15:11 . Итак, я ли, апостолы ли, все мы так проповедуем... 1Кор.15:12 . о Христе... что... воскрес из мертвых... Как же, поэтому, некоторые из вас говорят, что... воскресения мертвых... нет? 1Кор.15:13 . Если же воскресения мертвых... нет 42 , между тем как и распятие ради этого было, то , – следовательно, – и Христос доселе еще не воскрес 43 . 1Кор.15:17 . И тщетна [есть] вера ваша в Господа, и вы еще в тех же грехах есте, ибо не получили очищения от неверности вашей, когда (хотя) вы погребены в крещении с Тем, Кто умер и воскрес в третий день. И, стало быть, по вашему слову (учению), почившие 1Кор.15:18 . во Христе, мученической кончиной, погибли, так как нет для них воскресения. 1Кор.15:19 . Если же в сей только жизни, подверженной преследованиям, на Христа... надеемся, то тогда жизнь наша несчастнее всех людей, какие когда-либо были в мире. И если здесь мы мучаемся постами и преследованиями, а там не получим воздаяния, если это так будет, то «станем есть и пить» ( 1Кор.15:32 ), воспользовавшись, по крайней мере, настоящим, если, по вашим словам, кроме того, что есть здесь, мы не имеем получить ничего другого. 1Кор.15:20 . Но истинно 44 Христос воскрес из мертвых и начатком стал воскресения всех мертвых. Ибо как Адам был началом смерти всех живых, так Господь наш стал началом жизни всех мертвых ( 1Кор.15:21–22 ). И хотя оживут они чрез оживотворение (воскресение), но каждый таким оказывается, как и живет. 1Кор.15:23 . Первый 45 Христос, то есть прежде воскрес Христос; потом... в пришествие Его воскресают те, кои суть

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

З. Барсукова Глава десятая Первое богослужение на якутском языке, совершенное архиепископом Иннокентием. – Посвящение протоиерея Петра Попова во епископа якутского. – Воспоминания протоиерея Виноградова о семилетнем пребывании Иннокентия в Якутске. – Буря на пути из Дуи в Кастри. Пятнадцатого июля 1859 года, в Якутском Троицком соборе было в первый раз совершено богослужение на якутском языке, а 19 день июля был назначен преосвященным Иннокентием, для отправления в первый раз на этом языке божественной литургии. С раннего утра толпы народа спешили к соборной церкви, которая едва ли когда вмещала столько молящихся, как в тот день. Тут были и якуты, были и русские, большая часть которых знает якутский язык не хуже туземцев. Обедне предшествовал благодарственный Господу Богу молебен, отправленный преосвященным Иннокентием, который сам читал и Евангелие на якутском языке. «Сия глагола Иисус и возведе очи Свои на небо и рече: Отче, прииде час: прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя» ( Ин.17:1–24 ), – начал владыка. По окончании молебна, он обратился с краткою речью к инородцам; затем началась литургия. Первые звуки якутского языка, на котором отправлялось решительно все богослужение, казались удивительными для самих якутов. Хотя служение происходило в первый раз, но оно шло чрезвычайно стройно, обычным порядком. Особенно занимало инородцев читанное на тот раз Евангелие. Тронутые до глубины души якуты, от лица всех своих собратий, представили архиепископу Иннокентию просьбу, чтобы 19-ое июля навсегда было днем праздничным, потому что в этот день они в первый раз услышали божественное слово в храме на своем родном языке. «Действительно», пишет Кыллахский священник, о. Попов, «для них это событие составляет эпоху 30 новой жизни, жизни религиозно-нравственной, в которой дышет любовь Божия, переданная святым Евангелием, взамен того безграничного и бессознательного страха к существу, только карающему, каким вообще представляло туземное население Бога Творца, Промыслителя и Спасителя. И эта новая жизнь, – в познании Единого истинного Бога и, Его же, из любви к роду человеческому, послал – Иисуса Христа – в особенности обнаружилась в те блаженные и отрадные минуты, в которые туземный народ услыхал в первый раз свой родной язык при общественном и торжественном богослужении, открытом великим миссионером, высокопреосвященным Иннокентием, в то время озарявшим наш отдаленный край своим святительским управлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010