Вознесох избранного от людий Моих. Пс.88:21. Обретох Давида раба Моего.   Разумей Христа от семени Давидова, Который именуется Избранным: потому что «и Бог Его превознесе» (Флп. 2:9). Псалмопевец именует Его также Давидом, поскольку Он от семени Давидова, именует и рабом, потому что явился в зраке раба. Елеем святым Моим помазах Его.   Когда Тот, о Ком сказано: «Бог бе Слово» (Ин.1:1), родился по плоти от жены, и произошел человек, пребывая, как был, Богом; тогда, ради тебя приняв суд, наименован Христом. Ибо Слово, Которое есть Бог и предвечный Царь, усвоило Себе наше, чтобы мы обогатились тем, что Его. Пс.88:22. Ибо рука Моя заступит Его.    Спаситель сказал: «дела, яже даде мне Отец, да совершу я, та дела свидетельствуют о Мне, яко Той Мя посла» (Ин. 5:36). И еще: «о Се6е не глаголю ничесоже: Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела» (Ин. 14:10). Это-то и говорит теперь о Нем Отец: рука Моя заступит Его, и мыщца Моя укрепит Его. Пс.88:23. Ничтоже успеет враг на Него.    Хотя и сказали: «приидите, убием Его, и удержим достояние Его» (Мф. 21:38); но безуспешен был замысел сей у сатаны и у иудеев, и предприятие их оказалось неудавшимся; потому что Спаситель воскрес в третий день, поправ смерть и расхитив ад, восшел к сущему на небесах Отцу и Богу, и пребывает «одесную престола величествия на высоких» (Евр. 1:3), над всем господствуя вкупе с Родившим Его. Поэтому истинно сказанное: «ничто же успеет враг на Него». Пс.88:24. Изсеку от лица Его враги Его;    потому что преданы они римскому воинству, и погибли в конец. Пс.88:25. И истина Моя и милость Моя с Ним.    «Истиною» называет служение духом и истиною, какое ввел у нас Христос, по сказанному жене самарянской: «Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися» (Ин. 4:24). И «милость» сотворил с нами Бог не чрез иного кого, но чрез единородного Сына Своего. Ибо мы Им единым и научены кланяться духом и истиною, и помилованы, после того как истреблена смерть и устранено тление. И о имени Моем вознесется рог Его.    Ибо именами, всего более приличествующими Отцу, прославляется и сам Сын. Например: Отец есть истинный Бог, а равно и Сын; потому что Он есть Истина и Жизнь. Отец и есть, и именуется так, по естеству: то же и Сын. Ибо Сам говорит: «Аз есмь воскрешение и живот» (Ин. 11:25). Это сказал Он Отцу Своему: «Моя[п] вся[п] Твоя[п] суть, и Твоя[п] Моя[п]» (Ин. 17:10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

20. Ин. 21:20 . Пётр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Ин. 19:26, 13:1 д. 21. Ин. 21:21 . Его увидев, Пётр говорит Иисусу: Господи! а он что? 22. Ин. 21:22 . Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. Ин. 14:3 ; Откр. 22:12, 1:7, 9 . Душа Петра при этом последовании за Христом была всецело исполнена мыслью о своей мученической смерти, открытой ему его всеведущим Учителем и Господом и, как видно из дальнейшего, понятой Петром. Без сомнения, Пётр считал такую смерть, какую претерпел и его Господь, величайшей милостью Божией для себя и величайшей славой своей. Потому весьма естественно, что он, при виде возлюбленного ученика Господа, так же как и он теперь следующего за Ним, дерзнул спросить Господа, что же будет с этим учеником, готовится ли и ему тот же вожделенный путь страданий и мученической смерти, как и ему? Имея в виду указать именно на эту сторону вопроса Петрова, евангелист особенно указывает на ту черту, что вопрос относился именно к возлюбленному ученику Господа, которому в решительную минуту Господь открыл и предателя Своего (ср. 13:23–26). Но Господу не угодно было открыть образ кончины Своего возлюбленного ученика; Он ответил Петру, что это не его дело (ср. Деян. 1:7 ); довольно для него, если он будет знать о себе, а до других что ему (ср. Злат.)? Ему нет нужды знать сие и нет пользы от сего. – Чтобы он пребывал: т. е. оставался жив, не увидел не только насильственной, мученической кончины, но и естественной (ср. 12:34). – Пока приду: разумеется второе пришествие Господа, когда оставшиеся в живых не подвергнутся смерти, а только внезапному изменению ( 1Сол. 4:17 ; 1Кор. 15 и далее). Если бы Я захотел (так можно перефразировать слова Господа), чтобы ученик тот оставался жив всегда, что тебе до того? Ты следуй Мне по пути страданий и смерти Моей, а у него может быть и другой путь. 23. Ин. 21:23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Иисус Христос часто бывал в храме, а перед страданиями – каждый день ( Мф.26:55 ; Лк.22:53 ); жертвовал на благоукрашение храма и ученикам повелел делать то же ( Мф.17:27 ); похвалил вдову, пожертвовавшую последние две лепты, причем сказал, что ее жертва на храм есть «дар Богу» ( Лк.21:4 ). Он признал за храмом (рукотворенным) высокое достоинство и святость, назвав его «Домом Отца», – «домом Своим», и ревностным охранением его от осквернения, засвидетельствовал его чистоту и священное значение ( Ин.2:15–17 ; Мф.21:12–13 ; Мк.11:11, 15–17 ; Лк.19:45–46 ). Он учил, что храм есть место особого благодатного присутствия Божия ( Мф.23:21 ). Так как жертвы, для принесения которых предназначен был храм ветхозаветный, подлежали упразднению, то Господь, хотя и говорил ( Мф.24:2 ) о разрушении его (как ветхозаветного учреждения), но предуказал, что у христиан будут свои храмы: «не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?» ( Мк.11:17 ). Следовательно, Он утвердил святость и ревновал о высоком значении не одного только ветхозаветного храма, но и храмов новозаветных, которые будут не для одного народа (подобно храму иерусалимскому – для евреев), а для всех народов, вступивших в Церковь Христову, «домами молитвы» и местами принесения бескровной евхаристической жертвы («чистой жертвы» – Мал.1:11 ): «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). Эта заповедь Спасителя имела обязательную силу не для одних современников Его, а и для всех последующих времен. «Господь», – замечает святой Иоанн Златоуст , – «каждому слову придает особенную выразительность, устрашая и побуждая приносящего. В самом деле, сказал Он не только: «оставь дар твой», – но присовокупил: «пред жертвенником», чтобы напоминанием о священном месте привести его в страх; сказал не только: «пойди», – но присовокупил: «прежде примирись... и тогда приди и принеси дар твой». Этим Он показывает, что трапеза Господня не допускает к себе враждующих друг против друга. Да слышат это посвященные в таинства, но со враждою приступающие к алтарю; да слышат и непосвященные, потому что и к ним относится это слово». 313 Самим делом Господь засвидетельствовал Свое учение о христианских храмах, как местах совершения бескровной жертвы, важнейшего священнодействия христианского богослужения. Для установления и совершения таинства причащения Он избрал «горницу большую, устланную » ( Мк.14:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Евр.11:6 . «А – без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт». Объяснение. Название «вера» имеет не один смысл: а) вера есть сердечное влечение к Богу, б) вера есть вероучение, или знание, о Боге: Мк.11:23 ; Ин.17:3 . Истинное вероучение может быть только у послушных сынов Церкви Христовой: Рим.10:14 ; Деян.10:6 . Если сказано, что без веры угодить Богу невозможно, то сказано также, что вера без дел мертва: Иак.2:24–26 . О спасении по вере Ин.3:36 . «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём». Объясн. Не всякий верующий может иметь жизнь вечную: Лк.6:46 ; с другой стороны, и добрый язычник может сделаться примерным христианином: Деян.10:1–6:44–47 ; похвалил и Господь веру и смирение жены Хананеянки: Мф.15:28 , но об уверовавших и отпавших сказано: Евр.6:4–6:10:29 . Ин.16:31–32 . «Иисус отвечал им: теперь веруете? Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною». Объяснение. Вот урок здесь для того, чтобы не быть самонадеянным в вере. Господь как бы так говорит: не хвалитесь вашей верой, не пережив и даже не зная того великого испытания, которое предстоит теперь этой вере. Вот почему апостол Павел хотя и удостоился откровения, но хвалился только немощью: 2Кор.12:1:5, 9 . Ин.17:22–24 . «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им; да будут едино, как Мы едино... Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира». Объяснение. Испрашивая верующим единство, Иисус Христос присоединяет: «да уверует мир, что Ты послал Меня» (ст.21), и ещё: «и да познает мир, что Ты послал Меня» (ст.23). Здесь вера и разумение не разделяются одна от другого, но одна сопровождается другим: Рим.10:17 . Верующие увидят славу Божию в том смысле, что будут принимать участие в ней: Рим.8:17:30 ; будут царствовать с Христом, если только не отрекутся: 2Тим.2:12 , а кто отречётся, того отречётся и Господь: Мф.10:33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

А ведь Владыка Христос и сошел с неба, и явился на земле как небесный Человек (см. 1Кор.15:47–49 ), дабы нам, людям, показать, что и мы – с неба. И после того как жил на земле, Он опять вознесся на небо с телом, чтобы засвидетельствовать нам, что это – и наш путь, то есть путь людей. Мы, люди, и сотворены с душой христоподобной, чтобы сознавали, что Христов путь – это наш путь, Христова жизнь – наша жизнь, Христово Воскресение – наше воскресение, Христово Вознесение – наше вознесение, Христова вечность – наша вечность, Христово, Небесное Царство – наше царство. Посему досточудный Спаситель ясно и решительно изглаголал благовестие, сказав о Своих последователях: Они не от мира, как и Я не от мира ( Ин.17:17, 14 ). – Вот наше родословие, вот наше происхождение: оно такое же, как и Христово. Он – Бог, мы подобны Богу; Он – Христос, мы подобны Христу; Он – Богочеловек ради нас: дабы всецело нас Себе усвоить, уподобить, обогочеловечить, обожить. Поэтому Он, воистину Единый Человеколюбец, и молится о Своих последователях Небесному Отцу: Отче! которых Ты Мне дал, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою. которую Ты дал Мне ( Ин.17:24 ). Посему и конечная цель верующих во Христа – это их единство во Христе Боге и вечная жизнь в Троичном Божестве. Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино ( Ин.17:21–23 ). – Вот и наш вечный дом, и наша вечная жизнь: обитание во Святой Троице. Сколь удивительная вечность, сколь несказанное блаженство, сколь поразительная красота этого нашего нерукотворенного дома на небесах! Но это становится нашим лишь при одном условии: если мы во время жизни на земле – в подвиге святых евангельских таинств и святых евангельских добродетелей – соделаемся обителью Святой Троицы (см. Гал.3:27, 2:20 ; Ин.14:23, 20, 21, 17 ). Поэтому о святых, в самой полной мере исполнивших святые Христовы заповеди, обычно в церковных молитвах говорится, что они стали обителью Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Еф.3:21 . «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь». Объяснение. Вот ясное и определённое свидетельство о вечности Церкви Христовой, в которой главе её – Христу будет слава во все роды, от века до века. Определение о вечности Церкви сделано Самим Господом: Мф.16:18:28:20 . 4Цар.17:20:23 . «И отвратился Господь от всех потомков Израиля, и смирил их, и отдавал их в руки грабителям, и наконец отверг их от лица Своего... Доколе Господь не отверг Израиля чрез всех рабов Своих, пророков». Объяснение. Обетования Божии, что евреи вечно будут владеть землёю обетованною, были даны Богом под условием исполнения заповедей Божиих: Ис.1:19–20 ; Лев.25:18 ; при этом эти обетования простирались только на Ветхий Завет. При наступлении же «полноты времени», когда Бог послал Сына Своего Единородного: Гал.4:4 , тогда Этот Сын, Господь наш Иисус Христос , создал Церковь Свою, составляющуюся из разных членов: Еф.4:11–14 ; 2Тим.2:20–21 , и обещал ей существование вечное, до второго славного Своего Пришествия: Мф.28:20:16:18 . ж) Взаимообщение верующих в Церкви 1Ин.1:7 . «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете: то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». Объяснение. Под светом разумеется здесь истинное познание и, как необходимые следствия его, богоугодная жизнь, начало и основание вечной жизни. Всё это обнаруживается во взаимном общении верующих: ст.3; Ин.17:20–21 , и в очищении, в оправдании от грехов кровию Иисуса Христа. К делам взаимного общения верующих относятся, между прочим, молитвы о всех: молитвы святых умерших за живых: Откр.8:3 ; 2Пет.1:14–15 , молитвы оставшихся в живых за умерших: Сир.7:36 ; Тов.4:17 , молитвы ко святым. К делам очищения через Кровь Иисуса Христа относятся все Таинства, наипаче же Крещение, Причащение, Покаяние, Елеосвящение; Ин.3:5:6:56 ; Мф.18:18 ; Деян.19:18 ; Иак.5:14–15 . Если же кто скажет, что Кровь Христова очищает нас без всяких таинственных действий, без всякого посредства со стороны людей (призванных, по учению Православия, к совершению таинств, тому читай дальше: ст.8–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Из этого видно, что мы должны не только с усердием изучать Священные Писания, но и молиться Богу и денно и нощно умолять Его, чтобы Агнец «от колена Иудина» принес и Сам раскрыл книгу и снял с нее печати (ср. Откр.5:5 ). Ибо именно Он открывает Писания, зажигает сердца учеников, так что они говорят: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» ( Лк. 24:32 ). Возможно, Он и сейчас может открыть нам то, что вдохновило Его Апостола сказать: «Господь есть дух; а где Дух Господень, там свобода» ( 1Кор.3:17 ). И, по крайней мере, насколько позволяет судить мне мое ограниченное понимание, я думаю, что Слово Божье различно для разных слушателей. Как мы уже не раз говорили, Его называют то «путь», то «истина», то «жизнь» ( Ин.14:16 ), то «воскресение» ( Ин.11:25 ), то «плоть» ( Ин.1:14 ), то «дух» ( Ин.11:25 ). Ибо хотя Он воистину воспринял от Девы вещество плоти, в которой Он страдал на Кресте и начал воскресение, тем не менее, есть место, где Апостол говорит: «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» ( 2Кор.5:16 ), потому что и теперь Его слово зовет слушателей к более тонкому и духовному пониманию и хочет, чтобы они не воспринимали в законе ничего плотского, и говорит, что тот, кто желает снять покрывало со своего сердца, должен обратиться к Господу; не к Господу, словно бы как к плоти – а Он, без сомнения, и это, ибо сказано: «Слово стало плотью» ( Ин.1:14 ), – но, так сказать, к Господу как к духу. Ибо если он обратится к Господу как к духу, то перейдет от плотского к духовному, от рабства к свободе, так как «где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:17 ). А чтобы сказанное Апостолом стало еще яснее, рассмотрим некоторые другие его мысли. Так, он говорит, обращаясь к тем, кого считал неспособными вместить: «Я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор.2:2 ). Он не сказал им: «Господь есть дух» ( 2Кор.3:17 ), не сказал он и что Христос – премудрость Божья (ср. 1Кор.1:21, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Между прочим, жизнь обители и конкретно жизнь матушки Любови была связана с другим подвижником, тоже четвертого века — преподобным Онуфрием, который явился ей, когда она еще ничего не знала о существовании Марфо-Мариинской обители. В сонном видении он показал ей все места ада и рая и весь ее жизненный путь. Он показал ей саму обитель, святую преподобномученицу Великую княгиню Елизавету и многострадального отца Митрофана Сребрянского. И на протяжении всей жизни матушки Любови преподобный Онуфрий не оставлял ее и сестер обители милосердия своими предупреждениями, советами и молитвенным заступничеством. Мы знаем, что Церковь — одна. И небесная, и земная. И IV-ro века, и ХХ-го века. Она — во Христе, а Христос все соединяет, даруя нам самое необходимое. Сегодня мы услышим воскресное Евангелие, когда Господь вопрошает Петра после его троекратного отречения: «Любишь ли Меня?» (Ин. 21, 17). Трижды спрашивает его Господь, потому что трижды хочет восстановить тяжкое отступничество своего ученика, чтобы запечатлеть это отступничество троекратною любовью. Любовь — это то, что стОит очень дорого, потому что она всегда означает готовность положить жизнь свою за Христа и за паству. «Паси агнцы Моя, — говорит Господь, обращаясь к Петру, — паси овцы Моя, если любишь Меня». «Господи! Ты все знаешь, — отвечает Ему Петр, — Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин. 21, 17). И Господь открывает Петру, что ему предстоит именно путь страданий, путь Креста: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21, 18). Любовь всегда означает Крест. Любовь всегда означает готовность принести жертву, чтобы быть единой с тем, что Христос совершил для нас, независимо от того, какой путь определяет Господь для человека: путь исключительного преподобничества, какое явили великие пустынники, или мученичества, которым прославились наши святые новомученики и исповедники Российские. Или путь нашей как будто бы спокойной пока жизни, но которая тоже требует от нас полного (до конца) избрания Господа в мире, где уже невозможно оставаться человеком, не становясь христианином, потому что происходит распад и разрушение всего.

http://moral.ru/слово-в-неделю-о-закхее-...

Содержание Предисловие Отдел исагогический Глава I. Подлинность первого послания св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Глава II. Обстоятельства происхождения первого послания св. Апостола Иоанна Глава III. Анализ послания Глава IV. Текст послания Приложение I-e: О чтении IV, 3 Приложение II-e: Вопрос о чтении I Ин. V, 7. 8 Отдел экзегетический Введение (I, 1–4) Первая часть (I, 5–II, 11) Вторая часть (II, 12–28) Третья часть (II, 29–III, 24а). Четвертая часть (III, 24б–IV, 21). Пятая часть (V, 1–17) Заключение (V, 18–21).     Исагогико-экзегетическое исследование Предисловие Основание стены великого города – небесного Иерусалима, показанного Ангелом Тайновидцу, украшено разного рода драгоценными камнями: основание первое – яспис, второе – сапфир, третье – халкидон, четвертое – смарагд, пятое – сардоникс, шестое – сардолик, седьмое – хризолиф, восьмое – вирилл, девятое – топаз, десятое – хрисопрас, одиннадцатое – гиацинт, двенадцатое – аметист» ( Откр.21:19–20 ). Великий город – это невеста Агнца, святая Церковь ( Откр.21:9 ); двенадцать камней представляют собою символы двенадцати Апостолов, которых Господь положил в «основание» Своей Церкви. В этих драгоценных камнях каждый из двенадцати Апостолов имеет свою собственную эмблему: «стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» ( Откр.21:14 ). Все камни равно прекрасны и одинаково необходимы в общей системе здания города, но каждый из них сияет своею особенною красотой. Так и все Апостолы дивны в своих благовестнических трудах: каждый из них составляет существенную и необходимую часть великого здания Церкви, которая ость столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ), и ни один из них не может быть предпочтен другому. Но каждый из них прекрасен по-своему, поскольку имеет свои особенные духовные задатки и дарования, а они сообщают его сиянию определенный оттенок и своеобразную красоту. И если кто хочет не только созерцать это сияние, но и понимать его, тот необходимо должен постараться проникнуть в основные причины наблюдаемого различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Ис.59:7–8 . «Ноги их бегут ко злу, а они спешат на пролитие невинной крови; мысли их – мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира». Объяснение. То, что говорится о нравственном состоянии Иудеев и язычников, нельзя приписывать православным христианам. Конечно, все люди, входящие в состав земной Церкви, грешны: 1Ин.1:8 ; Рим.7:22–23 ; Иов.14:4 . Однако от этого Церковь в её основах, законе и учении не перестаёт быть святой: Еф.5:27 ; Рим.3:4:7 . Греховность отдельных людей не препятствует полному единению в вере всех христиан: Ин.17:21–22 ; 1Кор.12:12–14 ; Еф.4:3–5 . Подобно тому, как при Христе в апостольском сонме был и падший Иуда: Мф.10:1–7 ; Лк.18:10–14 , так и ныне должны сохранять единение в вере и молитве христиане не только святые, но и обременённые грехами: 2Тим.2:20–21 . При молитвенном общении всех христиан лучших с худшими, последние могут исправляться и улучшаться под влиянием первых: 1Кор.7:14:16 . Полное отделение праведников от грешников произведёт Сам Господь при кончине мира: Мф.13:24:30 . Иез.36:20 . «И пришли они к народам, куда пошли, и обесславили святое имя Моё, потому что о них говорят: «они народ Господа, и вышли из земли Его». Объяснение. Здесь говорится об Израильтянах, которые обесславили имя Божие у народов, куда пришли: ст.21. Но Иезекииль видит, что по возвращении Израиля в отечество последуют на раскаявшийся Израиль благословение и милости Божии: ст.25–27. Следовательно, эти слова пророка никакого повода не дают для того, чтобы отделяться от православных, хотя бы среди них и были худые люди, ибо в большом доме есть разные сосуды: 2Тим.2:20–21 . При молитвенном общении и единении христиан лучших с худшими последние могут исправиться и улучшаться под влиянием первых: 1Кор.7:14:16 . Основные места Священного Писания в учении о христианском единении 2Тим.2:20–21 . А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почётном, а другие в низком употреблении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010