На этой прощальной Вечере перед Своим страданием, которое явится непосильным испытанием для учеников, Господь предваряет их об этой их немощи и о духовных поражениях, их ждущих. Ко всем ученикам говорит Он: «Все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь» ( Мф.26:31 ; Мк.14:27 ), а в ответ на прекословие апостола Петра говорит ему, что в эту ночь трижды он отречется от Него ( Мф.26:34 ; Мк.14:30 ; Лк.22:34 ), причем неведение апостола Петра простерлось так далеко, что и на эти слова Господа он отвечает заверением: «Хотя бы надлежало мне умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики» ( Мф.26:35 ; ср. Мк.14:31 ). В ряду этих скорбных слов о человеческой немощи было сказано и о предательстве Иуды, и разве могло быть об этом не сказано, могло быть дано предательству тешить себя еще своей сокровенностью? Своим словом Господь обнажает язву Иуды перед его совестью, подавая тем ему руку помощи в душевной борьбе. Согласно синоптикам, свидетельство Господа о предательстве было единократным, во время Вечери. 190 Иоанн к этому прибавляет еще два: в начале Вечери и в конце ее. Первый раз при умовении ног ученикам Господь говорит Петру: «И вы чисты, но не все», и тут же евангелист прибавляет: «Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты» ( Ин.13:10–11 ). В таком виде это указание не было принято учениками, оно залегло лишь в душе Иоанна, для которого позднее раскрылось это предведение, и, конечно, в совести Иуды, на тот час, когда постигнет его раскаяние. Господь называет его нечистым. Это указывает, что Иуда вступил на путь не заблуждения только, но и греха, сатана осквернил его своим приближением. В Иуде поднялись низшие чувства, и он загрязнил себя принятием денег. Главное и центральное свидетельство о предательстве, рассказанное у синоптиков и у Иоанна, имело место в середине Вечери. У Иоанна оно рассказывается в более широком контексте, в связи с речью о значении омовения ног, которая кончается словами: «Не о всех вас говорю; Я знаю, которых Я избрал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Окончательно апостолы стали теми, кем Христос “уловил вселенную” (тропарь Пятидесятницы), лишь получив в день Пятидесятницы дар Святого Духа, Который “научил их всему” ( Ин.14.26 )» 174 . Апостол Петр Апостол Петр был уроженцем Вифсаиды Галилейской, сыном Ионы и братом святого апостола Андрея Первозванного, который привел его ко Христу ( Ин.1:40–42 ). Святой Петр был женат, имел дом в Капернауме ( Мф.8:14 ) и занимался рыбной ловлей. Первоначально Петра звали Симоном ( Ин.1:40 ). Имя Кифа (сирийское слово, означающее скалу) было дано ему в то время, когда он был призван к апостольскому служению: «и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» ( Ин.1:42 ). «Петр был свидетелем многих чудесных событий. Теща Петра была исцелена Господом от горячки ( Мк.1:30–31 ). В присутствии Спасителя Петр чудесным образом поймал такое множество рыб, что даже “сеть прорывалась” ( Лк.5:6 ), после чего оставил свое занятие и последовал за Господом ( Лк.5:11 ). Во время бури на Галилейском озере с дозволения Господа Петр некоторое время шел по воде ( Мф.14:29 ). Петр отличался особенной преданностью и ревностью, за что вместе с сынами Зеведеевыми он был удостоен особенного приближения к Господу. Вместе с Иаковом и Иоанном Петр был свидетелем воскрешения дочери Иаира ( Лк.8:51 ), потом – свидетелем славы Господа на Фаворе ( Лк.9:28 ) и Его Гефсиманской молитвы ( Мф.26:36–56 ). Петр первым от лица всех засвидетельствовал свою веру в мессианское достоинство Господа ( Мф.16:16 ). За это он удостоился наименования Камень (Петр), и на этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую не одолеют врата адовы ( Мф.16:18 ). Апостол Петр называется первым не только в общих списках апостолов, но также среди трех избранных учеников ( Лк.8:51 , Мф.17:1 , Мк.14:33 и др.). Подтверждает его авторитет среди других апостолов и выражение «Петр же и бывшие с ним» ( Лк.9:32 ), несколько раз встречающееся в Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гл. 11. Ст. 1–7. В церкви мужчины молятся с открытой, а женщины с покрытой головой, по правилу Апостольскому. 7–12. Муж по непосредственному происхождению от Бога есть образ и слава Божия, а жена по происхождению от мужа есть слава мужа: но в отношении к Господу муж не имеет преимущества пред женою, ни жена (женщина) пред мужем ( Гал.3:28 ); ибо как прежде жена произошла от мужа, так после муж от жены, а все от Бога. 19. И возражения против веры полезны; потому что сим лучше открывается и объясняется истина, с опровержением лжи ( Ин.20:25 сл.). 28. Если сердце (совесть) наше не осуждает нас; то мы имеем свободный доступ к Богу ( 1Ин.3:21 ). 31. Кто открывает Богу грех свой, и вины своей не утаивает, но исповедается пред Господом в преступлениях своих; с того Бог снимает вину греха его ( Пс.31:5 ). Гл. 12. Ст. 3. Кто получил от Иисуса Христа благодатный дар, и уверовал в Него; тот не должен злословить Его ( Мк.9:39 ) своим богоотступлением, и сим хулить Духа Святаго, дарующего нам в Господа Иисуса веру ( Мф.16:17 ; Ин.20:28, 29 ). 4–6. Дары Духа Святаго в верующих различны, но Благодать одна и та же: и служения (Господу) различны ( Еф.4:11 ), но Господь один и тот же: и действия Благодати различны, но Бог, производящий все, во всех один и тот же. Премудрость, едина сущи, всяческая может, и пребывающи в себе, вся обновляет, и по родом в души преподобных преходящи, други Божия и пророки устрояет: никого же любит Бог, токмо сего, иже с премудростию пребывает. Прем.7:27–28 . 8–10. Дары Святаго Духа верующим: мудрость, знание, вера, дары исцелений и чудотворения, пророчество, различение духов, разные языки и истолкование их. 14–30. Благодать Божия в верующих многоразлична ( 1Пет.4:10 ), но никто кроме Бога (И. Христа), не может иметь всех дарований, а каждому дается открытое действие Духа Святаго только по мере дара Христова или по мере веры в Него. Все верующие, как члены одного тела Христова, должны служить друг другу полученным от Бога даром, как верные слуги вверенной (данной) им благодати ( 1Пет.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Однако передачу права суда над родом человеческим Сыну вследствие единства Отца и Сына по существу ( Ин.10:30 ) нельзя представлять актом внешним, но актом внутренней жизни Триединого Бога, по которому вся творческая ( Ин.1:3 ) и промыслительная деятельность Бога посредствуется чрез Второе Лице Святой Троицы – Сына Божия. В частности и суд, о котором мы говорим, точно также совершается Триединым Богом чрез Иисуса Христа, как говорит Апостол Павел: Бог будет судить тайные (дела) человеков чрез Иисуса Христа ( Рим.2:16 ; ср. Деян.17:31 ). Богочеловек Христос явился, на земле совершителем дела искупления, которое тем не менее усвояется в Писании всем лицам Божества и даже исключительно сводится к Отцу, как высшему основанию всего; точно также должно быть и в отношении к суду, который имеет самое тесное отношение к делу искупления, как различение усвоивших плоды примирения с Богом от отвергнувших их, и здесь Сыну Божию, как Искупителю, приличествует совершение суда над родом человеческим, Сам Иисус Христос, говоря о передаче Ему Отцем власти суда, указывает на это основание, говоря: дал (Бог Отец) Ему (Сыну) власть производить и суд, потому что Он есть Сын человеческий. Его вочеловечение, смерть и воскресение делают Его владыкою над мертвыми и живыми ( Рим.14:9 ). Здесь время передачи присоединяется к совершившемуся во времени вочеловечению Христа; но мы не можем остановиться на той мысли, что до вочеловечения Сын Божий не имел власти суда. Приведенные выше слова: Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну, указывают, что эта власть усвоена Второму Лицу Святой Троицы от вечности, и потому в упоминании о вочеловечении Иисуса Христа мы должны видеть указание не на время передачи Ему власти суда, но на основание, почему она должна быть усвоена именно Ему. Он от вечности предопределен к вочеловечению ( Еф.1:4–5 и др.), и потому от вечности же Ему принадлежит власть судить, как имеющему сделаться Главою, Царем и Спасителем всего человеческого рода. Так как Христос есть предопределенный Богом ( Деян.18:31 ) Судия живых и мертвых, то о судейской деятельности святых Апостолов, а тем более ниневитян и царицы Савской в собственном смысле не может быть и речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Плотская страсть погашается скорбью, мучительной болезнью, жизненными обстоятельствами, тяжелой, изнурительной работой и жизненно важными заботами. Она также подавляется воздержанием в пище и питии (постом), бдением, молитвою, сопровождаемою преклонением колен, чтением Священного Писания… Всякое слово Бога чисто… ( Притч.30:5 .) Бог! — непорочен путь Его, чисто слово Господа… ( 2Цар.22:31 .) Слово Твое весьма чисто… ( Пс.118:140 ). Спаситель говорит ученикам: Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь ( Ин.15:3; 6:63 ). Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут ( Мф.24:35 ; Мк.13:31 ; Лк.21:33 ). …Слово Бога нашего пребудет вечно ( Ис.40:8 ). Слово Божие живет, потому что оно есть слово неизменного, независимого Бога. Бог не скажет сегодня того, чего Он не хотел вчера, и также завтра не вычеркнет того, что Он говорит сегодня. Когда мы читаем в Библии слова Божий — повеления, заповеди, обетования, — высказанные тысячи лет назад, они так же новы и сильны для нас, как будто уста Господни произнесли их сегодня. Вечное Слово, исходящее из уст Всемогущего Бога, обладает тою же могучею силою и новизною сегодня, как и тогда, когда Он говорил его Моисею, Илии или высказывал Его устами Своих пророков Исайи или Иеремии… Слово Божие всегда верно, неизменно и полно могущества. Оно — не просто слово, облеченное нравственною силою. Оно — сила Божия, живой носитель благодати Божией, проводник ее в приемлющие души. Оно никогда не будет отжившим свое время. Слово Божие — вечно, свежо, ибо оно есть вода живая ( Ин.4:11 ): Евангелие Царства Божия, проповедь Любви, учение Христа Спасителя. Благоговейно читающий Слово Божие тем самым утоляет жажду души своей кристально чистою водою живою, как бы омывает ею свою душу и очищается от грязи греховной. Все Писание богодухновенно ( 2Тим.3:16 ), и молитвенное чтение Священного Писания, размышление над ним, исследование его помогают очищать душу от греховной нечистоты, освобождают ум от дурных помыслов и склоняют его к размышлению о Боге. «Занимайся тщательнее либо молитвою, либо чтением — и будешь то сам с Богом беседовать, то Бог с тобою» ( 14 . Ч. 1. С. 20). Целомудрие и любовь — условия познания

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

5) О ниспослании Святого Духа Ин.14:16–17:20 . «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет... В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас...». Объясн. Под «миром», который не может принять Духа истины, разумеются неверующие во Христа: Ин.12:31:14:30 , таковы представители этого мира – иудеи, говорившие о Христе, что в Нём бес: Мф.12:24 ; знающими Духа истины названы ближайшие ученики Господа и другие уверовавшие в Него и испытавшие на себе действие Святого Духа через слово Господа: Ин.15:3 . Действие Святого Духа было ещё предуготовительно: Ин.7:39 , и только в день Пятидесятницы выполнилось обетование Господа о ниспослании Святого Духа: Деян.2:1–4 . 6) О жизни по духу Гал.5:25 . «Если мы живём духом, то по духу и поступать должны». Объясн. Ходить духом – значит обнаруживать в жизни своей те качества, кои суть плод духа: ст.22–23. Жизнь духовная – неистощимый источник утешений; но утешения эти не даром достаются: Лк.21:19 ; Евр.12:1 . Флп.4:5 . «Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко». Объясн. Возбуждая в филиппийцах радость о Господе, апостол просит быть кроткими, не заботиться ни о чём, но всё испрашивать молитвой у Бога и для пребывания в мире с Богом соблюдать всё, чему они научились у апостола: ст.4–9. Для страдальцев за Христа близость к Господу была признаком скорого окончания их страданий: Флп.1:23 . 7) О жизни вечной Мф.19:16 . «И вот некто подошед сказал Ему: Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?». Объясн. «Чтобы иметь жизнь вечную», необходимо соблюдать заповеди, слушать слово Иисуса Христа и веровать в Пославшего Его: Ин.5:24 ; кто будет веровать и креститься, спасён будет: Мк.16:16 , и при правой вере необходимо провождать добродетельную жизнь: 1Пет.2:12 . Мк.10:40 . «А дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Разделы портала «Азбука веры» Говорил ли Христос: Я Бог, поклоняйтесь Мне? Похожие вопросы 6 Ответов Конечно! Он так и сказал о Себе евреям — Я и Отец одно Ин. 10:30 И заметим, что никакой иносказательности, вроде сыновства от Иосифа. Евреи после этих слов Христа тут же взялись побить Его камнями за то, что Он делает Себя именно Богом Ин. 10:31–33 Причём, Христос призывал почитать Себя как Бога, а значит и слушать Его спасительное учение, как имеющее Божественное происхождение, и за нарушение которого будет суд Ин. 5:21–24 Иисус Христос — Бог воплотившийся, вочеловечившийся, ставший человеком, не переставая быть Богом. Иисус Христос как Бог и как Бог воплотившийся (цитаты из Библии) Апологетический аргумент состоящий в том, чтобы найти в Священном Писании фразу, абсолютно идентичную коранической, является достаточно наивной манипуляцией. Буквально такой фразы, что написана в Коране через пол тысячи лет, Он не говорил. Однако Он постоянно произносил слова или совершал различные действия, которые может и имеет право делать только Бог. Современники так и трактовали их ( Ин.10:32–33 ). В последней книги Библии мы можем видеть, как Иисус (Агнец Божий) принимает небесное прославление и поклонение, равное Богу: И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков ( Откр.5:8,13–14 ). Христос говорил нечто большее: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди . ( Ин.14:15 ) В этом утверждается истина, что Бог дал человеку свободную волю. Волю выбирать себе Господина. Но лишь добровольным служением Истинному Богу, исполнением воли Отца Небесного человек приближается к Нему, получая от Него в награду радость и мир в душе — и в этой жизни, и в будущей.

http://azbyka.ru/vopros/govoril-li-hrist...

Этот единственный в своем роде пример показывает, насколько Христовой Церкви чужда ложь во всех ее видах: как притворство, как мнительность и подозрительность, как лицемерие, как ханжество, как все, что имеет лишь вид благочестия, но не имеет его силы. Этот пример живо показывает, какой смертоносный меч готовит себе лжец. Преподобный Дорофей пишет, что «нужно большое внимание, чтобы нам не быть окраденными ложью, ибо лжец не имеет общения с Богом». Ложь чужда Богу. В Писании сказано, что ложь от лукавого, и что он ложь есть и отец лжи ( Ин.8:44 ). Вот, отцом лжи назван диавол, а истина есть Бог , ибо Он Сам говорит: «Аз есмь путь, истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). Видите, от Кого мы отлучаем себя и с кем соединяемся ложью: очевидно с лукавым. Итак, если мы поистине хотим спастись, то мы должны всеми силами охранять себя от всякой лжи, чтобы она не отлучила нас от истины и жизни. Суббота. О Небесном и о земном хлебе Ин.6:14–27   Деян.5:21–33 Когда после чудесного насыщения пяти тысяч пятью хлебами Иисус переправился на другой берег Геннисаретского озера, весь народ последовал за Ним. И даже говорили: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир». Но Господь с грустью укоряет их: «вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились». И через минуту это подтвердилось. Когда Господь далее сказал: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» ( Ин.6:29 ), – то в ответ услышал: «какое же Ты дашь знамение, чтобы мы» «поверили Тебе»? «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» ( Ин.6:30–31 ). Вот чего ждали от Иисуса: еще хлеба. И они еще и хотели «придти, нечаянно взять Его и сделать царем», – чтобы хлеба и всегда было вдоволь. А Господь говорит: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий». Да, от хлеба – жизнь. От земного хлеба – земная, временная жизнь. А от Небесного – вечная, небесная. С земным просто: откусил, разжевал, проглотил, – и продлятся твои дни на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

4 . Так и христианин, нашедший в себе духовную харизму и радующийся утешению Божественной благодати, пусть надежно сокроет в себе утешение Духа или ведение небесных тайн, не хвастаясь и не показывая себя ближним, дабы, подпав под власть завистливой злобы, не быть незаметно обкрадываемым незримыми разбойниками под благовидными предлогами и не оказаться совершенно обворованным еще до тех пор, когда Небесный Царь назначит его на какое-либо служение и (пожалует) ему духовный сан. Ибо домостроители тайн Божиих ( 1Кор. 4:1 ), могущие действительно принести пользу душам и назначаемые на это Духом, – именно они непрестанно стяжают небесное сокровище и произносят свои слова со властью ( Лк. 4:32 ), нехвастливо и нетщеславно. Ведь (у Апостола) сказано: Так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши ( 1Фес. 2:4 ). И еще: Пред Богом, во Христе говорим ( 2Кор. 2:17 ). Поэтому христиане должны с великим влечением устремляться к лучшим и большим дарам ( 1Кор. 12:31 ) Духа, быть ненасытными в (стяжании) небесного богатства и (всегда) алкать и жаждать правды ( Мф. 5:6 ), – а это и есть совершенная и непреложная любовь Духа ( Рим. 15:30 ). И блаженный Павел убеждает и увещает обладающих великими харизмами (стремиться) к ней, не удовлетворяться уже приобретенными дарами Духа, но со всяким молением стараться стяжать то, что делает невозможным падение, – совершенную и непреложную любовь Духа, которая содержит в себе все харизмы. Более того, Апостол открывает (своим) ученикам, что она есть путь еще превосходнейший ( 1Кор. 12:31 ). Ибо у достигших таких степеней (духовного преуспеяния) и порочные страсти упраздняются по словам: Любовь не завидует, не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла ( 1Кор. 13:4–5 ) и так далее; в них непрерывно и непрестанно изливается живой источник Духа из бездны Божества, как сказано: А кто будет пить воду, которую Я дам ему, (то вода эта) сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ), всегда восхищая ум в небесные неизреченные тайны ( 2Кор. 2:14 ), окрыляя его от славы к славе ( 2Кор. 3:18 ), от веков в века, от таинств в таинства, от силы в силу ( Пс. 83:8 ), от отдохновений в неизглаголанные отдохновения, от добродетелей в добродетели, от надмирных светов в сверхмирные света.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Буря мя злых (зол) обдержит, благоутробне Господи: но яко Петру, и мне руку простри ( Мф.14:31 ). Яко спасл еси Петра возопивши спаси, предварив мя (поспеши спасти и меня), Спасе, от зверя избави, простер Твою руку, и возведи из глубины греховныя ( Мф.14:30–31 ). Мене ради Бог сый, вообразился еси в мя, показал еси чудеса. – Принявший на Себя образ человеческий, Един из Лиц Святой Троицы, единосущный Отцу и Духу, Сын Божий во дни Своей земной жизни сотворил множество чудес, показавших Его власть над болезнями, над бесами, над смертью, над стихиями. Он чудесным образом исцелял увечных, прокаженных, слепых, хромых, расслабленных, бесноватых, воскрешал мертвых, укрощал бури, претворил воду в вино. Чудеса Иисуса Христа прежде всего свидетельствовали о Его Божественном посольстве в мир. Сам Он говорил о них: Я имею свидетельство больше Иоаннова, ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня ( Ин.5:36 ). Вместе с тем в чудесах Христовых замечательно то, что они человеколюбивы, знаменательны. Ни одного чуда Христос не совершил с единственной целью прославления Себя. Еще во время искушения в пустыне Он отказался превратить камень в хлеб и броситься с высокой кровли храма без малейшего вреда для Своей жизни. Эти чудеса, которых требовал от Христа диавол, могли бы только послужить к личной славе Христовой, но не имели бы спасительного значения для людей. Во время Своего общественного служения Иисус Христос по той же причине не согласился на предложение фарисеев и книжников показать знамение с неба ( Мф.12:39 ; Лк.11:16–29 ), например, произвести гром и молнию в ясную погоду. Такое знамение, может быть, умножило бы славу Христа, но Он избегал славы человеческой и Своим Божеским всемогуществом никогда не пользовался для прославления Себя. Все дела Его всемогущества были делами человеколюбия и благости. По человеколюбию и благости Он отказал также в позволении двоим ученикам Своим, ревновавшим о Его славе, низвести огонь с неба на самарян в наказание за то, что они не приняли Его ( Лк.9:55 ). Чудо над смоковницей, высохшей после проклятия ее Христом, казалось бы, свидетельствует об Его бесцельной строгости, на самом же деле оно было символическим пророчеством об отвержении иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010