«Испытание силы Его обличит безумных». Божественное всемогущество испытывается нечестием, чтобы вынудить его обнаружение. Мысль близкая к 1-ой половине 2-го ст. «Испытывать» и «искушать» (2 ст.) ( δοκιμζεσθαι и πειρζειν) – слова, употребляющиеся в книге Премудрости и вообще в Св. Писании почти в одном и том же значении. (См. Прем. 2:17, 3:5–6, 11:9–10 ; Пс. 94 ; 2Кор. 13:5 ; Евр. 3:9 ). Прем.1:4 . В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, 4 стих содержит основание для 3 ст. Нечестие потому отдаляет от Бога, что с нечестивыми людьми не соединяется премудрость, которая ведет к богопознанию ( Прем. 9:17 ) и посредствует в общении с Богом ( Прем. 6:9 ). Под премудростью здесь, как это видно из 5 и 6 ст., разумеется Божественная сила, обнаруживающая свое действие в душах людей. Душа ( ψυχ) и тела ( σμα) взяты в четвертом стихе не только для обозначения целого человека (как во 2Мак. 7:37, 14:38, 15:30 ), но тело означает еще источник и средоточие всего нравственного злого в человеке; эта мысль у Филона была своего рода догматом, она не чужда и писателю книги Премудрости (см. Прем. 8:19–20 ст.). Но писатель различает только две части человеческого существа: душу и тело ( Прем. 8:19–20, 9:15, 15:11, 16:14 ), а не три, как у Филона, в этом нельзя не заметить его самостоятельности. Тело представляется в 4-ом стихе «порабощенным греху», т.е. оно сделалось его рабом, как бы куплено им (ср. Рим. 7:14 ), душа же названа «лукавою», как замышляющая зло (ср. Прем. 11:4 ). – «Обитать» – обычное для Св. Писания выражение мысли о действии Божественной силы (премудрости) в душе человека. Оно дает тот оттенок мысли, что эта сила не земного, а небесного происхождения и только временно живет в человеке (см. Еф. 3:17 ; Кол. 1:19, 2:9 ). Прем.1:5 . ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды. 5 . Премудрость в силу своей святости удаляется от всякого греха. Она названа здесь Духом Святым ( πνεμα αγιον). Это выражение ( πνεμα αγ.) по библейскому словоупотреблению означает Божественную силу и деятельность в отличие от Божественного существа самого в себе, – оживляющий и одушевляющий принцип в физическом и духовном мире. Различные духовные свойства, в которых Божественный Дух обнаруживается, ставятся при этом в родительном падеже (см. Прем. 7:7 ; Ис. 11:2 ; Втор. 34:9 ; Еф. 1:8 ; 2Кор. 4:13 ; 2Тим. 1:7 ; Ин. 14:17, 15:26 ). Здесь при πνεμα стоит родительный σοφας. В понятии σοφα писатель книги мыслит не интеллектуальную, а нравственно-практическую сторону мудрости, умение сообразовать свою жизнь с заповедями Божиими, благочестие ( Прем. 2:12, 3:11, 7:14 ; Пс. 50 ; Притч. 1:2 ; Сир. 2:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалмопевец устанавливает внутреннюю связь между миром и благочестием и говорит, что в человеке нет мира от грехов его ( Ис.37:4 ). Пророк Исайя рисует счастливую будущность, когда «делом правды будет мир... и народ будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных» ( Ис.32:17–18 ). Зависимость и взаимосвязь мирной жизни с нравственным состоянием человека усматривают пророки Исайя («нечестивым нет мира») ( Ис.48:22; 57:21 ), грешники «пути мира не знают» ( Ис.59:8 ) и Иезекииль (нечестивые «будут искать мира и не найдут») ( Ис.7:25 ). Понятие «мир и правда», как имеющие одно нравственное основание, ставятся рядом и в зависимость друг от друга. ( Эсф.9:30 ; Пс.84:11 ). Пролитие крови «во имя мира» осуждается как беззаконие ( 3Цар.2:5 ). Благоволение Божие к человеку связано с дарованием ему мира ( Чис.6:26 ). Мир уподобляется реке ( Ис.66:12 ), несущей жизнь и изобилие. Третий иудейский первосвященник Финеес за свое мужество и ревность о нравственной чистоте народа был удостоен «завета мира и вечного священства» ( Чис.25:11–13 ). Поскольку священство носит не временный характер, а вечный, то и «завет мира» для священников всех времен является нерушимым. Слова книги Притчей Соломона: «коварство – в сердце злоумышленников, радость – у миротворцев» ( Притч.12:20 ) – раскрывают глубокое содержание миротворчества, его подлинную сущность – радость. Эти слова премудрого Соломона явились подготовлением человечества к пониманию пения ангелов при Рождении Христа – «... и на земле мир, в человеках благоволение» ( Лк.2:14 ) и к новозаветному, чисто духовному восприятию понятия мир. Понимание мира в новом завете Христос пришел на землю, чтобы благовествовать «мир. дальним и близким» ( Еф.2:17 ) и сам является миром для верующих в Него ( Еф.2:14 ). Божественный Учитель, посылая учеников на проповедь Евангелия, заповедал им в каждом доме обращаться с приветствием «мир дому сему» ( Лк.10:5 ). Интересно отметить, что мир в данном случае наделяется свойствами живого существа – он обладает способностью «почивать в доме» или на «сыне мира», но может и возвращаться, если последний не будет достоин этого ( Мф.10:12–13 ). Христос многократно обращался к апостолам со словами «мир вам» ( Лк.24:36 ; Ин. 19:20; 21:26 ), причем это было не обычное еврейское приветствие (selom), а в него вкладывалось новое христианское понимание. Это не мир, скоро исчезающий, переходящий «в войну», а мир Божественный, свыше подающийся достойному человеку или «дому» ( Лк.10:5–6; 10:13 ) и имеющий свое основание силу и незыблемость во Христе. Пожелание Учителя, «чтобы вы имели во Мне мир», т.е. мир Христов, является залогом победы над силами зла. Это «мир от Бога Отца нашего и Господина Иисуса Христа» ( Рим.1:7 )

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Если в эпоху Ветхого Завета преимущественно фиксируются непосредственные теофании, которые имеют спорадический характер, хотя Промысел Божий всегда непрерывен, то в Новом Завете события жизни Иисуса Христа протекают и в священном, и в человеческом времени, что обусловливалось Его Божественной и человеческой природой. Все время Ветхого Завета, вся его длительность, с одной стороны, сохраняет чисто физически-темпоральную протяженность, с другой стороны – на смену времени и истории Ветхого Завета приходят абсолютно иное акселерированное время и пропитанная каиросом, заданная Спасителем и Святым Духом 367 история Нового Завета. Приход на землю Иисуса Христа радикально меняет весь существующий порядок вещей и идей. Будучи присутствующим в историческом человеческом времени, Он берет в Свои руки всю миссию управления временем и историей и фиксирует в сознании верующих знание о том, что «исполнися время и приближися Царствие Божие» ( Мк. 1:15 ), о том, что «прииде кончина лета» ( Гал. 4:4 ). Это центральное и конституирующее событие Священной истории стало не только темпоральным, но и духовным ее разделением на две части: старую и новую, конечную и бесконечную, духовно регрессирующую и духовно прогрессирующую. Само время приобретает небывалые, иные модусы, меняются его событийная наполненность, функции, смысл, темп и последовательность. На смену эсхатологическому Дню Ягве приходит апокалипсический День Господний ( Ин. 2, 20 ; 2Пет. 3 , 10; 1Фес. 5:2 ), «день Божий» ( 2Пет. 3:12 ), «день» ( Мф. 24 , 36; 25, 13; Мк. 13 , 32); «день Христов» ( Флп. 1 , 10; 2, 16; 2Фес. 2:2 ), «день Господа» ( 1Кор. 1 , 8; 2 Кор. 1:14), «день Исуса Христа» ( Флп. 1:6 ), «день спасения» (Кор. 6:2), «день искупления» ( Еф. 4:30 ), «день суда» ( Мф. 10 , 15; 12, 36; 2Пет. 3 , 7; 1Ин. 4, 17 ; Рим. 2:16 ), «день Сына Человеческого» ( Лк. 17, 24:26 ), «первый день» ( Мф. 16, 2:9 ), «последний день» ( Ин. 6 , 40; 11:24), «день оный» ( Лк. 10 , 12; Ин. 14, 20 ; 2Фес. 1 , 10; 2Тим. 4, 8 ; Евр. 10 , 25), «великий день» ( Иуд. 1:6 ), «день гнева» ( Рим. 2, 5 ; Откр. 6:17 ), «день вечный» ( 2Пет. 3 , 18) то есть – «воскресенье», «Пасха», «восьмой день» «апокалипсис», «эпифания», «Парусия», «Второе Пришествие», «век будущий», и именно он актуализирует и фиксирует конечную точку и границу земной истории ( Откр. 1 , 10; 1 Кор. 11:26). 368 Значительное количество высказываний относительно этого дня свидетельствует о его генеральном сотериологическом и эсхатологическом значении в вероучении христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

1.1 БИБЛИЯ 8 . Научное богословское исследование должно начинаться с изучения библейских оснований того или иного учения и церковной практики. Поэтому в изучаемой нами проблематике необходимо задаться вопросом о том, рассматривает ли Священное Писание вопрос об участи некрещеных младенцев в принципе. Так, предварительное ознакомление с Новозаветными Текстами убеждает нас в том, что первые христианские общины не задавались вопросом о возможности достижения спасения новорожденными и некрещеными младенцами. Говоря о практике крещения, Новый Завет обычно подразумевает крещение взрослых. Но сами по себе, новозаветные свидетельства не исключают возможности крещения детей. Так, в Деяниях Апостольских говорится о крещении уверовавших «со всем домом своим» (oikos) ( Деян.18:8 , ср. 16:15 и 33) (ср. также 1Кор.1:16 ), что дает возможность предположить крещение младенцев вместе со взрослыми. Отсутствие однозначных свидетельств по данному вопросу, возможно, объясняется тем фактом, что главной темой Писаний Нового Завета был (не вопрос крещения сам по себе (А.С.)), но первоначальное распространение христианства по всему миру. 9 . Отсутствие ясного учения об участи некрещеных младенцев в Новом Завете не означает невозможности ссылки на основные данные библейского учения в богословской дискуссии. Среди таковых: 1) Воля Божия о спасении всех людей (ср. Ин.3:15, 22:18 ; 1Тим.2:3–6 ), благодаря победе Иисуса Христа над грехом и смертью (ср. Еф.1:20–22 ; Фил.7–11 ; Рим.14:9 ; 1Кор.15:20–28 ). 2) Всеобщая человеческая греховность (ср. Быт.6:5–6, 8:21 ; 3Цар.8:46 ; Пс.129:3 ) и реальность того, что все, происходящие от Адама, рождены во грехе ( Пс.50:7 ; Сир.25:24 ), а потому обречены на смерть (ср. Рим.5:12 ; 1Кор.15:22 ). 3) Утверждение необходимости веры для спасения верующего (ср. Рим.1:16,17 ) и, одновременно, необходимость Крещения (ср. Мк.16:16 ; Мф.28:19 ; Деян.2:40–41, 16:30–33 ) и Евхаристии (ср. Ин.6:53 ), преподаемых Церковью. 4) Христианское упование превосходит человеческую надежду (ср. Рим.4:18–21 ). Оно возвещает, что Живой Бог – Спаситель всего человечества (ср. 1Тим.4:10 ), Который, в жизни со Христом, сделает всех причастниками Своей Славы (ср. 1Фес.5:9–11 ; Рим.8:2–5, 23–25 ). Христиане же должны быть готовы дать отчет в этом своем уповании (ср. 1Пет.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

   И вера — дар Святого Духа, потому и она подается Духом Святым (1Кор.12:9). Почему и вера — дар? Потому что объемлет она Богочеловека Христа и Его вечное Евангелие. А их нельзя ни познать, ни усвоить без непосредственного благодатного действия Духа Святого. Почему? Потому что в них — всё Божественное, и наднебесное, и вечное, и Богочеловеческое, и святое, и безграничное. К ним приводит и в них вводит лишь Дух Святой — Дух Истины; и потому сказует Он нам всю истину о Владыке Христе и Его вечном Евангелии (см. Ин.16:13—14). Вера — плод Духа Святого (Гал.5:22). Поэтому именно верою вселяется Христос в людские сердца (Еф.3:17). Начальник и Совершитель веры — Сам Господь Иисус Христос (Евр.12:2). Отсюда проистекает евангельское и непогрешимое мерило всего сущего: Все, что не по вере — грех (Рим.14:23). А к тому же и сие благовестие засвидетельствовано как истина: Сия есть победа, победившая мир, вера наша (1Ин.5:4).     Дар исцелений (1Кор.12:9, 28, 30 — Примеч. ред.) от всех недугов — и духовных, и телесных — [это тоже] дар Духа Святого. Духовные и телесные недуги — следствие греха. Войдя в человеческое естество, грех всецело поразил его болезнью: и душу, и тело. Болезни духовные, вогнездившись в душе, вызывают ее смерть, а телесные — произвели смерть тела. Вочеловечившись, Владыка Христос исцелил человеческое естество от тех и других болезней и от сугубой смерти. Тот, кто Ему совоплощается, — исцеляется от всех недугов и избавляется от всякой смерти. Это совоплощение совершается Духом Святым. Наполняя Своими благодатными силами человеческое естество, Дух Святой исцеляет его от всех духовных и телесных немощей. Дар исцелений — составная часть Евангелия спасения. В этом, собственно, и состоит спасение. Поэтому Спаситель, посылая Своих Апостолов на первую проповедь Евангелия, наделяет их этим даром, дабы врачевали они всякую болезнь и всякую немощь (Мф.10:1). Подает Он им то, что Сам имеет в изобилии и вкупе с Отцом и Духом Святым совершает ради спасения мира. Исцеление — это выздоровление души от пристрастия ко греху, от сластолюбия. Что такое здоровье души? — Отсутствие греха и наличие в душе божественного, бессмертного, вечного: жизнь богоподобием и ради богоподобия. А болезнь души, что это такое? — Присутствие греха, страсти, всего злого, всего диавольского. Исцеляется же душа через освобождение от греха, через освящение, через обогочеловечение. Здоровая душа живет Богом и трудится для Бога. Больная душа живет грехом, в похотях и для похотей. То же самое действует и в отношении к здоровью и болезни тела. Ведь и человеческое тело создано для бессмертия и вечной жизни. И оно — от Господа и для Господа, ибо и оно сотворено Богом Словом и для Бога Слова (ср. Кол.1:16; Ин.1:3—4; 1Кор.6:13—17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

Он добровольно ( Ин.10:17–18 ; Деян.2:23, 3:18, 4:27 ) избрал Крест, как «олтарь, на немже... яко жертва непорочная Богу принесена во умилостивление» ( Евр.7:27 ; Кол.1:20 ), как лествицу в славу и царство» ( Ин.12:31–32 ; Флп.2:8–9 ), как орудие нашего спасения, как «мерило, имже цена во искупление рода человеческого измерися» ( 1Пет.1:18–19 ; 1Кор.6:20 ) и как оружие победы над диаволом ( Кол.2:14–15 ) (190 а –192 а ). Такое значение св. Креста в деле нашего спасения должно служить важнейшим основанием в пользу его почитания. 1) «Олтарь, на немже приносится жертва, умилостивляющая Бога о гресех наших, должен быти в чести... Но Крест Господень есть олтарь, на немже Христос себе самого, яко агнца непорочна и нескверна принесе в жертву Богу Отцу... Убо Крест Господень должен быти в чести...» (192 а ). 2) «Лествица Христа в славу вознесшая, на ней же Господь утверждашеся, не имать быти в презрении и поругании... Но Крест Господень бяше лествица Христа в славу вознесшая... Убо Крест Христов не имать быти в презрении, и поругании...» (192 аб ); 3) «Орудие спасения нашего и оружие имже побежден бысть супостат наш диавол, должно быти в чести... Но Крест Господень есть орудие спасения нашего, и оружие не Голиафа врага единому Израилю, но диавола супостата всему миру, победившее... Убо Крест Господень, яко орудие спасения нашего, и оружие врага победившее, должно быти в чести» (192 б –193 а ). Кроме указанных мест св. Писания Нового Завета, о Кресте Господнем упоминается: Еф.3:18 ; Гал.6:11 ; Апок.14:1, 7:3 ; Мф.24:30 ; 1Кор.1:18 ; Флп.3:18–19 (193 а –197 б ). При этом но поводу Гал.6:14 , и Апок.14:1 , «Камень веры» дает краткие ответы на следующие два замечания своих противников: 1) «мы», говорят они, «хвалимся Христом» и 2) от Иудеев и язычников отличаемся крещением. Но, по словам «Камня веры», 1) Христа нельзя признавать, не признавая в то же время Его Креста и страданий и 2) крещение имеет свою силу также от крестной смерти Спасителя (194 а –195 б ). На основании 1Кор.1:18 ; Флп.3:18–19 «Камень веры» делает следующие два заключения: 1) «Слово Крестное погибающым убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Заключающееся в немногих словах, предложение это имеет большую неясность и требует особенно точного исследования, ибо глубиной отличается речь об этом и, полагаю, не удобопонятна для многих. Что касается до простейшего и удобопонятного всем (буквального) смысла, то не другого кого определяет Иудеям отца кроме ниспавшего с неба сатаны. Но находящиеся вслед за тем слова как бы об этом определённом для них отце: потому что лжец есть как и (αϑς α) отец его“ 261 , несколько смущают нас и даже не мало заставляют недоумевать. О ком в самом деле, здраво рассуждая, мы можем предположить, что он был отцом диаволу? Неужели кто другой прежде него ниспал, которому этот второй уподоблялся бы по виду и нравственности? Ведь из священных и божественных писаний невозможно представить места для доказательства этого. А чего не говорится богодухновенными писаниями, то отнюдь не приемлемо для веры 262 . Напротив всякий дух между демонами называется (и является как) детище диавола сатаны, по сказанному Спасителем нашим Христом: „если же са- —352— тана сатану изгоняет, на себя самого разделился“ ( Мф.12:26 ). Но одного из прочих, преимуществующего и верховного, мы знаем, – это тот, к Кому сказано через пророка Иезекииля: „ты – отпечаток подобия и венец красоты, в сладости рая Божия рождённый, всяким камнем дорогим ты облёкся“ ( Иез.28:12–13 ). Кого же поэтому другого, без опасения ошибки, должны мы предполагать, сообразно коему этот отпечатлён, разумею сходство в порочности? Некоторые из древних толкователей, в объяснение этого места, прекрасно утверждали, что тот исконный сатана, который считается предстоятелем и всех других демонов, связан, как сказано, силой Божей ( Мф.12:29 ; 2Петр.2:4 ; Иуд.1:6 ) и ввержен в самый тартар для наказания за свою дерзость против Бога, а после него явился некоторый другой, однообразный с своим отцом по мерзостям, нынешний князь века сего ( Ин.12:31,14:30,16:11 ; Мф.9:34,12:24 ; Еф.6:12 др.), – и что именно о нём Спаситель говорит, что и „человекоубийца был от начала“ и: „потому что лжец есть как (σπε) отец его“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

БОГ ВЕКА СЕГО Бог века сего (2Кор.4:4) в других местах Священного Писания называется князем мира (Ин.12:31; 14:30), миродержителем тмы века сего (Еф.6:12), духом, действующим, в сынах противления (Еф.2:2). Он бог века сего потому, что живущие по духу его покорствуют ему, охотно внимают внушениям его и усердно действуют по началам его. Эта власть не прирожденная ему, а случайная, основанная на оплошности людей, падких на плотскую жизнь в самоугодии. Покорные ему не прямо ему покорствуют, а преданы лишь самоугодию; самоугодие их отворяет дверь для входа ему в души, куда он вошедши, бушует, увлекая их на злые и срамные дела, смотря по степени самоугодливости каждого. Сам он редко вступает в дело. Личным его делом было прельщение прародителей, искушение Христа Спасителя и будущее действование в антихристе. Обычно же действует он чрез полчища бесов, которые всюду шныряют и во все вмешиваются - нельзя ли где состротить что-либо худое. Иные из них поселяются в телах людей, в тех частях, чрез которые преимущественно действует страсть, которой кто предан. Бесноваты не одни те, в которых буйство беса видимо обнаруживается; в наибольшей части бесноватых бесы смирно живут, лишь чрез внушение заправляя их страстными делами и усиливая деятельность свою в ту пору, когда кто задумает покаяться и исправиться. У иных живет по нескольку бесов; это у тех, которые работают многим страстям. Вот чрез них-то и властвует бог века сего. Язычники поклонялись ему, обоготворив страсти; теперь же кланяются ему рекомые христиане, преклоняясь пред влечениями страстей, им разжигаемых и управляемых. Как ослепляет он разумы неверных? Совсем заслоняя от них Бога и порядок вещей Божественных и оковывая сознание их одним видимым и осязаемым, как будто невидимого и неосязаемого ничего и нет. Бывает у них и Бог на языке, но это слово проходит чрез уста бесследно; промелькает и речь о смерти, но так, как будто это дело их не касается. Обыкновенно же они сами для себя - бог, сами о себе промышляют, сами устраивают участь свою, полагаясь во всем на себя одних и опираясь на подручные им средства и способы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

5, 7. Священники во храме приносят в субботы (каждый день) жертвы за свои грехи и за грехи народа; следственно Бог хочет от нас всякий день покаяния и добрых дел. 8. Кто сотворил ( Мк.2:27 ) субботу (время), Того и должны мы почитать в субботу (во всякое время – Еф.6:18 ). 11–12. Никто ни в какое созданное Богом время ( Быт.1:14 ) сам себе не враг; посему всегда должно делать и другому добро, не уклоняясь от того под предлогом успокоения, приличествующего празднику. 12, 11, 10. Человек несравненно лучше овцы ( Евр.2:6–7 ), но когда он заблуждается, то подобен овце; заблуждение же есть грех, а грех подобен болезни, грех же и болезнь подобны яме ( Мф.12:10, 11 сличи в ст. Мф.12:11 слово: «впадет» с Сир.38:15 и см. выше Мф.9:6 ). 10. Приложися человек скотом несмысленным и уподобися им ( Пс.48:13 ). 11. Праведник милует души скотов своих; утробы (сердца) же нечестивых немилостивны ( Притч.12:10 ). 19–20. Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, кротка, послушлива, исполнена милосердия и добрых дел, беспристрастна и нелицемерна ( Иак.3:17 ). 24–25. Разумевает праведный сердца нечестивых, и уничтожает нечестивые (мысли) в злых (в нечестивых). Притч.21:12 . 25. Где несогласие, раздоры и распри, там гибель и разрушение; а где любовь и мир, там сила и крепость. 26. От несогласия разрушаются общества; даже в царстве злых духов есть своя подчиненность. 27–28. Верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную, а неверующий уже осужден есть ( Ин.3:18 ). Вера в силу Божию во Христе постыждает неверие и осуждает. 30. Кто не одних мыслей со Христом, тот, как противник Ему, иначе учит и поступает; но он и учение его погибнет ( Мф.15:13 ). Кто, оставляя веру в силу Божию, доверяет тайным и злым силам тварей или злых духов; тот хулит имя Божие. Не чудотворец тот, а волшебник, кто действует не Христовым именем, но тайными и злыми силами, и в особенности злых духов. 32. Кто злословит человека, тот может спастись покаянием: а кто хулит Духа Божия, отвергая в Боге святость, всемогущество, всеведение и другие Его совершенства; для того спасение невозможно ( Деян.5:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Стих 5. φς – свет, σκοτα – тьма. Светом называет Евангелист Слово Божие, Иисуса Христа, как Просветителя душ Человеческих, как Спасителя мира; называет и всё дело Спасения Человека. В противоположность сему, под тьмою нужно разуметь не только ложь, обман, грех , неверие и всё противоположное свету и истине, но и людей, заражённых грехом и неверием. Таким образом, когда говорится, что тьма не объяла света, то этим показывается непринятие Христа и учения Его людьми греха и лжи, и вместе бессилие зла подавить, омрачить, извратить учение Его, убить Самого Христа ( Ин.14:30 ). Стих 16. Благодать на благодать, или буквально: благодать за благодать, то есть вместо благодати Закона Моисеева, ведшего к осуждению, или даже вместо первоначальной благодати, потерянной в Раю, Христос дал новую благодать, туне оправдывающую человека; вместо благодати Ветхого Завета благодать Нового Завета. Яснее же: вместо правды от Закона Христос нам дал правду от веры, то есть дал возможность оправдаться не делами Закона, не исполнением заповедей, но верою в заслуги Его ( Рим.10:3–6 ). Израильтяне были усыновлены Богу, как потомки Авраама ( Рим.9:4 ); мы же усыновлены Ему через Самого Сына Божия ( Ин.1:12 ; Гал.4:5–7 ). Им принадлежала слава преходящая – нам – пребывающая вечно ( 2Кор.3:10,11 ). Словом, здесь указывается обилие и превосходство благодати Христовой, какой не мог доставить Ветхий Завет (сравните: Рим.5:2 и сл. Еф.5:2–9 ). Χρις – благодать – всё, что подаётся Богом туне, по воле Его и милости, без заслуг со стороны человека, и что необходимо для его Спасения, вообще все Божественные силы, яже к животу и благочестию ( 2Пет.1:3 ), какие подаются христианину в таинствах. Стих 17. Благодать и истина Иисусом Христом бысть. И Ветхий Завет не был без благодати и без истины, но по толкованию святого Златоустого (на Ин., беседа 14), там только образы вещей, а здесь самая истина; там сыновство по имени, и не без рабства; здесь сыны и, следовательно, свободны на самом деле ( Рим.8:15 ); там начало, низшая степень; здесь полнота и совершенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010