Мф.20:13 .  Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Мф.20:14 .  возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; Мф.20:15 .  разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Мф.20:16 .  Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных. Слова, сказанные в Мф.19:30 , здесь (стих 16) повторяются, и это ясно показывает, что именно в них заключается цель, главная идея и нравоучение притчи. Смысл выражения не заключается в том, что всегда последние должны быть первыми и наоборот, но что может быть и так при известных, почти исключительных обстоятельствах. На это указывает употребленное в начале стиха οτως («так»), которое может здесь значить: «вот, в таких или подобных случаях (но не всегда)». Для объяснения 16-го стиха находят параллель в 8-й главе Второго Соборного Послания апостола Иоанна и думают, что она «дает ключ» к объяснению притчи, с чем можно согласиться. Иероним и другие поставляют стих и всю притчу в связь с притчей о блудном сыне, где старший сын ненавидит младшего, не хочет принять его кающегося и обвиняет отца в несправедливости. Последние слова 16-го стиха: «ибо много званых, а мало избранных», следует признать позднейшей вставкой как на основании свидетельства лучших и авторитетных рукописей, так и по внутренним соображениями. Слова эти, вероятно, заимствованы и перенесены сюда из Мф.22:14 и сильно затемняют смысл всей притчи. Мф.20:17 .  И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: (Ср. Мк.10:32 ; Лк.18:31 ). Слова Матфея не связаны никакими наречиями с предыдущим, за исключением союза «и» ( κα). Можно даже предполагать, что здесь пропуск в изложении событий, которые совершились незадолго до последней Пасхи (4-го года общественного служения Иисуса Христа), только отчасти заполненный Ин.11:55–56 . Ученики отозваны были, очевидно, потому, что речь Спасителя по своему содержанию требовала тайны или, как думает Евфимий Зигавин, «потому что не должно было сообщать этого многим, чтобы они не соблазнились».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Да, спадают маски. Не всегда под ними лик. Иногда какие-то беснующиеся, гогочущие рожи. Но Евангелие и об этом тоже… И их меньше, я уверена – меньше! Тяжелое время, страшное время… И очень настоящее. Время проявить себя, узнать себя. Время для встречи с собой. И время увидеть в другом ближнего. Шанс наконец стать христианами. Может, последний, а может, и нет. Но такой драгоценный шанс. Рейтинг: 9.8 Голосов: 1353 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 17 декабря 2022, 11:32 Продолжение... Поэтому мы должны надеяться не на свои дела, а на милосердие Божие. Спаси, Господи. Александр 17 декабря 2022, 11:31 Вход в рай, открывается не нашими трудами и добрыми делами, а заслугами и искупительной жертвой Спасителя. Прежде всего это совершается через Таинство Крещения, которым смывается первородный грех Адама, и человек становится способным к принятию Божественной Благодати, которой вводится в жизнь вечную. А наши добрые дела, то есть совершение Евангельских заповедей, нужно только как доказательство нашей любви к Господу. Сказано в Евангелии: Любящий Меня, заповеди Мои соблюдет (Ин. 14:15). Без любви к Господу невозможно блаженство, нельзя войти в рай. Если бы вход открывался не заслугами Спасителя, то не могли бы войти в него язычники, магометане, евреи и прочие. Александр 14 декабря 2022, 16:18 Продолжение... В совершении добродетелей, диавол не даст сделать ни шагу, каждый шаг — борьба. Все мы спасаемся, но неизвестно ещё, спасёмся ли, имеем только надежду. Порой мы забываем, что враг завлекая в грехи, начинает с невинных вещей. Александр 14 декабря 2022, 16:17 Хотите жить по Евангельскому учению, помните — мы спасаемся не делами, а милостью Божией. Господь в Евангелии говорит: если исполните все заповеди, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10). Об этом я говорил, но этого, к сожалению, не поняли. Кто высоко думает о себе, опираясь на свои дела, тот будет осуждён. «Есть смирение — всё есть, а нет смирения — ничего нет. Можно даже без всяких дел одним смирением спастись», наставлял духовных чад своих старец Оптинский, преподобный Варсонофий (Плиханков) +1913.

http://pravoslavie.ru/148886.html

Сейчас в церковном богослужении под благословением понимается словесная формула, связанная с жестом или литургическим знаком, содержащая прошение об освящающем действии или пожелание Божиих благодеяний. Либо священнодействия, совершаемые в соответствии с определенными чинопоследованиями над людьми, предметами, животными, предметами быта и т.д. Также утвердилась традиция понимать благословение как разрешение духовника на тот или иной поступок. Традиционно испрашивают благословение у священника при встрече. В целом, термин «благословение» в современности имеет особое христианское осмысление и более широкую трактовку по сравнению с тем, что он представлял в ветхозаветные времена. Именно поэтому его часто путают с освящением. Освящение в Ветхом и Новом Завете Термин «освящение» впервые упоминается в книге Бытия: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт.2:3 ). Свт. Филарет (Дроздов) так поясняет освящение седьмого дня: «Освящение вообще знаменует отделение к высшему назначению ( Нав.20:7 ; Чис.3:13 ), и приписывается иногда тому, что само по себе свято ( Ин.10:36 ; Ин.17:19 ), в особенности же освящение времен есть назначение их для богослужения ( 4Цар.10:2 ; Неем.8:9 ; Иоил.1:14,2:15-16 ). Итак, Бог, благословляя и освящая седьмой день, делает его незабвенным памятником Своей славы и веселия о творении ( Пс.103:31 ) и временем, по превосходству, священным для человека». Священная особенность седьмого дня, хотя и получила характер заповеди лишь в законодательстве Моисея ( Исх.20:8 ; Втор.5:12 ), имела место и раннее. Профессор Лопухин пишет, что «существует целый ряд сильных доказательств, из которых видно, что в форме благочестивого обычая она практиковалась гораздо раньше Моисея и что происхождение ее в этом смысле чуть ли не современно самому началу человеческой истории». В этом убеждает и седмичность исчисления времени, бывшее в употреблении еще до потопа ( Быт.8:4,10,12 ) и у патриархов ( Быт.29:27 ).

http://azbyka.ru/osvjashhenie-ili-blagos...

изображений (1–6). В самом догмате раскрываются и доказываются две мысли: во-первых, что «иконы святые в православной святей кафоличестей церкви бываемая, имут начало и основание в писаниях божественных» (1): во-вторых, – «не точию имети, и благолепне хранити, но и благочестне почитати икону Христову, икону Богородичну, и прочыя святых иконы подобает: и тем кланятися должно есть, не яко Богу, но яко изображению Христа Бога нашего и другов его святых» (7 б ). (Глава I). В доказательство первой мысли приводятся места из св. Писания Ветхого Завета: Чис.21:8 ; ср. Ин.3:14 ; Исх.25:18 ; ср. Евр.9:4 ; Исх.25:40, 28:36, 26:1 ; 3Цар.6:23–29 ; Исх.31:1–3 . Из этих свидетельств видно, что Сам Бог повелел Ветхозаветным людям устроить некоторые изображения, напр.: медного змея, скинию, золотых херувимов и проч. (2 а –3 а ). Кроме того, в Ветхом Завете мы видим не мало предметов, служивших образами или прообразами Новозаветных лиц – Господа Иисуса Христа ( Быт.49:9 ; Исх.17:6; 12:3 ; Дан.2:34 ), Божией Матери ( Исх.3:2 ; Суд.6:37–40 ) и четырех Евангелистов – Иез. гл. 21 (3 а –4 а ). Началом образа служит Сам Бог , как родивший Сына – «образ Бога невидимого» ( 2Кор.4:4 ) – и сотворивший человека по образу своему и по подобию. Притом же Господь благоволил являться в Ветхом Завете в различных видимых и чувственных образах ( Дан.5:9 ; Быт.3:8, 28:13 ; Исх.33:23 ; Ис.6:1 ; 3Цар.22:19 ; Мф.3:16 ). Точно также и ангелы, духи бесплотные, принимали на себя телесный вид, когда являлись людям (4 аб ). (Гл. II). Вторая мысль доказывается также 1) на основании св. Писания и главным образом Ветхого Завета. Последнее свидетельствует, что Иудеи воздавали религиозное почитание и молитвенное поклонение многим предметам и лицам, служившим образами или символами Божества и Его присутствия. Так, праотец верующих Авраам кланяется трем странникам ( Быт.18:1–2 ); Моисей и весь народ Еврейским поклоняются столпу облачному ( Исх.33:9–10 ), Иисус Навин и пророк Даниил падают ниц пред Ангелом ( Нав.5:14 ; Дан.10:15 ); четыре животных и 24 старца кланяются Агнцу ( Апок.5:6–10 ); патриарх Иаков на месте явления ему Бога ставит каменный столп, называет его домом Божиим и молится пред ним – Быт.28:19–22 (8 а –11 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Если же случилось бы получить и раны в сражении, то и тогда принадлежащая Иисусу Христу душа, не должна ослабевать в уповании на него, ибо хотя змей древний и угрызает в пяту, но верующий исцеляется язвами Иисуса Христа распятого ( Ис.53:5 ), взирая на Него ( Евр.12:2 ) очами сердца ( Еф.1:18 ), очами веры (Рим.10:10), желающей, просящей и ожидающей исцеления, что в Ветхом Завете было представлено в примере израильтян, угрызенных змеями, и исцелявшихся при воззрении на медного змия, вознесенного Моисеем по повелению Божию ( Ин.3:14 ). Хотя война и продолжается, и открыто поприще подвига, и терпения, и верности, сражающейся до смерти, а враг не предающейся, однако враг поражен уже во главу смертоносным ударом в жизни и смерти Иисуса Христа ( Быт.3:15 ). Он побежден уже в главном сражении Главою нашею, и победа сия принадлежит всем членам святого тела Церкви Его. И победу сию провозглашая, Апостол Павел радостно восклицает: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом» ( 1Кор.15:57 ). Сия победоносная сила креста Христова, сия грехоубийственная сила смерти Христовой, сия животворящая сила воскресения Христова открывается и в душе верующей во Иисуса Христа, и верою усвояющей себе Иисуса Христа, умершего и воскресшего и сидящего одесную Отца и ходатайствующего за нас ( Рим.8:31 −34). Потому и сие слово Апостольское: «Бог мира скоро сокрушит сатану под ногами вашими» ( Рим.16:20 ), принадлежит ей по законам Божией правды. Радуйтесь же всегда и вы о Господе по заповеди Апостольской ( Флп.4:4 ), и да будет сия радость ваша о Господе силою вашею, по Писанию ( Неем.8:10 .) во Христе Иисусе Господе нашем. Слава Ему во веки веков. Аминь. 3 января. Приношу вам искреннее благодарение за сохранение и доставление Миссии снаряда походной церкви, вместе с книгами и другими разными вещами, которые не могу исчислить теперь; все это мы получили посредством Его Сиятельства г. Генерал-губернатора западной Сибири в совершенной целости. Если же и потеряны сумки походные, устроенные Ф-м П-м для священников Миссии, так как и ящик с лекарствами; то это случилось, как мы уверены, совсем не в вашем доме, а вероятно от оплошности нашей и недосмотра в то время, когда ящики выносили из комнат, в которых они наполняемы были.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Суббота находится в средине неизменного Закона ( Исх. 20:1–17 , Мф. 5:17–19 ); 5) Суббота есть знамение между Господом и народом Его, дабы знал народ сей, что Он есть Бог, Бог Творец ( Исх. 31:17 ); 6) Господь обещает тем, которые свято хранят Его субботу, великую благодать ( Исх. 58:13–14 ); 7) Гнев Божий постиг Израиля за то, что он осквернил субботу ( Неем. 13:15–18 ); 8) Соблюдали бы субботу, и Иерусалим не был бы разрушен ( Иер. 17:24–25 ); 9) Иисус Христос блюл субботу ( Мк. 1:21 ; Ин. 15:10 ); 10) Он именовал себя „Господином субботы” ( Мк. 2, 28 ); 11) Обычаем Его было – ходить по субботам в синагогу и там учить ( Лук. 4:16–31 ); 12) „Ученики Его” в субботу оставались в покое после распятия Господа Иисуса Христа ( Лк. 23:56 ); 13) Св. Апостолы Матфей, Марк и Лука, писавши после распятия Господа и Его воскресения, упоминают о субботе, как хорошо им ведомом Законе, бывшем тогда ещё в силе ( Мф. 24:29 ; Мф. 28:1 ; Мк. 16:1 ; Лк. 23:56 ); 14) Суббота будет святиться даже на новой земле ( Исх. 66:22–23 ) 230 . Итак, несмотря на столь ясные свидетельства Св. Писания в пользу празднования субботы, сектанты, однако, не празднуют её. Они празднуют воскресный день, „на что не имеют никаких прямых указаний в Библии ” 231 . Правда, православные христиане, тоже не празднуют субботы, но своё празднование воскресного дня они основывают на Св. Предании” 232 , которое для нас есть такой же источник вероучения, как и Св. Писание. На чём же тогда основывают празднование воскресного дня сектанты, если Библия говорит только: „помни день субботний”? Конечно, на том, на чём основываем и мы, т. е. на Св. Предании. Это так понятно, что и не нуждается в дальнейшем рассуждении. Отсюда вывод такой: сектанты отрицают Св. Предание, как источник веры, однако пользуются им. Возьмём ещё один пример. Сектанты, как известно, признают тот канон новозаветных книг, какой признаём и мы, православные. Но ведь он возник не сразу, не в одно определённое время, а в течение первых трёх веков христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Алексей 23 марта 2016, 10:40 О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Ин. 16, 23 Только как быстро или долго ждать ответа,всё зависит от вас господа православные, смотря кто как попросил в сердце своём.КАК говорят Святые,молитва должна быть слёзной,ну а мы учимся на этом. Andrey 23 марта 2016, 09:31 Gospodi , pomilui. 10 марта 2015, 08:09 Спасибо. Спаси Бог. Не остави нас, грешных, Господи ! Елена Малкина 4 марта 2015, 22:22 Господи,научи молится! таня 4 марта 2015, 18:51 Молитва молитве рознь. Многое зависит от внутреннего настроя. На сытый желудок не получиться молиться, а пост как бы толщу преграды убирает, обостряет наши чувства и мысли проясняются, тогда молитва становиться сильнее. Мы так слабы в молитве. Был со мною такой случай: Пришел как-то муж домой сильно пьяный(в таком состоянии он уподоблялся демону), начал обычные издевательства на до мной, в этот момент я молилась так, словно через миг умру... и когда он замахнулся что бы ударить, внутри я уже от отчаяния кричала 90 псалом! И вдруг, он отлетает от меня, словно его кто-то ударил, посмотрел на меня с удивлением (я была после инсульта никакая) и пошел лег спать как ягненок, чего с ним никогда в таком состоянии раньше не было(знающие поймут). Это я к тому, что бывают молитвы, которые Бог исполняет сразу же, нам самим не хватает сил донести ее, расслабились.... Всем Божьей помощи и сильной молитвы(которая возможна в определенных обстоятельствах) Спаси нас, Господи, немощных. Наталья 4 марта 2015, 15:03 У Прп. Ионна Лествичника прочитала, что все трудности с молитвой решаются путем ее постоянства. Елена Малкина 4 марта 2015, 14:26 Спасибо огромное за статью. Очень понравилась! Господи ,научи молитве! Наталия Королева 13 марта 2014, 05:02 Спаси, Господи всех нас! У меня просьба к создателям этого сайта: для жителей восточных окраин нашей страны чтение каждодневные делать пораньше, то приходится читать или слушать все с опозданием в один день. Это не относится к православному календарю, там все замечательно.

http://pravoslavie.ru/1624.html

Лк.14:31–32 . Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот ещё далеко, он пошлёт к нему посольство – просить о мире. Мф.8:10 . Услышав сие (слова сотника), Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам: и в Израиле не нашёл Я такой веры. Деян.10:1–2 . В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Откр.19:11:19 . И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует... И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. Ин.15:13 . Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Заключение Боговдохновенный царь и пророк говорит: «с небес призирает Господь, чтобы видеть всех сынов человеческих, живущих на земле. Он создал сердца всех их и вникает во все дела их» ( Пс.32:13–25 ). Итак, взор Господа на народы есть взор человеколюбивый и праведный и вместе взор судящий; война есть гром правосудия небесного на начинающих войну, которые, вырывая яму другим неправедно, сами падают в неё ( Пс.7:16 ) и получают возмездие за свою неправду, – и знамение правды и милости Божией к отражающим неправую войну, защищающим свои владения, свою независимость, веру, семейства, которые и получают от Господа, праведного Судии, помощь в правом деле, а павшие на войне – лучшую жизнь и непреходящие блага. Всеправедный творец и Промыслитель, Отец и Судия всех народов, дал всем, особенно христианам, нравственные законы в совести и в Евангелии – законы любви, правды, милости и сострадания, известные народам христианским. От них ожидается исполнение их, а если они, вопреки смыслу и совести, нарушают их, – небесное правосудие карает их чрез самое нарушение их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

„Жаждущие! идите к водам“ (ст. 1). „Приклоните ухо ваше и приидите ко Мне“ (ст. 3); „ищите Господа“! (ст. 6). 6 . Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Воззвание это, как мы видели, обращено ко всем народам, но есть различие во времени благоприятном для Израиля, к которым первым пришел Господь 1694 , и для язычников. Об Иудеях мы знаем, что пророчество Исаии, Ис. 61:1–2 , прочитанное в синагоге Назарета и указывавшее на воплощенного Сына Божия, вызвало не умиление и веру, а взрыв против Господа Иисуса ярости почти бесовской ( Лк. 4:16–30 ). Они „не узнали времени посещения их“ ( Лк. 19:44 ) Господом и приговорены, как народ, к рассеянию. Для язычников же и для отдельных „призванных Иудеев“ 1695 время посещения и близости Господа определялось тою минутою, когда они слышали проповедь Евангелия и сердце их трепетало радостью, слыша благую весть о воскресении Господа и о нашем спасении. „Придет Желаемый всеми народами“, говорил пророк Аггей Агг. 2:7 , но, как говорил Ап. Павел, „смотрите, не отвратитесь от говорящего“. ( Евр. 12:25 ) „Посему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших“ ( Евр. 3:7–8,15 ). О том, что Господь всегда близок к призывающим Его, см. Втор. 4:29–31, 30:12–14 1696 и Иер. 29:12–13 : „.... помóлитесь Мне и Я услышу вас, и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим“. 7 .                                             Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. В 4 т. Св. Летописи (ч. 1, стр. 211) мы, говоря о Псалме L, назвали его не только Мессианским, но пророчески Христианским и содержащим христианское учение о покаянии и благодати Духа Святого, возрождающего истинно кающагося. Подобное же значение имеет и читаемый нами ст. 7 этой главы Исаии. Он напоминает проповедь Иоанна Предтечи Господня: „покайтесь, ибо приблизилось царство небесное“ и „сотворите плод достойный покаяния“. ( Мф. 3:2,8,10 ). „Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха“ ( Пс. 31:1–2 ), вопиял Давид. Но кто же мог прощать грехи, кроме воплощенного Бога? и Он Сам прощал грехи (Мф. 9и мн. др.) и через Апостолов Своих даровал эту власть священникам, говоря: „Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся“ ( Ин. 20:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Деян. 17:7 . Мудрое слово Господа понравилось Пилату (ср. Феофил. и Злат.). С этого, т. е. слова, по действию этого слова (ср. 6:66), и с этого времени Пилат искал отпустить Его. Так как и ранее сего Пилат изъявлял желание отпустить Господа, то выражение евангелиста означает, что с этого времени Пилат особенно решительно вознамерился и употреблял усилия отпустить Господа. В чём состояли эти усилия, евангелист не говорит, но они не привели к цели, и решимость оставила Пилата перед угрозами иудейского Синедриона. Обвинители, видя, что никакие обвинения их не действуют на прокуратора, решились прибегнуть к крайнему средству – угрозе обвинить самого прокуратора в измене римскому императору. Тогдашний император или кесарь римский Тиверий был жестокий и подозрительный деспот. Доносы в измене величеству были принимаемы им с большой благосклонностью (Тацит, Annal. III, 38), и таким доносом решились пригрозить Пилату обвинители Господа, если он отпустит Его. – Ты не друг Кесарю: т. е. неверен, изменник императору, если не присудишь к смертной казни того, кто выдаёт себя за царя (делает себя царём, ср. 10:33) и, следовательно, бунтует (якобы) против императорской власти. 13. Ин. 19:13 . Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Мф. 27:19, 24 ; Деян. 25:6 . 14. Ин. 19:14 . Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Ин. 19:31 ; Мк. 15п.; Мф. 27:45 . 15. Ин. 19:15 . Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Ин. 19:6 ; Лк. 23:18 ; Деян. 3:13 . 16. Ин. 19:16 . Тогда, наконец, он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. Мф. 27п., 27 п., 32 д. Услышав это слово: этой угрозой дело было окончено, твёрдость и решимость оставили римского чиновника, опасение за свою жизнь превозмогло, и – предание Господа на распятие было решено. Пилат формально и торжественно оканчивает суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010