Вопрос 15. Что главным образом содержится в символе веры ? В сем святом Символе Веры главным образом содержится учение о Боге по существу едином, а по Ипостасям в Троице Святей – Сыне и Святом Духе. 243 огласительное богословие Глава 4. О Боге, по существу едином, а по Ипостасям в Троице Святей – Отце, Сыне и Святом Духе Вопрос 16. Кто есть Бог купно по существу и по Ипостасям Троице Святой, по откровению святого Григория Неокесарийского чудотворца? Един Бог Отец Слова Живаго ( Символ Веры Григория Неокесарийского ), мудрости ипостасныя, и силы, и свойства присносущнаго, совершенный совершеннаго родитель, Отец Сына Единороднаго. Един Господь, един от единаго, Бог от Бога, начертание и образ Божества, Слово действенно, Премудрость всесодержительная и Сила творительная всея твари, истинный Сын истинного Отца, невидимаго Отца Сын невидимый, и нетленный нетленного, и бессмертный бессмертнаго, и вечный вечнаго; един Дух Святый, Иже от Отца существо имеет и чрез Сына явлен есть человекам, образ Сына совершеннаго совершенный, Живот, Вина живущих, Источник свят, Святыня, подающая освящение, в Нем же откровен бывает Бог Отец, Иже есть выше всех, и во всех, и Бог Сын, Иже чрез вся – Троица совершенная, коя славою, и вечностию, и Царствием не разделяется, ниже удаляется. Нет убо ничего ни созданного или рабственнаго в Троице, ни прибытнаго, кое бы сперва не было, потом же прибыло. Ибо не было, чтобы когда-либо Сын не был у Отца, ниже у Сына Дух, но неизменна и непреложна всегда есть таяжде Троица (см. «Православное исповедание» Петра Могилы , стр. 275). Глава 5. о Боге по существу Вопрос 17. Кто есть бог по существу? Бог есть существо ( Исх. 3:14 ) всех высочайшее, и есть един ( Втор. 6:4 ) безначальный и бесконечный ( Апок. 1:8 ), вечный ( Пс. 101:26 ), бестелесный, бессмертный ( 1Тим. 6:16 ), Дух есть Бог ( Ин. 4:24 ), чистейший, премудрый ( Евр. 4:13 ), всемогущий ( Иов. 42:2 ), всеведущий ( Прем. 7:22, 23 ), пресвятый, преблагий ( Мф. 19:17 ), премилосердый, человеколюбивый ( Прем. 7:23 ), праведный ( Пс. 118:131 ), истинный, правосудный, пресовершенный, преблаженный, неизменяемый и неизмеримый; Отец, Вседержитель и Творец; Бог богов, Царь царствующих и Господь господствующих; Владыка небесе и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

Вера без дел мертва есть о себе, по Слову Божьему ( Иак.2:17:14 ). А действенность Веры первее всего состоит в Тайнодействиях. «Иже веру иметь и крестится, спасет будет,» сказал Господь (Мк.16, 16.). «Аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе», сказал Он в другом месте. ( Ин.6:53 ). «Честна женитва во всех, и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог» ( Евр.13:4 ), напоминает св.Апостол. Христианство существует Таинствами. Оно не такое общество людей, которое стояло бы на каких-нибудь умозрениях, либо на внешнем только порядке, либо и на особливой глубокой, собственной нашей деятельности: нет, оно есть Царство Небесное на земле, живет жизнью небесной, высшей человеческой, общением с Небесами о Господе нашем Иисусе Христе. Тем, между прочими свойствами своими, и отличается оно от всякого другого образа отношений людей к Божеству. Иудей называет свой образ отношений к Богу законом; Магометанин (Татарин) – ураза, говеньем, воздержанием 10 ; язычники, – каждый по своим понятиям, напр. Римляне – религией. Христианство именуется Верой ( Деян.15:4. 24, 24. 25, 19 . Рим.1:5. 15, 13 . Kop.1:15, 14, 17. 16, 13. Гал.1:23. 3, 23. 25. 6 10. Ефес.4:5. 13 . Сол.1:3, 5. Тим.1:1, 2. 19. 3, 9. 4, 1. 5, 8. 6, 10. 12. 21.2:2, 18. Иак.1:26. 27 . Пет.2:1, 1. Иуд.1:3 . Апок.2:13. 14:12 ) 11 . «Есть же Вера», по слову Апостольскому, «уповаемых извещение, вещей обличение (осуществление) невидимых. Авраам отец наш не от дел ли оправдася, вознес Исаака сына своего на жертвепник? Видиши ли, яко Вера споспешествоваше делом его, и от дел совершися Вера? И совершися Писание глаголющее: верова же Авраам Богови, и вменися ему в правду» ( Иак.2:21. 22. 23 ). Между тем, в пользу мудрований века, которые пленяют некоторых особенной своей стороной, в самом деле красивой, не лицевой, однако же, и не существенной, стороной одной нравственности, равнодушие к догматам или учреждениям Веры, имеющим свою особливую, положительную действенность, тем более умножается, чем более множится общее чтение книг и разнородные сношения сынов одной Церкви с вероисповедниками других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! И благодарение отцу Нектарию за наставление и за назидание Любовию, дабы встретив Господа обратиться к Нему со всем вниманием нашим, с благоговением и с покаянием, на которое только способна Душа наша, чтобы во всех делах и трудах наших могли бы видеть наше нынешнее собственное несовершенство. " Будите во Мне, и Аз в вас... без Мене не можете творити ничесоже... будите в любви Моей: аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей. " (Ин.,15,4-10) " Кто... не возненавидит душу свою, не может Мой быти ученик. " (Лк.,14,26) " Иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мене достоин. Обретый душу свою погубит ю: а еже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю. " (Мф.,10,38-39) БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! Игумен Нектарий 19 февраля 2013, 00:32 Марина Думаю, надо молиться, чтобы Господь уязвил сердце человека спасительной тоской по Нему... Она, возобладав сердцем, заставляет искать Его и ничем другим не удовлетворяться. Сантехник 18 февраля 2013, 14:32 Встретишься... Думаешь - с Богом - а достоин встречи лишь с ... нечестностью... Гордыня - прёт... Без " Нового Завета " и непродажного духовника - как бы не нарваться... Последствия - очевидны... Опять ошибка... Простите... Исправьте... Галина 17 февраля 2013, 17:45 Очень люблю Ваши статьи читать ! Дай,Бог,здоровья Вам. Низкий поклон и сердечное спасибо ! Андрей_01 17 февраля 2013, 13:10 Большое спасибо за интересную статью. Как много людей нуждается во встрече с Господом нашим Иисусом Христом. В нынешнем катастрофическом состоянии общественной культуры и морали остается только и надеется на единого Бога и его праведные заповеди. Спаси Бог. Аристарх, г.Аша, Челябинская область 16 февраля 2013, 20:50 Отличная статья, а главное нужная.Спаси, Господи!о.Нектарий.Прочитал, как будто про мою встречу.Предполагаю, что моя встреча произошла в конце 2001 г. после смерти жены Ольги. С ней мы прожили вместе 5 лет. Она погибла в ДТП в январе 2001 г., а в конце года я был вынужден пойти в храм от безысходности. не было ни материальных, ни духовных сил жить. Сейчас уже не представляю себе такого, что бы в воскресенье не пойти в храм. Словно крылья несут.Пропустил службу и уже тяжко.Может встреча состоялась раньше, когда еще была жива Ольга и я принял Таинство крещения.Только в храм после этого я не ходил.Но состоялась моя встреча с о.Сергием, настоятелем храма, которому довелось служить с преподобным о.Моисеем Уфимским, причисленным к лику святых.Может по его молитвам я и пришел в храм.

http://pravoslavie.ru/59497.html

За все время пребывания Мухаммада в Медине им было совершено более восьмидесяти боевых акций против соседних племен 13 . Подобная практика совершенно невообразима в рамках христианства: отношение Христа к тем, кто считал себя Его врагами, видно хотя бы из описания момента его пленения ( Мф.26:49-53 ). Слова Христа в момент Его пленения стали крылатыми: «…возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» ( Мф.26:52 ). История первых веков христианства это история непрерывного самопожертвования, когда христиан убивали и пытали, бросали на растерзание диким зверям, сжигали и распинали. Но поступали ли так же сами христиане? Нет. Христиане проповедовали Христа своей жизнью, своим нравственным примером, духовным обликом, а не мечом. Христос не призывал к насилию, Он учил о любви к ближним: «…возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22:39 ), полагая наличие любви в качестве главной отличительной черты христианина: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:35 ). Обычно мусульмане упрекают христиан в крестовых походах, свидетельствующих о том, что многие христиане нарушают заповеди собственного Учителя. И с этим обвинением можно частично согласиться, но здесь уместно вспомнить слова Христа: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). Как Мухаммад относился к своим критикам, был ли он терпим к ним? Было ли милосердие одним из основных качеств его характера? Из жизнеописания Мухаммада очевидно, что его вряд ли можно назвать самым терпимым и милосердным человеком. Например, Мухаммад считал вполне допустимым физическое уничтожение своих оппонентов: по его приказу были убиты Кааб ибн Ашраф 14 , Абу Рафи 15 , Ал-Харис ибн Самит, Абу Афак, Асма бинт Марван 16 . Главным образом Мухаммад убивал поэтов, которые писали о нем сатирические стихи 17 . Интересно отметить, что все убийства совершались в ночное время, без лишних свидетелей 18 .

http://azbyka.ru/muxammad-ili-iisus-xris...

е. на следующий же день, все обрадованы были прекращением бедствия, и Давид приносил Господу благодарственную жертву и прославлял Его настоящею песнью ( 2Цар.24:15–16 и дал.). 70 толк. слово (рега=мгновение; ср. Пс.6:11 ), – вероятно по производству от первоначального значения его корня =двигать, колебать (ср. Ис. 51:15 ; Иер.31:36 ), – оттуда: движение души – affectus, – или же по смешению с созвучным с ним словом (рогез=гнев Иов. 3:17:26 ), – переводили значением ργ=гнев, – в смысле обнаружения его в действии наказания (св. Вас. В. и бл. Феодорит, почему Сирский пер. increpatio), особенно смертию, в противоположность употреблённому в соответственной параллели ст. слову – жизнь; отсиди слав.-грек.-лат. перевод: к гнвъ въ рости и животъ въ воли т. е. следует прославлять Господа (ст. 5) потому, что Он, хотя в праведном своём «негодовании» на грешников (= въ рости, ср. Зигабена) и изливает на них гнев свой, поражая их смертию и другими грозными наказаниями праведного суда Своего (ср. 2 Ц. 24:1 и 12–13; также Числ. 11:1 и 33; Пс.20:10; 77:21, 31 и 49–51; Рим. 2:5 ), но по благости Своей не желает их погибели, а хочет жизни и спасения (= Иез. 18:23; 33:11 ; Ин.6:40 ; Мф. 18:14 ; ср. Вас. В., бл. Феодорит. и Зигабен). Мысль эта была бы совершенно ясна в слав. переводе, если бы только слово «гнвъ» заменить в нём словом наказание или поражение. 7–13. Излив пред Господом первая чувства благодарности за избавление, псалмопевец снова возвращается к подробнейшему воспоминанию события наказания Божия, и прежде всего изъясняет причину его происхождения (ст. 7–8), потом припоминает свои мольбы о помиловании (ст. 9–11) и последовавшее за ними скорое избавление и изменение печали в радость (ст. 12), и опять возносит к Господу благодарное прославление, присоединяя обещание славит Его вечно (ст. 13). з. Азъ же рхъ во моемъ: не подвижс во вкъ. 7. И я говорил в благоденствии моем: «не поколеблюсь вовек». и. Гди, волею твоею подаждь доброт моей сил: вратилъ же лиц тво, и быхъ смщенъ. 8. По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Твое, и я смутился.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Иов.25:6 ; Ис.41:14; 52:14; 53:2–3 ). Все открыто насмехаются над ним ( поргашамис), укорительно покачивают головами ( покиваша главою) и высказывают язвительные шутки ( глаголаша устнами), дерзко издеваясь над упованием его на Господа, как над пустым и бесполезным средством для избавления от несчастия, и вместе с тем произнося хулу на самый Промысл Божий об уповающих на него. «Уповал на Господа! слышится от них, – пусть избавит его, пусть спасёт, вели благоволить к нему!» т. е. ни к чему не послужило его упование на Господа; напрасно он рассчитывал на благоволение и милость Божию; Господь и не думает избавлять его от постигшего его несчастия». Сам Давид, во время гонения от Саула, и при возмущении Авессалома, хотя и терпел унижение со стороны врагов своих, но никогда не был предметом всеобщего уничижения и презрения со стороны народа, который всегда любил и уважал его ( 1Цар.18:16; 22:14–15; 23:17 ), как то и доказал избранием его в цари ( 2Цар.2:4; 5:1–3 ), и даже во время восстания Авессалома в большинстве своём оставался верным ему ( 2Цар.15:23; 19:2–3, 8–10, 40–43 ). Равным образом Давид никогда не подвергался насмешкам за свое упование на Бога, а во время преследований от Саула не раз был подкрепляем в том другом своим Ионафаном ( 1Цар.20:16–17 ), Авитеею (25:28–31) и даже самим Саулом, который прямо высказывал, что Господь не оставит его и сделает его царём над Израилем (24:20–22; 26:25). В полном своем смысле 7–9 ст. Пс.относились ко Христу Спасителю, на котором и исполнились во время Его страданий с буквальною точностью. Еще во время беззаконного суда у первосвященников и Пилата Господь Иисус Христос был крайне унижен и обесславлен, презрен и умален пред людьми и поставлен ни во что ( Ис.53:3 ), и восклицание Пилата: се человек! ( Ин.19:5 ), с которым он показывал Его иудеям, чтобы возбудить в них сострадание к Нему, истерзанному и окровавленному, можно считать за устроенное Промыслом Божиим прямое указание на пророчественные слова Псалмопевца: аз есмь червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей! Распятие на кресте было последнею степенью унижения в Нём человеческого достоинства, так как это была самая позорная казнь, назначавшаяся только для самых отъявленных злодеев и делавшая их в глазах иудеев проклятыми ( Гал. 3:13 ; 1Кор. 1:23 ); и когда Господь Иисус Христос терпел эту ужасную и поноснейшую казнь, то действительно, мимоходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: разрушающий храм и в три дня созидающий! спаси Себя Самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Виноград в христианстве испокон веков считается символом спасения и возрождения, символом истинности учения Христа Спасителя. Это Его слова донес до нас в своем Евангелии апостол и евангелист Иоанн: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин. 15: 1). Рейтинг: 9.6 Голосов: 541 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Мария 30 сентября 2017, 11:57 В Америке тоже наши люди нужны :))). Татиана 26 декабря 2015, 19:00 Воистину, неисповедимы пути Господние! Мы с мужем и детьми шесть лет назад переехали жить в Канаду. С надеждами и планами на лучшую, более продуктивную и счастливую жизнь. Это был большой опыт для нас, наших детей. Слава Господу за все! Прожив здесь шесть лет, поняли главное-мы русские и душа наша и жизнь наша не здесь, а в России. Родители там, настоящие друзья там, и умереть мы хотим тоже там-на Родине. Каждому свое конечно, очень многие нашли себя и в Канаде и в Америке и в других странах. У нас не получилось стать частью другого общества. Если Господь благословит-вернемся на Родину. На все Его Святая Воля! Галина 23 декабря 2015, 14:21 Какая разница где человек пришел к Богу. Одному Господу известны наши пути к нему. Вот и отсылает Он нас в разные места, у каждого свое... А наша задача принимать все с благодарностью, славить Бога, жить с любовью и делиться этой любовью с окружающими. Дарья 23 декабря 2015, 00:24 Хорошая история. Дай Бог удачи ему во всех начинаниях. Марина Троян 22 декабря 2015, 22:16 Может, Андрей нужней Америке, а не она ему:))) Андрей 22 декабря 2015, 17:26 Молодец тезка. Дай Бог ему мира Во Христе! 22 декабря 2015, 13:34 Неисповедимы пути Господни. Закваска пошла по миру... Наталия 22 декабря 2015, 13:16 Да, у меня тоже первые мысли такие же: почему не в России? Земли много, климат можно подобрать нужный. Храни Вас Бог! Ирина 22 декабря 2015, 13:05 Удивительная история замечательного русского человека! Господь знает, куда привести каждого из нас и Зачем. Главное, как бы нам суметь распознать Волю Господа о себе. Тогда - это счастье: трудиться во имя Бога Нашего и для ближних.

http://pravoslavie.ru/89036.html

Если четвертое Евангелие написал И. Б., то уникальный материал этого Евангелия заставляет предположить кроме уже сказанного присутствие И. Б. среди учеников Христа: во время чуда в Кане Галилейской (Ин 2. 1-11), в Капернауме после чуда в Кане (Ин 2. 12), на Пасхе в Иерусалиме (Ин 2. 17), затем, после беседы с Никодимом о рождении свыше, в Иудее (Ин 3. 22) и в Самарии (Ин 4. 8, 27, 31-33), на проповеди Христа в Капернауме (Ин 6. 22-25), при исцелении слепорожденного (Ин 9. 2), на пути в Вифанию перед воскрешением Лазаря (Ин 11. 7-16), во время проповеди «в стране близ пустыни, в городе, называемом Ефраим» (Ин 11. 54), при умовении ног ученикам (Ин 13. 5), а также когда происходит уверение ап. Фомы (Ин 20. 26-28). Кроме того, И. Б. принадлежит единственное свидетельство о том, что Крещение совершали ученики Иисуса Христа (Ин 4. 2),- можно предположить, что и он сам был в их числе (Ин 4. 1-2). Свидетельства других книг НЗ Ап. Иоанн Богослов. Мозаика в нартексе кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-40-е гг. XI в. Ап. Иоанн Богослов. Мозаика в нартексе кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30-40-е гг. XI в. Дальнейшие события, связанные с И. Б., описываются в кн. Деяния св. апостолов. В списке апостолов - свидетелей Пятидесятницы (Деян 1. 13) он упомянут сразу после ап. Петра, что соответствует его роли в Иерусалимской Церкви. Иаков здесь определяется как «брат Иоаннов» (Деян 12. 2). И. Б. вместе с Петром совершают при храме чудо исцеления хромого (Деян 3. 1-11), их дерзновение в проповеди приводит к обращению многих (ср.: Деян 4. 31). Вместе с ап. Петром они были арестованы, допрошены членами синедриона, к-рые, лишь «пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа» (Деян 4. 15-23, особ. 21). Судя по упоминанию этой истории в Деян 5. 28, именно Петр и И. Б. были теми апостолами, которых посадили в общественную тюрьму и к-рых освободил ангел (Деян 5. 17-21); затем после допроса синедрионом их «били… и, запретив им говорить об имени Иисуса, отпустили» (Деян 5. 27-42, особ. 40). Петр и И. Б. посылаются к уверовавшим в Самарию и сталкиваются там с Симоном Волхвом , предлагавшим им деньги за дар Божий (Деян 8. 14-25). На этом упоминания об И. Б. в Деяниях заканчиваются.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

( Ин.14:2,27,20:19–20 ), – есть Дух спасения, то есть Христа ( Ин.17:24 ), – Дух Истины, то есть Христа, и Сама Истина, то есть Христос ( Ин.17:18–19 ). 90, – ( Ин.1:32–33 ). 194, – ( Ин.15:26–27,16:12–13,16–17 ). 245, – ( Ин.17:25 ). 121 Христос радуется и ликует посредством Духа ( Ин.15:11 ). 359, – Духом Христос называет Самого Себя, не уничтожая самостоятельного существования Духа, но как называет Себя Сыном Человеческим, ибо стал человеком, так именует Себя и Духом, от собственного Духа, ибо не чужд Ему Дух Его. Духа Святого Христос получает как человек, а дает людям как Бог ( Ин.7:39 ). 215–216. 221, – ( Ин.17:18–19 ). 98. 99. 100. Дух употребляется вместо Христа и обратно ( Ин.1:32–33 ). 194, – по нераздельности природы Духа и Сына Христос часто называет то Духа, то Себя Самого ( Ин.6:63 ). б. В Духе Христос дает Самого Себя апостолам ( Ин.16:12–13 ), – присутствует в нас через Духа ( Ин.3:36 ). а, – ( Ин.5:18,14:20 ). 265–266, – ( Ин.14:23,15:1 ). 315–316, – ( Ин.16:6 ), – Дух чрез Сына исходит святым ( Ин.7:39 ). 215–216, – дает Духа ученикам как собственный Дар Его ( Ин.14:16–17 ). 263, – посылает Духа не как другое что отличное от Себя, то есть по тожеству природы ( Ин.10:34–37,14:20 ). 266, – Дух подается от Отца и вселяется в людей через Сына ( Ин.14:18,19,15:26–27,27:18–19 ). 91, – ( Ин.20:22–23 ). 260, – через Духа Сын световодит Своих учеников, открывая Себя через Него, и говорит в святых ( Ин.14:21 ), – все соединяет с Отцом ( Ин.14:27 ), – дает знание и разумение ( Ин.16:23–24 ), – действия Духа те же, что и Христа ( Ин.1:32,33 ). 193–194, – Дух не есть по природе другой, отличный от Христа, учитель святых, но Сам Христос учит их через Духа, как невидимый уже телесными очами, но созерцаемый духовным зрением сердца, как это подобает Богу ( Ин.14:25–26 ). 285–286, – Единородный открывает нам смысл таинства Своего, всевая каждому через Духа просвещение и руководя любящих Его к познанию того, что выше разума и слова ( Ин.17:26 ). 125, – посредством Духа Святого вселяется в нас и Сам Христос и через Себя в духовное единение с Отцом возводит того, кто познал Его и носит внутри себя истинное боговедение ib. 126, – через Своего Духа Христос обитал в богоносном Павле ( Ин.14:11 ). б. 217. Животворную силу Духа, как искру огня, внедряет Сын в верующих, чем сообщает им собственное благо, то есть жизнь, и преобразует их в бессмертие ( Ин.6:40 ), – животворит ( Ин.6:32–33 ). 478, – ( Ин.6:35 ). а. – в каждого верующего вселяет Христос,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

подобно тому, как и человеческий ум, зная все, проявляет во вне, через произносимое слово, например, желания души, коей принадлежат и ум, мысленно представляемый и называемый как нечто другое от неё отличное, по природе же не будучи другим, но как часть всего (всей души), находящаяся в душе и из неё считающаяся происходящей. Но божественная и неизреченная Природа конечно выше этого примера, хотя бы в нем сравнение и было выражено тонко ( Ин.14:25–26 ). Дух Святый один... Сын обладает Духом Родителя, благим по своей природе, живым и ипостасным (γαϑν φσεως δας, ζν κα νυπστατον), как без сомнения и Отец ( Ин.1:1 ). b. 32, – Псалмопевец ( Пс.138:7–10 ) называет Духа лицом Сына (πρσωπον το ιο) ( Ин.14:11 ). b. 211. Г., Дух Святый в отношении ко Христу как воплотившемуся Сыну Божию. Воплощение Сына есть дело также и Святого Духа, как и Отца, ибо во всем всегда действует все Божество и вся Святая Троица, – все от Бога чрез Сына в Духе ( Ин.6:57 ). 59. Духа Святого принимает Христос как собственного Своего Духа, Коего Он дает Сам Себе, ради нас, для освящения Своей плоти, – принимает Его как человек, а как Бог и Сам дает Его Себе ( Ин.17:18–19 ). 98 ср. 100, – получает Духа от Себя Самого ( Ин.16:14 ). Единородный говорит, что дано Ему Самому данное Его собственной плоти, конечно данное от Отца через Него в Духе, ибо нет другого образа единения с Богом даже и для Христа, поскольку Он есть Человек, в Коем через единение с Духом плоть освящается неизреченным образом соития и так восходит к неслитному единению с Богом Словом и через Него с Отцом, очевидно по усвоению (единению с Словом), а не по природе ( Ин.17:22–23 ). 113–114. Животворной деятельности Духа Христос представляет исполненным Свое тело, называя ( Ин.6:63 ) Духом плоть, причем конечно отнюдь не отрицает того, что она есть плоть, но по причине совершенного единения с Ним и облечения во всю Его животворную силу она должна уже называться и Духом ( Ин.6:63 ). б, – чтобы обновить в нашей природе утраченное прежнее благо (образ Божий, сообщенный человеку в „дыхании жизни ( Быт.2:7 ) или Духе Святом), ради нас, по человечеству, первый получает Духа воплотившийся Сын Божий ( Ин.1:32–33 ). 190, – ( Ин.7:39 ). 215, – ( Ин.14:20 ). 263–264, – ( Ин.17:18–19 ). 94, – ( Ин.20:22–23 ) ср. 20. 22–23. 263. Дух Христов, данный нам ( Ин.15:26–27,20:22–23 ). 269, – Христа ( Ин.14:18,21,25–26, 16:12–13 ), – мир Христов

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010