Глава 7 1–13. Путешествие Иисуса Христа в Иерусалим на праздник Кущей. – 14–53. Выступление Христа в храме и Его речи. Ин.7:1 .  После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. На празднике Пасхи, о приближении которого Иоанн упоминал в предыдущей главе ( Ин.6:4 ), Христос, очевидно, не был. Он путешествовал в это время и в летние месяцы, следовавшие за означенной Пасхой, по Галилее, так как в Иудею идти в это время было для Него опасно ввиду враждебных замыслов со стороны иудеев. На время этого галилейского путешествия приходятся события, о которых рассказывается в Евангелии Матфея ( Мф.15 ) и Марка ( Мк.7:1–8:10 ): спор с фарисеями о преданиях старцев ( Мф.15:1–20 ), путешествие Христа по верхней Галилее до границ Финикии, где Он исцелил дочь хананеянки, возвращение оттуда в северо-восточную область Галилейского моря и второе насыщение народа, после чего Христос со Своими учениками переправился через море в страну Далмануфскую, находившуюся в области Геннисаретской ( Мф.15:21–39 ; Мк.7:24–8:10 ), где фарисеи и саддукеи потом требовали от Него знамения с неба. В это именно время, между возвращением в страну или область Геннисаретскую и тем требованием знамения, с каким фарисеи и саддукеи обратились ко Христу, и совершилось, по всей вероятности, отшествие Христа в Иерусалим на праздник Кущей. Ин.7:2 .  Приближался праздник Иудейский – поставление кущей. О празднике Кущей см. комментарии к Лев.23:33 и сл. Ин.7:3 .  Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ин.7:4 .  Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. Из слов братьев Христа (о братьях Христовых см. комментарии к Мф.1:25, 13:55 ) видно, что они знали, с одной стороны, об уменьшении последователей у Христа в Галилее ( Ин.6:66 ), с другой, о том, что в бытность Свою в Иерусалиме Господь собирал вокруг Себя большое число слушателей ( Ин.3:26, 29, 4:1 ; ср. Ин.2:23 ). «Там, в Иерусалиме, – говорят Христу братья, – Тебе только и можно теперь найти Себе учеников, если Ты вообще имеешь каких-либо учеников!» Перед теми именно учениками Христос и должен совершать Свои дела, потому что тамошние жители надежнее, чем легкомысленные галилеяне. Нужно Христу идти в Иудею и потому, что Он высказывает притязание на титул Мессии, ибо только в Иерусалиме люди в состоянии оценить как должно деятельность Христа. Там, в Иерусалиме, Мессия должен объявить об открытии Своего Царства и оттуда владычествовать над всей израильской землей и над целым миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отец безначален по отношению к Сыну и Святому Духу лишь по Своему личному свойству — нерожденности, а по Божеству, общему всем Трем Лицам, собезначальна вся Пресвятая Троица. Святитель Григорий Богослов говорит: «И Отцу, и Сыну, и Святому Духу общи неначинаемость бытия и Божественность; но Сыну и Духу принадлежит иметь бытие от «Отец есть имя Божие, не по сущности и не по действию, но по отношению, какое имеют Отец к Сыну или Сын к Сын, или Слово Божие, есть истинный Бог. В Прологе Евангелия от Иоанна ( Ин 1:1–18 ) термины «Слово», «Бог» и «Единородный» относятся к одному Лицу. Слово Божие изначально существовало «у Бога» или «с Богом» ( Ин 1:1–4 ); Оно существовало до сотворения мира и участвовало в сотворении мира и человека ( 1Ин 1:1–3 ). Слово Божие пребывает с Богом и есть Бог ( Ин 1:1,18 ). В Ветхом Завете прообразовательно говорится о Слове Божием: Бог «послал Слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их» ( Пс 106:20 ). Господь Иисус Христос, проповедуя о Себе как о Сыне Божием, показывает, что проповедует не новое учение, которое было бы неизвестно иудеям: ссылается на ветхозаветные тексты ( Мф 22:42–45 ; Лк 24:27 ; Ин 5:39,46; 7:38 ). Иисус Христос говорит о Себе: «Я и Отец — одно» ( Ин 10:30 ), «Отец во Мне, и Я в Нем» ( Ин 10:38 ). Много раз Он говорит о Своем единстве с Отцом: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю… Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» ( Ин. 5:17,19 ). В Священном Писании Сын Божий именуется Сыном Единородным ( Ин 1:14,18; 3:16 ; 1Ин 4:9 ), пребывающим в лоне Отца ( Ин 1:18 ), Сыном возлюбленным ( Мф 3:17 ; Мк 1:11 ; Мк 9:7 ; Лк 3:22 ; Лк 9:35 ; Лк 20:13 ), Сыном истинным ( 1Ин 5:20 ). Святой Дух есть истинный Бог. В Ветхом Завете неоднократно упоминается дух Божий (или дыхание Божие) как творческая и животворящая сила. Во время сотворения мира «Дух Божий носился над водою» ( Быт 1:2 ). Дух Божий создал человека ( Иов 33:4 ) и живет в нем ( Иов 27:3 ). Дух Божий, или дух Господень, — «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух вéдения и благочестия» ( Ис 11:2 ). Он сходит на царей, священников и пророков, поставляя их на служение.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Ин.3:27 . «Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба». Объясн. Здесь разумеется такой человек, как сам Иоанн Предтеча и другие истинные учители и посланники Божии: Мф.28:19–20 , но не такие люди, которые предвосхищают сами себе честь: Евр.5:4 , и не дверью входят: Ин.10:1 ; последних Христос предвидел и назвал лжехристами и лжепророками: Мф.24:24 ; так же их называли и апостолы: 2Пет.2:1–2 . Ин.6:68–69 . «Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога живого». Объясн. Апостол Пётр и раньше исповедал Христа Сыном Бога Живого: Мф.16:16 , но этим исповеданием не ограничился и как сам учил паству свою: 2Пет.1:5–10 , так и других пастырей умолял пасти стадо Божие: 1Пет.5:1–2 . Тех, кто не слушал учения истинных пастырей, апостол Пётр называет лжеучителями и предсказывает им погибель: 2Пет.2:1–4 , появление таких лжеучителей предсказывал и апостол Павел: 1Тим.4:1 . Ин.8:42–43 . «Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? потому что не можете слышать слова Моего». Объясн. Господь Христос свидетельствует, что Он не Сам от Себя пришёл, т.е. не самозваный посланник, но от Бога исшёл: Ин.13:3:16:27–28 ; о самозваных же «посланниках», лжехристах и не понимающих речи Христовой говорится: 2Пет.2:1–3 ; Мф.7:15 . Ин.10:1–4 . «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам: ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовёт своих овец по имени и выводит их; и когда выведет своих овец, идёт перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его». Объясн. Дверью входят те пастыри и учители церковные, о которых сказано в Писании: Мф.10:1–6 ; Ин.20:21–22 ; Деян.6:6:14:23 ; 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 ; а «прелазящие инде», не дверью, т.е. воры и разбойники религиозной жизни, познаются по следующим местам Писания: 1Ин.4:1–3 ; 2Пет.2:1–2 ; их нужно беречься (остерегаться); Мф.7:15:24:4–5 ; Иер.23:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Предательство Иуды. Антонис ван Дейк Навстречу им уже шла толпа вооруженных людей, а среди них Иуда Искариот, покинувший Тайную Вечерю в тот момент, когда Христос раскрыл его коварный замысел. Иуда предал Спасителя в руки воинов, и те повели его на суд, глумясь над Ним и нанося Ему удары. «Тайная вечеря» Николая Ге Последняя трапеза Христа с учениками подробно описана в Евангелиях и полна драматичных сцен. Одну из них изобразил Николай Ге на картине «Тайная вечеря», хранящейся в Русском музее: Христос раскрывает своим ближайшим ученикам, что один из них предаст Его на смерть. 1 Христос, «возмутившись духом», сказал: Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня (Ин 13:21). В этот момент Он вместе с апостолами не сидит за пасхальным столом, а возлежит — по обычаю, широко распространенному в Древнем Риме и на Востоке. 2 Апостол Иоанн после слов Спасителя о предателе спрашивает у Него, кто же это? На что Христос отвечает: Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам (Ин 13:26). 3 Апостол Андрей. 4 Апостол Иаков. 5 Пасхальный стол. По Закону каждому иудею на Пасху предписывалось принести жертву в Иерусалимском храме, поэтому в город стекались верующие со всего света. Там же они проводили праздничную трапезу, которая называется седер. Обычно ее принято устраивать в первый пасхальный вечер (в год смерти Христа он выпадал на пятницу), но мест для всех паломников не хватало, поэтому седеры проводили в течение всей недели до Пасхи. Христос с учениками устроили трапезу в Сионской горнице за день до наступления праздника. Согласно иудейскому Закону на праздничном столе должны быть вино и пресный хлеб (они изображены на картине), а также соленая вода, куриные яйца и горькие травы — символы страдания еврейского народа в египетском плену и его спасения Моисеем. 6 Ученики Христа, которые, услышав слова о предателе, озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит (Ин 13:22). 7 Апостол Петр, который подал Иоанну знак, чтобы тот спросил Учителя о предателе. 8 Иуда Искариот, накидывающий на себя верхнюю одежду, чтобы уйти. Художник намеренно изобразил его спиной ко Христу и апостолам, подчеркивая — он отвернулся, предал их. Евангелисты повествуют, что в Иуду вселился сатана. Однако относительно того, когда это произошло, их свидетельства разнятся. Лука утверждает: это случилось еще до Тайной Вечери, когда Иуда предложил первосвященникам предать Учителя. Иоанн же свидетельствует, что это произошло в тот момент, когда, обмакнув кусок хлеба в блюдо (по всей видимости, речь идет о подсоленной воде — неотъемлемой части трапезы на иудейскую Пасху), Христос подал его Иуде. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее (Ин 13:27). Иуда приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь (Ин 13:30). 9

http://foma.ru/velikiy-chetverg-na-karti...

19. Ин. 11:19 . и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Ин. 6:19 . Из иудеев: вероятно, родственники и знакомые семейства. Из множества пришедших надобно заключить, что фамилия Лазаря была очень известна, имела большое родство и обширные связи. Именем иудеев в этом Евангелии по большей части называются люди нерасположенные, или мало расположенные, или хотя расположенные, но нерешительно, к Господу. Из дальнейшего рассказа видно, что и в числе тех, которые теперь пришли в дом Лазаря, были люди нерасположенные, даже враждебно расположенные к Господу (ст. 36–37, 46 и прим.). Может быть, то были дальние родственники и знакомые, которые пришли вследствие обычая, и расположенные к семейству умершего, но нерасположенные к Господу, и пришли, может быть, зная, что Того, к Кому они не расположены, там теперь нет. Впрочем, многие из них и уверовали в это время в Господа, и «значит были люди, не принадлежавшие к числу злых» (Злат., ср. Феофил.) – Утешать их в печали: семь дней продолжались обыкновенно печальные поминки по умершему ( 1Цар. 31:13 ; 1Пар. 10:12 ), в продолжение которых родные и знакомые навещали дом покойного для утешения понёсших утрату. 20. Ин. 11:20 . Марфа, услышав, что идёт Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Лк. 10:39 . 21. Ин. 11:21 . Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Ин. 11:32 . 22. Ин. 11:22 . Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог. Ин. 11:42, 9:31, 33 . Марфа, услышав и пр.: Марфа, в немногих сказаниях евангельских об этом семействе, представляется хозяйкой дома и распоряжающейся в доме ( Лк. 10:40 ; Ин. 12:2 ). Она первая из сестёр услышала, что Господь подходит к селению, услышала, может быть, потому, что по хозяйству имела более сношений с окружающими, чем тихая, погруженная в свою глубокую скорбь, во внутренних комнатах, Мария. – Пошла навстречу Ему: не сказав даже сестре своей, – так обрадовалась она прибытию Господа. Или же она не хотела сказать сестре потому, что хотела наедине увидеться с Ним и рассказать Ему о случившемся, чтобы скрыть это от бывших с нею (Злат., и Феофил.) – Мария сидела дома: во внутренних комнатах дома, в глубокой горести, принимая утешения пришедших утешать.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

2. Видишь ли, как у них все общее – и очищать, и иметь силу корня? Конечно, велик вред (для ветви) и в том, когда она не может ничего производить; но (Христос) не в этом только поставляет наказание, а ведет речь далее. «Извергнется, – говорит, – вон», – не будет уже пользоваться попечением делателя; «и засохнет», то есть, потеряет все, что имела от корня; если имела какую-либо благодать, лишится ее и останется без помощи и жизни, сообщаемой от корня. И что же наконец? «Бросают в огонь» ( Ин.15:6 ). Но не таков удел человека, пребывающего во Христе. Далее показывает, что значит пребывать, и говорит: «Если... слова Мои в вас пребудут» ( Ин.15:7 ). Видишь ли, что и прежде я справедливо сказал, что Он требует от нас доказательства от дел? Действительно, сказавши: «и если чего попросите,... то сделаю» ( Ин.14:13 ), Он присовокупил: «если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» ( Ин.14:15 ). Так и здесь: «если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» ( Ин.15:7 ). Все же это Он говорил для того, чтобы показать, что злоумышляющие против Него будут сожжены, а они принесут плод. Перенесши таким образом страх от них на злоумышленников и показав, что они будут непобедимы, Христос говорит: «тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» ( Ин.15:8 ). Чрез это Он придает Своему слову достоверность. В самом деле, если принесение плодов имеет отношение к славе Отца, то Он не оставит в небрежении Своей славы. «И будете Моими учениками». Видишь ли, что тот Его ученик, кто приносит плод? А что значит: «Тем прославится Отец»? Это значит: Он радуется, когда вы во Мне пребываете, когда приносите плод. «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас» ( Ин.15:9 ). Здесь уже говорит человекообразнее, потому что речь, приспособленная к понятиям людей, имеет особенную силу. Подлинно, сколь великую меру любви выказал Тот, кто благоволил умереть, кто, удостоив такой чести рабов, врагов и противников, возвел на небо! А если Я люблю вас, то не бойтесь. Если слава Отца в том, чтобы вы принесли плод, то не опасайтесь никакого зла. Потом, чтобы не сделать их беспечными, – смотри, как Он поощряет их. «Пребудете в любви Моей»; это уже от вас зависит. Как же это сделать? «Если заповеди Мои, – говорит, – соблюдете, как и Я соблюл заповеди Отца Моего» ( Ин.15:10 ). Опять идет речь человекообразная, потому что законодатель, очевидно, не мог подлежать заповедям. Видишь ли, что и здесь так сказано, – о чем я всегда повторяю, – по немощи слушающих? Действительно: Он многое говорит сообразно с их понятиями и всячески показывает, что они в безопасности и что их враги погибнут, и что все, что они имеют, имеют от Сына, и что, если они будут вести жизнь безукоризненную, никто и никогда не одолеет их. Заметь же и власть, с какою Он беседует с ними. Не сказал: «пребудете в любви Отца», но: «Моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

55 . Возьмем в пример Того, Кто сказал: «Я и Отец – одно» ( Ин. 10:30 ). Послушаем, как Он говорит: «ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю» ( Ин. 8:28 ). «Пославший Меня есть со Мною» ( Ин. 8:29 ). «Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ( Ин. 5:30 ). «Слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца» ( Ин. 14:24 ). «Я сказал вам все, что слышал от Отца Моего» ( Ин. 15:15 ). «Я живу Отцем» ( Ин. 6:57 ). 56 . О чудесном вселении Бога в человека так сказал Господь Своим ученикам: «кто любит Меня… и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:23 ). Это исполнилось на апостолах и на всех святых. «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» ( 1Ин. 4:13 ). Апостол Павел утверждает: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ). Да что еще говорить? Разве не все апостолы имели Бога в себе, еще с того исторического дня, когда Бог Дух Святой сошел на них в Пятидесятницу?( Деян.2:1–11 ) 57 . Мы знаем из Деяний апостольских и из житий святых Божиих людей, что бывает с человеком, в которого вселился Бог . Путями его управляет Бог, речи, которые он произносит, говорит не он, а Бог, дела, которые он творит, творит Бог. Происходит согласно с обещанием Господним: «Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф. 10:20 ). Святой Павел свидетельствует о себе: «И Дух мне сказал», или: «Дух не дал мне идти». Святой архидиакон Стефан, будучи исполнен Духа Святого, видел небеса отверстые и Иисуса, сидящего на престоле славы. Когда апостол Филипп увидел эфиопа,«Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к этой колеснице» ( Деян. 8:29 ). А после того, как крестил его, Дух сделал апостола невидимым и мгновенно перенес его в город Азот. Духом Божиим говорили все Божьи люди. И творили чудеса, как и Христос, а иногда и больше. Смотри – по слову Христа иссохла смоковница, а по слову Петра испустили дух Анания и Сапфира ( Деян.5:1–11 ). По слову Христову утихла буря на море, а по слову святого Марка Фракийского сдвинулась гора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В Евангелии от Иоанна тема имени Иисуса является лейтмотивом. Уже в прологе этого Евангелия говорится о Свете истинном, Который «пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:11–12 ). Далее упоминается о многих уверовавших «во имя Его» в Иерусалиме в праздник Пасхи ( Ин.2:23 ). В беседе с Никодимом Иисус говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную… Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, ибо не уверовал во имя единородного Сына Божия» ( Ин.3:16–18 ). Веровать во имя Сына Божия, таким образом, означает веровать в Сына Божия, то есть признавать Его Сыном Божиим, посланным от Отца. В Своей последней беседе с учениками Иисус трижды призывает учеников обращаться «во имя Его» с прошением к Отцу ( Ин.14:13–14 ; Ин.15:16 ; Ин.16:23–24, 26–27 ). Настойчивость, с которой Он говорит об этом, показывает, что этой Своей заповеди Он придает особое значение. В той же беседе Иисус дает ученикам обетование о Святом Духе, причем в первый раз говорит: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» ( Ин.14:26 ); а во второй раз: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин.15:26 ). Здесь обращает на себя внимание то, что послание Отцом Духа Святого «во имя» Сына синонимично посланию Духа Святого Самим Сыном «от Отца». Имя Божие в Новом Завете – это имя Отца и Сына и Святого Духа. Оно звучит в последнем призыве Иисуса, обращенном к ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя (ες τ νομα) Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ). Характерно, что Спаситель не говорит об именах Отца, Сына и Святого Духа, но о едином имени, присущем всем трем Лицам. У Них единое имя, потому что Они – не три Бога, но единый Бог. Именно это единое имя, пречестное и великолепное, прославляется верующими на Литургии по окончании той части Литургии, которая содержит ходатайственные молитвы. Она завершается благословением предстоятеля:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В этом последнем значении понимает веру Сам Спаситель, когда а) о верующем говорит, что: «Верующий в Меня не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» ( Ин. 3, 18 ); здесь акт веры или неверия, с одной стороны, и суд – с другой, понимаются, как тождезначащие понятия; неверие есть осуждение себя, вера есть освобождение от суда, оправдание. В чём же состоит это осуждение и это оправдание или вера и неверие? «Суд (или неверие), – говорит Спаситель, – состоит в том, что свет (т. е. Я) пришёл в мир», но человек не идёт к свету, ненавидит его; а оправдание или вера состоит в том, что человек идёт к свету ( Ин. 3, 18–20 ). «Доколе Я в мире, Я свет миру: кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни ( Ин. 9, 5, 8, 12 ). Я – свет, пришёл в мир, чтобы всякий, верующий в Меня, не оставался во тьме» ( Ин.12:45 ). Хождение во свете и вера, хождение во тьме и неверие, другими словами: всецелая личная преданность Христу или отвращение от Него – вот значение веры и неверия в Евангелие! б) Когда о неверующих говорит, что они «не из Его овец» ( Ин.10:26 ); веровать во Христа, по Его учению, значит находиться в таком же отношении к Нему, в каком овцы находятся к Пастырю: они знают его, слушаются голоса его и идут за ним, но не бегут от него, как от наёмника ( Ин. 3, 4, 27 ). Знать голос своего Пастыря, проникающий во все силы души, слушаться этого голоса и ходить, куда он ведёт, всё это вместе взятое и значит веровать; в) когда в последний день праздника кущей стоял Иисус и возгласил: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того из чрева истекут реки воды живой» ( Ин.7:37–38 ). Веровать во Христа – значит принимать в себя, пить воду жизни, иначе: воспринимать в себя и ассимилировать в себе Его мысли, чувства и направление воли, что возможно только для жаждущего, т. е. для находящегося в состоянии покаяния, для сознающего себя нищим в добре, для плачущего о своём зле и для алчущего и жаждущего помилования (оправдания) и силы к добру. Такой жаждущий, напоённый водой жизни, будет сам иметь в истинном смысле жизнь в себе самом и давать жизнь – напоять других жаждущих; г) когда говорит: «Приидите ко Мне, возьмите иго Моё (или крест Мой) на себя, научитесь от Меня, следуйте за Мной» ( Мф.11:28 ect.); во всех этих и подобных изречениях Спасителя выражается призвание слушающих к вере, к званию учеников Его, которое в том и состоит, чтобы, слушая и видя Учителя, больше и больше знать Его и исполнять всё то, что выражается Его словами и делами, одним словом: пребывать в Нём. «Что мы познали Его, – говорит евангелист Иоанн, – узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди» ( 1Ин.2:3 ). «Потому узнают все, что вы Мои ученики (т. е. веруете в Меня), – говорит Сам Спаситель, – если будете иметь любовь между собой» (или вообще, если будете соблюдать Мои заповеди) ( Ин.13:35; 14, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Далее начинается вторая часть Евангелия , которую условно можно назвать « Книгой часа», потому что начинается она словами: «Пришёл час Его» — тот самый час, о котором в начале первой части Евангелия, в «Книге знамений», Иисус говорит на браке в Кане Галилейской: «Ещё не пришел час Мой» (Ин. 2:4). Отголосок этих слов слышится в самом конце «Книги знамений»: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Ин. 12:23). Имея в виду именно этот час, Иисус затем скажет в начале «Книги часа»: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13:31). Не случайно, наверное, здесь говорится о часе смерти. Почему? Очевидно, по той же причине, по какой в «Книге знамений» рассказывается и о браке в Кане Галилейской, и о ночном разговоре с Никодимом, и о беседе с самарянкой, и об исцелении сына царедворца из Капернаума, и об исцелении расслабленного, и о том, что Он, Иисус, есть хлеб Жизни, и о том, как был Он на празднике Кущей, и о том, как вызвал из гроба Лазаря. Ибо основная тема «Книги знамений» — жизнь и смерть. «Жизнь» — одно из ключевых слов Евангелия от Иоанна вообще и первой части в частности. При том, что запас слов четвертого Евангелия, как уже говорилось, крайне невелик, среди них есть слова, которые повторены многократно и этим сразу выделяются. Если основная масса слов употребляется по 3—4 раза, не более, то отдельные слова встречаются здесь 50 и даже 70 раз. Одно из таких слов — «жизнь». Иисус Сам говорит о Себе, что Он — источник вод жизни, живой воды: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:37—38). Далее, в главе, где повествуется о добром пастыре, Иисус подчеркивает, что пришел для того, чтобы люди «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). О жизни вечной говорит Он и в 6-й главе, которая практически вся посвящена именно этой теме. Что же это такое — «жизнь вечная»? «Старайтесь не о пище тленной, — говорит Спаситель, — но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин. 6:27). А далее Его слушатели восклицают: «Господи! подавай нам всегда такой хлеб» (Ин. 6:34), то есть «хлеб Божий, который сходит с неба и дает жизнь миру», хлеб истины. Тот, кто вкушает этот хлеб, будет жить вечно. Отцы, евшие манну в пустыне, умерли. Хлеб же, сходящий с небес, не таков. Тот, кто вкушает его, не умрет. «Я есмь хлеб жизни», — говорит Иисус (иными словами, тот хлеб жизни, который сошел с небес). «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя» (Ин. 6:51).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010