Ин.7:39 .  Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Так как читатели 4-го Евангелия мало были знакомы с обычаями праздника Кущей и с их таинственным знаменованием, а равно и с обетованиями Христа о ниспослании Святого Духа, которые находятся только у Иоанна, то евангелист считает теперь нужным заметить, что в этом случае Христос говорил о Святом Духе, Которого должны были получить верующие во Христа и Которого до прославления Христа на верующих не было. «Не было... Духа Святаго». Согласнее с древними кодексами читается это место в славянском переводе: «не у бо бе Дух Святый», т.е. не был еще Дух Святый. Это, конечно, не показывает, что Святой Дух не существовал тогда. Нет, Он существовал всегда и сам евангелист говорит, что Дух Святой был в пророках ( Ин.3:34 ), в Иисусе ( Ин.6:63 ), в благочестивых людях ( Ин.4:23 ) и во всем творении ( Ин.6:63 ). Здесь же имеется в виду действие Святого Духа в Церкви, среди верующих во Христа. Такой Дух называется поэтому Духом воскресшего и прославленного Христа ( Ин.20:22, 15:26, 16:7 ). Это действительно был новый в отношении к форме проявления Дух, о Котором предвозвещали пророки ( Иез.11:19, 18:31, 36:26 ), хотя по существу, всегда был, во все времена, один и тот же Дух Божий. Ин.7:40 .  Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Ин.7:41 .  Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Ин.7:42 .  Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Ин.7:43 .  Итак произошла о Нем распря в народе. Ин.7:44 .  Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Различно подействовали слова Христа на собравшихся около Него слушателей. Одни признавали Его пророком, хотя едва ли соединяли с этим словом определенное представление (ср. Ин.6:14 ). Другие же называли Его Мессией. Но были и противники такого мнения – это те, которые думали, что Христос происходит не из рода Давидова и не из Вифлеема, города Давидова. Некоторые же сочли Христа обманщиком, вредным для израильского общества, и пытались, хотя и неудачно, задержать Его и выдать начальству.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Утверждает нас в том вера наша, обещаниями Божиими, как якорем, укрепляемая. «Верующий в Меня..., – говорит Христос, – если и умрет, оживет» ( Ин.11:25 ). " Ныне Христос..., – говорит апостол, – воскрес из мертвых, Первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через Человека и воскресение мертвых» ( 1Кор.15:20–21 ). «Воскреснут мертвые и восстанут, те, которые в гробах " , – уверяет нас Сам Бог устами пророка ( Ис.26:19 ). «Вот, – говорит Адонаи Господь костям человеческим: вот Я введу в вас дух жизни, и возведу на вас плоть, и простру по вам кожу, и дам дух Мой в вас, и оживете, и узнаете, что Я есмь Господь» ( Иез.37:5–6 ). И далее там же: " вот Я отверзу гробы ваша, и изведу вас от гробов ваших, люди Мои, и дам дух Мой в вас, и живы будете, и узнаете, что Я Господь: Я сказал и сотворю " , – говорит Адонаи Господь» ( Иез.37:12–14 ). И в книге пророка Даниила говорит: " Многие (все) из спящих в земной персти восстанут, – сии в жизнь вечную, а те в осуждение и стыд вечный» ( Дан.12:2 ). «Наступает время..., – говорил Спаситель, – в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). Утверждает нас всемогущество Божие. Ибо если из ничего все сотворил, тем более «тленное.. облечет в нетление и смертное... облечет в бессмертие» ( 1Кор.15:54 ). Утверждает восстание мертвых, восставших в жизни сей из мертвых, как-то: дочери Иаира ( Мф.9:25 ; Мк.5:42 ), сына вдовы в городе Наине ( Лк.7:14–15 ), Лазаря ( Ин.11:43–44 ), Тавифы ( Деян.9:40–42 ). Услышали они глас Сына Божия – и ожили. Услышат мертвые и в последний день Того же Сына Божия глас – и, услышав, оживут. Показывает то и самое естество. Зерно, посеянное в землю и умершее, всходит и много плода приносит ( Ин. 12:24 ; 1Кор.15:36 ). Показывает произрастание весной всех трав, которые из земли, как умершие из гробов, встают и в новый прекрасный вид одеваются, и различный дают плод. 3) При умирающих в Господе присутствуют святые Ангелы и переносят души их в лоно Авраамово, как Сам Христос учит об этом ( Лк.16:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Сын ничего не делает без Отца: не без воли Отца Он принёс Себя Ему как жертву за весь мир в священном спасительном страдании, не без воли Отца Он воскрешал умерших. Перед воскрешением Лазаря Он возвёл очи к небу и сказал: Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. И Я знал, что Ты всегда слышишь Меня, но сказал для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня ( Ин.11:41–42 ). Хотя Он говорил как Человек, в воспринятой плоти, Он показал единство с волей и действием Отца, ибо Отец слышит и видит всё, что хочет Сын. Итак, Отец видит Сына творящим, слышит Его волю, потому Господь и не просил, но сказал, что Его услышали. 70. Nec aestimari potest quia non audit pater, quod uelit filius. Et ut scias quia semper auditur a patre, non quasi seruus nec quasi propheta, sed quasi filius: Et ego, inquit, sciebam quia semper me audis, sed propter turbam, quae circumstat, dixi, ut credant quia tu me misisti. Нельзя думать, что Отец не слышит того, что хочет Сын. Пойми, что Отец всегда слышит Сына не как раба, не как пророка, но как Сына! Сын говорит: И Я знал, что Ты всегда слышишь Меня, но сказал для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня ( Ин.11:42 ). 71. Propter nos igitur gratias agit, ne eundem patrem eundemque filium esse credamus, cum idem opus patris audimus et fill. Nam ut cognosceres non quasi infirmum gratias egisse, sed quasi dei filium semper sibi diuinam potentiam uindicare, clamauiv. Lazare, ueni foras. Imperantis utique uox ista est, non precantis. Он благодарит ради нас, чтобы мы не подумали, что Отец и Сын являются одним и тем же, слыша, что у Них одно и то же действие. Для твоего вразумления, Он благодарит не как бессильный. Сын Божий считает божественную силу всегда Своею и восклицает: Лазарь, иди вон ( Ин.11:43 ). И это голос приказывающего, а не молящего. 7. 72. Sed ut ad superiora redeamus et proposita concludamus, facit quasi uerbum filius uoluntatem patris. Verbum hoc nostrum utique prolatiuum est, syllabae sunt, sonus est, et tamen a sensu nostro et mente non discrepat, et quae interiore tenemus adfectu, ea tamquam operands uerbi testificatione signamus. Sed non sermo noster operatur. Solum est uerbum dei, quod nec prolatiuum est nec quod νδιϑετον dicunt, sed quod operatur et uiuit et sanat.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Иисус же «Сам восскорбел духом и возмутился». И спросил: «Где вы положили его?» «Господи! Пойди и посмотри!» – ответили Ему (ср. Ин.11:33–34 ). Христос прослезился. Христос плакал об умершем друге, и в то же время Его святые слезы, может быть, были слезами о всем человечестве, пораженном болезнями и смертью. «Смотри, как Он любил его», – шептали в толпе. Иисус же, скорбя внутренне, подошел ко гробу. Гробом служила пещера, вход в которую был закрыт камнем. Там, за этим камнем, в глубине покоился прах умершего Лазаря. Уже четыре дня он лежал во гробе, и тело его тронулось тлением. Иисус приблизился к пещере, возле Него – сестры умершего, а вместе с ними и друзья, и любопытные. Стояли здесь и апостолы. Вероятно, все думали, что Учитель пришел плакать на гроб Своего друга. Иисус сказал: «Отнимите камень». Как, подумала Марфа в удивлении и ужасе, зачем? «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он лежит во гробе», – воскликнула она со скорбью (ср. Ин.11:39 ). Иисус же, обратившись к ней, сказал: «…Если будешь веровать, увидишь славу Божию» ( Ин.11:40 ). Тогда подошли люди и отвалили камень. Наступила тишина. Все смотрели в сторону пещеры. В предчувствии чего-то великого, сестры уже не плакали. Иисус возвел очи к небу и стал молиться: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» ( Ин.11:41–42 ). Затем, обратившись к пещере, воззвал громким голосом: «Лазарь! иди вон» ( Ин.11:43 ). И Лазарь медленно поднялся и вышел из гроба. Плотно обвязанный с головы до ног погребальными пеленами, с лицом, завязанным платком, ничего не видя, он едва-едва мог передвигать ноги… Тогда Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет» ( Ин.11:44 ). К Лазарю тотчас подбежали и дрожащими руками, торопясь, стали срывать погребальные одежды и открыли ему лицо. «Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии, – свидетельствует апостол Иоанн, – и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него» ( Ин.11:45 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

27:57—60; Мк. 15:43—46; Ин. 19:38—42), куда в день Воскресения, «зело рано, еще сущей тме», пришли мироносицы «посмотреть гроб», где увидела Мария Магдалина «Садовника» и обратилась к нему с недоуменным вопросом: «взяша Господа моего от мене, и не вем, где положиша Его» (Ин. 20:1—16; Мк. 16:1—8; Мф. 28:1—8), — и воздвигаешь перед предстоящим народом церковным Самого Живого Господа, Святая — святым, призывая их: «Вот Хлеб жизни, Который вы видите. Идите, стало быть, причащайтесь, но не все, а тот, кто свят; к святыне допускаются только одни святые», те, кто освящен Самим Господом, потому что «никто не получает освящения сам от себя, ибо это не есть дело человеческой добродетели, но от Него и через Него; и как если ты поставишь много зеркал под солнцем, то все они сияют и посылают лучи, и тебе будет казаться, что ты видишь много солнц, но на самом деле одно солнце сияет во всех зеркалах; точно так же Един, будучи Святым, изливаясь в верных, является во многих душах, и этим Он многих представляет святыми, но на самом деле Он Один единственно Свят»!    Для того, чтобы совершить все это не в суд или во осуждение, — сколько потребно тебе работы, душа моя! Если для того, чтобы убрать дом наш внешний, келлию нашу земную, нам потребно много труда, чтобы ничего по углам не осталось из сора и ометов, то сколь больше труда нужно для того, чтобы очистить дом души нашей от сора греха и ометов всякого непотребства!    И — так очистить, чтобы этот внутренний дом был приуготовлен к вселению полноты Божества (Ин. 14:23)., чтобы не повторил он той судьбы, которая описана в словах притчи евангельской: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43—45; Лк. 11:24—26).    Это ли — не работа, для которой необходимо преодолеть и зной дневный, и мраз нощный, и всякое иное лишение, лишь бы «паче снега убелить» себя омовением Божественным (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

«Ныне Христос, — говорит апостол, — воскрес из мертвых, Первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через Человека и воскресение мертвых» (1Кор.15:20-21). «Воскреснут мертвые и восстанут, те, которые в гробах», — уверяет нас Сам Бог устами пророка (Ис.26:19). «Вот, — говорит Адонаи Господь костям человеческим: вот Я введу в вас дух жизни, и возведу на вас плоть, и простру по вам кожу, и дам дух Мой в вас, и оживете, и узнаете, что Я есмь Господь» (Иез.37:5-6). И далее там же: «вот Я отверзу гробы ваша, и изведу вас от гробов ваших, люди Мои, и дам дух Мой в вас, и живы будете, и узнаете, что Я Господь: Я сказал и сотворю», — говорит Адонаи Господь» (Иез.37:12—14). И в книге пророка Даниила говорит: «Многие (все) из спящих в земной персти восстанут, — сии в жизнь вечную, а те в осуждение и стыд вечный» (Дан.12:2). «Наступает время, — говорил Спаситель, — в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин.5:28-29). Утверждает нас всемогущество Божие. Ибо если из ничего все сотворил, тем более «тленное облечет в нетление и смертное облечет в бессмертие» (1Кор.15:54). Утверждает восстание мертвых, восставших в жизни сей из мертвых, как-то: дочери Иаира (Мф.9:25; Мк.5:42), сына вдовы в городе Наине (Лк.7:14-15), Лазаря (Ин.11:43-44), Тавифы (Деян.9:40-42). Услышали они глас Сына Божия — и ожили. Услышат мертвые и в последний день Того же Сына Божия глас — и, услышав, оживут. Показывает то и самое естество. Зерно, посеянное в землю и умершее, всходит и много плода приносит (Ин. 12:24; 1Кор.15:36). Показывает произрастание весной всех трав, которые из земли, как умершие из гробов, встают и в новый прекрасный вид одеваются, и различный дают плод. 3) При умирающих в Господе присутствуют святые Ангелы и переносят души их в лоно Авраамово, как Сам Христос учит об этом (Лк.16:22). 4) Умершие в Господе, как сказано, начинают новую, лучшую жизнь и блаженную вечность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Мир на небесах и слава в вышних!» Этими словами у евангелиста Луки заменено восклицание «осанна в вышних» (Матфей и Марк). Он, так сказать, разделяет «осанну» на два восклицания: «мир на небесах», т.е. спасение на небесах, у Бога, Который и будет раздавать теперь это спасение через Мессию, и затем «слава в вышних», т.е. Бог будет прославлен за это Ангелами в вышних, на высоте. Лк.19:39 .  И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Лк.19:40 .  Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. Лк.19:41 .  И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем Лк.19:42 .  и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, Лк.19:43 .  ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, Лк.19:44 .  и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего. Этот раздел находится только у евангелиста Луки. Некоторые фарисеи, выйдя из толпы народа, в которой они находились, обратились ко Христу с предложением запретить Своим ученикам так кричать. Господь отвечал на это, что такого взрыва хвалы, обращенной к Богу, нельзя остановить. При этом Он употребил поговорку о камнях, которая встречается и в Талмуде. Затем, когда Он приблизился к городу, то, поглядев на него, заплакал – заплакал о нем громко ( κλαυσεν π´ ατν, а не δκρυσεν, как при гробе Лазаря, Ин.11:35 ). «Если бы и ты...» (стих 42). Речь обрывается, как «бывает с плачущими» (Евфимий Зигавин). «К миру» или к спасению Иерусалима должна была, конечно, послужить вера в Христа как в обетованного Мессию (ср. Лк.14:32 ). «И ты» – подобно Моим ученикам. «В сей твой день», т.е. в этот день, который мог бы быть для тебя днем спасения. «Ныне...» Т.е. но при настоящих отношениях это невозможно, Богом сокрыто осталось от тебя это спасение ( κρβη указывает на Божие определение, ср. Ин.12:37 и сл.; Рим.11:7 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дань человеческому горю отдал Господь пречистыми Своими слезами у гроба праведного Лазаря. Наступил миг явления силы Божией. Отнимите камень , – повелел Господь ( Ин.11:39 ). Услышав это, фарисеи возроптали: «Кощунство! Неуважение к праху!» – но остальные не посмели ослушаться Чудотворца из Назарета и начали снимать тяжелый камень с гробовой пещеры. Дохнуло жутким запахом тления, запахом смерти. Тут Марфа вновь поддалась лукавому сомнению: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе ( Ин.11:39 ). И вновь Сын Божий смирил ее неверие: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? ( Ин.11:40 ). И над растерянной, недоумевающей толпой скорбящих зазвучала исполненная неземного величия молитва Сына Божия: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня ( Ин.11:41–42 ). Эта молитва прозвучала еще до совершения чуда воскрешения. Божественный Сын заранее благодарил Небесного Отца, зная, что по одному слову Его воскреснет мертвец, – ибо где предел Всемогуществу Творца, единым словом воззвавшего из небытия к бытию все мироздание? И так – простыми, обыденными словами – повелел Сын Божий: Лазарь! иди вон ( Ин.11:43 ). Неописуемый ужас охватил народ, когда Лазарь вышел из гробницы, обвитый погребальными пеленами. Люди шарахались в разные стороны, уступая дорогу воскресшему мертвецу, – многим казалось, что они видят призрак. Но нет: это был живой человек, живой Лазарь, с таким же добрым и светлым лицом, с которого в тот миг понемногу сходило выражение страдания. Постепенно люди начали приходить в себя от страха – подходили к Лазарю трогали его, заговаривали с ним, слышали его смущенные ответы и наконец убедились в свершении невероятного чуда. Тогда вместо скорби наступило ликование, взоры всех обратились к Спасителю, и многие из… видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него ( Ин.11:45 ). Чудо воскрешения Лазаря совершилось, когда мир еще не был искуплен Пречистой Кровью Спасителя, еще лежал во тьме ветхозаветного «субботства». Но в субботу воскрешения Лазаря уже содрогнулось мрачное царство сатаны, начинавшее терять своих пленников, предчувствовавшее свое поражение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ад, возвратив из преисподней умершего, начал вопить: Кто это голосом Своим вызывает мертвецов из гроба, как бы спящих? Кто это преступает древнее повеление о смерти? Кто это так легко отнимает у меня мою добычу? Вижу, что из рук моих ускользает держава господства моего над земнородными!»

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Ис.43:10 . А Мои свидетели, говорит Го­с­по­дь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и ра­зу­мели, что это Я: пре­жде Меня не было Бога и по­сле Меня не будет. «А Мои свидетели, говорит Господь, вы». Так как речь пророка обращена была непосредственно к народу израильскому, то его же, следовательно, должно считать и тем лицом, которое выставлено в качестве первого свидетеля. И действительно, вся история богоизбранного народа, со всеми данными ему богоявлениями, откровениями, законами и чудесами, является лучшим и наиболее убедительным доказательством Божественного всемогущества и Его зиждительной, миротворческой Премудрости и Силы. Но, кроме всего этого, еврейский народ был прямым свидетелем исполнения многих божественных пророчеств, касавшихся судьбы различных языческих народов, а также и на самом себе испытал оправдание многих пророческих угроз и обетований. «И раб Мой, которого Я избрал». Слова эти невольно напоминают начало 42 гл. «Вот Отрок Мой.... избранный, Мой, к которому благоволит душа Моя» (1 с). Очевидно, и относятся они к одному и тому же Лицу – Посреднику Ветхого и Нового Завета, Господу Иисусу Христу, Который не напрасно, в свидетельство своей истинности, ссылался на Свои дела и на волю пославшего Его Отца ( Ин.5:36–37 ). «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» – торжественно ответил Сам Господь на вопрос Пилата: «что есть истина» ( Ин.18:37–38 ). «Верным свидетелем» неоднократно называется Он и в Апокалипсисе ( Откр.1:5 ; Откр.3:14 ). К Иисусу Христу относят это место и святоотеческие толковники (святой Кирилл Александрийский , блаженные Феодорит, Иероним). Ис.43:11 . Я, Я Го­с­по­дь, и нет Спасителя кроме Меня. «Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня». Отсутствие свидетелей у противной стороны и наличность достоверных свидетелей на стороне истинного Бога дают особенную убедительность и силу Его торжественному исповеданию, что прежде Него не было Бога и после Него не будет и что, следовательно, только один Он есть вечно живущий и присно спасающий Бог, у Которого нет и быть не может никаких действительных соперников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Всеобщий суд Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда ( Ин.5:22, 27-29 ; Мф.16:27, 7:21-13, 11:22, 24, 35, 41-42, 13:37-43, 19:28-30, 24:30, 25:31-46 . Деян.17:31 . Иуд. 14-15 . 2Кор.5:10 . Рим.2:5-7, 14:10 . 1Кор.4:5 . Еф.6:8 . Кол.3:24-25 . 2Сол.1:6-10 . 2Тим.4:1 . Откр.20:11-15 ) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Мф.25:31-46 (Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей…). По этому образу можно заключить и о свойствах суда. Он будет: всеобщий, т.е. простирающийся на всех людей, живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия — и на самих даже падших ангелов ( 2Пет.2:4 ; Иуд.1:6 ); торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, перед лицом всего мира; строгий и страшный, совершаемый по всей правде Божией, и “день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия ( Рим.2:5 ); последний и окончательный, определяющий на всю вечность судьбу каждого судимого. Результатом Суда будет вечное мздовоздаяние — блаженство праведных и мучения осужденных злых. Изображая в самых светлых и самых радостных чертах вечную жизнь праведных после Всеобщего суда, слово Божие говорит с той же утвердительностью и несомненностью о вечных мучениях злых. Идите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его, — скажет Сын Человеческий в день суда… и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мт.25:41-46 ). Это состояние мучения представлено в Священном Писании образно, как место мученья и именуется “геенной” (образ огненной геенны взят с эномской долины возле Иерусалима, где совершались смертные казни, а также сваливались всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь). Господь говорит: если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает ( Мк.9:43-46 , также 45–49). Там будет плачь и скрежет зубов — не раз повторял Спаситель о геенне ( Мф.8:12 и др.). В Откровении Иоанна Богослова это место или состояние называется озеро огненное ( Откр.19:20 ). И у ап. Павла: В пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол.1:8 ). Образы: червь неумирающий и огонь неугасающий, очевидно, символичны, и указывают на тяжесть мучений. Св. Иоанн Дамаскин замечает: “грешники преданы будут огню вечному не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу” (изложение православной веры).

http://azbyka.ru/apokalipsis/protopresvi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010