Это есть изложение историко-прагматическое (хотя у Лк., единственного из синоптиков, который указывает, что в Иуду вошел диавол, уже намечается переход к иоанновской иудологии). Евангелие же от Иоанна, которое вообще являет преимущественно божественную сторону в Богочеловеке, и исторические события относительно Иуды излагает в свете божественного предведения и предопределения. Здесь история становится прозрачна для вечности, для которой нет развития и становления, но есть лишь от века предустановленное бытие. В частности, при изложении истории Иуды здесь показуется изначальное ведение Христом Своего предателя ( Ин. 13:19 ), как и предустановленность предательства. Достаточно сопоставить все тексты Ин., относящиеся к Иуде, чтобы увидеть, с какою поразительною исключительностью разрешается именно эта задача. Уже с самого начала здесь свидетельствуется в общей форме: «но сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто свидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» ( Ин. 2:24–25 ), что и подтверждается при избрании апостолов (особенно Нафанаила). Далее в связи с речью об Евхаристии говорится об Иисусе: «ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его» ( Ин. 6:64 ), a затем Иисус и прямо говорит (апостолам): «не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» 33 «Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел (имел – μελλε) предать Его, будучи один из двенадцати» ( Ин. 6:70–71 ). Далее на Тайной вечери, при умовении ног, которое у Иоанна является поводом для обличения Иуды, говорится: «ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты» ( Ин. 13:11 ). И далее, обращаясь к ученикам, Иисус говорит: «если это знаете, блаженны вы, когда исполняете. Не о всех вас говорю: Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» ( Пс. 40:10 ). Теперь сказываю вам, прежде нежели сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я» ( Ин. 13:17–19 ). И, наконец, в первосвященнической молитве ( Ин. 17:12 ) также упоминается об Иуде: «тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется писание» ( Пс. 108: 4, 8, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Ученики, обуреваемые смутными чувствами, брели вслед за Господом. Так шли они четыре дня. А в Вифании тем временем совершился скорбный обряд похорон, и сестры Лазаря, терзаясь острой болью утраты, уже не ждали никаких чудес. Когда Иисус Христос ступил наконец на порог дома умершего Своего друга, Марфа обратилась к Нему с тихим упреком: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой ( Ин.11:21 ). Воскреснет брат твой ( Ин.11:23 ), – ответствовал Господь. Убитой горем женщине эти слова показались обычным для верующего утешением, обещанием загробной встречи с любимым братом, смягчавшим ее теперешнюю скорбь. Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день ( Ин.11:24 ), – отвечала Марфа. Она называла Сына Человеческого «Господом», но ее веры еще недоставало на то, чтобы понять: Всемогущий Господь способен с легкостью вернуть ее умершего брата к земной жизни. Марфа знала, что Иисус Христос – величайший Исцелитель, но земным своим рассудком еще не поняла, что перед ней – Всемогущий, Который может и не ждать Судного Дня для совершения воскресения мертвых. И Сын Божий, взламывая ее маловерие, прямо сказал ей об этом: Я есмь воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрет, оживет; И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему? ( Ин.11:25–26 ). Воскресение мертвых? Это было невиданно, неслыханно, непостижимо. «Кто мертв, тот не встанет», – об этом говорила вся земная жизнь, весь материальный мир, это был «непреложный закон природы». И хотя Марфа – ветхозаветная иудейка, верующая в будущее Всеобщее Воскресение и Суд, умом признавала этот догмат, но сердцем в тот момент, очевидно, колебалась и не могла поверить в близящуюся реальность чуда. Но в словах Учителя звучала сила, отбрасывающая любые «законы природы», – и сердце Марфы ответило обетованию Спасителя вспышкой радостной надежды, веры в невероятное чудо. Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир ( Ин.11:27 ), – исповедала Марфа, и горе отступило от нее. Словно на крыльях непостижимой надежды, Марфа поспешила к сестре с вестью о приходе Спасителя. Впрочем, она еще не решилась поведать Марии о близящемся чуде из чудес, и та вышла навстречу Господу в слезах длящейся скорби.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Христос и прежде воскрешал умерших, но тогда у людей оставалась возможность заподозрить обман: и дочь Иаира, и юноша из Наина умерли совсем незадолго до прихода Иисуса, и можно было сказать, что они просто потеряли сознание, впали в забытье. В случае с Лазарем так сказать было уже невозможно. Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин 11:39), — воскликнула одна из сестер умершего, Марфа, когда Господь велел отнять камень, заслонявший вход в гробницу. Воскрешение Лазаря. Липпо Мемми, XIV век Марфа и ее сестра Мария сожалеют, что Иисус опоздал; обе говорят Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой  (Ин 11:21, 32). Христос был близок к этому семейству, часто пользовался их гостеприимством, но в данном случае Мария и Марфа ведут себя подобно посторонним иудеям, которые втайне ропщут на Иисуса : не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?  (Ин 11:37). И всем им Господь отвечает: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек  (Ин 11:25–26). Что значат эти слова? Уже не впервые Христос называет Себя жизнью, то есть — Источником жизни, ее главным условием и сутью. А чтобы слушатели не восприняли эти Его слова аллегорически, иносказательно, Он продолжает: всякий, кто верит в Него, непременно наследует воскресение и вечную жизнь. Даже если человек умрет (как умер Лазарь), то воскреснет — и будет жить уже вечно. О какой вере говорит тут Спаситель? О вере в Него как в Бога Вседержителя, управляющего жизнью и смертью! Ведь, как замечает толкователь Евангелия блаженный Феофилакт Болгарский, до определенной степени сестры Лазаря во Христа уже веровали. Марфа верит, что, будь Иисус Христос рядом, Лазарь бы не умер; она говорит Ему: знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог  (Ин 11:22). Но такая вера — это по сути вера в праведного человека, молитвенника, слова которого могут приклонить гнев Божий на милость… Христос же, по словам блаженного Феофилакта, опровергает такое понимание. Он как бы увещевает ее: «ты говоришь Мне, что Бог даст Мне все, чего Я ни попрошу у Него. А Я говорю тебе ясно, что Я есмь воскресение и жизнь, так что сила Моя не ограничивается местом, но Я могу равно исцелять, присутствуя на месте и заочно. Ибо Я раздаю блага, и не от лица кого-либо другого, но Сам Я воскресение и жизнь, Сам имею силу воскрешать и оживлять».

http://foma.ru/o-chem-govorit-evangelie-...

В своих посланиях, в подтверждение своих мнений, святой Игнатий нередко приводит дословно некоторые места из Евангелий; например: а) в послании к Римлянам, в ст. 6, - какая польза человеку, если весь мир приобретет, а душе повредит (Мф. 16, 26); б) в послании к Поликарпу, в ст. 2, - будь мудр, как змея, и прост, как голубь (Мф. 10, 16); в) в послании к Смирнянам, в ст. 1, - " Господь наш крестился от Иоанна, чтобы исполнить всякую правду " (Мф. 3, 15); г) в том же послании, ст. 3, - " И когда Он пришел к бывшим с Петром, то сказал им: осяжите Меня и рассмотрите (Лк. 24, 39), что Я не дух бестелесный " . Семь посланий святого Игнатия дошли до нас в двух списках: пространном и сокращенном. Выше мы привели извлечения из сокращенного списка, но так как и пространный список принимался и принимается за подлинное послание святого Игнатия такими авторитетами, как святой Иоанн Златоуст, святой Григорий Двоеслов, святой Иоанн Дамаскин и К. Тишендорф, то продолжим извлечения из пространного списка посланий: д) в послании к Римлянам, в ст. 3, - если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас... (Ин. 15, 19); е) в послании к Ефесянам, в ст. 8, - Слово стало плотию (Ин. 1, 14); в том же послании, в ст. 5, - неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин. 3, 36); ж) в послании к Магнезийцам, в ст. 9, - если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне (Ин. 5,46); з) в том же послании, в ст. 6, - возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27). Не приводя дальнейших извлечений из посланий святого Игнатия, ограничимся лишь указанием на следующие места Евангелий, встречающиеся в этих посланиях: из Евангелия от Матфея: 1, 23; 4, 23; 5, 5, 45 и 48; 8, 17; 9, 35; 12, 33 и 40; 15, 13; 19, 12; 13, 43; 22, 40; 27, 52; 28, 19; из Евангелия от Марка: 11, 25; из Евангелия от Луки: 10, 16 и 27; 14, 11; 14, 15; 17, 10; 18, 13 и 14; 22, 31; 23, 34; из Евангелия от Иоанна: 2, 19; 3, 8; 5, 30; 8, 29, 46, 56 и 58; 10, 11; 11, 25 и 26; 12, 32; 13, 34; 14, 6 и 24; 16, 13 и 14; 17, 3, 4, 5, 6, 11 и 21; и 20, 25, 27 и 28.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Итак, Отец пребывает в Сыне через чудесные дела и слова учения и становится видимым благодаря тому, через что пребывает и через Того, в Ком пребывает. И из этого самого открываются собственные свойства Обоих Лиц, когда Господь говорит: Я в Отце и Отец во Мне ( Ин.14:10 ). К этому Он добавил: Верьте ( Ин.14:11 ). Чему? Тому, что якобы «Я есмь Отец»? Но, я полагаю, что написано не это, а следующее: [Верьте], что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам ( Ин.14:11 ), то есть по тем делам, через которые Отец был видимым в Сыне не для зрения, а для ума. 25. После вопроса Филиппа и [раскрытия] всей его сущности, что продолжается до самого конца Евангелия [от Иоанна], в том же самом рассуждении 84 , где Господь [показал, что] Отец и Сын различаются по Своим собственным свойствам 85 , Он обещал также умолить Отца дать Другого Утешителя и послать Его после того, как Он Сам взойдёт ко Отцу (ср. Ин.14:16 ). (Ранее мы уже показали, в каком смысле Он Другой.) И далее Он сказал: Он (...) от Моего возьмёт ( Ин.16:14 ), как и Сам Сын [взял] от Отца. Таким образом связь Отца с Сыном и Сына с Утешителем предполагает Трёх связанных, Которые, тем самым, [уже отличаются] Один от Другого 86 . И Эти Три суть едино (unum) 87 , a не един (unus), так же как и сказано: Аз и Отец едино (unum) есмы, по единству сущности, а не по численной единичности. Пробеги глазами и найдёшь, что Тот, Кого ты считаешь Отцом, назван виноградной лозой Отца, а Отец – виноградарем ( Ин.15:1 ), так что Сын познал на небе Того, Кто, по твоему мнению, был на земле, когда Он (то есть Сын), заботясь здесь о Своих учениках, передал их Отцу. И хотя в Евангелии [от Иоанна] нет слов: Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мф.27:46 ), а также слов: Отче! в руки Твои предаю дух Мой ( Лк.23:46 ), однако после Своего воскресения и славной победы над смертью , после того, как отпала всякая необходимость в [дальнейшем] уничижении и Он мог бы уже открыто объявить Себя Отцом верующей женщине, которая по любви, а не из любопытства и не из неверия, как Фома, пришла прикоснуться к Нему, Он сказал: Не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему; а иди к братьям Моим – даже в этих словах Он показал Себя Сыном, ведь если бы Он был Отцом, то должен был бы назвать их сынами, [а не братьями], – и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Ин.20:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при обсуждении вопроса о войне Мф.5:21 . «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьёт, подлежит суду» ( Исх.20:13 ). Объясн. Гневающийся напрасно на брата своего не может быть сравниваем с защитниками веры и отечества: Чис.25:16–18:31:1–2 , полагающими души свои за друзей своих: Ин.15:13 . Не осудил воинское звание и Иоанн Креститель: Лк.3:14 , а Спаситель «войну» брал для примера: Лк.14:31 , веру же благочестивых воинов восхвалял: Мф.8:10 ; Деян.10:1–4 ; и на небе без войны не обошлось: Откр.19:11–19 . Мф.5:38–39 . «Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб» ( Исх.21:24 ). А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую». Объясн. Защита веры и отечества не есть «око за око, или зуб за зуб», а любовь до самопожертвования за друзей своих: Ин.15:13 ; эта защита не осуждена словом Божиим: Лк.3:14 ; Чис.25:16–18 . Лк.9:54–56 . Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение». Объясн. Самаряне не с оружием напали на Иисуса Христа и апостолов, а только не приняли их, стало быть, огонь сводить на них было бы делом неразумной ревности. Отсюда ясно, что к войнам, которым надлежит быть, помимо всякого желания: Мф.24:6 , это место не относится. В Священном Писании военная служба не запрещается: Лк.3:14:14:31–32 , и воинское звание не препятствовало получить от Господа помощь и похвалу: Мф.8:9–10 . Мф.26:52 . «Тогда говорит ему (апостолу Петру) Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». Объясн. Здесь осуждается самоуправное и незаконное употребление оружия, как, например, отсечение уха Малху: Мф.26:51 . Для внутренней жизни Церкви Христовой на земле мир не обеспечен: 2Пет.2:1 , и потому-то самой высшей любовью считается положение души своей за друзей своих: Ин.15:13 ; о возможности войн говорил и Сам Иисус Христос: Лк.14:31–32 ; Мф.24:6 , а в Ветхом завете Бог даже повелевал воевать: Чис.25:16–18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

40:10, 11). Слышит она, что несомненно о Нем говорит Исаия, и притом называет Его пастырем: « как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных », и спрашивает его: где пасет, где почивает Тот, Которого возлюбила душа моя? Посылает ее Исаия к Иоанну, и говорит ей Иоанн: « глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему » (Мф. 3:3). Идет она за Иоанном в пустыню, удерживает его и спрашивает: скажи мне, ты ли Христос? Отвечает Иоанн: « я не Христос » (Ин. 1:20). И опять спрашивает она его: « что же ты крестишь, если ты ни Христос » (Ин. 1:25)? А Иоанн опять отвечает: я не Христос. За мною идет (Христос, Он) сильнее меня: « я недостоин развязать ремень у обуви Его » (Ин. 1:27; ср. Мф. 3:11; Мк. 1:7; Лк. 3:16). И так как Он еще медлил, то она говорила: увы мне, « я изнемогаю от любви » (Песн. 2:5). Тогда опять говорит ей Иоанн: не плачь, перестань, подожди немного. Видит Иоанн приближающегося Господа и говорит ей: перестань, не плачь больше. Издали показывает Его, протягивая перст, и говорит: вот Тот, Которого ты ищешь. « вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира » (Ин. 1:29). Она же, слыша, что Иоанн называет Его агнцем, а Исаия — пастырем, начинает сомневаться, кому поверить: этому ли поверить или Исаии? Видит Господь, что она начала сомневаться, и громко говорит: « Я есмь пастырь добрый » (Ин. 10:11), и этими словами разрешает ее сомнение. Тогда приходит она к жениху, обнимает его и целует. И тогда исполняется написанное у Давида: « милость и истина встретились, правда и мир облобызались » (Пс. 84:11). А чтобы вполне убедиться нам, что здесь невеста сочеталась с женихом и совершился духовный брак, вот и брачная песнь; воспевает ее Иоанн, говоря: « имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия–то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться » (Ин. 3:29, 30). При совершении брака требовалось совершить дарственную запись на имя невесты: нужно было найти бумагу, писца и трость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

20). И лишь ученики Христа, «когда... воскрес Он из мертвых, то вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» (Ин 2. 22). Однако и они приходят к вере в Воскресение Христово не сразу. Они не верят тому, что сообщают им о событиях пасхальной ночи жены-мироносицы (Мк 16. 11; Лк 24. 11); ап. Фома не верит, что «другие ученики» «видели Господа» (Ин 20. 25); «двое из них» (Клеопа - Лк 24. 18 и, возможно, евангелист Лука, почему он и скрыл свое имя; ср.: Theoph. Bulg. In Luc. 24. 13-24), названные Иисусом Христом «несмысленными и медлительными сердцем» из-за их неверия «всему, что предсказывали (о Христе.- М. И.) пророки» (Лк 24. 25), уверовали в Воскресшего лишь тогда, когда Он Сам, «начав от Моисея», объяснил «им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк 24. 26-27), а в конце встречи открылся им «в преломлении хлеба» (Лк 24. 35). Воскресший Христос являлся апостолам и ученикам Своим «в продолжение сорока дней» (Деян 1. 3) («в продолжение многих дней» - Деян 13. 31). Он объяснял им Писание (Лк 24. 27, 44-46), открывал тайны Царствия Божия (Деян 1. 3), для уверения их в Его Воскресении «Он показал им руки и ноги и ребра Свои» (Ин 20. 20, 27; Лк 24. 39), вкушал вместе с ними пищу (Лк 24. 41-43; Ин 21. 9-15), подготавливал их для буд. благовестнического служения (Мф 28. 19-20; Мк 16. 15; Ин 20. 21-23). Сведения евангелистов о явлениях воскресшего Христа дополняет ап. Павел. Он указывает, что Христос «явился более нежели пятистам братий в одно время»; затем - «Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне», т. е. ап. Павлу (1 Кор 15. 6-8), хотя явление Иисуса Христа апостолу имело место значительно позже предыдущих явлений (Деян 9. 3-6). Несмотря на то что ученики видят Воскресшего, прикасаются к Нему, едят вместе с Ним, тело Христа уже не было подвержено обычным условиям земной жизни. В день Своего Воскресения, по свидетельству евангелиста Иоанна, «когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (20.

http://pravenc.ru/text/155304.html

В Неделю апостола Фомы Патриарший наместник Московской епархии возглавил Литургию в Новодевичьем монастыре 17 апреля 2018 г. 11:38 15 апреля 2018 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Успенском храме Новодевичьего женского монастыря города Москвы. Его Высокопреосвященству сослужили клирики обители. По окончании богослужения Патриарший наместник Московской епархии обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Дорогие и возлюбленные братья и сестры, Христос Воскресе! Мы в духовной радости отмечаем Пасху Господню. Сегодняшнее воскресенье именуется " Фоминым " , или Неделей Антипасхи, то есть второй Пасхи. Вы помните, что на пасхальной вечерне читалось Евангелие, в котором говорилось о первом явлении Воскресшего Христа святым апостолам (см.: Ин. 20:19-25). Среди них в этот момент не было апостола Фомы. А когда ему ученики сказали: " Мы видели Господа " , — он ответил: " Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю " (Ин. 20:25). И вот прошла целая неделя ожидания. Все кругом радовались, апостолы силой Воскресшего Господа творили чудеса. В книге Деяний говорится, что даже тень апостола Петра исцеляла людей (см.: Деян. 5:15). Вот какая была вера, какой был подъем. А апостол Фома находился в поисках Господа. Он не мог вместить в свое сердце, поверить, что Христос воскрес. Сегодня мы вспоминаем очередное явление Воскресшего Господа святым апостолам, среди которых был уже и Фома. Евангелист повествует, что Христос появился среди них " дверем затворенным " (Ин. 20:19). Через это евангелисты показывают, что тело Христово изменилось, оно получило возможность преодолевать ограниченность материального мира. Все мы верим, что по воскресении из мертвых, когда Господь придет нас судить, изменится наше человеческое естество, и уже в нем мы будем жить со Христом в Царстве Божием вечно. Когда мы размышляем о явлении Христа апостолам, то понимаем, что не один апостол Фома, а может быть, многие люди и сегодня находятся в поисках Господа, до тех пор, пока Господь Сам не проявит Свою силу и не скажет: " Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим " (Ин. 20:27). Для нас осталось подлинное свидетельство о жизни, проповеди и Воскресении Христовом, находящееся в Святом Евангелии. И не нужно другого явления или доказательства, чтобы уверовать, что Христос воистину есть Сын Божий, что Он пришел на землю ради нас и ради нашего спасения. Того, кто воспринимает в своем сердце эту веру, можно сравнить с апостолом Фомой, который уже не сомневается, а восклицает: " Господь мой и Бог мой! " (Ин. 20:28). Так и мы на пасхальных богослужениях в ответ на обращение священнослужителя, возглашающего: " Христос Воскресе! " , отвечаем: " Воистину Воскресе! "

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Ин.14:23 .  Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Ин.14:24 .  Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. В ответ Иуде Господь говорит, что явление Его и Отца возможно получить только тому, кто любит Христа и соблюдает слово Его. Между тем, мир, конечно, не имеет такой любви – как же Господь явится ему? «Мы придем к нему...». Как путники приходят Отец и Сын с неба, чтобы найти приют под кровом человека, который любит Христа. Этот образ Господь заимствует из тех мест Ветхого Завета, где таким именно способом изображалась теократическая идея о пребывании Бога в Своем народе ( Исх.25:8, 29:45 ; Лев.26:11–12 , Иез.37:26–27 ). «Нелюбящий Меня...». Мысль, выраженная в предыдущем стихе положительно, здесь повторяется отрицательно для того, чтобы определить точнее, что разумел Христос под «миром» в 22-ом стихе. Мир – это все то, что не любит Христа и не соблюдает Его слов или не принимает Его учения (ср. Ин.12:48 ). Нужно заметить, что у Иоанна и в Евангелии, и в Посланиях все люди разделяются только на два разряда: одни любят Христа и соблюдают Его заповеди, другие – не любят и заповедей Его не соблюдают. Середины между теми и другими нет, и это так и должно быть, ведь Христос, по убеждению Иоанна, есть истинный Свет, Солнце, а солнце можно или видеть, или не видеть, какого-либо среднего отношения к солнцу не может быть! И, конечно, зрячие видят, другие – слепые – не видят. Неверующие, таким образом, согласно Иоанну, должны быть признаны слепыми в духовном смысле. Когда «придут» к неверующему Отец и Сын, этого Христос не говорит. Можно полагать, что Он имел здесь в виду сошествие или пришествие во Святом Духе. Придет Дух Святой, и вместе с этим начнется обитание в воспринявших Его и Отца и Сына. Ин.14:25 .  Сие сказал Я вам, находясь с вами. Ин.14:26 .  Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010