С этой промыслительной значимостью числа двенадцать связано и избрание апостола Матфия на место Иуды Искариота ( Деян.1:21–26 ) 167 . Двенадцать апостолов избраны Спасителем для того, чтобы пребывать с Ним, проповедовать ( Мк.3:14 ) и свидетельствовать об исполнении пророчеств: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» ( Лк.24:45–48 ). Во время Своей земной жизни Господь запрещал апостолам идти к язычникам, они должны были проповедовать только избранному народу: «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.10:5–6 ). А после Воскресения Христова задача апостолов коренным образом изменилась, теперь их проповедь должна была охватить весь мир: «идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ), «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ) 168 . Двенадцать апостолов – это Симон (Петр) и его брат Андрей, братья Иаков и Иоанн Зеведеевы, Филипп, Варфоломей (Нафанаил), Фома, Матфей (Левий), Иаков Алфеев и его брат Иуда Иаковлев (Фаддей, Леввей), Симон Зилот (Кананит), Иуда Искариотский. По Вознесении Господа, вместо Иуды жребием был избран и причтен к апостолам Матфий ( Деян.1:15–26 ). Первыми к апостольскому служению были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон, нареченный Петром, Филипп и Нафанаил ( Ин.1:35–49 ). Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя ( Ин.1:35–40 ). После первой встречи с Христом они еще некоторое время продолжали заниматься рыболовством, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь ( Лк.4:31–5:1 ). Апостолы оставили все ( Лк.5:11 ) и последовали за Спасителем после чудесного улова рыбы ( Лк.5:2–12 ). Евангелист Лука говорит о Петре, Иакове и Иоанне ( Лк.5:10 ), другие евангелисты указывают и на четвертого – Андрея ( Мф.4:18–22 , Мк.1:16–20 ) 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

9 А то, что произносится на литургии священником, находится в Служебнике. 10 Догматы – это боготкровенные вероучительные истины, утвержденные Церковью на Вселенских Соборах. 11 А. Бобринский. Свидетельства нехристианских писателей первого и второго века о Господе нашем Иисусе Христе и христианах. Клин, 2002, с. 35. 12 Светильничные молитвы дали другое название Вечерни – «Светильничное». 13 Напомним, что орать – это часть диаконского облачения, широкая лента, которая носится на левом плече. 14 догматик. 15 «мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам…» ( Ин.14:27 ) 16 «входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится» ( Мф.10:12-13 ). 17 Лк.2:24-32 . Текст в Часослове. 18 Тексты величаний находятся в Ирмологии, Следованной Псалтири и Общей Минее. 19 Текст находится в приложении Часослова. 20 Утрене с великим славословием и с полиелеем. 21 Это ирмосы канона на Благовещение Пресвятой Богородицы, глас 4. 22 По преданию, он был сиротой и воспитывался вместе со св. Иоанном Дамаскином в его доме. Впоследствии они вместе подвизались в палестинском монастыре св. Саввы Освященного, а затем, около 735 года, св. Косьма был поставлен епископом портового города Маиюмы в Палестине. 23 Слова из «Свете Тихий». 24 При работе с богослужебными книгами следует иметь ввиду, что праздничный входной стих — это второй вариант входного (а не какой-то особенный текст), в последовании праздничной службы от так и озаглавлен «входное». Входным стихом мы называем его для того, чтобы отличить от «Приидите, поклонимся». 25 В переводе на русский язык: «Мы, таинственно изображающие херувимов и воспевающие Животворящей Троице трисвятую песнь, отложим ныне всякое житейское попечение, чтобы поднять Царя всех, невидимо копьеносимого ангельскими чинами». «Копьеносимый» – это перевод слова «дориносимый». Имеется ввиду римский обычай, провозглашая императора, поднимать его торжественно на щите, который воины поддерживают снизу копьями. В Херувимской песни это слово используется как образ торжественного шествия.

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Все эти поступки походят на поведение юродивых — по своей нестандартности (и даже скандальности), символичности, по своему пророческому значению, но в то же время есть различия. Прежде всего, в первом случае речь идет о действиях единичных, которые не соответствуют общей симуляции безумия и не создают их автору репутацию сумасшедшего. Затем, цель этих действий ветхозаветных пророков единственно в том, чтобы поразить зрителей и привлечь их внимание к некоей истине. Наконец, все действия в подробностях продиктованы Богом и скорее соответствуют Его воле в рамках пророческого служения их совершителей , чем аскетическим стремлениям последних. Главный библейский источник, обосновывающий безумие во Христе, следует скорее искать в Новом Завете. В Послании к Римлянам и в Первом послании к Коринфянам апостол Павел подчеркивает коренную противоположность, существующую между мудростью мира и мудростью Божией: 1) то, что является мудростью в глазах мира, есть безумие в глазах Божиих: называя себя мудрыми, обезумели ( Рим 1, 22 ); Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? ( 1 Кор 1, 20 ); Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом ( 1 Кор 3, 19 ); 2) то, что является мудростью в глазах Божиих, есть безумие в глазах мира: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием ( 1 Кор 2, 14 ); слово о кресте для погибающих юродство есть ( 1 Кор 1, 18 ); благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих ( 1 Кор 1, 21 ); мы проповедуем Христа распятого… для Еллинов безумие ( 1 Кор 1, 23 ); потому что немудрое Божие премудрее человеков ( 1 Кор 1, 25 ); 3) то, что является безумием в глазах мира, есть мудрость в глазах Божиих: Бог избрал немудрое мира ( 1 Кор 1, 27 ). Из-за того, что мудрость по Богу есть безумие для мира, безумным называют Самого Христа (см.: Ин 10, 20 ), а также апостола Павла (см.: Деян 26, 24 ). Таким образом, Спаситель и апостол Павел могли стать примерами для юродивых — для тех ревностных христиан, которые стремились следовать Учителю во всем, претерпеть то, что Он претерпел, стать во всем, следовательно и в этом, подражателями Христа и святых, по слову апостола: Будьте подражателями мне, как я Христу ( 1 Кор 11, 1 ; ср.: 1 Кор 4, 16 ; Еф 5, 1 ; Флп 3, 17 ; 2 Тим 3, 9 ).

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

(м) Сообразно с климатом, Евреи носили одежды широкие, развевающиеся. Главными одеждами их были туника и плащ. Туника была льняная и надевалась то на голое тело, то на рубашку. Она была широкая, так что спереди образовывала пазуху, в которую можно было очень многое положить: «Мерою доброю.... отсыплют вам в пазуху» ( Лк.6:38 ), и длинная, как можно, между прочим, заключить из того, что когда Аннон обрезал одежды послов Давидовых наполовину, то они все еще покрывали чресла их ( 2Цар.10:4 ). Люди бедные носили только одну одежду: «Пойди и сними вретище с чресл своих... Он так и сделал, ходил нагой...» ( Ис.20:2 ). Люди достаточные сверх нижней одежды накидывали на плечи плащ. Плащ был четырехугольный ( Втор.22:12 ). Эти две одежды составляли то, что в Св. Писании называется переменой одежд ( Суд.14:12 ). Голову мужчины обертывали полотном в виде тюрбана. Так как Евреи носили длинное и широкое платье, то, отправляясь в дорогу или принимаясь за какое-нибудь дело, они подбирали платье поясом: «Когда ты был молод, то препоясывался сам, и ходил куда хотел» ( Ин.21:18 ); «снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу» ( Ин.13:4–5 ). Пояс чаще всего был кожаный и заменял карман: «Но берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои» ( Мф.10:9 ) Писцы носили в поясе письменный прибор ( Иез.11:2 ). Женщины, кроме длинной рубашки, носили епанчу или плащ ( Ис.3:23 ), который был, вероятно, очень широк; Руфь, наприм., унесла в нем данные Воозом шесть мер ячменя ( Руф.3:15 ). Платье женщин, вероятно, значительно отличалось от мужского, так как закон запрещал мужчинам надевать платье женское, а женщинам носить мужское ( Втор.22:5 ). Необходимою принадлежностью женского туалета было покрывало, в которое они завертывались, когда выходили из дома ( Иез.16:10 ; Быт.24:65 ). Верхнее платье у Евреев служило ковром, когда они сидели. Поднимаясь с места, они каждый раз отрясали его, чтобы сбросить все, что могло пристать к нему. Этим обыкновением объясняется выражение Св. Писания: «Отряси с себя прах» ( Ис.52:2 ). – Евреи не носили чулок и вообще обуви, употребляющейся в холодных странах. Они ходили босиком, а отправляясь в дорогу, привязывали к ногам кожаные подошвы – сандалии. При входе путешественника в дом, ему омывали ноги. Это было сколько необходимостью, чтобы очистить их от пыли и грязи, столько же служило знаком уважения. Обыкновенно эту обязанность исполняла прислуга ( 4Цар.3:2 ), а в важных случаях сам хозяин дома ( Быт.18:4 ). Обувь обыкновенно оставлялась у внешних дверей и отрясалась, прежде чем снова надеть ее: «Выходя из дома, или из города того, отрясите прах от ног ваших» ( Мф.10:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

У читателя может сложиться впечатление, будто Бог наказывает детей за грехи родителей, или же появиться мысль, что потомство распутников омерзительно для Господа. Однако отношение Господа Иисуса к женщине, которую застали в грехе прелюбодеяния (Ин 8:11), а также примеры Его общения с блудницами (Лк 7:36–50) — все это показывает, что Бог любит этих женщин, а также, несомненно, их детей. Чем же тогда можно объяснить появление указанной заповеди о незаконнорожденных детях в книге Второзакония? Евнух (неполноценный мужчина) В Ветхом Завете было особое отношение к мужчинам и животным, имеющим телесные недостатки в сфере репродуктивности. Последствия были трех видов. Первое. У израильтян было запрещено приносить в жертву Господу кастрированное животное. Таких животных запрещалось принимать в дар Богу и от иноземцев, «потому что на них повреждение, порок на них: не приобретут они вам благоволения» (Лев 22:24–25). Второе. Кастрированный мужчина не мог «войти в общину Господа» (Втор 23:1). Третье. Скопцов не допускали к священническому служению (Лев 21:20). Интересно пояснение к запрету совершать богослужение: «к завесе не должен он приходить и к жертвеннику не должен приступать, потому что недостаток на нем: не должен он бесчестить святилища Моего, ибо Я Господь, освящающий их » (Лев 21:3). При царских дворах на Востоке скопцы, т. е. мужчины, различными способами лишенные способности к деторождению, использовались как стражники в гаремах (Есф 2:3, 14; 4:5, в Синодальном переводе везде — «евнухи») и на других придворных постах. Позже пророки возвестили Божье благоволение к евнухам . Например, Бог повелел пророку Иеремии сказать евнуху Авдемелеху Ефиоплянину: «так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: …Я избавлю тебя, и ты не падешь от меча, и душа твоя останется у тебя вместо добычи, потому что ты на Меня возложил упование, сказал Господь» (Иер 39:16–18). А вот у Исайи пророка можно найти поразительное обещание принять евнухов в Свой Дом (храм) и приблизить их ближе, чем Своих сыновей: «да не говорит евнух: „вот я сухое дерево“. Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, — тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится» (Ис 56:3–5).

http://blog.predanie.ru/article/kto-zhal...

б) О священной иерархии, или пастырях Церкви Христовой Церковь , по обетованию Спасителя, будет существовать на земле вечно, ибо и врата ада не одолеют ея ( Мф.16:18 ); до кончины мира, по словам Его, будет проповедываемо на земле Евангелие Царствия Божия ( Мф.28:18–20 ; Мф.24:14 ), но апостолы не могли жить вечно ( Флп.1:21–23 ), а потому полученные от Бога права и власть еще при жизни своей они передали своим преемникам – пастырям Церкви, которых сами избрали и поставили в каждой Церкви. Рукоположивши же им пресвитеров в каждой Церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Котораго они уверовали ( Деян.14:23 ; 1Тим.4:14 ). Рукополагая пастырей Церкви, апостолы исполняли волю Божественного Учителя своего и действовали по внушению Духа Святого ( Ин.16:7, 13:14 ), поэтому и внушали другим, что Сам Христос поставил не только апостолов, пророков и евангелистов, но и пастырей, и учителей ( Еф.4:11 ). Свои божественные права апостолы передали только пастырям. Им только они заповедовали учить народ. Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим.4:2 ; 1Тим.5:17 ; Тит.1:9 ). Пастырям только дано право священнодействовать: болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне , – и молитва веры исцелит болящаго и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). Пастырям только апостолы передали и право управления в Церкви. Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь ( 1Тим.5:17 ; читай Деян.15:1–2, 4–6; 16:4 ). Избранным пастырям апостолы заповедали власть учительства, священнодействия и управления в Церкви передавать чрез рукоположение другим избранным и подготовленным лицам. Для того я оставил тебя в Крите, писал апостол Павел епископу Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров ( Тит.1:5 ; чит. 2Тим.2:2 ; 1Тим.5:22 ). а) О таинстве крещения В таинстве крещения человек получает благодать Святого Духа, очищающую его от греха первородного и от всех грехов, соделанных до крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Одно осуждение – греховное, а другое, как мы уже видели, не только не греховно, а предписывается самим Евангелием. И это вполне понятно: ибо, если мы никогда, никого и ни в каких случаях не будем осуждать, то мы скоро потеряем всякую способность различать добро и зло, и легко сможем сами быть увлечены на путь зла. Величайший из рожденных женами, святость и безупречная нравственная высота которого засвидетельствована Самим Христом-Спасителем, св. Предтеча Господень Иоанн, видя идущих к нему фарисеев и саддукеев, говорил им: «Рождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущего гнева?» ( Мф.3:7 ). Что это? Греховное осуждение? Сам Господь наш Иисус Христос, предлагавший Своим последователям брать пример с Него, говоря: «...научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ), тем не менее не раз употреблял в отношении к закореневшим во зле грешникам, не желавшим внимать Его Божественному учению, то же самое выражение: «порождения ехиднова» и нередко обращался к окружавшим Его людям, особенно к книжникам и фарисеям, с весьма резкими словами осуждения: «род лукавый и прелюбодейный!» ( Мф.12:34,39 ), «о, роде неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе терплю вам?» ( Мф.17:17 ). Книжников и фарисеев Он постоянно называл: «лицемерами», «безумными и слепыми», «змеями» ( Мф.15:7; 16:3; 16:6–12 , вся 23-я глава), царя Ирода называл однажды «лисицей» ( Лк.13:32 ); «поносил», как выражается само Евангелие, целые города: Хоразин, Вифсаиду и Капернаум за то, что они «не покаялись» ( Мф.11:20–24 ). Мало того! Мы знаем из Евангелия, что кроткий и смиренный Господь, молившийся впоследствии за Своих распинателей: «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят» ( Лк.23:34 ), не только употреблял резкие слова осуждения, но прибегал иногда и к очень сильным и решительным мерам физического воздействия: так, Он дважды – в самом начале Своего общественного служения – и вторично – в самом конце его, незадолго до Своих крестных страданий, совершил изгнание торгующих из храма. Живо и образно передают нам об этих событиях св. евангелисты. Не будучи в состоянии стерпеть безобразного торгашества, которое завели, под покровительством самих священников и даже при участии первосвященников, имевших большой доход от продажи голубей, иудеи в иерусалимском храме, Господь Иисус Христос, «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул», сказав при этом продавцам: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» ( Ин.2:14–16 ). А после Своего торжественного входа во Иерусалим перед Своими страданиями, Он снова, войдя в храм, «выгнал всех продающих и покупающих, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: Дом Мой Дом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф.21:12–13 ; Мк.11:15–17 ; Лк.19:45–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Перед входом в Иерусалим ученики по слову Спасителя отвязывают и уводят, наверняка, чужого осла. На вопрос: «Что вы делаете?» – они не отвечают «развязываем и уводим», но говорят: «он надобен Господу». Этот ответ был наиболее верный. Если сказано о деле, значит надо открыть смысл этого дела, восходящий к Божественной надобности. Об этом догадываются иудеи, поэтому-то и задают вопрос: «Какой властью Ты делаешь?» ( Мк.11:28 ; Лк.20:2 ), т. е. имеется ли божественное благословение в Твоих делах? Эммаусские спутники Спасителя говорили о Нем, что это был «пророк, сильный в деле и в слове пред Богом и всем народом» ( Лк.24:19 ). Дело, следовательно, таковым является, если стоит перед Богом, к Нему возносимо и от Него посылаемо; дела являются именно делами, «потому что они в Боге соделаны» ( Ин.3:21 ). Поэтому-то оправдано выражение «действовать о Господе» ( Деян.14:3 ). Таким образом, то, что совершает человек, может именоваться делом, если оно Богоцентрично, т. е. восходит к Нему, основано на Его заповедях и благословении Отца Небесного. Сам Иисус Христос говорил, что Он послан Отцом совершить дело Его. Затем в Деяниях читаем: «Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» ( Деян.13:2 ). Это является основанием понятия «дела ради Бога». Добро , совершаемое ради человека, не имеет похвалы перед Господом – «ибо и грешники это делают» ( Лк.6:33 ). В притчах выделяется такой оттенок различий дел: «Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен» ( Притч.16:20 ). Понятно, что дело, совершаемое в надежде на Господа, это более предпочтительное, в смысле спасения, поведение человека. И апостол заключает: «И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» ( Кол.3:17 ); и далее – «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков...» ( Кол.3:23 ). Итак, дело, творимое человеком, относится к его внутреннему миру и соотносимо с богоустановленными заповедями праведности. Писание широко использует различные образы, позволяющие вникнуть в суть божественных дел. В частности, дело уподобляется пути. Путь может вести к совершенству или к нечистоте – «Тогда вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших... Краснейте и стыдитесь путей ваших, дом Израилев» ( Иез.36:31,32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К Елисавете Николаевне Т. Ниже помещаемое письмо было напечатано в I томе издания 1860 г., стр. 256−257, под титулом «К E. H. Т». Сохранившийся в библиотеке Казанской дух. семинарии оригинал с конвертом, позволил раскрыть имя и отчество этой особы, бывшей в Москве учительницей. Даты нет, и знакомство о. Макария с E. H. Т., как и письмо к ней, только· предположительно можно отнести к 1839−40 гг. 268 Возвращаю записки Ваши, достопочтенная сестра во Христе Иисусе, и усердно желаю, чтобы Вы, причастившись святых Его, Божественных, животворящих тайн, и утвердившись в союзе и общении с Ним, явственно познали волю Его, и видели путь, которым Он хочет вести Вас, и звание, в котором Вы предназначены прославлять имя Его, и служить спасению человеков, как и Сам Он приходил к нам на землю не для того, чтобы они служили Ему, но чтобы послужить им, и искупить их драгоценною Своею кровью от злосчастия. Сегодня, после утреннего молитвословия, я читал в Евангелии от Луки следующие, без выбора моего, открывшиеся изречения Господа: «Сыну человеческому много должно пострадать, и быть отвержену старцами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Ко всем же сказал Господь: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и каждый день бери крест свой и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее. А кто потеряет душу свою для Меня, тот спасет ее. Ибо, что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или причинить себе вред. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын человеческий постыдится. когда приидет во славе Своей и Отчей и святых Ангелов» ( Лк.9:22 −26). Прочтите и вы, достопочтенная сестра во Христе, сообразные сии словеса Господа вашего и святых Его Апостолов, по следующим указаниям: Ин.12:20 −26; Лк.12:49 −50, 24:25−26; Евр.13:12 −15; 1Пет.2:21, 5:7 −11, 2:1−9; Мф.5:16 ; Ин.15:1 −8; Мф.11:28 −30. Утешитель же Дух Святой, да слагает сии слова Иисуса Христовы, и Божественных учеников Его, в сердце вашем по воле Своей, чтобы Вы уразумели и обрели сию волю Божию в рассуждении Вас, в сердце Вашем, как вожделеннейшее благо. Он да соделает сии слова Спасителя и Его проповедников живыми, действеннейшими и плодоносными, как в мыслях и чувствованиях, так в словах и деяниях Ваших, где бы Вы Господу Вашему ни служили. Ибо Господня земля и все, что наполняет ее. И Господь Иисус Христос, вчера и сегодня, и там и здесь, везде и всегда – един и тот же. Вы Ему принадлежите, вы Его собственность. Предаю вас Ему, как и сестру Матрону, и себя самого, и дело службы вашей. Преданный Вам А. Макарий. Адрес: в приходе Рождества в Кудрине в Трубниковом переулке в доме Ляпуновой, учительницы, девицы Елисаветы Николаевны. Читать далее Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс./Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - 558 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Сектант: 3) Не нужно строить храмов, ибо Христос сказал: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» ( Ин. 4:21 ). Объяснения православного: 3) Христос, изгнавший из храма нарушивших святость его (Мк. 11:16), сказавший о храме: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» (ст. 17), не мог учить о ненужности для христиан храмов, иначе Он Сам Себе противоречил бы. Приводимые сектантами слова Писания лишь еще раз подтверждают то учение Христа, что в Новом Завете место богослужений не будет ограничиваться одним только храмом на горе Гаризине, как думали самаряне ( Ин. 4:20 ), или одним Иерусалимским храмом, как предписывал иудеям закон Моисеев ( Втор. 12:13–14 ), а будет время, предсказывал Спаситель, когда везде, по всему лицу земли, будут храмы у христиан для их общественных молитв. И слова Христа, обличающие непонимающих их сектантов, сбылись: теперь уже повсюду, где только славится имя Св. Троицы, где только живут христианские народы, существуют у них храмы, или дома молитвы; их нет только у неверующих во Христа да у сектантов, врагов Креста Христова. Сектант: 4) Не нужно храмов, ибо «Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо престол Мой, и земля подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» ( Деян. 7:48 , Иса. 66:1–2). «Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» ( Деян. 17:24–25 ). Объяснения православного: 4) Иудеи обвиняли св. Стефана в том, что он говорил, «что Иисус Назарей разрушит место сие» ( Деян. 6:13–14 ), то есть храм Иерусалимский, о котором они думали, что он только и есть единственное место для молитв и поклонения Богу. Св. Стефан опровергает этот взгляд иудеев на храм и говорит им, что «Бог в нерукотворенных храмах живет», что Он не связан одним каким-нибудь определенным местом, что молиться Ему можно везде, ибо Он присутствует во всей вселенной, как об этом говорил еще и пророк Исаия. О ненужности же вообще храмов Св. Стефан, знавший, конечно, слова Христа: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов», не учил и не мог учить, а высказал ту мысль, которая заключается в словах Христа: «наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу», то есть будете иметь храмы везде, везде будете молиться в Моем доме. Не мог Св. Стефан приводить указанное место из пророка Исаии против необходимости существования храма, ибо он, конечно, знал и такое место из пророка Иеремии: «Слава Господа наполнила весь храм. И я слышал кого-то говорящего мне из храма, а этот муж стоял подле меня и сказал мне: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки» ( Иез. 43:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010