В честь всех этих дивных чудес Пречистой Богоматери мы и празднуем сегодняшний праздник. Неседальный (акафист) получил свое название от того, что тогда всю ночь люди стоя воспевали песнь Матери Бога-Слова; и в то время как на других (службах) по уставу можно сидеть, в настоящий праздник Богоматери мы все слушаем (похвалу) стоя. Христе Боже, молитвами Пречистой Твоей Матери, Непобедимой Воеводы, избавь нас от находящих со всех сторон искушений и помилуй нас, ибо Ты один Человеколюбец. Синаксарь в Лазареву субботу Ты плачешь, Иисусе, – это от человеческой природы, а друга воскрешаешь – Божественной (Твоею) силой. В этот день мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова. Он был по рождению иудей, по вероисповеданию – фарисей, сын фарисея Симона, как где-то говорится, родом из Вифании. Когда же Господь наш Иисус Христос совершал Свой земной путь ради спасения человеческого рода, Лазарь стал Его другом таким образом. Поскольку Христос часто беседовал с Симоном, ибо и тот чаял воскресения мертвых, и много раз приходил в их дом, то Лазарь вместе с двумя своими сестрами, Марфой и Марией, полюбился Ему как родной. Приближались спасительные Страсти Христовы, когда уже подобало тайне воскресения открыться с достоверностью. Иисус пребывал за Иорданом, прежде воскресив из мертвых дочь Иаира и сына вдовы (наинской). Друг же Его Лазарь, тяжело заболев, умер. Иисус, хотя и не был там, говорит ученикам:  Лазарь, друг наш, уснул,  а через некоторое время снова сказал:  Лазарь умер  ( Ин.11:11,14 ). Позванный сестрами его, Иисус, оставив Иордан, пришел в Вифанию. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати ( Ин.11:18 ). И встретили Его сестры Лазаря, говоря: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш. Но и теперь, если Тебе угодно, Ты воздвигнешь его, ибо (все) можешь» (ср.:  Ин.11:21–22 ). Иисус спросил иудеев:  где вы положили его?  ( Ин.11:34 ). Тогда все пошли ко гробу. Когда же хотели отвалить камень, Марфа говорит:  Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе  ( Ин.11:39 ). Иисус, помолившись и прослезившись над лежащим, воззвал громким голосом:  Лазарь! иди вон  ( Ин.11:43 ). И тотчас вышел умерший, его развязали, и он пошел домой.

http://azbyka.ru/sinaksar-ksafnopul

Однако Лазарю становилось все хуже и хуже, а благодатная помощь не приходила. И вот тело больного содрогнулось в последний раз и начало леденеть. Сестры не хотели, не могли этому верить, – но жестокая очевидность свидетельствовала: сердце не бьется, уста не дышат – любимый брат их умер. Тихое жилище Лазаря огласилось рыданиями. к великой скорби Марфы и Марии примешивалась буравившая их души мысль: «Почему Христос, исцелявший чужих и случайных встречных, допустил, чтобы умер друг Его?» А Спаситель, обычно спешивший на зов всех, кто нуждался в Его помощи, на этот раз медлил, на два дня задержался. Он с учениками был вдали от Вифании, где умирал Лазарь. И в миг, когда друг Божий испустил последний вздох, Господь сказал апостолам: Лазарь, друг наш, уснул ( Ин.11:11 ). Ученики обрадовались. Они тоже очень любили доброго Лазаря и, рассудив по-земному, решили: сон больного часто предшествует выздоровлению. Господи! если уснул, то выздоровеет ( Ин.11:12 ), – поделились они с Учителем этой своей приятной мыслью. Но ответ Спасителя, превышавший земное разумение, ошеломил их. Лазарь умер, – сказал Сын Божий, – и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему ( Ин.11:14–15 ). Услышав это, апостолы растерялись, не зная, что делать: скорбеть ли об умершем друге или радоваться какой-то непонятной радости, возвещенной Господом Иисусом Христом. А один из них, любящий, но маловерный Фома, в порыве горя воскликнул: пойдем и мы умрем с ним ( Ин.11:16 ). Спаситель ничего не ответил, Он повернулся и молча пошел по дороге, ведущей в Вифанию. Ученики, обуреваемые смутными чувствами, брели вслед за Господом. Так шли они четыре дня. А в Вифании тем временем был совершён скорбный обряд похорон, и сестра Лазаря, Марфа, терзаясь острой болью утраты, уже не ждала никаких чудес. Когда Христос ступил, наконец, на порог дома умершего Своего друга, Марфа обратилась к Нему с тихим упреком: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой ( Ин.11:21 ). Воскреснет брат твой , – ответствовал Господь. Убитой горем женщине эти слова показались обычным для верующего утешением, обещанием загробной встречи с любимым братом, смягчавшим ее теперешнюю скорбь. Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день , – отвечала Марфа ( Ин.11:24 ). Она называла Сына Человеческого Господом, но ее веры еще недоставало, чтобы понять: Всемогущий Господь способен с легкостью вернуть ее умершего брата к земной жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Синаксарь в Лазареву субботу Стихи: Ты плачешь, Иисусе, — это от человеческой природы, А друга воскрешаешь — Божественной (Твоею) силой. В этот день мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова. Он был по рождению иудей, по вероисповеданию — фарисей, сын фарисея Симона, как где-то говорится, родом из Вифании. Когда же Господь наш Иисус Христос совершал Свой земной путь ради спасения человеческого рода, Лазарь стал Его другом таким образом. Поскольку Христос часто беседовал с Симоном, ибо и тот чаял воскресения мертвых, и много раз приходил в их дом, то Лазарь вместе с двумя своими сестрами, Марфой и Марией, полюбился Ему как родной. Приближались спасительные Страсти Христовы, когда уже подобало тайне воскресения открыться с достоверностью. Иисус пребывал за Иорданом, прежде воскресив из мертвых дочь Иаира и сына вдовы (наинской). Друг же Его Лазарь, тяжело заболев, умер. Иисус, хотя и не был там, говорит ученикам: Лазарь, друг наш, уснул, а через некоторое время снова сказал: Лазарь умер (Ин. 11: 11, 14). Позванный сестрами его, Иисус, оставив Иордан, пришел в Вифанию. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати (Ин. 11, 18). И встретили Его сестры Лазаря, говоря: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш. Но и теперь, если Тебе угодно, Ты воздвигнешь его, ибо (все) можешь» (ср.: Ин. 11, 21—22). Иисус спросил иудеев: где вы положили его? (Ин. 11, 34). Тогда все пошли ко гробу. Когда же хотели отвалить камень, Марфа говорит: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11, 39). Иисус, помолившись и прослезившись над лежащим, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43). И тотчас вышел умерший, его развязали, и он пошел домой. Это неслыханное чудо возбудило у иудеев зависть, и они решили убить Иисуса; но Тот снова, уклонившись от них, ушел. Первосвященники же задумали убить и Лазаря, так как многие, видя его, уверовали во Христа. Но Лазарь, узнав об их замысле, удалился на остров Кипр и жил там, а впоследствии апостолами был поставлен епископом города Китий ; пожив свято и богоугодно, он через тридцать лет после того, как ожил, снова умер и был погребен на Кипре, совершив (при этом) многие чудеса. Предание говорит, что после воскрешения он хранил строгое воздержание и что (епископский) омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав Своими руками. Император Лев Мудрый после одного божественного видения перенес честные и святые мощи Лазаря с Кипра в Константинополь, в созданный царем храм во имя этого святого, с почестями положив их в драгоценной раке справа от входа, напротив святого алтаря. И теперь еще честные его мощи пребывают там, источая какое-то неизъяснимое благоухание.

http://pravoslavie.ru/2221.html

Ин.10:9–10 . «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришёл для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком». Объясн. Под овцами должно разуметь тех, кого Евангелист Иоанн в другом месте называет чадами Божиими: Ин.11:52 . Это люди от всякого колена и языка: Откр.5:9 , люди, хотящие творить волю Божию: Ин.7:17 , Эти люди не послушают ложных пастырей, помня предостережение евангелиста: Мф.24:23–26 , и предсказание апостолов: 2Пет.2:1–2 ; 1Тим.4:1 ; 2Тим.3:1–2 . Ин.10:29 . «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего». Объясн. Здесь говорится опять о тех верующих во Христа, данных Ему Богом Отцом, которые, как ветви, пребывают на лозе: Ин.15:5 ; их никто не может похитить из рук Божиих; но заблудшие хотя и мнят о себе, что они служат Богу, на самом же деле, вследствие непризнания за истину всей совокупности учения евангельского, должны считаться неверующими и духовно ослеплёнными: 1Кор.2:14 ; 2Кор.4:3–4:3:14 ; Еф.4:18 . Ин.12:36 . «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошёл и скрылся от них». Объясн. Эта образная речь будет понятна, если прочтём Ин.11:9–10 . Ходить во свете – значит достигать спасения верой во Христа и всю совокупность Его учения: Ин.20:31 ; тьма – противоположное истине, ложь – омрачение духовное: Рим.1:21 ; 1Ин.2:11 . 1Пет.5:6–7 . «Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас». Объясн. Попечение Господа Бога о нас не освобождает нас от обязанности принадлежать к истинной Церкви Христовой, которая есть столп и утверждение истины: 1Тим.3:15 , напротив, внушается бодрствование и твёрдость в вере, дабы дьявол – этот отец всякой лжи – не мог поглотить нас в пасть заблуждений, о которых предсказал апостол Павел: 1Тим.4:1 ; 2Пет.2:1–3 . Иуд.1:24–25 . «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славой Своей непорочными в радости, единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Как свободно, как отрадно, как весело он вздохнет тогда, переплыв бурное и многобедное житейское море, – когда все его качества и добродетели и полная любовь к Богу, и глубокое смирение, и сердечная покорность Закону Божию, и совершенная преданность воле Божией, и любезная Богу чистота души и сердца, и истинная любовь к ближним, и вообще вседушевное желание исполнять заповеди Христовы, – будут в нем сохранены и воспитаны ничем непоколебимым терпением! Пример терпения Сам Господь и все святые. Кроме общеобязательных заповедей Христовых, есть еще заповеди Его более частные. 1) О поклонении Богу в духе и истине ( Ин. 4:24 ). 2) О хранении святыни – таинства веры «от врагов» ( Мф. 7:6 ). 3) О постоянстве в молитве ( Мф. 7:7–11 ). 4) Об осторожности от лжепророков ( Мф. 7:15–23 ). 5) О слушании слова Божия ( Мф. 12:50 ; Лк. 11:28 ). 6) О исповедничестве ( Мф. 10:32–33 ). 7) О пище духовной ( Ин. 6:27–71 ). 8) О достоинстве и о несоблазнении детей ( Мф. 18:3–6, 10 ; Лк. 18:15–17 ). 9) О здравом разсуждении и мире христиан между собою ( Мк. 9:50 ). 10) О христианском суде ( Мф. 18:15–17 ). 11) О всепрощении ( Мф. 18:21–35 ; Лк. 17:1–4 ). 12) О жажде духовной ( Ин. 7:37–38 ). 13) О познании истины, и о свободе от рабства греху ( Ин. 8:36 ). 14) О разводе супругов ( Мф. 5:32 ; Мк. 10:2–12 ). 15) О девстве ( Мф. 19:11–12 ). 16) О неподавании соблазна ближнему ( Лк. 17:1–2 ). 17) О силе веры ( Мк. 11:23–26 ). 18) О хранении души для жизни вечной ( Лк. 18:18–22 ; снес. Ин. 12:25–26 ). 19) Спасение от прельщений лжеучителей ( Мф. 24:4 ; Мк. 13:5–6 ; Лк. 21:8 ). 20) О подражании примеру Спасителя ( Ин. 13:15–17 ). 21) О скромности исполнителей всего повеленного ( Лк. 17:10 ). 22) О воздаянии Кесарева Кесарю, а Божья Богу ( Мф. 22:21 ). 23) О причащении ( Мф. 26:26–29 ; Мк. 14:22–25 ; Лк. 22:19–20 ). 24) Любовь по примеру Христа Спасителя есть христианское знамя ( Ин. 13:34–35 ). 25) О пребывании во Христе Спасителе. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот принесет много плода, ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такия ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками. Пребудьте в любви Моей. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам ( Ин. 15:4–14 ). Кто будет веровать и креститься, – спасен будет; а кто не будет веровать, – осужден будет ( Мк. 16:16 ). Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам. И се, Я с вами, во вся дни, до скончания века. Аминь ( Мф. 28:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

8-9). Это обличение, высказанное иудеям прор. Иоанном на Иордане, впосл. в разных формах будет повторяться Самим Иисусом Христом. Христос ждал, что иудеи сделают хотя бы первый шаг на пути к покаянию и признают, что они «слепы» от Г. «Если бы вы были слепы (т. е. ощутили свою греховную слепоту.- М. И.), то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (Ин 9. 41). Добровольное и самодовольное ослепление находило для себя питательную среду в формальном исполнении обрядового закона, не требовавшем подлинной жертвы покаяния - «сердца сокрушенного и смиренного» (Пс 50. 19), в то время как именно «из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк 7. 21-22). Пребывание в Г. есть пребывание во тьме, непроницаемость к-рой желанна для грешника, он «ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин 3. 20). Даже тогда, когда «свет пришел в мир», по той же причине «люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин 3. 19). Однако «свет во тьме светит, и тьма (греха.- М. И.) не объяла его» (Ин 1. 5). В этом Свете ап. Иоанн усматривает Воплощенного Сына Божия - Единственного, в Ком «нет греха» (Ин 1. 7-9; 1 Ин 3. 5). Победа над Г. далась Воплощенному Слову ценой неимоверных усилий: с Ним боролся сам родоначальник Г. и «отец лжи» (Мф 4. 1-11). Имея такой опыт борьбы, Христос обличает Г. везде, где с ним встречается. Он предупреждает, что «всякий, делающий грех» не только становится «рабом греха» (Ин 8. 34), но и попадает в полную зависимость от диавола, к-рого Он называет «отцом» грешника (Ин 8. 44; ср.: 1 Ин 3. 8-10). Исцеляя больных, Иисус Христос предостерегает: «...вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин 5. 14). Противостояние Г., однако, не изолирует Его от самих грешников. Более того, именно ради них Он и пришел в мир, ибо «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2.

http://pravenc.ru/text/166453.html

И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес? Памятуя множество приведенных примеров, когда евангелист Иоанн склонен слышать в чьих-либо словах иной смысл, нежели тот, что вкладывали произносящие, можно сказать, что в данном случае он касается той тайны, которая стала одной из самых важных христианских вероучительных истин. Здесь имеется в виду то же самое, о чем евангелист Матфей пишет в рассказе о Рождестве Христовом — а именно, что Иосиф как раз не является отцом Иисуса (см. § 43. 5). Рождение Иисуса — «от Духа Святого» (по Мф.) или «с небес» (по Ин.). Разница в том, что благочестивое Мф. нигде не позволяет себе никаких рискованных двусмыслиц, тогда как в Ин. в словах неверующих иудеев мы узнаем много раз звучавший в антихристианской критике столь напрашивающийся с точки зрения грубой человеческой логики и цинично-уничижительный укол в адрес одного из самых таинственных, высоких и хрупких церковных догматов о Приснодевстве Богородицы. Примечательны и другие эпизоды (Ин. 7, 3-6. 52; 8, 22; 11, 37 и др.). Оценить их предлагается самостоятельно, так как ирония в Ин. может быть отдельной темой для исследования . 106. Сквозные богословские темы Ин. Термин «богословие», если понимать под ним Слово о Боге, в наибольшей степени применим к Ин., поэтому его автор и назван Иоанном Богословом. Видно, что он впитал все самое важное и ценное, что составляет библейское (ветхозаветное) учение о Боге: и как о Творце, Который сотворил мир Своим Словом и через Слово же общается с миром, и как об Искупителе, Который избрал народ для спасения, поселишись среди него и преподав Ему Свое Слово как Слово жизни. Христология Богословие св. Иоанна Богослова (не побоимся тавтологии) — это прежде всего христология, Слово о Боге, Который открылся во Христе, в Сыне Божием: ... и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1, 14). Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18). Конечно, весь Новый Завет есть Слово о Христе. Мы видели, например, что богословие ап. Павла, причем уже на очень ранних его стадиях, сконцентрировано вокруг Личности Иисуса Христа. Но если Павел проповедовал Христа как спасение тех, кто в Него уверовал, как оправдание всех людей — и иудеев, и эллинов, — иначе говоря, если его христология прежде всего сотериологична и екклезиологична , то в Ин. христология представляет собой Слово о Самом Христе как о Личности Сына Божия, Единого с Отцом. В Ин., так же как и в Соборных Посланиях св. Иоанна, особенно в 1-м, новозаветная христология представляет собой наиболее развитую ее стадию. В этом смысле Иоанновы писания составляют «последнее слово Нового Завета» , хотя с чисто хронологической точки зрения точнее будет сказать, что они — одни из последних писаний Нового Завета.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Один из примечательных моментов повествования апостола Иоанна заключается в том, что женщине требуется некоторое время, чтобы понять, что Иисус имеет в виду под водой «жизни», или «живой» водой ( Ин.4:11 ). Несмотря на это она очарована – не только Самим Незнакомцем, но и тем, что Он говорит – и это заставляет ее слушать. После первого потрясения от того, что Иисус знает о ней («... правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала», Ин.4:17–18 ), она полностью принимает Его слова – «Господи! вижу, что Ты пророк» ( Ин.4:19 ). Начинается разговор о поклонении Богу: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» ( Ин.4:22 ). Иисус коснулся ее сердца и таким образом подготовил ее к восприятию Его слов о Нем как о Мессии: «Это Я, Который говорю с тобою» ( Ин.4:26 ), – Он побудил ее открыть свое сердце для истинного поклонения в Духе и принятия откровения Иисуса как Помазанника Божьего. Женщина «оставила водонос свой и пошла в город сказать людям» все об этом человеке (ср. Ин.4:28 ). Поразительное воздействие, которое оказала на женщину встреча с Незнакомцем, вызвало у них такой интерес, что они тоже «пошли к Нему» ( Ин.4:30 ). Вскоре они тоже приняли истину о Его миссии: «... уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира» ( Ин.4:42 ). От слышания об Иисусе они перешли к знанию Его лично, затем к пониманию универсального значения Его миссии. Все это становится возможным благодаря тому, что их разум и сердце все больше и больше участвуют в общении. Очень важен тот факт, что история происходит у колодца. Иисус предлагает женщине «источник воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин.4:14 ). То, как милосердно Иисус обращается с женщиной, является примером пастырской эффективности в помощи другим людям быть честными, не испытывая страдания на трудном пути самопознания («Он сказал ей все, что она сделала», Ин.4:39 ). Такой подход может принести обильные плоды, учитывая, что речь идет о людях, которые могут быть привязаны к тому, кто несет воду (Водолею), но все-таки искренне и неутомимо ищут истину. Их необходимо пригласить слушать Иисуса, Который предлагает нам не просто то, что утолит нашу сегодняшнюю жажду, но скрытую духовную глубину «воды живой». Важно сознавать искренность людей, ищущих истину; здесь дело не в обмане или самообмане. Важно также быть терпеливым, это известно каждому хорошему учителю. Человек, увлеченный истиной, неожиданно обретает силы от совершенно нового ощущения освобождения, особенно от прошлых неудач и страхов, и «тот, кто стремится познать себя, как та женщина у колодца, передаст другим эту жажду познания истины, которая способна освободить и их» 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

9-10). «Мысль солгать Духу Святому» (Деян 5. 1-3) также была внушена Анании «отцом лжи», а предательство Иуды состоялось после того, как «диавол… вложил в сердце» его это преступное намерение (Ин 13. 2). Согласие Иуды предать Христа стало поистине сатанинским грехом, поэтому после этого сатана беспрепятственно входит в сердце предателя (Лк 22. 3). Иисус Христос прямо называет Иуду «диаволом»: «...не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол» (Ин 6. 70). В обращенном к ап. Петру обличении: «Отойди от Меня, сатана» (Мф 16. 23) - Христос, по мнению некоторых толкователей, называет сатаной не апостола, а диавола, к-рый продолжал Его искушать и к к-рому Христос уже обращался с такими же словами (Мф 4. 10). «Он (Иисус Христос.- М. И.) взглянул на мгновение чрез Петра и увидел за ним прежнего Своего врага…» ( Лопухин. Толковая Библия. Т. 8. С. 281). Ослепленные злобой иудеи приписывали бесоодержимость Иоанну Крестителю (Мф 11. 18; Лк 7. 33) и даже Самому Христу (Ин 8. 52; 10. 20). Однако бесноватый не может ни исцелять больных (Ин 10. 21), ни изгонять бесов (Мф 12. 24-29; Лк 11. 14-15). «Если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Мф 12. 26; ср.: Мк 3. 23-27). Иисус Христос побеждает диавола не «силой веельзевула, князя бесовского» (Мф 12. 24), а «Духом Божиим» (Мф 12. 28) - это значит, что «сильный», т. е. диавол, уже «связан» (Мф 12. 29), «осужден» (Ин 16. 11) и «изгнан будет вон» (Ин 12. 31). Однако он не прекращает ожесточенной борьбы как с Христом (Ин 14. 30), так и с Его последователями. Он просит сеять апостолов, «как пшеницу» (Лк 22. 31). «Как рыкающий лев», диавол «ходит... ища кого поглотить» (1 Петр 5. 8); он имеет «державу смерти» (Евр 2. 14); христиан он «будет ввергать… в темницу» (Откр 2. 10). Апостолам, совершавшим дело евангельского благовествования, сатана чинит всяческие препятствия (1 Фес 2. 18). Поэтому, объясняет ап. Павел, «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф 6.

http://pravenc.ru/text/171673.html

Ин. 14:15, 21 . Как ученики Господа, они составляют постоянный предмет Его любви, и во имя этой любви к ним Он к увещанию – пребывать в Нём – присовокупляет особенное увещание – пребывать в любви Его, чему условием или средством указывает соблюдение Его заповедей, по образу отношений Его Самого к заповедям и любви Отца Небесного. – Как возлюбил Меня Отец (ср. Мф. 3 и парал.), и Я таковою же любовью возлюбил вас, а потому пребудьте, останьтесь постоянно, в этой любви Моей к вам; самое действительное средство к сему есть соблюдение Моих заповедей (ср. прим. к 14:15, 23–24). – Я соблюл заповеди Отца Моего, т. е. творил и творю волю Его во всей Моей деятельности (ср. 8:29; 10:17–18; 14 и парал.) и за то пребываю в любви Его: ср. 10:17. 11. Ин. 15:11 . Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Ин. 17:13, 16:24, 33 . Сие сказал Я вам: всё, что сказал Он им о взаимном духовном общении между Им и ими (ст. 1–10) и в частности – о любви к ним Его и любви к Нему Отца (ст. 9–10), имеет ближайшей целью вселить в них то же чувство радости, какое исполняло Господа. – Да радость Моя в вас пребудет: т.е. та радость, которою Я исполнен при мысли о любви ко Мне и вам Отца Моего Небесного, будет и вашей радостью, перейдёт от Меня к вам. Это – то святое, радостное настроение духа, которое торжествует над всеми бедствиями жизни, радуется в самых страданиях, каковы бы они ни были (ср. 1Кор. 7:30 ; 2Кор. 13:11 ; Флп. 2 и далее; Флп. 4:4 ; Рим. 14:17 ; Гал. 5 и др.). В силу этого сообщения ученикам радости Христовой радость их достигнет высочайшей степени, будет совершенна (ср. 3:29) по чистоте, силе, победоносности (ср. 1Ин. 1:4 ; 2Ин. 1:2 ). 12. Ин. 15:12 . Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Ин. 13:34 . 13. Ин. 15:13 . Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ин. 10:11 ; 1Ин. 3:16 ; Рим. 5:6 . Сия есть заповедь Моя и пр.: см. прим. к 13:34. Выражением пребывания учеников в любви Христовой служит взаимная их любовь друг к другу, такая любовь, какой Он возлюбил всех их, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010