Евангелист не говорит, где была произнесена молитва – в комнате, где совершалась Тайная Вечеря, или уже на пути к Гефсиманскому саду. Возможен и тот и другой варианты. Первый подкрепляется тем, что лишь после окончания молитвы Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его ( Ин.18:1 ). Второй вариант основывается на предположении, что та часть беседы с учениками, которая следует за словами – Встаньте, пойдем отсюда ( Ин.14:31 ), – была произнесена на пути в Гефсиманию. 1. Молитва о славе Лейтмотивом прощальной беседы Иисуса с учениками была мысль о Его восхождении к Отцу. Это восхождение, отмечает известный богослов, не может быть сведено к какому-либо конкретному событию, произошедшему во времени и пространстве, будь то смерть Иисуса на кресте, Его воскресение или Его вознесение на небеса 487 . Восхождение Сына к Отцу начинается после того, как от беседы с учениками Он обращается к беседе с Отцом: После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин.17:1–5 ). Начало молитвы созвучно словам, которые Иисус обратил к Отцу, когда душа Его возмутилась при мысли о предстоящем «часе» страданий и смерти: Отче! Прославь имя Твое ( Ин.12:27–28 ). Оно также напоминает о первых словах беседы с учениками: Ныне прославился Сын Человеческий ( Ин.13:31 ). Как мы помним, термин «слава» в языке Иисуса и евангелиста Иоанна обладал богатым богословским смыслом. Славой евангелист называет то, что присуще Иисусу как Единородному Сыну Божию и что было явлено людям в Его пришествии в мир, Его земном служении ( Ин.1:14 ) и Его страданиях ( Ин.12:41 ). Первое чудо – претворение воды в вино в Кане Галилейской – интерпретируется как явление славы Иисуса ( Ин.2:11 ). Сам Иисус говорит о том, что не принимает славы от человеков ( Ин.5:41 ) и ищет славы не Себе, а Пославшему Его ( Ин.7:18 ). Он не славит Себя – Его прославляет Отец ( Ин.7:54 ). Своих противников Иисус обвиняет в том, что не ищут славы, которая от единого Бога ( Ин.5:44 ), ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию ( Ин.12:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Беседа 14 (по общему счету 354) К воздерживающимся от брачной жизни (ad continentes) 1. Когда читалось Евангелие, вы слышали слова Господа, что верующий в Него верует в Того, Кто послал Его ( Ин.12:44 ). Истинная вера научает нас, что к нам послан Спаситель мира, и что Сам Христос предуказывает Христа, т.е. тело Свое, распространенное по всему миру. На небе был Он, а свирепствовавшему на земле гонителю говорил: «что ты гонишь Меня?» ( Деян.9:4 )? Так Господь сказал здесь о себе и указал, что Он – в нас. Как Он здесь пребывает в нас, так и мы там пребываем в Нем. Так действует союз любви. Тот, Кто есть глава наша, Он же есть и Спаситель тела Своего. Итак, Христос предуказывает Христа, предуказывает Глава тело Свое и защищает его. Потому и ненавидит нас мир, как это слышали мы от Самого Господа ( Ин.15:18–21 ). Не апостолам только немногим говорит Он это, что мир возненавидит их, и что они должны радоваться, когда люди будут поносить их и всячески неправедно злословить, потому что за то велика будет их награда на небесах ( Мф.5:11–12 ). Не им только одним Господь сказал это, но сказал всему телу Своему, сказал всем членам Своим. И кто хочет состоять в теле Его и быть членом Его, пусть не дивится, если мир ненавидит Его. 2. Участие в теле Христовом многие имеют; но не все, которые принимают участие в этом теле, будут иметь и место, обещанное членам Его. Почти все признают тайну тела Его, потому что все на пажитях Его вместе питаются, но придет Тот, Который разделит нас, и одних поставит по правую сторону, других по левую. И скажут стоящие на той и на другой стороне: «Господи! когда мы Тебя видели... и послужили Тебе?» или: «когда мы Тебя видели... и не послужили Тебе?» Та и другая сторона будет говорить. Однако, одной Он лишь скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира», а другой: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:31–44 ). Итак, возлюбленные, по доброй совести считающие себя членами Христовыми, не тех только одних мы должны считать врагами своими, которые являются чужими по отношению к нам. Гораздо хуже те, которые, по-видимому, среди нас пребывают, однако же чужды нам. Любят они мир и потому злы. И в нас хотят видеть то, что сами любят, и когда мы, пользуясь благополучием этого мира, вздыхаем, они завидуют нам. Там нас считают счастливыми, где мы сами себя видим в опасности. Внутреннего же счастья нашего они не разумеют, потому что не испытали его. Не знают, что если в чем мир благоприятствует нам, это скорее является опасностью для нас, нежели счастием, так как не познали они других радостей.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

О жертве и жертвенности Господь смотрит на каждого приходящего. И вот, видит Он, подходит к храму бедный человек, благоговейно крестясь, достает из потрепанного кармана монетку и опускает в ящик. Он ради того и пришел, чтобы принести свой малый дар, но великое дело совершил он! Господь с любовью взирает на него и говорит, что он дал больше других, несмотря на то что иные жертвовали серебряные и золотые монеты. В чем преимущество мелкой монетки? Расположение сердца, с которым бедный человек принес ее и положил перед Господом… И Господь принял малую жертву нищего, радуясь драгоценному дару... Часто то, что люди считают ничтожным и малым, велико в очах Божиих, велико и драгоценно. Как велика бывает в небесах радость об одном кающемся грешнике ( Лк. 15:10 ), так и малая лепта на храм Божий, данная с искренним сердечным расположением, приносит человеку великое благоволение Божие ( Мк. 12:41–44 ; Лк. 21:1–4 ). Господь наш Иисус Христос плакал. Христос плакал и о друзьях, и о врагах Своих. Он плакал об умершем Лазаре, плакал об Иерусалиме, предвидя скорое его разорение. Иисус прослезился ( Ин. 11:35 ) – написано в Евангелии. И еще: И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем ( Лк. 19:41 ). В обоих случаях Он плакал о людях, в обоих случаях это плач любви. Ибо, в то время как люди оплакивали смерть Лазаря, Господь плакал не потому, что Лазарь умер (Он пришел воскресить его. – Ин. 11:11 ), – Он плакал из-за тирании смерти, которая господствовала над народом. Как же люди, созданные по образу и подобию Бога живого, в Царстве Которого нет мертвых, могли утратить веру в жизнь, в победу Бога над смертью ? И, глядя на людей, подчинившихся тирании смерти, Иисус прослезился. В другом случае Господь плакал об Иерусалиме, Святом Граде, прозревая его разорение и угнетение и плен детей его. Смотря на него (на Иерусалим), заплакал о нем – там заплакал над уже умершим, здесь – над еще не рождёнными. Апостол Павел напоминает нам и о третьем случае, когда Господь горько плакал о всем роде человеческом ( Евр. 5:7–10 ): это было в Гефсиманском саду во время Его тяжкого борения, когда был пот Его, как капли крови, падающие на землю ( Лк. 22:44 ). А как Господь проливал слезы о роде человеческом в уединении, втайне, в ночных молитвах ко Отцу Своему, об этом знают только небесные ангелы, которые как воинство Царя охраняли Его. И всегда Господь плакал не о Себе, но о людях. Эти пречистые слезы Господа – жертва за очищение и спасение рода человеческого, так же, как и Его Кровь, пролитая на Кресте. Да поможет нам Господь в память о Его святых слезах быть лучше и ближе к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Учитывая все вышесказанное, Спросите: Вы полагаете, что в процессе сотворения мира Иисусу отводилась второстепенная роль, потому что творение было совершено «через» (dia) Христа ( Ин.1:3 ). Но что в таком случае вы скажете об Иегове, если в Рим.11:36 и Евр.2:10 сказано, что Вселенная была сотворена «через» (dia) Него? Получается, что участие Иеговы и Христа в творении описывается одним и тем же словом. Разве это не опровергает точку зрения Сторожевой Башни, будто Христос играл второстепенную роль? Важно привлечь внимание Свидетеля Иеговы к библейскому учению о том, что право называться Творцом имеет только Бог: «...Я – Господь [Яхве], Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю...» ( Ис.44:24 ; курсив автора). Этот стих полностью исключает возможность того, что сначала Иегова создал Христа, а затем, при помощи Христа, – все остальное. Иегова все сделал «один». Однако Христос тоже назван Творцом «всего» ( Ин.1:3 ). Это возможно лишь в том случае, если Христос – такой же Всемогущий Бог, как и Отец. Спросите: Иегова говорит: «...Я – Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю...» ( Ис.44:24 ). Как вы примирите эти слова с учением Сторожевой Башни о том, что Иегова создал Христа, а Христос – все остальное? Теперь, разобравшись с этим вопросом, давайте выясним, о чем Павел в действительности говорит в первой главе своего Послания к Колоссянам. В этом отрывке апостол утверждает, что Христом «создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» ( Кол.1:16–17 ). Короткое слово «все» означает, что Христос создал всю Вселенную и все, что ее наполняет. Заметьте, что на протяжении пяти стихов, с 16-го по 20-й ( Кол.1:16–20 ), апостол Павел несколько раз повторяет слово «все», тем самым подчеркивая превосходство Христа над творением. «Всякая форма материи и жизни, к какой бы сфере она ни относилась и какими бы качествами ни обладала, обязана своим существованием Сыну Божьему... Созидательный труд Христа не был мелкой операцией местного значения; он не ограничивался пределами этого маленького шарика [т.е. нашей планеты]» 181 . Все сущее – простое и сложное, видимое и невидимое, небесное и земное, неизменное и преходящее – было сотворено Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Мф. 23:15 . Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного: и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. 2Пет. 2:20 . Ибо, если .избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них, и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. 21 . Лучше бы им не познать пути правды нежели, познав, возвратиться назад от преданной из святой заповеди. Сектанты весьма охотно применяют эти места к тем лицам, которые от сектантских заблуждений, возвращаются в лоно Православной Церкви но затем впадают в тяжкие грехи. Такие случаи действительно печальны,но научающая на добро Церковь Православная и ее проповедники здесь не при чем. Когда апостол Петр быв ближайшим учеником Господа и затем пал: Мф. 26:70 – 71 , то неужели винить в этом, нужно Господа и Его святое учение? Так рассуждающему сектанту можно ответить словами Писания: «кто ты. осуждающий чужого раба? ( Римл. 4, 4 )». Если приведенные сектантами места сопоставить: с Евр. 6:4 – 6 , то получится та мысль, что здесь более обличаются сами сектанты как бывшие просвещенными св. крещением в Православии, но отпадшие, которые снова распинают в себе Сына Божия. Мф. 26:70 . Но он отрекся пред всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. 71 . Когда же он выходил за ворота: увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. Евр. 6:4 . Ибо невозможно, однажды просвешенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, 5 .И вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века. 6 .И отпадших,опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия, и ругаются Ему. Сектанты говорят: «каким образом люди могут за религиозное разногласие преследовать сектантов, если терпит их Господь, Который одинаково солнце и дожди посылает на праведных и грешных ( Мф. 5:44–45 ), и, вопреки слову Божию, вместо увещания подвергают сектантов брани и тюремному заключению?». В ответ на это должно заменить, что Церковь действует только нравственными средствами, посредством проповеди и увещания; в случае безуспешности этих мер, ее последним средством является молитва (ср. Ин. 18:36 ). После этого свои меры принимает государство, оно преследует не разномыслие религиозное, но оно, согласно слову Божию, только заграждает уста тем разномысленным отступникам от Церкви, которые своим суемудрием развращают целые домы: Тит. 1:10–11 ; 1Петр. 2:13–15 . В этом случае власть действует не вопреки слову Божию: ибо и ап. Павел сам угрожал своим ослушникам «жезлом» и «измождением плоти»: 1Кор. 4:21; 5:5 . Если же иногда к ним применяют нежелательные для них названия, напр. сектант, штундист, отступник и пр., то этим выражается не брань, по лишь применяется действительное название лиц. Слово Божие к людям, не покоряющимся истине, применяет очень резкие названия, каковы: «змии», порождения ехидны, «сыны диавола». Мф. 23:33 , Ин. 8:44 ; Деян. 13:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Христос после Своего возглашения предал Свой Дух в руки Отца. А что происходило с Силуаном ?.. В смертельной печали идет он в храм, и едва произносит молитву: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”, увидел Его Живого; и все его существо исполнилось огня благодати Святого Духа до предела его сил. От видения он пришел в изнеможение, и Господь скрылся. Но Духом Божиим Силуан был возведен на небо, где услышал неизреченные глаголы. Позднее Старец утверждал, что когда Господь Сам в великом Свете является душе, то душа не может не узнать в Нем своего Творца и Бога: “Господь мой и Бог мой!” — сказал Апостол Фома воскресшему Христу Иисусу (Ин. 20, 28). И Савл-Павел на пути в Дамаск в том же Свете узнал Христа Бога. Странна и исключительно своеобразна жизнь христианина: богооставленность и мрак вечной погибели сплетаются воедино с явлением Бога во Свете нетварном. Подобно тому, как при благодатной смертной памяти вечность сначала предстает под знаком минуса, т.е. как всеобщее угасание бытия, но затем прелагается в восприятие Света воскресения. Господь Иисус вопрошал Отца: “вскую оставил Мя еси?” Мы ясно сознаем, что в плане Божества онтологически сего не могло произойти, т.е. чтобы Отец отступил от совечного и единосущного Сына Своего, в Которого излил всю полноту Своего извечного Бытия. Как же понять, что собственно совершалось с “человеком Христом Иисусом”? (1 Тим. 2, 5). Из опыта Силуана, как и всех других великих подвижников благочестия в истекших веках, мы отмечаем совпадение состояния тягостной богооставленности с предельным напряжением соблюдать заповеди Божии. (Ин. 5, 30; 10, 18; 14, 31; 15, 10; 18, 11). Мы констатируем сие явление, но никак не можем дать объяснения сему, особенно когда речь идет о Бого-человеке Христе. По существу в этих нечастых случаях промыслительной богооставленности нужно увидеть безмерное величие дара Божия. Вне сего опыта трудно понять обетованное обожение падшего человека. Событие, о котором идет Настоящее слово, есть “истощание” Божией любви. Христос Иисус “во образе Божий сый”: по существу Своему Сущий Бог; или как выразился Апостол Павел: “имеющий образ Божеского Бытия”, Сам Себя умалил: смирил Себя в акте послушания Отцу до полного отказа от Своей человеческой воли даже до крестной смерти: “Душа моя скорбит смертельно... и, отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: " Отче Мой! если возможно, Да минует Меня чаша сия; однако не как я хочу, но как Ты... " И был пот Его, как капли крови, падающие на землю (ср. Мф. 26: 38-44; Лк. 22, 44)... Еще отошед в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее; да будет воля Твоя... и в третий раз сказал то же слово” (ср. Мф. 26: 38-44). И именно за сие “Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени” (ср. Флп. 2: 6-9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=755...

Чтобы понять всю исключительность самосознания Христа и глубочайшее значение этого факта в истории человечества, нужно исходить из той мысли, что Христос был действительный человек. Но будучи действительным человеком, Он был чужим миру. Подобно как всякий человек, принадлежа к физическому миру своим телом, по своей разумно-свободной душе не относится к внешней природе и не свой ей, – так и Господь Иисус Христос, будучи по Своей душевно-телесной жизни одним из людей, по Своему божественному духу был чужим миру людей. Он был «не от мира» ( Ин. 17:16 ). Правда, в самой природе человека еще нет основания для того противоборства, которое встретил от людей Христос; причина этого противоборства в грехе человеческом, который удалил людей от Бога и приготовил в них вражду к божественной жизни, явившейся во Христе, хотя участие в божественной жизни было целью творения мира. «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» ( Ин. 1:10 ). Но как бы то ни было, мир, в который Христос пришел, был чуждым Ему. Люди больше любят славу человеческую, нежели славу Божию, принимают славу друг от друга и не ищут славы, которая от единого Бога ( Ин. 12:43; 5:44 ), а Христос не принимал славы от человеков, не искал Своей собственной славы ( Ин.5: 41 ; Ин.8:50 ), но искал только славы Божией. Люди – «от нижних», а Он был «от вышних» ( Ин.8:23 ). В том отношении и иудеи, которые были для Христа Своими по смыслу ветхозаветной истории, в действительности вполне принадлежали миру. «Пришел к Своим, и Свои Его не приняли» ( Ин.1:11 ). Во всяком случае вот исторический факт: Христос сознавал Себя в мире одиноким ( Ин.8: 16. 29 ср.16:32), подобно тому как первый человек чувствовал себя одиноким в природе. Он обобщал Себя только с теми людьми, которые были посланниками Божиими, обобщал именно в этом отношении к посланничеству от Бога, говоря в этом случае: «мы» ( Ин.3:11 ) 23 . Но вне этого внешнего отношения и именно по особенностям Своего внутреннего исключительного отношения к Отцу Небесному Он неизменно сознавал Себя отдельным от общества людей, даже от лучшей его части: Он не говорил им: «Отец наш, Бог наш», но: «Отец Мой и Отец ваш», Бог Мой и Бог ваш» ( Ин.10:17 ; Мф. 10:20 ; Ин. 2:16 и др.). Что эта особенность сознания Иисуса Христа была реальною, а не призрачною, не самообманом, это свидетельствуется историей – той ненавистью, которую питал к Нему мир и не мог не питать, и единственная причина которой была в том, что Он был не от мира сего и мир не мог вместить Его слова ( Ин. 7:7; 15:1819; 17:14 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

При воскресении произойдет целостное восстановление личности. Однако это восстановление не есть возвращение в прежнее состояние, в к-ром человек пребывал до смерти. Для его описания ап. Павел использует образ зерна, брошенного при посеве в землю: зерно это - всего лишь «голое зерно», а «не тело будущее» (1 Кор 15. 37). «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор 15. 42-44). Ап. Павел усматривает здесь новый образ существования человека, тело к-рого становится духовным, нетленным и бессмертным (1 Кор 15. 35-53). Воскресение для апостола - это одновременно и преображение, тот момент, когда «смертное» (Рим 8. 2) и «уничиженное тело» Христос «преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп 3. 21). Человек воскресает для вечности, потому что уничтожена смерть - «последний враг» человеческого рода (1 Кор 15. 26). Подобно Христу, он «уже не умирает»; над ним «смерть уже не имеет... власти» (Рим 6. 9). В преображенном состоянии для человека отпадет необходимость в брачных отношениях; «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах» (Мф 22. 30). Состояние людей после всеобщего воскресения отличается от состояния тех, случаи воскрешения к-рых описаны в Библии. Воскрешенные Иисусом Христом - прав. Лазарь (Ин 11. 43-44), сын вдовы из г. Наин (Лк 7. 11-15), дочь начальника синагоги (Мф 5. 35-43), ап. Петром - прав. Тавифа (Деян 9. 36-41) вернулись к той же самой жизни, какой они жили до своей кончины. Смертность их природы не была уничтожена воскрешением, поэтому их снова ожидала смерть. Вместе с тем, согласно «тайне» последних времен, открытой ап. Павлу, люди, дожившие до Второго пришествия Иисуса Христа, не умрут вообще: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор 15. 51-52). К этой тайне ап. Павел еще раз обращается в 1-м Послании к Фессалоникийцам: «...мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес 4. 15-17). Используя образы иудейских апокалипсисов, ап. Павел в цитируемых посланиях описывает момент Второго пришествия Иисуса Христа, во время к-рого умершие люди воскреснут, а живые - изменятся. Последствия этого изменения будут такими же, как и последствия В. м.: изменившиеся станут нетленными и бессмертными.

http://pravenc.ru/text/155306.html

«Не ведая особенностей (τδιματα) Божественного Писания, — пишет блж. Феодорит, — они не хотели вникнуть и открыть тайну слова…. Однако им следовало бы знать, что и в Ветхом Завете Божественное Писание о многом говорит образно (τροπικς) и, употребляя одни слова, обозначает ими другие вещи» . Ключ к раскрытию этих образов содержится в Самой Библии, что исключает всякий произвол со стороны экзегета. Для истолкования тропов нужно обратиться к контексту, в котором они употребляются. Однако ближайший контекст не всегда достаточно ясно раскрывает их смысл. Поэтому, чтобы правильно установить значение неясных слов, нужно обратиться к другим местам Писания, где смысл тех же самых образов более очевиден . Яркий пример решения этих трудностей блж. Феодорит продемонстрировал в предисловии к толкованию на Песнь Песней. Он указывает на то, что образы этой книги не новы для Библии. «Бог Творец всего, — пишет он, — и в Ветхом Завете беседует с иудейским народом, как с женой, используя такие же выражения, какие использовал Соломон, описывая эту невесту» . Так пророк Иезекииль, изображая отношения Господа и еврейского народа, так же использует образ брака (Иез. 16) . «И там, — отмечает кирский пастырь, — находим сосцы, и голени, и бедра, и руки, и ноздри, и уши, и красоту, и любовь, и объятия, и близость» . Ту же тему можно встретить у пророка Иеремии (Иер. 3, 2; 9) и у Исаии (Ис. 1, 21; 50, 1) . Однако в книги Песнь Песней появляется новый мотив, который, по мнению блж. Феодорита Соломон заимствовал у своего отца пророка Давида. «Я считаю, — пишет он, — что премудрый Соломон, будучи наставлен отцом, как пророком и великим пророком, написал это. Ибо он, конечно, слышал, как тот воспевал: предстала царица одесную Тебя облеченная в золотые ризы и преукрашенная (Пс. 44, 10). И еще : слушай, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего и возжелает Царь красоты твоей, ибо Он Господь Твой… (Пс. 44, 11 — 12)» . Действительно, речь Давида и Соломона несколько отличается от речи других пророков. Блж. Феодорит считает, что они говорят о новой невесте, то есть о Церкви Христовой . Этот же образ в Новом Завете используют апостол Павел: я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистой девой (2Кор. 11, 3) ; святой Иоанн Креститель: имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха (Ин. 3, 29) ; и Сам Спаситель: не могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними жених (Мф. 9, 15) .

http://bogoslov.ru/article/1146143

«Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое». Слова эти всего менее могут быть относимы к самому пророку Исаии, который, как известно, призван был к своему пророческому служению в зрелом возрасте ( Ис.6:1–6 ). Лишь с большими натяжками они могут быть толкуемы относительно коллективной личности (напр., всего Израиля, гл. Ис.44:2, 24 ). Но всего естественней и лучше прилагать их к единичной личности ( Ис.42:4 ; Иер.1:5 ) и именно к Личности Возлюбленного Отрока Господня, о нарочитом призвании Которого «издревле», и о самом наречении имени Которому у пророка Исаии уже не раз шла речь и выше ( Ис.7:13–15 ; Ис.42:6 ; Ис.48:15 ; Ср. Пс.109:2 ). Об исполнении же этих пророчеств говорят нам евангелисты ( Мф.1 и Лк.1:31 ). Некоторые комментаторы останавливают внимание на том, что здесь, при рождении – упоминается лишь одна мать, чем будто бы дается прикровенный намек на бессеменное его зачатие. Ис.49:2 . и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей по­крывал Меня, и соделал Меня стрелою изострен­ною; в колчане Своем хранил Меня; «И соделал уста Мои, как острый меч.... стрелою изостренною». Поэтический образ, нередко встречающийся и в др. местах Ветхого и Нового завета, характеризующий проникновенную силу слова Божия ( Пс.44:6 ; Пс.119:4 ; Евр.4:12 ; и др.). Из относящихся сюда параллелей самого пророка Исаии можно указать на следующую: «Я вложу слова Мои в уста твои и тенью руки Моей покрою тебя, чтобы устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ» ( Ис.51:16 ; см. также Ис.11:4 ; Ис.42:1 ). Всем этим красноречиво изображается неотразимое действие мессианской проповеди, проникающей в самые сокровенные тайники человеческого духа и властно покоряющей себе ( Евр.4:12 ). «В колчане Своем хранил Меня». Стрела «избранная» – это Сам Господь Иисус Христос. Много было у Бога и других стрел – вождей и пророков – которыми он влиял на отупевшее человечество; «но избранная и превосходнейшая всех стрела, Христос, была скрытой в предведении Отца, как бы в колчане» (святой Кирилл Александрийский . Ин.1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010