179. И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1:5). 180. Физика. 181. Зародыш мой видели очи Твои (Пс. 138:16). 182. Ср.: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. — В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога (Ин. 1:1–2). 183. Патерик Скитский. 184. Святой Иоанн Дамаскин. Изложение Православной Веры. Книга 2, 3. Об Ангелах. 185. Святой Иоанн Дамаскин. Изложение Православной Веры Книга 4, гл. 13. 186. Сущий (Исх. 3:14). 187. Это относится к одним плотским людям, в которых душа не оживлена действием Божественной благодати. Оживленные этим действием имеют о душе более ясное понятие. 188. Ипотезы [гипотезы]. 189. Трупом называется тело человеческое в первых степенях разложения по оставлении его душою, но еще не разложившееся окончательно. 190. Декарт и его последователи признают душу субстанциею, совершенно противоположной телу, не имеющею с ним ничего общего, не имеющею никакого отношения к пространству и времени; мы признаем такою субстанциею единого Бога. 191. Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры. Книга 4, гл. 13. 192. Мф. 6:27. 193. Мф. 5:36. 194. Ср.: Сей бе искони к Богу. — Оно было в начале у Бога (Ин. 1:2). 195. …если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными… Всякий, делающий грех, есть раб греха… Если Сын освободил вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:31,34, 36;. 14:6). 196. Быт. 2:5–6. 197. Быт. 3:16. 198. Быт. 3:16–19. 199. Пс. 50:7. 200. Вереи ея заклепи вечнии — запоры ее (земли) навек (навсегда) стали мне преградой (Иона. 2:7). [Запорами земли пророк Иона называет подводные морские скалы, к которым пророк спустился, когда был брошен с корабля, и которые служат как бы преградою морю — Ред.]. 201. Откр. 22:11, 15. 202. Быт. 2:7, 22;. 3:11–12. Пс. 118:125;. 89:13, 16; 37 и пр. 203. Рим. 5:10. 204. …у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет. 3:8). 205. …ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6:38).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

4.2. Итак, Бог выносит об этом Свое суждение и утверждает брак с ефиоплянкой и позволяет Моисею жить и возлежать с ней, а Мариам отправляет в заключение «вне стана» (ср. Чис.12:14 ) и изгоняет ее подальше от скинии собрания и вместе с ней извергает и Аарона. К тому же Мариам покрывается проказой (ср. Чис.12:10 ). Посмотри теперь на этих людей и узри, до какой мерзости доходит их стремление к точному исполнению предписаний, до какого безобразия доводят они свою наружность. Несмотря на это, проказа не останется навсегда, но когда начнет исполняться неделя этого мира, они возвратятся в стан. Ибо в конце этого мира «войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется» ( Рим.11:25–26 ); тогда исчезнет проказа с наружности Мариам, и получит она славу веры и величие познания Христа, ее лицо вновь обретет былую красоту, «и будет одно стадо и один Пастырь» (ср. Ин.10:16 ). Должно сказать на это: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия» ( Рим.11:33 ), «ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» ( Рим.11:32 ) во Христе Иисусе Господе нашем, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия VII. Вновь о том, что осталось сказать о ефиоплянке и о проказе Мариам. 1.1. Как говорит Апостол: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам» ( 1Кор.10:11 ), и я хочу знать, чему научает нас прочитанное о том, что «упрекали Мариам и Аарон Моисея» (ср. Чис.12:1 ) и за это были наказаны, а «Мариам покрылась проказою» (ср. Чис.12:10 ). И это наказание вызвало такое беспокойство, что пока прокаженная Мариам неделю была вне стана, народ Божий не отправлялся в землю обетованную, и скиния собрания не двигалась с места. Это, прежде всего, научает меня, и научает на пользу и непреложно, не упрекать брата своего (ср. Пс.49:20 ), не злословить ближнего, не отверзать уст моих, чтобы не осуждать не только святых, но и никого из моих ближних, ибо я вижу меру вызванного этим Божьего негодования и меру наказания. Ведь и в Псалтири мы видим, как Бог восстает против этого греха, который вызывает у Него такое же негодование, когда Он речет: «Сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь» ( Пс.49:20 ). И в другом псалме от лица праведника, знающего, как неприятно это для Бога, сказано: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню» ( Пс.100:5 ). Итак, исходя из всех этих слов Божественного Писания, которые словно «острый с обеих сторон меч» (ср. Откр.1:16 ), должно нам отсекать от себя порок клеветы на братьев наших и осуждения святых; ибо проказа покрывает злословящих и клеветников.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Алла встала, махнула рукой: — Да что и говорить-то с вами! Вы не знаете ничего, не понимаете! Христос придет, и мы будем править с Ним! Тысячу лет. А вы… пропадайте как хотите! И она вышла, резко и крепко закрыв за собою дверь. Глухая, ошеломленная тишина осталась после нее. «Что же это? — в беспомощном отчаянии думала Соня. — Что же это?.. Что же это?!» Тихо сидела Оксана, глядя в пространство страдающими глазами. Потрясение, пережитое ею, казалось, не вмещалось в ее уме, в ее душе. А перед ними на маленьком столике лежала раскрытая Книга, и с белоснежной страницы ее смотрели на них слова: «…По плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас, отойдите от Меня, делающие беззаконие»» . В передней громко хлопнула дверь. Алла ушла. Опубликовано в журнале " Москва " . М.,1997, 3, с.190-208, а также в книге: В. Ульянова. Дарованный путь. М., 2005. См.: Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Месяц октябрь. Кн.2. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993, с.83-85. См. тж. Житие св. апостола Карпа. Там же, месяц май, кн.9, с.720-722. Мф. 16, 18. 1 Тим. 3, 15. 1 Тим. 3, 15. 2 Пет. 1, 20-21. Требник. Последование исповеди. Ин. 20, 22-23. Мф. 18, 18. Мф. 28, 19-20. Ин. 6; 48, 51, 53, 59. Ин 20, 28. Ин. 10, 30. Ин. 1, 1. Ин. 1, 14. Ин. 1, 3. Преосв. Иоанн (Митропольский). История Вселенских Соборов. М., 1995, с.37. Быт. 1; 26, 27. Преосв. Иоанн (Митропольский). Указ. соч., с.35. Ин. 11, 41-42. Св. Иоанна Златоустого избранные творения. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. М., 1993. Т.1, с.321, 423, 432. Мф. 26, 38. См.: Соборное послание св. Льва, архиепископа г. Рима (против ереси Евтихия); Воспоминание 4-го Вселенского Собора. - В кн.: Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Месяц август. Кн.12, 1992, с.639-676.

http://azbyka.ru/fiction/darovannyj-put/...

Такое включение Христа в Божественную идентичность позволяло апостолам видеть в ветхозаветной истории спасения Израиля Владыку Христа (1 Кор. 10:9, Иуд. 4,5) . Именно это включение Иисуса Христа в матрицу ветхозаветного монотеизма делало возможным не только включение Христа в традиционные благословения, как, например, «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13:13), но и в молитвы-призывания, одновременно обращенные к Богу и Христу: «Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам» (1 Фес. 3:11, ср. 2 Фес. 2:16, 17), а также в молитвы, обращенные непосредственно к самому Христу (см. Деян. 7:59, 60, 22:16, Рим. 10:9-13, 1 Кор.1:2, 12:8, 9, 16:22 , Отк. 5:9, 22:20). В Евангелии от Иоанна культовое поклонение Сыну обосновывается совершением Им того же, что совершает Отец: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:21-24). Термин «честь» — τιμ (соответственно, и однокоренной глагол «почитать», τιμω) часто используется в контексте и смысле поклонения Богу (Мк. 7:6; Ин. 8:49; 1 Тим. 1:17; 6:1; Отк 4:9, 11; 5:12) . Власть над жизнью и смертью, а также суд являются двумя функциями деятельности, находящейся в исключительной прерогативе Бога, согласно ветхозаветной и послепленной традиции (Втор. 32:29, 1 Цар. 2:6; 4 Цар. 5:7, Тов. 13:2, Прем. Сол. 16:12-14, 4 Мак. 18:18-19; Втор. 32:35, Быт. 18:25, Пс. 93:2) . Таким образом, Четвертое Евангелие описывает положение Сына как равное положению Отца. Рассмотрим также некоторые новозаветные тексты, отражающие первохристианскую практику славословий Христа по аналогии с традиционными славословиями в адрес Бога: Бог Отец Иисус Христос Отк. 4:9: «И когда животные воздают славу и честь, и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков». Отк. 7:12: «Говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь».

http://bogoslov.ru/article/6025041

1705 .. . кто «из ничего» сотворил не родившееся...- Ср.: 2 Мак.:7, 26. 1706 .. «Приидет Сын Человеческий — чтобы воздать каж дому по делам его».- Мф.:16,27. 1707 ... " Знаю, что он воскреснет ц воскресение, в последний день». - Ин.:11, 24. 1708 ... " Я есмь воскресение, путь и истина и жизнь».- Ин.:11, 25; 14, 6. 1709 ... «Не пребудут нечестивые на суде?» - Пс.:1, 5. 1710 ... " Кто не уверовал, тот уже осужден».- Ср.: Ин:, 3. 18. Цитируется Григорием не дословно 1711 ... " Душа отходит от человека, и его не будет»; и он больше не узнает «своего места» . — Ср.: Пс.:145, 4; 102, 16. Цитируется Григорием не дословно. 1712 ... " Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое» . — Лк.:16, 25. Последующий кусок текста, начиная со слов: «Но тот богатый» и кончая словами: «Мучился в пламени», Григорием даны согласно стихам 19—24. 1713 ... " Выходит дух их, и они возвращаются в землю свою, в тот день исчезают все помышления их».- Пс.:145, 4. 1714 ...».нет в нем духа».- Иер.:10, 14. 1715 ... " Ведь мы погреблись с Христом крешением в смерть, дабы, как он умер и воскрес, так и нам ходить в обновленной жизни» .— Ср.: Рим.:6, 4. Цитируется Григорием не дословно. 1716 ... " Именно все мы воскреснем, но не все мы изменимся, и мертвые воскреснут нетленными, и мы изменимся»...- 1 Кор.:15, 51, 52. 1717 ... " И звезда от звезды отличается по яркости, так и при воскресении мертвых» .— 1 Кор.. 15. 41. 1718 . .. " Сеется в тлении, восстает в нетле нии»...- 1 Кор.:15. 42. 1719 ... " Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя е теле, доброе или худое». - 2 Кор.:5, 10, 1720 ... " Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об усопших... Итак, утешайте друг друга этими словами». - Фес.:4, 13—18. Этот большой отрывок Григорий использовал для аргументации своего положения о воскресении мертвых. 1721 ...возрождаются, принося «много плода»...- Ср.: Ин.:12, 24. 1722 ... " Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если прежде не умрет».- 1 Кор.:15, 36.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

Успения в Никее, VII в.). Образ Христа в силе и славе, как образ второго и славного Его пришествия, впрямую связан с темой Страшного Суда, ибо Господь является как Судия живых и мертвых (Деян. 10.42; 2 Тим. 4.8), и суд Его праведен (Ин. 5,30), и никто не избежит Суда Христова (Рим. 14,10). Тема Страшного Суда получила широкое распространение в средневековом искусстве - и в живописи, и в литературе. Эсхатологические настроения охватывали целые народы и формировали эпохи, увлекая человеческое воображение в необыкновенные сферы, порой весьма далекие от библейского откровения. Строгое богословие иконы стремится исключить нежелательные эмоции и направить мысль созерцающего в направлении прочтения Евангелия. Вспомним, что говорит Сам Господь Иисус Христос о суде: " На суд пришел Я в мир, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы " (Ин. 9.39) или " Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью в себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день " (Ин. 12.47-48). Апостол Иоанн, любимый ученик Иисуса, передает это так: " Суд состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы " (Ин. 3.16). Итак, Бог судит мир через слово и свет, - и человек с трепетом ожидает " доброго ответа на страшном судище Христово " , как провозглашается в ектинье на каждой литургии. Рассмотрим тексты, которые обычно избираются для написания на открытых страницах Книги. Чаще всего это слова из Евангелия от Матфея: " Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас " (Мф. 11.28). Образ Божественного Судии и образ Страшного Суда приобретают в этом контексте особое звучание, выраженное в Новом Завете словами апостола Иакова: " милость превозносится над судом " (Иак. 2.13). Иногда на раскрытом Евангелии можно прочесть следующие варианты текстов: " Я - свет миру " (Ин. 8.12), " Не судите по наружности, но судите судом праведным " (Ин. 7.24) и т.д. Все эти варианты имеют одну цель - открыть перед человеком возможность встать лицом к лицу с Богом, в Его Свете и Слове, которое есть " меч обоюдоострый, который проникает до разделения души и духа, составов и мозгов " и " судит помышления и намерения сердечные " (Евр. 4.12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Духовный смысл христ. апостольства может быть понят только в связи со спасительным посланием в мир Самого Господа Иисуса Христа, к-рое предшествует и является основанием посланничества А.: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20. 21); «принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает, а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин 13. 20; ср.: Ин 3. 17, 34; 5. 36; 7. 29; 8. 42; 11. 42; 17. 18; Лк 4. 18-19; 10. 16). «Посланничество Господа, как средство для человеческого спасения, и это спасение, как цель посланничества, являются весьма тесно соединенными одно с другим, выражая собою живое благоизволение Божие о спасении «всех человеков» (1 Тим 2. 4)» ( Аквилонов. С. 143-144). Служение А., находящееся, т. о., в преемственной связи со служением Господа, Который возвещал то, что слышал от «Пославшего» Его (Ин 12. 49; 14. 24), и продолжающее мессианское свидетельство о спасении мира, к-рое осуществилось в Лице Иисуса Христа, является частью плана спасения всего мира ( Венедикт. С. 22). Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Фреска капеллы св. Аполлония в Бауите (Египет). VI в. Спас на престоле. Богоматерь с апостолами. Фреска капеллы св. Аполлония в Бауите (Египет). VI в. На апостольское служение может поставить только Сам Бог через Своего Сына: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин 15. 16; ср.: Ин 6. 70; 15. 19; Мк 2. 14; 4. 19; Гал 1. 1; 1 Кор 12. 28). Именно поэтому восполнение апостольского лика происходит с помощью жребия, подтверждающего избрание апостола Самим Господом (Деян 1. 24). В этом призвании от Бога полагается и отличие А. Христа от А. Церквей (2 Кор 8. 23) и от А. «от человек» (Гал 1. 1). Несмотря на всю высоту миссии последних, их нельзя назвать носителями особой апостольской печати - личного призвания Иисусом Христом. Каждый апостол - личный посланник Господа, поэтому ап. Павел подчеркивает высоту и исключительность своего служения в Церкви как полученного от Отца через Иисуса Христа (Гал 1. 1). Избрание в А. имеет основание в вечных планах, предрешенных «прежде создания мира» (Евр 1. 4). Кроме ап. Павла, предызбранного от «утробы матери» (Гал 1. 15), пример такого предначертательного призвания дает рассказ о встрече Господа с Нафанаилом (Ин 1. 48): «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя» ( Венедикт. С. 23-24).

http://pravenc.ru/text/Апостолы.html

2Кор.5:15 . «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». Объяснение. Если Христос пострадал и умер за всех, чтобы всем даровать жизнь, то долг справедливости требует; чтобы эта жизнь была посвящена Ему и исполнению заповедей Его: Ин.14:23 . По словам апостола, каждый должен строить своё спасение на прочном основании, иначе за нерадение в этом Бог может и покарать: 1Кор.3:12–17 . Еф.3:10–11 . «Дабы ныне соделалась известной чрез Церковь начальством и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем». Объяснение. О тайне спасения и язычников свидетельствовано Павлом и Варнавой пред Церковью: Деян.15:12 , а через неё возвещено миру даже небесному (начальствам и властям на небесах), потому что и Ангелы желают проникнуть в тайны спасения человеков: 1Пет.1:12 . Многоразличная премудрость Божия высказалась не только в приготовлении иудеев и язычников ко спасению, но и в избранных Богом средствах спасения, особенно же в кресте: Кол.1:20 , и таинствах Церкви: Ин.3:5 , б:53. Флп.2:12–13 . «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моём, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте своё спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Объяснение. Кто утверждает, что Бог спасает человека без собственных его усилий, тот не понимает увещания апостола к Филиппийцам, повелевающего «со страхом и трепетом содержать своё спасение» (ст.12). Из этих слов видно, что хотя Бог и устраивает наше спасение, однако ещё бывает место страху за него и трепету пред опасностью погибели: Еф.5:15–16 , не напрасно поэтому говорит апостол в другом послании: духа не угашайте: 1Фес.5:19 . А Сам Господь неоднократно говорил: бодрствуйте: Мф.24:42 ; Мк.13:33:35, 37 . 1Тим.2:4 . «Который (Бог) хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Объяснение. Бог уготовал спасение всем людям без различия, но силой к этому спасению никто не привлекается, а требуется усилие от самого человека, желающего спастись: Мф.11:12 ; Лк.16:16 ; при этом необходимым условием является соблюдение заповедей: Мф.19:17 , и пребывание в истинной вере: 2Тим.2:5 ; Еф.4:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Притч.20:9 ; Сир.31:11 ). Эту истину признаёт и страдалец Иов. Он восклицает: «нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» ( Иов.15:16 ). А пр. Иеремия так описывает развращённость своих современников: «Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» ( Иер.9:5 ). Отсюда он заключает: «лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его?» ( Иер.17:9 ср. Дан.9:5,20 ). В Новом Завете греховность человеческой природы изображается в чертах ещё более ярких. Господь проповедь Свою начал призывом людей к покаянию ( Мф.4:17 ; Мк.1:5 ). Раньше И. Христа, о покаянии же во грехах учил Иоанн Предтеча ( Мф.3:5–10 ). Он говорил людям, что все «неверующие в Сына» уже осуждены и «гнев Божий» пребывает на них ( Ин.3:36 ср. Еф.2:3 ; Рим.2:5 ). Почему это? – Потому что люди «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим.3:9–23 ), все под клятвою закона ( Гал.3:10 ). Они «проданы греху» и делают лишь то, к чему влечёт их порочное сердце ( Рим.7:14,19,20,23 ). По этой причине Апостолы, ходя в мире, прежде всего благовестили всем народам покаяние и прощение грехов ради крестных заслуг Сына Божия ( Лк.24:47 ; Ин.20:23 ср. Деян.2:38 ; Рим.6:6 ; Гал.5:24 и др.). Нам скажут, что после смерти Христовой мы – уже не рабы греха ( Рим.6:19 ; Тит.3:3 ) и живём под благодатью ( Рим.6:14 ). –Верно. Однако послушайте, что пишут Апостолы облагодатствованным христианам. «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что... все мы много согрешаем» ( Иак.3:1–2 ), Ап. Иоанн ещё сильнее выражает ту же мысль: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляет Его (Христа) лживым, и Слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8,10 ). – Смотрите: кто настаивает на своей непорочности перед Богом, тот забывает «слово» самого Господа. А «слово» это гласит, что «никто не благ, как только один Бог» ( Мк.10:18 ). И в Откровении написано: «кто не убоится тебя, Господи, и не прославит Имени Твоею? Ибо Ты един Свят» ( Откр.15:4 ср. Мф.27:24 ; Ин.8:46 ; 2Кор.5:21 ; Евр.4:15 ; 1Петр.2:22 ). Если же Господь «един свят», значит – люди все с недостатками и пороками (Ср. Иов.9:30,31,15:14–16 ). Но откуда же в нас эта страшная сила греха, которая, по учению Ап. Павла, постоянно противится добрым желаниям нашим и делает необлагодатствованных людей «пленниками закона греховного?» ( Рим.7:15–23 ). Слово Божие отвечает нам, что порочные склонности мы получаем наследственно, путём плотского рождения от Адама. «Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, – пишет апостол, – так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» ( Рим.5:12 ср. 1Кор.15:21,22,48,49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рим.8:32–34 . «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает! Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас». Объяснение. Иис. Христос ходатайствует за нас пред Богом Отцом, как искупивший всех Своими страданиями. Но Он имеет много собратий по человечеству: Евр.2:10–11 , возрастающих в меру полного возраста Христова: Еф.4:13 , каждому из святых дана благодать по мере дара Христова: Еф.4:7 . Из этих святых составляется тело церковное, глава коего есть Христос: Еф.1:10:4:16 ; Кол.1:18 . Таким образом, уважающий главу Церкви Христа уважает и членов Тела Его, почитая главу, целует руки, припадает к стопам и просит у каждого члена тела церковного ходатайства пред Богом. Святые внимают этой просьбе и, как друзья Божии: Ин.15:14 , – ходатайствуют пред Богом: 2Пет.1:14–15 . 2Кор.1:10–11 . «Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и ещё избавит, при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас». Объяснение. Здесь говорится о ходатайстве многих. Христос называется единым ходатаем потому, что Его ходатайство по силе и значению не имеет себе подобных. Однако молитвы верующих – одних за других – приемлются Христом, как приятная жертва, выражающая их единение и любовь: 1Пет.3:16 ; 2Пет.1:14–15 ; Мф.10:41 ; Еф.2:18 . 1Тим.2:5–6 . «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех». Объяснение. Единым Ходатаем Иисус Христос называется в том смысле, что Он один имеет самостоятельное право ходатайствовать пред Отцом небесным об очищении людских грехов, что только чрез Него люди получили доступ к Богу: Еф.2:18 . Но апостол в той же главе, в ст.1, повелевает за всех творить прошения: 2Кор.1:11 , а что это значит, как не ходатайствовать? и в каком ином смысле называем мы святых ходатаями, как не в том, что они за нас молятся? 2Мак.15:12–14 ; Откр.8:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010