Неизбежные плоды греха суть смерть и погибель. Это подчас обнаруживается очень сильно и наглядно, как показывает пример тех, на которых упала Силоамская башня и побила их, равно как и случай с истребленными Пилатом галилеянами. Указывая на эти примеры, Спаситель делает вывод: «Говорю вам, если не покаетесь, все так же погибнете» (см. Лк.13:1-5). Ведь грех — это причина как телесной, так и духовной смерти. Единственное средство от смерти — покаяние, ибо покаяние — это лекарство от греха, вызывающего смерть. Покаяние необходимо каждому человеку, так как все люди под грехом и во грехе. Если человек этого не чувствует, значит, он легкомысленно относится к сей мучительной жизни в сфере греха и нерадив к своей душе. Именно к такому человеку и к ему подобным адресован скорбный и серьезный упрек Спасителя: «Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете» (Лк.6:25).    Через покаяние душа возвращается из духовной смерти и оживляется из мертвых, поэтому досточудный Господь говорит о покаявшемся блудном сыне: «Мертв был и ожил» (Лк.15:32). Заблудивший во грехах человек лишь путем покаяния приходит в себя, обретая себя истинного в богоподобной сущности собственной души, и возвращается к Богу. Посему о покаявшемся блудном сыне Господь добавил и следующее: «Пропадал, и нашелся» (Лк.15:32). Покаяние грешников столь важно и для неба, и для Самого Троичного Божества, что неизреченная радость потрясает небеса и небесные Силы, если один грешник на земле кается (см. Лк.15:7, 10, 20, 23-25, 32). Поэтому проповедь Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа сводится к проповеданию покаяния во имя Его и к отпущению грехов всем народам (см. Лк.24:47).    В учении Спасителя о спасении «вера» — то же, что и закваска в хлебе. И причем это вера евангельская, вера Богочеловеческая, объемлющая всего человека во всей его личности и деятельности и вручающая его Богочеловеку. Как дотоле небывалая, единственная и неповторимая Личность Богочеловек грандиозной тайной Своего существа превышает все человеческие умопредставления, понятия и знания, поэтому, в действительности, Он есть предмет веры. Человек может приступать к Нему, познавать Его, следовать за Ним только верой, и причем верой безграничной и беспрекословной. Поэтому всесовершенный Господь прежде всего требует от людей веру в Него как Богочеловека, и Сына Божия, и Бога (см. Ин.14:1, 10-13, 9:35-37, 5:23-24, 6:40, 3:15-16). Самое важное дело для человека в мире сем — веровать в Богочеловека Христа (см. Ин.6:29). Вера в Богочеловека наполняет человека Богочеловеческой силой, делая его способным творить дела богочеловеческие, дела Христовы и большие сих (см. Ин.14:12). Вера в Богочеловека наделяет людей силой и могуществом родиться от Бога и стать сынами Божиими (см. Ин.1:12-13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но царство Иисуса Христа не какое-нибудь земное, или политическое, a духовное, – нравственное. Иоанн Предтеча прямо называет его царством небесным ( Мф.9:2 ), и принадлежностью его считал прощение грехов ( Ин.1:22 ). Сам Иисус Христос свидетельствовал, что царство, над которым Он – Царь, есть царство духовное. На ясный вопрос Пилатов: Царь ли Он земной, – иудейский? Иисус Христос отвечал отрицанием и говорил, что царство Его не земное, не политическое; иначе Он защищал бы Себя от врагов своих мерами политическими. Царство мое несть от мира сего. Аще от мира сего было бы царство Мое, слуги Мои убо подвизалися быша, да не предан бых был иудеям: ныне же царство Мое несть отсюду ( Ин.18:36 ), – сказал Он. Когда же Пилат, услышав, что Спаситель не отрекается от имени царя, снова спросил Его: убо Царь ли еси? Иисус Христос подтвердил, что Он действительно царь; но царское дело Его состоит в распространении истины: ты глаголеши, сказал Он, яко Царь Аз есмь. Аз на сие родихся и на сие приидох в мир, да свидетельствую о истине ( Ин.18:37 ). После этого Пилат ясно увидел, что донос иудеев, будто Иисус Христос хочет быть царем иудейским, во вред власти Кесаревой, – есть клевета, и сказал им: Аз ни единыя обретаю в Нем, вины ( Ин.18:33–38 ). Но еще прежде этого, когда занятые мечтами о блистательном, земном, царстве Мессии фарисеи спросили Иисуса Христа: когда приидет царствие Божие! Он отвещав, рече им: не приидет царствие Божие с соблюдением, т. е. приметным образом, – с усмотрением его наружного величия и блеска; ниже рекут: ce зде или онде: ce бо царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:20–21 ). Итак царствие Божие не таково, чтобы его можно было представлять себе величественным предметом наблюдения для чувственного ока: оно не может явиться в том или другом месте, подобно какому-нибудь царству политическому; напротив, оно все устрояется в духе. Такое же свидетельство Иисуса Христа о царстве своем видно из того, что для вступления в Его царство Он требовал сокрушенного сознания грехов ( Мф.4:17 ) и духовной нищеты ( Мф.5:3 ); учил, что желающие быть в покое Христовом, должны отказаться от всякого желания покоя земного ( Мк.9:47 ; Лк.18:29 ), и предсказывал себе и своим последователям жестоки бедствия ( Лк.9:22–26 ; Мф.16:24–27, 10:16–18 ) строго обличил земные честолюбивые замыслы в сынах Зеведеевых ( Мк.10:35 и дал.) и в Петре ( Мф.16:23 ), и на вопрос – кто больше в Его царствии, указал на дитя ( Мф.18:1 и дал.); ясно говорил, что не пришел Он, чтобы Ему служили, a чтобы служить другим ( Мф.20:28 ), – славные свои дела – чудеса старался скрывать от внимания людей ( Мф.9:30, 8:4 ; Ин.5:13; 9:12 ), и когда народ хотел провозгласить Его земным царем, Он скрылся.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

   Воскрешая мертвых — дочь Иаира (см. Мф.9:18-25; Мк.5:22-43; Лк.8:41-56), сына наинской вдовы (см. Лк.7:11-15), Лазаря (см. Ин.11:41-44) и многих других (см. Мф.11:3-6; Лк.7:19-22), досточудный Спаситель тем самым спасает человека от греха, потому что избавляет его от самой страшной кары за грех — от смерти. Через воскрешение мертвых и через прочие Свои чудеса Господь спасает человека, заблудшего и во грехах, в болезнях и в смерти.    Всеобщая гармония, царствовавшая в мире до грехопадения, нарушена и расстроена грехом. Вследствие греха и в силу греха стихии начали воевать как с человеком, так и между собой. В одичавшие от [человеческого. — Примеч. ред.] греха стихии Господь Иисус входит как миротворец. Своими чудесами Он частично восстанавливает нарушенную в мире гармонию, дабы окончательно восстановить ее в день Страшного Суда, когда Он полностью удалит грех и смерть из вещественной природы и явит новое небо и новую землю (см. 2Пет.3:13). Предшествовать этому будет Богочеловеческая вера многих сынов Божиих, которые силой своей христообразной жизни начнут преображать всю тварь, воздыхающую и скорбящую по причине греха вкупе с людьми как носителями греха и нестроений в природе (см. Рим.8:14-22).    Будучи безгрешным, Господь Спаситель имеет власть над природными стихиями. Таинственным образом природа распознаёт в Нем своего Творца и Владыку, слушаясь Его и служа Ему. Словом усмиряет Он бурю на море — «и ветры, и море повинуются Ему» (Мф.8:24-27; Мк.4:37-41; Лк.8:23-25). Он идет по морю, как по суше (см. Мф.14:24-33; Мк.6:47-51; Ин.6:16-21). Он незаметно превращает воду в вино (см. Ин.2:1-11). Чудесным образом умножает Он пять хлебов и две рыбы и насыщает ими пять тысяч людей, кроме женщин и детей, и при этом набирается двенадцать полных коробов оставшихся кусков (см. Мф.14:15-21; Мк.6:35-44; Лк.9:12-17; Ин.6:9-14). И еще: столь же чудесно умножает Он семь хлебов и немного рыбок, питая ими четыре тысячи человек, кроме женщин и детей, и при этом ученики собирают семь полных корзин оставшихся кусков (см. Мф.15:32-38; Мк.8:1-9). По Его слову бесплодная смоковница «тотчас засохла » (Мф.21:19; Мк.11:13-14, 20-21). — Все эти чудеса свидетельствуют о том, что Спаситель Своей Божественной силой господствует над природой как над Своей послушной рабой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

33)  1Кор.15:51; ср. Рим.14:25 (в Синодальном переводе: Рим.14:24–25); Рим.11:25; Еф.3:2–12; Кол.1:26–27. 34)  Примечательно, что термин “идолопоклонство” (εδωλολατρ[ε]α) не встречается у доновозаветных языческих авторов и в Септуагинте. Этот термин скорее всего является христианским неологизмом. См. 1Кор.5:10, 11, 6:9, 10:7, 14; Гал.5:20; Кол.3:5; Еф.5:5; 1Пет.4:3; Откр.21:8, 22:15. 35)  Августин. О Троице. 13.24. 36)  Евр.5:14; ср. Втор.1:39; Ис.7:16. Обратим внимание на необходимость воспитания чувств и совести. 37)  1Пет.2:2; 1Кор.3:1; ср. Еф.4:14; Евр.5:13. 38)  См. Е. Best. 1 Peter. С. 584. 39)  В Новом Завете имеются аллюзии на 35 из 39 впоследствии канонизированных книг Ветхого Завета, а также на 15 из 17 неканонических и псевдоэпиграфических книг. Эти цифры, разумеется, не дают возможности судить об относительной авторитетности каждого из источников. Выражение “Тора и Пророки” наиболее часто употребляется как синоним слову “Писание”. См. Мф.5:17, 7:12, 11:13, 22:40; Лк.24:44; Ин.1:45; Деян.24:14; Ср. также “Тора и Пророки” как то, что читается в синагоге: Деян.13:15. 40)  Как это делает, например. P. Carrington. 41)  C.H. Dodd. Apostolic Preaching. 42)  A. Seeberg. Der Katechismus der Urchristenheit. 43)  См. подробнее главу II, с. 77–80. 44)  P. Carrington показал, что четыре эти темы проходят через моральные увещания посланий к колоссянам, ефесянам, 1Пет. и Иакова. См. его Primitive Christian Catechism. С. 31–65. 45)  Лев.19:2; ср. Мф.5:48; 1Сол.4:7; 1Пет.1:16; 1Ин.3:3. 46)  F. X. Murphy также делает различие между двумя катехизисами, обращенными к языческой и иудейской аудиториям. См. его статью “Catechesis”, 3:208. 47)  Например, Пс.67:77, 104, 105, 106; Втор.32; Неем.9:6–38. 48)  Не случайно рабби Акива основывал свои предсказания мессианства Бар-Кохбы на тексте из Второзакония, а не Пророков. 49)  Мк.14:24; Мф.26:28; Лк.22:19–20; Рим.5:6, 8; 1Кор.15:3; 2Кор.5:14–15; Гал.1:4, 2:20; Тит.2:14; Евр.7:27; Ин.11:50–52, 18:14; 1Ин.2:2; 1Пет.2:21, 3:18. 50)  Лк.21:27, 22:69; Деян.7:56; Флп.2:9; Евр.1:3; 1Тим.3:16.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Христа, но и нашли в Его жизни даже прямые основания для жалких обвинений Его в мнимом нечестии. Все ханжи и лицемеры иудейской интеллиген­ции прямо возмущались тем, что Он – друг мытарей и грешников ( Мф. 11:19 , ср. Лк. 15:1–2 ); а Он не только беседовал с недостой­ными детьми Авраама, но открыто благотворил и язычникам ( Мф. 8:5–13, 15:22–28 ) и открыто же ходил с проповедью евангельской истины даже в города и селения самарян ( Ин. 4:39–40 ; Лк. 9:52– 56 ). Иудеи никак не могли понять этого безразличного отношения к человеческим званиям и состояниям, и никак не могли они поми­риться с тем, что членами Божия царства могут сделаться все до­брые люди из всех народов земли. Поэтому на глубокую всеобъем­лющую любовь И. Христа они отвечали только грубой руганью: Он безумствует ( Мк. 3:21 , Ин. 10:20 ), Он беснуется ( Мк. 3:30 ), Он самарянствует ( Ин. 8: 48 ), Он язычествует (7:35) – это обыч­ные приговоры иудейского мнения о великом учении Христа. Сколько эти приговоры доставили нравственных страданий И. Христу, – об этом известно только Ему одному, потому что евангелисты не нашли возможным изобразить нам Его душевные муки из-за иудейских глумлений над святыней проповедуемой Им истины. Но ослеплённые иудеи не поняли истины Его учения и не почувствовали нравственной высоты Его проповеди даже и в нео­бычайном величии страшной смерти Его на позорном кресте. Во время Его проповеднического служения, среди кротких наставле­ний и правдивых обличений, они слышали от Него поразительное слово любви Его к ним: если кто услышит Мои слова и не пове­рит, Я не сужу его, ибо Я пришёл не судить мир, но спасти мир ( Ин. 12:47 ). И верный этому слову, во время своих мучитель­ных крестных страданий, Он собрал свои угасавшие силы, чтобы принести свою предсмертную молитву Отцу о прощении своих му­чителей: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк. 23:34 ). Однако ни самоотверженная жизнь Его, всецело посвящённая Им на исполнение в людях Божией воли, ни святая смерть Его, не­повинно принятая Им за одно только дело бескорыстной любви Его к Богу и к людям, решительно ничего не сказали ни уму, ни сердцу Его жестоких мучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

6. Иисус вместе с вернувшимися учениками идет в пустынное место (ст. 30, 34). Из ст. 31 получается впечатление, что Иисус отсылает учеников одних. Но дальнейшее показывает, что Иисус пребывает с ними (ср. 33–34). Удалясь в пустыню от мира, ученики противостоят миру вместе с Иисусом. Отношение масс – то же, что и раньше (ср. ст. 33 и 1:37). Ст. 31 даже по форме возвращает нас к Мк.3:20 . Неизменно и отношение Иисуса к массам. Как в начале служения Иисус послушался зова, дошедшего до Него через учеников, и отправился с проповедью в ближние города и села в сознании, что Он «для того пришел» ( Мк.1:38 ), – так и тут, движимый состраданием к «овцам без пастыря», Он начинает учить народ (ст. 34). Такова обстановка, в которой совершается насыщение пяти тысяч и другие чудеса ( Мк.6:35–56 ). Она еще раз подчеркивается при описании чудес. После насыщения Господь отсылает учеников (ст. 45), но и Сам, отпустивши народ, уединяется ради молитвы от учеников (ст. 46–47). Народ, подвигнутый чудом, в массах стремится к Иисусу и несет к Нему имеющих нужду в исцелении (ст. 54–56). Тем не менее, и тут главные чудеса происходят перед учениками. Относительно хождения по водам (ст. 48–51) это ясно: других свидетелей чуда не было. Но и в насыщении пяти тысяч (ст. 35–44) действительными свидетелями чуда были только они. Только им было известно, какое количество пищи они с собой захватили, и какой денежной суммой они располагали. Чудо насыщения предваряется разговором Господа с учениками (ст. 35–38), и исполнителями чуда Господь делает, опять-таки, учеников (ст. 39–41). Значение чудес для учеников вытекает из таких подробностей, как, например, в ст. 48: «Около четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их». Эта последняя черточка «хотел миновать их», напоминает рассказ о явлении Воскресшего эммаусским ученикам. Господь тоже делал «вид, что хочет идти далее» (Лк. Мк.24:28 ). А в рассказе о насыщении в Ин. мы читаем, что Господь предложил Филиппу вопрос о хлебах, «испытывая его» ( Мк.6:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

2) Что Ветхий Завет кроме указания на будущие блага содержал уже нечто существенное и для настоящего; приуготовление к восстановлению человека было в некоторой мере и действительным восстановлением, как уже замечено выше. Верное хранение заповедей и оправданий Божиих, в должном совмещении внешних обрядовых действий со внутренними расположениями сердца не могло не произвести спасительной перемены, ни остаться без воздаяния от Господа. 3) Что законы нравственные были существенною и нужнейшею частью Ветхого Завета и по отношению к Новому. Закон Моисеев был пестун во Христа не потому только, что обряды Священнодействия указывали во мраке отдаленности на имеющего приити Мессию; но и потому наипаче, что он своею нравственною частью руководил ко Христу, смягчая, образуя грубые сердца, производя в них удобоприемлемость к благам Нового Завета, сообщая людям опытное познание духовного их бессилия, возбуждая тем сильнейшее желание искупления, предварительно устрояя союз соединяющий их с Искупителем. В последствии оказалось, что ревнители внешней законной правды, чрезмерно усердные чтители обрядового закона соделались врагами, гонителями Иисуса Христа: напротив чаяли и ожидали утехи Израилевой лица истинно праведные, сердечно благочестивые ( Лк.2:25 ), познали Спасителя те, которые не имели лести в сердце своем ( Ин.1:47 ), уразумели Его учение те, которые хотели творить волю Божию ( Ин.7:17 ), прибегали к Нему, последовали Ему те, которые чувствовали глад и жажду истинной, внутренней духовной правды ( Мф.5:6 ; Ин.6:35 ). Теперь яснее открывается и отношение между истинным Богопознанием и верою с одной, и заветом с другой стороны. – Забвение истинного Бога и неведение о Нем показывает без сомнения высшию степень повреждения человеческой природы. Возможно ли ожидать и надеяться ее восстановления, пока сей недуг изможжающий все силы души не будет исцелен? Притом он был столь силен, столь заразителен, столь всеобщ, что положит пределы его распространению и умножению, восстановить и утвердить истинное Богопознание было первейшею и главнейшею потребностью времени, и потому особенным предметом попечений Промысла. Вот почему в завете с народом Еврейским прежде всего внушается познание единого истинного Бога. Оно составляет содержание первых двух заповедей, и притом так, что вместо всех других положительных обязанностей в отношении к Богу, в них только запрещается многобожие и идолослужение. На сей же конец народу Еврейскому запрещается вступать в завет или дружественные, наипаче родственные связи с язычниками. Они могли бы совратить его к идолопоклонству ( Исх.34:12, 15–16 ) Сюда же принадлежат столь часто повторяемые увещания, упреки, угрозы касательно богов и идолов языческих, и внушения, убеждения служить единому истинному Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-n...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КЛЕВАНСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Клеванское духовное училище. Фото с блога пользователя agritura - agritura.livejournal.com/13715.html Клеванское духовное училище (недейств.) Здание бывшего Клеванского училища. Фото с блога пользователя agritura - agritura.livejournal.com/13715.html Училище закрылось и до конца XX века в этих зданиях располагались разные учреждения - ветеринарный эвакопункт, общежитие для беженцев, школа, сиротский дом, пересыльный пункт НКВД, сельхоз-ПТУ, ЛТП для алкозависимых. Клеканский замок пережил пожар, после чего пустовал и продолжал разрушаться. Около 2005 года здание передали строительной компании " Инвестжилстрой " для реконструкции и создания отельно-туристического комплекса. Смотрители Помощники смотрителя Преподаватели Известные выпускники Использованные материалы   Смотритель, Стат. сов. Симеон Егорович Чельцов//Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1904 год, СПб, 1904, с. 42.   Смотритель, архим. Савватий (Врабец)//Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1917 год, СПб, 1917, c. 50.   Кременецкого — Смотритель, прот. Иулиан Павлович Оснецкий//Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1913 год, СПб, 1913, с. 47.   Помощник смотрителя, свящ. Василий Стефанович Ярмолюк//Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1913 год, СПб, 1913, с. 46.   Помощник смотрителя, иеромонах Иов (Рогожин)//Именный список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим, смотрителям и помощникам смотрителей духовных училищ... на 1913 год, СПб, 1913, с. 47. Редакция текста от: 09.02.2020 21:35:35 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13673726.h...

Ин. 10:17–18 ; Филип. 2:7–8 ) и из безмерной любви к роду человеческому, и Сам как человек, через страдания совершившись, Христос сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога первосвященником во век по чину Мелхиседека ( Евр. 5:9–10, 8 ; сн. Псал. 109:4 670 ). Так из Страдальца Мессия является Победителем смерти для дарования всем людям вечной жизни, Своей «смертью смерть поправ» 671 . А уже в этом начало царственной славы Его. 4) Царство Христово. Христос – Царь этого царства; основание, распространение и судьба последнего. Зах. 9:9 ; Псал. 67:19 ; ст. 2; – 23:9; – 109:1,4; Исак 9:6–7 (5–6); Иезек. 34:24; 37:23–24,25–26; Иерем. 3:17; Исаии 55:3–4; Псал. 2:6; 8:6–7 ; – 44:7; Дан. 7:14 ; Исаии 9:7; Псал. 117:22–23 ; Исаии 28:16; Втор. 30:12–14 ; Ав. 2:34 ; Исаии 45:23; – 59:20–21 (сн. 27:9); – 1:9; – 65:1; – 52:15; Втор. 32:21,44 ; Исаии 55:5; Мих. 4:1–2 ; Исаии 54:1; – 11:10; Псал. 116:1 ; Осии 2:1,25 (1:10; 2:23); Иерем. 31:31–34; Исаии 40:5; – 54:13; – 61:6; Иоиля 3:1–5 (сн. Исаии 58:11, 9; 55:1; 12:3; Зах. 14:8 ; Иезек. 47:1,12); Дан. 9:27 ; Агг. 2:6 ; Дан. 7:13–14 ; Иуды ст. 14–15 (сн. Быт. 5:25 ); Иоиля 2:1; – 3:14–16; Софон. 4:14–16 ; Исаии 26:19; Зах. 12:10 ; (сн. Псал. 9:9 ; Еккл. 12:14 ); Дан. 7:10–12, 2 ; Исаии 66:16,24; – 25:8 (срав. 43:19; 65:17; 35:10); Осии 13:14 ; Псал. 94:7–11 . Уже и во время уничижения Своего Христос, согласно прямому предсказанию о Нем Захар. 8:9 672 , торжественно, как царь, входит в Иерусалим, Мф. 21:5 в конт. и Ин. 12:12  и дальн. 673 Затем царственная власть и слава Его обнаружилась при Его сошествии во ад и в пленении последнего ( Псал. 67:19 ; Еф. 4:8–9 ) по смерти 674 . Ибо смерть для Него была лишь переходом к воскресению таким образом, что Он не увидел тления ( Деян. 13:37  сн. Псал. 15:10  срав. таким Деян. 2:31 ), так как смерти невозможно было удержать Его ( Деян. 2:24 ). По воскресении же за претерпение смерти увенчан славой Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами (сн. тал. 8:6), дабы Ему по благодати Божией, вкусить смерть за всех ( Евр. 2:9 ), почему Он и Сам тогда сказал ученикам Своим: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

«Защитительные слова…» посвящены опровержению иконоборческой аргументации и подробному изложению богословских оснований иконопочитания. С этой целью И. Д. обращается прежде всего к разъяснению понятий «образ» (εκν) и «почитание» (προσκνησις). Рассуждая об «образе», он дает его определение ( Ioan. Damasc. De imag. I 9. 3-6; III 16. 2-5), указывает цель его существования (Ibid. III 17, 25) и выделяет 6 его видов: естественный (φυσικ) образ (Ibid. III 18); Божественный замысел (ννοια), в соответствии с которым сотворены все вещи (Ibid. III 19); человек как образ Божий (Ibid. III 20); видимые знаки невидимых вещей (Ibid. III 21); ветхозаветные прообразы новозаветных событий (Ibid. III 22) и напоминания о прошлом (Ibid. III 23). Кроме этого И. Д. поясняет, что может быть изображено, а что - нет и как изображение возможно (Ibid. III 23 sqq.). Обращаясь к понятию «почитание» (προσκνησις - в рус. переводах обычно «поклонение»), И. Д. выделяет его особый вид - почитание с поклонением (κατ λατρεαν),- подобающий одному Богу (Ibid. III 28. 2-4) и отличающийся от различных способов почитания тварных существ и вещей (Ibid. III 33-40), и указывает на необходимость строго различать эти 2 вида почитания (Ibid. I 4. 4-6, 37-45; I 8. 76-87; I 14; III 41. 16-54). Важным пунктом, разделяющим позиции иконоборцев и иконопочитателей, было понимание теми и другими характера отношения образа к первообразу. И. Д. разъясняет этот вопрос, указывая на тесную связь одного с другим (Ibid. I 36. 1-4) и следующую из нее возможность поклонения образу Того, Кто достоин поклонения (Ibid. I 16. 4 sqq.; II 21. 5 sqq.; III 16. 5 sqq.), а также на присутствие в образе силы и благодати Того, Кто в нем изображен (Ibid. I 36. 4-6; 47. 19 sqq.; II 14. 20, 34; III 55, 90-91, 113). Обращаясь к аргументам иконоборцев, к-рые они выдвигали против иконопочитания, И. Д. рассматривает и опровергает требование духовного, нематериального культа, основанное на Ин 4. 24 (Ibid. I 36. 7-31; 11, 12. 23-35, 21, 25); тезис о неизобразимости Божества как основание для отказа от иконопочитания (Ibid. I 4. 62-85; 51. 1-3; 55; 67. 16-19; II 5; 10. 12-77; 19. 7-9); указание на ветхозаветный запрет делать изображения (Ibid. I 12; 15. 17-30; 21. 79-93; II 14. 35-45; 20. 15-16, 19-23, 31-36; III 4-9; 11. 10-19; 23. 8-10; 26. 2-18; 36. 3-7) и поклоняться им (Ibid. I 8. 76-84; 14. 7-19; 27. 3-18; II 12. 2-19; 14. 22; 22. 1-4; III 10. 35-39; 26. 2-45; 34. 28-32; 36. 4-7; 37-39); представление об иконопочитании как о «новшестве», якобы не имеющем оснований в Свящ. Предании (Ibid. I 21, 23, 25, 33, 60; II 6, 7, 10, 16, 18, 20; III 11, 41, 68), и утверждение, что иконопочитание является возрождением языческих традиций (Ibid. II 10. 48-92).

http://pravenc.ru/text/Иоанном ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010