Вот что нам должно делать, чтобы наследовать живот вечный. На вопрос: что должно делать, чтобы наследовать живот вечный, можно дать и другой ответ, со стороны противной, именно: а) Вечного живота не наследуют все неверующие в Иисуса Христа; ибо, иже не верует в Сына Божия, сказал Иоанн Креститель, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем ( Ин.3:36 ). б) Вечного живота не наследуют все те, которые в настоящей жизни не ходят узкими вратами Господних заповедей, ибо Господь сказал: узкая врата и тесный путь вводяй в живот; а пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу ( Мф.7:14–13 ). в) Вечного живота не наследуют все безпорядочно привязанные любовию к чему-нибудь созданному Богом, как ни было бы то нам важно, или дорого, или любезно: ибо иже любит, говорит Господь, отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин ( Мф.10:37 ). г) Не наследуют вечного живота все остающиеся без истинного покаяния. Во гресе вашем умрете, сказал Господь нераскаянным иудеям ( Ин.8:21 ). д) Не наследуют вечного живота все непричащающиеся плоти и крови Господа Иисуса Христа, ибо так сказал Господь: аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе ( Ин.6:53 ). е) Наконец, не наследуют живота вечного все те, которые, боясь трудностей, не преодолевают в себе греховных вожделений, но дают им действовать в себе до конца жизни, и с ними умирают. Ибо так сказал Господь: побеждаяй наследит вся: страшливым же и неверным и скверным, и убийцам, и блуд творящим, и чары творящим, идоложерцем и всем лживым, часть им в езере горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая ( Откр.21:7–8 ). Веруйте в Господа все, кто не желает потерять живота вечного! Оставьте жизнь противную Его заповедям, и живите по заповедям Его, приносите истинное покаяние, чаще причащайтесь тела и крови Его; – и вы непременно будете иметь живот вечный. (См. «Слова и беседы на все воскресные и праздн. Дни» Григория, архиеп. казан. и свияж., т. I, стр. 315–321; сн. кн. свящ. Гр. Дьяченко: «Полный годичный круг кратких поучений», стр. 331–332). 3. Разумна ли наша забота о «черном дне»? 111

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Числ.19:1 Как из намеков Пс.1:9 так особенно из приложения апостольского, Евр.9:13–14 , видно, что юница, упоминаемая здесь, была в некоторых оттенках образом Иисуса Христа. Даже в тех чертях ее, в коих иные не находят сходства с Иисусом. Христом, мы можем видеть оное. Ибо 1) то, что она была юница, кажется имеет некоторое отношение к праматери нашей, которая грехом своим как бы отверзает дверь великому очищению нашему; 2) цвет ее означает кровавое страдание Иисуса Христа, или Его Самого Ис.1, 12:1; 3 ) то, что она не долженствовала быть под ярмом, означает, что Иисус Христос не был под игом греха, 2Кор.5:21; 4 ) она должна была вся сожжена быть, так как Иисус Христос был весь сожжен на жертвеннике крестном внутренно – огнем любви к человечеству, а внешно – огнем ярости Божией 21:7 seg. Почему змеи называются гасэрафим? Называются так частию: а) цвета, частию 6) от действия; поскольку угрызением своим наносили человеку несносный жар, и ядом своим возбуждали в нем неугасимую жажду. Первое доказывается тем, что медный змей также называется сараф. Последнее несколько видно из ст. 7, сн. 6, чему не противоречит и производство слова; ибо сораф означает жечь. Числ.21:8 . Сотвори себе змию медяну и поставь оную на шесте. Удивительно, что Бог, хотевший отнать у израильтян даже малейший повод к идолопоклонству, повелевает им устремлять очи свои на змия для получения здравия. И хотя иудей доселе не понимают, или лучше не хотят понимать причины сему; ибо ослепишася помышления их, и даже до сего дне покрывало во чтении ветхого Завета, пребывает для них не откровенно, 2Кор.3 , но Иисус Христос показал нам истинный смысл и исполнение сего происшествия на самом Себе, Ин.3:14 . Некоторым из новейших христиан жестким кажется сравнение Иисуса Христа со змием, который вы других местах. Св. Писания служит эмблемою древнего нашего врага. Но а) таковые сравнения в Св. Писании нередки; так, например, у ап. Петра и 1Пет.5:8 : лев рыкаяй есть диавол, а в Откр.5:5 : лев от Иуды есть Иисус Христос. Притом же б) очень не трудно различить сих двух змиев по противоположным их действиям. Первый отравил человека ядом, последний подал ему врачевство; первый ввел в мир грех и наказание, последний освободил от оного; тот останется побежденным, а сей пребудет победителем во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Спаситель говорил апостолам: вы друзи Мои есте ( Ин.15:14 ). Иже вас приемлет, Мене приемлет; и иже приемлет Мене, приемлет пославшаго Мя ( Мф.10:40 ); отметаяйся вас, Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается пославшаго Мя ( Лк.10:16 ). О чествовании пророков и праведников Он говорил: приемляй пророка во имя пророче, мзду пророчу приемлет; и приемляй праведника во имя праведниче, мзду праведничу приемлет ( Мф.10:41 ). Ап. Павел учит: слава, честь и мир всякому делающему благое ( Рим.2:10 ; сн. 2Тим 5, 17 ), и потому заповедует: поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, и взирающе на кончину их жительства, подражайте вере их ( Евр.13:7 ). Преблагословенная Дева Мария Сама изрекла о будущем прославлении Ее родом христианским: се, отныне ублажат Мя вси роди ( Лк.1:48 ). Почитать святых, хотя бы и отшедших из настоящей жизни, но которые живи суть и прославлены Богом, по смыслу и духу откровенного учения, таким образом, составляет священный долг верующих, живущих на земле. II. В церкви христианской почитание святых, как исполнение этого священного долга, вошло в обычай с самых первых дней ее существования. По словам ап. Павла, Новозаветная церковь , начиная свое существование, имела небесными своими членами вместе с ангелами и бесчисленный сонм ветхозаветных праведников, достигших совершенства ( Евр.12:22–24 ). Во главе этого торжествующего собора стоял, так памятный первым членам церкви, великий Иоанн, Предтеча Господень. Выше и светлее всех святых, и ангелов и человек, воссияла в церкви слава преблагословенной Девы Марии. За ветхозаветными праведниками патриархами и пророками явились первенцы новозаветной церкви, имена которых написаны на небесах ( Лк.10:20 ), – св. апостолы. Они предначали собою многочисленный сонм св. мучеников и мучениц. Тайновидец Иоанн, писавший книгу откровения после того, как другие одиннадцать апостолов уже приняли мученическую кончину, видел пред пре столом и пред Агнцем великое множество людей в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках, которые омыли одежды свои и убелили их кровию Агнца ( Откр.7:9, 13–15 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Например, Елогим:сколько ни стараются и ни приводят причин на то, что это есть не более, как идиоматизм еврейского языка, однако не могут совершенно устранить того, что сим указуется на какую-то множественность в Боге. Сюда относятся темные указания на множественность Божественных Лиц в тех местах, где приписывается действие или совещание многих. Например, «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». (Быт. 1; 26). Явно, что здесь Бог говорит к Себе одному, ибо человек сотворен по образу одного Бога. Подобным образом говорит Бог при столпотворении: «смешаем... язык» их.(Быт. 11; 7). Эта же множественность видна в трояком благословении от лица Бога Моисеем, ибо здесь употребляются разные эпитеты и применяются к одному Богу не напрасно. Кроме того, нередко в Ветхом Завете выходит для действования какой-то необыкновенный Ангел, который, говоря языком посланника, иногда как бы проговаривается, относя к себе имя Иеговы. Намеки сии были неопределенны потому, что определенность была здесь неуместна, ибо она могла бы вести слабые умы Евреев к многобожию. Впрочем, есть и в Ветхом Завете прямые указания на те Лица, Кои у нас известны под именем Отца и Сына и Святаго Духа. В Новом Завете второе Лице Святой Троицы называется Словом, Сыном Божиим(Ин. 1; 1-3, 26-27). Это же название есть и в Ветхом Завете. При самом творении Бог только говорит. Не может быть, чтобы это был один простой глагол Божий. Ибо суеверная мысль финикиян, без сомнения, основывалась на сей истинной; а известно, что они своей Колпиа (голос уст Божиих) приписывали все то, что может принадлежать только Лицу, и указывали на Слово действующее. Яснее намек сей сделан у Давида. «Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его..». (Пс. 32: 6). Здесь же указывается и на Духа Святаго. У пророков эти существа Божественной натуры показываются в определенном виде. Например, «Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя» (Ис. 61: 1. сн.: Откр. 11; 3-6). Этот Дух часто упоминается в Ветхом Завете. Его Бог дает пророкам, судиям, художникам при строении скинии, и другим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

И эти всегдашние поминовения, совершаемые Церковью о всех усопших православных христианах, сами по себе уже служат для них «вечной памятью», не только потому, что Церковь не усыпает в этой своей памяти о усопших и будет совершать её до скончания века, но и по вере Церкви, что её приснопоминаемые усопшие хотя отошли от земли, но живут духом «во дворах Господних», и что совершаемые о них молитвенные воспоминания приносят им такую же существенную пользу, какую они приносят и живым. Если же Церковь сама неусыпно молится о всех скончавшихся в вере своих православных чадах и совершает всем им, и «зде лежащим и повсюду», вечную память, то этим самым она научает и нас не забывать своих отшедших отец и братий, но воспоминать о них присно в своих молитвах и передавать молитвенную память о них в своих заветах потомкам и таким образом созидать им неземную вечную память. В известные же дни нарочитых воспоминаний о них мы должны ещё просить особых церковных молитв и поминовений о каждом из них поимённо, точно так же, как и в нарочитые дни своей собственной жизни мы должны просить церковных поминовений и о себе самих. Никакое другое слово памяти и привета не достигнет того двора Господня, где пребывают усопшие, а молитва веры, особенно молитва, соединённая с делом милосердия, достигнет туда и оросит душу усопшего, как живительная роса жаждущую землю, и действительно устроит им вечный покой и вечную память (Ц.Вед. 1894, 15). – Практика относительно времени закрытия гроба у нас не одинакова: чаще всего, как утверждает «Цер. Вестник», закрывают гроб в церкви совсем, иногда на могиле открывают его вновь для того, чтобы посыпать тело усопшего землёю. По мнению названного журнала, во избежание такого разнообразия и нежелательных случайностей, следовало бы принять за правило: оканчивать погребение и закрывать гроб в церкви (Ц.В. 1886, 46; сн. выше, 1 прим. к 1317 стр. и 3 прим. к 1327 стр.). – Священник должен быть полагаем в могиле лицом к востоку. Основания для этого следующие: 1) положением лица умершего в могиле должны выражаться: а) мысль об Искупителе и Судье живых и мёртвых, а в видимой природе всего более напоминает нам Иисуса Христа солнце ( Ин.9:5 ; Откр.22:16 ; троп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Например, Елогим: сколько ни стараются и ни приводят причин на то, что это есть не более, как идиоматизм еврейского языка, однако не могут совершенно устранить того, что сим указуется на какую-то множественность в Боге. Сюда относятся темные указания на множественность Божественных Лиц в тех местах, где приписывается действие или совещание многих. Например, «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Явно, что здесь Бог говорит к Себе одному, ибо человек сотворен по образу одного Бога. Подобным образом говорит Бог при столпотворении: «смешаем...язык их» (Быт. 11:7). Эта же множественность видна в трояком благословении от лица Бога Моисеем, ибо здесь употребляются разные эпитеты и применяются к одному Богу не напрасно. Кроме того, нередко в Ветхом Завете выходит для действования какой-то необыкновенный Ангел, который, говоря языком посланника, иногда как бы проговаривается, относя к себе имя Иеговы. Намеки сии были неопределенны потому, что определенность была здесь неуместна, ибо она могла бы вести слабые умы Евреев к многобожию. Впрочем, есть и в Ветхом Завете прямые указания на те Лица, Кои у нас известны под именем Отца и Сына и Святаго Духа. В Новом Завете второе Лице Святой Троицы называется Словом, Сыном Божиим (Ин. 1:1—3). Это же название есть и в Ветхом Завете. При самом творении Бог только говорит. Не может быть, чтобы это был один простой глагол Божий. Ибо суеверная мысль финикиян, без сомнения, основывалась на сей истинной; а известно, что они своей Колпиа (голос уст Божиих) приписывали все то, что может принадлежать только Лицу, и указывали на Слово действующее. Яснее намек сей сделан у Давида. «Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его..» (Пс. 32:6). Здесь же указывается и на Духа Святаго. У пророков эти существа Божественной натуры показываются в определенном виде. Например, «Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя» (Ис. 61:1, сн. Откр. 11:3—11). Этот Дух часто упоминается в Ветхом Завете. Его Бог дает пророкам, судиям, художникам при строении скинии, и другим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3210...

II. Церковь , как великое тело ее главы – Богочеловека, одушевляемое Духом Святым, как невеста Христова, свята, т. е. чиста, непорочна, в учении – непогрешима. Источник и основание святости церкви находится в ее главе – Святейшем Святых, и невидимом правителе – Духе Святом, от Которых святость и освящение таинственно и постоянно изливаются на все тело церкви. И. Христос для того и предал Себя на смерть, чтобы представить церковь , как невесту Себе, не имущу скверны или порока или нечто от таковых ( Еф.5:25–29 ), – избавить ны от всякаго беззакония, очистить Себе люди избранны, ревнители добрым делом ( Тит.2:14 ; сн. Кол.1:22 ). Дух Святый, всегда в ней пребывающий со всеми освящающими благодатными дарами, освящает ее через святое и святящее людей слово Божие ( Ин.17:17–19 ), через святые и освящающие нас таинства (Еф.5и др.) и действиями в сердцах побуждает к подвигам самоотречения и святости. Но церковь , святая по своему основанию, обитанию в ней источника святости и освящения всех верующих, свята и по плодам своим. Аще ли начаток свят, то и примешение; и аще корень свят, то и ветви ( Рим.11:16 ). На краеугольном камне – Христе все здание, слагаясь стройно, растет в церковь святую о Господе, а верующие созидаются в жилище Божие ( Еф.2:21–22 ). Она состоит из членов, омытых банею водною и освященных ( 1Кор.6:11 ). Верующие во Христа суть народ Божий, избранный, народ святой, царственное священство ( ερτευμα – 1Пет 2, 9–10 ), храмы Божии и храмы Духа Святаго ( 1Кор.3:16; 9, 19 ). История церкви Христовой удостоверяет, что в истинной церкви всегда были люди с высшей христианской чистотой и особенными дарами благодати – мученики, девственники, подвижники (аскеты), преподобные, святители, праведные, блаженные, как и проявления чрезвычайных дарований Св. Духа. Она имеет неисчислимый сонм отшедших праведников всех времен и народов, предстателей за церковь земную, засвидетельствованных многими знамениями и чудесами ( Откр.7:9 ). Она всегда противостояла нечестью и неправде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Числа 1000 и 10 000 обозначаются словами тысща и тьма, которые изменяются так же, как и существительные 2-го склонения ( жена, свща). Слово тьма имеет ещё значение «множество», «большое количество». В церковнославянском языке также встречаются слова с собирательным значением: двое , бо , трое , четверы, птеры, шестеры. эти слова в церковнославянском языке встречаются значительно реже, чем в русском. Слова, обозначающие порядок предметов при счёте (так называемые «порядковые числительные»), изменяются по родам, числам и падежам и при склонении ничем не отличаются от полных прилагательных: первый, перваг, первом (ср. новый, новаг, новом), втора, вторы, вторй (ср. нова, новы, новй) и т. д. Страница из первого печатного отечественного руководства по математике «Арифметика, сиречь наука числительная...», составленного Л.Ф. Магницким и изданного в 1703 г. в Москве III. Упражнения 1. Прочитайте и переведите. Найдите страдательные причастия и укажите их формы: Въ бесдахъ величаема словесъ ради вашихъ. И с, носще на др человка, иже б разслабленъ [ Лк.5:18 ]. Надемс, к избавлена бдема великихъ бдъ и Аще забд теб, забвена бди десница мо [ Пс.136:5 ]. Чадо, лта тво съ препровождай, да человкмъ и возлюбленъ бдеши. Аще бы не было фарана бросати младенцевъ, мсей не бы был сохраненъ и не бы былъ воспитанъ въ царскихъ палатахъ. Елика аще свжете на земл, бдтъ свзана на нбс: и аще разршит на земл, бдтъ на нбсхъ [ Мф.18:18 ]. Аще сег было бы цртво мо, слги мо уб подвизалис быша, да не преданъ быхъ былъ [ Ин.18:36 ]. Содержимь брею и но сама м, мти, нын спас. многобразна доблественн претерпсте, страстотерпцы: тмже славими присн. Подобаетъ сн члвческом мног пострадати, и искшен быти и и книжникъ, и быти, и въ третий день востати [ Лк.9:22 ]. Жива быста ба въ гненное, горщее жпеломъ [ Откр.19:20 ]. Молихомс гдеви и услышани и принесохомъ жертв

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

При заключении брака должно быть совершено особое церковное священнодействие (таинство): Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе ( 1Кор.7:39 ), т.е. во имя Господне, по Господнему установлению; а это необходимо предполагает особое, нарочитое священнодействие церкви при заключении брачного союза. По немощи человеческой дозволяется вступать в брак и овдовевшим. См. предыдущ. текст ( 1Кор.7:39 ). Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но, если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступать в брак, нежели разжигаться ( 1Кор.7:7–9 , сн. 1Тим.5:11–14 ). С пришествием Христа Спасителя закон брака не только не отменен, но получил подтверждение и благословение от Самою Христа: На третий день был брак в Кане Галилейской, и матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики его на брак ( Ин.2:1,11 ). [Чудесно претворив воду в вино, Господь содействовал веселью брачному]. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской, и явил славу Свою. Благословенный Богом христианский брак не только безгрешен, но и спасителен. Если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит ( 1Кор.7:28 ). Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей ( 1Тим.5:14 ). [Жена] спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием ( 1Тим.2:1 ). В браке подается освящающая союз мужа и жены благодать Господня; Св. Писание уподобляет ею благодатному союзу Христа с церковью, поэтому христианский брак есть тайна великая. Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы ( 1Кор.7:14 ). Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела… ( Еф.5:22–23 ). Мужья любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь … Тайна сия велика ( Еф.25:32 ; ср. Откр.19:7 , Откр.21:2 , Откр.21:9 ; Ис.62:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Апостолы, по примеру Иисуса Христа, признавали святость храма иерусалимского, как «дома Божия», «дома молитвы»: «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» ( Лк. 24:53 ; сн. Деян. 2:46; 3:1; 22:17; 24:11,12 ). По открытии Церкви Христовой в день Пятидесятницы мы видим, что христиане «пребывали в храме» иерусалимском, участвуя в богослужении иудейском, но для совершения христианского богослужения, т. е. св. причащения, собирались «в домах», за отсутствием особо устроенных храмов. Церковь состояла тогда из нескольких тысяч верующих ( Деян. 2:41 ; сн. 4:4); один дом не мог их вместить, почему упоминается в кн. Деяний (2:46) о многих домах. В Антиохии место христианских богослужебных собраний впервые именуется „церковью»: «целый год собирались они в церкви» ( Деян. 11:26 ). Такое название входит в употребление. Апостол Павел, требуя благоговейного отношения к храму, где совершается «трапеза Господня», указывает на высокое значение «церкви», в сравнении с обыкновенным домом: «когда вы собираетесь в церковь , между вами бывают разделения... Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих?» ( 1Кор. 11:18–22 ). «Самое место ты присвояешь себе», замечает св. И. Златоуст, «пользуясь церковию, как бы своим домом. Церковь устроена не для того, чтобы собирающиеся в ней разделялись, но чтобы разделенные соединялись, как показывает и самое слово: «церковь» ( κκλησα – собрание)». 5 «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить... Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор. 14:34,35 ). В церквах были особые места для «простолюдинов» ( 1Кор. 14:16 ) и для «предстоятелей» ( 1Фес. 5:12 ). Катакомбы являются свидетелями существования храмов у первых христиан. Таинство причащения, по слову апостола, будет совершаться до второго пришествия Господа Иисуса Христа ( 1Кор. 11:26 ), а, следовательно, и храмы будут у христиан до того времени, сн.: «сын погибели (антихрист)... в храме (ες τν ναν от νας; храм, место, где находится статуя бога (у греков); святое святых, часть το ερο – целого места, занимаемая святыней, храмом) Божием сядет» ( 2Фес. 2:3–4 ). Подобно тому как скиния, храм Соломона, храм Заровавеля устроены были по образцам, Богом показанным, так и христианские храмы по образу, показанному Богом ( Откр. 11:1,19 ) имеют жертвенник ( Откр. 8:3,5; 9:13 ), престол ( Откр. 4:10; 7:15; 11:16 ), кадило ( Откр.8:3.5 ), семисвечник ( Откр. 4:5 ). Колокола заменили трубы, устроенный Моисеем по повелению Божию «для созывания общества... и для напоминания о вас перед Богом» ( Чис. 10:2,10 ; сн. Пс. 88:16 ). Опровержение возражений

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010