—Значит, Иоанн, ходя за Учителем и слушая Его, возрастал в любви? —Да, безусловно: в той любви, которой проникнуто и его Евангелие, и его апостольские Послания: Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 7–8); если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна в нас (11–12). Человек, написавший это, должен гореть любовью. А мы — если мы хотим быть христианами — должны буквально и безусловно применять это к себе: любовь — критерий веры. —Послания были написаны Иоанном в конце его долгой жизни (в двух из них он сам называет себя старцем), но ваши слова сейчас вернули нас в его молодость: именно он оказался единственным из апостолов, кто не оставил осужденного и распятого Учителя, кто не бросил в страшные часы Его Мать — он стоял у Креста рядом с Нею (см.: Ин. 19, 26). И вот теперь мне ясно, почему. Потому что любил. —И, возможно, поэтому умирающий Иисус поручает Иоанну Свою Мать: Жено! Се сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. 19, 26–27). В лице Иоанна Иисус усыновляет Ей весь род человеческий — всех нас. Истинно христианская любовь есть любовь жертвенная. Господь взошел на Крест и умер на нем за всех нас, несмотря на то, что мы никогда не были этого достойны. Такова и любовь Иоанна. —Почему Евангелие от Иоан­на столь отлично от трех синоптических Евангелий — от Матфея, Марка и Луки? —Оно было написано гораздо позже и с другой целью. Еще при жизни Иоанна (напомним, он, единственный из двенадцати, жил долго и умер своей смертью) в христианской Церкви закончилось время напряженного ожидания конца времен, второго Пришествия. И, как следствие, возникли нестроения, появились ереси, приводящие к оправданию пороков. В этих условиях Евангелие от Иоанна — единственного живого ученика, участника евангельских событий, очевидца и служителя Слова (см.: Лк. 1, 2) — было свидетельством об Истине: и свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5). Иоанн не ставил перед собою задачу еще раз пересказать то, что было уже известно христианам из других Евангелий. Он исполнил свой долг — долг очевидца, долг любви.

http://pravoslavie.ru/86626.html

Антихристианство в самом христианстве не есть исключительная принадлежность ни времени какого-либо, ни места, ни народа: это «тайна беззакония», находящаяся в действии вообще в мире ( 2Сол.2:3–9 ), и созрение ее не будет, «пока не будет взят от среды удерживающий теперь» ( 2Сол.2:7 ), т.е. благодатное и животворное озарение Духа Божия, хранящего добро в мире и содействующего людям творить его, о чем сказано было нами в своем месте. Как во времена Апостолов были люди, о которых говорили Боговдохновенные проповедники Царства Божия на земле: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» ( 1Ин.2:19 ); так и теперь эти люди, «сыны противления» всякого времени ( Еф.2:2 ; Рим.7:15–23 ; Быт.8:21 ), продолжают являться «плевелами» на ниве Христовой ( Мф.13:26 ). Есть «дети Божии», – говорит Апостол Иоанн, – и есть «дети диавола» ( 1Ин.3:10 ): «...всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога; но это дух антихриста» ( 1Ин.4:3 ), который всегда был и «есть в мире» (ib). Антихристианство есть вообще «диавольство и сатанинство» в роде человеческом: «Если бы Бог был Отец вашим, – говорил Иисус Христос современным Ему иудеям, – то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел... Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо в нем нет истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:42–44 ). Перед Божественным взором Иисуса Христа «Царство Божие» на земле открыто было через всю будущую историю рода человеческого как во всемирном торжестве христианской идеи ( Мф.13:32, 21:42–44 ; Мк.14:9 ; Лк.13:29 ), так в несмолкаемой брани против него всех злых элементов мира ( Ин.17:14, 16:33, 7:7, 15:18–19, 16:20 ). Иисус Христос зрел духом и предвозвестил, что даже из якобы ходящих вслед Его будут люди, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» ( 2Тим.3:5 ): будут среди добрых и злые ( Мф.25:15–30 ), среди пшеницы и плевелы ( Мф.13:26 ), среди хороших рыб и дурные ( Мф.13:47–48 ), среди овец и козлища ( Мф.25:32–45 ); среди пастырей добрых будут и наемники, не радящие об овцах, «татие и разбойницы» ( Ин.10:8 ), «волцы хищницы», приходящие в стадо в одеждах овечьих ( Мф.7:15 ), дабы расхищать и разгонять овец ( Ин.10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Т. о., в НЗ, как и в ВЗ, понятие «З.» относится не только к тому, что не отвечает этическим или религ. нормам, но также и вообще ко всем вредным, опасным или просто тягостным и неприятным явлениям. Наиболее очевидно З. проявляется в поступках человека. Поэтому для богословия проблема З. имеет прежде всего этическое значение, что в НЗ выражается в антропологических терминах: в качестве источника З. в человеке указываются различные стороны его природы. Причиной злодеяний, напр., является сердце: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,- всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк 7. 21-23; ср.: Мф 12. 34-35; 15. 19); «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого» (Евр 3. 12). «Худое (πονηρς) око», искаженный взгляд на мир, погружает во тьму всего человека: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно» (Мф 6. 23). Неистребимым З. в человеке является его язык: «...язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло» (Иак 3. 8). Так же З. в человеке может быть связано с его мыслями (ср.: Иак 2. 4), совестью (ср.: Евр 10. 22), страстями (ср.: 1 Тим 6. 10). Действительность З. в этом мире очевидна: «настоящий век» зол (Гал 1. 4), мир «лежит во зле» (1 Ин 5. 19). Но Бог не искушает человека З. (ср.: Иак 3. 13), а спасает от него (ср.: 2 Фес 3. 3; 2 Тим 4. 18). «Князем» и «богом» мира является сатана (Ин 16. 11; 2 Кор 4. 4; ср.: Мф 13. 19), обладающий силой принуждать людей к З. (ср.: Еф 4. 27; 1 Тим 3. 7; 2 Тим 2. 26). Но Господь «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого (πονηρο) века» (Гал 1. 4). Поэтому власть З. ограниченна: «князь мира» будет изгнан (Ин 12. 31) и уже осужден (Ин 16. 11), а человек может быть «добрым и правдивым» (Лк 23. 50) и «хранить себя» так, чтобы З. не прикасалось к нему (1 Ин 5. 18). Поэтому ап. Павел говорит: «Все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим 3. 12) и в то же время призывает: «Делай добро...» (Рим 13. 3), подчеркивая тем самым не только силу власти З. над человеком, но и обязанность человека постоянно противостоять З.

http://pravenc.ru/text/199913.html

В-пятых, считай выражения, по которым Сын приемлет жизнь, или суд ( Ин.5:26–27 ), или наследие народов ( Пс.2:8 ), или власть над всякой плотью, или славу, или учеников ( Ин.17:2, 6, 22 ), или тому подобное. И это относится к человечеству. А если припишешь и Богу, не будет несообразности, потому что припишешь не как приобретенное, но как от начала принадлежавшее, и притом по естеству, а не по благодати. В-шестых, положи выражение: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего ( Ин.5:19 ). В рассуждении должно заметить, что слова может и не может не в одном смысле употребляются, но многозначны. Иное называется невозможным по недостатку сил в известное время и на известное действие; например, ребенок не может бороться, щенок – видеть или драться с таким-то, но со временем будет, может быть, и бороться, и видеть, и драться с таким-то, хотя с другим драться и тогда останется для него невозможным. Иное бывает невозможным в большей части случаев, например, не может укрыться город, стоящий наверху горы ( Мф.5:14 ). Но в ином случае мог бы он и укрыться, если бы загорожен был большой горой. Иное невозможно по несообразности, например, могут ли поститься сыны чертога брачного, пока в доме жених ( Мф.9:15 ; Мк.2:19 ), или телесно видимый Жених (ибо в Его присутствие время не злостраданий, но веселья), или умосозерцаемое Слово (ибо должны ли телесно поститься очищенные Словом?). Иное невозможно по недостатку воли, например, не мог там сотворить знамений из-за неверия приемлющих ( Мф.13:58 ; Мк.6:5–6 ). Поскольку при исцелениях нужны и вера врачуемых и сила врачующего, то по недостатку одного делалось невозможным и другое. Но не знаю, не причислить ли и это к невозможному по несообразности? Ибо несообразно было бы исцелить поврежденных неверием. Невозможность по недостатку воли выражается также в словах: вас мир не может ненавидеть ( Ин.7:7 ); и: как вы можете говорить добро, будучи злы ( Мф.12:34 )? Ибо почему было бы невозможно то или другое, если не потому, что нет на это воли? А иногда называется невозможным и то, что, хотя невозможно по природе, однако же могло бы стать возможным по воле Божией, например невозможно тому же человеку родиться в другой раз ( Ин.3:4 ) и не возможна игла, принимающая в себя верблюда ( Мф.19:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Только неразумный и безбожный человек может дерзко сравнивать блудодейственное поклонение идолу Астарты с христианским чествованием Божией Матери. Сектантам кроме того нужно помнить, что ни в св. Писании, ни в молитвах верующих христиан Божия Матерь нигде и никогда не называется «богинею неба», а именуется «Царицею небесной‘‘. И такое название совершенно Ей приличествует, ибо Христос «вознесся на небо и возсел одесную Отца» (Map. 16:19), а о Божией Матери сказано в известном 44 псалме: «стала Царица одесную Тебя» (ст. 10). Как Царица, стоящая на небе одесную Христа, Божия Матерь и называется справедливо «Царицею Небесною». 2) Сектант: Сам Христос не оказывал особой чести Матери Своей: «Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Μоя и кто братья Мои? И, указав рукою на учеников Своих, сказалъ: вот матерь Моя и братья Мои, ибо кто исполняет волю Отца Моего Небеснаго, тот Мне брат, и сестра, и Матерь». ( Мф. 12:48–50 ). Объяснения православного: Слова Христа: «Кто исполняет волю Отца Моего Небеснаго, тот Мне брат, и сестра, и матерь» – вовсе не говорят о том, будто бы Он не оказывал особого уважения Своей Матери. Приведенными словами Христос выразил только ту мысль, что, кроме плотского родства, есть еще и духовно-нравственнное, основанное на исполнении заповедей Божиих, о котором так говорит Евангелист: «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин. 1:12–13 см. 1Ин. 3:1. 1 Петр, 1:22–23). По человечеству же Своему Христос «был в повиновении» у Матери Своей ( Лк. 2:51 ), исполнял Ее просьбы ( Ин. 2:1–10 ), любил Ее и заботился о Ней, даже вися на кресте ( Ин. 19:26–27 ). 3) Сектант (дерзко и кощунственно) : Не должно оказывать особое почитание Матери Иисуса, ибо она была обыкновенная женщина, имевшая кроме Христа, и других детей, будучи женою Иосифа. Так, Христос говорит Матери Своей: «Жено, се, сын Твой» ( Ин. 19:26 ); или: «Что Мне и Тебе, Жено?» ( Ин. 2:4 ),

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Прежде всего, Иисус не выступает против общественной молитвы как таковой. Тот факт, что Он ежегодно приходил в храм Иерусалимский и каждую субботу посещал синагогу, свидетельствует о Его уважительном отношении к общественной молитве. Острие Его критики направлено против конкретного аспекта поведения фарисеев в местах молитвенных собраний, а не против совместной молитвы. Если бы Он был противником такой молитвы, Он не сказал бы Своим ученикам: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф. 18:19–20 ). Кроме того, Иисус нигде не высказывается против продолжительной молитвы – ни в Нагорной проповеди, ни где-либо еще. Совет не многословить в молитве вовсе не означает, что молитва не может быть продолжительной. Сам Иисус иногда целые ночи проводил в молитве. Об этом свидетельствует, в частности, рассказ о буре на море. Отпустив народ и учеников с вечера, то есть, надо полагать, еще до заката, Он взошел на гору для уединенной молитвы. К ученикам он вернулся лишь в четвертую стражу ночи, то есть под утро, незадолго до рассвета ( Мф. 14:22–25 ). Перед избранием двенадцати апостолов Он также взошел на гору и пробыл всю ночь в молитве к Богу ( Лк. 6:12 ). Обычай удаляться от людей для уединенной молитвы был характерен для Иисуса ( Мф. 14:23 ; Мк. 6:46 ; Лк. 5:16 ; Лк. 6:12 ; Ин. 6:15 ; Ин. 8:1 ). Однако, как явствует из Евангелия, Он мог молиться и в присутствии учеников ( Лк. 10:21 ; Ин. 17:1–26 ), и даже в присутствии народа, прерывая для этого обращенную к народу речь ( Мф. 11:25–26 ; Ин. 12:27–28 ). Молитва была для Него настолько естественной формой самовыражения, что Он мог в любой момент обратиться к Богу. Иногда люди слышали не только Его молитву, но и ответ Бога ( Ин. 12:28 ). Совет не многословить в молитве может относиться не только к внешним формам молитвы, но и к ее внутреннему содержанию 306 , особенно если его рассматривать в свете напоминания о том, что Бог заранее знает все, в чем человек нуждается. В молитве наибольшую ценность представляет не то или иное земное благо, которое человек может получить благодаря ей, а сама молитва, само предстояние перед Богом, чувство присутствия Бога. Датский философ-экзистенциалист С. Кьеркегор (1813– описывает опыт молящегося человека:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Итак, клавным виновником смерти Христа был сатана. Распятие Христа есть дело сатаны в своем историческом проявлении. А распинатели? Их роль – роль исполнителей воли сатаны. Погрязшие в своих страстях, они впали в сети диавола ( 1Тим. 3:7 ; 2Тим. 2:26 ) и действовали «по воле князя, господствующаго в воздухе, духа, действующаго в сынах противления» ( Еф. 2:2 ). Как рабы диавола, они исполняли похоти отца своего диавола ( Ин. 8:44 ). И действительно, когда «первосвященники, и начальники храма и старейшины» явились в сад Гефсиманский, чтобы взять Иисуса, то Он сказал им: «Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы» ( Лк. 22:52, 53 ). И эта власть тьмы проявилась в том, что первосвященники и старейшины распяли Христа. Таким образом, распятие Христа есть дело сатаны. Об этом положительно говорят Евангелисты и подтверждает Сам Христос. Так Иоанн говорит, что «диавол вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Иисуса» ( Ин. 13:2 ). Ев. Лука дополняет, что «сатана вошел в Иуду» и руководил его действиями ( Лк. 22:3 ), а Иоанн точнее отмечает этот факт: «Христос, обмакнув кусок хлеба, подал Иуде. И после сего куска вошел в него сатана», и Иуда тотчас оставил вечерю и отправился к первосвященникам за стражей ( Ин. 13:26, 27, 30 ). Верность всего этого подтверждает Сам Христос тем, что еще в Капернаумской синагоге Он назвал Иуду диаволом ( Ин. 6:70 ), а всех иудеев обличил в том, что они хотят исполнить похоти отца своего диавола, который «был человекоубийца от начала» ( Ин. 8:44 ). Указанные обстоятельства крестной смерти Христа с определнною точностию устанавливают отношение распинателей Христа к факту распятия и тем самым выясняют смысл и значение молитвы со креста о прощении их греха. Диавол, этот «бог века сего ослепил их умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимаго» ( 2Кор. 4:4 ). И «неверующие» распинатели, исполняя «волю князя мира сего» ( Еф. 2:2 ), под влиянием своих страстей, воплотили в себе все зло мира сего ( 1Ин. 5:19 ) и направили его против Христа, убив Его на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

Известен римский папа  Сотер  (Спаситель) (род ок. 150 г.). Это, собственно говоря, одно из основных имен Христа (Лк 2:11; Ин 4:42; Деян 13:23; 2 Пет 1:1; 1 Ин 4:14; Флп 3:20 и др.). Имя одного из 70-ти апостолов —  Филолог  (любящий Слово — еще одно имя Сына Божия, см. Ин 1:1; 1 Ин 5:7; Откр 19:13). Одного из учеников апостола Иоанна звали  Вукол  (Пастырь) (ум. 100 г.). Это имя применял к Себе Сам Христос (Ин 10:14; Мф 26:31; 1 Пет 2:25; Евр 13:20 и др.). Многие из этих имен по происхождению языческие и имеют дохристианскую историю — Сотер, Филофей и др., однако несомненно, что когда христианские родители давали своим детям эти традиционные имена, они наполняли их новым, христианским смыслом. Такой же прием мы видим и в катакомбной живописи — уже известные из языческой культуры образы — Пастыря, павлинов и др. осмысляются как бы заново, приобретая новый тайный смысл, понятный только христианам.  Несколько слов об апостоле Павле И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. (2 Пет 3:15–16) “Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа”. (Деян 15:23; 25–26) Другой, чуть менее распространенный в исламе способ объяснения противоречий Евангелия и Корана, сводится к извращению роли апостола Павла 65 в распространении христианской проповеди: “Саул был евреем-отступником и христиане изменили ему имя возможно потому, что Саул — еврейское имя. Этот Святой Павел так перепутал все учения Иисуса (мир ему), что в монументальной работе Майкла Харта «100» или «100 Самых Великих» или «Величайшая Сотня в истории» получил незаслуженно второе место. Павел оттеснил даже самого Иисуса, так как, по Майклу Харту, Павел был истинным основателем (выделено автором —  Ю. М. ) современного христианства. Честь создания христианства должна быть поделена между Павлом и Иисусом; и Павел победил, так как написал больше Библейских Книг, чем любой другой отдельно взятый автор, в то время как Иисус не написал ни единого слова. Павлу не понадобилось вдохновение, чтобы писать свои гиперболы здесь и в остальных своих посланиях. Разве гитлеровский министр пропаганды Геббельс не говорил: «Чем больше ложь, тем охотнее в нее верят?»” 66 . “Павел, однако, исказил послание своего учителя, и ему удалось утвердить христианскую веру как вполне самостоятельную религию. Он изменил учение Иисуса и привнес в него новую идеологию, заимствованную, главным образом, из язычества” 67 .

http://pravmir.ru/koranicheskie-skazaniy...

«Подойдите и отнимите камень» (ср.: Ин. 11:39). Тот, Кто оживил мертвого и возвратил в него жизнь, разве не мог открыть и гроб, и отнять камень? Кто ученикам Своим говорил: «если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: передвинься, и передвинется от лица вашего» (ср.: Мф. 17:20), разве Он не мог отодвинуть камень от дверей гроба? Без сомнения, Тот, Кто, вися на Кресте, голосом Своим рассек скалу и гробы, (одним) словом Своим мог поднять и этот камень. Но так как Лазарь был Его другом, то сказал: «откройте вы сами», чтобы смердящий запах от него коснулся их обоняния; и: «развяжите его» (Ин. 11:44) сами от тех (уз), какими связали его, чтобы вы признали дело рук своих. Посему и на время смерти Лазаря Господь не пришел в это селение, дабы не сказали, что они сговорились между собой. «И если оставим, то все уверуют в Него, и потом придут Римляне и возьмут народ наш, закон и место это» (ср.: Ин. 11:48). Сказали это потому, что подчинены были власти Римлян. Но Господь пришел, и воцарился знамениями Своими, и весь мир последовал за Ним. Быть может, говорят, услышат язычники, что им родился царь, ибо называли Его сыном Давида, и не только называли Его так, но и хотели нечаянно взять Его и поставить царем (Ин. 6:15). Потому говорили: берегитесь, чтобы не пришли Римляне и не разорили города нашего и народа нашего. «Симон прокаженный» (Мф. 26:6) верил, и Господь оказал ему благодеяние, а через веру и благодеяние проказа исчезла. Ведь каким образом проказа могла бы остаться в теле Симона, который видел Очистителя от проказы возлежащим в доме своем? В то время, как человеческая природа Христа возлежала в доме Симона, Божественная природа обитала в сердце его подобно тому, как (это было) и у Симона соименника (Лк. 2:26). И каким образом омертвевшая проказа могла остаться в присутствии умершего Лазаря, который ожил и воскрес? «Если бы, говорили, Ты был здесь, не умер бы брат наш» (Ин. 11:21). Итак, каким образом Симон мог болеть проказой, когда Очиститель от проказы возлежал в доме его, и каким образом за одним и тем же столом могли быть вместе и сила, изгоняющая проказу, и убегающая (от нее) проказа? Вероятно, произошло (здесь) то же, что читается о Закхее, начальнике мытарей, коему Господь сказал: «ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19:9). В награду за гостеприимство свое получил очищение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

В этом прославленном теле Церкви мир неверующий волей-неволей убедится также, что Ты, Отче, возлюбил их, т. е. верующих, как возлюбил Меня, тою же отеческой любовью, какой Ты возлюбил Сына Твоего Единородного как Искупителя мира (3:16; Еф. 1:5 ). Эту же мысль о единении всех верующих в славном Царстве Отца и Сына и Святого Духа выразительно изрекает Господь в дальнейших словах: Отче, хочу и пр. Хочу: это – завещание умирающего, воля которого должна быть исполнена. Выражая эту волю, умирающий за живот мира Господь тем же самым выражает уверенность, что Отец Небесный исполнит эту Его волю, нераздельную с Его волей. – Которых Ты дал Мне: по связи речи – всех верующих по слову апостолов и самих апостолов, т. е. всю Церковь Христову в истинных живых членах её (ст. 20, 2, 5 и прим.). – Чтобы там, где Я, и они были со Мною: т. е. на небе, или в дому Отца Небесного, где обителей много (14:2–4; Лк. 24:51 и парал.), где и Господь пребывает как Богочеловек с прославленным телом Своим. – Да видят славу Мою: славу небесную (ст. 22, 5). Видят – в смысле созерцают ( θεωρσι), что указывает на участие созерцающего в созерцаемом, и, следовательно, выражается мысль о том же единении во славе Христовой верующих в Него. – Основание этой славы Христа – любовь к Нему Отца Небесного, любовь вечная (ст. 5, 23), точно так же, как и основание сопрославления верующих с Ним – та же любовь к ним, как и к Сыну Его возлюбленному (23). Любовь и вследствие её слава – вот внутреннейшая основа Церкви Христовой на земле и на небе. 25. Ин. 17:25 . Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. Ин. 15:21, 8:19 ; Флп. 1:23 ; Ин. 16:3, 27 . 26. Ин. 17:26 . И Я открыл им имя Твоё и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них. Ин. 17:8, 6, 15:9 . В окончании первосвященнической молитвы Господа сосредоточивается всё, что сказано в этот вечно великий вечер в прощальной беседе с учениками, которая, в свою очередь, сосредоточивает в себе всё, что сказано и сделано Господом во всё время Его общественного служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010