Радуйся, чистое Святаго Духа приятелище. Радуйся, ангельским ликом собеседниче. Радуйся, любве ради Христовы преименитый град отечества твоего оставивый, и в пустынях со зверьми жити изволивый. Радуйся, древо благосеннолитвенное, при исходящих вод насажденное. Радуйся, яко плод присноцветущь послушания принесл еси. Радуйся, яко терпением твоим вся страсти плотския умертвил еси. Радуйся, яко крестным знамением лукавых духов далече от тебе отгнал еси. Радуйся, столпе житейскими бурями непоколебимый. Радуйся, яко до ныне обильную реку исцелений источаеши. Радуйся, яко о благоденствии земли Российския умоляеши. Радуйся, яко обитель твою и нас рабов твоих в молитвах не оставляеши. Радуйся, яко скорбящим в недугах исцеление подаваеши. Радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю! Кондак 1 Избранный и дивный во святых, отче наш Павле, от Христа Бога дар чудес обильно приемый! Похвальная приносим ти ныне любовию чтущии тя: ты же яко имея дерзновение многое ко Святей Троице, моли избавитися от всяких бед верно хвалящим тя: Радуйся, Павле преподобне, пустынный жителю! Молитва О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, преподобне отче Павле! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас грешных, в толицех обстояниих сущих, виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных: потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховном плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниях наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, Емуже ты со безплотными лики предстоиши. Милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем веце и в будущем, да не воздаст нам по делам нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам: на твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем и, к цельбоносному гробу твоему припадающе, исцеления просим: избави нас, угодниче Христов, от злых, находящих на нас, и укроти волны страстей и бед, востающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть, и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, преподобне отче Павле, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное жительство, оставление грехов, душам нашим спасение и велию милость. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Характеристика Л. как идеального игумена в Житии прп. Корнилия заимствована из Жития прп. Павла Обнорского ( Сергеев. 2000). Однако в последнем отсутствовала фраза, которая, очевидно, была добавлена автором Жития прп. Корнилия и может характеризовать собственно интересы Л.: «...к сим же и многы книги написа своею рукою». В Житии сщмч. Адриана Пошехонского Л. назван «великим»: по благословению игумена иноки Адриан и Леонид отправились пустынножительствовать в Пошехонье (РНБ. Погод. 861. Л. 370). Л. почитался в Комельской обители как ученик прп. Корнилия. Память святого в месяцесловах встречается редко. Под 26 дек. и 16 мая имя Л. упомянуто в святцах поморского наставника Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 736. Л. 29 об., 56 об.). В месяцеслове (Там же. 131) на л. 259 под 10 авг. приписано: «преподобного Лаврентия игумена Комельского». В «Книге глаголемой Описание о российских святых» Л. указывается среди вологодских святых без точной даты или под 16 мая: «Преподобный Лаврентий игуменъ Комельский ученикъ святаго Корнилия преставися въ лето 7000». Преподобный внесен в список вологодских святых, составленный еп. Вологодским Евгением (Болховитиновым) . Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. Ист.: Суворов Н. А. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих//Вологодские ЕВ. 1864. 1. С. 10; Описание о российских святых. С. 132; Житие Корнилия Комельского/Публ.: Н. Н. Малинина//Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 170-197; Васильев Ю. С., публ. Акты Введенского Корнилиево-Комельского мон-ря//Там же. С. 94-107; Житие Корнилия Комельского//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 304-353, 784-788. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 706-711; Строев. Списки иерархов. Стб. 750; Ист. и стат. описание Корнильево-Комельского мон-ря: Сост. в 1852 г. Вологда, 1855; Верюжский. Вологодские святые. С. 444-447; Лебедев А. К. 400-летие Корнилиева Комельского мон-ря//Вологодские ЕВ. 1897. 13. С. 238-242; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание Корнилиево-Комельского Введенского муж. мон-ря (Вологодской губ., Грязовецкого у.). М., 1897. С. 12-15; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 564; Голубинский. Канонизация святых. С. 332; Понырко Н. В. Корнилий Комельский//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 487; Каштанов С. М. Из истории рус. средневек. источника: Акты X-XVI вв. М., 1996; Сергеев А. Г. История текста Жития св. Корнилия Комельского//Опыты по источниковедению. СПб., 2000. Вып. 3. С. 233-255; он же. Б-ка Корнилиево-Комельского мон-ря: Проблемы реконструкции//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. 2008. С. 480-481; Таисия (Карцева), мон. Русские святые. СПб., 2001; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 68.

http://pravenc.ru/text/2462427.html

В XIX в. А. Ф. Ковалевский составил Акафист святому (Акафист преподобному и богоносному отцу нашему Корнилию игумену Вологодскому. М., 1894, 1897). Обитель закрыли в 1924 г., в помещениях был устроен санаторий, затем здесь размещалась тюрьма, позднее - обл. психиатрическая больница. Большая часть построек разрушена в 30-х гг. XX в., на территории обители сохранились стены трапезной палаты, настоятельских келий и руины храма. Ист.: ИРИ. Т. 4. С. 661-707; Древнерус. иноческие уставы/Сост.: Т. В. Суздальцева. М., 2001. С. 168-186; Житие Корнилия Комельского/Публ.: Н. Н. Малинина//Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 188-189; Мат-лы по истории Корнильево-Комельского мон-ря: 2. Акты Введенского Корнильево-Комельского мон-ря/Публ.: Ю. С. Васильев//Там же. С. 94-107; Отписная книга Введенского Корнильево-Комельского мон-ря переписи В. Г. Данилова-Домнина, сост. при передаче мон-ря игум. Рафаилу и келарю Александру 2 дек. 1657 г./Публ.: Ю. С. Васильев//Там же. С. 130-169; Закрытие монастырей в Грязовецком у./Публ.: И. А. Кожевникова//Там же. С. 83-88; Житие Корнилия Комельского: Текст и словоуказ./Под ред. А. С. Герда. СПб., 2004; Житие Корнилия Комельского//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 304-353, 784-788. Лит.: Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь. М., 1850. Ч. 1. С. 93-97; Ист. и стат. описание Корнилиево-Комельского мон-ря, сост. в 1852 г. Вологда, 1855; Муравьев А. Н. Рус. Фиваида на Севере. СПб., 1855. С. 25-63; Ключевский. Древнерусские жития. С. 303-304; Верюжский. Вологодские святые; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 314-316; Степановский И. К. Вологодская старина: Ист.-археол. сб. Вологда, 1890. С. 263-265; Коноплев Н., свящ. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Отд. 4. С. 85-94; Троицкий патерик. Серг. П., 1896. С. 284-293; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 149; Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерус. лит-ры житий святых. Варшава, 1902. Вып. 1. С. 297-306; Голубинский. Канонизация святых. С. 120, 226, 236, 238, 420; Димитрий (Самбикин).

http://pravenc.ru/text/2458683.html

Лит.: Иноходцев П. [Корнилиево-Комельский мон-рь]//Собр. соч. выбранных из месяцеслова на разные годы. СПб., 1793. Ч. 10. С. 318-319; Корнильев мон-рь//Вологодские ГВ. 1839. 13. Ч. неофиц. С. 100-103; Ист. и стат. описание Корнилиево-Комельского монастыря, составленное в 1852 г. Вологда, 1855; Муравьёв А. Н. Рус. Фиваида на Севере. СПб., 1855. С. 25-63; Корнилиево-Комельский мон-рь Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. 1883. 1. С. 1-9; 2. С. 21-30; 3. С. 51-59; 4. С. 71-79; 5. С. 87-96; 6. С. 105-112; 8. С. 129-137; 9. С. 155-162; 10. С. 163-170; Открытие церковно-приходской школы в Корнилиево-Комельском мон-ре//Там же. 1889. 21. С. 380-381; Степановский И. К. Корнилиево-Комельский мон-рь// Он же. Вологодская старина: Ист.-археол. сб. Вологда, 1890. С. 263-265; 400-летие Корнилиево-Комельского монастыря//Вологодские ГВ. 1897. 26. С. 6; Токмаков И. Ф. Ист.-стат. и археол. описание Корнилиево-Комельского Введенского муж. мон-ря: (Вологодской губ., Грязовецкого у.). М., 1897, 1900; Корнильево-Комельский Введенский мон-рь Вологодской епархии. Вологда, 19045; Сойкин П. П. Корнилиев-Комельский мон-рь в Грязовецком у.//Православные русские обители. 1910. С. 81-82; Корнилиево-Комельский мон-рь//ИИАК. 1915. Вып. 59. С. 178-179; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966. С. 280-300; Кожевникова Н. А. Закрытие мон-рей в Грязовецком у.//Городок на Московской дороге: Ист.-краевед. сб. Вологда, 1994. С. 85-88; Седов В. В. Собор и колокольня Корнильево-Комельского мон-ря: Утраченные памятники архитектуры XVI в.//ИКРЗ, 1993/1994. С. 102-109; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 244-246; Зырянов П. Н. Рус. мон-ри и монашество в XIX и нач. ХХ в. М., 1999; Кукушкина М. В. Книга в России в XVI в. СПб., 1999; Сергеев А. Г. Житие и устав св. Корнилия Комельского как ист. источник: АКД. СПб., 2001; он же. Б-ка Корнилиево-Комельского мон-ря: Проблемы реконструкции//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. СПб., 2008. С. 477-492; Щапов Я. Н. Монашество на Руси в XI-XIII вв.//Монашество и мон-ри в России, XI-XX вв.: Ист. очерки. М., 2002. С. 13-24; Шамина И. Н. Из истории вологодских монастырей: Состав насельников//Отеч. история. М., 2003. 1. С. 141-148; она же. Мон-ри Вологодского у. в XVI-XVII вв.: Землевладение и организация хозяйства: Дис. М., 2003; Кузьминых А. Л., Старостин С. И. Спецлагеря для бывш. военнослужащих Красной армии, находившихся в плену и окружении противника//Российская история. М., 2010. 3. С. 48-53; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей, XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012.

http://pravenc.ru/text/2458667.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИАН († ок. 1534(?), Корнилиев Комельский мон-рь), прп. (пам. 16 мая, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), игум. Корнилиева Комельского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Сведения о К. сохранились в Житии прп. Корнилия Комельского († 1538) и в актах Корнилиева Комельского монастыря. Самое раннее упоминание К. в источниках - купчая кн. Нащоки Кемского 1525/26 г. на земли монастыря, заверенная подписями преподобных Корнилия , Лаврентия , К. и Дионисия (оригинал грамоты: СПб. ФИРИ РАН. Ф. 11: Коллекция Археографической комиссии. 100). Запись К. на этой грамоте - единственный известный его автограф: «По сеи купчеи грамоте меня, Касьяна, денги дошли, и руку приложил». Согласно Житию, К. был игуменом Комельского мон-ря во время ухода прп. Корнилия в Сурскую пуст., незадолго до поездки вел. кн. Василия III Иоанновича в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (зима 1529). Возвращение прп. Корнилия в монастырь датируется временем не позднее 18 сент. 1531 г., когда вел. князь дал ему жалованную грамоту на деревни и починки в Вологодском у. (РНБ ОСАГ. Оп. 1. 102). Согласно Житию, уходя, прп. Корнилий передал управление мон-рем 12 старцам, К. стал игуменом позднее по настоянию братии. После возвращения прп. Корнилия в обитель К. «устыдеся отца и остави игуменство» (Житие Корнилия Комельского. 2005. С. 328-329). Когда незадолго до преставления прп. Корнилий вновь ушел в пустынь, условием своего возвращения в мон-рь он поставил избрание игуменом Лаврентия. Исходя из этого, исследователи считают возможным говорить о существовании партий в Комельском мон-ре, во главе одной из них, оппозиционной прп. Корнилию, мог стоять К. ( Понырко. 1988. С. 486-487). В разъезжей грамоте, датированной сент. 1532 - авг. 1533 (7041) г., среди представителей Корнилиева мон-ря первыми названы «Касьян, бывшеи игумен, да Лаврентие уставшик». В др. грамоте, составленной в период с дек. 1533 по авг. 1534 г., фигурирует только «корнильев чернец Лаврентеи», К. уже не упоминается (обе грамоты опубликованы по списку кон. XVII в.: Каштанов. 1996. С. 141-145). То, что в 1-й грамоте К. является главным представителем Корнилиева монастыря, свидетельствует о его высоком авторитете в обители, несмотря на оставление им игуменства. Отсутствие упоминания о нем в более поздней грамоте, возможно, означает, что он к тому времени уже преставился. Имя К. вписано в перечень игуменов Корнилиева монастыря в синодике обители 30-х гг. XVII в. (ВОКМ. 2008. Л. 23).

http://pravenc.ru/text/1681247.html

Мощи преподобного Корнилия Комельского Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Святые мощи преподобных Корнилия Комельского Преподобный Корнилий Комельский (а также Кассиана Комельского, Вологодского и Лаврентия Комельского) почивают под спудом в бывшей Комельской обители в деревне Корнильево Грязовецкого района. Рядом с д. Корнильево сохранился целебный источник прп. Корнилия. Содержание Жизнеописание [ править править код ] Святые мощи преподобного Корнилия Комельского почивают под спудом в бывшей Комельской обители (Корнильево-Комельский монастырь. Вологодская область, Грязовецкий район, Корнильево. Вологодская и Великоустюжская епархия, Центральное благочиние. Монастырь не действует. Фото монастыря начала XX века из книги " Из церковной истории Вологодского края " Год основания: 1497). Преподобный Корнилий Комельский происходил из боярского рода Крюковых. Его брат Лукиан служил при московском велико-княжеском дворе. Когда Лукиан, достигнув преклонных лет, решил удалиться в монастырьпреподобного Кирилла Белозерского, за ним последовал и Корнилий, с раннего возраста стремившийся к отшельнической жизни. Приняв пострижение, юный Корнилий начал свои иноческие подвиги с тяжелого послушания - в хлебне, носил тяжелые вериги, а в редкие часы отдыха занимался списыванием церковных книг. Позднее из любви к уединению преподобный Корнилий оставил Белозерскую обитель, посетил Ростов. В Новгороде святитель Геннадий(память 4 декабря) пытался удержать его при себе, но подвижник поселился в пустынном месте недалеко от Новгорода. Когда и здесь его стали посещать люди, стремившиеся к иноческому житию, он перешел в Тверскую Савватиеву пустынь, а позже, в 1497 году, поселился в Комельском лесу, неподалеку от Вологды, где устроил себе келлию. К месту подвигов преподобного Корнилия стали собираться иноки, и он в 1501 году построил на этом месте деревянный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В том же году митрополит Симон посвятил преподобного Корнилия в сан иеромонаха. В 1512 году, когда число братии возросло, преподобный построил каменный храм и написал для братии Устав, составленный на основе Уставов преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Это был третий Устав, написанный русским святым для монашествующих. Преподобный Корнилий Комельский отличался щедростью к бедным, во время голода им был устроен приют для детей на монастырском дворе.

http://azbyka.ru/palomnik/Мощи_преподобн...

 Житие преподобного Корнилия Комельского… С. 264.  Житие преподобного Корнилия Комельского… С. 264; Верюжский И., свящ . Исторические сказания… С. 415.  Описные книги Корнилиево-Комельского монастыря XVI века//Городок на московской дороге: Историко-краеведческий сборник. Вологда: Ардвисура, 1994. С. 112–117.  Житие преподобного Корнилия Комельского… С. 264.   Смолич И. К . Русское монашество (988–1917)… С. 32.  Житие преподобного Корнилия Комельского… С. 262; Верюжский И., свящ. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии… С. 416–418.   Смирнов С. И . Как служили миру подвижники Древней Руси?/С. И. Смирнов. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1903. С. 24.   Источник: Мерзляков, И. и. (2021). Роль монастырей Вологодско-Белозерского края в формировании социально-культурного пространства данного региона в XV–XVI веках.  Церковный историк , (2 (6), 26–55. http://doi.org/10.31802/CH.2021.6.2.002 Комментарии ( ): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011

http://bogoslov.ru/article/6174669

Основными же для написания данной работы стали материалы Государственного архива Вологодской области (ГА ВО), Архива УФСБ России по Вологодской области, а также Вологодского областного государственного архива новейшей политической истории (ВОАНПИ). Наибольший интерес среди материалов ГА ВО представляют документы ф. 519 (Арсениев Комельский монастырь Грязовецкого уезда. 1703–1919 гг.) и ф. 585 (Вологодский губисполком (1917–1929)). В ф. 519, в частности, хранятся отчетные ведомости о состоянии монастыря за 1917 г., послужные списки за 1917–1919 гг., в том числе послужной список о настоятельнице монастыря за 1917 и 1919 гг., приходо-расходные книги обители за 1917–1919 гг. Указанные документы позволяют сформировать представление об имущественном положении, насельницах и белом духовенстве Арсениева монастыря в первые годы советской власти, накануне его закрытия. Ф. 585, среди прочих, включает разнообразные документы местных органов советской власти за 1919–1920 гг. (протоколы заседаний Грязовецкого уездного исполнительного комитета, постановление чрезвычайного объединенного заседания Грязовецкого уездного исполнительного комитета и уездного комитета РКП(б), переписку Президиума Вологодского губернского исполкома с Грязовецким уездным исполкомом и др.), содержащие информацию о принятии решений, связанных с закрытием Арсениева Комельского монастыря, на официальном уровне. Именно они позволили установить и точную дату этого события. Привлекались также материалы ф. 53 (Отдел управления Вологодского губисполкома), ф. 111 (Вологодский губернский отдел народного образования), ф. 239 (Грязовецкое уездное земельное управление) и др. В ф. 1 Архива УФСБ России по Вологодской области имеются два архивных уголовных дела – П–6021 (1920 г.) и П–6405 (1937–1959 гг.), содержащие ценные документы (главным образом процессуальные), освещающие события, которые привели к закрытию Арсениева Комельского монастыря, а также последствия, наступившие для лиц, выступивших в защиту монастыря. Нельзя не отметить, что для данных документов характерны неполнота, фрагментарность, а подчас отсутствие должной объективности при изложении фактов и элементарные ошибки . Тем не менее именно эти источники в значительной степени позволили реконструировать ход закрытия Арсениева Комельского монастыря .

http://sedmitza.ru/lib/text/9906600/

За любовь к бедным и сиротам преподобный Корнилий много раз удостаивался благодатного видения преподобного Антония Великого (память 17 января), к которому питал особое благоговение и воздвиг в честь великого подвижника храм в своей обители. Строгость жизни святого возбудила ропот некоторых из братии, и преподобный Корнилий вынужден был оставить обитель и поселиться на Сурском озере, в 70 верстах от своего монастыря. Руины монастыря Некоторое время он подвизался и в Троице-Сергиевой Лавре. По ходатайству иноков Корнилиевой обители великий князь Василий Иванович убеждал преподобного вернуться в свою обитель. Подвижник повиновался и, возвратившись в свой монастырь, передал настоятельство своему ученику Лаврентию и затворился в своей келлии. Во время нападения татар на Вологодскую землю преподобный Корнилий, оберегая братию, вместе с ними удалился в Белозерский край. Скончался преподобный в возрасте 82 лет 19 мая 1537 года. Сразу же по кончине Господь прославил Своего угодника. От гроба покойного стали происходить многочисленные исцеления, увеличившие почитателей святого. Многие ученики преподобного Корнилия также прославились святостью жизни: преподобные Геннадий Любимоградский (память 23 января), Кирилл Новоезерский (память 4 февраля), Иродион Илозерский (память 28 сентября), Адриан Иошехонский (память 5 марта),Лаврентий и Кассиан Комельские (память 16 мая). святые мощи преподобных Кассиана Комельского, Вологодского и Лаврентия Комельского, учеников преподобного Корнилия Комельского, также покоились в этой обители. Имя преподобного Корнилия Комельского среди вологодских святых ранее почиталось в одном ряду с именами преподобных Кирилла Белозерского и Димитрия Прилуцкого. Житие преподобного составлено учеником его Нафанаилом в 1589 году. Имеются служба и похвала святому, сохранился Устав, написанный преподобным Корнилием (Устав издан: Архимандрит Амвросий, " История Российской иерархии " . Ч. IV. М., 1812, С. 661-704). Известность монастырю снискали не только многоцелебные мощи великого подвижника, но и святые источники преподобного Корнилия, минеральная вода из которых по своим целебным свойствам славилась на всю Россию. Святой источник преп. Корнилия Комельского

http://azbyka.ru/palomnik/Мощи_преподобн...

Воскресенский (мужской, ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Вологодской обл.; основан ок. 1371 прп. Димитрием Прилуцким и его учеником Пахомием, вскоре оставлен ими), Николаевский Святолуцкий (мужской, ныне с. Погост Лука Усть-Кубинского р-на Вологодской обл.; основан прп. Дионисием Глушицким и его учеником Пахомием в 1393, в 1479 приписан к Спасо-Каменному мон-рю), Глушицкий Леонтиев (женский, близ совр. дер. Покровское Сокольского р-на Вологодской обл.; основан в 1-й пол. XV в. прп. Дионисием Глушицким, дальнейшая история неизв.), Коптево-Сретенская Николаевская пуст. (мужская, на р. Великуша, ныне незаселенная местность близ дер. Анохино Грязовецкого р-на Вологодской обл.; основана не позднее 1481, с 1547 под упр. Корнилиево-Комельского мон-ря, официально приписана к нему в 1596), Николаевский Озадский (мужской, на Азатском оз., близ дер. Ватаманово Белозерского р-на Вологодской обл.; основан не позднее нач. XVI в.). Прекратившие существование в XVII в. (за исключением возрожденных впоследствии) Николаевская пуст. (мужская, в Судбищах на р. Шексне, ныне Череповецкий р-н Вологодской обл.; упом. со 2-й трети XV в., последнее упоминание под 1682, обращена в приходскую церковь), Николаевский с Клинска (Тёсовский) (мужской, близ. совр. пос. Тёсово-4 Лужского р-на Ленинградской обл.; упом. с кон. XV в., последнее упоминание под 1626), Успенский Тёсовский (мужской, ныне дер. Ям-Тёсово Лужского р-на Ленинградской обл.; впервые упом. в 1500, в 20-30-х гг. XVII в. упом. как пустой), Петропавловский особный (мужской, позднее женский, в совр. г. Белозерске Вологодской обл.; упом. с 1572, разорен в Смутное время, в 1620 обращен в приходскую церковь), Преображенский (мужской, на р. Пчевжа, в совр. Тихвинском р-не Ленинградской обл. (точное местоположение неизв.); упом. в 1577-1589), Середокоротный Стефановский (мужской, на р. Пчевжа, близ совр. дер. Белой Киришского р-на Ленинградской обл.; существовал в кон. XVI в.), Покрова Пресв. Богородицы Шухтовский (мужской, ныне с. Покров Череповецкого р-на Вологодской обл.; основан в 1603 прп. Сергием Шухтомским, после его смерти в 1609 запустел и был разорен), Благовещения Пресв. Богородицы (первоначально, вероятно, мужской, затем женский, в г. Устюжне Вологодской обл.; дата основания неизв., последнее упоминание под 1624). Прекратившие существование в 1764 г. (за исключением возрожденных впоследствии)

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010