Слово при вступлении в управление московскою паствою, говоренное в большом Успенском соборе, 26-го мая, 1868 года Источник Скачать epub pdf Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа! Так обыкновенно Апостолы, по заповеди Господней, приветствовали церкви, а по примеру их пастыри церквей приветствовали свои паствы, вступая с ними в духовное общение. По тому же закону и я, недостойнейший преемник их, дерзаю тем же словом приветствовать вас, братие, а отныне возлюбленные о Господе братие и чада, вступая в общение с вами. Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа! Но кто я, дерзающий восприять и слово и власть моих предшественников? Ученик отдаленнейшого времени, отдаленнейшого края и еще более в отдаленной стране проведший более половины своей жизни; не более как смиренный делатель малой нивы Христовой, учитель младенцев и младенствующих в вере. И такому ли наименьшему из делателей быть делателем винограда Христова великого, славного и древняго? И такому ли учителю поучать паству, из среды которой исходят во все концы России учители и наставники, и даже учители учителей? Правда, почти все это я мог бы сказать на всяком другом месте, куда бы я ни был переставлен; но здесь та особенность: после кого становлюсь я здесь? Кто мой предшественник, и кто я? Тут не может быть никакого сравнения. Или всякое сравнение будет далеко не в мою пользу, а некоторыя даже против меня. Я понимал всю тяжесть и горечь таких сравнений, – сравнений совершенно естественных, неизбежных и справедливых; это не то, что пересуды. Я понимал также всю высокость и трудность служения здесь; и потому мне надлежало бы, по крайней мере я мог бы уклоняться от сего, имея при том и видимую к тому причину. Но кто я, чтобы мне противиться Богу – Царю Небесному, без воли Коего и влас с главы нашей не падает? Кто я, чтобы мне противурещи Царю земному, сердце Коего в руце Божией? Нет, сказал я себе: пусть будет со мною, что угодно Господу; иду, куда повелено. И вот я пришел.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

— «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф.5.16) – пример личной благочестивой жизни строиться основа миссионерского служения и долгом каждого христианина. На этой основе — апостолат мирян. Уместно привести один пример. В 1910 году на миссионерском епархиальном съезде в Ташкенте встретились известный мулла и протестантский пастор. Пастор прочитал мулле Нагорную проповедь и спрашивает: “Хорошо?” — “Очень хорошо”, — ответил мулла. — “А почему же вы не обращаетесь к Христу?” — “Мы не обращаемся к Христу потому, что вы не живете по Его заповедям”, — ответил мулла. — делу священноапостольства служат благотворительные и иные формы социального служения, а также труды в образовательной и культурной сферах. Святитель Николай Японский вы разил это такими словами: «Вначале завоевать любовь и уважение, а затем нести людям Слово Божие» Ог ромный опыт подобного служения накоплен католиками и протестантами. Апостол Павел о том же говорит: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор.9.22). Этот завет первоверховного апостола ярко сумел во плотить святитель Иннокентий (Вениаминов). По зову Божиему он проехал тысячи километров с семьей и поселился в землянке на острове Уналашка вблизи Аляски среди алеутов. Он учил алеутов плотницкому делу, искусству каменщика, столяра, огородника, кузнеца, часовщика, затем составил азбуку, перевел Священное Писание, богослужение на алеутский язык и учил по составленным им   книгам и детей, и взрослых. Ему приходилось объезжать свою паству (около 20-ти из Алеутских островов) часто по океану в одиночку на байдарке, обтянутой кожей, он защищал их от произвола чиновников и купцов, учил вести добычу морских котиков так, чтобы их поголовье не сократилось, лечил алеутов и т.д. Неудивительно, что эти простые люди с детской доверчивостью и любовью ответили на подвиг его любв и, и через десять лет после начала миссии в этих местах не осталось ни одного человека, не принявшего православие.

http://pravmir.ru/chto-takoe-missionerst...

Теперь мы посмотрим на раскаяние блудного сына. Иисус Христос говорит, что блудный сын, мучась голодом, наконец пришел в себя т. е. начал обдумывать свое положение и, видя неминуемую беду свою, сказал: «Ах! сколько работников у отца моего с избытком довольствуются хлебом, а я здесь погибаю с голоду, что я буду делать? Идти к отцу моему – боюсь и стыжусь: я его оскорбил своеволием моим и посрамил его своим беспутным поведением. О! Я не стою называться сыном его! Но он? Он всегда отец мой. Я знаю его доброе сердце, итак, пойду к отцу моему и скажу ему: отец мой, я много согрешил пред Богом и пред тобою, и я столько виновен пред тобою, что уже не стою называться сыном твоим; но умилосердись надо мною, прими меня к себе за вину мою, но как работника, как наемника!..» Так говорил сам с собою блудный сын и так точно сделал. Вот пример истинного покаяния. Видите ли, как поступил обратившейся блудный сын? 1) Он пришел в себя, рассмотрел всю жизнь свою, одумался, очувствовался и увидел, что он потерял и погубил наследие доброго отца своего, что он оскорбил его своею дерзостью и огорчил его нежное сердце своим беспутным своеволием; и блудный Сын видел это и в полной мере восчувствовал свое преступление и вину свою, и начал скорбеть душою, не столько о том, что он терпит голод, но более о том, что прогневил и оскорбил своего доброго отца. Так и всякий человек всегда, а особенно находясь в огорчении или несчастии, должен прежде всего обратить внимание на состояние души своей, должен вдуматься и восчувствовать всю гнусность и великость грехов своих и сердечно скорбеть, жалеть и раскаиваться о том, что прогневал Бога, своего благого Отца. 2) Блудный сын восчувствовал всю великость вины своей, но не отчаивался в милости отца своего, и возымел на него твердую надежду, как на доброго отца и даже был уверен, что он примет его к себе. – Так, и всякий кающийся грешник никогда не должен отчаиваться в милости Божией, но должен верить и надеяться, что Бог простит все грехи его, сколь бы они ни были велики.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Часть вторая. Как Иисус Христос жил на земле, и что Он пострадал за нас Всякий человек должен исполнять закон Божий. Закон этот содержится в двух заповедях: первая – люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всею мыслию твоею и всею силою твоею; другая – люби ближнего твоего, как сам себя. Кто сколько исполнит это, тот столько получит и награды. Но нет, не было и не будет такого человека, который бы сии две заповеди исполнил в совершенной точности. Один только Иисус Христос исполнил их совершенно и без всякого недостатка. В этом отношении все святые, и даже великие святые люди, суть только как светильники; а Иисус Христос есть как солнце, во всем своем сиянии и блеске. И как человеку невозможно смотреть на солнце и описать его, так невозможно описать и всех добрых дел Иисуса Христа; и потому о жизни и добродетелях Его я скажу вам коротко, и только то, что можно видеть из Евангелия. Никакой человек, и даже никакой ангел, не любил столько Бога, сколько любил и любит Его Иисус Христос. Иисус Христос всегда молился Богу Отцу Своему, и особенно часто Он молился ночью и в уединении. Иисус Христос в каждый праздник, и особенно в Пасху, ходил в Иерусалимский храм, который был не близко от Его места жительства, в каждую субботу приходил туда, где собирались люди для молитвы и поучения. Иисус Христос всеми делами Своими всегда прославлял имя Божие, и тайно и пред людьми воздавал хвалу Богу. Иисус Христос во всю жизнь Свою истинно уважал, повиновался, почитал и любил Свою Матерь и Иосифа, мнимого отца Своего, и так же уважал начальников и старцев, и платил дань царю земному. Иисус Христос с полною охотою, безропотно и в точности, и со всем усердием и любовью исполнил Свое служение и Свое дело, на которое Он пришел в мир. Иисус Христос всякого человека любил, всякому желал добра, и всем делал благодеяния, и для истинного блаженства людей не пожалел жизни Своей. Иисус Христос с неизреченною кротостью и любовью переносил всякие обиды, не жаловался на Своих обидчиков и даже не гневался на самых явных врагов Своих, которые поносили Его, насмехались над Ним и хотели убить Его. Он мог бы одним Своим словом погубить и истребить всех врагов и недругов Своих; но Он этого не хотел, а напротив того, желал им всякого блага, благотворил им, молился за них, жалел и плакал о их погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Чрез несколько времени умнакские алеуты, приехав к нему в гости, увидели знакомые им вещи на одном мальчике и узнали чрез свою родницу, что эти вещи привез муж ее с моря. Расспросив все обстоятельства и, узнав об участи своих земляков, они, не сказав никому ни слова о том, что узнали эти вещи, уехали домой. Чрез несколько времени они опять приехали в гости к своему зятю и привезли ему в гостинцы парку самую нарядную. Выбрав удобное время, призывают к себе в барабору зятя их с женою и сыном, и дарят ему эту парку. Тот, не подозревая ничего, начал надевать ее на себя; но так как воротник у ней с намерением был сделан уже и несколько зашнурован, то он не мог скоро надеть ее. И в это самое время умнакцы, захвати его в парке, убили, но, впрочем, по долгом сопротивлении, потому что он был очень силен, и вместе с ним убили и сына его, который также по силам своим защищал отца своего. Сделав это, они тотчас уехали домой, взяв с собою свою родницу. Убитый же имел у себя родного брата-бойца, который в это время был в отлучке. По приезде своем тот, узнав об этом, положил намерение отомстить за смерть своего любимого брата, которого он так любил, что, сделав деревянную статую, похожую на него, одел ее паркою и держал у себя в каморе в память его. Спустя довольно долго времени он объявляет: что хочет ехать в поход на кадьякцев, – и к нему как храброму, много собралось охотников. Он объявляет об этом же и умнакским алеутам, из коих также весьма многие приняли его предложение. Местом сборища назначен был остров Тигалда, подле самого нынешнего селения. Но истинное намерение его было то, чтобы заманить умнакцев и убить их также изменнически. Это намерение его знали и его сообщники. И когда умнакцы приехали на Тигалду и расположились лагерем по берегу, тогда, по данному – условному знаку от предводителя, на них напали со всех сторон и убили всех до одного. И хотя умнакские алеуты узнали об участи своих земляков, но отмстить уже не успели, потому что пришли русские. Внешние войны алеутов были с аглегмютами и прочими жителями северной стороны Аляксы, особенно же с кадьякцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

В ходе работы по программе мы пришли к выводу о необходимости подготовки и издания библиографического указателя. В настоящее время рукопись указателя подготовлена (составитель Шишигина А.А., директор Республиканской библиотеки для слепых). При положительном решении финансирования по данной теме 8.1. – 55 она будет издана в 1996 году. 3. Работа в архивах Труды, дневники, путевые записки, письма Иннокентия (Вениаминова) были изданы в трех книгах «Творения Иннокентия, митрополита Московского» И.Г. Барсуковым в 1883–1901 гг. Материалы аляскинского периода (1823–1852 гг.) хранятся в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне. Это – приходские книги о. Уналашка, в которых зарегистрирована исходящая и входящая корреспонденция И. Вениаминова, его дневник и другие материалы. Они в 1993 году опубликованы на английском языке профессором Оксфордского университета, доктором С.А. Муссалимасом (Veniaminov I., 1993, Journals of Ioann Veniaminov in Alaska, 1823–1833, trans. J.Kissinger, RLHT). Большой интерес представляет «Инструкция иерею Иоанну Вениаминову, отправляемому в Северную Америку на остров Уналашка, по части обращения иноверных в христианскую веру», подписанная архиепископом Иркутским, Нерчинским и Якутским Михаилом в 1824 г. и опубликованная в книге проф. О.Д. Якимова «Человек из небытия» (Якутск, 1995). Что касается трудов, путевых записок, писем якутского периода, то она практически все еще не изучены и не опубликованы. Это в какой-то мере объясняется тем, что «во время пожара в Якутске на 24 февраля 1858 г. в Спасском монастыре сгорели кельи его (Иннокентия – Е.Ш.), и не успели спасти от огня его кабинет с книгами и бумагами. Все письма к нему, вместе с его дневником и со многими письменными документами, важными для изучения истории восточной окраины Азиатской и Амери­канской России, сделались жертвою пламени, как сам лично говорил нам, будучи митрополитом Московским» (И. Барсуков. С. 153). Вместе с тем в Национальном архиве Республики Саха (Якутия) в фондах Якутского духовного правления (ф. 225-и), Якутской духовной консистории (ф. 226-и), Якутского архиерейского дома (ф. 229-и), Камчатской духовной консистории (ф. 227-и) хранятся материалы, связанные с деятельностью Иннокентия (Вениаминова) в Якутской области, в том числе о назначении его членом Св. Синода, о поднесении к нему иконы святителя Иннокентия от жителей Якутска и т.д. Особый интерес представляют документы о деятельности комиссии по переводу и изданию духовных книг на якутский язык, о строительстве церквей и часовен в улусах и другие материалы, отражающие борьбу духовенства за искоренение языческих верований местных жителей и за утверждение новой православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Выходит в свет первая книга юбилейного собрания сочинений святителя Иннокентия (Вениаминова) 20.11.2012 Издательство Московской Патриархии выпускает в свет юбилейное собрание сочинений святителя Иннокентия (Вениаминова) — апостола Америки, просветителя северных народов. Первая книга проекта включает 1 и 2 тома. Выходящее в свет собрание сочинений — новый этап в истории издания трудов и писем святителя. Кроме ранее изданных, в него включены никогда не публиковавшиеся материалы — административные документы, размышления и письма, которые были обнаружены в результате кропотливой работы в многочисленных архивах. Труды, уже известные читателю по дореволюционным изданиям, публикуются в новой орфографии с комментариями, соответствующими современным научным данным. Это собрание сочинений нельзя назвать полным, потому что наследие святителя огромно и российские и зарубежные архивы еще не изучены в достаточной степени. Однако с уверенностью можно сказать, что оно является уникальным по количеству новых материалов, комментариев, иллюстраций и карт. Значительная часть текстов увидит свет впервые. Это материалы из архивов Москвы и Санкт-Петербурга: Отдела рукописей Российской государственной библиотеки, Отдела рукописей Российской национальной библиотеки, Российского государственного исторического архива Москвы, Архива внешней политики Российской империи, Российского государственного исторического архива, Российского государственного архива древних актов и др. Отдельным блоком в последнем томе собрания будут даны ранее не публиковавшиеся материалы из Отдела рукописей Библиотеки Конгресса США, а также материалы из Центрального архива ФСБ России о репрессированных потомках святителя Иннокентия. При составлении комментариев было уделено особое внимание сведениям из жизни флоры и фауны Северной Америки, устаревшим словам и терминам. Ряд комментариев посвящен великим ученым, церковным, военным и политическим деятелям, а также мореплавателям, за подвигами которых с глубочайшим интересом следило мировое сообщество в XVIII-XIX вв.

http://drevo-info.ru/news/14242.html

В Хабаровске начались мероприятия, посвященные 210-летию со дня рождения свт. Иннокентия Московского 31 мая 2007 г. 13:07 31 мая в актовом зале Хабаровской духовной семинарии состоялась научно-практическая конференция «Путь апостольского служения святителя Иннокентия (Вениаминова)», проводившаяся Хабаровской духовной семинарией в рамках общероссийского празднования 30-летия канонизации и 210-летия со дня рождения апостола Дальнего Востока. В конференции приняли участие архиепископ Верейский Евгений , ректор Московской духовной академии , председатель Учебного комитета при Священном Синоде ; архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк , ректор Хабаровской духовной семинарии; архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин ; епископ Якутский и Ленский Зосима ; губернатор Хабаровского края В.И. Ишаев; Председатель Законодательного собрания Законодательной думы Хабаровского края Ю.И. Оноприенко; преподаватели Московской духовной семинарии и академии, Хабаровской духовной семинарии, Владивостокского и Якутского духовных училищ, представители властных структур, научно-педагогического сообщества Хабаровского края, представители духовенства Хабаровской и других дальневосточных епархий, студенты Хабаровской духовной семинарии и светских вузов Хабаровска. Архиепископ Евгений передал собравшимся приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , в котором были отмечены высокий динамизм развития Хабаровской духовной семинарии, благодаря заслугам ректора семинарии, архиепископа Марка, и губернатора В.И. Ишаева, а также роль святителя Иннокентия в просвещении и освоении Дальнего Востока. Губернатор Хабаровского края В.И. Ишаев также отметил, что изучение жизненного пути святителя Иннокентия, который не только выполнял миссию архипастыря огромных дальневосточных территорий, но и исполнял важнейшие государственные задачи и сделал неоценимый вклад в изучении коренных народов Дальнего Востока, имеет для решения стратегических задач, стоящих перед руководителями властных структур Дальнего Востока, особое значение. На конференции прозвучали актуальные доклады об исторической роли святителя Иннокентия Московского в освоении Дальнего Востока России, а также о миссионерских традициях Дальнего Востока и практике современной церковной жизни. Несомненно, что благодаря значимости происходящих в связи с торжествами в честь святителя Иннокентия событий, Хабаровск становится столицей общероссийского празднования этих значимых в истории российского Дальнего Востока дат. «Православие на Дальнем Востоке» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/251523.htm...

Далее он учился в Иркутской духовной семинарии, отличался хорошей успеваемостью, был добрым товарищем. По внешности выделялся среди сверстников крупным ростом, полнотой. Характер имел малообщительный и молчаливый. У него была врожденная страсть к техническим знаниям. Ваня часто тайком убегал из семинарии к часовому мастеру, интересовался работой часового механизма. Еще будучи ребенком, он без посторонней помощи собрал для класса часы, детали к которым нашел на улице. Станок и колеса были сделаны им при помощи обломка ножа и шила, выброшенных семинарским экономом в мусорный ящик; циферблат — из обрывка бумаги, а стрелки — из лучин. Затем Ваня сделал для многих одноклассников карманные часы. По обычаям того времени ректор семинарии давал фамилии учащимся при окончании курса обучения сообразно их внешности и духовным качествам. Таким путем Ване Попову была присвоена фамилия Вениаминов, в память об иркутском епископе Вениамине, незадолго перед тем скончавшемся и отличавшемся при жизни величественной осанкой, спокойным характером. Молодого Вениаминова готовили к поступлению в духовную академию, но в те далекие времена семинаристам за год до окончания духовной семинарии разрешалось жениться при условии принятия священства. В период длительного весеннего ледохода на реке Ангаре ректор семинарии, живший в Иннокентиевском монастыре, оказался отрезанным от семинарии. Иван Вениаминов, не дожидаясь его возвращения, подал заместителю ректора прошение о разрешении на женитьбу, на что получил согласие. После женитьбы Иван Вениаминов был рукоположен в сан диакона в Благовещенской церкви. Это дало ему повод впоследствии шутя говорить, что Ангара решила его судьбу — ехать не в духовную академию, а в… Америку, так как ему пришлось жить со своей семьей в русских североамериканских владениях. Он научил местных жителей плотницкому, столярному, кузнечному и слесарному ремеслам, а также изготовлению кирпича, каменной кладке и часовому искусству. Изучив наречие местных народностей, энергичный пастырь Вениаминов перевел Евангелие и многие молитвы на язык североамериканских туземцев .

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

Таара рэин сахалыы тылбаастыырга, саха тылын рэтиигэ киэник биллибит миссионер, 1868–89 сс. Московскай уонна Коломенскай митрополит биллиилээх тыл рэхтэээ, этнограф Иннокентий Вениаминов буолар. 150-ча сыллааыта Саха сиригэр кэлэ сылдьан, саха тыла лбт-сппэт аналлааын т крн: «…господствующий язык в Якутской области есть якутский и не предвидится, чтобы якуты когда-нибудь переменили язык свой на русский…» – диэн суруйбута. Бу оорбут тмгттэн сиэттэрэн, кини таара кинигэлэрин сахалыы тылбаастыыр хайаан да наадатын ыйбыта уонна кэдин маны олоххо киллэрбитэ. Биллен турар, Иннокентий Вениаминов Саха сирин бары омуктара, ол инигэр нууччалар, сахалыы бэркэ билэллэрин эмиэ боломтоо ылбыта. Ол тунунан этиитин унун да буоллар ааааччыларга тиэрдэр кэрэхсэбиллээх: «Господствующий язык в Якутской области есть якутский, так что из 210 тыс. (жителей – Е.Ш.), едва ли найдется и 8000, которые бы не говорили или не понимали по-якутски; а совсем непонимающих не найти и 4000. Тунгусы и прочие имели или имеют свои языки; но юкагиры говорят по-русски, а тунгусы почти все говорят по-якутски, и большая часть из них уже и забыли свой природный язык, – и самые русские, крестьяне амгинские и другие забывают и уже очень многие забыли язык отцов своих; и даже из самых жителей Якутска, очень многие гораздо свободнее и охотнее говорят по-якутски, чем по-русски. Двухвековый опыт показал, что якуты, – несмотря на то, что в самих их улусных управлениях дела производятся на русском языке, и довольно многие читают сами русские молитвы и проч., при настоящем положении обстоятельств, никогда не переменят своего природного языка на русский, как это сделали камчадалы и юкагиры; напротив того заехавшие к ним русские волею и неволею принимают их язык». Иннокентий Вениаминов туруорсуутунан, кини салалтатынан 1857 с. Москваа «Священное Евангелие» сахалыы тылбаастанан тахсыбыта. Бу 52,5 см унуннаах, 34,5 см кэтиттээх, 7 см халынаах, 6 кг ордук ыйаауыннаах астык уонна сэдэх кинигэ П.А. Ойуунускай аатынан Литературнай музейга баар.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010