Содержание Глава I. Древнейшие предания о ростовских святынь в позднейшей литературной обработке Глава II. Древнейшие жития на севере Глава III. Киприан и Епифаний Глава IV. Пахомий Логофет Глава V. Русские подражания до Макарьевского времени Глава VI. Жития Макарьевского времени Глава VII. Перечень позднейших житий и редакций Глава VIII. Общие замечания Приложения I. Записка Иннокентия о последних днях учителя его Пафнутия Борсвского (к стр. 205) II. Слово иже во святых отца нашего Николы, о житьи его и о хожении его и о погребении (к стр. 218) III. Пророчество отца нашего Зосимы, начальника монастырю нашему (к стр. 203, примеч. 1) IV. Соборы о новых чудотворцах V. Сказание иг. Алексея к пастырю дому боголепного Преображения и преп. Аввы Геннадия (к стр. 303) VI. Чудо преп. Иона Ущельского 1655 г. (к стр. 341) VII. Дополнения     Для предупреждения требований, которым удовлетворить автор не мог и не думал, он находит нелишним объяснить происхождение своего труда. Он обратился к древнерусским житиям, как к самому обильному и свежему источнику для изучения одного факта древнерусской истории, участия монастырей в колонизации северо-восточной Руси. Чем более входил он в изучаемый материал, тем яснее становились для него два вывода: во-первых, этот источник далеко не так свеж и обилен, как о нем думают; во-вторых, его небогатым историческим содержанием нельзя воспользоваться без особого предварительного изучения его в полном объеме. Литературное однообразие житий давало возможность сделать нечто цельное из их обзора и разбора; необходимо было только распространить исследование и на те жития, которые ничего не давали для изучения означенного факта. Впрочем автор ограничился житиями, написанными в северо-восточной Руси, не коснувшись киевских. Первоначально автору представлялся другой план, не тот, какой проведен в исследовании: ему хотелось, не заставляя читателя присутствовать при отдельном разборе каждого жития, рассмотреть всю совокупность изучаемого материала сверху, разобрав его элементы литературные, историографические, культурные и т. п. Из такой работы вышла бы критическая история житий, которая уложилась бы на умеренном количестве печатных листов. Но в таком случае выводы исследования получили бы характер откровений, неизвестно на чем основанных, ибо большая часть материала лежит не описанной и не напечатанной в рукописных библиотеках. Это соображение указало другую более простую и скучную задачу, первоначальную очистку источника настолько, чтобы прагматик, обращаясь к нему, имел под руками предварительные сведения, которые помогли бы ему правильно воспользоваться житием. При такой задаче автор должен был обременить книгу приложениями и множеством. библиографических примечаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В 7-й кн. «Истории...» О. впервые в христ. лит-ре предлагает истолкование 10 егип. казней как прообраз наказаний, наложенных Богом на жителей Римской империи за 10 гонений на христиан (см.: Paschoud. 1980. P. 119-125). Так, 1-ю казнь, обращение воды в кровь, О. истолковывает как указание на кару за 1-е гонение при имп. Нероне , когда началось «кровопролитие как среди жителей Рима, так и на полях сражений»; жаб из 2-й казни О. понимает как указание на солдат имп. Домициана , к-рые, исполняя жестокие приказы императора, обрекли рим. граждан на голод и изгнание; мошкара из 3-й казни обозначает иудеев, долгое время живших после рассеяния незаметно и поднявших мятеж при имп. Траяне , и т. д. (см.: Oros. Hist. adv. pag. VII 27. 4-13). Блж. Августин, вероятно, после прочтения труда О., подверг критике такую экзегезу, но без упоминания ее автора: «…я не думаю, чтобы те события в Египте были прообразами гонений; хотя думающие так с видимой тонкостью и остроумием сопоставляют каждую казнь с каждым из гонений, но не по пророческому духу, а по догадке человеческого ума, который иногда доходит до истины, но иногда обманывается» ( Aug. De civ. Dei. XVIII 52). Аллегорическую экзегезу ВЗ О. использовал и при рассмотрении недавних событий, важнейшим из к-рых по историческому значению он считал падение Рима. Напр., О. сравнивает египтян, спасенных по милости Божией через прав. Иосифа от голода, но затем забывших об обстоятельствах спасения и превративших евреев в рабов, с язычниками-римлянами, к-рые также были спасены от мечей варваров благодаря заступничеству Иисуса Христа, однако отворачиваются от Него и подвергают хуле Христа и христиан (см.: Oros. Hist. adv. pag. I 8. 13-14). Прообраз падения Рима О. усматривает в разрушении Содома и Гоморры, а праведника Лота, спасенного из Содома, он соотносит с еп. Римским Иннокентием I, который Промыслом Божиим был уведен из Рима в Равенну (Ibid. VII 39. 2). Замысел блж. Августина предполагал, что сквозной темой «Истории...» О. станет демонстрация благополучия христ.

http://pravenc.ru/text/2581567.html

36). В католических семинариях изучение нравственного богословия имеет не меньшее значение, чем изучение богословия догматического, и даже, как мы упомянули, предпочитается ему, как средство прямое и более полезное для подготовки к апостольской деятельности. Серьёзностью отличается руководство итальянского кардинала Д’Аннибале; но самые распространённые руководства – книги иезуитов Лемкуль, Гури и Буччерони. Нравственное богословие в том виде, как оно преподаётся в семинариях, можно бы назвать наукой о грехах, и оно состоит часто из рассуждений и гипотез о тяжести того или другого греха, о дозволенности или непозволительности известных поступков. В своих попытках каталогизировать все аберрации страстей или нравственные заблуждения воли, моралисты запада привыкли входить в некоторые столь опасные подробности порока, что не малую часть их руководств можно читать только по латыни, а между тем эти тексты изучаются молодыми воспитанниками семинарий, ко­торых с таким старанием держат взаперти, далеко от света. Нравственное богословие римских семинарий требует тоже очищения, и это горячо советуется даже теми, которые считают его совершеннейшим произведением западных богословов. «При чтении руководств по нравственному богословию, пишет Гоган, мы часто бываем грустно поражены. Судьи не могут понять, что богослов считает позволенными некоторые действия, осужденные законом; чувство чести отвергает некоторые приёмы, дозволенные богословами, ревностные христиане удивляются, замечая в решениях моралистов как бы явное отречение от главных основ Евангелия; общественное мнение в некоторых случаях строже казуистов в осуждении зла». Некоторые определения католических моралистов относительно лжи, обещаний, клятвы, контрактов, причин, освобождающих от возвращения чужого и т. д., справедливо возбуждают возражения и навлекают справедливую критику на систему католической морали. Уже в XVII веке был предпринят труд очищения морали. Александр VII (1665 г.) осудил —501— 45 тезисов, выбранных из самых известных сочинений по нравственному богословию, а Иннокентий XI шестьдесят пять (1679).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В сказках алеутских повествуется, что на Амаке были жители: может быть, какие-нибудь удальцы и наездники. От Амака к W в 8 верстах, находится сивучий камень, с одной стороны низкий и покатый, а с другой утесистый и высокий; на нем плодятся сивучи. На Амак ехать с Аляксы можно всегда, лишь бы только возможно было отъехать от берега; потому что на Амаке всегда можно пристать: но с Амака на Аляксу можно ехать только тогда, когда в море нет никакой зыби. Один из русских, пренебрегший эту предосторожность, погиб со всеми пассажирами при берегах Аляксы. VII. Аляксинские острова Южная сторона Аляксы усеяна островами разной величины; число всех их с мелкими островками простирается более 60. Они разделяются на две большие группы: первую составляют Саннахские и прочие к NO острова, называемые (Название на местном наречии), а вторую– Шумагинские, (Название на местном наречии). Первая группа начинается островом Саннахом, лежащим под 54° 27» широты и 163° долготы, и оканчивается Павловскими островами, называемыми (Название на местном наречии). Вторая группа начинается Унгою, лежащею под 55° 20» широты и 160° долготы и простирается к востоку, оканчиваясь Семеновским островом. Острова, составляющее первую группу, разделяются на три особенные группы и известны под именем Саннахстх, Бельковстих и Павловских. Саннахские острова суть: Саннах, Икатак и прочие мелкие, называемые (Название на местном наречии) и соединяющиеся с Бельковскими. 1) Остров Саннах, алеутами называемый (Название на местном наречии), лежит против Иссанахского пролива и есть самый южнейший из всех Аляксинских островов. Длина его от О к W простирается до 20 верст, а ширина от 3 до 5. С северной стороны на нем находится несколько бухт, значительных из них три; средняя и западная могут быть гаванями. Остров Саннах вообще низок и изрыт множеством озер. На всем острове только две горы: одна, самая большая и круглая, находится почти на средине, а другая, невысокая и холмистая, на западном конце острова. Из множества речек и ручьев, вытекающих из озер и впадающих большею частью на полдень, многие весьма изобильны периодической рыбой.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Вследствие всего этого, произведения художества, как мы уже видели по памятникам скульптуры, стояли в Италии, в века, предшествовавшие эпохе возрождения, на очень низкой степени, и возрастающее значение папства не могло воскресить его. Этот факт может служить нам лучшим доказательством, что папы не участвовали в возрождении искусства в Италии; это движение вышло из народа, и главы западной церкви воспользовались им для возвышения католицизма. Некоторые из пап сделались покровителями искусства, но не они первоначально вызвали его к новой жизни. Художества не поднялись в Италии в благоприятные и, даже, славные, для папского владычества царствования Григория VII-ro (1073–1085) и Иннокентия III-ro (1198–1216), но остались на столь же низкой степени, как прежде, и, напротив, стояли уже очень высоко, когда папы Пий II, Юлий II, Лев Х и другие, сделались их покровителями. В века, предшествовавшие эпохе возрождения, искусство в Италии находилось ниже, чем в других западных странах. Следовало бы ожидать, что художественные способности, которыми так щедро наделены итальянцы, созерцание стольких памятников искусства, уцелевших от крушения классической цивилизации и традиции греко-римской культуры, не вполне заглохшие в образованных классах общества, должны были удержать искусство в Италии от такого глубокого падения. Но вышло противоположное, и в то время, когда во франко-германских странах, прежде в эпоху Карловингов, а потом в период готического полувозрождения, искусство пробудилось, стало представлять живых людей и в нем начали вырабатываться новые формы, в Италии – детски повторяли или совершенно грубые, варварские фигуры, или высохшие образы, обладающие отрицательными сторонами византийского стиля, но не имеющие его достоинств, а только его недостатки. Когда рассматриваешь фигуры римской мусивной живописи, как, например, мозаики церкви святого Марка в Риме, то невольно спрашиваешь себя, каким образом потомки людей, создавших столько прекрасных типов человеческой красоты, могли так далеко отойти от идеала своих предков и до такой степени потерять всякое понятие об изящном, чтобы изображать столь безобразные фигуры. Аскетическое направление, принятое христианством, и идеи греховности плоти, сделавшейся предметом презрения и ненависти, равно как и удаление от изучения натуры, не могут объяснить этого падения, потому что в Византии мы видим преобладание тех же принципов, не вызвавших, однако, такого глубокого упадка формы. Скорее, это происходит, вообще, от значительного понижения культуры и материального благосостояния в средневековой Италии. В произведениях искусства этой страны отражаются нравственные страдания общества того времени. Бедствия, которым оно подвергалось, его непрочное положение, его беспокойное состояние, должны были препятствовать тщательному исполнению художественных работ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1406 В так называемом „Геласиевом“ служебнике (м. б. VII века) ещё читаем: „в знаменование возлагает на них руку с сими словами“... следует речь о седьмичном даре Духа. И в так называемом чиновнике „Святого Аманда“, который, может быть, принадлежит к VIII веку, cap. IV: епископ (pontifex) касается рукой главы тех. В служебнике же „Григориевом“ (in Gregoriano): „поднявши руку свою над главами всех, говорит“ и проч. В обычном же понтификале: „тогда, простерши руки к конфирмуемым, говорит“ и т. д. 1407 „Жертва хвалы“, то есть – благодарственная (Eucharisticum) или мирная (по-английски: „thank-offering“ или „peace-offering“) имеет ту особенность от других жертв, что человек, её приносящий, согласно обряду, становится участником приношения вместе с Богом. Название заимствовано из древнего латинского перевода (см. Лионское Пятикнижие; Иеронимом оно передаётся так: „pro gratiarum actione oblatio“ или „hostia gratiarum“, Лев.7:12, 13 . Почему в нашей литургии то и другое соединяется: this our sacrifice of praise and thankgiving“. 1409 Эта молитва довольно мучила толкователей. Должно сравнить напр. Иннокентия III: de sacro altaris mysterio: V, 3; Беллярмина: de sacr. Euch, (de missa) lib. VI, 24; Ромзей: Sensus literalis rituum missae, art. XXX. Более древняя форма её является в (Псевдо-Амвросиевом) сочинении: de Sacramentis, IV, 6, § 27, где части читаются в обратном порядке. Пишется ещё „per manus Angelorum tuorum“. Прибавлена она к Римскому Правилу, по-видимому, во время Льва I, если правильно то, что сообщается в его Vita относительно слов „Sanctum sacrificium, immaculam hostiam“, от него присоединённых. Ср. serm. IV, 3, где о Мельхиседеке говорится: illius sacramenti immolans sacrificium, quod Rodemptor noster iu suo corpore et sanguine consecravit. 1410 См. Canones Hippolyti, изданные Гансом Ахелис в VI томе Texte und Untersuchungen Гебгарта и Гарнака (Лейпциг, 1891 р. 39–62). 1412 Древний Римский служебник, что касается молитв, мог быть составлен преимущественно из трёх книг, именно из так называемых „Leoniano“, „Gelasiano“ и „Gregoriano“. – Но только первая книга есть Римская без какой-либо иной окраски. Gelasianus введён был в Галлию в начале VIII в., а Gregorianus при Карле Великом, будучи перенесён папой Адрианом около 780 г. по Р. Х.: и та и другая книга заключают обряды Галликанские, смешанные с Римскими. Для познания же обрядов должны быть сравнены три „чиновника“, именно Мабиллона VIII и IX и так называемый „Святого Аманда“ чиновник, который учёным L. Duchesne напечатан в первый раз в Прибавлении к книге „Origines du culte ehretien“, изданной в Париже в 1889 году. Все эти чиновники имеют одинаковую простоту.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Известен также довольно поздний и компилятивный болгарский апокриф - «Слово Кырила Философа. Како увери боулгаре» (в научной традиции - «Солунская легенда», не ранее XII в.), в котором утверждалось, что ещё в конце VII в. греческий святой подвижник Кирилл Каппадокийский пытался распространить среди славян («бльгаръ») тридцатидвух- или тридцатипятибуквенное письмо (надо полагать, на основе греческого алфавита). Подобное предание существовало и у древних хорватов, которые были убеждены, что их алфавит - глаголицу - создал ещё в V в. святой Иероним Блаженный, епископ Стридонский (на этом в 1248 г. настаивал некий сенгский епископ в послании к папе Римскому Иннокентию IV). Таким образом, какой-то разновидностью письма славяне, несомненно, пользовались ещё в эпоху родоплеменного строя и язычества. Его наличие подтверждается археологическими материалами, например, древней славянской посудой, а также письменными свидетельствами, в частности, арабских писателей X в. Ибн-Фадлана, ель-Массуди, Ибн-ель-Недима или немецкого хрониста епископа Мерзебургского Титмара (976-1018). Однако все подобные знаки не поддаются расшифровке. «Неустроенное» письмо посредством греческих или латинских букв имело у славян, вероятно, более широкий диапазон употребления. Как бы то ни было, но все известные по древним источникам факты говорят по крайней мере о том, что славяне издревле испытывали потребность в письменности. И создание Константином Философом славянской азбуки в 863 г. всецело удовлетворило эту потребность. Владимир Михайлович КИРИЛЛИН http://www.russdom.ru/node/4969 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Далее, он отделывался от торжественных обязательств Сютрийского трактат 264 . Зная свое императорское ремесло, Гейнрих V во главе 30,000 человек и собрания юрисконсультов шел напомнить папе его обязательства, а на его отказы, приправленные молчанием, вошел в Рим со шпагою в руке и увез в Сабину связанных веревками папу и кардиналов. Абеляр робко выражал первый лепет общественного рассудка, умы жадно слушали его; но чтоб заглушить его голос, папство выставило против него монашеского трибуна, шумливого витию св. Бернарда». Раньше, в 1095 г. святейший престол употредил монаха Петра пустынника, чтоб подлить масла в огонь народной веры и вскипятить мирской котел пап, а в нем возродить их кредит, как волшебница Медея возродила в своем котле к новой жизни члены своего старого тестя. Подобным же образом и в 1147 г. это дело было поручено монаху, св. Бернарду, рьяному противнику Абеляра и он стал проповедовать всеобщее вооружение. Узнав на опыте, каковы конечные результаты этих воззваний, увидев, что они напрасно сеяли свои кости от Запада до Востока, народы остались глухи; Кондрад III и Людовик VII отозвались одни. Второй поход был не менее первого искуссным политиическим предприятием, так как он снова джоказал всем, что и в первом походе папство постыдно воспользовлось религиозным чувством верующих и оказалось в социальном смысле бессильным управлять в качестве верховной власти (Couvernement général) тем, над чем оно хотело властовать, и организовать движения, которым оно само дало толчек. Уже шесть лет прошло, как умер Абеляр, удрученный горестями, а шумливый и выскомерный ритор, противопоставленный ему политикой пап, св. Бернард, не приобрел ни мало популярности не смотря на обилие своих ораторских и чудотворных воззваний (?) (автор несправедлив к св. Бернарду). Ученик Абелляра Арнольд Брешанский, демагогический монах, но при этом итальянец, напрасно аытался разрушить в Риме клерикальное властительство пап. Иннокентий умер с горя в изгнании; Луций II хотел сопротивляться, римская демагогия побила его камнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Ни один всемирный завоеватель, ни Вавилонские и Персидские цари, ни Александр Македонский, ни Римские цезари, ни Чингис-Хан, ни Тамерлан, или Наполеон, не имели в своей власти и распоряжении и малой доли такого огромного числа людей. С такою объединенною громадою мы завоюем весь мир. Всех сопротивляющихся нам, если только такие смельчаки найдутся, мы уничтожим, сметем с лица земли. Затем соединенными силами двинемся на мир иноверный, нехристианский. Правда, в нём можно насчитать свыше миллиарда людей; тем не менее он не может оказать нам серьезного сопротивления. Он бессилен, так как не имеет образованности и распадается на множество чуждых одна другой и истребляющих одна другую групп. Не имеет он ни вещественного видимого центра, ни духовного принципа, которые объединяли бы рассеянные по лицу земли племена. Нет у него Вавилонской башни, около которой —34— сосредоточивались бы его помыслы и желания; нет у него и Нимрода, который мог бы воодушевить эти массы людей одною идеею и двинуть их к достижению одной цели, Язычников, мухаммедан, иудеев, всех обратим в католическую веру, и тогда исполнятся слова Христа: и будет одно стадо и один Пастырь ( Ин.10:16 ). Одно стадо – это все народы и племена земные, все человечество; один пастырь – это я, папа римский». И кто же питает такие замыслы? Кто не только питает их в сердце, но и провозглашает их всенародно, всемирно, обращаясь ко всем царям и народам земли? Не Григорий VII, Гильдебрандт, не Иннокентий III, или иной какой средневековый папа, которые обращались с императорами и королями, как господа с рабами, которые за ослушание своей воли имели силу отлучать от Церкви целые царства, которые могуществом превосходили всех царей земных, которые почти одним мановением руки воздвигали несметные полчища крестоносцев и приказывали вести их в далекую Палестину, на завоевание Иерусалима, на опасную борьбу со страшными тогда и могущественными Турками. Нет, так говорит папа Лeb XIII , Ватиканский узник, земельная собственность которого не превышает размерами имений крупного русского землевладельца, которому в лице его духовенства и его церкви оказывают намеренное неуважение, явное сопротивление и дерзкое противодействие правительства и народы даже стран, издавна бывших и доселе остающихся странами католическими, каковы Франция и сама Италия вместе с Римом, у которого в самих католических странах найдутся миллионы врагов, относящихся к нему и его духовенству и церкви то с обидным пренебрежением и презрением, то с злобными насмешками и наглыми ругательствами, либо ограничивающих права церкви и преимущества духовенства стеснительными законами, который много лет не показывается на улицах бывшей папской столицы, на улицах «своего города», вероятно из опасения, как бы уличные мальчишки, дети озлобленных врагов его, не стали бросать в него грязью. Папство низвержено с прежней высоты власти и могущества, а между тем папа смело обращается с речью

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3039 По-видимому в данном случае Иннокентий под никейскими канонами разумел сардикские, в это время на западе смешиваемые с никейскими. Hergenrpöther I, 42 anm. 3043 В Кесарии каппадокийской в это время занимал кафедру лютый враг Златоуста Фаретрий (Chrys. ер. 14 и 204 ср. Le Quien I, 373. 374), а в Ефест – Кастин (Pallad. р. 134 Le Quien I, 676. 677). 3046 Socr. VI, 20; Soz. VIII, 27; Pallad. 3 p. 33; 10 p. 95. по послед. месту πσης μηχανς τεχντης κατ το ωννου; Socr. 1. с. называт его νρ λαβς. 3056 Pichler, Geschichte der kirchliche Trennung zwiechen dem Orient und Occident von den ersten Anfängen bis zur üngsten Gegenwart. Münch. 1864. Bd. 1 S. 69. 3077 Socr. VII, 25. I. Hergenröther; Photius I, 45 Оспариваемая Тильмоном (Tillemont, Mem. XII p. 416) святость Аттика решительно доказана боландистами (см. Cuper, Hist. chron. Parergon III n. 163 sq. р. 33–37 Acta S. 8 Jan). 3082 Ср. Лепорский, История Фессалоникского экзархата до времени присоединения его к константинопольскому патриархату. СПБ. 1901 стр. 31. 3083 Сочинение Лепорского. История фессалоникского экзархата стр. 47 и сл. дает превосходную картину постепенного правового подчинения Иллирика римскому епископу, а также историю внутренней реорганизации викариата. 3085 Mansi VIII, 750. Etiam dudum, пишет Сириций к Анисию в своем послании, отправленном через Кандидиана, per Candidianum ер., qui nos praecessit ad Dominum, huius modi litteras dederamus, ut nulla licentia esset sine consensu tuo in Illyrico episcopos ordinare praesumere. 3086 Mansi VIII p. 750 D. Solicite agere te oportet, ne ut factum ees certatim in una ecclesia, dum ordinare praesumant indignos, veluti tres episcopos fecisse videantur. Ad omnem enim huius modi audatiam comprimendum vigilare debet instantia tua... ut vel ipse, si potes, vel quos judicaveris episcopos idoneos cum litteris dirigas dato consensu, qui possit in ejus locum, qui defunctus vel depositus fuerit, catholicum episcopum, et vita et moribus probatum, secundum Nicaenae Synodi statuta, vel ecclesiae Romanae clericum in clero meritum ordinare.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010