Зимой 1832–1833 гг. написал небольшую книжечку на алеутском языке – «Указание пути в Царствие Небесное», которая снискала большую популярность, была переведена на славянский и русский языки, выдержала 17 изданий. В 1858 г. была издана на якутском языке. Неутомимый, проницательный и умный наблюдатель, священник Вениаминов, не ограничился составлением грамматики алеутско-лисьевского языка и словаря из 1200 слов. Он оставил различные антропологические, этнографические, геогра­фические и метеорологические описания. В 1840 г. они были собраны в трехтомный труд «Записки об островах Уналашкинского отдела» и изданы в Санкт-Петербурге в 1840 г. Годом раньше в журнале «Сын отечества» (19) была опубликована его статья «Мифологические предания и суеверия колошей, обитающих на северо-западном берегу Америки». Несколько его статей было переведено на французский и немецкий языки. В 1846 г. в Санкт-Петербурге были изданы его труды: «Замечания о колошенском и кадьякском языках и отчасти о прочих российско-американских с присовокуплением Российско-колошенского словаря» и «Опыт грамматики алеутско-лисьевского языка», который в 1944 г. был переиздан под названием «Элементы алеутской грамматики». По мнению А.П. Окладникова «ни забота об охране среды, ни ботанические эксперименты не принесли Вениаминову такой широкой, поистине мировой известности, как его труды в области этнографии, лингвистики и фольклора. Они нашли поддержку и получили восторженную оценку современников. Значение трудов Вениами­нова заключалось в том, что он помогал ученым выйти за круг привычных представлений, основанных на изучении норм и законов языков. Исследования его открыли дверь в огромный непознанный мир языков Американского континента. И в этом заключалась их непреходящая ценность». (А.П. Окладников. Первопроходцы. с. 153). За свои научные достижения священник Вениаминов был избран членом- корреспондентом Российской Академии наук, в 1869 – Почетным членом Императорского Русского Географического общества. Его многочисленные труды, путевые записи, рапорты, письма и другие материалы были собраны и изданы его биографом И. Барсуковым в Московской Синодальной типографии в 1883–1901 гг. в 3-х книгах «Творения Иннокентия, Митрополита Московского». Во второй книге, изданной в 1887 г., были включены: «Записка о разных предметах, касающихся церквей по Якутской области», составленная в 1852 г. в г. Якутске и представленная 5 июня того же года генерал-губернатору, графу Н.Н. Муравьеву-Амурскому, и «Предположения о благоустройстве Камчатской епархии, по причислении к ней Якутской области» (1852 г.). В этих работах Вениаминов делает весьма интересные наблюдения и выводы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ужели Владыка Ваш не приехал? И очень возможное дело -вся надежда на Филиппеуса. Ежели он выехал, то поздравьте его от меня и передайте ему искренний поклон; а если еще нет, то ожидайте его не ранее февраля или последних января – ранее выехать трудно. Потрудитесь сказать поклоны всем, кто спросит обо мне. Здоровье мое не мешает мне делать свое дело. Затем прощайте. Господа, с Вами и со всеми, Вам вверенными. Ваш доброжелательный слуга Иннокентий, А. Камчатский Октября 20 дня 1865 г. Благовещенск Получил ли Иван Платонович лодку, на которой я путешествовал? Беда моя, если она не дошла до него, и за письмо его мне достанется, однако, и от него и от Алексея Яковлевича. При случае скажите, если еще не говорили от меня, Алексею Яковлевичу Шестакову, что сын его Николай способен к наукам и любит заниматься. Следовательно, из него будет толк, и, между тем, узнайте стороною, что он выставил отцу своему за провоз его мною до Житаловой, а мы не взяли с него ни копейки ни за что, т. е. ни за пищу, ни за провоз: первое мне стоит пустяков 8 р. 45 к., а последнее ничего. 386. Аполлону Давидовичу Лохвицкому. 3 ноября Ваше Превосходительство, Милостивый Государь 4 ! Честь имею свидетельствовать Вашему Превосходи­ тельству мою искреннюю благодарность, а в лице Вашем и всем почтеннейшим членам Якутского статистического комитета за честь, которою я почтен избранием меня в число почетных членов сего комитета, диплом на звание которого я имел удовольствие получить 29 октября, при отношении от 29 августа, за 152. Не могу не сожалеть, что я, при всем моем желании, не имею возможности быть полезным сему комитету столько, сколько бы я желал; но чтобы не быть и со всем бесполезным, имею честь препроводить при сем на расход по комитету двадцать рублей серебром. С истинным почтением и преданностию, имею честь быть Иннокентий, А. Камчатский Ноября 30 дня 1865 г. Благовещенск 387. Димитрию Васильевичу Хитрову. 06 ноября Возлюбленный мой о Господе Отец протоиерей Димитрий! Письмо Ваше от 28 августа дошло до меня 22 октября, на которое и отвечаю:

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Матушке игуменье вашей от меня поклон и благословение. По просьбе ее, я писал графу Шереметеву 245 . Не знаю, что будет; ответ от него я могу получить не ранее марта. Я, слава Богу, здоров. Ганя и его жена теперь живут на Амуре. Из Аяна от Кати, сестры твоей, жду письма на днях. Прощай! Господь с тобою. Отец твой Иннокентий, Архиепископ Камчатский. Ноября 3 дня 1853. Якутск. Письмо 137 Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! 246 С нынешнею почтою я доношу Св. Синоду о весьма важном для меня в настоящее время и при настоящих и предстояших обстоятельствах пожертвовании г. Марковым-Киренским купцом – и именно 3000 р. сер., и ходатайствую о награждении его золотою медалью. Сиятельнейший Граф, всепокорнейше прошу Вас, удостоить его просимой мною награды, ибо это, как я имел честь сказать и в донесении моем Св. Синоду, поощрит его к оказанию мне пособия и к напечатанию книг на якутском языке, а быть может, откроет сердца и карманы и других, имеющих состояние, а иначе.... Не скажу много,-мне стыдно будет встречаться с г. Марковым. С совершенным почтением и таковою же преданностью и в твердой надежде, что Ваше Сиятельство окажете просимую мною милость ему и еще более мне- честь имею быть Вашего Сиятельства покорнейшим слугою. Иннокентий, Архиепископ Камчатский. 3 декабря 1853. г. Яутск. Письмо 138 Милостивый Государь, Николай Емельянович . Простите меня, Бога ради, что я давно не писал Вам, тогда как я нахожусь к Вам ближе, чем когда-нибудь. Право, не было времени; да и теперь потому только нашлось время, что я сверх всяких моих рассчетов остался в Иркутске на два дня лишних, тогда как свита моя уже отправилась, и с нею многие мои вещи, а в числе их и письмо Ваше от марта, ушли, и потому не могу теперь подробно отвечать на оное; но во всяком считаю обязанностью благодарить Вас за письмо Ваше. О себе скажу только, что с 9-го января по 26 февраля я ездил по Якутской области и, совершив около 4000 верст, возвратился в Якутск. На 1-е марта выехав из Якутска, 17-го прибыл в Иркутск, где и нахожусь поныне; завтра намереваюсь выехать восвояси.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

б) Так как умножить число епархий ныне почти невозможно по недостатку денег, то, по мнению моему викариатства могли бы составить нечто вроде Епархий шестого разряда. Потому то я и сказал, что отношения викариев к епархиальным должны быть те же, какие были прежде между простым Епископом и Архиепископом. в) Дела меньшей важности, которых так много в Синоде, передать Архиепископам, которые с учреждением викариата в свою очередь большую часть дел своих могут передать викариям, и наконец, так сказать, заместить то расстояние, которое ныне находится между Архиереями и священниками, викариями. Но простите, Бога ради, что я Вас утомляю таким предметом, который, конечно, никогда не осуществится, о котором и я сам готов не говорить никому ни слова. Поручая себя молитвам Вашего Высокопреосвященства, имею честь быть с сыновнею преданностью и любовью Вашего Высокопреосвященства, Милостивого Архипастыря и Отца, нижайший послушник Иннокентий, Архиепископ Камчатский. Ноября 29 дня. 1857г. СПБ. PS. Вчера мы с о. Парфением обедали у Государя Наследника. На днях получил я письмо с Амура от невестки своей с приложением письма, писанного ей мужем ее (протоиереем Вениаминовым) с реки Амгунь, что он окрестил из туземцев (по 1 июля) всего 102 человека и думает ехать еще далее. Это еще первое на Амуре событие такого рода. Слава и благодарение Господу. Благословите, Владыко, трудящегося и помяните в молитвах его и его труды. 16 декабря 1857 года, Преосвященный Иннокентий, вследствие накопившихся Камчатских и Амурских дел, стал ходатайствовать об увольнении его обратно в свою епархию и по этому поводу подал в Св. Синод прошение следующего содержания: «Государю Императору благоугодно было в 28 день сего года Высочайше повелеть вызвать меня для присутствования в Св. Синоде. Главное и, можно сказать, единственное для ближайшего участия моего при обсуждении предположений моих по предмету устройства и управления вверенной мне Епархии. А как дело это я считаю со своей стороны оконченным, ибо я не полагаю уже, чтобы от меня потребовалось еще что-нибудь касательно упомянутого предмета, что я готов пояснить и на бумаге, если угодно будет Святейшему Синоду. А между тем, если я пропущу зимний путь, удобнейший для проезда в Сибирь, то я должен буду дожидаться здесь уже летнего пути. А отправясь летом, я уже не застану на Амуре первоотходящего судна в Камчатку, где мне необходимо быть по многим делам и обстоятельствам. Ибо с 1852 года я там не бывал. Пропустивши же случай быть в Камчатке наступающего лета, я должен буду ехать туда не ранее, как уже летом 1859 года, т. е. целым годом позже.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Архив Пн О новом издании трудов святителя Иннокентия, митрополита Московского 25 ноября 2012 г. 15:04 В рамках празднования Дней Республики Саха (Якутия) в Москве Издательство Московской Патриархии выпустило первые три тома собрания сочинений и писем святителя Иннокентия (Вениаминова), просветителя Америки и Сибири. Издание приурочено к 380-летию вхождения Якутии в состав Российского государства, 215-летию со дня рождения свт. Иннокентия и 35-летию со дня его канонизации. О проекте рассказывает Ж.П. Григорьева, заведующая отделом научно-богословских изданий Издательства Московской Патриархии. — Жанна Павловна, что связывает святителя Иннокентия, митрополита Московского, и Якутию? — Митрополитом Московским свт. Иннокентий стал лишь на склоне лет, в 1867 г., после кончины свт. Филарета (Дроздова). А до этого он отдал 16 лет своей жизни служению в русских колониях в Северной Америке — на Алеутских островах и острове Ситха (ныне — остров Баранова, штат Аляска). Затем в сане епископа (с 1850 г. — архиепископа) Камчатского, Курильского и Алеутского служил на кафедре, территория которой включала Восточную Сибирь, Камчатку, Курильские острова и владения Российской империи в Северной Америке. Именно свт. Иннокентий хлопотал об устройстве сначала Якутского викариатства, а затем и основания отдельной Якутской кафедры. Просвещению якутского народа свт. Иннокентий отдал много времени и сил. Лично объезжал огромные территории этого края, и якуты отвечали ему безусловным уважением и любовью. При нем были осуществлены переводы литургических текстов на якутский язык, а день первого богослужения на родном языке — 19 июля 1859 г. — стал для якутов национальным праздником. Преемство святителя продолжилось — под руководством нынешнего якутского архиерея владыки Романа (Лукина) осуществлен перевод всей Божественной литургии на якутский язык. Надо сказать, что идея издания трудов свт. Иннокентия принадлежит епископу Якутскому и Ленскому Зосиме (Давыдову) , который скончался в 2010 г. Ему посвящено это издание. Средства на собрание сочинений по поручению президента Якутии Е.А. Борисова выделили представители делового сообщества региона.

http://patriarchia.ru/db/text/2610064.ht...

Святитель Иннокентий (Вениаминов): «Первое и действительное приготовление… есть молитва, которая одна может отверзать источник высших наставлений». Святитель Иннокентий, митрополит Московский, апостол Сибири и Америки Святой Иннокентий, апостол Аляски , составил целый свод рекомендаций для миссионеров. Вот что он пишет: «Первое и действительное приготовление к сему есть молитва, которая одна может отверзать источник высших наставлений и низводит благословение на всякое благоначинание и дело; а потому всегда, и особенно пред всякой беседой с неведующими, которых желаешь просветить словом истины, обращайся к Богу с теплой молитвой» . Это действительно необходимо. И отец Даниил Сысоев говорил, что дело миссии должно предваряться, сопровождаться и завершаться молитвой. Стоит обратить внимание на слова святого Иннокентия о том, что молитва открывает источник высших научений. Это очень важно для миссионера. Когда мне доводится читать лекции о миссии, нередко слушатели спрашивают: «Каковы методики разговора с мусульманином, сектантом или атеистом? Что сказать им, чтобы обратить их?» Люди верят, что есть некие волшебные слова, некий универсальный ключ ко всем атеистам или ко всем мусульманам. Нужно только узнать и выучить, а затем при встрече с неверным просто произнести – и тут же мусульманин записывается на крещение, а сектант на чин присоединения. Это большое заблуждение. Нет таких волшебных слов. Нет универсальных методик по обращению кого-либо. Каждый человек индивидуален, и то, что тронет сердце одного, оставит совершенно равнодушным другого. Как же узнать, что именно нужно сказать данному конкретному человеку? Только Бог может это открыть. А мы не узнаем, если не будем просить Его о вразумлении. Господь сказал: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7: 7). Когда начнем усердно молиться, Господь нам может открыть именно те слова, которые сейчас нужно сказать этому человеку. Если в данный момент действительно нужны слова. В Туве был случай, когда миссионеры на протяжении месяцев разговаривали с одной семьей сектантов, они каждый раз пытались им что-нибудь сообщить, и всё было бесплодно. На очередной встрече миссионеры, не сговариваясь, решили в этот раз просто послушать тувинцев. Те долго рассказывали про свою непростую жизнь, а в конце вдруг сами сказали: «Мы готовы креститься в Православие. Скажите, что требуется для этого?» И вся семья – все пять человек крестились и стали хорошими прихожанами. Конкретно этим людям для обращения нужно было просто чтобы их сочувственно выслушали. Как такие вещи можно узнать? Только если Господь вразумит.

http://pravoslavie.ru/71941.html

Arhiva La Khabarovsk va avea loc conferina interregional „Inochentii (Veniaminov) - marele om al Orientului Îndeprtat” 9 septembrie 2020 17:37 6 ноября 2020 года в Хабаровске пройдет Межрегиональная научно-практическая конференция «Иннокентий (Вениаминов) — великий дальневосточник». Организаторы мероприятия — АНО «Дети и взрослые», Дальневосточная государственная научная библиотека, кафедра педагогики Педагогического института Тихоокеанского государственного университета, Хабаровская епархия и Хабаровская духовная семинария при поддержке Фонда президентских грантов. Для участия приглашаются ученые, исследователи, преподаватели, аспиранты, студенты, учителя, представители правительственных, деловых и общественных организаций. Конференция пройдет в рамках проекта «Иннокентий (Вениаминов) — великий дальневосточник» — победителя второго конкурса президентских грантов 2019 года. Цель конференции — привлечь внимание российской и международной общественности, представителей науки, образовательных структур, бизнеса, органов власти и СМИ к исследованию и популяризации деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) — ученого-гуманиста, этнографа, лингвиста, механика, художника, дипломата, политика, государственного деятеля, активного участника освоения берегов Тихого океана, Русской Америки, дальневосточных земель и Приамурья. Направления работы конференции: Желающим принять участие в конференции необходимо до 15 октября выслать заявку и тексты статей на электронный адрес: albgrig.dolgan@mail.ru. На пленарном заседании (с очным участием) планируется подвести итоги работы конференции, будут выдаваться электронные сертификаты участия. Также возможно заочное участие. Материалы конференции будут опубликованы в электронном сборнике (включен в РИНЦ). Публикация сборника намечена на октябрь-ноябрь с.г. Наиболее интересные материалы будут опубликованы на сайтах АНО «Дети и взрослые» и «Дальний Восток России» . Участие в конференции бесплатное. Более подробная информация, контакты организаторов, а также требования к оформлению статей опубликованы на сайте Приамурской митрополии . По материалам сайта Приамурской митрополии Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5689373...

2124 В доношении комиссии св. Синоду читается о мощах: «Власы на главе вниз от шапки по обе стороны, також и на браде, изруса мало с подседию, целы и невредимы суть, а под шапкою, коя (коея?) опушка иршица (опушка меховая) ко лбу пристала, имеется ли, узнать нельзя, глава же от выи в составе значится мало отстало, уповательно от тяжести насыпавшейся земли (на гроб святителя) и щору (щебня); губы исподняя и верхняя и хрящ у носа и лице землею взято, составы же всего того в виду целы и един от другого не отлучены ни мало; отвалились руки, сложенные на персех, правая цела и жилы видны целы, а левая в составе в локте отделилась и жилы, кои суть видны, пресеклись, да у правой же руки у четырех перстов, – у указательного, да у великосреднего и подле его сущего и у мизинца по два состава переломились, из коих один и с ногтем имеется, и оные во особенном серебряном ковчежце положены; у ног голени и в коленах составы такоже видны, жилы целы, а тела на них не оказуется, а на протчих составах, а потом на бедрах, по части не имеется, у него (его?) ножных стоп кости кои (иные?) отделились, а голени не истлели»… В заключительном своем отзыве комиссия говорит о мощах, что «по части на некоторых составах неистленное тело, а по части и многия оказуются кости». 2125 Мощи святителя Иннокентия осматривала в Январе – Марте 1801-го года комиссия, состоявшая из епископа Иркутского Вениамина Багрянского и из викария Казанского, после епископа Пермского, Иустина Вишневского. Краткие сведения о том, что найдено было комиссией по осмотру, сообщаются в указе св. Синода от 1-го Декабря 1804-го года, которым мощи Иннокентия оглашаются за совершенные святые мощи, 2126 и именно состоят в следующем: —106— помянутые епископы с другими приглашенными людьми «осмотр нетленному епископа Иннокентия телу произвели с должным вниманием и осторожностью; по которому открылось, что глава, грудь, ребра, спина и ноги, все в целости и с плотью, точию присохшею, от коих происходит благовонный запах, мощам свойственный и многими ощущаемый».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С глубочайшим уважением и совершенною преданностью честь имею быть Вашего Сиятельства покорнейшим слугою Иннокентий, Архиепископ Камчатский. Сентября 26 дня 1853 г. Якутск. Письмо 134 Милостивый Государь, Андрей Николаевич! Приношу Вам искреннейшую благодарность за письмо Ваше от 10 мая 1853 г., а паче за Ваше расположение ко мне недостойному. Теперь я нахожусь в Якутске, где намерен пробыть не менее двух лет сряду. В Якутск я приехал 11 сентября; 27 вступил в служебное общение с Якутскою паствою. Спешу поделиться с Вами моею радостью, потому что Вы подали мне мысль начать это дело. Книги священные и церковные, которые я предполагал прошедшего года перевести на якутский язык, почти уже все переведены и поступили на рассмотрение. Слава Богу! Я ныне же пишу в Святейший Синод и прошу разрешения: продолжать-ли работу переводов, ибо если не дозволено будете употреблять якутские переводы в церквах, то нет надобности много спешить и продолжать работу. Помогите, Бога ради, нам в этом деле Вашим влиянием и советами, и чтобы это дело решено было как можно скорее. Более писать теперь еще ничего не имею, ибо за дела еще не принимался за неполучением Якутским Духовным Правлением официального предписания относиться впредь ко мне. Вероятно, на будущей почте (около 16 числа) получится. Прощайте, не забывайте меня в Ваших молитвах. С искреннею любовью и преданностью честь имею быть Ваш покорнейший слуга Иннокентий, Архиепископ Камчатский. 9 октября 1853. Якутск. Письмо 135 Ваше Высокоблагородие, Возлюбленный мой Бернгард Васильевич! 241 Ну, хорошо, что Вы теперь занимаете такую должность, где Вы можете принести много пользы; а если-бы не это, то я бы, знаете-ли, как Вас назвал. Я ехал из Америки с распростертыми руками, чтобы обнять Вас в Якутске, где Вы обещались (помните, в Аяне!) зарыться в Якутской области для того, чтобы устроить Аянскую дорогу.-Но не тут-то было. Вы удрали из Якутска еще прошедшего лета. Но это бы еще ничего;– но говорят, что Вы пойдете губернаторствовать в Енисейск-значит Якутская область не поживится от Вас ни каплею Вашей деятельности. Следовательно, и я могу быть уже в праве, если не разлюбить Вас это невозможно,-то любить уже по-аптекарски: через час по пилюле. Но шутки в сторону, ужели в самом деле Вы уезжаете в Красноярск? Если это правда, то сделайте милость, сколько только будет зависеть от Вас- постараться о том, чтобы Аянская дорога была тележною. – Подстрекайте г. Соловьева. Он, говорят, хочет завести пароход на Лене, а без Аянокой дороги он будет мало полезен.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Если не получу прямого повеления остаться в Азии, то чрез 5–6 дней отправлюсь в Америку.-Сын мой 215 воротился из Ситхи, слава и благодарение Богу,таким же, каким ушел, только с некоторою опытностью. Теперь пошел он на время на Амур, и, возвратись оттуда, возьмет свою жену и пойдет на постоянное прожитие. Знаю, что и Вы порадуетесь этой моей радости. Жена его та же, что была и при мне, до поездки в Якутск, относительно настроения своей души, но поопытнее. О! мой возлюбленнейший Андрей Николаевич! Я так счастлив, так счастлив ими, что каждый час благодарю моего Господа за них. Примите их в Ваши молитвы, да пребудут они всегда таковыми. А старший мой сын, Иннокентий, догрезил – в ссылке в Томске и в тюрьме на 2 года. Одно меня утешает, как пишет о. Иероним, несчастие его пробудило в нем чувство раскаяния. Если это правда, то слава и благодарение Господу! Прощайте. Да воздаст Вам Господь за любовь Вашу ко мне! Примите уверение, что и я до гроба буду любить и уважать Вас. Ваш усердный слуга, Иннокентий, Архиепископ Камчатский. июля 23 дня 1852. Аянский Порт. Письмо 123 Письмо первое. Господи благослови! Возлюбленный мой о Господе Отец Димитрий! 216 Письмо Ваше (тоже первое) от 11 июня дошло до меня 28 вечером. Благодарю Вас за оное. Перестаньте ожидать с нетерпением-ждите с терпением окончания известного дела. Можно думать, что в С.-Петербурге, узнавши что я ушел в Америку, прямо отложат дело до возвращения моего. Это весьма статочно. Одно, что может подвинут это дело, есть то, что говорить, Киевский Владыка подал на покой, а Иркутская молва садит туда своего Владыку, если это сбудется; то при назначена новаго Архипастыря в Иркутск волею и неволею должны будут сделать по новым предположениям.-Но так как все это основывается на мыльных пузырях, т. е. на молве, следовательно, надобно думать и делать на других основаниях. С нынешнею-же почтою я получил письмо от Петербургского Муравьева 217 – письмо, в коем он, между прочим, дает мне совет- дабы не терялось напрасно время-поручить благонадежному человеку переводы книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010