2) Телеграммы Турецкого Министерства Внутренних Дел от 15/27 января 1891 г. Иерусалимскому Губернатору: Е. В. Султан, утвердив мнения Государственного Совета и Совета Министров, разрешил записать на имя французского Правительства один участок с пещерою, ныне записанный на имя Г. Патримонио, бывшего Французского Консула, находящийся около стен Иерусалима. Примечание. Эта пещера есть известная Гробница Царей Иудейских. В заключение я считаю долгом прибавить, что, по мнению здешних властей, от поземельного налога освобождена только одна из наших недвижимостей, а именно «Старые Постройки». За прочие недвижимости мы налогов не платили и не платим, на них насчитывают недоимки. Поэтому необходимо, чтобы в Султанском Ирадэ для перевода всех недвижимостей на имя Российского Правительства было заявлено, что за прошлое время с них не надо требовать недоимок и что в будущем они освобождаются от всех поземельных налогов и податей. Было бы очень полезно обратить внимание Порты на то, что Старые Постройки уже признаны Султанским Ирадэ собственностью Императорского Правительства и благотворительным учреждением. Это, по моему мнению, ослабило бы впечатление, которое может быть произведено большими размерами всех наших недвижимостей, взятых в совокупности. По разрешении этого вопроса в принципе, Порта обратится за проверкою и справками сюда, и тогда надо будет внимательно следить за ходом этого дела здесь. Вот всё, что имею честь доложить Вашему Высокопревосходительству по вопросу о переводе на имя Императорского Правительства недвижимой собственности, находящейся в округе вверенного моему управлению Генерального Консульства и принадлежавшей бывшей Палестинской Комиссии. Сделанные мною по этому поводу расходы очень невелики, а именно 796 франков 5 сант., но их можно было бы вычесть из суммы, предполагаемой к затрате в Константинополе по этому вопросу. Остальные 4 недвижимости, о которых упоминает отношение Императорского Православного Палестинского Общества от 23 ноября 1892 г., 1231 (а именно: 9 – два участка в Назарете, – один участок в Кайфе и 11 – один участок в селе Туране), находятся в округе Бейрутского Генерального Консульства. Поэтому и вследствие предписания Вашего Высокопревосходительства ко мне от 27 июля 1894 г., 718, и приложенного к нему списка с предписания Императорского Посольства Императорскому Генеральному Консульству в Бейруте от 25 июля 1894 г. 712, я, рассмотрев дело здесь, обратился за помощью и разъяснениями к д. с. с. Петковичу 1 февраля с. г., 83.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Как Вы изволите усмотреть, все произведенные Вами нештатные расходы по месту у св. Марии Магдалины нами приняты, но буду просить Вас на будущее время, буде возможно, не предпринимать таковых, предварительно не предварив о сем Общество. За тем остается относительно ограды не оконченным только участок, окружающий мусульманский клин, вдающийся в место. Имеете ли Вы надежду его приобрести, конечно, на наши средства, если да, то, конечно, незачем строить ограду, если же нет, то нужно подумать об окончании ограды. Ничего не пишу Вам о 170 фр[анках], неправильно удержанных «Лионским Кредитом» при выдаче Вам денег в апреле текущего года, потому что деньги эти, как я получил здесь уведомление, Вами получены. Что же касается до 150 р[ублей] з[олотом], то полагаю, глубокоуважаемый отец архимандрит, что Вы едва ли имеете право от них отказываться; Вы можете не принимать их как плату за наем помещения для школы, но не можете отказываться от приема их от Палестинского Общества на нужды Духовной Миссии. Не получил я еще ответа Вашего на мое слезное прошение от 22 августа с. г. за 860 и, вновь подтверждая его, буду просить не отказать мне в Вашем, я надеюсь, благосклонном ответе. Испрашивая Вашего благословения и поручая себя заступничеству священных молитв Ваших, остаюсь сердечно Вас уважающий В. Хитрово Архив РДМ, п. 39, д. 734. 2 л. 559. Письмо секретаря Императорского Православного Палестинского Общества В.Н. Хитрово к архимандриту Александру С.-Петербург 26 октября 1900 г. Подлинник Ваше Высокопреподобие глубокоуважаемый отец архимандрит, Почтенное письмо Ваше от 22 минувшего сентября за 172 имел я искреннее удовольствие получить и приношу Вашему Высокопреподобию сердечную благодарность за то сочувственное внимание, которое Вам угодно было оказать Обществу согласием дать помещение в доме вверенной Вам Духовной Миссии для расширения нашей Иерусалимской школы. Бесспорно, если высказанные Вашим Высокопреподобием при этом пожелания безусловно неизменимы, то нам придется им подчиниться и принять их к руководству и исполнению, но так как время еще несколько терпит, то я решаюсь представить на Ваше благоусмотрение некоторые соображения, которые Ваше Высокопреподобие, может быть, примете к благосклонному рассмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Новый поворот событий на рубеже 1980 – 1990-х гг. был связан с восстановлением дипломатических отношений СССР с государством Израиль и изменением традиционной для советского периода внешнеполитической концепции. 25 мая 1992 г. Президиум Верховного Совета Российской Федерации принял постановление восстановить историческое имя Императорского Православного Палестинского Общества и рекомендовал правительству принять необходимые меры по практическому восстановлению и возвращению ИППО его имущества и прав. 14 мая 1993 г. председатель Совета Министров – Правительства Российской Федерации В.С. Черномырдин подписал следующее распоряжение: «Поручить МИДу России провести с участием Госкомимущества России переговоры с израильской стороной о восстановлении права собственности Российской Федерации на здание Сергиевского подворья (г. Иерусалим) и соответствующий земельный участок». На протяжении пятнадцати лет с того времени руководство ИППО совместно с Министерством иностранных дел не прекращало усилий по возвращению Сергиевского подворья. В апреле 2005 г. Сергиевское подворье во время визита в Израиль посетил Президент РФ В.В. Путин. Президент заявил о необходимости его возвращения в российскую собственность и дал соответствующее поручение Министерству иностранных дел. ...14 июня 2007 г. в Москве состоялось торжественное собрание, посвященное 125-летию Императорского Православного Палестинского Общества. В собрании приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, почетные члены ИППО министр иностранных дел РФ С.В. Лавров и мэр Москвы Ю.М. Лужков. Председателем ИППО был избран председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин. «Россия всегда защищала свои интересы на международной арене и всегда помнила, что мир на Земле зависит и от ее присутствия на Православном Востоке, в Святой Земле» – таков был один из главных тезисов в выступлении нового председателя. Вопрос о возвращении Палестинского Общества и России на Ближний Восток сдвинулся наконец с мертвой точки. 28 декабря 2008 г. более чем полувековая борьба за возвращение Сергиевского подворья завершилась подписанием акта о перерегистрации подворья на имя Российской Федерации. Сегодня здание в лесах. Огромный объем ремонтных и реставрационных работ будет завершен к 2014 году. Палестинское Общество планирует открыть здесь многоцелевой Русский Научный Центр, в состав которого войдут сохранившиеся архив и библиотека подворья. Прогулка по Западному Иерусалиму

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Русская духовная миссия (РДМ) развернула свою деятельность на К. и в Хайфе позже. В 1906-1907 гг. начальник РДМ архим. Леонид (Сенцов) приобрел на Назаретской ул. в Хайфе 2 смежных участка земли общей площадью 3712 кв. м. В 1911 г. здесь было построено 2 дома для размещения паломников (до 500 чел.), направлявшихся в Назарет и Тивериаду, и основано подворье РДМ, получившее к 300-летию Дома Романовых с разрешения правительства и Святейшего Синода почетное наименование «Романовское». В 1922 г., после смерти архим. Леонида (1918), участок был перерегистрирован властями Британского мандата на РДМ. Создание нового подворья вызвало соперничество и борьбу за паломников между РДМ и ИППО. Как докладывал Совету ИППО управляющий рус. подворьями в Палестине П. И. Ряжский, «в Хайфе Общество давно имеет подворье имени полковника Сперанского, которое вполне удовлетворяло небольшому числу паломников, посещавших этот город (около 200 в год). Миссия на той же улице и против ворот подворья Общества приобрела небольшой и крайне неудобный участок земли, затем постепенно его расширила за счет соседей с крупными издержками и, построив новое подворье, отдало его в заведование монастырской послушницы». На примере ситуации с Хайфским подворьем Ряжский сделал вывод, что «если Миссия позволит себя увлечь, в ущерб своим прямым задачам, на путь устройства и умножения по разным городам Палестины, даже не имеющим священного значения, гостиниц и подворий… разрозненные действия двух учреждений неизбежно поведут к непроизводительной трате русских сил и народных денег» (О взаимоотношениях Императорского Православного Палестинского Общества и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Докладная записка заведующего Русскими подворьями в Иерусалиме П. И. Ряжского в Совет Императорского Православного Палестинского Общества. Петроград, 11 мая 1916 г.//АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 592а. Л. 40-51). В ситуацию сочла необходимым вмешаться вел. кнг. Елисавета Феодоровна , председатель ИППО. Вел. княгиня писала архим. Леониду 4 сент. 1913 г.: «Вы отлично сознаете значение Палестинского Общества, и, думаю, не можете сомневаться, как дорого мне это дело. Тем более меня поразило, когда, следя за работой Общества, мне пришлось натолкнуться на некоторые случаи в вашей деятельности, которые на меня произвели впечатление, как будто они направлены против нас (т. е. против ИППО.- Авт.). Простите, если Я откровенно выскажу Вам мой взгляд. Я огорчилась, узнав, что Миссия построила подворья там, где существуют наши, как, например, в Кайфе. Мы должны утвердиться в Кайфе, как в пункте будущего сосредоточения управления всем паломническим движением по Галилее. Я очень жалею, что именно там Вы купили землю и строите подворье рядом с нашим. Я опасаюсь, что через это обострятся отношения» (Там же. Л. 25-26).

http://pravenc.ru/text/1681107.html

Мы назвали лишь главный научный труд А. А. Дмитриевского , составивший славу ему и русской литургической науке. Полный список книг и статей учёного включает более двухсот публикаций по самым разным церковно-историческим и богословским проблемам 18 . В последнее время предпринимаются усилия по изданию неопубликованных, хотя вполне готовых к печати трудов учёного 19 . К их числу относится и предлагаемая читателю монография «Архимандрит Леонид (Кавелин) – третий начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме». Рукопись органично входит в ряд многочисленных научно-биографических публикаций А. А. Дмитриевского о русских деятелях в Иерусалиме и на православном Востоке 20 . По происхождению – это большой неопубликованный раздел из известной монографии «Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века» 21 . Рукопись была обнаружена покойным протоиереем о. Анатолием Просвирниным (впоследствии архимандритом Иннокентием) во время работы над научным наследием архимандрита Леонида (Кавелина) 22 . Отец Иннокентий надеялся опубликовать рукопись и успел проделать первоначальную работу по подготовке её к печати. Но издание не состоялось. В 1997 году иеромонах (ныне игумен) Сергий (Данков) предложил рукопись для публикации в подготовлявшемся тогда юбилейном сборнике «Богословских трудов», посвящённом 150-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Но по соображениям объёма публикацию пришлось отложить до настоящего выпуска. На творческую историю рукописи проливает свет хранящаяся в Архиве внешней политики Российской Империи переписка А. А. Дмитриевского с членами Совета ИППО в связи с работой над упомянутой исторической запиской «Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века» 23 . Глубокий и вдумчивый исследователь, А. А. Дмитриевский считал, что историю деятельности непосредственно Палестинского Общества необходимо должно предварить не менее подробной историей правительственных и церковных учреждений, предшествовавших появлению Общества в Святой Земле: Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, возникшей в 1847 году; Палестинского Комитета, созданного в 1859 году; и Палестинской Комиссии при Азиатском департаменте МИДа, существовавшей в 1864–1889 гг. Руководители Совета Общества торопили историка, опасаясь, что разраставшаяся по хронологии и объёму рукопись не будет окончена к сроку. Скажем сразу, что так оно и случилось: история Палестинского Общества была доведена А. А. Дмитриевским лишь до 1889 г. – времени его слияния с Палестинской Комиссией. Наиболее существенным для истории нашей рукописи является письмо А. А. Дмитриевского вице-председателю Общества Н. М. Аничкову от 15 мая 1906 г. 24 , которое по его важности мы рискуем, несмотря на объём, воспроизвести здесь полностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В заключение я считаю необходимым упомянуть и об остальных участках. Но с ними ничего не надо делать: 13 и 31 – ничтожны, а 41 (в деревне Кана-ель-Джалили, недалеко от Назарета), 43 (так называемое «место с колоннами», близ Тивериады) и 44 (так называемое «место с горячими ключами», близ Тивериады) – надо считать для нас утраченными. Два последних исключены из списка наших недвижимостей на основании отношения г. Обер-Прокурора Священного Синода от 26 апреля 1896 г. 9107, приложенного к предписанию Императорского Посольства от 20 января 1898 г. 42. Общий характер недвижимостей IV разряда есть тот, что при покупке этих участков о. Антонин и прочие лица хотя и очень часто нарушали формальности, но вместе с тем они купили их от их действительных и законных владельцев и уплатили за них сполна. Поэтому мне кажется возможным пригласить Губернатора обратить своё главное внимание на эту внутреннюю сторону вопроса. С глубочайшим и проч. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/7, д. 24, л. 100–103. 75. Отношение совета Императорского православного палестинского общества в Азиатский департамент МИД С.-Петербург, 5 апреля 1899 г. Копия. Императорский Генеральный Консул в Бейруте в донесении своём Императорскому Послу в Константинополе от 20-го февраля с. г., 65, обязательно сообщённом Департаментом к сведению Совета Императорского Православного Палестинского Общества, возбуждает, между прочим, вопрос о двух земельных участках, лежащих на берегу Тивериадского озера и приобретённых некогда покойным архимандритом Антонином. Признавая их весьма важными как в религиозном, так и в историческом отношениях, Д. С. С. Лишин ссылается на письмо своё к Помощнику Председателя Общества от 16 декабря 1898 г., 298, в котором он находит весьма полезным восстановить Русское владение, хотя для этого придётся много хлопотать и сделать значительные денежные затраты, которые многократно окупятся впоследствии. Оба эти участка, известные под именем «место с колоннами» и «место горячих ключей», по имевшимся документам составляли 4943 кв. с. (2 дес. 143 кв. с.), а в действительности 23 100 кв. с. (9 1/2 дес.), за которые покойным архимандритом было уплачено всего 826 фр. По словесной ноте Порты в Императорское Посольство от 6/18 августа 1888 г. 903/62/39, Турецкое Правительство сообщило, что продажа обоих этих участков не записана в актовые книги, самые участки эти не могут быть проданы, как казённые земли (мири), документы по ним подскоблены и два виноватых чиновника отданы под суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вице-председатель Общества Ф. П. Корнилов от 1 декабря 1884 г. за 685 по этому поводу писал следующее: «Общее собрание Православного Палестинского Общества в заседании 18 минувшего октября, в видах распространения сведений об Обществе и усиления материальных средств оного, постановило: ходатайствовать о предоставлении Обществу права открывать свои отделы в городах Империи. Совет Православного Палестинского Общества, составив на сем основании проект дополнительных статей к Высочайше утвержденному 8 мая 1882 г. уставу Общества, имеет честь представить означенный проект дополнения устава на благоусмотрение Вашего Превосходительства, покорнейше испрашивая Вашего распоряжения об утверждении оного в установленном порядке». 7 марта 1885 года К. П. Победоносцев уведомил Совет Общества, что «Государь Император, по всеподданнейшему докладу, во 2 день текущего марта Высочайше соизволил утвердить составленный Советом Православного Палестинского Общества проект дополнительных статей к уставу сего Общества относительно открытия и действий отделов Общества». 25 марта заслушано было сообщение обер-прокурора, и все уполномоченные Общества оповещены о последовавшем Высочайшем утверждении отделов циркулярами, а публика – через газеты «Правительственный Вестник», «Свет» и «Церковно-Общественный Вестник». Все указанные нами меры бесспорно имели важное значение как для популярности Общества, так и для привлечения денежных средств в кассу его. Популярность Общества настолько возрасла, что в «денежном отношении» еще в 1883 г., «паче ожидания», 143 оно «перевалило» за 30 тысяч. Жертвователями явились не только высокопоставленные лица и именитое купечество, но даже и целые крестьянские общества. Так в 1885 г. сход крестьян Подберезской волости Новгородской губернии, пожертвовал в Общество 30 р. и обязался вносить ежегодно по копейке с души, что составит в год 33 р. 77 к., а в 1886 г. эти же крестьяне увеличили свои пожертвования до 2 к. с души. В число членов записывались даже лица иудейского вероисповедания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

V. Недвижимости, поступившие в заведывание Императорского Православного Палестинского Общества не от бывшей Палестинской Комиссии 19. Документы на участок на Масличной горе, на котором построены на средства Императорской Семьи странноприимница и храм во имя Св. Марии Магдалины, в память в Бозе почившей Государыни Императрицы Марии Александровны. Размеры согласно плану – 10.112 кв. м (в описи выставлено ошибочно 11.960 кв. м). Приблизительная стоимость (вместе с постройками) 402.260 фр. 20 и 21. Два документа на два участка в дер. Бейт-Джала, близ Вифлеема. На них находятся дома для русской школы и для служащих. Размеры обоих по описи – 9.000 кв. м, а по расчёту г. Хитрово – 14.640 кв. м. Приблизительная стоимость (вместе с постройками) – 157.800 фр. Участок 16 навсегда освобождён от уплаты недоимок, а также налогов или податей в будущем. Но участки 26 и 27 освобождены только от уплаты недоимок. Что же касается налогов или податей, то за них неизбежно надо ежегодно платить 200 пиастров (=45 1/8 фр.), внося их Турецкому Правительству чрез Генеральное Консульство. VI. Недвижимость, принадлежащая Императорскому Правительству вследствие заявления г. Статс-Секретаря Мансурова 22. Участок этот, смежный с участком под 6, находится на Мамилле, близ больших русских построек. Размеры – 3.677 кв. м. Приблизительная стоимость – 33.000 фр. Он освобождён навсегда от уплаты недоимок, а также налогов и податей в будущем. Самое удобное, что можно было бы с ним сделать, – это передать его в заведывание Императорского Православного Палестинского Общества, испросив на это Высочайший Указ, так как г. Мансуров письмом на имя г. Министра Иностранных Дел от 6 февраля 1896 года заявил о его принадлежности Правительству. Таким образом, на сей раз Императорское Посольство перевело на имя Правительства 168.647,78 кв. м приблизительно стоимостью в 5.820.000 франков с ежегодною платою 81 фр. Вышеизложенные подлинники надо, по моему мнению, передать на хранение тем Центральным Управлениям, в ведении коих состоят или будут состоять упомянутые недвижимости с просьбою сообщить о размере ежегодной платы своим представителям на месте и прибавить, что о произведённых по этому делу расходах им будет сообщено по сведении всех счетов и что для Посольства и для Генерального Консульства в Иерусалиме с этих документов сделаны списки и переводы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вот текст Высочайше утверждённого Государем доклада. 1. Состоящую при Азиатском департаменте Министерства Иностранных Дел Палестинскую Комиссию закрыть, передав её обязанности, дела и капиталы в заведывание Совета Православного Палестинского Общества. 2. В устав Православного Палестинского Общества включить взамен ныне существующих в нём правил: а. Православному Палестинскому Обществу присвояется название Императорское. б. Вице-Председатель Общества и представители в Совете оного от ведомств Святейшего Синода и Министерства Иностранных Дел назначаются по представлению Председателя, Высочайшею волею. в. Ежегодные смета и отчёт Общества вносятся через Председателя на Высочайшее Его Императорского Величества воззрение. г. Дела, передаваемые Совету Православного Палестинского Общества и доныне находившиеся в ведении Палестинской Комиссии, не подлежат обсуждению Общего Собрания Общества. На этом докладе Государь написал: «Исполнить. 24 марта 1889 г.», и, таким образом, Палестинская Комиссия закрыта и все её дела и обязанности переданы нам. Как Вы видите, существенное, с Божией помощью, сделано, но не скрою, что в этой бочке мёду вложено не малое количество ложек дёгтю, извлечь которые будет заключать в себе предстоящую нам обязанность. Прежде всего общее наше положение не столько здесь, сколько в Иерусалиме, изменяется в следующем существенно: из обвинителей мы делаемся осуждёнными. До настоящего времени мы постоянно твердили об одном: Палестинская Комиссия ничего не делает, агенты её в Иерусалиме ниже всякой критики, порядки невозможны. Палестинская Комиссия и её агенты (консул, Клементьев и tanti quanti), во-первых, представляли из себя официальных лиц, а во-вторых, могли не особенно обращать, как таковые, внимание на все нападки. Иное положение занимаем мы. Нам, очевидно, не простят ни одной ошибки и каждую таковую будут вздувать в преступление. Ныне, когда паломница бежала жаловаться на смотрительницу, кому могла она это сделать – консулу, а консул определил смотрительницу, значит, косвенно за неё отвечает, и жалоба на неё есть жалоба на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Между тем история русского духовного и политического присутствия на Ближнем Востоке еще не написана. Тому были свои причины. В пределах Иерусалимского и Антиохийского православных патриархатов русское влияние и способы проникновения носили преимущественно церковный и церковно-политический характер. Такая институциональная двойственность до самого недавнего времени мешала как светским, так и церковным авторам объективно осмыслить и представить события. Светским историкам, особенно советского времени (хотя в известной степени это утверждение справедливо и для авторов дореволюционных), тема представлялась сугубо конфессиональной, «излишне» церковной. Историкам церковным, напротив, во многом препятствовал именно «конфессиональный» момент, заставлявший опускать или приглушать противоречия как канонического свойства (между Русской, Иерусалимской и другими автокефальными Православными церквами), так и внутриполитического (между государственными и синодальными структурами, между духовными идеалами и экономическими и геостратегическими реальностями). Противоречия того и другого характера в полной мере проявились в середине Х1Х-начале XX в. в русской политике на Востоке. Только этим можно, пожалуй, объяснить тот факт, что за долгие послеоктябрьские десятилетия истории Православного Палестинского общества, Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и других подобных учреждений посвящены были в лучшем случае краткие юбилейные заметки в соответствующих выпусках «Палестинского сборника» 1 . Ситуация изменилась лишь в самые последние годы. В Петербурге, в историко-архивных византологических изданиях появилось несколько статей, связанных с данной темой 2 . В «Историческом вестнике» опубликована большая работа К.Н. Юзбашяна по истории Императорского Православного Палестинского общества (в советское время – Российское Палестинское общество при АН СССР; с 1992 г. восстановлено историческое название. Далее ИППО) 3 . Ученый секретарь его Петербургского отделения Е.Н. Мещерская с соавторами представила обзор русских археологических раскопок в Святой Земле 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010