И еще один аргумент — это возраст захоронения, датирующийся XI или XII веком. С учетом всех этих параметров мы вполне можем считать, что эти мощи действительно принадлежат Илье Муромцу». Профессор Михайличенко вспоминает, что сам процесс исследования произвел на него тогда неизгладимое впечатление: «Это был уникальный научный материал, никому не приходилось работать с подобным. Кроме того, всегда считалось, что эти мощи — фальсификация, но оказалось, что былины были основаны на реальных событиях». Другой важной особенностью исследований он называет слаженную работу коллектива ученых: «Мы приходили в лавру два раза в неделю. Работалось очень легко и с воодушевлением, можно даже сказать с удовольствием», — вспоминает он. — Думаю, что лаврские монахи сказали бы, что Печерские святые помогают вам в этом исследовании своими молитвами, — замечаю я Борису Михайловичу. — Может быть, — отвечает он. Что правда, а что ложь? Но даже если научно доказано, что данные останки из лавры принадлежат древнему русскому воину, откуда мы знаем, что это именно былинный Илья Муромец? И даже если это он, то, может, Церковь просто использовала популярность этого народного героя, чтобы увеличить собственный авторитет? С точки зрения науки главным аргументом прежде всего являются исторические упоминания о том, что в Печерском монастыре хранятся мощи Ильи Муромца. Первые такие свидетельства относятся к рубежу XVI–XVII веков. Так, в изданной в 1638 году книге инока Афанасия Кальнофойского «Тератургима» среди святых Печерской обители упоминается «святой монах Илья, которого напрасно люд простой Чоботком зовет». А в путевом дневнике немецкого дипломата Эриха Лясоты, который в 1594 году посещал Киев, встречаем два других интересных замечания. Одно — о Софийском соборе: «С внешней стороны церкви была гробница Ильи Моровлина. Он был знатный герой, или, как говорят, богатырь. Рассказывают о нем много басен. Гробница эта ныне разрушена». Другое — о мощах в подземельях Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка. Говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог. И так как второпях он не мог схватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, которого еще не надел, и им одолел всех, от чего и получил такое прозвище». Интересно, что «настоящего великана» видел в той же пещере десятью годами ранее Лясоты купец Мартин Груневег… Причину, по которой, в отличие от Лясоты, инок Афанасий отрицает тождество Ильи и Чоботка, историки видят либо в путанице у самого Лясоты, либо в возможном перенесении мощей богатыря из Софийского собора в Печерский монастырь. Мощи святого Илии Муромского, хранимые в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Фото иеродиакона Василия (Новикова)

http://foma.ru/prepodobnyij-iliya-muroms...

Крещение Руси и эпоха св. равноап. кн. Владимира стали ядром обширного былинного цикла, в основании которого лежат достоверные исторические события и личности. Главными действующими лицами киевских былин являются богатыри-воины, защищающие Святую Русь от посягательств иноверцев. Центральной фигурой этого цикла, да и всего русского эпоса, стал Илья Муромец. Его мощи вплоть до революции почивали нетленно в ближней Антониевой пещере Киево-Печерской лавры. Первые исторические свидетельства о почитании преподобного Илии Муромца относятся к к. XVI в. Известно, что сперва его мощи находились в гробнице при Софийском соборе, а потом были перенесены в лаврские пещеры. Перенесение, вероятно, произошло в том же XVI в., поэтому житие древнего подвижника не попало в знаменитый Киево-Печерский патерик, составление которого относится к XIII в. В 1594 австрийский посол Эрих Лассота, проезжая через Киев, видел остатки разрушенной гробницы богатыря и его мощи в пещерах. Когда в 1661 в Киеве готовилось первое печатное издание патерика (оно было иллюстрированным), печерским черноризцем Илией была вырезана иконная гравюра – образ его небесного покровителя, прп. Илии Муромца. У другого печерского монаха – Афанасия Кальнофойского, соратника киевского митр. Петра Могилы , в книге «Тератургим» – ее он написал в 1638, указано, что прп. Илия Муромец жил за 450 лет до того. Сохранились свидетельства путешественников, еще в XVI в. видевших эти нетленные мощи. Настоятель собора Василия Блаженного о.      Иоанн Лукьянов, посетив Киев проездом на пути в Иерусалим в 1701, так описывает мощи преподобного: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке; а правая его рука изображена крестное знамение». Сознание религиозного содержания его бранных подвигов – особого пути православного служения – пронизывает все былины. В одной из них, в частности, говорится: «Прилетала невидима сила ангельска и взимала-то его со добра коня, и заносила во пещеры во Киевски, и тут старый преставился, и поныне его мощи нетленныя». В другой былине перенесение прп. Илии в Киево-Печерский монастырь происходит после того, как во время паломничества в Константинополь он находит на дороге дивный крест, под которым спрятано великое сокровище – серебро и злато. Сокровища преподобный жертвует кн. Владимиру на строительство храма, а сам чудесным образом переносится в лавру, где по его успении остаются нетленные мощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотелось бы все же напомнить молодому зрителю, на которого рассчитана трилогия, о ком собственно в ней идет речь. И что, видимо, теперь надолго останется за кадром, т.к. в ближайшие годы обращаться к теме богатырей, видимо, никто уже не станет… Итак. У былинных богатырей есть вполне реальные исторические прототипы. Герой первого по времени выпуска - Алёша Попович считается фольклорным отображением образа суздальского боярина Александра (Олеши) Поповича, служившего верой и правдой князю Всеволоду Большое Гнездо и его сыну Константину. После смерти Константина (1218 г.) в результате междоусобной распри с братом Юрием, Александр отъехал к великому князю киевскому Мстиславу Старому и погиб вместе с ним в битве при Калке (1223 г.), когда русские князья, объединившись с половцами, пытались остановить шествие монгольских орд. Добрыня Никитич, герой второй части трилогии, имеет прототипа в лице родного дяди (брата матери) князя Владимира Святого, сыгравшего столь важную роль в его вокняжении и последующем правлении. Интересна точка зрения русского историка XIX в. Д.И. Прозоровского, считавшего Добрыню и Малушу (последнюю жену Святослава и мать Владимира) детьми древлянского князя Мала, восставшего в 945 г. против Игоря и наказанного затем Ольгой за убийство мужа - пленением, заточением (под именем Малко Любчанина) и рабством детей. Прозоровский увидел в этом объяснение странной для сына рабыни («робичича») судьбы Владимира, получившего в конце концов удел (Великий Новгород) наравне с законными сыновьями Святослава - Ярополком и Олегом. Как известно, дети от многочисленных княжеских наложниц на удельное наследство никогда не претендовали. И никогда бы не признали новгородские бояре власть Добрыни, бывшего регентом при малолетнем Владимире, если бы он был рабского, а не равного им, происхождения. Прототипом же главного русского богатыря, Ильи Муромца, считается муромский силач Чоботок, принявший монашество в Киево-Печерской Лавре с именем Илии (XII в.). В 1643 г. он был прославлен Церковью как Преподобный Илия Муромец. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей Преподобного Илии. При росте 177 см (поистине богатырском для тех времен) у Ильи Муромца были обнаружены признаки заболевания позвоночника (согласно былинам богатырь был недвижим от рождения до 33 лет) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти стал удар острого орудия (копья или меча) в грудь, смерть наступила в возрасте около 40 -55 лет. Предположительно Илья Муромец погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславовичем в 1204 г., когда Киево-Печерская Лавра была разгромлена половецкими союзниками Рюрика. Они перепутали Добрыню с Бэтменом

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Святые и святыни казачества. Доктор культурологии, профессор Первого казачьего университета Н.Е. Шафажинская передача.1 25.10.2018 22:02 Участники: Н.Е. Шафажинская, доктор наук, профессор МГУТУ им. Разумовского Казаки, как люди православные, почитают всех святых, поминаемых Русской Православной церковью. Но есть святые, особо связанные с казачеством и особо же чтимые казаками. Это прежде всего святой Георгий Победоносец - покровитель всех российских воинов не может не почитаться казаками. Мужественный военачальник римского императора Диоклетиана открыто исповедовал христианство, за что был подвергнут тяжким восьмидневным пыткам и обезглавлен. Святого Георгия чтят на Руси со времен Ярослава Мудрого.К числу казачьих святых по праву относят Илью Муромца, былинного героя - защитника Земли Русской. Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память его по церковному календарю - 19 декабря (1 января по новому стилю). Нетленные мощи его покоятся в лаврских пещерах. Илья Муромец был канонизирован еще в 1643 году, и русское воинство сразу признало святого богатыря своим покровителем.Пусть казачество как такового в годы жизни Ильи не существовало – так что с того? Каждый, кто хотя бы в детстве читал былины об Илье Муромце, согласится, что фактически он был предтечей казаков, охраняя границы святой Руси от басурманских набегов. Кстати, в советском издании былин упоминается, что излечили Илью от паралича некие «калики перехожие». Но если взять дореволюционное издание былин, становится ясно, что святого подняли на ноги отнюдь не безвестные «калики», а сам Иисус Христос, сопровождаемый двумя апостолами. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2018/10/25/22-0...

«Судя по тому, что до XIX века сохранялась деревянная доска для внесения гравированного изображения святого Илии в печатный “Киево-Печерский патерик”, лаврские иноки еще b XVII веке предполагали составить житие подвижника. Но гравюра так и не вошла в книгу: вероятно, столкнувшись со скудостью надежных известий, иноки отложили составление жития до будущих времен», — считает Владислав Дятлов. Другими словами, почитание Ильи как святого началось в позднее Средневековье, когда Церковь имела огромнейшее влияние на население и не нуждалась в народных героях в числе своих святых. Поэтому незачем было усиливать свое влияние, если оно и так велико. Откуда родом Муромец? В древних книгах Илья называется по-разному: то Муромцем, то Муравленином, то Муровлином. Кандидат географических наук Сергей Хведченя, написавший книгу об Илье Муромце, объясняет разницу в прозвищах святого богатыря тем, что Илья на самом деле родом не из Мурома, а из Черниговского княжества — из города Моровийска (который впервые упоминается в летописях в 1139 году). Кстати, в Козелецком районе нынешней Черниговской области и сегодня существует село Моровск. Сергей Хведченя напоминает, что в некоторых былинах Илья слушает заутреню в церкви родного города, а вечерню — в стольном граде Киеве. Расстояние от нынешнего Моровска до Киева — примерно 90 километров, тогда как от Мурома — около 1 500 километров. По этой логике, Илья, скорее всего, родился на территории современной Черниговской области. Однако такая гипотеза о родине Ильи разделяется далеко не всеми историками. Хведченя по этому поводу замечает: честь быть родиной нашего Геракла оспаривается разными городами, как и в случае с самим греческим героем. Научная датировка возраста Ильи Муромца По словам профессора Михайличенко, датировка останков была осуществлена с помощью аминокислотного анализа: «У живых людей аминокислоты находятся b L-фopмe, а как только наступает смерть, L-фopмa переходит b D-фopмy — это явление называется аминокислотной рацимизацией. Чем больше времени прошло после наступления смерти, тем больше в объекте будет D-фopм и меньше L-фopм. По коэффициенту соотношения сравнивают указанные формы аминокислот и по специальной таблице определяется давность объекта. Этот общепризнанный метод широко используется во всем мире.

http://foma.ru/prepodobnyij-iliya-muroms...

Иисус Навин, XVI в. до P. X., святой, праотец, преемник Моисея- Боговидца, после смерти которого стал вождем израильского народа. По преданию через него Господь явил множество чудес: при нем были разрушены стены Иерихона, он с израильским народом посуху перешел Иордан, Иисус Навин видел Архистратига Михаила и др. Заповедав хранить Закон Моисеев, мирно отошел ко Господу в возрасте 110 лет. Все эти события изложены в Библии в Книге Иисуса Навина 160 Иисус Христос (Иисус из Назарета), Мессия, предсказанный в Ветхом Завете, Сын Божий, который взял на себя грехи людей, умер за них, а затем воскрес из мертвых. О Его жизни рассказывают четыре канонических текста из Нового Завета Библии – Евангелия от Марка, Матфея, Луки и Иоанна, которые были Его ближайшими учениками 38–40, 46, 50, 51, 55, 56, 59–61, 63–67, 75, 77, 84, 90, 93, 94, 98,111,126,150,186 Илия, святой пророк. Его жизнь описана в Ветхом Завете в книгах: 3-й и 4-й Царств, Премудрости Иисуса, сына Сирахова (48:1–15), 1-й Маккавейской (2: 58). За свою пламенную ревность о Славе Божией был взят на Небо живым в огненной колеснице. По преданию Святой Церкви святой пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор, будет Предтечею Второго Пришествия Иисуса Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть 162 Илия Муромец, + ок. 1188, преподобный угодник Божий, до пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами, что и легло в основу былинного эпоса. После успешной воинской карьеры постригается в иноки Федосиева монастыря (ныне Киево-Печерская Лавра), где и окончил свой земной путь 178 Иоанн III Васильевич Великий (в крещении Тимофей), 1440–1505, великий князь Московский с 1462 г. В его правление Москва превратилась в центр формирующегося Российского государства, которое освободилось из-под ига Золотой Орды. Он объединил под своей властью значительную часть русских земель и ввел свод законов – Судебник, который унифицировал порядки на всей территории нового государства. Великий князь провел реформы, заложившие основы поместной системы землевладения 166 Иоанн IV Васильевич (прозвание Иван Грозный), 1530–1584, великий князь Московский в 1533–1547 гг., первый российский царь с 1547 г. При нем продолжилось завоевание новых земель и присоединение их к России (Казанское и Астраханское ханства, Сибирь), велась Ливонская война (1558–1583 гг.) за выход к Балтийскому морю. В 1565 г. ввел опричнину, что привело к массовым казням и убийствам, к разорению и социально-политическому кризису в государстве, утверждению крепостного права и усилению налогового бремени 147,153

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Зинон постник печерский, 28 авг.     Злата, муч. мглинская, 18 окт.     3намение от иконы Божией Матери, 6 июля.     Знаменской курской иконы Божией Матери, 8 сент.     Зосима ворбозомский, 4 апр.     Зосима сестринский Волоколамский.     Игнатий ломский, 28 дек.     Игнатий печер. арх. 28 авг.     Игнатий мучен., 8 окт.     Игнатий ученик Александра свирского.     Игрицкой иконы Божией Матери, 28 июля.     Избавление от бед страждущих иконы Богоматери. Прилож. I, стран. 7.     Иларион митрополит и схимник, 28 авг.     Иларион преп. грузин, 19 нояб.     Иларион гдовский, 28 мар.     Илия муромец, 19 дек.     Илия грузин, 4 нояб.     Иннокентий преп. вологодский, 19 мар.     Ипатий печер., 28 авг.     Ипатменской иконы Божией Матери, 15 нояб.     Иринарх затворник ростовский, 13 янв.     Иринарх соловецкий арх. 17 июля.     Иродион преп. илоезерский, 28 сент.     Исаакий Алфанов преп., 17 июня.     Исааковской иконы Божией Матери, 8 сент.     Исаак муч. груз., 16 сент.     Исаия печерский преп., 15 мая.     Исе, еп. цилканский, 2 дек.     Исидор дерптский, 8 янв.     Исидор печер. 28 авг.     Исидор самтамбийский груз., 7 мая.     Испанской иконы Божией Матери, 8 апр.     Иаков галичский, 11 апр.     Иаков менюжский, 24 июня.     Иаков омучский, 21 окт.     Иаков сербский архиеп., 30 авг.     Иероним печер., 21 сент.     Иоаким епископ новгор., 10 февр.     Иоаким осоговский, 16 авг.     Иоаким опочский игумен, 9 сент.     Иоанникий чернорецкий, 26 апр.     Иоанникий патр. сербский, 30 авг.     Иоанникий заоникиевский, 23 июня.     Иоанн казанский муч., 24 янв. Иоанн болгарин, 4 мар.     Иоанн грузин, 4 нояб.     Иоанн Бранковичь серб., 10 дек.     Иоанн киевский мнтрополит, 31 авг.     Иоанн зедазнийский груз., 7 мая.     Иоанн менюжский, 24 июня.     Иоанн московский юродивый, 3 июля.     Иоанн псковский, 24 окт.     Иоанн ростовский, 3 сент.     Иоанн суздальский епископ, 15 окт.     Иоанн яренский, 3 июля.     Иов почаевский, 28 окт.     Иоасаф, митр. моск., 27 июля.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Отсутствие в Киево-Печерском Патерике жития прп. Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что постриг Илии Муромца приходился на время игуменства преп. Поликарпа Киево-Печерского (1164-1182), и под началом этого же великого подвижника и происходило духовное возрастание нового воина Христова. Известно, что преп. Поликарп пользовался большим уважением со стороны великого князя Ростислава Мстиславовича. В Великий пост князь имел обыкновение каждое воскресенье приглашать к себе преподобного игумена с двенадцатью братиями Феодосиевой обители для душеполезных разговоров. Вполне возможно, что одним из участников этих бесед был и бывший славный ратник преп. Илия. В XIX веке некоторые исследователи ставили под сомнение возможность отождествления преп. Илии Печерского с одноименным былинным богатырем. Однако несомненно, что для наших православных предков это было одно лицо. Например, паломник XVIII века (Леонтий) в своих записках говорит: " Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением " . В советское время были предприняты большие усилия по дехристианизации образа преп. Илии Муромца с целью превращения его в " воплощение народного идеала героя-воина " . Так, например, характерной чистке подвергся известный эпизод былины, когда к недвижимому Илье Муромцу приходят " калики перехожие " , которые в итоге и исцеляют Илью. Кто они - во всех советских изданиях опущено. В дореволюционном же издании былины " калики " - это Христос с двумя апостолами. В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст - 40-55 лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей (строго в соответствии с житием); установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно - XI-XII вв. Интересен тот факт, что преп. Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (XVII-XIX вв.) этот факт служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.

http://pravoslavie.ru/put/sv/muromec.htm

М. в Муроме произошло в 90-х гг. XX в. В 1998 г. в городе на Вербовском кладбище был освящен новопостроенный храм во имя святого, куда была передана икона с частицей мощей И. М., написанная монахами Киево-Печерской лавры в 1995 г. и освященная на гробнице преподобного. В 1999 г. в Муроме был установлен памятник богатырю работы В. М. клыкова. Частица мощей И. М. имеется в иконе святого, написанной в 1992 г. по заказу жителей Карачарова Гущиных, считавших себя потомками богатыря. Икона находится в муромской ц. во имя святых Гурия, Самона и Авива (построена в 1845), освященной в 1993 г. В 1999 г. из Киево-Печерской лавры в муромский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь была привезена икона И. М. Образ святого с частицей мощей был подарен Киево-Печерской лаврой Мурому в 2005 г. Образ хранится в часовне, устроенной в колокольне, оставшейся от разрушенной Троицкой ц. (построена в 1828) в Карачарове, на высоком берегу Оки. Неподалеку от колокольни находится св. источник, забивший на месте «скока» коня И. М. По местному преданию, первоначально здесь был построен деревянный храм, для к-рого богатырь выловил из Оки 3 мореных дуба. еще одна частица мощей И. М. в мае 2006 г. была передана из Киево-Печерской лавры в муромский в честь Преображения Господня монастырь . 2 авг. того же года, на праздновании юбилея Спасо-преображенской обители, Святейший Патриарх московский и всея Руси Алексий II освятил на ковчеге со св. мощами символический меч И. М., к-рый был передан Президенту РФ В. В. Путину . после освящения Патриарх Алексий сказал: «Этот меч поможет президенту править Отечеством нашим, утверждая возрождение России, помогая духовному возрождению святой Руси» [сайт Спасо-Преображенского монастыря - http://svyto.ru/index. html]. Имя И. М. в 90-х гг. XX в. было включено в местно празднуемый 21 мая Собор Муромских святых (празднование приурочено к памяти блгв. кн. константина и его сыновей, Михаила и Феодора Муромских) (образ И. М. отсутствует на более ранних иконах Собора Муромских святых).

http://pravenc.ru/text/389413.html

В томе также присутствует множество статей, посвященных святым и церковным деятелям, носящим имя Илия, и монастырям во имя св. пророка Илии, из которых наиболее примечателен знаменитый русский Ильинский скит на Святой Горе Афон. Одна из статей 22-го тома посвящена Католикосу-Патриарху всея Грузии, Архиепископу Мцхетскому и Тбилисскому Илии II , который в настоящее время является Предстоятелем Грузинской Православной Церкви . Статья «Илия Муромец» рассказывает об известнейшем русском святом, герое русского героического эпоса — иноке Киево-Печерской обители, жившем в XII в. Большой материал нового тома сообщает о деятельности и учении знаменитого русского философа Ивана Ильина (1883-1954) и известном русском философе, богослове, литературном и музыкальном критике, композиторе Владимире Ильине (1890-1974). Также вызывает интерес статья, посвященная деятельности Николая Ивановича Ильминского (1822-1891), крупного русского востоковеда, филолога и миссионера, чья деятельность оказала большое влияние на распространение Православия среди народов Поволжья и развитие их культуры. В томе также присутствует статья о другом выдающемся русском православном миссионере XIX в. — свт. Иннокентии (Вениаминове), митрополите Московском и Коломенском. В новом томе энциклопедии также можно прочитать жизнеописания выдающихся русских православных иерархов XVIII-XIX столетий — свт. Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского, и свт. Иннокентия (Борисова), архиепископа Херсонского и Таврического. Многие статьи 22-го тома посвящены монастырям Русской и других Поместных Православных Церквей. Среди них наиболее примечательны Инкерманский мужской монастырь и Иннокентиев Комельский монастырь, история и архитектура которых подробно рассмотрены в соответствующих публикациях нового тома «Православной энциклопедии». Значительный интерес у читателя вызовет статья «Император», рассказывающая о месте православного монарха в истории и церковной жизни Византии, Западной Европы и России. Эту же тему продолжает материал «Имперская Церковь» и отчасти статья «Инвеститура», посвященная особенностям церковно-государственных отношений в средневековой Западной Европе. Католическую тематику продолжает также статья «Индульгенция».

http://patriarchia.ru/db/text/1104976.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010