Так, на Кресте Господь поручил Апостолу Иоанну заботиться о Своей Матери. И в то же время Он, как считается, вручил Ее Материнской заботе, в лице Иоанна, весь человеческий род. «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого» ( Мф.27:45 ). Эта физическая тьма отражала последнее, временное, но самое сильное торжество на земле тьмы духовной, о чем Иисус сказал еще во время ареста: «но теперь ваше время и власть тьмы» ( Лк.22:53 ). Но эта тьма была тьмой и для Самого Иисуса. И на третьем часу этой тьмы, не выдержав ее, «около девятого часа возопил Иисус громким голосом» самые страшные и непостижимые слова в Своей земной жизни: «Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Здесь высшая точка страданий, когда к физическим мукам, ко всеобщей ненависти, прибавляется ощущение, что все напрасно, что и после смерти надеяться не на кого, что и Бога-то нет! Господь все претерпел до конца, испил до дна всю чашу страданий, возможных для человека. Окружающие ничего этого не ведали. Они даже толком не разобрали, что Он там проговорил на кресте. «Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он» ( Мф.27:46–47 ). «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание», являет и человеческую немощь. Ранее отказавшись от облегчающего страдания питья, теперь Он «говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось!» ( Ин.19:28–30 ) Смерть Собравшись с последними силами, «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух». А вслед за разбойником, и «сотник.., видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник» ( Лк.23:46–47 ). Матфей говорит о чрезвычайных явлениях в это время: «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и» не только земля, но и ад: «гробы отверзлись». Потому что человеческая душа Иисуса, отделившись от, вместе с Божеством сошла во ад и сокрушила его силу. Всех, кто ждал, Господь вывел оттуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого» ( Лк. 23, 36–37 ). «А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф. 27, 46 ). «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» ( Лк. 23, 46 ). «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» ( Ин. 19, 30 ). Какое большое обнищание – Богу быть в образе раба! Какое большое смирение – Царю существ прийти в общение с нашим нищим естеством! Царь царствующих. Господь господствующих волею облекся в рабский образ; Судия вселенной делается данником владычествующих; Господь твари обитает в вертепе... Чистый и Всецелый приемлет на себя скверну естества человеческого, понеся на Себе и всю нищету нашу, доходит даже до испытания смерти. Видите ли меру вольной нищеты? Жизнь вкушает смерть; Судия ведется на судилище; Господь жизни всего сущего подвергается приговору судии; Царь всей премирной силы не отклоняет от Себя рук исполнителей казни. В этом образе... да будет видима тобою мера смиренномудрия ( 18, 368 ). Мы исповедуем, что Божество находилось в Страждущем и что бесстрастное естество не подвергалось страданиям... если Божество не имеет нужды ни в рождении, ни в воскресении, то очевидно, что и страдание Христа совершилось не так, как будто бы страдало Само Божество, но так, что Оно находилось в Страждущем и по единении с Ним усваивало Себе Его страдания. Ибо естество Божеское, соответственно соединившись как с телом, так и с душой и соделавшись одно с каждым из них, поскольку «дары и призвание Божие непреложны», как говорит Писание ( Рим. 11, 29 ), ни от одного из них не отделяется, но всегда пребывает в неразрывной связи с ними, потому что ничто не может отделить от соединения с Богом... Святитель Григорий Нисский ( 23, 187 ). Спаситель наш Господь Иисус Христос добровольное страдание, мучение и распятие от неизреченной любви к своему созданию, человеку, истинно претерпел, а не мечтательно, не Божеством, но только человечеством распялся и погребся. Святитель Димитрий Ростовский ( 114, 83 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

– Число семь в ветхозаветном культе Семь, означая Божественную полноту, многократно встречается в ветхозаветном культе – как в устройстве скинии и храма, так и в жертвоприношениях. Вот только некоторые примеры. Золотой семисвечник во Святой скинии ( Исх. 37:17–24 ). Золотой семисвечник в видении св. пророка Захарии Серповидца ( Зах. 4:2 ). И, наконец, семь светильников Апокалипсиса ( Откр. 1:20 ). Семь ступеней храма в видении св. пророка Иезекииля ( Иез. 40:22 ), а также дверь в семь локтей ( Иез. 41:4 ). Семикратное кропление крови священником перед завесою святилища ( Лев. 4:6 ). Семикратное кропление елея священником при очищении исцелившегося от проказы ( Лев. 14:16 ). Семикратное кропление крови и живой воды священником при очищении дома от язвы, проказы ( Лев. 14:49–53 ). Семь непорочных однолетних агнцев во всесожжение Господу в день Пятидесятницы ( Лев. 23:18 ). Семь жертвенников, семь тельцов и семь овнов в жертве Валаама ( Чис. 23:1 ). По разным случаям евреи зачастую должны были приводить именно семь животных для жертвоприношения ( Чис. 29:2,32 ; 1Пар. 15:26 ; 2Пар. 29:20–21 ). – Семь изречений Спасителя на Кресте На Кресте было совершено Христом спасение мира. При этом Им было сказано семь великих изречений, в которых выражено фактически все домостроительство нашего спасения: – «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк. 23:34 ). – «Жено! се, сын твой». «Се, Матерь твоя!» ( Ин. 19:26–27 ). – «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43 ). – «Жажду» ( Ин. 19:28 ). – «Или, Или! лама савахфани?.. Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф. 27:46 ; Мк. 15:34 ). – «Совершилось!» ( Ин. 19:30 ). – «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк. 23:46 ). – Число семь в Церкви Семь – явление Троицы твари. Семь – это Бог в мире, это – Церковь . Полнота Духа Святого представляется в Апокалипсисе как семь духов Божиих перед престолом ( Откр. 1:4; 4:5 ). Благодать Божия проявляется в семи дарах Духа Святого. Дух Господень – дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и «страхом Господним исполнится» ( Ис. 11:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

в правую руку тростник, и преклоняя перед Ним колени, насмехались над Ним, приговаривая: “Привет 30          Тебе, о Царь Иудейский!”/И плевали в Него, и взяли тростник, и били Его по голове. 31          А когда натешились над Ним, сняли с Него плащ, и на- 32          дели одежды Его, и повели Его на распятие./Когда они выходили, им встретился человек из Кирены, по имени 33          Симон, которого они понудили нести Его крест./И когда пришли они на место, именуемое Голгофа, что 34          означает Лобное Место,/давали они Ему пить вино, 35          смешанное с желчью; и Он, отведав, не захотел пить./А распяв Его, стали делить между собой одежды Его, 36          бросая жребий;/и сев, стали Его там сторожить. 37          И поместили над головой Его надпись с указанием 38          вины: “Это Иисус, Царь Иудейский”./Тогда распяли вместе с Ним двоих разбойников, одного по правую 39          руку, другого по левую./А кто проходил мимо, хулили 40          Его, качая головами/и приговаривая: “Ты, что можешь разрушить Храм и в три дня восстановить его, Спа- си Самого Себя, если Ты — Сын Божий, и сойди с 41          креста!”/Подобным же образом глумились и первосвя- щенники вместе с книжниками и старейшинами, 42          говоря:/“Других спасал, а Самого Себя спасти не мо- жет! Это Царь Израиля, пусть сойдет сейчас со креста, 43          и мы уверуем в Него!”/“Он уповал на Бога, пусть Бог теперь избавит Его, если Он Ему угоден!” “Он же 44          сказал, что Он — Божий Сын”./Также и разбойники, распятые вместе с Ним, поносили Его. 45          А от шестого часа до часа девятого сделалась тьма по 46          всей земле./Но около девятого часа возопил Иисус громким голосом: “Или, Или! Лама савахфани?” Это означает: “Боже Мой, Боже Мой! Зачем Ты оставил 47          Меня?”/А некоторые из тех, что стояли там, услышав 48          это, говорили: “Он Илию зовет!”/И один из них тотчас побежал, взял губку и, окунув ее в уксус и водрузив 49          на трость, дал Ему испить./А другие говорили: “Оставь!

http://pravmir.ru/evangelie-ot-matfeya-2...

- Если ты Христос, — кричал он, сопровождая свои слова бранью, — спаси Себя и нас! Молодой человек по правую сторону Назарянина молчал до сих пор и лишь изредка стонал от боли. Услышав же слова Думаха, он внезапно встрепенулся и с укором посмотрел на него. - Или ты не боишься Бога, — заговорил он слабым голосом, — когда сам осужден на то же? Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал! — И, обратившись к Иисусу, умоляющим тоном добавил: — Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое! Окровавленное, смертельно бледное лицо Иисуса засветилось божественной радостью, и ласковый голос Его прозвучал: «Истинно, истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:39-43 ). Радостная улыбка озарила лицо умирающего юноши. Что ему теперь позор, страдания, сама смерть? Сегодня — с Ним! В раю! Стефан поднялся с земли и, протягивая руки к кресту, молил: «Возьми меня с Собой». Вдруг около самого креста Христова он заметил Марию, Мать Иисуса, и двух других женщин, и Иоанна — ученика, которого особенно любил Иисус. Несмотря на увеличившийся мрак, он сразу узнал их, тем более что у креста осталась только римская стража, а остальной народ в ужасе бежал в город. Он подошел к Марии и, ничего не говоря, опустился к Ее ногам. - Сын Мой! Сын Мой! — взывала Матерь Божья, и глаза умирающего Страдальца еще раз засветились нежной лаской. Взглянув на Свою Мать, Он произнес слабым, тихим голосом: «Жено! Се сын твой!» Потом, устремив взор на Иоанна, сказал: «Се Матерь твоя!» ( Ин. 19:26-27 ). Время тянулось медленно. Стало темно, как в беззвездную т безлунную ночь. Народ, ходивший в разряженных одеждах на зрелище крестной казни, с ужасом ожидал, чем все кончится. Воцарилась глубокая тишина, лишь изредка нарушавшаяся слабыми стонами умиравших. И около девятого часа возгласил Иисус громким голосом: «Элои! Элои! Лама савахфани» ( Мк. 15:34 ). В эти последние минуты земной жизни совершенно естественно вырвалось у Него восклицание на галилейском диалекте — языке, на котором Он говорил с детства. Слова эти выражали самое ужасное, что только может представить человек: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»

http://azbyka.ru/fiction/syn-kaiafy-pove...

Бросая жребий взять кому чего (Хитон, весь тканый сверху не порвали). Иисус же говорил: «Прости им, Отче! Не знают ибо сами, что творят, Как и всегда молился за всех прочих Своих врагов, пока не был распят. А проходящие злословили Его, Кивая головами, говоря: «Храм Разрушающий и за три дня всего Вновь Созидающий, теперь спаси Себя. Ты Сыном Божьим Сам назвал Себя, Сойди с креста — уверуем в Тебя Коль не сойдёшь, какой же ты Сын Божий? Других спасал, Себя спасти не можешь.» 3.6.3 «А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Лама савахфани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? Мф. 27:46 Порхали птицы, радостью звеня, И солнце по-весеннему светило, Но около шестого часа дня Померкло лучезарное светило. Тогда настала тьма по всей земле, Завеса в храме разодралась вдруг, А тот, кто перед этим жил во зле, Теперь за грех свой ощутил испуг. Тьма продолжалась часа до девятого, В том видели гнев Божий за Распятого. В часу девятом же Он подал голос Свой: «Или, Или! Лама савахфани?» Что означает: «Боже, Боже Мой! Меня оставил для чего, скажи?» Кой-кто из бывших там, услышав это, Твердили: « Вот Он Илию зовёт, Чтоб снял с креста (как было уже где-то). Посмотрим, может Илия спасёт». Но вот: «Я жажду!» — прозвучало вдруг, Тем показав, что Он ещё не труп. То был чуть слышный шелестящий звук, Слетевший, с Его в кровь разбитых губ. И в уксусе смочил, стоявшем там, Один из воинов, неимевший злости, И губку приложил к Его устам, Для этого подняв её на трости. А вслед за тем, как уксуса вкусил, Отчётливо Спаситель возгласил: «Свершилось!» (Что был должен, Я свершил!). Сие сказав, Иисус дух испустил. Упала голова Его на грудь, Казалось, навсегда закрылись вежды, В которые никто уж заглянуть Не сможет, чтоб увидеть луч надежды. Спаситель наш земной окончил путь. И сотряслась земля, расселись камни, Гробы отверзлись, и усопшие из них (Захоронений праведников давних) Воскресли и явились средь живых. Явились они многим и не раз, У коих был незамутнённый глаз,

http://azbyka.ru/fiction/na-zare-razmysh...

Вопрос мужика: «Где твой Бог милосердный?» и прочее «безбожное» – разверзаемое режиссёром пространство вопля с Креста: «Или, Или! Лама савахфани?» (Мф.27, 46). Все эти вещи лежат на поверхности, более того, вынесены в самое заглавие работы. Напомню, что Левиафан на страницах Библии – символ дьявола. Безусловно, фильм – серьезное предостережение духовенству: «Блюдите убо, како опасно ходите» (Еф.5, 15). Звягинцев показывает финал пути, который последние десятилетия усердно выстилался благими намерениями. Цель не оправдывает средства – это ересь. Бесконечные поиски спонсоров, заигрывания с властью ради бонусов из местных и федеральных бюджетов, ставшая притчей во языцех коммерция… Мы строили, строили и, наконец, построили (с). Но ведь похоже! Есть в фильме кресты и купола, духовенство, блестящая проповедь – всё есть, Бога нет. Не Звягинцева следует поносить за безбожный или антироссийский фильм, а посмотреть на самих себя, пока еще не поздно. Перечитать Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, наконец. Мне возразят: но сам режиссёр утверждает, что изобразил настоящее. Хотите математической точности от художника? А если всё еще хуже? И наше настоящее уже плохо отличимо от левиафановского будущего? Вспомним слова иеромонаха Серафима (Роуза): «Сейчас позже, чем мы думаем. Апокалипсис уже совершается». Какую еще проблему поднимает «Левиафан»? Проблему понимания фразы апостола Павла о том, что нет власти не от Бога (Рим. 13,1). Её смысл – если власть не от Бога, то это и не власть. Всё просто. Смиренно, безропотно покоряться любой дряни, окружённой государственными символами, чиновнику потому что он чиновник – в словах апостола Павла нет и никогда не было такой мысли, это какая-то форма человекобожия, китайщина (кстати, сегодня актуально), а не христианство. Я верю – сегодня ещё не поздно, и Звягинцев показывает возможный вариант, а не то, что непременно будет. Но Ниневии следует покаяться, время к тому располагает. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/ili-ili-lama-savahfani...

ПОЛЬЗОВАЛОСЬ... ИСПОЛЬЗОВАЛ: χρωμνους прич. наст. вин. мн. Б53 7 и вин. ед. Б53 9 . в пер. соущимъ И57 24 , соуща И57 26 , отчего место оказалось переосмысленным; прич. вин. ед., согласованное с «второй Адам» и стоящее после «первый Адам», было присоединено к последнему. Вместо «второй Адам, который от первого Адама, использовал» получилось: «второй Адам, от первого Адама произошедший» – доминирует мысль о родословии. ЕФФАФА. «И сказал ему: «еффафа», то есть «отверзись» ( Мк. 7:34 ). Происходит от магического арамейского заклинания [Донини, 276]. ТАЛИФА КУМИ. «И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит «девица, тебе говорю, встань» ( Мк. 5:41 ). ЛАМА САВАХФАНИ. «Или, или! Лама савахфани!» то есть «Боже мой! Боже мой! для чего ты меня оставил?» ( Мф.27:46 , Мк. 15:34 ). Так в Острож: вск ю м еси оставилъ . А.Донини [Донини, 82] считает, что более точным здесь был бы гл. «пожертвовал (мной)». ЯСНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО: ναργς τεκμριον Б53 12 . В пер. чюдномь И57 27 . РАЗЪЯСНЯЮТСЯ: πιλσασθαι инф. аор. мед.-пасс. Б53 14 – так в S: раздршити . В Тр. изршити И57 29 – порча. И58 HE – так в S. В Тр. и – порча, по-видимому, осмысленная: фраза читается как утверждение. 40 ЛЕТ – в упоминании о Вавилонской башне Анонимная Хроника (гл. 12) опирается на Иосифа Флавия (Древ 1.4.3), у которого нет о сорока годах; нет этого и в Быт. 11:1–9 . TO ЕСТЬ РАЗДЕЛИВШИЕСЯ: меропе рекше раздлници И58 15 – глосса во Врем при слове μροπες, означавшем и для Малалы (III. 56) «разделившиеся». Оба книжника делают акцент на корне μερ- с его идеей разделения и упускают из виду семантику второй части этого слова: -οψ, -οπος благодаря чему μροπες мн. значит «разделяющие звуки, членораздельно говорящие», то есть «люди». Есть и другая этимология, ведущая к другому эпитету человека: «смертный» [Вейсман, 797]. ПО ЗАМЫСЛУ : по замышлению И58 19 на месте φερωνμως Б55 3 «по переносу имени» (из φρω + νομα), то есть по знаменательному именованию. Ср. νος «ум, разум, мысль», νοω «думать, задумывать». Ср. И329 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Описывая распятие Христа, Матфей приводит Его возглас по-еврейски: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф 27:46) Без этого возгласа осталась бы непонятным, почему окружавшие насмехались над Распятым, говоря: Илию зовет Он (Мф 27:47). (Тот же самый возглас содержит, правда, и Евангелие от Марка, но это объяснимо, если считать, что апостол Марк писал после Матфея и частично использовал его работу.) Еще одна особенность Евангелия от Матфея – изобилие ссылок на ветхозаветные пророчества о Христе. Причем Матфей единственный заимствует эти пророчества не только из греческой Библии – Септуагинты (как другие евангелисты), но и из еврейского текста. Например, в формулировке еврейского оригинала, а не Септуагинты, приводится заповедь: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим (Мф 22:37), и это не единственный случай. Септуагинта Название перевода книг Ветхого Завета на греческий язык, выполненного в египетской Александрии начиная с 280-х гг. до Р. Х. Ко времени земной жизни Христа этот перевод имел широкое хождение и пользовался авторитетом по всей Римской империи, говорившей преимущественно по-гречески. Даже Палестина не была исключением: ведь оригинальный текст Ветхого Завета был написан на древнееврейском, который знали далеко не все иудеи — об этом свидетельствует хотя бы факт существования должности переводчика при синагогах. Даже Иосиф Флавий, знаменитый иудейский ucmopuk I века по Р. Х., цитируя Библию, постоянно обращался к Септуагинте. Специалисты по языкознанию находят в тексте Евангелия от Матфея и другие особенности, которые трудно объяснить, если отрицать наличие еврейского прототипа. Например, Матфей часто употребляет не очень характерную для греческого языка частицу δο (в русском переводе – «се» или «вот»). Похоже, что это просто греческая «калька» многозначного еврейского слова hinnê. Или такое выражение, как «ответив, сказал» (Мф 21:21): по-гречески – как и по-русски – звучит тяжело, но зато буквально соответствует распространенному древнееврейскому обороту. Хорошо, пусть у Евангелия от Матфея был еврейский прототип. Это ведь еще не доказывает, что оно было написано первым!

http://foma.ru/zagadki-evangelija-ot-mat...

Размах и сила глобального и личного страдания призывают к ответу той же глубины, реализма и космического размаха. Одни христиане видят в этом проблему, другие – нет. В конце концов, Благая Весть, которая содержится в Новом Завете, состоит именно в том, что каждый человек имеет реальную возможность спасения и освобождения от всякого зла и страдания в единстве с всемогущим и всеблагим Богом. И тем не менее, для христиан – в первую очередь, ученых, апологетов, теологов, миссионеров, душепопечителей – эта проблема является важной по характеру их работы и служения – и многие считают ее самой серьезной и уникальной по своей значимости. Уникальная значимость проблемы зла и страдания объясняется, во-первых, универсальностью зла и страдания (каждый без исключения человек на земле, и плохой и хороший, сталкивается со злом и страданием), во-вторых, их реальностью и глубоким проникновением в жизнь – вплоть до слов, сказанных Христом на Кресте: «Или, Или! Лама савахфани? (Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?)». И втретьих, именно она представляет собой аргумент N1 атеизма против веры в существование Бога Библии – аргумента такой силы, что он часто используется атеистами как прямое логическое доказательство того, что всемогущий и всеблагой Бог не существует! Все мировоззрения и религии имеют свое объяснение наличия зла и страдания, и по любым стандартам существование зла и страдания – это проблема. Фактически эта проблема составляет две группы проблем, одна из которых теоретическая (теологическая), а другая – группа практических проблем при реальных столкновениях со злом в разных обличьях. Теоретически проблема зла особенно затрагивает тех, кто утверждает, что Бог существует, что Он сотворил мир, и что Он любящий и справедливый. Могут ли христиане придерживаться этого представления о Боге и вместе с тем признавать реальность зла? Или же существование зла говорит против существования Бога в том Его понимании, которое позволяет принимать библейское учение о Боге? С первого взгляда кажется, что если Бог создал все, тогда каким-то образом Он должен нести ответственность за зло. А если Бог отвечает за зло, то Он становится злым Богом, а это противоречит самому определению Бога. Если, с другой стороны, Он не несет ответственности за зло, страдание и грех, тогда кто же несет? Если же у Бога нет силы прекратить зло, страдание и грех, тогда Бог не всемогущ и существует кто-то или что-то более значительное чем Бог, и сотворившее зло. Ответить на эти вопросы не просто. В то же время ясно, что Библия не игнорирует проблемы зла и, более того, в учении Библии существование зла никоим образом не идет вразрез с представлением о существовании всеблагого и всемогущего Бога.

http://azbyka.ru/problema-zla-i-teodicei...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010