То, что говорит о послеапостольских временах Егезипп 895 , – все это предвидел святой апостол. И вот в Посланиях к Тимофею и Титу видно, как озабочивает апостола будущее. Постоянно повторяет он увещания и убеждения держаться неизменно истины 896 отвращаться лжеучений 897 . Тимофею апостол напоминает, как отходя в Македонию... просил его остаться в Эфесе... увещевать некоторых, чтобы они не учили иному (μ τεpοδιδασκαλεν) и не занимались баснями и родословиями бесконечными ( 1Тим.1:3–4 ), убеждает его держаться вечной жизни и исповедать доброе исповедание (καλν μολογαν) перед многими свидетелями... чисто и не укоризненно соблюдать заповедь даже до явления Господа нашего Иисуса Христа ( 1Тим.6:12,14 ) пребывать в том, чему он научен и что... вверено ему (ν οις μαθες κα πιστθης) ( 2Тим.3:14 ). Также и Титу заповедует апостол говорить то, что сообразно с здравым учением (πpπει τ γιανοση διδασκαλα), показывать в учительстве чистоту и не поврежденность ( Тит.2:1,7 ) Как озабочен апостол и как у него постоянно было на уме сохранение неповрежденного учения, это видно из того, что в конце Первого послания к Тимофею он восклицает: О, Тимофей! Храни преданное (παpαθκην) тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания ( 1Тим.6:20 ) 898 . Тимофею же апостол пишет: что слышал от меня при многих свидетелях, то передай (παpθυ) верным людям, которые были бы способны и других научить ( 2Тим.2:2 ). К охранению истины в неповрежденном виде апостол призывает и наиболее надежных из верующих. Мужчины, если способны, могут учить; апостол запрещает учить только женщинам 899 . Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины ( 1Тим.5:15 ), то есть истина содержится как бы самосознанием всей Церкви, охраняемой Духом Святым 900 . Таким образом, принцип предания и авторитет Церкви уже ясно и определенно установлен апостолом Павлом 901 . Относительно последующего времени следует прежде всего заметить, что никакая психология не заставит допустить предположения, будто преемники апостолов могли порвать с ними связь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Управлять домом и управлять Церковью – это апостол обозначает одним и тем же термином πpοστασθαι 1019 . Да и вообще у апостола идет параллельно речь об управлении епископа его собственным домом и об управлении Церковью. Епископ должен быть хорошо управляющий (πpοστμενον) домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять (πpοστναι)... домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? ( 1Тим.3:4–5 ). Особенно эта связь между управлением Церковью и управлением домом своим видна в Послании к Титу. Только что охарактеризовал апостол семейное положение епископа: он – имеющий верных детей, не укоряемых в распутстве или непокорности, и тотчас мысль апостола обращается к Церкви: ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель (οκονμον) ( Тит.1:6–7 ). Ясно, что апостол мыслит епископа именно руководителем общины. Как в своем собственном доме каждому подлежат все части, так и епископу подвластны все отрасли церковной жизни. В доме своем епископ следит за детьми чтобы они были добрыми христианами – правоверующими (τκνα χωα πιστ), доброго поведения; дети должны быть покорны отцу. Так апостол представляет и дело епископа в Церкви. Он должен всех считать детьми, следить, чтобы они держались истинного учения и были целомудренны. Эту деятельность епископа апостол и ставит на первое место; да это обусловлено было и обстоятельствами времени. Не так-то уж полна была жизнь христиан того времени материальными интересами. Никогда христианские общины не следует представлять какими-то экономическими обществами. Напротив, прежде всего нуждалась в руководстве их религиозно-нравственная жизнь, вере и нравам христиан прежде всего грозила и опасность. Не напрасно пастырские послания наполнены речами апостола о множестве лжеучителей, этих лютых волков, не щадящих стада. Учительная деятельность, руководство верующими в области их веры, охранение преданного учения в не поврежденности – вот обязанности, возлагаемые апостолом на епископов. Таково положение епископа внутри христианской общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

чисто и не укоризненно соблюдать заповедь даже до явления Господа нашего Иисуса Христа ( 1Тим.6–14 ) пребывать в том, чему он научен и что... вверено ему (ν ος μαθες κα πιστθης) ( 2Тим.3:14 ). Также и Титу заповедует апостол говорить то, что сообразно со здравым учением ( πρπει τ γιαινοσ διδασκαλ), показывать в учительстве чистоту и неповреждённость ( Тит.2:1:7 ) Как озабочен апостол и как у него постоянно было на уме сохранение неповреждённого учения, это видно из того, что в конце Первого послания к Тимофею он восклицает: О, Тимофей! Храни преданное (παραθκην) тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания ( 1Тим.6:20 ) 344 . Тимофею же апостол пишет: что слышал от меня при многих свидетелях, то передай (παρθου) верным людям, которые были бы способны и других научить ( 2Тим.2:2 ). К охранению истины в неповреждённом виде апостол призывает и наиболее надёжных из верующих. Мужчины, если способны, могут учить; апостол запрещает учить только женщинам 345 . Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ), то есть истина содержится как бы самосознанием всей Церкви, охраняемой Духом Святым 346 . Таким образом, принцип предания и авторитет Церкви уже ясно и определённо установлен апостолом Павлом 347 . Относительно последующего времени следует, прежде всего, заметить, что никакая психология не заставит допустить предположения, будто преемники апостолов могли порвать с ними связь. Предположение это странно, тем более что долгое время Церковь , при отсутствии канона священных книг, жила исключительно Преданием. Без хартии и чернил сохранялось древнее Предание 348 . Подробно развитого богословского научного понятия о Предании не было, или, лучше сказать, мы не находим его в церковной литературе до середины II века, но как только представлялся случай, церковные писатели упоминали о Предании и об авторитете Церкви. И это мы встречаем с самого начала христианской письменности 349 : Церковь является хранительницей истины, преемственно передаваемой из рода в род, начиная от апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Это единство Церкви в евхаристии непосредственно связано с Боговоплощением и является его прямым следствием: «Но в том-то сила и значение дела Христова, что оно не ограничивается одним только учением. Человеку даны новые силы, а потому для него и возможным становится новое церковное единение. Эти силы даны, прежде всего, тем, что в воплощении Сына Божия человечество теснейшим образом соединилось с Богом. В Церкви и продолжается всегда и неизменно единение человека с Христом. Это единение – источник духовной жизни, а без единения с Христом – духовная смерть. В чем же это единение? Христос говорил: “Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне” (Ин 6: 51, 53–54, 56). Таинство причащения – вот где единение со Христом и, следовательно, источник духовной жизни. Таинство причащения соединяет людей с Богом и тем самым объединяет и друг с другом» («Христианства нет без Церкви») . Другое начало единства христианской жизни, то есть жизни Церкви, – Святой Дух. Его действие в церковном теле уподобляется действию духа в человеческом теле: «Как в теле дух есть начало, все связывающее и объединяющее, хотя члены различны, так и в верующих есть Дух Святой, который объединяет всех» (блж. Феофилакт). Приобщаться к единству человеческой природы, возрожденной в Боговоплощении, члены Церкви имеют возможность действием Божественной благодати, подаваемой им в ипостаси Святого Духа, Который со дня Пятидесятницы объединяет людей в Церкви, делая их «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4): «В Церкви и достигается единство человечества, о котором мечтают люди и вне Церкви, но которого без Церкви достигнуть не могут, ибо лишь в Церкви “низшедшая сила Божественного Духа совокупила в одно согласие разделенный в древности язык людей, согласившихся на зло, вразумляя верных познанием Троицы”» («Триединство Божества и единство человечества») .

http://pravoslavie.ru/33271.html

Эту истину открыла не плоть и кровь ( σαρξ χαι αιμα). «Плоть и кровь» – гебраизм (в сирийском новозаветном тексте//) не употребляется в ветхом завете, но часто встречается в раввинской литературе и в Новом Завете. В Талмуде и Мидраше человек в противоположность вечному и высочайшему существу Божию всегда называется плотью и кровью 18 . В Новом Завете σαρξ χαι αιμα также служит описательным выражением для обозначения плотского и смертного человека в его отличии от существ вечных и духовных (См. 1Кор. 15:50 ; Еф. 6:12 ; Гал. 1:16 ; Евр. 2:14 ). Следовательно, великая религиозная тайна воплощения Сына Божия сознана апостолами по особому откровению. Здесь сказано то же, что в Мф. 11, 27 : никто не знает Сына, кроме Отца (см. и Лк. 10:22 ) и 1Кор. 12:3 : никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым 19 . Действительно, в плоти и крови еврейского народа времен Христа не было идеи воплощения Сына Божия и даже не было благоприятной почвы для этой идеи. «Идея Эммануила, в Своем богочеловеческом лице явившего природу идеально-совершеннейшую, выходила за пределы тогдашнего иудейского, как и вообще греховного человеческого, сознания» 20 . Мысль о Боге воплотившемся казалась иудеям не только соблазном, но и богохульством. Иудеи говорили Христу: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человеком, делаешь себя Богом ( Ин. 10:33 ). Когда Господь на суде признал Себя Христом, Сыном Божиим, первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! Вот теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти ( Мф. 26:63–66 ; Мр. 14:60–64 ; Лк. 22:70–71 ). В одном месте Иерусалимского талмуда богохульною называется мысль, что Бог может иметь Сына 21 , а в другом читаем: «сказал равви Аббагу: если скажет тебе человек: Я – Бог , так он лжет» 22 . В диалоге Иустина философа с Трифоном мы можем видеть, как идея воплощения не укладывается в сознание иудея: «невероятное и почти невозможное нечто пытаешься ты доказать, что Бог претерпел рождение и стал человеком» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

 Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1913 год//Богословский вестник. 1914. 5. С. 608–640 (3-я пагин.); Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1913 год//Богословский вестник. 1914. 6. С. 641–712.  Цит. по:  Кривошеева Наталия.  «Блажени непорочнии в путь ходящии»: Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого). С. 217.   Троицкий В.А.  Письмо Л.П. Архангельской от 1912 г., из Петрограда//Архив А.В. Никитского.   Троицкий В.А.  Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от [начала ноября] 1912 г.//Архив А.В. Никитского.   Троицкий В.А.  Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от февраля 1913 г.//Архив А.В. Никитского.   Троицкий В.А.  Письмо Л.П. Архангельской от 30 октября 1912 г.//Архив А.В. Никитского.   Троицкий В.А.  Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от [начала ноября] 1912 г.//Архив А.В. Никитского.   А.  Из академической жизни//Богословский вестник. 1913. 4. С. 881 (2-я пагин.).   Феодор (Поздеевский) , архиепископ. Жизнеописание. Избранные труды/Сост. иеромонах Роман (Лукин). Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. С. 386.   Иларион (Троицкий) , иеродиакон. Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1913 г.//Архив А.В. Никитского.   Иларион (Троицкий) , иеродиакон. Письмо священнику Леониду Архангельскому от 27 апреля 1913 г.//Архив А. В. Никитского.   Иларион (Троицкий),  иеромонах. Письмо Л.П. Архангельской от 5 июля 1913 г.//Архив А.В. Никитского.  Там же.  Журналы собраний Совета Московской духовной академии за 1913 год//Богословский вестник. 1914. 4. С. 549–550 (4-я пагин.).   Голубцов Сергий , протодиакон. Материалы к биографиям профессоров и преподавателей МДА: Архиепископ Иларион (Троицкий). С. 158.   Троицкий В.А.  Письмо Л.П. Архангельской от 30 октября 1912 г.//Архив А.В. Никитского.   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от 6 апреля 1914 г.//Архив А.В. Никитского.   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо священнику Леониду Архангельскому от 29 апреля 1914 г.; Письмо священнику Леониду и Лидии Архангельским от апреля 1914 г. (в копии – вторая часть письма, ошибочно датированного апрелем 1913 г., первая часть этого составного письма – другое письмо, отправленное В. Троицким Л.П. Архангельской в январе 1913 г.)//Архив А.В. Никитского

http://pravoslavie.ru/67049.html

Патриаршее служение в день памяти священномученика Илариона (Троицкого) в Сретенском ставропигиальном монастыре. Литургия. Хиротония архимандрита Антония (Простихина) во епископа Сарапульского и Можгинского 28 декабря 2015 г. 20:52 28 декабря 2015 года, в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Сретенском ставропигиальном монастыре и возглавил хиротонию архимандрита Антония (Простихина) во епископа Сарапульского и Можгинского (Удмуртская митрополия). Фото: С. Власов Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти священномученика Илариона (Троицкого) в Сретенском ставропигиальном монастыре. Литургия. Хиротония архимандрита Антония (Простихина) во епископа Сарапульского и Можгинского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти священномученика Илариона (Троицкого) в Сретенском ставропигиальном монастыре. Литургия. Хиротония архимандрита Антония (Простихина) во епископа Сарапульского и Можгинского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти священномученика Илариона (Троицкого) в Сретенском ставропигиальном монастыре. Литургия. Хиротония архимандрита Антония (Простихина) во епископа Сарапульского и Можгинского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти священномученика Илариона (Троицкого) в Сретенском ставропигиальном монастыре. Литургия. Хиротония архимандрита Антония (Простихина) во епископа Сарапульского и Можгинского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти священномученика Илариона (Троицкого) в Сретенском ставропигиальном монастыре. Литургия. Хиротония архимандрита Антония (Простихина) во епископа Сарапульского и Можгинского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти священномученика Илариона (Троицкого) в Сретенском ставропигиальном монастыре. Литургия. Хиротония архимандрита Антония (Простихина) во епископа Сарапульского и Можгинского» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти священномученика Илариона (Троицкого) в Сретенском ставропигиальном монастыре. Литургия. Хиротония архимандрита Антония (Простихина) во епископа Сарапульского и Можгинского»

http://patriarchia.ru/db/text/4310619.ht...

Епископ Иларион пользовался большим авторитетом среди духовенства и своих собратий – епископов, называвших его за ум и твердость в вере – «Великим». В июне 1923 года Патриарх возводит епископа Илариона в сан архиепископа. В период, когда обновленцы ведут борьбу с церковью, архиепископ Иларион становится на ее защиту и отдает этому все свои силы. Он занимается восстановлением церковной организации, составляет ряд патриарших посланий. Для обновленцев он становится грозой и неотделим от Святейшего Патриарха Тихона. В декабре 1923 года архиепископ Иларион был осужден в Соловки, так вместе со всей церковью начинается его крестный путь. И здесь, в Соловецком лагере, архиепископ Иларион остается верным богословом Церкви Христовой, ее исповедником и мучеником. Те, кто в это время находились в Соловках вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой красоты, подлинного смирения, детской кротости. Владыку Илариона очень веселила мысль, что Соловки есть школа добродетелей – нестяжания кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия. Однажды обокрали прибывшую партию духовенства, и отцы сильно огорчились. Один из заключенных в шутку сказал им, что так их обучают нестяжанию. Владыка Иларион от этой шутки был в восторге. В смутное время, когда после обновленческого раскола проникли разногласия и в среду ссыльных архиепископов на Соловках, архиепископ Иларион явился настоящим миротворцем среди них. Он сумел на основе Православия объединить их между собой. Владыко Иларион был в числе епископов, выработавших в сентябре 1927 года текст так называемого «Послания соловецких епископов» – послания, имевшего громадное значение в борьбе с возникшими тогда разделениями. Как богослов Церкви, архиепископ Иларион, мыслил и утверждал, что только при соборности Церкви произойдет умиротворение церковное, вызванное обновленчеством и расколами, и утвердится нормальная деятельность Русской Православной Церкви в новых условиях – советского государства. Крестный путь его завершился в декабре 1929 года. Он был отправлен на вечное поселение в Среднюю Азию, в Алма-Ату. По дороге его обокрали, и в Ленинград он прибыл в рубище, кишащем паразитами, и уже больным. Из тюремной больницы в Ленинграде он писал: «Я тяжко болен сыпным тифом, лежу в тюремной больнице, заразился, должно быть, в дороге, в субботу 15 декабря, решается моя участь (кризис болезни), вряд ли перенесу».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

На Поместном Соборе 1917-1918 гг. архимандрит Иларион выступал активнейшим сторонником восстановления Патриаршества и был одним из кандидатов во время первого тура голосования по выборам Патриарха. Несмотря на тяжелое время и различные тяготы архимандрит Иларион в 1917-1918 учебном году значительную часть времени тратил на чтение лекций в Академии и исполнение обязанностей инспектора помощника ректора Академии. В 1918 г. впервые встал вопрос о рукоположении архимандрита Илариона во епископа. 1 апреля 1918 г. епископ Орловский и Севский Серафим (Остроумов) в своем рапорте Священному Синоду просил организовать викарную Брянскую кафедру и предлагал архимандрита Илариона сделать епископом-викарием своей епархии, однако эти планы не осуществились. Архимандрит Иларион по-прежнему основное свое внимание уделял МДА, для которой наступали тяжелые времена. Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 12/25 октября 1918 года констатировало отсутствие средств на содержание Академий в 1919 г . 8/21 января 1919 г. вышло постановление Священного Синода и ВЦС, где говорилось: «Занятия в Московской Духовной Академии для студентов решено не открывать ввиду незначительного количества студентов и дороговизны их содержания. Профессоров решено привлечь для чтения публичных лекций на религиозные темы в Москве и составления популярных брошюр в противовес лжеучителям, в частности, антирелигиозным» . Архимандрит Иларион и до этого был известен как проповедник и миссионер за пределами Академии. Именно его 1 декабря 1918 г. Миссионерский Совет при Священном Синоде пригласил на свое заседание при обсуждении темы «организация борьбы с возрастающим неверием» . Миссионерский Совет при Священном Синоде 3 августа 1919 г. назначил его лектором по Новому Завету на организуемых полугодичных курсах . С 1918-1919 учебного года архимандрит Иларион был проректором МДА, однако, с 1919 г. жил в основном в Москве. 1 февраля 1919 г. он писал Н.Н. Глубоковскому: «Живу в Москве…Занимаюсь больше богослужением и проповедую. Академия влачит свою жизнь едва-едва, но все же влачит» . Однако, активная деятельность архимандрита Илариона не осталась без внимания ВЧК. В феврале 1919 года был образован Секретный отдел ВЧК, в обязанности которого входила «борьба с враждебной деятельностью церковников»; среди его специальных подразделений было 7 отделение, курировавшее церковные вопросы . Именно это отделение арестовало 10 марта 1919 г. архимандрита Илариона. С этого дня он находился в Бутырской тюрьме в Москве. Обвинения, как писал архимандрит Иларион, даже следователю показалось смешным , однако следствие затянулось почти на четыре месяца. Члены корпорации МДА обращались к властям с ходатайством о его освобождении . 3 мая 1919 г. проф. С.С. Глаголев писал: «О. Илариона арестовали, он теперь пребывает в бутырской тюрьме. Дел за ним на самом деле никаких нет, но, кажется, скоро выпускать его не собираются» . Архимандрит Иларион был освобожден 7 июня 1919 г.

http://pravoslavie.ru/5821.html

В это же самое время архиепископ Иларион мужественно перенес и ряд неприятностей. Когда он находился в Ярославской тюрьме, в лоне Русской Церкви возник григорианский раскол. Тогда-то, как к популярному архиерею, и явился к нему агент ГПУ и стал склонять его присоединиться к новому расколу. " Вас Москва любит,- заявил представитель ГПУ,- вас Москва ждет " . Архиепископ Иларион остался непреклонен. Он уразумел замысел ГПУ и мужественно отверг сладость свободы, предлагаемой за измену Агент удивился его мужеству и сказал: " Приятно с умным человеком поговорить.- И тут же добавил:- А сколько вы имеете срока на Соловках? Три года?! Для Илариона три года?! Так мало? " Неудивительно, что после этого архиепископу Илариону было добавлено еще три года. И добавлено " за разглашение государственных тайн " , то есть разглашение разговора его с агентом в Ярославской тюрьме. Весной 1926 года архиепископ Иларион был снова возвращен на Соловки. Крестный путь его продолжался. Григорианцы не оставили его в покое. Они не теряли надежды на то, что им удастся склонить на свою сторону такого авторитетного иерарха, каким был архиепископ Иларион, и закрепить его переходом свои позиции. В начале июня 1927 года, едва началась навигация на Белом море, архиепископ Иларион был привезен в Москву для переговоров с архиепископом Григорием. Последний в присутствии светских лиц настойчиво упрашивал архиепископа Илариона " набраться мужества " и возглавить все более терявший значение григорианский " высший церковный совет " . Архиепископ Иларион категорически отказался, объяснив, что дело высшего церковного совета несправедливое и пропавшее, задуманное людьми, не сведущими ни в церковной жизни, ни в церковных канонах, и что это дело обречено на провал. При этом архиепископ Иларион братски увещевал архиепископа Григория оставить ненужные и вредные для Церкви замыслы. Подобные встречи повторялись несколько раз. Владыку Илариона и умоляли, и обещали ему полную свободу действий, и белый клобук, но он твердо держался своих убеждений. Был слух, что однажды он сказал своему собеседнику: " Хотя я и архипастырь, но вспыльчивый человек, очень прошу вас уйти, ведь я могу потерять власть над собой " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010