Во второй части передачи митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир». Вопрос: Какую самую важную икону нужно иметь в семье, чтобы сохранить мир и покой? Митрополит Иларион: Если вы хотите иметь дома только одну икону, то самая важная — это икона Иисуса Христа. Потому что Иисус Христос — это Воплотившийся Бог, это наш Спаситель и это Тот Учитель нравственности, чьи поучения позволяют нам быть такими, какими нас хочет видеть Бог. Если вы хотите сохранить мир в семье, то вы будете взирать на образ Иисуса Христа, читать Евангелие, в котором о Нем рассказывается и в котором до нас донесены Его собственные слова, и Сам Христос будет вам учителем и в семейной жизни, и во всех других сферах вашей жизни. Вопрос: Как правильно понимать эту фразу «но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39)? Митрополит Иларион: Эти слова являются частью цитаты из Нагорной проповеди Иисуса Христа, где Господь говорит: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:38-39), то есть самое главное здесь не метафора, которая использована для того, чтобы проиллюстрировать мысль, а сама мысль. А мысль заключается в том, что на зло не следует отвечать злом, что закон адекватного возмездия, по которому на протяжении веков жили различные человеческие общества, не позволяет искоренить зло ни из человеческого общества, ни из семьи, ни даже из сердца одного человека. Господь Иисус Христос говорит, что для того, чтобы победить зло, надо стать выше зла, для того, чтобы победить агрессию, надо научиться не отвечать на нее. При этом христианство никогда не призывало к абсолютному пацифизму, абсолютной пассивности. Когда Лев Толстой пытался по-своему перетолковать эти слова Иисуса Христа и говорил, что, например, христианин не должен служить в армии, то Церковь решительно восстала против этого толкования. Сам Христос не был пацифистом, и абсолютный пацифизм никогда не был свойственен Православной Церкви. То есть, если, например, на ваших глазах совершается зло, если какого-то человека обижают, если на него нападают, то ваш христианский долг — встать на его защиту. Но если чьи либо оскорбления или агрессивные действия направлены против вас лично, то лучший способ это зло, эту агрессию остановить — это не отвечать злом на зло, то есть в переносном смысле подставлять одну щеку, когда ударяют по другой щеке.

http://patriarchia.ru/db/text/5158101.ht...

– Господи, Иисусе Христе, помоги мне! – воскликнул святой, – и тотчас же земля расступилась и поглотила всю бесовскую силу. Иларион же воспел, как бы торжествуя победу над фараоном 6852 : – «Коня и всадника ввергнул в море. Ты простер десницу Твою: поглотила их земля... Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо» ( Пс.19:8–9 ). Но побежденный враг не переставал, однако, восставать и ополчаться на святого, искушая его разными другими способами: когда Иларион почивал, то рядом с ним как будто ложились бесстыдно глумившиеся нагие женщины; когда он был голоден или жаждал, бесы показывали ему различные сладкие кушанья и напитки; когда он молился, то иногда являлся волк и выл, стоя перед ним, иногда же прыгала лисица, или воины сражались, и один из них, пораженный на смерть, падал к ногам святого и молил, чтобы тот похоронил его. Однажды, стоя на молитве, Иларион забылся, и ум его, побежденный естественной немощью, помыслил о чем-то постороннем. Бес тотчас же вскочил ему на плечи, подобно воину, и, ударяя его ногами по ребрам, а бичом по плечам и по шее, сказал: – Беги, беги, что ты спишь! – и, смеясь, спросил: – Не хочешь ли ячменя? 6853 Святой же не обращал внимания на все сии диавольские козни и отгонял их от себя, вооружаясь крестным знамением. Он устроил себе маленькую келейку, наподобие гроба, так что она едва вмещала его в себе, и жил в ней, подвизаясь в борьбе с невидимыми духами. Однажды ночью разбойники задумали напасть на него, в надежде найти что-нибудь у него, и всю ночь безуспешно проискали его. Найдя его на следующее утро и увидев, что у него ничего нет, они спросили святого: – Что бы ты сделал, если бы на тебя напали разбойники? – Нагой не боится разбоя, – возразил он им. – Но ведь они могли бы тебя убить, – снова сказали те. – Я не боюсь разбойников, потому что всегда готов к смерти, – ответил Иларион. Изумленные таким мужеством и верой, разбойники признались ему, что всю ночь его искали, но не могли найти. Затем они ушли, дав обет исправить свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Е. Грачева: Большое Вам спасибо, владыка! До встречи на следующей неделе. Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина! Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на  сайт  программы «Церковь и мир». Вопрос: Есть ли молитва, которую нужно читать верующему человеку во время пандемии? Сейчас людям как никогда нужна помощь Господа Бога. Митрополит Иларион: Самая основная молитва читается сейчас в храмах за Божественной литургией и звучит из уст священника. Она опубликована, ее текст был утвержден Священным Синодом, и за каждым богослужением мы возносим эту молитву. Вы можете читать эту молитву дома, а также можете молиться своими словами о себе, о ваших близких, о нашей стране, о городе, в котором мы живем и обо всем мире, потому что мы все нуждаемся сейчас в помощи Божией. Кроме того, мы в молитве призываем Пресвятую Богородицу, просим Ее покрыть нас от всякого зла честным Своим покровом. Мы обращаемся к любимым нами святым. Один из святых, который уже неоднократно являлся верующим, в частности, в Греции и в Болгарии, — греческий святой XX века преподобный Никифор Прокаженный, многие люди сейчас молятся ему. В храме на Большой Ордынке в честь иконы «Всех скорбящих Радость», где я служу, у нас есть часть мощей этого святого, и мы молимся ему о прекращении пандемии коронавируса. Вопрос: «И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое» (Лк. 4:5-7). Это означает, что вселенная контролируется дьяволом, а Богом — Царство Небесное? Митрополит Иларион: Это означает, что дьявол является обманщиком. Он вообще не контролирует вселенную. Вселенную контролирует Бог. Бог является Властелином неба и земли, а диавол является тем, кто выдает себя за властителя, кто обладает лишь иллюзорной властью, но выдает ее за реальную, и тем самым обманывает людей. Когда дьявол приступает к человеку для того, чтобы искусить, он никогда не говорит: я — дьявол, я являюсь носителем зла. Он всегда выдает себя за носителя добра, и в этом заключается его сила и слабость одновременно. Сила иллюзорная, но при определенной степени внушения человек может этому поддаться; а слабость заключается в том, что если человек знает, кто такой дьявол и знает, какими методами он действует, то ему очень легко противостоять дьявольским искушениям.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5721469...

Е. Грачева: Владыка, как сегодня выглядит общение при Патриархе Кирилле со светской властью? Можно ли сказать, что Патриарх дружит с Президентом Путиным ? Митрополит Иларион: У Патриарха Кирилла и Президента России Владимира Путина сложились очень теплые личные отношения, но они никогда не перерастают в сращивание между Церковью и государством. Водораздел между Церковью и государством, который установлен российской Конституцией и церковным уставом, соблюдается очень четко: ни Церковь не вмешивается в дела государства, ни государство не вмешивается во внутренние дела Церкви. Не было еще случая (об этом Патриарх неоднократно говорил), чтобы Президент или кто-либо из власть имущих сказал ему, мол, продвиньте того-то или назначьте такого-то человека вон туда. И не было случая, чтобы Патриарх лоббировал интересы какого-то политика. Здесь существует очень четкая граница, которую никогда не преступают ни государство, ни Церковь. С другой стороны, еще при Патриархе Алексии была создана и при Патриархе Кирилле продолжает развиваться и совершенствоваться система взаимодействия между Церковью и государством в тех вопросах, в которых такое взаимодействие признается полезным обеими сторонами; и таких вопросов становится все больше. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил вопросы телезрителей, поступившие на  сайт  программы «Церковь и мир». Вопрос: Видел ли Иоанн Креститель голубя при Крещении Иисуса Христа? Повествование евангелиста Иоанна отличается от свидетельств других евангелистов. Митрополит Иларион: Евангелисты Матфей, Марк и Лука описывают одно и то же событие — Крещение Иисуса Христа от Иоанна Крестителя в реке Иордан. Согласно их свидетельствам, в то время, когда Господь Иисус Христос выходил из воды, Святой Дух сошел на Него в виде голубя и все услышали голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Евангелист Иоанн в своем Евангелии описывает другой эпизод, когда Иисус Христос пришел на Иордан к Иоанну, но не для того, чтобы креститься, а уже после Крещения. И Иоанн, указывая на Иисуса, говорит людям: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1:29). И затем свидетельствует: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» (Ин. 1:32). То есть, евангелист Иоанн рассказывает уже о другом событии. В этом разница между, с одной стороны, евангелистами-синоптиками, как называют Матфея, Марка и Луку, и евангелистом Иоанном.

http://patriarchia.ru/db/text/5369096.ht...

Е. Грачева: То есть практичность образования — это один из тезисов. Какие еще главные тезисы прозвучали, как Вам кажется? Митрополит Иларион: Очень важный тезис, который прозвучал, о том, что мы не имеем права отставать от остального мира в интеллектуальной сфере. Если такое отставание будет накапливаться, мы рано или поздно станет неконкурентоспособными, а значит и неспособными защитить свое Отечество. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир». Вопрос: Как понять эти слова «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:29). Митрополит Иларион: Это цитата из Евангелия от Матфея, где в главах с пятой по седьмую приводится Нагорная проповедь Иисуса Христа. В этой проповеди Господь говорит метафорическим языком, то есть Он говорит о том, как человеку нужно преодолевать соблазны. Если перевести то, о чем сказал Христос, на современный язык, на современный опыт, то речь идет, например, о каких-то очень глубоко укоренившихся дурных привычках, которые лучше человеку искоренить, даже если эта работа будет стоить ему больших усилий, чем оставить при себе и в конце концов погибнуть. Речь, конечно, здесь идет о вечной погибели, но можно ведь провести параллель и с тем, как человек умирает физической смертью. Например, человек, который много лет курит и понимает, что чем дольше он будет курить, тем хуже будет становиться его здоровье, но при этом с каждым годом он увеличивает число выкуренных сигарет. И он понимает, что лучше ему расстаться с этой привычкой, лучше ему провести несколько дней или несколько недель, помучившись, но потом прожить долгую и счастливую жизнь, чем так и остаться при этой дурной привычке, заработать рак горла и умереть в расцвете сил. Но если говорить о соблазнах духовного плана, то это, прежде всего, грехи, которые лишают человека спасения, вечной жизни. Эти грехи многообразны, но грех притягивает человека и иногда требуется очень большое усилие, огромная внутренняя духовная работа для того, чтобы искоренить в себе привычку к греху. И именно это является тем соблазном, о котором Господь говорит, что лучше тебе остаться без одного из твоих членов, чем чтобы все твое тело было ввержено в геенну огненную.

http://patriarchia.ru/db/text/5192016.ht...

Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн. II. Вопросоответы к Фалласию. Часть I. Вопросы I-LV. Пер. с др.-греч. и комм. С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. – М., 1993. - С. 83-84. Иларион (Троицкий), священномученик. Наука и жизнь: вступительная лекция, сказанная в МДА 11 сентября 1913 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 284-301. Иларион (Троицкий), священномученик. Прогресс и преображение: вступительная лекция-речь, сказанная в академической аудитории 3 сентября 1914 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 264-283. Флоренский П., свящ. О цели и смысле прогресса: выступление в философском кружке МДА, 1905 год.//Сочинения. Т. I. – М.: Мысль, 1994. - С. 196-204. Иустин (Попович), преп.Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 49. Иларион (Троицкий), священномученик. Наука и жизнь//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 284-301. Иларион (Троицкий), священномученик. Прогресс и преображение: вступительная лекция-речь, сказанная в академической аудитории 3 сентября 1914 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 264-283. Иер. 17:10: « Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его». Иер. 21:14: « Но Я посещу вас по плодам дел ваших, говорит Господь». Иер. 32:19: « Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его». Комментарии ( 4): 11 ноября 2011г. 19:54   Прогресс, не создающий регресс (разрушение), это изучение закона Божьего, т.е. есть стяжание души своей, это наука из наук! Это небесная наука! Это наука наук, сообщенная человеку Богом!   Видимо можно сказать   «Ноева – Башня 2» исходя из следующего: 1.Академик Ю. Лопухин: Работы по генетическому шализу различных хромосом обещают быть закончены в ближайшее время. 100 тысяч генов будут точно локализованы-деинтифшшрованы.... инструмент для дискриминационных актов опорочивания или возвеличивания людей, расе и народов.

http://bogoslov.ru/article/2246328

Митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на пленарном заседании Православной предассамблеи ВСЦ 11 мая 2022 г. 13:56 11 мая 2022 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , находящийся на Кипре по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во главе делегации Русской Православной Церкви на Православной предасамблее Всемирного совета церквей , выступил на пленарном заседании предассамблеи с докладом на тему «Цель любви Божией, воплощенной в Иисусе Христе, — примирение и единство». Как отметил председатель ОВЦС, «впервые за всю историю Всемирного совета церквей в теме Ассамблеи — «Christ’s love moves the world to reconciliation and unity» — звучит слово любовь. А ведь любовь — важнейшее понятие христианства. По словам апостола, " любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь " (1 Ин. 4:7-8). В Новом Завете онтологическая пропасть между Богом и плотью, между Божеством и человечеством преодолевается благодаря тому, что Слово Божие становится плотью. Если раньше Бог участвовал в жизни народа израильского как бы со стороны, сверху, с небес, то теперь Сын Божий приходит на землю и становится частью человеческой истории. При этом Он остается Тем, Кем был: предвечным Божественным Словом, неотделимым от Бога. Именно Иисус Христос и передает нам преизобилующую любовь Творца всей Вселенной». В подтверждение этой мысли докладчик привел слова преподобного Исаака Сирина: «По любви к твари Сына Своего предал Он на крестную смерть... Это было не потому, что Он не мог искупить нас иным образом, но Он научил нас тем преизобилующей любви Своей; и смертью Единородного Сына Своего приблизил нас к Себе. По любви Своей к нам и по послушанию Отцу Своему Христос с радостью принял на Себя поругание и печаль». Как подчеркнул митрополит Иларион, «жертва Господа Иисуса Христа, Его страдания, смерть и Воскресение дали роду человеческому единство.

http://patriarchia.ru/db/text/5924820.ht...

Митрополит Волоколамский Иларион выступил с лекцией в Российском государственном гуманитарном университете 21 декабря 2013 г. 13:45 19 декабря 2013 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион посетил Российский государственный гуманитарный университет по приглашению руководства вуза. Митрополита Илариона встречали ректор РГГУ, член-корреспондент РАН Е.И. Пивовар, проректор по учебной работе Н.И. Архипова. Во вступительном слове перед началом лекции митрополита Илариона, которая прошла в зале Ученого совета РГГУ, ректор университета обратил внимание присутствующих на то, что владыка является членом наблюдательного совета вуза. Он также рассказал, что на прошедшей недавно в Москве международной конференции «Современная библеистика и Предание Церкви» митрополит Волоколамский Иларион отметил участие специалистов РГГУ в современных переводах Ветхого Завета. Лекция была посвящена теме «Библия и библейские переводы в жизни Церкви». В начале выступления архипастырь напомнил слушателям, что такое жизнь Церкви, что такое христианство и что такое богословие: «Суть христианства заключается в личной встрече человека с Иисусом Христом. Она есть сердцевина христианства, ее невозможно заменить ничем другим. Встреча эта происходит по-разному. Иудей Савл, будущий апостол Павел, встретил Христа, когда был ярым врагом христианского учения. Он ехал в Дамаск, чтобы арестовать тамошних христиан и предать их суду. «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». Так, встретившись со Христом, преследователь христиан стал апостолом.

http://patriarchia.ru/db/text/3454685.ht...

Новозаветные книги писались для всей Церкви. Встречается, что одно послание направлено нескольким Церквам, например послания апостола Петра. Но даже если послание писалось одной общине, то известно, как апостол Павел повелевал обмениваться ими, чтобы через них могла поучаться вся Церковь. «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы» (Кол. 4: 16). Не говорим о Евангелии, которое по заповеди Спасителя должно быть благовествуемо по всей земле. Из этого священномученик Иларион делает вывод о собирании разными Церквами священных писаний. Апостол Петр пишет: «… долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат, наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях…» (2 Пет. 3: 15–16). Из этих слов выводится основной принцип обмена посланиями между Церквами. Это послание апостол Петр писал христианам Понта, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (1 Пет. 1: 1; 2 Пет. 3: 1). Не всем перечисленным областям апостол Павел направлял свои послания. Следует также отметить то, как называются послания апостола Павла. Наравне со священными ветхозаветными книгами они именуются «писаниями». Слово «писание» на древнегреческом Grafh – это термин, которым обозначается в Новом Завете Священное Писание Ветхого Завета (см., например: Лк. 24: 27, 32). Для нас очень важно, что этим же словом апостол Петр именует послания апостола Павла. Несмотря на большую значимость и авторитетность у всех христиан посланий апостола Павла, думается, что и к другим апостольским посланиям относились с таким же почтением и благоговением. Правда, из-за дальних расстояний не до всех Церквей апостольские письмена доходили сразу. Поэтому в одной области мог собраться их полный свод, а в другой – нет. Значение Ефесской Церкви в истории формирования новозаветного канона Священномученик Иларион путем логики и исследования Священного Писания пытается выявить церковную общину, в которой существовали наиболее благоприятные условия для сбора и сохранения максимального количества новозаветных писаний, составивших в дальнейшем канонический корпус священных книг Нового Завета. В этом вопросе священномученик Иларион соглашается с протоиереем Александром Горским, который таким местом считает Ефесскую Церковь , где жили и трудились ученик апостола Павла Тимофей и любимый ученик Господа евангелист Иоанн Богослов.

http://pravoslavie.ru/76159.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Для спасения недостаточно одной веры 30 августа 2020 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На Литургии, на сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19. 26), – сказал Господь Иисус Христос, когда Его спросили о спасении, о том, как человек может спастись. Словам этим предшествовала беседа Сына Божия с человеком, который у Него спросил, какие нужно исполнять заповеди, чтобы наследовать спасение и жизнь вечную. Господь ему ответил: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать» (Мф. 19. 18-19), – то есть перечислил основные заповеди ветхозаветного закона. Но человек спросил снова: «Чего еще недостает мне?» (Мф. 19. 20). И когда Господь сказал: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19. 21), юноша этот, у которого было много имущества, денег, с печалью отошел от Него, ибо услышал не то, что хотел. То, что сказал ему Христос, превышало его человеческие силы. Даже ученики Господа, услышав Его слова, изумились и, недоумевая, спросили: «Так кто же может спастись?» (Мф. 19. 25), если для того, чтобы спастись, нужно раздать все свое имение, превратиться в нищего.

http://mospat.ru/ru/news/45424/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010