Особенное благоговение всегда имел старец Амвросий к Божией Матери, как к единой всемощной Предстательнице и Заступнице рода христианского перед Ее Сыном, Царем и Господом. Почему ни одного Богородичного праздника не пропускал он без того, чтобы не отправить перед Ее святою иконою келейного бдения. Конечно, здесь разумеются более нарочитые в Святой Церкви празднества. В 1890 году прислана была ему настоятельницей Болховского женского монастыря, игуменьей Иларией, особенная икона Божией Матери. Царица Небесная представлена сидящей на облаках. Руки ее простерты на благословение. А внизу, среди травы и цветов, стоят и лежат ржаные снопы. Изображение Матери Божией, собственно, есть снимок с написанного Ее лика на иконе «Всех Святых», находящейся в Болховском женском монастыре, а снопы ржаные написаны по желанию и назначению старца Амвросия, который и дал этой иконе наименование «Спорительницы хлебов». Горячие молитвы возносил старец перед этой иконой; учил и понуждал молиться перед нею и собранных им в общине духовных чад своих. В последний же год своей жизни он делал снимки с этой иконы и раздавал и рассылал многим и из посторонних своих почитателей. А незадолго до последней своей болезни в честь этой иконы он составил особый припев к обычному Богородичному акафисту 172 . Припев этот сёстры и пели по благословению старца, когда в келье его читался акафист Божией Матери. Празднование этой иконе старец заповедал своим чадам духовным 15 Октября. И вот первым чудом милости Божией и заступления Царицы Небесной, по молитвам благодатного старца перед этой Ее святой иконой, можно считать то, что хотя последний год земной жизни его был вообще на Руси голодный, но в пределах Калужской епархии, и в частности около Шамординской общины, хлеб родился. Затем, хотя рожь в это время была дорога, однако старец, еще при жизни своей, успел столько ею запастись, что во весь этот год и даже следующий за ним в обители, несмотря на многочисленность ее насельниц, недостатка в хлебе не было. «Спорительница хлебов» помогла. В следующее затем лето, уже по кончине старца Амвросия, послушником Оптиной пустыни, Иваном Федоровичем Ч-м из дворян, написанная им самим икона Божией Матери «Спорительница хлебов» послана была в Пятницкую женскую общину Воронежской епархии. Там по случаю сильной засухи, грозившей неминуемым голодом, совершено было молебствие пред нею; после чего вскоре пошел дождь, и обитель с окрестностями спасена была от голода. По той же причине много нашлось почитателей старца Амвросия, желавших иметь у себя эту икону 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Калуж. епархии»; эти особенности, видимо, также были присущи только борской иконе и ее спискам и на списках болховской иконы не встречаются. Известные списки борского образа относятся только к XIX в. (напр., в Иосифовом Волоколамском и серпуховском Высоцком монастырях), указанные особенности есть на иконах XIX в. московских храмов свт. Николая Чудотворца в Кузнецах и апостолов Петра и Павла на Преображенской пл. Ломовская икона Божией Матери. XIX в. (Богородично-Рождественская Девичья пуст., с. Барятино) Ломовская икона Божией Матери. XIX в. (Богородично-Рождественская Девичья пуст., с. Барятино) Еще один чудотворный образ, прославившийся в К. и Б. е.,- икона Божией Матери «Спорительница хлебов» . На ней Богородица представлена сидящей на облаке над полем с распростертыми руками. Авторство иконы, созданной ок. 90-х гг. XIX в., приписывалось иером. Даниилу (Болотову) (см., напр.: Щенникова Л. А. Прославленные иконы Пресв. Богородицы у преподобных старцев Серафима Саровского и Амвросия Оптинского//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 110-125), в обоснованности этой версии высказано сомнение (А. Л. Толмачёв, см. также: Каширина В. В., Черкасова Г. П. К истории иконы «Спорительница хлебов»//Оптинский альманах. 2008. Вып. 2. С. 100-108). Сохранилось множество списков иконы нач.- 1-й пол. XX в. в К. и Б. е., Тульской и Орловской епархиях. Чудесами исцеления прославилась Ломовская (Ламская) икона Божией Матери «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» . По преданию, икону обнаружили в Угре, причем ее нескрепленные части плыли вместе по речной воде. От слова «разломанная» и происходит ее название. Жители сделали для иконы серебряную ризу. Она находилась в ц. Рождества Христова в с. Рождество (ныне пос. Товарково Дзержинского р-на Калужской обл.). В годы гонений икону сберегла, а в 1975 г. передала в храм Рождества Пресв. Богородицы с. Барятина мон. Ангелина (Фролова). В 1995 г. при храме была учреждена Богородице-Рождественская девичья пуст. В ночь на 14 сент. 1997 г. злоумышленники похитили икону из храма.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Второй обновившийся образ - это список чудотворной румынской иконы Божией Матери, именуемой «Плачущая», на котором до 1999 года были еле видны Лики Богоматери с Богомладенцем. Перед обеими иконами горят неугасимые лампады. В 2001 году у обители появился скит - бывший Рождество-Богородичный монастырь в Церковщине, с древними пещерами, в которых во время Великого поста молился преподобный Феодосий Печерский. На сегодняшний день в скиту восстановлена пещерная церковь во имя преподобного Феодосия Печерского и наземный храм в честь святителя Николая Чудотворца вместе с братскими келлиями. В 2003 году была закончена кирпичная кладка стен храма в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник». Церковь восстанавливается по проекту 1910-1912 годов. В 2004 году на церкви в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник», были поставлены купола, а 17 июля, в день памяти Царственных мучеников, Блаженнейший Митрополит Владимир совершил торжественный молебен и освятил кресты для восстановленного храма. 18 декабря 2003 года в дар Свято-Покровской Голосеевской Пустыни передана копия чудотворной иконы «Геронтисеа», которая находится на Святой Горе Афон. Великий дар поместили в алтаре. Каждую субботу после Божественной Литургии икону выносят из алтаря и совершают перед ней молебен с акафистом. Матерь Божия прославила Голосеевский образ «Геронтисса» несколькими исцелениями. В сентябре 2004 года в монастырской ризнице замироточили две иконы - «Спорительница хлебов» и «Жизнеподательница». Причем, одна из них - «Спорительница хлебов» мироточит и по сей день в дни праздников Пресвятой Девы. 18 мая 2006 года, по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, на Лесном кладбище Архимандрит Исаакий с братией обрели мощи блаженной старицы монахини Алипии (Авдеевой) и перезахоронили в усыпальнице под монастырским храмом в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник». На месте подвигов блаженной построена часовня в честь Святителя Николая Чудотворца. Матушка вернулась в монастырь, возрождение которого она провидела духом...

http://sobory.ru/article/?object=02896

История обители Помимо материалов, связанных с духовным наследием старцев, в журнале публиковались статьи, связанные с многообразной жизнью обители: по истории издательской деятельности, подборки материалов об отдельных иноках обители, записки паломников, а также другие материалы. По истории издательской деятельности: «Исправления Филаретом, митрополитом Московским, перевода творений аввы Фалассия» (1894. 12. С. 607–609); «Письмо Высокопреосвященного Сергия, митрополита Московского, к о. Порфирию», подготовленное к печати Е В (1898. 4. C. 577–578), в котором говорится о подготовке к изданию книги писем задонского затворника Георгия. Письмо преосвященного Феофана Затворника в Оптину Пустынь с просьбой прислать рукопись духовно-нравственных слов аввы Исаии, которая была использована при подготовке оптинского издания, подготовленного к печати Е В (1900. 1. С. 147–148). Отдельная подборка материалов была посвящена оптинскому монаху о. Клименту (Зедер- гольму) — его письма к отцу, лютеранскому пастору (1902. 10. С. 226–232; 11. С. 386– 392; 1903. 1. С. 68–70; 4. С. 589–593; 5. С. 33–38). На страницах журнала впервые был опубликован небольшой отрывок из дневников о. Даниила (Болотова) (1913. 7–8. С. 266–277). В том же году в журнале (1913. 5–6. С. 137–1543) было опубликовано краткое жизнеописание о. Даниила за подписью «П. С.» . Материалы в редакцию журнала были переданы Владимиром Алексеевичем Воронцовым-Вельяминовым, а им получены от старцев Оптиной Пустыни. Хотя публикация заключалась обещанием продолжения, его не последовало. Небольшие отрывки из дневников о. Даниила были опубликованы спустя много лет в советские годы. К столетию со дня смерти о. Даниила нами подготовлена значительная подборка его дневниковых записей, которая, надеемся, в скором времени станет доступной читателям. Журнал первым из печатных изданий и фактически последним в дореволюционной истории предоставил свои страницы для материалов, посвященных иконе Божией Матери «Спорительница хлебов», написанной по благословению прп. Амвросия (1892. 1. С. 101–116). Известно, что собранные и обобщенные монастырем сведения по истории иконы в 1894 году были направлены в редакцию «Церковных ведомостей», однако так и не были опубликованы. Святейший Синод запретил почитание иконы, что было связано с необычной иконографией и наименованием образа Божией Матери, а также с неоднозначным отношением духовных властей к личности старца Амвросия. Спустя много лет, в ноябре 1993 года, Святейшим Патриархом Алексием II было принято решение о внесении в календарь Русской Православной Церкви дня празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» 15/28 октября. Но поскольку это произошло в конце 1993 года, день празднования иконы внесен в церковные календари, начиная только с 1995 года.

http://bogoslov.ru/article/6192482

Среднеуральский женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» был открыт в 2005 году. По данным Екатеринбургской епархии, земельный участок, на котором располагается монастырь, ранее имел название «Немецкий хутор». В августе 2002 года он был безвозмездно передан монастырю Святых Царственных Страстотерпцев (основан на Ганиной Яме, где большевики уничтожали останки царской семьи). В 2002–2005 годах на территории подворья велись активные работы по строительству храмов, животноводческого комплекса, объектов жизнеобеспечения. В настоящее время на территории монастыря действуют храмы в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», в честь иконы Божией Матери «Казанская», домовая церковь в честь иконы «Покрова Пресвятой Богородицы» и храм в честь Пресвятой Троицы с подземной церковью в честь Царственных страстотерпцев. Настоятельницей монастыря является игуменья Варвара (Крыгина). Строителем и духовником монастыря с момента его основания является схиигумен Сергий (Романов). По данным синодального отдела по монастырям и монашеству РПЦ, в настоящее время в нем проживает более 200 насельниц, из них 120 имеют постриг в монашеский чин. Вечером 17 июня заявление в связи с ситуацией вокруг Среднеуральского монастыря сделала екатеринбургская епархия. В нем напомнили, что деятельность запрещенного в служении схиигумена Сергия является предметом рассмотрения епархиального церковного суда, который пока не вынес окончательного решения. «Согласно церковным правилам клирику, обвиняемому в канонических нарушениях, должна быть предоставлена не только возможность оправдаться в возводимых на него обвинениях, но и время на пересмотр своих заблуждений и покаяние, что является главной целью церковного суда»,— говорится в заявлении. Николай Яблонский, Екатерина Нечаева 18 июня Источник: " Коммерсантъ " Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 17.08.2022 15:16 Бывший схиигумен Сергий не признал в суде вину в экстремизме

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 1903 году на средства московской купчихи Крыловой храм был основательно отремонтирован, поставлен новый иконостас, стены расписаны живописью. В 1929 году, из-за невозможности платить налог и долг по нему, храм закрыли. Однако уже в 1936 году в Космодамиановском храме службы возобновились. Адрес: 393360, Тамбовская область, город Кирсанов, улица Пушкинская, дом 56 А Телефон: +7(47537)3-65-24 Подробнее... Храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (Соколово) [ править править код ] Село Соколово, получившее свое название по фамилии владельцев Соколовых, впервые упоминается в писцовых книгах 1745 года как деревня, где проживали крепостные, однодворцы и дворовые люди. Первая церковь в селе построена в 1790 году тщанием Мещерской и освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1883 году храм сгорел, и вновь его отстроили в 1895 году на страховую сумму с помощью прихожан. В 1930-х годах храм был закрыт и переоборудован под сельский " Дом культуры " . До наших дней храм не сохранился. Новый храм был выстроен в 2004 году и освящен в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Адрес: 393354, Тамбовская область, Кирсановский район, село Соколово, улица Центральная, дом 22 Подробнее... Храм иконы Божией Матери " Тихвинская " (2-ая Иноковка) [ править править код ] После войны по ходатайству верующих церковь хотели открыть. Освободившийся от зерна храм стали ремонтировать и приготовили к освящению: поставили несколько икон, которые сумели сберечь, и в самом верху оставались две иконы, которые были очень высоко и их не сняли — изображения Господа Саваофа и Божией Матери. Но разрешение на открытие храма получено не было. Несмотря на это 23 и 24 апреля 1949 года настоятель Троицкого храма (в те годы) отец Федор Орлов совершил праздничные Пасхальные богослужения. Реакция властей последовала незамедлительно: «епископ Иоасаф снял отца Федора с должности настоятеля, а уполномоченный лишил отца Федора Орлова регистрации». Тем не менее в престольный праздник храма, в день Святой Троицы, второй священник этой церкви – Александр Колоколов, вновь совершил праздничное богослужение в храме. Это стало последним богослужением в истории старого Иноковского храма. В уборочную кампанию 1949 храм засыпали зерном, и больше храм для богослужений не открывали.

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбовская_обл...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл возложил венок к мемориалу воинам Великой Отечественной войны и освятил памятник преподобным Никодиму и Спиридону, просфорникам Печерским, на территории Щелковского хлебопекарного завода 11 сентября 2011 г. 16:00 11 сентября 2011 года, по окончании Божественной литургии в Свято-Троицком соборе г. Щелково (Московская область), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направился к мемориалу воинам Великой Отечественной войны 1941-1945, установленному близ храма на аллее Славы. Святейший Патриарх Кирилл и губернатор Московской области Б.В. Громов возложили к мемориалу венки. Была пропета «Вечная память» «вождем и воинам, жизнь свою за веру и Отечество положившим». Предстоятель обратился с кратким словом к ветеранам и молодежи, собравшимся у памятника. Затем Святейший Владыка посетил хлебопекарный завод ЗАО «Щелковохлеб», на котором пять лет назад был создан просфорный цех первый в России на территории светского предприятия. В 2008 году в стенах завода был заложен храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». 7 июля 2010 года великое освящение храма совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Предстоятель Русской Церкви освятил памятник преподобным Никодиму и Спиридону, просфорникам Печерским, и посетил храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал митрополит Ювеналий, который представил Его Святейшеству генерального директора ЗАО «Щелковохлеб» И.В. Ларина. На память о посещении завода И.В. Ларин преподнес Предстоятелю картину с изображением преподобного Серафима Вырицкого. Святейший Владыка обратился к директору и сотрудникам завода со словом, в котором отметил высокое качество изготавливаемых на предприятии просфор. В дар храму Святейший Патриарх передал шитый образ Божией Матери «Взыскание погибших», а также подарил И.В Ларину икону святого Иоанна Крестителя. Сотрудникам были розданы иконки с изображением Божией Матери и преподобных Никодима и Спиридона, просфорников Печерских.

http://patriarchia.ru/db/text/1620066.ht...

Первая литургия в строящемся храме. 12 ноября 2011 года в храме иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» состоялось первое торжественное богослужение. После Божественной литургии благочинный Химкинского округа игумен Владимир (Денисов) освятил колокола для нового храма. На празднике присутствовал глава города С. С. Сокол, первый заместитель главы Н. Н. Гречишников, директор «ВННИ кормов» В. М. Косолапов, большое количество прихожан и жителей города. Установка куполов. 17 мая 2011 г. в храме в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» благочинным Химкинского округа игуменом Владимиром (Денисовым) в сослужении настоятеля храма священника Димитрия Мишустина, священника Димитрия Григорянца и протодьякона Владимира Бурцева был совершен чин освящения шатра, купола и креста для нового храма. Около 50 человек собрались, чтобы молитвенно принять участие в поистине историческом событии для микрорайона. Среди собравшихся были председатель городской думы Н. Н. Гречишников, глава районной администрации В. В. Станков, директор ВНИИ имени Вильямса В. М. Косолапов, ветераны, сотрудники ВНИИ, учителя, врачи, дети и многие жители района. По окончании освящения игумен Владимир обратился к собравшимся с приветственным словом. После завершения чина освящения, монтажники начали подъем и установку шатра и купола на храм. Погода казалось, решила испытать всех на прочность проливным дождем. И лишь к завершению установки купол заблестел на солнце. Под совместное пение тропаря Кресту Господню купол был поднят и установлен на храм. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время на приходе ведется духовно-просветительская деятельность. С 2012 года, действует Воскресная школа. Занятия по воскресным дням после Литургии. Курс обучения состоит из двух частей: закон Божий и клиросное пение. На данный момент обучается две группы: младшая от 4 до 8 лет и старшая от 8 и выше. Курс рассчитан на четыре года. Программы текущего года обучения представлены следующими темами: Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные и праздничные дни.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

Изображение Богоматери на этой иконе было заимствовано с иконы «Всех Святых», находящейся в Болховском женском монастыре, а поле со снопами внизу написано по мысли и назначению преподобного старца Амвросия. Он дал этой новой иконе знаменательное имя «Спорительницы хлебов», указывая этим, что Богоматерь – Помощница людям в трудах их к снисканию хлеба насущного. Старец и сам молился пред этою иконою; учил молиться пред нею и духовных дочерей своих – монахинь основанной им женской Казанской Амвросиевой общины при сельце Шамордино, Калужской губернии, где старец провел последний год своей жизни и где скончался. В этот последний год старец, заказывая снимки с этой иконы, раздавал и рассылал их многим своим почитателям из мирян. Незадолго до своей смерти старец для пения акафиста пред этой иконой составил особый припев к общему Богородичному акафисту. Вот слова его: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!» И акафист с этим припевом читался и пелся часто сестрами в кельи изнемогавшего старца. Отец Амвросий положил совершать празднование иконе «Спорительницы» 15 октября. Первый день празднования иконе – 10 октября 1891 года совпал с днем погребения старца Амвросия. – Батюшка, вот вы умираете, – спрашивал старца его духовник, – на кого обитель свою оставляете? Он ответил с присущим ему упованием: – Обитель оставляю Царице Небесной. Первой милостью, излившеюся от этой иконы, было то, что хотя 1891-й год в России был вообще голодный и вокруг Калужской епархии были пораженные недородом местности, в пределах Калужских и на шамординских полях хлеб уродился. Рожь тогда страшно поднялась в цене. Но старец при жизни успел столько запасти ее, что весь этот год и следующий в обители при всей многочисленности сестер недостатка в хлебе не было. Уже по кончине старца, летом 1892 года, была послана написанная близким послушником старца из дворян, Иваном Федоровичем Черепановым, икона «Спорительницы» в молодую Пятницкую женскую общину, Воронежской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

В Гефсиманской женской обители ударяют в било: 1) за полчаса до колокольного звона к службам, кроме утрени; 2) вместо задостойного звона на Литургии; 3) перед повечерием, после отпуста вечерни; 4) на утрени и на всенощном бдении по восьмой песни канона, на «Честнейшей»; 5) при крестных ходах одновременно с трезвоном. 1050 Появление иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» относится к последним годам жизни преп. Амвросия Оптинского . В 1890 г. настоятельница Волховского Богородично-Всехсвятского женского монастыря, что в Орловской губернии, м. Илария прислала Старцу необычный образ, заимствованный с иконы Всех Святых, находящейся в обители. Пресвятая Богородица изображена на нем сидящей на облаках. Руки Ее подняты в благословляющем движении. Преподобный дополнил икону изображением сжатого поля – снопы ржи среди травы и цветов. Дав образу новое название: «Спорительница хлебов», – он благословил своего духовного сына иеромонаха Даниила (Болотова, 1837 †1907), в мipy известного живописца, написать икону. Своих духовных дочерей – монахинь основанной им Шамординской Казанской женской пустыни – он учил молиться перед нею; заказывал с нее фотоснимки, раздавая и рассылая своим почитателям из мipяh. Незадолго до смерти преп. Амвросий составил особый припев к обычному Богородичному акафисту: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!» Старец положил празднование иконе совершать 15 октября. Примечательно, что именно в этот день почившего о. Амвросия опустили в могилу. Впоследствии Св. Синод, в виду нетрадиционной иконографии, запретил распространение иконы, однако образ получил уже общероссийское распространение, почитался многими богомольцами. Тогда по указу Св. Синода образ «Спорительницы хлебов» увезли из Шамордина. Празднование этой иконе установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (резолюция 10.11.1993) (Цеханская К. В. Икона в жизни русского народа. М. «Паломник». 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010