Углич. Богоявленский монастырь. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская церковь Карта и ближайшие объекты Первая каменная постройка Богоявленского женского монастыря. Построена в период 1689-1700 гг. местными строителями " Артемием Даниловым сыном Птицыным, Дементием Патрикеевым сыном Бупаковым " и др. за 500 рублей. После постройки была освящена как церковь Богоявления Господня. Название - церковь Смоленской иконы Божией Матери получила после постройки на территории монастыря Богоявленского собора в 1853 г. Пристройка с западной стороны - трапезная, перед которой когда-то была шатровая колокольня, ныне осталась только галерея и портик. Внизу - хозяйственный подклет. Церковь Смоленской иконы Богоматери, построенная в 1700 г., двухэтажная, с приделом Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Аполлинарий Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии», Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. Церковь иконы Божией Матери Смоленская в Богоявленском Угличском монастыре Кирпичная церковь, построенная в 1689-1700 гг. угличскими мастерами Артемием Птицыным, Иваном Русиновым, Иваном Кисельниковым и др. Первоначально была освящена в честь Богоявления Господня, в 1854 г. переосвящена в честь Смоленской иконы Божией Матери. Четырёхчастная церковь на подклете с двухсветной храмовой частью, увенчанной пятиглавием. Алтарная апсида полукруглая, к трапезной с северной стороны примыкает придел (первоначально Смоленский, с 1854 г. - Возвиженский). С запада к трапезной примыкает арочная двухъярусная галерея, над которой прежде возвышалась шатровая колокольня, с севера и юга находилось крыльцо на два схода. В нижнем этаже находились два придела: апп. Иоанна Богослова и Андрея Первозванного; Иоанна Милостивого и Димитрия Ростовского (1775 г.), упразднённые в 1804 г. В XIX в. была разобрана колокольня, а крыльцо заменено новым в классическом стиле, расположенным с северной стороны. Церковь закрыта в сент. 1925 г. Отреставрирована в 1970-1975 гг., при этом восстановлено покрытие глав зелёной поливной черепицей. В 2003 г. возвращена верующим. В настоящее время является зимним храмом монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=02889

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры Богородицы (иконы), глас 5-й – 4. «Слава, и ныне» Богородицы (иконы). Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» Богородицы (иконы), глас 6-й (см. по 50-м псалме; ср.: Типикон, 3-я Маркова глава под 24 февраля). «Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь Богородицы (иконы), глас 4-й (единожды). Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь». Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю…» [или: «Утверди, Боже…»] , после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К. , прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326). Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час. На 1-м часе – кафизма 2-я. Тропарь Богородицы (иконы). Стихи часа: «Стопы моя направи…» и «Да исполнятся уста моя…» – читаются . По «Отче наш…» – кондак Богородицы (иконы). После возгласа: «Боже, ущедри ны…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется общий кондак Божией Матери «Взбранной Воеводе…». Отпуст великий, и многолетны. Примечание. «Егда же поем полиелей, на часех в кампан не ударяем» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава). На 3-м часе – кафизма 3-я. На 6-м часе – кафизма 4-я; тропарь пророчества (Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 5-я. На всех часах – тропарь Богородицы (иконы), по «Отче наш…» – кондак Богородицы (иконы), конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

В плане архитектуры церковь выглядит довольно просто: храм венчает одна главка на высоком барабане. Двусветный вытянутый к верху четверик был крыт четырёхскатной крышей. К основному объёму с востока примыкает полукруглая апсида, с запада небольшая трапезная, на которой возвышается двухъярусная колокольня, которая была выстроена на деньги приходских жителей с Ивановской улицы, ныне переименованная в улицу Декабристов. Фасады церкви очень лаконичны и просты, на оконных проёмах совсем нет наличников, отсутствуют полуколонки и резьба. Наиболее значимым архитектурным украшением является простой карниз, который разделяет основной объём и несколько приукрашивает стеновую гладь. В церкви сохранился иконостас, являющийся ровесником самого храма, для которого писал иконы знаменитый художник Харков. После постройки храма интерьер церкви Иоанна Милостивого был украшен при помощи фресковой росписи, которая была переписана в конце XIX века. Первоначальная живопись сохранилась только в виде небольшого фрагмента под названием " Вознесение Иоанна Милостивого " на большой арке, делящий храм на основную часть и трапезную. В центральной части сомкнутого свода находится фреска " Саваоф " , а на самом своде - " Снятие со креста " , " Распятие " , " Положение в гроб " , " Поцелуй Иуды " . Роспись написана в стиле официального сухого академизма в несколько ярусов в виде панно, которые обрамлены плетёночным орнаментом. Что касается тематик сюжетов, то здесь представлены изображения Иакова и Леонтия Ростовских в округлых медальонах, а также юродивого Иоанна Милостивого и Димитрия Ростовского. На своде трапезной имеются следующие фрески: " Явление иконы Богоматери Иоанну Милостивому " , " Рождество Иоанна Предтечи " , " Смерть Иоанна Милостивого " . В северном приделе Св. Власия и Иоанна Предтечи, на своде изображено " Сретение " , " Богоявление " , а на стенах имеется роспись " Ростовские чудотворцы " . В этом приделе сохранился небольшой иконостас XVIII столетия с иконами древнего письма - " Ангел Хринитель " и " Св. Власий с чудесами " (обе XVII в.). В церкви сохранились старинные деревянные иконы, которые стоят в отдельных резных киотах, такие, как " Не рыдай по мне мати " , " Св. Николай Чудотворец " и другие, относящиеся к XVII веку. Особенно почитаются святыни, находящиеся в храме - Крест и " Псалтирь " , написанная на латинском языке на пергаментной бумаге, принадлежавшие святому Иоанну. В 1702 году Псалтирь был заново переплетён и положен в гроб блаженного по указанию Святителя Димитрия Ростовского, о чём сообщает надпись, сделанная в книге.

http://sobory.ru/article/?object=00600

Икона Божией Матери «Остробрамская» 3 декабря, 2013 Икона Божией Матери «Остробрамская» Память иконы Божией Матери «Остробрамская» празднуется в Русской Православной Церкви 8 января и 27 апреля. Это — необычный образ Пресвятой Богородицы, который имеет большое значение и для католиков. На иконе Божией Матери «Остробрамская» у Девы Марии опущен взгляд и скрещены руки. Кроме нимба на голове у Богородицы — корона, от Нее исходит сияние со звездами в ночном небе. Это — один из самых редких типов иконографического изображения Пресвятой Богородицы, на нем нет Младенца Иисуса. Название образа исходит от географического названия. Икона Божией Матери «Остробамская» хранится в Вильнюсе в часовне, которая стоит у ворот при входе в город. Ворота называются Острыми, поэтому икону в свою очередь стали называть «Остробрамской». Считается, что икона написана в западноевропейской традиции, а точная история ее создания неизвестна. До нас дошли только сведения о том, что икона Божией Матери «Острообрамская» — это список с другой иконы нидерландского происхождения, который был сделан в XVII веке. По крайней мере, именно так считают в католической Церкви. В Православной традиции есть мнение, что икона — древний Византийский образ, который изображает Богородицу в момент принятия Благой вести от Архангела Гавриила. Несмотря на расхождениях в вопросах истории образа, католики и православные на равных поклоняются этой удивительной святыне. В чем помогает икона Икона Божией Матери «Остробрамская» Читайте также — Икона Божией Матери Владимирская Молитвы образу Икона Божией Матери «Остробрамская» О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Киева всемощная Заступнице! Приими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет нам, грешным, и да пробавит благость Свою чтущим Тя и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. К кому бо возопиим Владычице? К кому прибегнем в горестех наших, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхания наша приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Тем же молим Тя усердно: покрый Твоим ходатайством наша прегрешения, защити нас от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на нас.

http://pravmir.ru/ostrobramskaja-ikona-b...

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Церковь Филарета Милостивого в Митропольичьих покоях. Церковь. Действует.   Престолы: Филарета Милостивого Год постройки:между приблизительно 1680 и 1778. Адрес: Россия, Московская область, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра Координаты: 56.309223, 38.129629 Проезд:храм находится на территории Лавры Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Митрополичьи покои известны с XVI в. как кельи архимандрита; в конце XVII в. сооружены заново. Верхний этаж и главный северный фасад капитально переделаны в 1778 г. в стиле барокко иждивением митрополита Платона. Здание частично реставрировано в 1938-1939 и 1945 г. И. Трофимовым. Кирпичный оштукатуренный корпус вследствие рельефа участка имеет с одной стороны два, с другой три этажа. На тыльной и боковых фасадах сохранились фрагменты обработки XVII в.: рамочные обрамления окон и фриз из рельефных полихромных изразцов. Барочное убранство лицевого фасада включает фигурные наличники, обильную лепнину с картушами и портик с колоннами, поддерживающий балкон с кованой изящной решеткой. Свободная планировка здания и сводчатые помещения нижних этажей сохраняют свой изначальный характер. Парадные верхние комнаты нарядно убраны лепниной и росписью, преимущественно помещенной на сводах. Особенно пышной отделкой отличаются Царская и переделанная в церковь Патриаршая палаты с большими кафельными печами из расписных сюжетных изразцов. При поновлении интерьеров в XIX в. в ряде комнат штофные обои и лепка на панелях и оконных откосах заменены штукатуркой " под мрамор " . Каталог " Памятники архитектуры Московской области " т.2. М., Стройиздат, 1999 г. Домовый храм во имя Казанской иконы Божией Матери в Патриарших покоях устроен в 1758 г. в б.Патриаршей палате. В 1793 г. переосвящен в Петро-Павловский. К 1868 г. относится его сохранившаяся внутреннее убранство и иконостас, исполненные И.М.Малышевым. В 1880 г. вновь получил посвящение Казанской Божией Матери. В 1918 г. церковь была закрыта. При возрождении в 1949 г. храм была освящен во имя Филарета Милостивого.

http://sobory.ru/article/?object=06573

В ростовской ц. Толгской иконы Божией Матери над ракой блж. Иоанна Милостивого установлен образ «Блж. Иоанн Милостивый, с деисусом и клеймами чудес» 3-й четв. XVII в.; П. представлен в молении справа в деисусном чине. На иконе «Ростовские чудотворцы» 1685/86 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) святые представлены в 2 ряда, П.- в верхнем ряду среди преподобных и блаженных. В XIX в. такая икона хранилась в ростовской ц. св. Иоанна Предтечи ( Израилев А. А., прот. Ростовская, Ярославской губ., церковь в честь Толгской иконы Божией Матери, называемая также церковью Иоанна Милостивого//Прот. Аристарх Израилев (1817-1901): Тр., публ., исслед. М., 2001. С. 507-508). Существовали иконы, на к-рых вокруг центрального образа свт. Николая Чудотворца были объединены фигуры Московских и Ростовских святых. В подобном изображении кон. XVII в. (из ц. Воскресения Христова в с. Демьяны Ростовского р-на Ярославской обл., СПГИАХМЗ) П.- крайний слева в верхнем ряду, правая рука возле груди. Иногда образ П. сопоставляли с изображением св. царевича Димитрия Угличского (икона-спилок «Избранные святые», 1-я пол. XVII в., частное собрание; П. в куколе). В числе Ростовских чудотворцев П. представлен также на иконе с подписью московского мастера В. П. Гурьянова (1902, ГМЗРК): 1-й ряд состоит из святителей, над ними - прп. Авраамий и П. (у него заостренная, слегка раздвоенная борода, мантия и схима на плечах покрыты золотым ассистом). Относительно рано появился извод «Ростовские святые в молении чудотворной Владимирской иконе Божией Матери». На иконе посл. трети XVII в. (из собрания А. А. Титова, ГМЗРК) избранные святые (среди них большинство Ростовских, но есть также Новгородские, Московские, Ярославские) представлены молящимися прославленной святыне Ростова. Под ней внизу - сюжет «Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому» (П. изображен коленопреклоненным отроком). Место П. среди святых варьировалось. На иконе 2-й пол. XVIII в. (ГРМ) в центре стоит свт. Николай Чудотворец, П.- в правой группе, старец в схиме, надетой поверх мантии, со свитком в руке.

http://pravenc.ru/text/2580106.html

Тропарь, глас 4-й Заступнице земли Российския от нашествия Свейскаго и непрестанная за нас молитвеннице, мир земли и душам нашим у Господа испроси, да святится в нас имя Божие во веки. Кондак, глас 6-й Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. 2/15 июля Иконы Божией Матери Ахтырская к Тропарь, глас 4-й Преблагословенная Дево, Богородительнице чистая, у Креста Сына Твоего и Бога нашего предстоящи, скорбь велию претерпела еси и благодать от Него прияла еси сущия в скорбех утешати. Темже на пречистый образ Твой благоговейно взирающе и изображенную Тя на нем пред Крестом Спаса нашего видяще, умиленно к Тебе вопием: Заступнице усердная, благая и милостивая! Ускори избавити ны от всякия скорби, нужды и болезни и спаси души наша, да Тя со благодарением славим во веки. Кондак, глас 8-й Притецем, вернии, к благодатному милостей и щедрот источнику чудотворному Пречистыя Девы образу: сей бо нам свыше даровася, душам и телесем во спасение, емуже покланяющеся с любовию, возопием к Богородице, о Всепетая Мати, о Царице Всемилостивая, покрый и соблюди нас от всякаго зла Твоим к Богу Матерним предстательством. 5/18 июля Иконы Божией Матери «Экономисса» Тропарь, глас 4-й Предстательство страшное и непостыдное, не презри, Благая, молитв наших, Всепетая Богородице, милостивая верных Домостроительнице, утверди православных жительство, спаси страну нашу и всех православно живущих в ней защити, зане родила еси Бога, едина Благословенная. Кондак, глас 6-й Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. 10/23 июля Иконы Божией Матери Коневская Тропарь, глас 1-й Возсия нам, яко солнце светозарное, от востока в велелепии Твоя, Владычице, икона, озаряющи чудес сиянием преславно всех непрестанно приходящих к ней с верою и любовию, и молящихся усердно Твоему еже о Сыне Твоем и Бозе величию. Слава Богу, Арсением сию давшему нам, слава Возвратившему=ю от Новаграда, слава Действующему тою всем исцеления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1732...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Неувядаемый Цвет " Описания иконы Описание иконы Неувядаемый Цвет Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии На иконе «Неувядаемый Цвет» Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее – цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Списки этой иконы прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви. Икона Неувядаемый Цвет - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Цветок, который Пресвятая Богородица держит в руке, символизирует неувядаемость девства и непорочность Божией Матери. Православная Церковь так и обращается к Пречистой Деве: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Существуют несколько отличающихся друг от друга видов иконы Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет». На одном из них Богомладенец изображён стоящим слева от Богородицы с державным скипетром в руках. Иконографически образ схож с иконой Божией Матери «БЛАГОУХАННЫЙ ЦВЕТ». Описание иконы Неувядаемый Цвет из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Богоматерь, изображенная на этой иконе, держит Сына Своего на правой руке, а в левой руке у Нее цветок лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Богоматери. С таким названием иконы имеются в разных местах: в двух церквах г. Москвы — церкви Успения на Могильцах, где ей празднуется 31 декабря, и в Алексеевском монастыре; в г. Кунгуре Пермской губернии; в бывшем г. Кадоме Тамбовской губернии, именно — в Милостиво-Богородицком женском монастыре, и в Богородицко-Рождественской церкви города Воронежа. Подобная же икона находится в Никольской церкви села Будищ Полтавской губернии. Она принадлежит к числу очень древних икон и чтится местно. Ежегодно 3 апреля в село Будищи собирается много богомольцев на поклонение этому образу, представляющему копию с Владимирской иконы Богоматери. От него совершилось много чудесных исцелений больных. --- С таким наименованием икона Богоматери находится в Москве, в церкви Успения на Могильцах. Друго[...]

http://pravicon.com/icon-209

Ушаково, урочище. Часовня иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Добавить фотографии Фотографий пока нет Добавить статью В 7 километрах от села Княжиха, в густом лесу, расположен древний источник иконы Божией Матери " Всех скорбящих радость " . На маленькой поляне расположены обнесенный срубом родник и часовня. Ежегодно 26 июня, в день памяти мч. Акилины, в преддверии праздника иконы Божией Матери " Всех скорбящих радость " , совершается Крестный ход от церкви Иоанна Милостивого до источника. На Тверской земле немало святых источников. Отсюда берет свое начало главная река России – Волга, и начинается она из родников. Есть и на нашей отчей земле памятник природы – святой родник. Долгая ухабистая дорога, идущая лесом, от села Княжиха, мимо исчезнувшей деревеньки Ушаково, дальше по извилистой тропинке, ведущей к роднику. Всмотревшись в темную воду, видишь на дне пульсирующий ключ – словно сердце бьется. Это и есть родник. Пробивается он из-под земли и не замерзает даже в лютый мороз. Вода в нашем роднике всегда чистая, освежающая и полезная. Дарит людям земля-матушка свежесть, бодрость, здоровье. Родник назван в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». Эта икона установлена в часовне рядом с родником. А родник вошел в историю нашего края, которая начинается с далеких прошлых лет. Из поколения в поколение передается молва о живительной целебной силе источника близ деревни Ушаково. Когда-то в здешних местах местные жители обнаружили на дереве чудом явившуюся икону Скорбящей Божьей Матери. Рядом с этим местом пробился из-под земли родничок, и потекла светлая водица быстрым ручейком вглубь леса. А вода в нем не простая, а целебная. Умывшись ею, попив из родника, путники испытывали прилив сил. Набранная вода стоять может целый год, а на вкус, как только что из родника. Множество паломников устремилось к святому месту. И, как часто это бывало на Руси, благодаря сельскому приходу да богатой помещице, появилась здесь церковь. Простояла она не одно десятилетие, разрушилась, на смену ей у источника была срублена небольшая часовенка.

http://sobory.ru/article/?object=22599

Во время французского нашествия монастырь был вновь сожжен, но с помощью благочестивых мирян полностью восстановлен. Большую роль в восстановлении монастыря сыграл святитель Филарет Московский . В 1696 году на средства Андрея Римского-Корсакова, вельможи Петра I, был построен надвратный храм Спаса Нерукотворного Образа. В 1766 году был построен храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» над могилами основательниц монастыря игумении Иулиании и монахини Евпраксии. В 1804–1807 годы на месте древних храмов был возведен Рождественский собор с приделами Зачатия праведной Анны, великомученика Феодора Стратилата, святителя Алексия, митрополита Московского и Казанской иконы Божией Матери. В обители была бо гадельня для престарелых инокинь, руко дельная мастерская. В середине XIX b. для богадельни было выстроено каменное зда ние с храмом Сошествия Святого Духа. Для прохождения иноческого подвига в Обитель удаляются многие представительницы знатных семей. Здесь была устроена богадельня для престарелых монахинь и приют для девочек-сирот. Особо почиталась в монастыре икона Божией Матери «Милостивая», прославившаяся в народе обилием чудес. Монастырь был закрыт в 1927 году. Некоторые иконы были перенесены в храм пророка Илии Обыденного. В Зачатьевском монастыре 16 марта 1925 года отслужил свою последнюю литургию святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, умерший девятью днями позже. В 1930-е годы Рождественский собор, колокольня и храм во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» были разрушены до основания, Духосошественская церковь была полностью перестроена, монастырские стены были частично разрушены. Надвратная церковь, выстроенная в стиле московского барокко, была объявлена архитектурным памятником и отреставрирована в 1960-е годы. В 1991 году сестринством во имя «Милостивой» иконы Божией Матери были начаты труды по возрождению монастыря. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и решением Священного Синода от 5 мая 1995 года возобновлена древнейшая женская обитель. 25 ноября 1999 года совершается торжественное перенесение чудотворного образа «Милостивой» иконы Божией Матери в Зачатьевский монастырь.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010