Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Антоние,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. 4/17 Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250; 408–450). Казанской-Пензенской иконы Божией Матери (1717). Тропарь семи отрокам, иже во Ефесе, глас 4 Велия веры чудесе,/в пещере, яко в чертозе царском,/святии седмь отроцы пребыша,/и умроша без тли,/и по мнозех временех восташа яко от сна,/во уверение воскресения всех человеков./Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас. Ин тропарь, глас 8 Благочестия проповедники и воскресения умерших изобразители,/Церкви столпи седмочисленныя,/отроки всеблаженныя песньми восхвалим:/тии бо по многих летех нетления, аки от сна воставше,/всем возвестиша Яве мертвых востание. Кондак, глас 4 Мира сущая тленная презревше,/и нетленныя дары приемше,/умерше, кроме тления пребыша./Темже востают по многих летех,/все погребше лютых неверие,/яже во хвалении днесь, вернии, восхваляюще, Христа воспоим. Ин кондак, глас тойже Прославивый на земли святыя Твоя,/прежде Втораго и страшнаго пришествия Твоего, Христе,/преславным востанием отроков/показал еси Воскресение неведящим е,/нетленна одеяния и телеса явив,/и царя уверил еси вопити:/воистинну есть мертвых востание. Величание Величаем вас,/святии седмь отроцы, иже во Ефесе,/и чтим святую память вашу,/вы бо молите за нас/Христа Бога нашего. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее, именуемой Казанская-Пензенская, глас 4 Заступнице усердная,/Мати Господа Вышняго,/за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/и всем твориши спастися,/в державный Твой покров прибегающим./Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,/иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими,/предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/и сокрушенным сердцем/пред пречистым Твоим образом со слезами/и невозвратно надежду имущих на Тя,/избавления всех зол,/всем полезная даруй/и вся спаси, Богородице Дево:/Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Апостол, аллилуиарий и Евангелие – Богородицы (иконы). По прочтении Евангелия царские врата затворяются. Ектения сугубая: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. Причастен: «Вкусите и видите...», и Богородицы (иконы): «Чашу спасения прииму...». На отпусте иерей в качестве дневных святых поминает святых следующего дня – мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска. Примечание. Канон рядовых святых (3 марта, мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска) поется на утрене, а вечерние стихиры с «Господи, воззвах» поются на хвалитех. См.: Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава, 4-е «зри». Примечание. «По отпусте же входим в трапезу, и ядим два варения с елеем, и пием вино. В среду же и пяток, ядим два варения без елея, и пием вино» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава). 1 Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Празднование Пресвятей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемыя “Державная”», и 2) «Ина служба явлению иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы “Державныя”». 2 При совершении богослужения следует руководствоваться 11-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я недели постов», и 12-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы во един от дней постных». 3 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 551. 4 Там же. 5 В каждой песни второго трипеснца после Богородична приводится еще дополнительный (5-й) тропарь, который не входит в счет. 6 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю...» поется: «Утверди, Боже...», является допустимой. 7 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339. 8 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем...». 9 Перед чтением Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров священник, по аналогии с полной Литургией, читает молитву: Возсияй в сердцах наших... (ср.: Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1992 2 . Т. 1. С. 281; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. С. 181). Чтение Евангелия предваряется диалогом диакона и священника: Благослови, владыко, благовестителя... – Бог, молитвами святаго славнаго... (ср.: Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 1. С. 138–140; Ч. 2. С. 173–175).

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-15/

Из истории строительства деревянной церкви, именуемой Ржевской иконы Божьей Матери: Прошение чинов, обывателей и прихожан города Ржева о повелении созеждать на посаде церковной земли церковь во имя ржевския Богородицы. Декабря дня 1715 года. «Державный Царь Государь милостивейший. Во Ржеве на посаде, Иоанна Предтечи земля исстари лежит в пустее, а у нас нижеименованных рабов Твоих обещание, чтоб на той церковной земле построить древяную церковь во имя Пресвятыя Богородицы Чудотворного Ея образа ржевския, да в приделы Иоанна Предтечи и преподобного отца Нила Столбенского. Всемилостивый государь, просим Вашего Величества, да повелит Ваше Державство на оной Иоанна Предтечи церковной земле нам рабом Твоим по обещанию нашему сождить оную церковь во имя Пресвятой Богородицы ржевския, да в приделах Иоанна Предтечи и преподобного отца Нила Столбенскогои на тое церковь лес готовить и строить. От Вашего Величества нижайшее рабы Твои града Ржева Володимировы разных чинов обыватели и тоя церкви прихожане и вкладчики. Декабря 3 дня 1715 году Ржевы-Володимировы ландрат Лука Челищев, князь Юрий Путятин руку приложил, подрядчик Никита Путятин, именитого человека Григория Дмитр. Строганова приказчик его Григорий Ярилов, ржевский посадский человек Иван Поганкин, ржевский посадский человек Василий Лучников по прошению посад. челов. Сергея Денисова, вкладчик ржев. посад. челов. Авраам Поганкин, ржев. приказной избы подьячий Леон Ваулин, Иван Ваулин, подьячий Григорий Вараксин, подьячий Иван Храмцовский, земской бурмистр Артемий Долгополов, бурмистр Клим Орлов, именитого человека Григ. Дмитр. Строганова человек Иван Бунин. Резолюция: Выписать 1715, декабря 16» (Церковная летопись, 1629 год. РГАДА). В 1717 году по Указу патриаршего Местоблюстителя митрополита Стефана Егорского, «в устье» Волги, как значится в летописи, был построен деревянный храм иконы Ржевския Богоматери. Слово «Оковецкой» здесь не обозначено. И далее, в составленном тексте Д.С. Чураковым, следует: «По благословению митрополита Игнатия Сарского и Подонского в 1719 году был освящен придел во имя преподобного Нила Столбенского, а два других престола в честь ржевския иконы Богоматери и РожДества Иоанна Предтечи продолжали быть не освященными».

http://sobory.ru/article/?object=03001

Казанская икона явилась 27 лет спустя присоединения Казани к государству Российскому, что произошло на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы в 1552 году. Очевидно для укрепления веры православного народа. Подтверждение чему находим в Акафисте Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская»: «Радуйся, агарянскаго зловерия обличение. Радуйся, гордыни их низложение; Радуйся, веры христианския утверждение». Это было время, когда решался, по сути, вопрос о направлении русской экспансии. И явление иконы Божией Матери укрепило Русь в ее в движении на восток. А уже через три года 26 октября 1582 года в день памяти покровителя православного воинства Великомученика Димитрия Солунского казаки атамана Ермака Тимофеевича взяли Кашлык - столицу Сибирского ханства. Русь твердо двинулась не на Запад, а на Восток, на собирание вокруг Москвы евразийского пространства. Символично также и то, что в России было три самых чтимых иконы Казанской Божией Матери в трех столицах: в Казани, затем в Москве и Санкт-Петербурге. В 1612 году икона являет чудо спасения Отечества от польской оккупации и главное чудо сохранения русской самобытности: Собор 1613 года однозначно решает никаких иных кровей царевича на русский престол не звать. Памятником этому чуду стала Казанская церковь на Красной площади в Москве с чудотворным образом Казанской Божией Матери, построенная князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. А также и новый праздник иконе 22 октября ст. ст. в память взятия московского Китай-города, что предопределило очищение Москвы от поляков. Именно в этот в Санкт-Петербурге по распоряжению Царя Петра Алексеевича в 1721 году состоялись торжества в честь заключенного 30 августа Ништадтского мира, завершившего тяжелейшую войну со Швецией, которая закрывала для России выход к Балтийскому морю и превращение в великую державу. Государь Петр Алексеевич после торжественного молебна в Троицком соборе по случаю победного завершения войны принял поднесенные ему Правительствующим Сенатом и Священным Синодом титулы Великого, Императора и Отца Отечества. В день празднования Казанской иконы Божией Матери, Россия де-юре стала империей. Так что День народного единства должен обращать наши взоры не только к подвигу ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, освободивших Москву от поляков, но к дню рождения Российской Империи.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/21/po...

Прежде всего, в сознании православных верующих русских людей издревле живет подкрепляемая чудесными явлениями твердая уверенность в том, что священная земля нашей Отчизны находится под непрестанным милостивым покровительством Царицы Небесной. Ее дивное предстательство пред Богом многократно спасало народы нашей страны от вражеских нашествий, избавляло многих от внезапной смерти, возвращало воинов с поля битвы в родные семьи по молитвам их верующих матерей. И святая Церковь наша, исповедуя в одном из своих замечательных песнопений, что «небесе и земли Царица, от святых сродних наших умоляемая, доныне землю Русскую покрывает», усердно взывает к Ней: «О, Владычице Державная! не престани и на будущее время во утверждение на Руси Православия милости и чудеса изливати до века». Но и в мирные времена Матерь Божия помогает нам «низлагать ополчения сопротивных», то есть побеждать невидимых врагов нашего спасения: прогонять нечистые помыслы, искоренять порочные навыки, противостоять греховным соблазнам, угашать «раскаленные стрелы лукавого» ( Еф. 6:16 ). Ведь помимо кровопролитных войн, происходивших и все еще, к сожалению, происходящих на земле, в мире беспрерывно совершается великая незримая, но напряженнейшая духовная война, фронт которой проходит через каждое человеческое сердце. Это – всеобъемлющая и многообразная в своих проявлениях борьба между добром и злом, между любовью и ненавистью, между стремлением к праведности и служением греху. И в этой духовной борьбе каждый из нас, призванный быть »добрым воином Иисуса Христа« ( 2Тим. 2:3 ), имеет дивную Помощницу и Покровительницу в лице Божией Матери, Которую Святая Церковь именует «избранной Воеводой», «нерушимой стеной и предстательством», «лукавых духов Прогонительницей». Вспоминая о чудесном знамении от иконы Пресвятой Богородицы, задумаемся о самом понятии «чуда» и о значении чудес в жизни христианина. Иногда думают, что чудо – это необходимое средство для возбуждения веры, то есть такое сверхестественное явление, которое для того и совершается, чтобы поразить воображение человека и заставить его поверить в то, чего раньше он никак не хотел признать. Так мыслящие о чудесах, и особенно люди малоцерковные, идут иногда и дальше, делая для себя такой вывод: «Поверю в чудеса лишь в том случае, если сам, своими глазами, увижу чудо».

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Благовещенский храм (Ульяновск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Благовещенский храм расположен в Засвияжском районе города Ульяновска, в районе, неофициально именуемом «Дальнее Засвияжье». Первое богослужение в храме состоялось 25 апреля 1997 года, в Страстную Пятницу. Содержание История [ править править код ] Начало церковному приходу в Дальнем Засвияжье было положено в 1995 году возведением небольшой панельной часовенки, где стали ежедневно читаться акафисты перед Державной иконой Божией Матери. Люди постепенно стали собираться вокруг строящегося Дома Божиего. Украсили часовню принесенными из дома иконами. Понимали, что тут они больше послужат народу Божиему, возвращающемуся к вере своих отцов. Так и строился Благовещенский храм всем миром: благословением и молитвами Владыки Прокла, трудами отца настоятеля, всей братии, строителей и, самое главное, при помощи рядовых прихожан. Кто-то принес свои старые, намоленные иконы, кто-то пожертвовал свою трудовую копейку, кто-то неленостно трудился на строительстве. Большинство икон, которые украшают храм и сегодня, пожертвованы самими верующими. А Промыслу Божиему было угодно, чтобы стала церковь еще и единственным памятником культуры и архитектуры XX века в Засвияжском районе. Один из благотворителей молодого прихода, рассказал о запущенном срубе храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в родовом поместье Карамзиных в Майнском районе области. Тут и появилась идея перенести уцелевшую часть сруба на место строительства Благовещенской церкви. Управление по делам культуры не могло содержать данный объект, считавшийся памятником истории и культуры, и, по согласованию с администрацией области, дало добро, чтобы сруб использовался при строительстве. Большое участие в выработке заключения по состоянию сруба в поместье Карамзиных и разработке общего архитектурного проекта храма Благовещения принял архитектор о. Алексий Васильевич Кормишин, являющийся в настоящее время настоятелем храма в с. Арское. Храм Благовещения, построенный по его проекту, считается одним из самых красивых в Поволжье.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Архив Пн В субботу первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Троице-Одигитриевском ставропигиальном монастыре Зосимова пустынь 16 марта 2019 г. 16:14 16 марта 2019 года, в субботу первой седмицы Великого поста, день памяти великомученика Феодора Тирона, праздник Державной иконы Божией Матери (на этот день с пятницы, 2 (15) марта, перенесена полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь , расположенный в Троицком административном округе города Москвы («Новая Москва») вблизи г. Наро-Фоминска. В Троицком храме обители Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Егорьевский Матфей ; епископ Сергиево-Посадский Парамон , наместник Троице-Сергиевой лавры ; игумен Лаврентий (Балаев), насельник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь ; духовенство Троице-Сергиевой лавры и Оптиной пустыни. В храме присутствовали: министр культуры РФ В.Р. Мединский, директор Правового департамента Правительства РФ К.Ю. Панферов, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы Н.А. Сергунина, префект Троицкого и Новомосковского административных округов г. Москвы Д.В. Набокин, глава администрации сельского поселения Новофедоровское г. Москвы А.В. Шутиков, заместитель главы администрации — начальник территориального управления Наро-Фоминск Московской области Г.П. Пензов. За богослужением молились настоятельница Зосимовой пустыни игумения Фаина (Кулешова), сестры обители и паломники. Богослужебные песнопения исполнил хор Троице-Одигитриевского монастыря Зосимова пустынь (регент Е.Б. Чуйко). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

http://patriarchia.ru/db/text/5393362.ht...

Русь, начиная от Киевской купели, соприкоснулась со Христом и стала Святой Русью! А на мировой духовной арене стала Третьим Римом. Русский мир - это мир, который заплатил ценою жизни и крови своих предков за то, чтобы быть православным и русским. Начиная от первых мучеников на Руси за веру Христову и до нынешних дней, Русский мир - это та целая и неделимая история нашего народа и тех народов, которые вошли в ее духовный ареал. Это и период безбожия, когда у нас отнимали Бога, но от Бога нас не отняли. Разрушали храмы, расстреливали христиан, бездарно уничтожали цвет нации - интеллигенцию, формировали новый советский народ. Была и война, где только русский народ заплатил титаническую жертву - 27 миллионов погибших мучеников-соотечественников - в борьбе с сатанинской идеологией - фашизмом, чтобы иметь право быть. Это цена Великого Русского Мира и цена Русских святых. Но и были светлые страницы... и тем ценнее они, что при адских испытаниях русский народ не стерся с лица земли, а мир Христа - Святая Русь - жива! Миллионы соотечественников, которые оказались в рассеянии, несли в другие народы православие и культуру Великого Русского мира, поэтому и поныне у иноверцев есть понятие - «русская святость». Но в преддверии всех этих страшных событий было видение набожной христианке Матери Божией в белом храме в день свержения мученика-царя Николая. Икона, именуемая «Державной». Русский мир - держава Матери Божией: «Я буду управлять державой». Русский мир - сотни тысяч святых, миллионы мучеников – Русских святых, которые пострадали за Христа и за его истину. Их молитвы возносятся к престолу Божиему. Русский мир выражается в вечных словах святого преподобного Серафима Саровского: «Христос воскрес, радость моя». Он говорил их на протяжении всего года. Русский мир - это и праведно и свято живущие христиане, не предавшие Христа и свою Родину, на примере Новороссии. Русский мир - это наши святыни - центры святости, монастыри, намоленные храмы, святые источники, чудотворные иконы. Этот удивительный феномен явлен на Святой Руси. Чудотворные иконы Богоматери православного мира бесчисленно и разнообразно явлены как в мелких деревушках, так и в крупных городах. Мироточащие, кровоточащие, слезоточащие, сияющие, явленные на деревьях, камнях, обновившиеся! Русский мир - это огромное число храмов (приходов) и монастырей, которых не имеет ни одна другая Поместная Православная Церковь.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/06/23/na...

Служил Высокопреосвященнейший Митрополит Алексий, Ленинградский и Новгородский, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Богослужение совершалось благоговейно, молитвенно, слаженно. Здесь я впервые услышал пение стихиры Божией Матери «О преславного чудесе, небеси и земли Царице…» ради Ея чудотворного образа, именуемого «Державная». Помню свои незабываемые чувства радости, утешения, родства с новомучениками, которые испытал, молясь Царице Небесной в эти минуты… В настоящее время в Свято-Успенской Псково-Печерской обители на Божественной Литургии, если позволяет Церковный Устав, всегда поется стихира Божией Матери «О преславного чудесе…». Возрождение традиции Псково-Печерский монастырь духовно-исторически связан с народностью сету. Во времена Преподобномученика Корнилия в XVI веке Псково-Печерским монастырем строились храмы по берегам Чудского озера. Замечательное событие произошло 450 лет назад в городе Нарве. Этот город осаждался русскими войсками. Ливонские рыцари были внутри крепости напротив Ивангорода. В насмешку над Православием они стали кидать иконы в пламя костра, на котором варилось пиво. Вдруг пламя полыхнуло и зажгло дом… При сильном поднявшемся ветре загорелись соседние дома и в городе вспыхнул огромный пожар, но две иконы, брошенные в огонь, – Божией Матери «Одигитрии-Путеводительницы» и «Святителя и Чудотворца Николая» – чудом, как выяснилось в дальнейшем, остались целы… Русские воины воспользовались ситуацией и взяли неприятельскую крепость… Благородно поступили победители с пленными, отпустив их с миром домой… С чудотворными иконами был устроен Крестный ход в Новгород, а затем в Москву к царю Иоанну Грозному. В Крестном ходе принимал участие и игумен Псково-Печерского монастыря Преподобномученик Корнилий. В дальнейшем духовная связь между православными Эстонии и Псково-Печерским монастырем поддерживалась через молитву и благотворительность. Особенно ярко это общение проходило с 1920 по 1940 год, когда город Печоры и Псково-Печерский монастырь входили в состав Эстонской республики.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

По прочтении Евангелия царские врата затворяются. Ектения сугубая: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. Причастен: «Вкусите и видите…», и Богородицы (иконы): «Чашу спасения прииму…». На отпусте иерей в качестве дневных святых поминает святых следующего дня – мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска. Примечание. Канон рядовых святых (3 марта, мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска) поется на утрене, а вечерние стихиры с «Господи, воззвах» поются на хвалитех. См.: Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава, 4-е «зри». Примечание. «По отпусте же входим в трапезу, и ядим два варения с елеем, и пием вино. В среду же и пяток, ядим два варения без елея, и пием вино» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава). 1 Минея содержит две службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная»: 1) «Празднование Пресвятей Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемыя “Державная”», и 2) «Ина служба явлению иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы “Державныя”». 2 При совершении богослужения следует руководствоваться 11-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я недели постов», и 12-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы во един от дней постных». 3 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 551. 4 Там же. 5 В каждой песни второго трипеснца после Богородична приводится еще дополнительный (5-й) тропарь, который не входит в счет. 6 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой. 7 См.: Никольский К. , прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339. 8 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем…». 9 Перед чтением Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров священник, по аналогии с полной Литургией, читает молитву: Возсияй в сердцах наших… (ср.: Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1992 2 . Т. 1. С. 281; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. С. 181). Чтение Евангелия предваряется диалогом диакона и священника: Благослови, владыко, благовестителя… – Бог, молитвами святаго славнаго… (ср.: Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 1. С. 138–140; Ч. 2. С. 173–175). Рекомендуемые записи

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010