Свт. Николай Чудотворец (Дворищенский), с предстоящими благоверными кн. Мстиславом Великим и кнг. Анной Новгородской и с клеймами Сказания. Икона. 1-я четв. XVIII в. (частное собрание) Уникальным памятником иконописи с образом М. В. является новгородская икона «Свт. Николай Чудотворец (Дворищенский), с предстоящими благоверными князем Мстиславом Великим и княгиней Анной Новгородской и с клеймами Сказания» (1-я четв. XVIII в., частное собрание; см.: Русская икона XV-XX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009. С. 132-134, 309, 331. Кат. 99; Никольская, Зеленина. 2011. С. 139, 145). М. В. как действующее лицо чудесного обретения новгородской святыни изображен слева от центрального медальона в молении образу свт. Николая. Князь представлен в рост, вполоборота вправо; на нем богатое, расшитое жемчугом и драгоценными камнями облачение: зеленый кафтан, красная шуба с золотым растительным орнаментом и горностаевым подбоем, охристая шапка с необычной меховой оторочкой. У него тронутые сединой короткие вьющиеся волосы и окладистая с проседью борода длиной до середины груди. В 12 клеймах вверху и внизу от средника иконы проиллюстрировано Сказание об обретении круглой иконы свт. Николая Чудотворца - чтимой новгородской святыни (текст сохр. в списках XVII-XVIII вв.). В 1-м клейме показана чудотворная икона в Никольском соборе на Ярославовом дворище в Вел. Новгороде, во 2-м - чудо спасения утонувшего младенца перед иконой свт. Николая в Киеве. Далее проиллюстрировано Сказание о чуде исцеления М. В. от круглой иконы свт. Николая: явление свт. Николая М. В. во время болезни, отправка посольства в Киев, обретение иконы на берегу оз. Ильмень. В композициях изображены молебен и перенесение иконы на корабль, возвращение посольства с иконой и торжественная встреча образа в Вел. Новгороде, принесение ее к М. В. и его исцеление после омовения иконы водой в церкви. В последнем клейме М. В. и кнг. Анна представлены молящимися в построенном для чудотворного образа Никольском соборе на Ярославовом дворище. В пространных сопроводительных надписях на полях иконы М. В. ошибочно назван крестильным именем Георгий, а не Феодор (возможно, вслед за Новгородской 3-й летописью) - т. о., он отождествляется с др. новгородским князем - блгв. Мстиславом Ростиславичем Храбрым.

http://pravenc.ru/text/2564290.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, СВЯТИТЕЛЯ, ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ Паломничество вел. кн. Василия III к иконе свт. Николая Чудотворца (Зарайского). Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 954) Паломничество вел. кн. Василия III к иконе свт. Николая Чудотворца (Зарайского). Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.232. Л. 954) Почитание икон свт. Николая в Др. Руси было унаследовано от Византии (см. ст. Николай , святитель, архиепископ Мирликийский, разд. «Иконография») и первоначально было тесно связано с представителями княжеской власти, которые получали частицы мощей святого, строили храмы в его честь, заказывали первые иконы и украшения к ним. Древнейшие иконы прославились чудесами либо в княжеских храмах, как образ свт. Николая (Никола Мокрый) в соборе Св. Софии в Киеве, либо в связи с событиями княжеской жизни, как новгородский круглый образ, явившийся на о-ве Липно и исцеливший блгв. кн. Мстислава Владимировича. Помимо Киева и Новгорода чудотворные иконы появлялись и в других местах. Напр., согласно Ипатьевской летописи, в 1227 г. кн. Даниил Романович Галицкий поехал «в Жидичин кланяться и молитися святому Николе» (ПСРЛ. Т. 2. С. 750); вероятно, с почитанием этого места и образа святителя был связан известный по документам с XVI в. Жидичинский Николаевский мужской монастырь. Социальный круг почитателей святителя, в т. ч. имеющих средства для создания его икон, постоянно расширялся. В XVI в. началось столичное почитание Гостунской и Великорецкой икон свт. Николая, сложилось почитание Зарайской иконы, были прославлены иконы, обретенные в Нарве (см. в ст. Нарвская (Ругодивская) икона Божией Матери ), в Оковцах (ныне Селижаровский р-н Тверской обл.). Первые попытки систематизировать сведения о чудотворных иконах свт. Николая и об их почитании в России были предприняты в кон. XIX в., прежде всего А. Вознесенским и Ф. Гусевым ( Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиеп. Мирликийскаго, и слава его в России. СПб., 1899). Однако накопленные совр. наукой источники по агиографии, гимнографии и иконографии святителя, по истории почитания и изучения мест, прославившихся благодаря его чудотворным иконам, а также опыт интерпретации этих данных до наст. времени не позволяют создать полный и систематический свод чудотворных икон свт. Николая, хотя и дают возможность представить бытование нек-рых из них в исторической перспективе. Икона из собора Святой Софии в Киеве (Никола Мокрый)

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского . Предшественником К. м. считается Короцкий в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-рь, основанный между 1629 и 1644 гг. в Короцком приходе при деревянной Покровской ц. Известна жалованная грамота обители царя Михаила Феодоровича 1645 г. После 1650 г. в мон-ре была сооружена ц. свт. Николая Чудотворца - 3-частный храм клетского типа, перекрытый высокими скатными кровлями и увенчанный луковичной главкой. 6 мая 1654 г. обитель была приписана к Валдайскому Святоозерскому в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рю , а после 1718 г. обращена в приход. Короцкий во имя свт. Тихона Задонского мон-рь. Фотография. 90-е гг. XIX в. Короцкий во имя свт. Тихона Задонского мон-рь. Фотография. 90-е гг. XIX в. В 1825 г. на средства Т. Р. Стоговой, помещицы из дер. Глебово, рядом со старой Покровской ц. началось строительство каменного 3-престольного храма, освященного в 1836 г. в честь Покрова Пресв. Богородицы, с приделами во имя прп. Феодора Трихины и свт. Николая (в 1914 переосвящен во имя свт. Тихона Задонского). Его архитектура сочетает элементы классицизма (оформление угловых частей здания рустом, рамочные наличники) с чертами зодчества XVIII в. (восьмерик над основным объемом). Высота колокольни со шпилем достигала 50 м. В храме находились монастырские святыни - чудотворная икона Покрова Пресв. Богородицы и явленный образ вмч. Параскевы Пятницы. В 1724 г. в Короцке родился и был крещен в деревянной Никольской ц. Тимофей, буд. свт. Тихон Задонский. Здесь он жил до 1738 г. Родственники святителя служили при короцкой церкви до пресечения рода по муж. линии в 1866 г. Кладбище с. Короцка, древнейшая часть к-рого находилась к востоку от Никольской ц., было известно как место их упокоения. Перед прославлением свт. Тихона в 1861 г. жители Короцка обозначили могилу его отца столбом с надписью: «На сем месте покоится родитель свт. Тихона». Поблизости находились и могилы его деда, короцкого причетника Кирилла, и его жены Гликерии. Впосл. из кирпичей выложили гробницу и поставили обелиск, увенчанный крестом. Здесь же помещалась икона свт. Тихона, на жестяной доске надпись: «Здесь погребены рабы Божии Савва и Домникия, родители свят. Тихона». В 1892 г. настоятельница Леушинского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря игум. Таисия посетила родное село свт. Тихона и написала об этом стихотворение. В 1892 г. на личные средства игумении Короцкого мон-ря Домники над захоронением родителей свт. Тихона была построена деревянная часовня в рус. стиле, увенчанная луковичной главкой. 16 июня 1893 г. ее освятил архиеп. Новгородский и Старорусский Феогност (Лебедев) . Внутри находилась гробница, обитая под серебро, стены украшали изображения из жития святителя.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Свт Николай. Афонская икона Никола Устричный       Свт Николай. Афонская икона Никола Устричный   Публикуем впервые эту удивительную икону и афонское предание о ней. Это мозаичная икона большой величины величины. Что и говорить, икона совершенно необычная... Обстоятельства того, как она попала в море, весьма загадочны.   Есть предание о том, что разбойники напали на монастырь Ставроникита и ограбили его. Не успели они отплыть и несколько верст, как начался шторм. Корабль разбойников разбился о скалы. А икона была утеряна... Через некоторое время эта икона попала в сети к рыбакам. А она  довольно большого размера и весит немало. Рыбаки вытащили икону и были поражены: во лбу свт. Николая торчала большая устрица! Поэтому икону, а затем и сам монастырь, начали называть - Устричный.        Предание иером. Сергия:   Чудотворная афонская икона   «Никола Устричный»  стоит в соборе при колонне пра­вого клироса; она, то есть икона, замечательна тем, что на ней и по сю пору остаются призна­ки прилипшей раковины.   Предание говорит, что эта икона (мозаичной работы) была бро­шена в море, но сколько именно времени она находилась там, нет исторических сведений. Обретение ее чудесно. Пред тем временем, когда Святейший Патриарх предпринял обновление Афонского Ставроникитского монастыря, посвященного дотоле Предтече Господню Иоанну, рыбаки в виду самого монастыря забросили сеть и вместо (рыбы вытащили бесценный лов - икону свя­тителя Николая!..   Вероятно, от давности к ней прикипела раковина, так что, при всевозможной осторожности, не могли отделить ее без повреж­дения самого лика чудотворного. Следы повреж­дения и поныне значительно видны на иконе. Вследствие сего обретения Святейший Патриарх Иеремия посвятил новую обитель Ставроникиты уже во имя не Предтечи, а святителя Христова Николая.   Письма святогорца к оглавлению Комментарии Всего комментариев: 3 2011/12/19, 18:10:05 Святитель Отче Николае! Моли Бога о нас Р.Б. Анны, Марии, Сергия, Ирины со чадами,Наталии с младенцами и сродникоми.Святый Отче Николае помоги нам благополучно уладить все наши дела и благоприятно переехать, что бы на всё средств хватило и во благое мы там жили. Убереги нас от злых людей, клеветы и погибели. Сохраняй нас во всех путях и дорогах в целости и невредимости. Да прославим Твоё Святое заступничество и Всех Святых во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=5&iid=888

В день памяти свт. Николая Чудотворца Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря 19 декабря 2006 г. 13:32 19 декабря, в день праздника святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию и молебен у ковчега с частицей мощей свт. Николая Чудотворца в Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря. Его Святейшеству сослужили епископ Люберецкий Вениамин , наместник Николо-Угрешской обители, и епископ Бронницкий Амвросий . На богослужении присутствовали глава администрации города Дзержинского Алексей Николаевич Плешаков и глава Люберецкого Района Московской области Владимир Петрович Ружицкий. По окончании богослужения от лица насельников обители, учащихся Угрешской Духовной семинарии, прихожан монастыря Святейшего Патриарха приветствовал епископ Люберецкий Вениамин. В память о Патриаршем богослужении в престольный праздник Николо-Угрешской обители, владыка Вениамин передал Предстоятелю Русской Православной Церкви икону Рождества Христова В день престольного праздника Николо-Угрешского монастыря директор Московского государственного объединенного музея-заповедника, охватывающего три исторические территории Москвы — Коломенское, Люблино, Лефортово, — Людмила Петровна Колесникова вручила Святейшему Патриарху православные святыни — икону-мощевик и складень-мощевик с частицами святых мощей свт. Николая Чудотворца, которые Объединенный музей-заповедник передает Николо-Угрешской обители. Обе реликвии датируются XIX веком. Икона-мощевик включает в себя 24 мощевика и изображения святых: св. ап. Андрея Первозванного, свт. Николая Чудотворца, прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, Киевских и Московских святых с вложенными в иконы частицами Гроба Господня и Гроба Божией Матери, ризы свт. Николая, а также частицами мощей многих других великих угодников Божиих, изображенных на иконе. В складень-мощевик вложены частицы мощей святого Иоанна Предтечи, св. ап. Андрея Первозванного, свт. Иоанна Златоустого и других святых Древней Церкви, а также святых, в земле Российской просиявших. Слово Святейшего Патриарха Алексия в Николо-Угрешском монастыре Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/172379.htm...

Образ свт. Николая в литург., погребальной и иконогр. традиции// Бугаевский. 2004. С. 413-438; она же. Типология древнерус. иконографии свт. Николая Мирликийского XI-XVI вв.// Бугаевский. 2011. С. 550-591; The Glory of Byzantium: Art and Culture of Middle Byzantine Era A. D. 843-1261/Ed. H. C. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997; Гладышева Е. В. Иконогр. программа иконы «Никола» Алексы Петрова//Искусствознание. М., 1998. 1. С. 161-170; Саенкова Е. М. Сцены детства в житийных иконах свт. Николая и праздник его рождества 29 июля//ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 81-88; Корзухина Г. В., Пескова А. А. Древнерус. энколпионы. СПб., 2003. С. 15, 188, 231-232; Бугаевский А. В., ред. «Правило веры и образ кротости...»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в визант. и слав. агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004; он же, ред. Добрый кормчий: Почитание свт. Николая в христ. мире: Сб. ст. М., 2011; Образ свт. Николая Чудотворца в живописи, рукописной и старопечатной книге, графике, мелкой пластике, деревянной скульптуре и декоративно-прикладном искусстве XIII-XXI вв.: Из собр. музеев и частных колл. сев.-зап. региона России: Кат. выст./Авт.-сост.: А. А. Рыбаков. М., 2004; Панина Н. Л. Икона в миниатюрах «Жития Николая Чудотворца» XVI в.// Бугаевский. 2004. С. 477-492; Byzantium: Faith and Power, 1261-1557/Ed. H. С. Evans. N. Y., 2004; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея. М., 2005; Лёвочкин И. В. Образ свт. Николая Мирликийского в рус. книжной миниатюре (по мат-лам НИОР РГБ)//Свт. Николай Мирликийский в памятниках письменности и иконографии/Отв. ред. и сост.: Г. С. Клокова, М. С. Крутова. М., 2006. С. 150-158; Свт. Николай Мирликийский в произведениях XII-XIX вв. из собр. ГРМ: Кат. выст. СПб., 2006; San Nicola: Splendori d " arte e d " Oriente e d " Occidente/A cura di M. Bacci. Mil., 2006; Баччи М. Иконография свт. Николая: Итоги и перспективы исслед.// Бугаевский. 2011. С. 296-317; Василаки М. Св. Николай в поствизант. иконописи: Критская школа//Там же. С. 418-425; Чоффари Д. Латинские источники до X в.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Храм свт. Николая на Трех Горах (Нововаганьковский пер., 9). Здесь хранятся реликварий с частицей мощей святого, который выносят из алтаря по воскресным и праздничным дням, а также икона Николая Чудотворца с частицей его мощей, находящаяся в Никольском приделе. Храм свв. апп. Петра и Павла в Лефортове (ул. Солдатская, 4). Ковчег с мощами находится в главном приделе справа у амвона. В нем хранится частица мощей свт. Николая, а также частица Животворящаго Креста Господня, мощи прп. Исаакия, прп. Алипия иконописца, Печерского, ап. Фомы, мч. Иоанна Воина, вмч. Георгия, мч. Никиты, прп. Сергия Радонежского, вмч. Меркурия, вмч. Арефы, сщмч. Василия Амасийского, прп. Нила, блгв. князя Михаила Тверского. Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле (ул. Радио, 2). Здесь находится крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня. Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище (ул. Рябиновая, 18). В храме хранится икона свт. Николая с частицей его мощей. Храм Архангела Михаила в Тропареве с крестильным храмом Всемилостивого Спаса (просп. Вернадского, 90).  Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино (Большая Косинская улица, 29, стр. 3). Здесь хранится чтимая икона свт. Николая с частицей его мощей. Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове (улица Байкальская, 37А). Частица хранится в мощевике, в котором собраны мощи около ста святых. Ковчег расположен с левой стороны солеи. Домовый храм Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого и компании «Вашъ Финансовый Попечитель» (ул. Б. Ваганьковская, 3). В 2010 году крупная частица была отделена от мощей и находилась в базилике Святителя Николая в Бари, а в 2012 г. передана благотворительному фонду. Этот храм посвящен Рождеству святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. Мужской монастырь Давидова Пустынь (Чеховский район Московской области, пос. Новый Быт).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

святителей великому архиерею Христову Николаю (см. об этом: Смирнова Э. С. Изображения Мирликийского архиеп. Николая с избранными святыми. Своеобразие рус. иконогр. вариантов//Добрый кормчий: Почитание свт. Николая в христ. мире/Сост.: А. В. Бугаевский (в печати)) стала актуальной для Суздальской кафедры именно в XVI в. (ср. пелену с образом Божией Матери «Моление о народе»). К XVI в. могла восходить и упомянутая в описи 1683 г. обложенная серебром икона свт. Феодора на его гробнице; скорее всего существовала и подобная икона И., но в опубликованном тексте описи его погребение почему-то не значится. Между тем оклады обеих рак 1598 г. были целы в сер. XVIII в. ( Фёдоров. 1855. С. 122). Ряд изображений И. и свт. Феодора был создан при архиеп. Серапионе (1634-1653), к-рый «многую веру и благоговение имяше к великим святителям и чудотворцем Иоанну и Феодору» (это нашло отражение в его письме 1641 г. царю Михаилу Феодоровичу, где спасение Суздаля в 1612 от поляков и литовцев приписывается заступничеству Богоматери, И. и свт. Феодора, а не др. Суздальских святых; см.: Там же. С. 6). Известно, что при архиеп. Серапионе им было посвящено неск. храмов: в 1637 г.- придел ц. во имя ап. Иоанна Богослова в архиерейском доме, упраздненной при свт. Иларионе (антиминс придела сохр. в Рождественском соборе; по др., менее вероятной версии, это был придел самого собора - Березин. 1896. С. 43), а ок. 1650 г.- придел Вознесенской ц. суздальского Александровского монастыря ( Фёдоров. 1855. С. 123-124, 141-142), для к-рого должны были писать иконы святителей. Не исключено, что при этом же архиерее образ святителей Николая, И. и Феодора, аналогичный иконам из Рождественского собора, появился в ц. св. Иоанна Предтечи на суздальском подворье в Москве; по сообщению Фёдорова, он упоминается в описях 1656/57 и 1681/82 гг. и «ныне в той церкви имеется» (Там же. С. 127, 142). По сведениям того же автора, в 1729 г. в с. Павловском близ Суздаля, принадлежавшем кафедральному собору, была разобрана обветшавшая 2-престольная ц. Рождества св. Иоанна Предтечи и Суздальских святителей. В новом храме, уже не имевшем придела И. и свт. Феодора, сохранялась их старинная икона, находившаяся ранее в разобранной церкви (Там же. С. 124-125, 142; Березин. 1896. С. 120-121). Свт. Иоанн, еп. Суздальский. Фрагмент иконы «Святители Иоанн и Феодор, преподобные Евфимий и Евфросиния Суздальские». 1792 г. (ГВСИАХМЗ) Свт. Иоанн, еп. Суздальский. Фрагмент иконы «Святители Иоанн и Феодор, преподобные Евфимий и Евфросиния Суздальские». 1792 г. (ГВСИАХМЗ) Рака с мощами свт. Иоанна, еп. Суздальского (ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Суздале) Рака с мощами свт. Иоанна, еп. Суздальского (ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Суздале)

http://pravenc.ru/text/468953.html

Собор святых Нижних Земель. Икона. Нач. XXI в. Иконописец Н. Ермакова. (ц. свт. Николая Чудотворца в Амстердаме) Собор святых Нижних Земель. Икона. Нач. XXI в. Иконописец Н. Ермакова. (ц. свт. Николая Чудотворца в Амстердаме) В 2010 г. при Свободном ун-те Амстердама создан Амстердамский центр православного богословия им. прп. Максима Исповедника. В 2015 г. центр получил субсидию Мин-ва образования на разработку магистерской программы обучения для священников православных и древневосточных Церквей. В ученый комитет программы входят председатель ПЕКБ, архиепископ Сирийской яковитской Церкви, епископ Коптской Церкви. В 2017 г. при центре была открыта кафедра им. митр. Каллиста Диоклийского. Русская Православная Церковь представлена Гаагской и Нидерландской епархией , объединяющей 7 приходов, 2 мон-ря и общину: приходы блгв. вел. кн. Александра Невского в Роттердаме, иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Роттердаме, свт. Николая Чудотворца в Амстердаме, сщмч. Корнилия Сотника в Амерсфорте, св. Марии Магдалины в Гааге, свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России, в Неймегене, Преображения Господня в Гронингене; гаагский в честь Рождества святого Иоанна Предтечи женский монастырь, Николая Чудотворца святителя мужской монастырь в Хемелюме; общину св. Иоанна Предтечи в Леувардене, окормляемую духовенством мон-ря свт. Николая Чудотворца в Хемелюме (с 2009). Воскресные школы работают при храмах: блгв. вел. кн. Александра Невского в Роттердаме, свт. Николая Чудотворца в Амстердаме, сщмч. Корнилия Сотника в Амерсфорте, свт. Тихона Московского в Неймегене. Правосл. храм блгв. кн. Александра Невского в Роттердаме. 2009 г. Правосл. храм блгв. кн. Александра Невского в Роттердаме. 2009 г. Западноевропейская епархия Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) имеет приход прп. Марии Египетской в Алсмере (службы совершают в старокатолич. церкви вместе с румын. правосл. приходом). Приход в честь Покрова Пресв. Богородицы в Арнеме в 2007 г. не признал воссоединение с Московским Патриархатом и ушел в раскол РПЦЗ (В).

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010