Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Милостивая (Киккская, Киккотисса) - описание По преданию, это одна из икон, написанных святым евангелистом Лукой. Иногда она называется Киккскою от названия горы Киккос на острове Кипр. Милостивою же икона называется потому, что Матерь Божия изображена на ней умоляющей Сына и Бога Своего о спасении рода христианского. Первоначально икона Божией Матери «Милостивая» была передана апостолом Лукой в Египет, где она пребывала до X века. В 980 году из-за начавшихся там гонений на христиан икона была отправлена в Царьград, где и пребывала в царских чертогах до начала XII века. Однажды у императора Алексия Комнена заболела неизлечимым недугом дочь. В это время в Царьград прибыл правитель острова Кипр Мануил Вутомит, которому было внушение свыше выпросить у императора Алексия чудотворную икону для обустройства монастыря на кипрской горе Киккос. После того, как император пообещал отдать икону, дочь его чудесным образом исцелилась. Но императору стало жалко отдавать икону, и он стал оттягивать исполнение своего обещания. После того, как император сам неожиданно заболел, ему явилась во сне Богородица и повелела незамедлительно послать Её икону на Кипр. Оставив у себя точный список (копию) с чудотворного образа, император приказал приготовить корабль, на котором святая икона была с честью препровождена на остров Кипр. Здесь на горе Киккской был устроен храм и при храме монастырь, получивший название Императорский, как выстроенный на средства царя. Монастырская летопись фиксирует множество чудотворений, происшедших от чудотворной иконы. Её благодатная сила исцеляет не только христиан, но и иноверцев – всех, кто в скорбях и болезнях обращается за помощью к Пресвятой Богородице. Лик чудотворной Киккской иконы постоянно закрыт пеленой, по которой вышита прорись (контур) образа. Открывают икону лишь один раз в году, когда монахи выносят её на самую вершину горы и оставляют там на время молебна, во время которого просят Богородицу помочь с урожаем или послать дождь. Но даже в это время монахи не смеют взглянуть на лик Богородицы. В Москве особо почитается чудотворная икона «Милостивая» из Зачатьевского монастыря. После революции, во время разорения обители чудотворный образ удалось спасти. Несколько десятилетий он пребывал в храме пророка Илии в Обыденском переулке, а в ноябре 1999 года был торжественно перенесён в возрождённый Зачатьевский монастырь. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Милостивая (Киккская, Киккотисса) " .

http://pravicon.com/info-361

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Милостивая Икона Божией Матери, именуемая «Милостивая», (Киккская) написана, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой. Другое свое наименование «Киккиотиса» (что означает «Пребывающая в Киккосе») икона получила от названия горы Киккос, расположенной на острове Кипр. Здесь, в Киккской обители, которую еще называют императорской, в храме, построенном в его честь и пребывает чудотворный образ. Прежде чем попасть на остров Кипр чудотворная икона Пресвятой Богородицы произволением Божиим долго странствовала. Сначала находилась в одной из первых христианских общин в Египте, затем, в 980 году, была перевезена в Константинополь, где оставалась до царствования императора Алексия Комнина (конец XI – начало XII века), а затем вернулась на Кипр. Произошло это так: кипрский правитель Мануил Вутомит, заблудившись во время охоты в горах и сильно озлобившись, жестоко избил встретившегося ему инока-пустынника Исаию. В наказание за это Мануила настиг тяжкий недуг. Между тем старцу-отшельнику Исаии в чудном знамении было открыто, что его стараниями чудотворный образ, написанный святым евангелистом Лукой, будет пребывать на острове Кипр. Старец много трудов положил на выполнение Божественного откровения. Начав возводить храм для иконы Пресвятой Богородицы, он повелел пришедшему к нему раскаявшемуся Мануилу отправиться в Константинополь к императору и вернуть чудотворный образ. Наместник не сразу решился заговорить об иконе с правителем Царьграда, однако, когда дочь последнего заболела, Мануил пришел к императору и передал ему повеление инока. После того, как правитель пообещал отправить святую икону на остров Кипр, девушка сразу почувствовала ослабление болезни. С великими почестями икона Божией Матери прибыла на остров, где была помещена в сооруженный для нее храм. Постепенно вокруг храма образовался монастырь, на обустройство которого Мануил пожертвовал средства (поэтому обитель и называют императорской). От чудотворного образа Божией Матери «Милостивой» стали совершаться многие чудеса. Издревле и доныне в обитель со всех сторон стекаются одержимые всевозможными недугами и получают исцеление по вере своей. В чудодейственную силу святой иконы веруют не только христиане, но и иноверцы. Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, Заступницы всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя «Милостивая». Чудотворная Киккская икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть.

http://pravicon.com/info-91

По окончании Литургии митрополит Феогност прочитал молитву перед чудотворной иконой Божией Матери «Милостивая». Затем архиерей поздравил матушку Иулианию с днем игуменской хиротесии, которая состоялась 25 ноября 1999 года, в день возвращения иконы Божией Матери «Милостивая» в Зачатьевскую обитель, и передал благословение и поздравление Святейшего Патриарха Кирилла. В завершение владыка Феогност обратился к верующим с архипастырским словом. Образ Божией Матери «Милостивая», имеющий древнюю и богатую историю благодаря обилию чудесных исцелений и случаев благодатной помощи, прославился далеко за пределами обители, привлекая к себе молящихся. Монастырское предание связывает чудотворную икону с образом Богоматери «Милостивая Киккская», написанным, по преданию, евангелистом Лукой и находящимся в Киккском монастыре на Кипре. Первое историческое упоминание о пребывании в Зачатьевской обители чудотворного образа Богоматери «Милостивая» относится к XVIII столетию. Известно, что в начале XX века при игумении Марии (Коробке) Милостивая икона была одной из наиболее почитаемых в монастыре. В 1923 году икону перенесли из разоренной обители в находящийся неподалеку храм Илии Обыденного. Игумения Мария поставила перед образом свой жезл и произнесла напутственное слово, вручая сестер Царице Небесной. Долгие годы осиротевшие монахини и послушницы молились перед этим образом. В 1991 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при Илиинском храме было создано сестричество в честь иконы Божией Матери «Милостивая», поставившее своей целью воссоздание Зачатьевского монастыря. С первых же дней сестры стали сугубо молиться Пресвятой Богородице, читая акафист перед Ее иконой. В 1992 году первые насельницы вновь стали жить на монастырской территории. Начались работы по восстановлению надвратного храма обители. По благословению духовника последних сестер протоиерея Александра Егорова, окормлявшего и сестер восстанавливаемой обители, был создан список «Милостивой» иконы с изображением на его полях игуменского жезла. 3 апреля 1993 года, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, список был освящен и перенесен в восстанавливаемую обитель.

http://patriarchia.ru/db/text/6080275.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТРИЦОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Петрицонская икона Божией Матери. XI в. (Петрицонский (Бачковский) мон-рь) Петрицонская икона Божией Матери. XI в. (Петрицонский (Бачковский) мон-рь) [Болг. Петрицонска икона Божией Матери] (Петричская, Бачковская), чудотворная, древнейшая из икон Пресв. Богородицы на территории Болгарии; находится в Петрицонском монастыре (Бачковском), в к-рый, по преданию, была вложена в XI в. основателем мон-ря, Григорием Пакурианом (Бакурианисдзе). П. и. (размер 90×58 см) хранится в специальном киоте-проскинитарии, к-рый находится к югу от входа в наос кафоликона; она закрыта окладом, состоящим из неск. частей, выполненных в разное время. Живописный слой на иконе сильно потемнел; видны только лики, детали слаборазличимы. В 2016 г. оклад был снят и проведена частичная расчистка иконы с целью достичь первоначального слоя живописи. До снятия оклада древний извод иконы был известен по старым фотографиям. Богоматерь представлена в типе Елеусы (Умиление, Милостивая) или, точнее, Гликофилусы (Сладкое лобзание, Ласкающая): Она держит Младенца на левой руке так, что Ее ладонь служит Ему опорой наподобие престола, правая касается Его стоп; а Он обращен к Матери всем телом и, прижавшись к Ней щекой, обнимает Ее левой ручкой, правая не видна. По композиции икона близка (зеркально) к таким визант. произведениям, как чудотворная Владимирская икона Божией Матери (1-я треть XII в., ГТГ). Вероятно, П. и. принадлежит к числу тех икон, покрытых пластинами золота, о к-рых упоминает Григорий Пакуриан в Типиконе, составленном им при основании Петрицонской обители в 1083 г. От первоначального оклада сохранилась только часть пластины на краю мафория, обрамляющего лик. Рука Младенца и руки Богородицы не прописаны, т. к. изначально предполагалось их покрытие окладом. По сторонам лика Богородицы (на 2 вертикальных пластинах) читается надпись: «Υ ΒΛΑ(?)ΧΕ(?)Ρ(?)ΝΗ(?)Ω(?)ΤΗ(?) CΑ». Этот эпитет указывает на связь П.

http://pravenc.ru/text/2580464.html

Эта икона написана на кипарисной доске. На обратной стороне этой иконы находится печать Афонского Свято-Андреевского общежительного скита со следующею надписью: «Сия св. икона Божией Матери, именуемая «Достойно есть», писана и освящена во св. Афонской горе в русском Свято-Андреевском общежительном скиту и посвящается в храм Милостиво-Богородицкого монастыря в городе Кадоме».  4. Икона св. вмч. и целителя Пантелеимона Эта икона написана на кипарисной доске. Живопись точно такая же, как и на иконе «Достойно есть». На обратной стороне иконы находится  надпись: «Икона сия писана и священна на св. горе Афонской, в русском св. Великомученика и Целителя Пантелеймона монастыре, от коего и послана, по усердию монахинь Виталии и Ефросиньи, в Кадомский монастырь (Тамбовской губернии) в благословение христолюбивым жителям, в благодатную помощь и заступление всем с верою и усердием прибегающим к св. Пантелеймону и умильно молящимся прелестным его образом».  5. Икона Казанской Божьей Матери Икона изначально принадлежала помещику Чермонтееву, который вывез ее из Москвы в 1812 году. Умирая, он благословил ей своего дворового человека, но тот продал икону отставному солдату Петру Изеневу за российский золотой. Новый хозяин и его жена имели к иконе Казанской Божьей Матери особое благоволение. Не желая, чтобы купленная ими святыня коптела в черной избе, они выстроили для неё особенную часовенку, где она и находилась до 1867 г. Здесь пред ней горела иногда лампада. В 1867 г. икона, по желанию хозяев, была перенесена в Никиткинский храм Кадомского монастыря. Эта икона стала в нем храмовой. Живопись ее старинная, греческая. Риза сделана из золотой фольги. Икона, к сожалению, до наших дней не сохранилась. Милостиво-Богородицкий монастырь расположился в самом сердце Кадома, заняв центральный городской квартал. В своей истории он пережил несколько этапов, на каждом из которых его статус неуклонно повышался. Это происходило до 1920-х годов, когда разразилась катастрофа, и богоборцы попытались уничтожить русское монашество.

http://sobory.ru/article/?object=10016

В церкви находится чудотворная икона Божией Матери “Иверская”. С обратной стороны иконы - афонская печать: “Сия икона писана и освящена…26 марта 1909 года.” Такая печать ставилась на иконы в начале века в мастерских Пантелеимонова монастыря, что на святой горе Афон. По обычаю иконы посылались в Россию как дар и благословение. Находилась икона в иконостасе церкви села Рыбинск Болотнинского района Новосибирской области до 1920 годов. По попущению Божию в храме случился пожар, и он сгорел. Местная жительница Ефросиния нашла в березняке икону Пресвятой Богородицы “Иверская” из этого храма и принесла святыню домой. Отмыв её, долгое время хранила у себя. После смерти женщины икона осталась у её дочери Александры. В 1970-е годы она с семьёй переехала в районный центр Болотное. Икону отнесла на чердак. В феврале 1996 года внучка Александры Светлана, сильно болевшая в то время, взбиралась два раза на чердак. И лишь на третий раз, преодолев страх, подошла к иконе, взглянула на Царицу Небесную и попросила её о помощи. Матерь Божия явилась во сне и исцелила Светлану. Православные жители уговорили Александру, и она пожертвовала икону в храм в честь иконы Божией Матери “Скоропослушница” станции Мочище. 5 марта вечером святую икону Матери Божией “Иверская” привезли в храм. Ещё в дороге от чудотворной иконы потекла помощь болящим людям, начались исцеления, которые не прекращаются и поныне. Милостивая Матушка всей душой откликается на наши скорби и дарит радость исцеления душевных и телесных недугов. По четвергам в храме совершают молебен о болящих с чтением Акафиста Пресвятой Богородице перед её чудотворной иконой “Иверская”. При церкви в честь иконы Божией Матери “Скоропослушница” расположено подворье Новосибирского мужского монастыря во имя святого мученика Евгения. В разное время в церкви обновлялись иконы: Спаса- Вседержителя, святителя Николая Чудотворца, Пресвятой Богородицы “Скоропослушница”, Христос в терновом венце. Икона “Христос в терновом венце”, Распятие Христа-Спасителя, икона Николая Чудотворца благоухали. 6 декабря 1999 года мироточила чудотворная икона Божией Матери “Иверская”.

http://sobory.ru/article/?object=14578

В послеиконоборческий период распространяются образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в рус. традиции Умиление ), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска ц. Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская , Толгская , Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и буд. страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе - чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В рус. традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска мон-ря ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318; икона из мон-ря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной , представленной обычно в типе Одигитрии (фреска ц. Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (рус. икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, к-рые держат орудия страстей. Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в повороте на 3/4. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в ц. вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса , а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика ц. вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина мон-ря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского мон-ря во Пскове, XII в.; мозаика ц.

http://pravenc.ru/text/149527.html

1990. Vol. 1. P. 134, 135, 138). В кадомском Милостиво-Богородицком монастыре В кадомском Милостиво-Богородицком монастыре находилась почитаемая икона «Н. Ц.» особого извода (не сохр.). Согласно преданию, икона была привезена из Грузии семьей Богдановых и подарена монастырю. Она стала одной из самых почитаемых святынь города. Икона находилась в соборе мон-ря, в 1870 г. для нее был заказан серебряный оклад, в 1872 г. над ней был устроен особый балдахин. Образ (11/2 аршина × 11/4 аршина) был написан на полотне, наклеенном на доску. Изображение Богоматери было поясное, в руках Она держала скипетр и «шар» (державу?). Богоматерь и Христос были в венцах. Главной иконографической особенностью являлось изображение св. Иоанна Предтечи над головой Богомладенца. Икона пользовалась особым почитанием прп. Серафима Саровского ( Кобяков И., свящ. Ист.-стат. описание Кадомского жен. Милостиво-Богородицкого мон-ря. Тамбов, 1875. С. 20-21). В Благовещенском соборе г. Кунгура Пермской губ. В Благовещенском соборе г. Кунгура Пермской губ. почиталась одна из древнейших святынь города - чудотворная икона «Н. Ц.» (празд. 16 апр.; не сохр.). На этой иконе полуфигурное изображение Богоматери «покоилось» на гирлянде цветов (Рус. паломник. 1895. 16). Младенец Христос был представлен сидящим на руках Богоматери прямолично, с державой в левой руке и благословляющей десницей, Пресв. Дева придерживала ноги Сына, в Ее правой руке была ветвь с цветами. Близкая икона, поновленная, как следует из надписи на ней, мстёрским иконописцем и реставратором Я. В. Тюлиным в 1891 г., хранится в собрании ГТГ. Изображение сходной иконографии есть на двусторонней иконе XIX в. (ГИМ). Прототипом данного, более позднего по сложению варианта извода «Н. Ц.», на который оказала влияние зап. иконография Rosenkranzmadonna, также являются гравюры с изображением Богоматери «с розой» (напр., ряд гравюр, отпечатанных в Венеции и на Св. Горе Афон с 1819 по 1868 - см.: Papastratos. 1990. P. 133, 136, 137). В Рождество-Богородицкой церкви Воронежа В Рождество-Богородицкой церкви Воронежа в XIX в.

http://pravenc.ru/text/2565162.html

По распоряжению епархиального начальства, до сведения которого было доведено о том, приглашены были, летом 1873 года, три профессора архитектуры, в том числе Рудольф Богданович Бернгард, которые, внимательно осмотрев весь храм и особенно его своды, официально засвидетельствовали полную его безопасность. В таком виде храм существует доселе, только опять значительно обветшал снаружи и закоптел внутри. Особенных достопримечательностей, в отношении древности и ценности, в Георгиевском храме нет. Все иконы по иконостасу украшены серебряными ризами. Есть много икон, размещенных на стенах алтаря и храма в серебряных и сребропозлащенных ризах, которые пожертвованы, в разное время, разными лицами – после погребения усопших; из них особенно выделяются: 1) икона Воскресения Христова в алтаре близ жертвенника, пожертвованная гг. Васильевыми, 2) икона Боголюбской Божией Матери – за правом клиросом, в богатом золоченом киоте, пожертвованная купцами Исаевыми, 3) икона Казанской Божией Матери за левым клиросом, тоже в золоченом киоте, пожертвованная неизвестно кем, 4) икона Казанской же Божией Матери, на колонне, в правой стороне церкви, поставленная Ананьиными, 5) икона Покрова Божией Матери – на левой колонне, устроенная Илличевскими, 6) икона Богоматери с Предвечным Младенцем – на левой стене храма, над могилою Крутова, 7) икона св. Иоанна Милостивого и св. мученицы Екатерины, на правой стене храма, над могилою Ив. Иванова и Екатерины Павловой Борисовых 143 8) икона всех святых в панихиднице, в резном из белого мрамора киоте, пожертвованная Ан. Павл. Щедриною. На колокольне, кроме вышеупомянутого большого колокола весом в 252 пуд. и 32 ф., находятся: отлитый в 1846 году весом в 25 п. 23 ф. и еще пять меньших колоколов. е) Церковь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского Не смотря на трудность сообщения между городом и Охтой, особенно в то время, когда еще не было ни одного постоянного моста чрез Неву и когда, во время распутицы, нельзя было никаким образом попасть из города на Охту, Георгиевское кладбище, еще в прошлом столетии, начало быстро замещаться телами умерших городских обывателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Архив Пн Слово Предстоятеля Русской Церкви после Божественной литургии в праздник иконы Божией Матери «Милостивая» 25 ноября 2009 г. 16:30 25 ноября, в день праздника иконы Божией Матери «Милостивая», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь , отмечающий в этот день 10-летие возвращения в обитель чудотворного списка иконы Божией Матери «Милостивая». В храме Сошествия Святого Духа Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию и молебен у чудотворного образа. По совершении Литургии и молебна Святейший Патриарх Кирилл обратился к богомольцам с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства, всечестная матушка игумения, уважаемый Сергей Львович, дорогие отцы, братия и сестры! Сегодня радостный день. Каждая круглая дата после важного исторического события дает нам возможность подумать о самом событии. Десять лет назад чудотворная икона Божией Матери «Милостивая» (копия чудотворной Киккской иконы Божией Матери, хранящейся в Киккском монастыре на Кипре) была вновь принесена в святую Зачатьевскую обитель, где она находилась с древних времен, но откуда ее перенесли в храм святого пророка Илии для того, чтобы сохранить в годы лихолетья — во времена, когда закрывались монастыри, разрушались храмы, когда народ наш, соблазненный ложными ценностями и опасными мечтаниями, вознамерился достичь этих ценностей и осуществить свои мечты без Бога. И мы знаем, сколько крови пролилось, сколько страданий было принято людьми нашими и в междоусобных бранях в революционном вихре, и в последующих войнах, и во многих иных испытаниях, которые возлагались на плечи народа нашего. Открытие храмов и монастырей, чудодейственное освобождение Церкви, обретение ею свободы, обретение нашими гражданами свободы верить в Бога, приходить в храм вне зависимости от своего служебного положения, открыто исповедовать Христа и внешними знаками подчеркивать свою религиозность, как и иметь право внутренне устроять жизнь свою по закону Божиему — все это явилось почти в одночасье вопреки всякой человеческой логике. Самые проницательные аналитики, как у нас в стране, так и за рубежом, не могли даже представить, чтобы в одночасье все могло так измениться. Но это произошло — произошло без крови, без тех потерь, которые обычно сопровождают такие глубинные изменения в жизни народа и страны.

http://patriarchia.ru/db/text/950361.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010