111 . Богоматерь Умиление – «Елеуса». Византийская икона. 2-я пол. XIV в. Петербург, Государственный Эрмитаж. 112 . Богоматерь «Взыграние Младенца». Московская икона. Кон. XVII в. Москва, Государственный исторический музей. 11З. Богоматерь с Младенцем типа «Взыграние». Средник иконы. 1-я пол. XII в. Синай, монастырь св. Екатерины. 114 . Богоматерь Хлыновская. Ярославская икона. 1684 г. Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. 115 . Богоматерь Казанская. Ростовская икона. 1649 г. Ростово­Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. 116 . Богоматерь. Мозаика. Ок. 843–880/885 гг. Салоники, купол церкви св. Софии. 117 . Богоматерь Оранта. Мозаика. 1065–1067 гг. Никея, церковь Успения Богоматери. 118 . Богоматерь Оранта. Мозаика. 1148 г. Чефалу, собор. 119 . Богоматерь-Знамение. Новогородская икона. 2-я пол. XII в. Москва, собрание П. Д. Корина. 120 . Богоматерь Боголюбская с предстоящими. Московская икона. 1-я четв. XVII в. Государственные музеи Московского Кремля. 121 . Богоматерь «Гора Нерукосечная». Ярославская икона. Сер. XVII в. Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. 4 О. Demus. Byzantine mosaic decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium. London, 1948, p. 7. 7 H. В. Покровский. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб., 1892, с. 8. 15 Ерминия, или наставление в живописном искусстве, составленное Дионисием Фурноаграфитом. 1701–1733. – Труды Киевской духовной академии, 1868, 2. 23 Цит. по кн.: И. Мысливец. Происхождение «Деисуса». – В сб.: Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М., 1973, с. 62. 29 См.: Б. В. Сапунов. Отзвуки античной критики христианства и композиции икон «Рождество Христово». – Искусство и религия. Сборник научных трудов Государственного Эрмитажа. Л., 1981, с. 131–144. 30 О «Правдивом слове» Цельса см.: Р. Ю. Виппер. Рим и раннее христианство. М., 1954, с. 236–254. 32 Настольная книга священнослужителя. Т. 3. Месяцеслов (март-август). М., 1979, с. 684 (далее – Месяцеслов).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия). Двусторонняя икона. Вторая половина XIV века. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины Вероятнее всего, эта икона неизвестного происхождения воспроизводила тему Одигитрии Константинопольской. Не исключено, что она могла быть связана с главным чудесным действом, которое происходило с Одигитрией Константинопольской каждый вторник, когда ее выносили на площадь перед монастырем Одигон, и там происходило еженедельное чудо – икона начинала летать по кругу на площади и вращаться вокруг своей оси. У нас есть свидетельство об этом многих людей – представителей разных народов: и латинян, и испанцев, и русских, которые видели это удивительное действо. Две стороны иконы на выставке в Москве напоминают нам, что две стороны Константинопольской иконы образовывали нерасторжимое двуединство Воплощения и Искупительной Жертвы. Икона Богоматери Кардиотисса (XV век) Икона выбрана создателями выставки как центральная. Здесь тот редкий случай для византийской традиции, когда мы знаем имя художника. Он подписал эту икону, на нижнем поле по-гречески написано – «Рука Ангела». Это знаменитый Ангелос Акотантос – художник первой половины XV века, от которого осталось достаточно большое число икон. О нем мы знаем больше, чем о других византийских мастерах. Сохранился целый ряд документов, и в том числе его завещание, которое он написал в 1436 году. Завещание ему не понадобилось, он умер значительно позже, но документ сохранился. Греческая надпись на иконе «Матерь Божия Кардиотисса» – не особенность иконографического типа, а скорее эпитет – характеристика образа. Думаю, что даже человек, который не знаком с византийской иконографией, может догадаться, о чем идет речь: все мы знаем слово кардиология. Кардиотисса – сердечная. Икона Богоматери Кардиотисса (XV век) Особенно интересной с точки зрения иконографии является поза Младенца, который, с одной стороны, обнимает Богоматерь, а с другой – как бы опрокидывается назад. И если Богоматерь смотрит на нас, то Младенец смотрит в Небеса, как бы вдаль от Нее. Странная поза, которую иногда в русской традиции называли Взыграние. То есть на иконе – вроде бы играющий Младенец, но играет Он довольно странно и очень не по-младенчески. Именно в этой позе опрокидывающегося тела есть указание, прозрачный намек на тему Снятия с Креста, и соответственно страдания Богочеловека в момент Распятия. Здесь мы встречаемся с великой византийской драматургией, когда трагедия и торжество объединяются в одно, праздник – это и величайшее горе, и одновременно замечательная победа, спасение человечества. Играющий Младенец провидит Свою грядущую жертву. И Богоматерь, страдая, принимает Божественный замысел.

http://pravmir.ru/pyat-vizantiyskih-ikon...

Так, характерным дополнением к древним, уже знакомым типам, является икона Ватиканского собрания 301 (рис. 142) и подобная ей 237 (рис. 143). Первая (в стиле Панселина) начала XVI века, вторая – уже в огрубелом пошибе этого стиля XVII столетия. Стиль этот ясно знаком со стенной живописью и, между прочим, облюбовал продолговатую форму иконы, с рядом стоящих фигур, имеющих монументальный характер. Так в середине первой иконы, по сторонам Богоматери с Младенцем стоят со свитками, или крестами св. жены: Анна, Параскева, Елена и Фотиния. На второй иконе, по сторонам Богоматери стоят Николай Ч. и Антоний Великий . Центром является Младенец, которого Богоматерь, стоя или привстав с престола, держит обеими руками, прикасаясь к ножкам ребенка; Младенец благословляет предстоящих, иногда обеими руками. Главный интерес иконы, однако, образуется именно этим положением Младенца, как бы предносимого Матерью в Мир: очевидно, такое положение Младенца принадлежало чтимой византийской иконе Богоматери, повторенной и в позднейшую эпоху греческою живописью в Италии 114 . Как распространен был настоящий тип на всем православном Востоке, доказывают несколько икон, идущих из Египта, или с Синая, или доселе находящихся в Синайском монастыре: таковы: 1) икона Б. М. и св. Саввы Освященного в собр. Киевской дух. академии, из колл. преосв. Порфирия 115 , 2) подобная же икона Богоматери со свв. И. Предтечею, Илиею и Моисеем, снятая фотографически проф. В. Н. Бенешевичем (рис. 144 части иконы), и 3) маленькое тябло в многосоставном иконостасе (подражание итальянским пределлам) Русского Музея, в серии тябел, подобных «Акафисту Б. М., в изображении Б. М. с святыми и гражданами. Рис. 143. Икона Б. М. со Святыми, греко-итальянской школы XYI в., в Ват. Хр. Муз. 237. Рис. 144. Часть иконы Б. М. со Свв. в Синайском м. по снимку В. Н. Бенешевича . Затем мы находим, несомненно, тот же тип во фресках Карейского Протата (рис. 145), а также в иконе                                    Б. М. «Милосердие» (покрывающей людей мантиею), работы мастера Христофора (грека) Болонского, 1380 г. 116 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Но если верить рисунку, который (рис. 140) сообщают Гумпенберг 111 , передающий старинные сведения о чудотворной иконе, а также его переводчик Занелла, сопровождающий текст Гумпенберга большим дополнением, мы имеем в этой иконе именно образ Богоматери, стоящей и держащей Младенца перед собою, приподнятого обеими руками до груди. Гумпенберг, по поводу этого образца, рассказывает, конечно, историю Б. М. Одигитрии, отождествляя термин «Никопеи» с термином «Победоносной», а потому и «Одигитрии». Затем передается известный рассказ о том, как Дандоло, венецианский дож и предводитель флота, после неудачной вылазки греков, взял город приступом и увез с собою в Венецию образ, который и был помещен навсегда в базилике св. Марка. Занелла передает, далее, рассуждения на ту же тему венецианского каноника Августина Молина, напечатавшего свою статью в 1821 году. По словам статьи, кроме Дюканжа, Рамузия, Джустиниани, Тиеполо, – все приходили к одному и тому же выводу о тождестве Никопеи с Одигитрией; только аббат Квирини ясно различил эти два типа. Затем уже автор наполняет свою статью подробным перечнем всех исторических свидетельств об Одигитрии, ее захвате во время латинского взятия и переносе в Италию. Между тем имя Б. М. Никопеи было отлично известно в Константинополе, как то видно из указания Кодина (De officiis Ср., гл. XI) 112 , который рассказывает, что на праздник Рождества, Крещения и Ваий, если такой выпадает во время траура при дворе, император имеет выход по близости от «Панагии Богородицы Никонеи», «там, где стоит икона св. Георгия, он становится, и его приветствуют кратким славословием». Тот же образ Никопеи Иоанн Комнин, по словам Никиты Хониата , возил на своей триумфальной колеснице. Что совершенно ясно, Константинопольский образ Никопеи находился во дворце, в особой часовне или в небольшой церкви, тогда как образ Одигитрии, перед латинским завоеванием, находился обычно во Влахернах, но ходил также, как мы знаем, в монастырь Хора. Все свидетельства о захваченном образе относятся к Никонее, а не к образу Одигитрии. Наконец, образ Одигитрии был большого размера, как то видим мы ясно из свидетельства нашего паломника Стефана Новгородца, бывшего в Царьграде около 1350 года и видевшего вынос иконы Одигитрии, по обычаю, во вторник: «Икона же та велика вельми, окована гораздо и певцы пред нею поют красно, а народи вси зовут «Кирие елейсон» с плачем. Единому человеку на плечо вставят раму, а он руцы распрострет, аки распят, также и очи ему запровержут, видити грозно, по ходбищу мещет его семо и овамо, вельми сильно повертывает им, а он не помнится, куда его икона носит. Потом другий подходит и той тако же, тамо третий» и проч. и проч. «Дивное видение. Три человека вставят на плеча единому человеку, а он аки прост ходит изволением Божиим» 113 . Никопейская икона малого «моленнаго» размера.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Далее, греко-итальянские иконы имеются в церкви св. Марка, в разных ее местах по стенам (у левого бокового алтаря образ «Одигитрии» XV в., под ним образ Б. М. в типе нашей Тихвинской, с именем «Элеусы»), в соборе о. Мурано (чуд. образ Madonna delle grazie, писанный, по преданию, св. Лукою, с Младенцем, держащим яблоко, греко-итальянского письма XIV в.; далее икона Б. М. с воздетыми руками, письма XIV в., еще в темно-пурпурном мафории), соборе о. Торчелло (там же и антикварная лавочка, с греко-итальянскими иконами), в церквах Киоджии (по указанию Тести) и пр. и пр. Во дворце дожей над входом в зал del Scrutinio, еще оставлена в киоте икона Б. М. на троне с двумя ангелами по углам, молящаяся Младенцу, лежащему у нее на коленях, греческого письма. Главное венецианское собрание итало-критских икон находится в доме греческой церкви во имя вм. Георгия (S. Giorgio dei Greci), и отчасти в самой церкви, но большинство икон относится к XVI-XVII столетиям, т. е. к позднейшей итало-критской школе, лежащей вне нашей задачи. Значение падуанской школы для греко-итальянской иконописи указывается целым рядом имен художников Возрождения, выработавших лучшие образцы религиозного искусства: Альтикьери, Якопо д’Аванцо, Гвариенто, Скварчионе, Мантэнья. Из них особенно важен Гвариенто, несомненно, послуживший образцом для греческой иконописи: достаточно сравнить серию его икон (1340–1350 гг.) в Музее Падуи из разнятой росписи капеллы: Мадонна с Младенцем на левой руке и с жезлом в правой, лики и чины ангельские – (по греческому подлиннику), олицетворение добродетелей; Евангелисты являются лучшими иконными оригиналами (замечательна в деталях воинских облачений близость к типам нашей «Строгановской» школы). В том же Музее 3 – Pieta греческого письма, с И. Богословом и Иосифом по сторонам, на скале Голгофы, 4 – Б. М. Salus infirmorum, 374 – греко-итальянское «Умиление» (типа «Взыграние»), 375 и 379 – «Млекопитательница» и много других подобных икон. Замечательная икона Флорентинских Уффиций за 1 (рис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Когда, наконец, станут известными в точных фотографических снимках русские чудотворные иконы, будет возможность определить точнее и влияние не только итальянских композиций, но и самих типов Б. М., выработанных школами; флорентинскою (рис. 1, 2, 5, 15, 23 и др.), сиенской (рис. 16, 55, 68, 81 и 146), венецианской (рис. 37, 38), умбрийскою и северной Италии, как равно их переработки в греко-итальянской и итало-критской позднейшей иконописи. 93 Деталь же повторена рядом икон в том же атласе: рис. 63, 64, 65, 68, 70 , 73, 81 и др. У венецианского живописца Stefano Pievano di S. Agnese на образе Б. М. с Младенцем 1869 г., в музее Коррер в Венеции (Алинари фот. 20827), ножка Младенца представлена также подвернутой, как на этих иконах, и возможно, что эта же деталь усвоена у венецианских мастеров от иконописцев (ср. Тихвинскую и другие русские иконы). 95 Н. П. Лихачев, рис. 71 и 72. Передаем снимки обеих икон, дающих любопытные варианты (рис. 104 и 105). 96 Из «Собрания гравир. изобр. икон Б. М.», изд. Общ. Люб. др. Письм., Спб. 1878, Памятники 87. 97 Так отличают этот перевод иконописцы от различных чтимых «Корсунских» икон Б. М., названных так, по-видимому, исключительно в силу особенности своих писем и представляющих переводы Одигитрии и др. типов. Иконы «Корсунского Умиления» находятся в Кашинском Успенском соборе, Спасо-Евфимиевском монастыре в соб. ц., Серпуховском Владычнем м. и пр. К тому же типу относится известная «Касперовская» икона Б. М., принесенная в конце XVI в. из Трансильвании сербом в Херсон, губ. Ольвиопол. у. 100 Paul Mantz «La peinture francaise», 1897, p. 106–8, fig. 36. Perdrizet, La Vierge qui baise la main de l’Enfont. Revue de l’art chr. 1906, 289–294. 104 Малова, Е. прот. «Мироносицкая пустынь Казанской епархии». 1896, стр. 5–11 20–22. В Мироносицкой пустыни две чудотворные иконы: Владимирская и Явленная икона св. жен Мироносиц на аспиде. 105 Архим. Макарий «Арх. описание церковных древностей в Новгороде», II, 62 и 71. Указывается икона «Умиления», прославленная с 1337 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Икона прп. Иоанна Бетанийского. Оговорка «иконы сделаны», здесь не случайна. Один из выставочных залов Творческого Союза Художников демонстрирует работы мастеров лицевого шитья. Особенно звучны иконы Михаила Мчедлишвили. Они необычны для того, кто знаком с традиционными принципами церковного шитья. Объемные, фактурные, наполненные воздухом и пространством, движением и цветом, они чрезвычайно интересны широким и глубоким осмыслением традиций и самобытностью. «Михаил более десяти лет вышивает иконы, — рассказывает о нем Екатерина Ильинская, — его работы всегда выделяются и запоминаются, прежде всего с художественной точки зрения, исключительными решениям». В настоящее время художник вышивает серию икон грузинских святых, одна из них — « Святой Иоанн Бетанский » — представлена на выставке. Шитые иконы Лидии Чекуновой более консервативны; они строго каноничны. Ее работы — «Взыграние Младенца», « Феодоровская икона Богоматери », « Казанская икона Богоматери » — отличают высокий уровень мастерства, тонкая манера шитья стежок за стежком, близкие тона, лаконичность в украшении и глубокие образы. «Эта деликатность в цвете меня очень привлекает. Плоть на ее иконах выходит бестелесная. Глубокие, добрые, открытые, нежные лики необычайной красоты. И нужно понимать, что такие иконы вышиваются месяцами, а то и годами. Это же терпение нужно иметь равноангельское», — восхищается Екатерина Ильинская. И я не могу не задать своей собеседнице вопрос о востребованности подобных икон и техник. На что она с улыбкой отвечает: «А где у нас искусство востребовано? Правда, сейчас просыпается интерес. Хотелось бы думать, что не иссякнет. К счастью, появилось общество православных меценатов, которые популяризируют такое явление, как домашняя, семейная, мерная икона. Они взялись за великое дело. Сдвинули его с мертвой точки. Потому как понятия и представления об иконе в общем-то нет, даже между нами, православными. Даже мы не всегда понимаем, что помимо полиграфической печати существуют, продолжают создаваться писанные на досках иконы. Что они доступны, недороги. Если сравнивать с какой-то бытовой техникой, которая есть у всех, то писанные иконы по цене вполне сопоставимы, а иногда даже и дешевле».

http://pravoslavie.ru/373.html

Изображение иконы Взыграние (Взыграние Младенца) #30087 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Взыграние (Взыграние Младенца) #30087 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Взыграние (Взыграние Младенца) Скачать или распечатать изображение 30087.jpg 1735x2433, 4.22 MPix, 1824 Kb. 14.7x20.6cm @ 300DPI (22x30.9cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 6 (95) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2017-10-24) Происхождение изображения: Загружено 2017-10-24 участником [ WOLAND ]. Описание: Взыграние Младенца с Npaздhukaмu.jpg Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Взыграние (Взыграние Младенца) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-30087

Изображение иконы Взыграние Младенца Угрешская #35136 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Взыграние Младенца Угрешская #35136 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Взыграние Младенца Угрешская Скачать или распечатать изображение 35136.jpg 599x697, 0.42 MPix, 241 Kb. 5.1x5.9cm @ 300DPI (7.6x8.9cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 2 (82) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2020-11-20) Происхождение изображения: Загружено 2020-11-20, анонимно. Описание: Образ Пресвятой Богородицы «Взыграние Младенца», дерево, левкас, темпера, оклад серебро по реактиву, золочение, XVIII век, 31 х 27 см. Частное собрание. Ср.: Изображение иконы Взыграние Младенца Угрешская #33397 http://pravicon.com/image-33397 Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Взыграние Младенца Угрешская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты Покупить сельхозтехнику лучше всего на ресурсе selhoztehnika.net тут есть новая б/у.

http://pravicon.com/image-35136

Изображение иконы Взыграние Младенца Евхаитская #34947 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Взыграние Младенца Евхаитская #34947 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Взыграние Младенца Евхаитская Скачать или распечатать изображение 34947.jpg 851x988, 0.84 MPix, 328 Kb. 7.2x8.4cm @ 300DPI (10.8x12.5cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 7 (62) , (0) . в этом году (за прошлые годы с 2020-08-03) Происхождение изображения: Загружено 2020-08-03, анонимно. Описание: Богородица со Христом. Первая половина XV века. Темпера. 45 х 39 см. Виртуальная ризница Хиландара (Дигитална ризница Хиландара). Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Взыграние Младенца Евхаитская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-34947

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010