По получении последней грамоты, старец сдал навсегда строительство Анзерского скита и с некоторыми учениками перешел для жительства на гору Голгофу. Поселившись на ней, он начал устраивать скит. Вскоре ученики Иисуса соорудили на Голгофе деревянную церковь , которая, к общему утешению, освящена была архимандритом Фирсом в честь Распятия Господня, согласно грамоте преосвященного, от 15-го мая 1715 года. Петр I, узнав о явлении блаженному старцу Пресвятой Богородицы и новоустраиваемом Распятском ските на Голгофе, по особенному расположению к бывшему духовнику, много помог ему своими щедротами. Так, в скором времени последовало повеление об отпуске каждогодно из архангельских государственных хлебных магазинов хлеба на продовольствие братии Голгофского скита. А в 1714 году, при самом начале устройства скита, для церкви Голгофской от царевны, великой княжны Марии Алексеевны, поступило пожертвование многих драгоценнейших утварей, одежды и книг, с клеймами, именно в Голгофский скит. Особенно же дорогою жертвою была местная святая икона Успения Божией Матери, в серебряной ризе, с позолоченными полями, и в ней вкладной ящик со многими св. мощами. Царица Параскева Феодоровна (вдовствующая супруга царя Иоанна Алексеевич а), кроме других пожертвований, пожаловала на строение церковное на горе Голгофе сто рублей, а князь Меньшиков дал сто червонцев. Много было и других благотворителей. Но особенно попечение о строении Голгофо-Распятского скита имела уже известная благодеянием скиту царевна Мария Алексеевна. Вот письмо ея по этому предмету к архимандриту Фирсу. «Пречестныя обители Соловецких Чудотворцев отцу архимандриту с братиею усердствуем, да благодать Божия, милость, мир и любовь, при всегдашнем благоденствии, да умножаются. Писано прежде сего к пречестности вашей, дабы старательство имели о всяких припасах, как о кирпиче, так и о других надлежащих нуждах в Свято-Распятский Анзерский скит, к хотящей быть Распятия Господня каменной церкви, и ныне просим: да попечение имеете к оному Богом избранному и прославляемому месту, а наипаче о кирпиче прилежное попечение потребно. Хотя ныне препона строению оному церковному учинилась за переменою вице-губернатора Алексея Курбатова, но обаче всемилостивый Господь, вся по желанию на прославление имени Его святаго волю боящихся Его сотворит и молитву их услышит и пошлет ктиторов к оной св. церкви, ихже Сам весть; точию пречестность ваша прикажите заранее кирпич делать и деньги у пречестного отца Иисуса на оный и прочие припасы берите. Повторяя, просим и повелеваем, дабы прилежное попечение и радение о оных нуждах имели, за которое радение всемилостивый Господь да воздаст вам. И мы остаемся должны. Прочее же пречестности вашей святым молитвам себя предаем. Ц. Мария с царствующаго града Москвы, 1715 года марта 15-го дня».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И мы, Преосвященный Варнава Архиепископ Холмогорский и Важский, слушав твоего строителева челобитья, пожаловали, благословили, указали на то церковное строение камень, и кирпич, и известь и припасы готовить и строить церкви во имя распятия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Успения Пресвятыя Богородицы, а глав, сколько надлежит, построить на тех церквях по угожеству, а на главах кресты поставить четвероконечные, по преданию святых Апостолов и святых Богоносных Отцов, и по древнему обычаю таковы, каков крест златой на Москве, на соборной церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы, иже у Великого Государя на сенях, поставлен в давних летах Благоверными Великими Князьями, а каковы те кресты подобием, и им под сей нашей благословенной Архиерейской грамотой подлинное изображение. Да в тех же церквях в алтарях учинить помосты, выше церковных помостов двумя степенями, а степенем высота полтретья вершка, и от тех алтарных помостов от алтарных стен в церквях выпуски учинить до верхней степени полтретья аршина, да в алтарных же стенах в обеих церквях на срединах учинить царские врата, а на правых странах тех врат учинить южные, а на левых северные врата же, и святыя иконы поставить чинно подле царских врать: на правых странах вначале поставить образы Всемилостивого Спаса, подле тех образов поставить образы настоящие тех церквей, Распятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Успения Пресвятыя Богородицы; а на левых странах царских врат в обеих же церквях меж северными поставить образы Пресвятыя Богородицы с предвечным Сыном Божиим и прочих Святых образы поставить по чину же и по обычаю святых Восточных церквей. А как те церкви построены и ко освящению изготовлены будут, тогда о освящении тех церквей и о антиминсах бити челом нам, Преосвященному Архиепископу, а ради приятия от нас антиминсов быти к нам иеромонаху или иеродиакону, а не простолюдину;. и называтися, ради вышеописанной новопостроенной каменной распятской церкви, вышеупомянутой горе горою Голгофою и скитом Распятским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вручая Иову управление скитом, Владыка сказал: «чадо Иове, вручаю тебе скит Святыя Троицы, блюди его опасно, как все устроено, так все да будет; устава церковнаго не изменяй, но твори все по правилам святых отец». И иеромонах Иов свято соблюдал наставления, своего учителя, в течение 8 лет заведывая скитом Св. Троицы и преподобного основателя Елеазара. По прибытии в скит, старец собрал всю братию, отслужил с ними молебен с коленопреклонением Пресвятой Троице и преподобному Елеазару, прося благословения Божия и помощи угодника. А после молебна обратился к братии с кратким словом, увещевая на подвиг. Сделавшись настоятелем Анзерского скита, иеромонах Иов с усердием стал заботиться о духовном совершенствовании подчиненной братии. Часто старец по ночам обходил кельи. Если он видел инока на молитве, радовался и тихо удалялся. Если же видел их говорящими, то стучал в дверь и уходил глубоко опечаленный. На утро призывал к себе нерадивого и убеждал трудиться. Внушения его не оставались безплодными. Братия старались подражать ему, некоторые по его благословению удалялись в уединение и там подвизались в молитве. О. Иов часто посещал этих пустынников и, уже тогда обладая даром прозорливости, если видел уклонения, исправлял и наставлял; из его учеников своею строгою жизнью были известны два инока – схимонах Матфий и монах Макарий; число же всей братии возросло до 30 человек. Уча других, о. Иов в то же время сам подвизался еще усерднее прежнего. Особым подвигом, который он принял на себя в Анзерах, было служение братии в больнице; ухода за больными он не покидал потом до самой своей смерти. Часто, поручая управление Матфию или Макарию, старец удалялся в пустыню и там проводил по нескольку времени. Нередко он посещал пустынника Паисия для духовной беседы, который жил на высокой горе; на этой горе подвизался по нескольку времени преподобный Елеазар Анзерский и здесь то было угодно Богу, чтобы был устроен храм и братство; орудием же Своей воли Ему благоугодно было избрать иеромонаха Иова, который в это время уже носил имя Иисуса (в честь Иисуса, сына Навина) и был сподоблен (в 1710 г.) великой схимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иов (Иисус) Анзерский, прп. - житие " Освященный Юбилейный Архиерейский Собор, рассмотрев ...праведную жизнь, исполненную смирения и благодатных даров Святого Духа, непрекращающееся народное почитание, чудеса и молитвенный подвиг преподобного Иова Анзерского (+ 1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1993 году) ... единомысленно определяет ... причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса... память преподобному Иову, в схиме Иисусу, Анзерскому праздновать 6/19 марта и 29 мая/11 июня... писать прославляемым святым иконы для поклонения... напечатать жития их для назидания и наставления в благочестии чад церковных... " (Москва, Храм Христа Спасителя, 13-16 августа 2000 года) КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ Преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский, Соловецкий чудотворец, в миру носил имя Иоанна. Он родился в 1635 году в Москве. Кем были его родители – неизвестно, но предпологают, что они имели духовное звание. Сам Иоанн многие годы служил приходским священником в Москве. О. Иоанн отличался сострадательностью к бедным и бедствующим людям. Почти все свои доходы употреблял на милостыню нищим, часто устраивая угощения в своем доме. Он открыл свой дом для всех бедных и страждущих, кормил, лечил, а главное - утешал попавших в беду людей. Всех приходивших к нему отец Иоанн принимал с искренней любовью, встречая как самых дорогих гостей. В беседах он " старался применить свой разговор к положению, званию и состоянию каждого " , говоря о необходимости молитвы, об опасности пагубных увлечений, о воспитании людей в христианском духе. Все примеры о.Иоанн обосновывал Священным Писанием, историями житий святых и церкви. Нередко о.Иоанн заступался за несправедливо обиженных и его заступничество было успешным, ибо пользовался он огромным уважением среди людей. Отец посещал тюрьмы, раздавая заключенныхм на пасхальные и рождественские подарки. Не было человека, нуждавшегося в его помощи, которому он бы в ней отказал.

http://pravicon.com/info-2520

3 июля 1994 года, в праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, архимандритом Иосифом (Братищевым) с Соловецкой братией у подножия горы Голгофы был установлен девятиметровый поклонный крест в память Новомучеников Соловецких. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1999 году при Синодальной комиссии была создана рабочая группа по канонизации святых под руководством игумена (тогда иеромонаха) Дамаскина (Орлова) и игумена Германа (Чеботаря). 17 июня 1999 года за алтарем храма Воскресения Христова на острове Анзер были обретены мощи священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского и Задонского, скончавшегося на горе Голгофе от тифа 7 февраля 1929 года. Сначала мощи были перенесены в Воскресенскую церковь. Епископ Петр был прославлен в лике Святых в августе 2000 года. 11 июня 2000 года в Успенском приделе Распятского храма на горе Голгофе были обретены находившиеся под спудом мощи преподобного Иова (в схиме Иисуса) Анзерского. На юбилейном Архиерейском Соборе, проходившем 13-16 августа, установлено общецерковное почитание преподобного Иова. Тогда же, вместе с владыкой Петром, свыше 30 соловецких узников и страдальцев были причислены к лику святых. Среди них бывшие насельники Соловецкого монастыря - преподобномученики архимандрит Вениамин (Кононов), иеромонах Никифор (Кучин), монах Моисей (Кожин) и священномученик Василий (Виноградов). К началу 2010 года число прославленных новомучеников и исповедников Соловецких возросло до 60-ти. В обители был установлен новый праздник – Собор новомучеников и исповедников Соловецких, который отмечается 23 августа. В течение лета в Голгофо-Распятском скиту на острове Анзер были завершены начавшиеся в 1995 году работы по реставрации деревянного храма Воскресения Христова XVIII века. Работы проводились на средства архангельского предпринимателя В.З. Анциферова. Его стараниями к северу от Воскресенской церкви тем же летом был сооружен из бруса новый келейный корпус для проживания монашествующей братии. На праздник Успения Пресвятой Богородицы иеромонах Евлогий вместе с игуменом Германом по благословению священноначалия монастыря совершили в этом храме праздничное всенощное бдение и Божественную литургию.

http://sobory.ru/article/?object=03598

Свидетельствую своею бедною рукою и страхом Божиим. Аминь. О писме, великий государь, не покручинься, Господа ради, что худо и не исправлено. То и черное и белое, у себя иного не оставил, а се мало вижу. Бог Отец о имени Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, молитву приемлет и просимое дает, яко же свидетельствует слова истина: – рече, – чего просите о имени Моем от Отца Моего, даст Сего ради и аз о имени Христа Бога и святаго ради Рождества С Его прошу Т . Не премолчи о нашем к тебе, великому государю, прошении, да не в суд ти будет писание се и прошение наше. Здрав буди и нас, сирых, во царствии своем не забуди. Примечания Л. 194 И по прехождении триех лет был челом я тебе... чтоб ты, великий государь, отпустил меня в монастырь. – По мнению протоиерея Льва Лебедева, патриарх Никон усматривал некий мистический смысл в троичных этапах своей биографии: в Анзерском ските он пробыл три года, столько же в Кожеозерской пустыни; по три года служил архимандритом Ново-Спасского монастыря, а затем новгородским митрополитом; а пробыв три года на патриаршей кафедре, в 1655 г. Никон попросил у царя Алексея Михайловича об уходе – Лебедев 1995, 115. И ты, великий государь, прислал посетити Афанасиа Матюшкина... И я о той милости не зело порадовался. – О приезде в Воскресенский монастырь стольника Афанасия Ивановича Матюшкина с царскими подарками патриарх Никон вспоминал и в послании к Алексею Михайловичу в 1659 г. См.: Примечания. Л. 29. Об А.И. Мапошкине см.: Примечания. Л. 2, ...враг моих к теб... Романа Бобарыкина и Ивана Сытина... – Земельная тяжба с помещиком Иваном Константиновичем Сытиным, начавшаяся в конце 1660 г., и дело о монастырских землях со стольником Романом Федоровичем Боборыкиным, возникшее в 1661 г., возобновились почти одновременно в 1663 г. Самым «громким» и обидным для Никона было спорное дело с Боборыкиным, которое Монастырским приказом было решено в пользу стольника. В переписке с Алексеем Михайловичем из Воскресенского монастыря патриарх Никон неоднократно вспоминал об этих делах. См.: Примечания. Л. 244; Примечания. Л. 59 – 59 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ему назначили послушание в братской поварне. Семидесятилетний старец рубил дрова, носил их на плечах по крутым лестницам и целые ночи проводил в молитве. Братию он изумлял смирением и покорностью всем, строгостью своего постничества: он не вкушал ничего, кроме воды и хлеба. За это его прозвали Иовом Постником. Узнав о его великих подвигах, настоятель снял с него все послушания и предоставил ему отдельную келию, где бы он мог заниматься рукоделием, читать Священное Писание и творить Иисусову молитву. До Петра I дошел слух о святой жизни его бывшего духовника. К тому времени Петр узнал о непричастности старца Иова к делу Талицкого и стал звать его обратно к себе. Но старец не захотел возвращаться в мир: ему предстоял новый подвиг – скитское житие. Он переселился в скит на Анзерском острове, основанный преподобным Елеазаром. Братские келии стояли в этом скиту на версту одна от другой. Отшельники собирались вместе по субботним дням в храме, а в воскресенье после Литургии опять расходились по своим уединенным келиям. Старец Иов считал себя последним послушником в скиту, однако братия избрали его своим настоятелем. Но и в настоятельстве он целыми днями трудился, а ночами молился, стоя на коленях. Подражая преподобным Феодосию и Сергию, он обходил келии иноков, чтобы стуком напомнить о молитве тем, кто сходился для разговоров. Заботясь о больных скитниках, он перевязывал их раны, мазал освященным маслом и тем исцелял их. На службу старец всегда приходил первым, а в уме и сердце непрестанно держал Иисусову молитву. В 1710 году старец Иов принял великую схиму с именем Иисуса в память о пророке Иисусе Навине. Однажды иеросхимонах Иисус остался на ночь у подножия горы с остроконечной вершиной. В тонком сне подвижнику явилась Пресвятая Богородица с преподобным Елеазаром, который на этом месте начинал свои подвиги. Богородица сказала старцу: «Сия гора отныне нарицается второю Голгофою. На ней будет Церковь во имя распятия Сына Моего и Бога, устроится скит и наречется Распятским».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И тако подвизася преподобный Елиазар, первый бе началник и строитель Анзерскаго скита. И поживе богоугодно доволна лета, и в старости мастите преставися ко Господу в лето 7164 (1656) года месяца ианнуариа в 13 день. И погребен бе невдалее от церкви живоначалныя Троицы, созданней от него. И потом братиа поставиша над ним молитвенный храм – часовню. И поставиша икону, образ Господа нашего Иисуса Христа, на поклонение приходящим с верою. О учениках строителя Елиазара Бе ученицы преподобнаго Елиазара: иеромонах Никон, монах Никодим, монах Никифор. И той монах Никодим бысть вторый строитель в Ванзерском ските по старце своем, преподобнем Елиазаре. И поживе во всяком воздержании неколико лет и преставися с миром в лето 7181-ое (1673) месяца ианнуариа в 22 день. Пребысть в монашеских подвизех 43 лета. Третий ученик блаженнаго Елиазара – монах Никифор. И той бе во младых летех пребывая житие постническое же и безмолвное. И пребысть в монашеских исправлениях немного лет. И преставися в вечный покой. И погребены бысть оба в той же часовни с преподобным Елиазаром. А иеромонах Никон бе попрежде сих подвижников, подвизася добре неколико время. И по некоему Божию изволению изыде ис того Анзерскаго скита. И выеха на Онегу реку. И вселися тамо в пустыню на Кожеезеро, идеже пребывал постническое и безмолвное пребывание пустыннолюбивый житель преподобный Никодим Кожеезерский. И вселися тамо. И пребысть неколико время в постнических подвизех уединенный. И потом принужден бе братиею в Кожеезерский монастырь игуменом. И ту подвизася неослабно. Потом же бысть митрополит великаго Новаграда. И Божиим изволением и повелением благовернаго и благочестивейшаго государя царя и великаго князя Алексия Михайловича 370 всея России принесе в царствующий град Москву из Соловецкаго монастыря мощи святителя Филиппа 371 на отечество свое с подобающею честию в лето 7160 (1652) года месяца иуллиа в 3 день. И последи сподобися быти патриарх царствующаго града Москвы и всея России. И бысть рачитель к церковному устроению и книжному исправлению и монастырьскому строению. И во изгнании скончася.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Считать всероссийское празднование пятнадцатых торжеств, посвященных Дню славянской письменности и культуры, проходивших в Рязани и во всей Русской Православной Церкви, вкладом в возрождение славянской культуры и исторической памяти, что приобретает особую актуальность в юбилейный год 2000-летия Рождества Христова. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии для включения их в повестку дня предстоящего Юбилейного Архиерейского Собора. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и деятельность возглавляемой им Комиссии. 2. Включить в повестку дня Юбилейного Архиерейского Собора следующие вопросы: а) Прославление для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу. б) Включение имен ранее прославленных новомучеников в лике местночтимых святых в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. в) Рассмотрение вопроса о канонизации Царской Семьи. г) Рассмотрение вопроса об общецерковном прославлении митрополита Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители († 1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847), священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867). д) Рассмотрение вопроса об общецерковном прославлении канонизированных как местночтимых святых преподобного Иова Анзерского († 1720), в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1993 году) и

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

После того блаженный старец осенил себя крестным знамением, сложил крестообразно руки на персях и без всяких предсмертных страданий предал Господу чистую свою душу. Стоявший за дверями кельи ученик видел в келье необыкновенный свет, слышал голоса поющих и обонял дивное благоухание. Те же ощущения испытали в это время и другие иноки по своим кельям. Честна пред Господом смерть преподобных Его! Так почил о Господе блаженный подвижник иеросхимонах Иисус, 85-ти лет от рождения, в Неделю Православия (первое воскресенье Великого поста) 6 марта 1720 года, перед рассветом. Хотя о кончине старца не было оглашено учениками его, но вскоре узнали о том не только монахи Соловецкого монастыря и Анзерского скита, но и многие богомольцы из мирян. Все они стеклись в скит и долго оставались около кельи почившего, дожидаясь выноса в церковь и погребения тела. Вдруг пролился сильный дождь 16 , который принудил пришельцев разойтись, а между тем Голгофские иноки и пустынножители поспешили исполнить последнюю заповедь своего старца и совершили погребение тела его в отсутствие мирских людей. При отпевании читано было духовное завещание почившего старца 17 . Тело о.Иисуса погребено в каменном склепе, глубиною не более одного аршина от поверхности земли. Над могилою поставлена деревянная гробница, а на ней – доска со следующею надписью:       «Здесь       скончался      1720 года, марта 6 дня, преподобный Иов (в схиме Иисус), строитель прежде бывший Анзерский, а потом Голгофский, рожденный 1635 года. В монашество поступил 1701 года. В Анзерский скит пришел на безмолвие 1702 года. Строительство анзерское принял 1706 года. В схиму постригся в 1710 году. На гору Голгофу пришел жить строителем 1714 года, показавши образ добродетелей – словом и житием, любовию и духом, верою и чистотою сердечною. От рождения жития его было 85 лет. 1720 года, марта 9 дня, погребен здесь». Вскоре усердием учеников над могилою старца поставлена часовня и на доске над гробницею изображен лик почившего. По преставлении блаженного основателя Распятского

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010