Поставлено было три креста, из которых средний был крест Иисуса Христа. Приступая к исполнению ужасного злодеяния, воины сняли с Него одежды, приподняли на крест, распростерли руки и стали прибивать их гвоздями. Кровь полилась из ран на землю, но никто не услышал ни стона, ни вздоха; слышно было только, как Христос молился за Своих распинателей: Отче! прости им, ибо не знают, что делают . Другие воины распинали в то же время разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону; и сбылось (говорит Евангелист) предсказание Пророка Исайи: и к злодеям причтен . Надпись на кресте Иисуса Ко кресту Иисуса, выше головы Его, прибили воины составленную Пилатом надпись: Сей есть Царь Иудейский ( Лк. 23, 28 ). Написано это было на трех языках: еврейском (арамейском), греческом и римском (латинском); и поступил так Пилат для того, чтобы и иностранцы, съехавшиеся к празднику в Иерусалим, могли прочесть, что распят Царь Иудейский, чтобы могли понять, как евреи поступают со своими царями. Прочтя эту надпись, первосвященники поняли, что Пилат зло надсмеялся над ними, и потому сейчас же отправили к нему некоторых из своих единомышленников сказать: «Зачем ты написал – Царь Иудейский? Напиши то, что Он Сам говорил; напиши так: Я Царь Иудейский ( Ин. 19, 21 ) тогда всякий поймет, что Он так называл Себя, но что мы не признавали Его своим Царем». Пилат не мог простить первосвященникам, что они довели его до рабского подчинения их упрямству, и потому теперь резко ответил им: «Не ваше дело вмешиваться в мои распоряжения! Что я написал, то так и останется написанным!» Воины делят одежды Иисуса Когда осужденные были распяты, воины взяли одежды Иисуса и по установившемуся обычаю стали делить их между собой. По свидетельству Иоанна, делили одежды на четыре части, из чего следует, что воинов, распинавших Иисуса, было четыре. Всех воинов было, конечно, значительно больше, но другие, вероятно, были заняты распятием разбойников и охраной их, а остальные – поддержанием порядка на месте казни. Верхнюю одежду Иисуса разодрали на четыре части, а нижнюю, хитон, не стали разрывать, потому что в нем не было швов, он был весь тканый; и согласились бросить о нем жребий, чтобы узнать, кому он достанется. Так и поступили. И в этом исполнилось пророчество Давида: делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий ( Пс. 21, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Приведенная мною аналогия с любовью и браком предполагает и определенные взаимоотношения между знанием и любовью. Это «дорога с двусторонним движением». Знание дает нам возможность кого-то полюбить – и в то же время любовь облегчает познание. Как заметил святой Августин, nemo nisi per amicitiam cognoscitur («О различных вопросах», 83.71.3), что можно вольно перевести так: «Для того, чтобы воистину узнать кого-то, нужно стать ему другом». Мы познаем не только рассудком, но и сердцем: любящий взор позволяет нам по-настоящему видеть любимого, отличая в нем случайное и наносное от истинного. Тот же принцип верен и для верующих. Они предают себя Иисусу в любви и вере, поскольку знают кое-что о Нем и Его истории. Но в то же время они признают историю Иисуса исторической истиной и видят в ней смысл, потому что любят Его и в Нем находят предмет своих глубочайших желаний и надежд. Наши отношения с Иисусом подобны отношениям с любимыми родными и друзьями: мы любим Его, потому что знаем – и знаем, потому что любим. Можно было бы поговорить и о других мировоззренческих установках, способных повлиять на наши размышления о воскресении Христа: например, о сущности аналогии и необходимости отличать точные (и полезные) аналогии от отдаленных (и не столь полезных). К примеру: может ли опыт христианских (и иных) мистиков пролить для нас свет на сущность явлений воскресшего Иисуса? 78 Однако мы сказали уже достаточно, чтобы прояснить для читателя ту решающую роль, которую играют в изучении воскресения элементы, составляющие наше мировоззрение. Исследование воскресения Иисуса включает в себя также обращение к некоторым характеристикам Его жизни и смерти. Кто был этот Человек, которого Бог воскресил из мертвых? Почему это произошло именно с Ним? Жизнь и смерть Иисуса Весть о том, что Бог воскресил распятого Иисуса к новой жизни, сразу вызывает три вопроса: 1) Кем был при жизни этот Иисус? 2) За что и почему Его казнили? 3) Чего Он надеялся достичь своей насильственной смертью? Во введении мы упомянули, что Суинберн, как и многие его предшественники, видит в воскресении Божье оправдание Иисуса, своего рода божественный «знак качества» на жизни, проповеди и смерти Иисуса. Иными словами, Бог одобрил жизнь Иисуса, проповедуемые Им ценности, а также то, кем Он себя считал. Если Бог воскресил Иисуса из-за того, кем Он был и что делал, то и нам следует уделить внимание тому, кем был и что делал Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

Учение Иисуса о том, что оскверняет человека. Путешествие Иисуса в пределы Тирские и Сидонские. Путешествие по области Десятиградия. Чудесное насыщение 4000 человек. Возвращение в Галилею Избрание и отправление на проповедь семидесяти учеников Наставления им Приход к Иисусу книжников и фарисеев Учение о том, что оскверняет человека Путешествие в пределы Трийские и Сидонские Исцеление дочери хананеянки Возвращение Иисуса в Галилею через десятиградие Исцеление глухого косноязычного Вторичное чудесное насыщение народа Прибытие Иисуса в пределы Магдалинские Встреча его фарисеями и саддукеями Обличение их в лицемерии Неожиданное удаление Иисуса с апостолами в лодке на другую сторону озера Беседа о закваске фарисейской и саддукейской Путешествие в Вифсаиду Юлиеву: исцеление слепого И пошел Иисус с учениками Своими в селение Кесарии Филипповой. Вопрос Иисуса: за кого почитают его люди? Объяснение слов Иисуса: на сем камне я создам церковь Мою... И дам тебе ключи Царства Небесного Беседа Иисуса с Апостолами о предстоящей ему смерти Просьба Петра быть милостивым к себе Призыв Христа взять крест свой и идти за ним Объяснение слов: отвергнись себя Глава 21. Преображение Господне. Исцеление бесноватого, которого Апостолы не могли исцелить Преображение Господне Исцеление бесноватого, которого не могли исцелить апостолы Сила веры Глава 22. Прибытие в Капернаум. Спор Апостолов о том, кто из них больше. Наставление им о смирении. Речь о соблазнах. Разные наставления Апостолам. Притча о немилосердном должнике. Уплата подати на храм Прибытие в Капернаум Спор Апостолов о том, кто из них больше Наставление о смирении Рассказ Иоанна о том, как апостолы запретили одному человеку действовать именем Иисуса Речь Иисуса о соблазнах Пример современных соблазнов безбожием В каком случае разрешается прервать всякие отношения с ближним Значение церковной анафемы Дарование Апостолам власти прощать грехи Сила совместной молитвы Об обязанности всегда прощать согрешившему Притча о немилосердном должнике Условность прощения грехов Уплата подати на храм Глава 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Есть раввинское учение о «Мемре» – вере в силу имени Бога. Мемра, воплощаясь в имени «Шем», является освещением всякой молитвы, благословляет и творит чудеса. Все чудеса Ветхого Завета творил «Шем». Ап. Павел, как раввинский ученик, был знаком с этим учением. Поэтому он и называет Христа Силою Божьей. Об имени Иисуса он говорит: «Бог дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Филип, 2,9–10). В Евангелии от Матвея повторяются слова пророка Исайи об имени Иисуса: «И на имя Его будут уповать народы» (1,21). В «Деяниях апостолов» говорится: «И нет иного имени под небесами, о нем же подобает спастися нам» (4,1). В Ветхом Завете говорится об имени Иисуса: «Будет Имя Его благословенно во век; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его... и благословенно имя Славы Его во век» (Псал., 71, 19). ( Псал. 71,19 ). «Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их» ( Псал. 17,10–12 ). Диадох говорит: «Сие данное имя, будучи с напряженной заботливостью содержимо мыслью, очень ощутительно попаляет всякую скверну, появляющуюся в душе. Ибо Бог наш есть огонь, поедающий всякое зло». Исихий говорит: «Святое и досточтимое имя Господа Иисуса, непрестанно сидя в уме, порождает бесчисленное множество солнцеподобных размышлений» (Добр. 2,222). Иоанн Златоуст говорит о действии имени Иисуса на сердечного змея: «Имя Иисуса, сходя вглубь сердца, да смирит держащего тамошние изжити змея... Не отлучайте сердца своего от Бога, пока имя Господа вкоренится внутрь сердца и оно ни о чем другом помышлять не станет» (по Каллисту и Игнатию, Patr. M., 1, 147). Призывание имени Иисуса пробуждает скрытую силу благодати Духа Св. «Как найти энергию духа? Она дается при крещении. Есть два способа найти ее: 1 исполнением Заповедей и 2) частым призыванием имени Иисуса. Первый способ – длительный, второй – короче» (Григорий Синайский, Patr. M. T.15O, §3, р. 1309). Призывание имени Иисуса вызывает любовь к Нему, а любовь, по Марку Подвижнику , есть «внутреннее открытие сердца, куда предтечей вошел Иисус» (Patr. M, t. 68,1009).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/l...

Посему то Господь наш Иисус Христос ученикам Своим, а в лице их и нам всем, дал предостережение. от гордости и тщеславия в притче о рабе, возвратившемся с поля. Но быть может кто-нибудь скажет, что такого служения едва ли Господь и требовал от учеников. Как они могли бы именовать себя бесполезными рабами, когда Спаситель наделил их великими дарами, да и называл не рабами, а друзьями? Вы друзи мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам. Не ктому вас глаголю рабы, яко раб не весть, что творит Господь его: вас же рекох други, яко вся, яже слышах от Отца моего, сказах вам. Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас и положих вас, да вы идете и плод принесете, и плод ваш пребудет ( Ин.15:14–16 ). И в другом месте Сам Спаситель говорит: «Блаженны рабы те, которых господин, пришед, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, п подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те» ( Лк.12:37–38 ). И св. апостол Павел о члене Церкви святой, верующем во Христа, говорит: «ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа» ( Галат.4:7 ). Если же Господь Сам именует учеников Своих друзьями, и если вообще все члены Церкви Христовой суть сыны, то как же Он же повелевает и апостолам, и всем христианам стать опять в положение рабов, да еще неключимых, бесполезных? Правильно ли мы объясняем притчу и понимаем ли смысл ее? Да, братия, мы готовы настаивать на своем объяснении. Это верно, что Спаситель именует апостолов друзьями. Да они-то позволили ли себе хоть раз один назвать Его другом своим? Не все ли они охотно именуют себя рабами Христа? «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» так начинает свое послание св. апостол Иаков. «Симон Петр, раб и апостол Иисуса Христа», пишет св. ап. Петр. «Иуда, раб Иисуса Христа», начинает свое послание св. ап. Иуда. «Павел, раб Иисуса Христа» пишет и св. ап. Павел. Так апостолы охотно почитают себя рабами Господа Иисуса. Что же тут несходного с положением христианина в Церкви святой? Или уже не почетно быть рабом Божиим? То верно, что все крестившиеся по вере в Господа Иисуса Христа во имя Отца и Сына и Святого Духа получили право быть чадами Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Мы видим, что во всех четырех случаях в той или иной форме упоминается имя Божие. У Матфея говорится об «имени Отца и Сына и Святаго Духа»: эта крещальная формула станет тем зерном, из которого будет вырастать христианская Церковь на протяжении всех веков своего исторического бытия. У Марка подчеркивается особая сила имени Иисусова, благодаря которой уверовавшие во Христа будут совершать чудеса. У Луки говорится о покаянии во имя Иисуса. У Иоанна – о жизни во имя Иисуса, которой удостаиваются уверовавшие в Него. Таким образом, христианская вера, переданная Самим Иисусом Христом в наследие Своей Церкви, немыслима без имени Иисусова, которое остается в центре евангельского повествования до последних его страниц. Имя Иисуса в Деяниях и посланиях апостолов Если от Евангелий обратиться к Деяниям апостольским, то мы увидим, что они являются «книгой о победоносном шествии имени Бога, после преславного восшествия на небо Иисуса Христа» 143 . Вся книга Деяний пронизана удивлением перед могуществом и чудотворным действием имени Иисуса. «Именем Иисуса Христа совершались поразительнейшие знамения пред лицем всего христианского общества, что возбуждало питать во всем обществе христианском веру в неограниченную силу имени Иисуса», – говорит по этому поводу святитель Игнатий (Брянчанинов) 144 . В книге Деяний несколько тем, связанных с этим именем: 1) покаяние, прощение грехов и крещение во имя Господа Иисуса; 2) спасение именем Иисуса; 3) страдание за имя Иисуса; 4) вера во имя Иисуса; 5) чудотворная сила имени Иисуса. Приведем характерный рассказ о беседе Петра и Иоанна после исцеления ими хромого со священниками, старейшинами и саддукеями: На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины и книжники и поставивши их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это? Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Условия для вступления в Царство Божие А) Вера в Иисуса Христа Исповедание апостола Петра (Мф.16:13–20; Мк.8:27–30; Лк.9:18–21) Чтобы войти в Царство Божие, нужно, прежде всего, веровать в Иисуса Христа. Мы знаем, как Спаситель говорил Иаиру, когда ему сказали о смерти дочери: «не бойся, только веруй, и спасена будет»; исцеленному слепому Христос сказал: «вера твоя спасла тебя»; хананеянке, у которой была больна дочь, Спаситель сказал: «велика вера твоя; пусть будет тебе, как ты хочешь»; исцеленному от проказы самарянину Христос сказал: «вера твоя спасла тебя»; расслабленного в Капернауме Христос исцелил, когда увидел веру больного и его друзей. Таким образом, Спаситель помогал людям Своими чудесами тогда, когда видел, что люди веруют в Него. Как же именно должно веровать в Иисуса Христа? Это мы узнаем из следующего. Однажды Иисус Христос спросил Своих учеников: «за кого Меня считают люди?» Ученики сказали: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за одного из пророков». – «А вы за кого считаете Меня?» – спросил Спаситель. Апостол Петр за всех апостолов сказал Ему: «Ты – Христос, Сын Божий». Спаситель подтвердил эти слова или исповедание апостола Петра и сказал ему: «блажен ты, потому что не люди открыли тебе это, но Отец Мой Небесный». В этой беседе с апостолами Спаситель ясно показал, что в Него должно веровать именно, как в Сына Божия. Таким образом, чтобы получить помощь от Иисуса Христа, должно веровать в Него, как Сына Божия. Что Спаситель говорил Иаиру? Что Он сказал исцеленному слепому? – хананеянке? – исцеленному от проказы самарянину? Что означали слова Спасителя о вере исцеленных? О чем Христос спрашивал Своих учеников? Что отвечали Ему ученики? Как Христос спросил учеников об их вере в Него? Что отвечал Спасителю апостол Петр? Что на это сказал Петру Иисус Христос? Что означают эти слова Спасителя? Что нужно для получения помощи от Иисуса Христа и для вступления в Царство Божие? Б) Надежда на Иисуса Христа Хождение Иисуса Христа по воде (Мф.14:22–33; Мк.6:45–51)

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

1 ст. Павел, волей Божией Апостол Иисуса Христа, находящимся в Эфесе святым и верным во Христе Иисусе: 2 ст. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Апостол желает Эфесянам мира и благодати от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Называет себя апостолом волею Божией, т. е. не самочинно, не самовольно принявшим на себя звание апостола, а по воле Божией и этим несомненно хотел защитить себя и свой авторитет апостольства против иудеийствующих христиан, которые везде и всюду следовали за ним и старались разрушить его святое дело проповеди Евангельской и говорили, что он не был апостолом Христовым, как все другие апостолы Христовы, что он самозванец и его слушать не следует. Христиан Эфесских он называет святыми, т. е. освящёнными чрез веру в Иисуса Христа, оставившими свой прежний языческий образ жизни. После приветствия начинается самое послание, которое апостол начинает благодарением Богу Отцу от лица всех верующих за то благоволение Божие к людям, которое явил Он в деле искупления их Иисусом Христом. 3 ст. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах. Апостол благословляет и прославляет первее всего Того, кто есть Бог для всех людей, и Кто по отношению ко Христу является Его Отцом, т. е. благодарит первое лицо св. Троицы. За что же? За то, что Он, Отец наш небесный, благословил нас, т. е. явил нам милость, ниспослал нам Свое благоволение чрез Своего возлюбленного Сына Господа нашего Иисуса Христа. Эта милость Божия, это благоволение Божие к нам, касаются не благ земных, материальных, а благ духовных в изобилии и разнообразно изливающихся на верующих. Эти блага даруются нам с неба, они духовны, и получаются верными чрез Иисуса Христа. 4 ст. Так – как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви. Почему все эти небесные, духовные блага получили мы чрез Иисуса Христа? Потому, говорит апостол, что Он – Бог Отец избрал нас в

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Куда шли два ученика Иисуса Христа? Кто подошел к ним на пути? Что спросил Спаситель учеников? Что ученики отвечали Иисусу Христу? Что говорил им на это Спаситель? Что ученики просили сделать Иисуса Христа, подойдя к Еммаусу? Как ученики узнали Спасителя? Куда ученики пошли из Еммауса? 132. Явление Господа Иисуса Христа апостолам (Мк. 16:14–18; Лк. 24:36–49; Ин. 20:19–31; Мф.28:16–20) В день воскресения Христова вечером все апостолы, кроме Фомы, были вместе, и двери у них были заперты. Вдруг среди них явился Иисус Христос и приветствовал их словами: «мир вам!» Ученики испугались, думая, что это привидение. Но Иисус Христос успокоил их, сказав: «это Я Сам; посмотрите на руки Мои и ноги Мои,осяжите Меня и рассмотрите». Чтобы еще более успокоить и убедить их, Спаситель взял часть печеной рыбы и меду и ел при них. Затем во время беседы с ними Господь дунул на них и сказал: «примите Святого Духа: кому вы простите грехи (на земле), тому простятся (на небе), на ком оставите грехи, на том они останутся». Когда пришел Фома, другие ученики говорили ему: «мы видели Господа». Но он не верил им и говорил: «если я сам не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». После восьми дней ученики снова были вместе, и Фома с ними. Двери были заперты. Иисус Христос явился им и сказал: «мир вам!» Потом, обратившись к Фоме, сказал: «посмотри руки Мои и вложи руку твою в ребра Мои, и уверуй». Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Иисус Христос говорит ему: «ты поверил, потому что увидел Меня; но блаженны те, которые не видели и поверили». После этого апостолы по повелению Господа Иисуса Христа пошли на одну гору в Галилее. Там они увидели Иисуса Христа и поклонились Ему. Спаситель сказал им: «идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа; учите их делать все, что Я повелел вам. И вот Я буду с вами во все дни до конца века». Где были апостолы вечером в день воскресения Иисуса Христа? Кого недоставало между ними? Как приветствовал апостолов явившийся Иисус Христос? Как Он успокоил их? Какую власть дал Спаситель апостолам? О чем рассказывали ученики Христовы апостолу Фоме? Что ответил им Фома? Что случилось после восьми дней по воскресении Иисуса Христа? Что сказал Фоме Иисус Христос? Куда пошли затем апостолы? Что Спаситель повелел апостолам на горе в Галилее? 133. Вознесение Христово (Лк. 24:49–53; Деян. 1:4–12)

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Куда повели воины Иисуса Христа из сада Гефсиманского? Куда делись ученики и кто последовал за Ним? Что спросила служанка, впуская Петра? Что послышалось в это время? Куда подошел Петр и что его спросили слуги? Когда вспомнил Петр слова Господа? В доме Каиафы собралось много книжников и архиереев, чтобы судить Иисуса Христа. Они уже давно между собой решили умертвить Его, так как ненавидели Его за то, что Он обличал их ложное учение и беззаконную жизнь, и завидовали Ему, потому что видели, что народ любил Его больше, чем их. Но сами они не могли умертвить Его; для этого они должны были найти какую-нибудь вину, которая была бы достойна смерти, Учение и жизнь Иисуса Христа были праведны: ничего дурного они не нашли. Тогда они решили призвать лжесвидетелей, т. е. таких свидетелей, которые за деньги сказали бы неправду. Но что нн говорили лжесвидетели, все-таки этого было мало для того, чтобы осудить на смерть. Тогда Каиафа прибег к последнему средству: он подошел к Иисусу Христу и сказал: «Заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий?» «Да», – ответил Иисус Христос и прибавил: «Отныне вы узрите Сына Человеческого, т. е. Иисуса Христа сидящего одесную Бога и грядущего на облаках небесных». Т. е. пришло время прославиться Сыну Человеческому и получить равное достоинство с Богом Отцом. Каиафа и все судьи сочли такой ответ богохульством, т. е. дерзкими словами против Бога. Каиафа в притворном негодовании разорвал на себе одежды и воскликнул: «Зачем нам еще свидетелей? Вы сами слышали его богохульство, он называет себя Сыном Божиим. Как вы думаете об этом?» Тогда все признали, что за такое богохульство Он достоин смерти. После этого все судьи Иисуса Христа разошлись по своим домам, потому что быта ночь. Они согласились собраться пораньше утром и окончательно судить Его на смерть. Злоба их на Иисуса Христа была так сильна, что они решили убить Его перед самым праздником Пасхи; дожидаться окончания праздников им казалось чересчур долго. Иисус Христос был отдан под охрану слуг. Слуги, видя, что Иисус Христос осужден на смерть, окружили Его и стали оскорблять Его и смеяться над Ним. Одни плевали на Него; другие, закрыв Ему глаза, били Его по лицу и спрашивали: «Угадай, кто ударил Тебя?» Иисус Христос молча переносил оскорбления и не защищался. На утро снова собрались архиереи на суд, снова вывели Иисуса Христа и спросили, признает ли Он себя Сыном Божиим. «Вы сами верите, что Я Сын Божий», отвечал Спаситель. Тогда Иисуса Христа осудили на смерть за то, что Он называет Себя Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010