Апостол Павел сказал: «знание надмевает, а любовь назидает» ( 1Кор. 8:1 ). Цитируя это изречение Первого Послания к Коринфянам, доктор Турнье указывает на постоянную опасность и для врачей слишком полагаться только на одно свое знание и невнимательно, например, слушать, что говорит пациент. Больной, по словам доктора Турнье, чувствует самомнение врача, который словно все наперед уже знает. Так нарушается контакт врача с больным. Справедливо было бы сказать, что у человека есть два «ума». Один ум – примитивен; для него нет никаких тайн в жизни, ему кажется, что он всегда все знает, что и как надо сделать. Такой ум привык только давать советы, но не умеет слушать других и вникать в жизнь. Но есть в человеке и другой ум, высший, связанный с пониманием тайн жизни. Этот ум отдает себе отчет в неясности очень многого в мире и видит ограниченность своего знания. Для такого мудрого ума всякий больной есть некая стоящая пред ним тайна… Именно такой ум наиболее научен, думает доктор Турнье. Отношение Библии к медицинской науке ясно из слов тридцать восьмой главы Книги Иисуса, сына Сирахова. Эта книга говорит: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание»; «Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими»; «В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь ...и от всякого греха очисти сердце ...и дай место врачу, ибо и его создал Господь». Таково отношение Библии к врачам и к медицине. Наука есть дар Божий. Этот драгоденный дар вверяется ученым. Но им необходимо иметь ту скромность, без которой нет подлинного знания, нет настоящей науки. Один парижский врач, Арман Венсан, был приглашен прочесть на медицинском конгрессе доклад на тему «За гуманную медицину». Во введении к этому докладу он привел слова одной своей пациентки: «Нам мешают умереть, но нам не помогают и жить». Поль Турнье думает, что эти слова больной женщины – вызов всей медицине. Перед врачами встают глубокие вопросы жизни, на которые наука не дает ответа и никогда на них не ответит. «Что такое жизнь?.. Что такое смерть?.. Что такое человек, его болезнь, его здоровье?» За молчанием науки кроется бессилие медицинскими методами решить основные вопросы жизни и даже такие прямые медицинские проблемы, как определение сущности болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

В 42–43 главах Иисус восхваляет величие Божие, которое так явно отображается в общей гармонии и целесообразности природы. Иисус, сын Сираха заканчивает свою книгу такой благодарственной молитвой: «Прославляю Тебя, Господи Царю, и восхваляю Тебя, Бога Спасителя моего, ибо Ты был мне покровителем и помощником и избавил тело мое от погибели и от сети клеветнического языка… За то я буду прославлять и хвалить Тебя и благословлять имя Господа. Будучи еще юношею, прежде, нежели пошел я странствовать, открыто искал я мудрости в молитве моей: пред храмом я молился о ней, и до конца буду искать ее. Как бы от цвета зреющего винограда, сердце мое радуется о ней. Нога моя шла прямым путем, я следил за нею от юности моей. Понемногу наклонял я ухо мое и принимал ее — и находил в ней много наставлений для себя: мне был успех в ней… В награду мне Бог дал язык, и им я буду хвалить Его» (51-я глава). Итак, в книге Иисуса, сына Сирахова, кроме полезных советов и метких наблюдений, чувствуется веяние небесной Мудрости, о которой он постоянно просил Бога. Вот почему его книга всегда пользовалась большим вниманием и любовью православных христиан. Заключение об Учительных Книгах «Вера», «надежда», «любовь», «радость в Господе», «кротость и смирение»— не новая ли струя по сравнению с далеким прошлым, входит в религиозное сознание писателя иудея? Разве не чувствуется приближение к Новому Завету в самих этих словах? Еще важнее для нас прозрение в истину Пресвятой Троицы, как оно отражается в двух образах Божественной Премудрости, данных в книге Притчей и в книге Премудрости Соломоновой, — а также идея бессмертия. В предложенном здесь материале мы видим, что мысли писателей исходят у каждого из собственной души, как принадлежащие уже от природы их разуму. В то же время они сопровождаются сознанием, что истины, в них выраженные, суть выше собственного разума, что они исходят свыше, от Божественной Премудрости. — Мы видим у разделенных сотнями лет между собою писателей тысячелетнего ветхозаветного периода единство идеи, единство точки зрения религиозной, и это всегда соединено с нравственным началом; только вера дает основание достойному моральному образу жизни. Если мы мыслью нашей вернемся еще на полтысячи лет назад, к данному Божественной Премудростью чрез пророка Моисея закону Божию, во всей его почти первобытной простоте и плотности, и сопоставим его содержание с содержанием последних книг Ветхого Завета, пред нашим умом предстанет процесс совершенствования и углубления религиозных идей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

В это же время у иудеев появилось тяготение к эллинизму, перешедшее в увлечение им в период сирийского владычества. Ещё до начала гонений при Антиохе Епифане, при его воцарении, «сыны беззаконные из Израиля убеждали многих, говоря: пойдём и заключим союз с народами, окружающими нас. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю, и он дал им право исполнять установления языческие. Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому, и установили у себя необрезание, и отступили от святого завета и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло» (1Макк. 1:11–15). В виду такого нравственного распада в Израиле ревнители веры и закона обращались с пламенной молитвой к Богу о спасении своего народа и искали утешения в мысли о близком наступлении Мессианского царства и связанного с ним суда над миром и конца мира. Об этом свидетельствует неканоническая книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написанная в конце египетского владычества. Автор этой книги выражает твёрдую уверенность в близком наступлении «дня посещения Божия» ( Сир.5:10 ) и «времени отмщения» ( Сир.5:9, 18:24 ). Наибольшую живость и напряжённость мессианские и эсхатологические верования иудеев получили в период сирийского владычества, при Антиохе Епифане. Этот безумный сирийский царь запретил евреям исповедовать свою религию, захотел уничтожить их священные книги, с беспощадной жестокостью принуждал их придерживаться языческих обычаев, осквернил храм, посвятив его Зевсу Олимпийскому, и даже воздвиг в нём языческий жертвенник (1Макк.1:54, 59; Иосиф, Древн. XII, 5:4). Мрачную картину бедственного положения иудеев во время гонений от Антиоха Епифана подробно рисует автор 1-й Маккавейской книги: «Великий плач был в Израиле, во всех местах его. Стенали начальники и старейшины, изнемогли девы и юноши... (Враги) проливали неповинную кровь вокруг святилища и оскверняли святилище. Жители Иерусалима разбежались ради них, и он сделался жилищем чужих и стал чужим для своего рода, и дети его оставили его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

«Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих» ( Откр.1:14–15 ). Часто люди спрашивают: почему это у Христа белые волосы? Это что, Бог Отец? На самом деле Христос является Ветхим Днями, и в знак Его древности у Него изображают белые волосы. Когда появился Иисус Христос ? Он рожден прежде всех веков, то есть до всякого времени. Перед Ним прошли все мгновения времени, а Он остался и останется в будущем тем же. Поэтому Христос и называется «Ветхий Днями», ибо Он властелин всех дней. Кроме того, седина – знак мудрости. 14 А Христос обладает полнотой мудрости, Он и есть та самая Премудрость, которая упоминается в Притчах Соломоновых, – Премудрость Бога Отца. Когда Иоанн записывал эти слова в Откровении, он имел в виду еще одно: белизна Христа является той белизной, которая подается прощеным. Помните, как сказано в книге пророка Исаии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» ( Ис.1:16–18 ). «Если ваши грехи будут, как заляпанные кровью одежды, как багряница, то Я вас очищу, – говорит Господь Бог , – сделаю так, что вы будете белее снега». И Книга Псалмов говорит: «Паче снега убелюся» ( Пс.50:9 ). Обеление наших грехов идет от волос Христа, от ума Христова, поэтому и волосы Его – белые, сверкающие, светящиеся, точно белый снег, они дают прощение и отпущение грехов. «И очи Его, как пламень огненный» ( Откр.1:14 ), потому что Он видит все, происходящее во мраке. Как сказано в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, люди иногда забывают, «что очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца, и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные» ( Сир.23:27–28 ). Глаза Господа видят все, поэтому они и называются пламенными, горящими. Страшные в отношении грешников, они сожгут всех тех, кто выступает против Господа. То есть если глаза Божии посмотрят на праведника, они просветят его, а если посмотрят на грешника, вспыхнут и сожгут его.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«Давай благочестивому, — советует книга Иисуса, сына Сирахова, — и не помогай грешнику. Делай добро смиренному и не давай нечестиво­му: запирай от него хлеб и не давай ему... ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением. Давай доброму и не помогай грешнику».    Но, несмотря на подобные ограничительные предписания, невозмож­но, сказали мы, с уверенностью утверждать, что долг милостыни не имел в Ветхом Завете всеобщего значения. Совесть верующего предстояла пе­ред лицом такой совершенной святости, чистоты и любви, что в верую­щем сердце находился живой источник правды высшей, сравнительно с правдой закона. Если Иосиф Обручник был назван «праведным» за то, что его правда была выше правды закона, то в известном смысле это же можно сказать и о милостыне. В то время как лицемерие книжников и фа­рисеев делало из закона преграду добру и, в частности, извратило в корне учение о милостыне, совесть истинно верующего видела за оградой за­кона бесконечный горизонт на пути служения к ближнему. И мы слышим в учении ветхозаветного мудреца не только указание на границу милосер­дия, но и призыв возвышаться над этими преградами. «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою... Господь воздаст тебе». Множество предписаний и советов подавать милостыню и вообще благотворить нуждающимся не содержит никаких указаний на ограничение лиц, которым должно благотворить. Поэтому, думается, слово Христа Спасителя о помощи всякому нуждающемуся, с особенной ясностью высказанное в притче Господа о милосердном самарянине, не могло показаться слушателям призывом к нарушению закона.    Таким образом, законные ограничения долга творить милостыню в отношении лиц, требующих помощи, не имели, видимо, абсолютного значения. Точно так же не имело такого значения и то наставление вет­хозаветной мудрости, по которому нужно было творить милостыню от избытка, но не до скудости: помогай человеку по силе твоей и берегись, чтобы тебе не впасть в то же. Пример вдовы из Сарепты Сидонскойнаглядно говорит, что для нравственного сознания не было такого не­достатка, который бы делал ненужной милостыню; и, бесспорно, имело жизненное значение наставление книги Товита: когда у тебя будет много, твори из того милостыню; и когда у тебя будет мало, не бойся творить ми­лостыню и понемногу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4064...

Дружбу в Боге знают монахи. Дружбу в Боге знают муж и жена. Дружбу в Боге знает отец и сын, мать и дочь. Дружбу знает Бог и человек. Божественная дружба – есть высшие отношения людей между собой, устроенные по образу отношений с Богом. Бог любит людей, ценящих дружбу. Он слушает их и милует по просьбе друзей. В фильме «Золушка» маленький паж говорит хорошее слова: — Мы не волшебники, но дружба позволяет нам творить настоящие чудеса. В самом деле, мы, с помощью Бога, можем творить настоящие чудеса. И Бог нам благоволит, когда мы, умея дружить, становимся как ангелы и молимся о братии. В молитве мы можем упросить Бога поднять человека со дна морского, и Богу приятна такая наша любовь. Кто имеет друга в Боге, храни его как бесценный дар. Такие дары на дороге не валяются и не приобретаются просто так. Кто не имеет друга, проси у Бога такого дара, лучше которого ничего нет. Глупый говорит: «нет у меня друга, и нет благодарности за мои благодеяния. Съедающие хлеб мой льстивы языком». Как часто и сколь многие будут насмехаться над ним! Верный друг — крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены, и нет меры доброте его. Верный друг — врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его. Боящийся Господа направляет дружбу свою так, что каков он сам, таким делается и друг его. (Книга премудрости Иисуса сына Сирахова) Это чтение Евангелия очень утешительное. Есть места в нем грозные, таинственные и великие, а это вдохновительное – о дружбе в Боге. Ну, а если еще друг – Бог, так уже и просить нам в этой жизни больше нечего. Что не даст друг другу? Что пожалеет друг другу? Всегда любовь Друга объемлет друга: Душею сокрушенною, ныне бо к Тебе приходя, вем, Спасе, яко иный, якоже аз, не прегреши Тебе, ниже содея деяния, яже аз содеях. Но вем, яко не величество прегрешений, ни грехов множество превосходит Бога моего многое долготерпение, и человеколюбие крайнее; но милостию сострастия тепле кающияся, и чистиши, и светлиши, и света твориши причастники, общники Божества Твоего соделоваяй независтно, и странное и Ангелом, и человеческим мыслем, беседуеши им многажды, якоже другом Твоим истинным (Канон ко причастию).

http://pravmir.ru/svyashhennik-konstanti...

Есть вещи, которые мы можем и должны постигать; есть вещи, которые мы можем постигать, но они необязательны; есть вещи, которые мы можем постигать, но не должны; а есть вещи, которые мы не можем и не должны постигать. В этом и заключается христианское смирение. Что мы можем и должны – это то, что касается спасения нашей души, исправления нашей жизни, жизни по воле Божией. Все, что касается соединения с Богом и преображения нашей жизни, мы можем и должны делать. Есть вещи, которые мы можем познавать, но их знать не обязательно. Это касается знаний о природе вещей. Можно заниматься наукой, а можно ею и не заниматься. В этом нет никакого греха, если ты не пытаешься противопоставить науку Богу. Это вещь не плохая, но и не обязательная. Есть вещи, которые можно узнать, но делать их, ни в коем случае нельзя. Речь идет о зле – знать зло можно, но делать, ни в коем случае недопустимо. А есть вещи, которые нельзя узнать и пытаться не стоит. То есть это вещи непостижимые, которые отражают природу, сущность Самого Бога, Его внутреннюю сущность, как Он живет Сам в Себе. Мы это знать не можем, и пытаться не стоит. Поговорим о разуме. Очень многие люди говорят, что Бог знает все, но при этом от Него всё-таки можно спрятаться. Я читал рассказ, как одна девочка хотела утащить у мамы конфеты, и, чтобы Бог этого не заметил, она повернула иконы к стене. Такая модель поведения существует и у взрослых людей. Но Бог знает и видит все. В Библии очень хорошо об этом сказано. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова говорит так: « Человек, который согрешает против своего ложа, говорит в душе своей: „кто видит меня? Вокруг меня тьма, и стены закрывают меня, и никто не видит меня: чего мне бояться? Всевышний не воспомянет грехов моих“. Страх его – только глаза человеческие, и не знает он того, что очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца, и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные » ( Сир.23:24-28 ). Бог знает все дела людские, абсолютно все, без исключения. Все нераскаянные грехи человеческие, которые не омыты Кровью Спасителя, предстанут перед лицом Господа и будут брошены Им в лицо грешникам. И все люди увидят.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

Иерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник», отец восьмерых детей комментирует материал «Все лучшее — детям?» Вопрос «Все ли лучшее — детям?» относится к тем, где у нас, христиан, могут быть разночтения, тут каждый опирается на свой опыт, у церкви нет выраженного и закрепленного в каких-то канонических документах мнения по этому вопросу. Хотя, например, в Ветхом Завете есть такие слова : «Не давай ему [сыну] воли в юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю его в юности, доколе оно [дитя] молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе» (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 30, 11-12) Все зависит от того, что мы вкладываем в слово «лучшее». Конечно, родители должны передать детям все лучшее, что у них есть. Но этот лозунг, о котором мы говорим, обычно воспринимается исключительно в материальном смысле. «Не хватало мне в детстве сахара — пусть у моего ребенка будет сахара сколько угодно». Но ведь так можно и до сахарного диабета дойти. Самопожертвование — это вообще лучшее, что есть в человеке. И это лучшее необходимо передать детям, тут с этим лозунгом нужно согласиться. Только вот получается такой парадокс: родитель надеется, что если ребенок видит, как он, родитель, жертвует чем-то ради ребенка, то этому научается и будет действовать так же. Но ничего подобного не происходит. Ребенок приучается брать, а не отдавать. А чтобы научиться отдавать, он должен иметь опыт самопожертвования. Как приобретается этот опыт? Мне кажется, что в многодетной семье его приобрести гораздо легче, чем в семье с одним ребенком. Потому что в многодетной семье у каждого из подросших детей, как правило, есть какие-то свои обязанности, там без этого прожить невозможно, и если ты что-то не сделал, то страдать будут все. Если же ребенок в семье один, то тут самой жизнью могут быть подсказаны такие ситуации, когда ему придется научиться чем-то жертвовать ради других (например, болезнь кого-то из членов семьи), и тогда необходимо этими ситуациями «воспользоваться», чтобы научить ребенка не только брать, но и отдавать. Жизнь «не для себя» прививается очень серьезным усилием, в том числе и со стороны родителей. Если же родители смогли передать только материальные блага, дали возможность капризничать и развлекаться, но не научили отдавать, то они получат детей, которые могут и шею им в старости согнуть. Я как священник постоянно сталкиваюсь с ситуацией, когда повзрослевший «ребенок» двадцати-, а то и тридцатилетнего возраста шантажирует свою мать, пытаясь отобрать у нее пенсию, потому что ему надо кушать и одеваться.

http://pravmir.ru/chtoby-ne-sognut-sheyu...

Из древних писателей Церкви про частный суд как отдельный от всеобщего говорит Тертуллиан : «Душа (грешника после его смерти) первою должна испытать суд (Божий), равно как и первою была виновницею во всем содеянном; но при этом она должна дожидаться своей плоти, дабы получить воздаяние и за то, что было ею содеяно при посредстве повиновавшейся ее велениям плоти» 78 . Надо знать и другое: если кто, будучи христианином, признан на частном суде достойным осуждения, у него остается надежда на избавление от мук по молитвам Церкви. Сектант : Невозможно умершим ходатайствовать за живых, ибо Бог будет судить каждого по делам его и по высшей Своей правде, суд же, выносящий приговор по стороннему ходатайству, не может быть праведным. У апостола Павла ясно сказано: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). Слова, подобные этим, мы находим и в других местах Священного Писания, которые относятся к Последнему суду. Священник : Бог, без сомнения, воздаст каждому по делам его (ср.: Пс.61:13 ), но утверждение, будто молитва за умерших не имеет пред Богом никакой цены, совершенно чуждо истине. Из Писания мы видим, сколь важна наша молитва за других. А иначе незачем было бы и великому Павлу обращаться к ученикам с увещанием: прежде всего... совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков ( 1Тим.2:1 ). И у апостола Иакова читаем: молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного ( Иак.5:16 ). Тот же апостол Павел призывал единоверных братий молиться о нем (см.: Еф.6:19 ). Но если молитвы наши помогают живым, отчего не могут они помочь усопшим, коль скоро и те живы душой и Бог, по слову Писания, слышит их? Уже в Ветхом Завете святой пророк Варух молился: Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля... Не вспоминай неправд отцов наших ( Вар.3:4–5 ). О пользе же молитв и приношений за усопших свидетельствует Вторая книга Маккавейская (см.: 2Мак.12:42–45 ), где рассказано, как Иуда Маккавей принес за умерших воинов умилостивительную жертву, да разрешатся те от греха, и даже сама его мысль об этом названа святой и благочестивой ( 2Мак.12:45 ). И от премудрого Иисуса, сына Сирахова слышим: Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости ( Сир.7:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 31 августа, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». В греческом языке для обозначения прелюбодеяния употребляются два термина, имеющих разные смысловые оттенки: μοιχε…α и πορνε…α. Первый в греческом языке чаще всего применяется к мужчине, второй к женщине. Кроме того, первый указывает главным образом на нарушение супружеской верности, совращение чужой жены, то есть на «прелюбодеяние» в прямом смысле этого слова. Второй термин обладает более широким семантическим спектром: он может указывать на блуд, проституцию, распутное поведение, может использоваться также для обозначения добрачных половых связей, инцеста и других форм сексуальной безнравственности (некоторые из них перечислены в Лев. 18:6–23). Говоря о причине, по которой мужчине позволительно разводиться с женой, Иисус употребляет второй термин (πορνε…α), обозначающий блудное деяние, совершенное женщиной. Наставление о целомудрии, которое дает Иисус, процитировав седьмую заповедь Моисееву, на первый взгляд кажется достаточно близким к словам из десятой заповеди: «Не желай жены ближнего твоего» (Исх. 20:17; Втор. 5:21). Можно вспомнить и другие библейские тексты, касающиеся целомудренного отношения к женщине, в частности, слова Иова: «Завет положил я с глазами моими, чтобы не помышлять мне о девице» (Иов. 31:1). Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, содержит целую серию наставлений относительно того, как благочестивый человек должен вести себя с женщинами: Не засматривайся на девицу, чтобы не соблазниться прелестями ее… Не смотри по сторонам на улицах города и не броди по пустым местам его. Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту: многие совратились с пути чрез красоту женскую; от нее, как огонь, загорается любовь.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010