Чтобы понять, как сильны и обольстительны бывают искушения врага нашего спасения, выслушаем следующий рассказ из патерика. «Один юный инок, подвизавшийся в монастыре, желал жить в отшельничестве и выпросился у настоятеля уйти в отдаленное место пустыни для безысходного жительства. Бог благословил намерение инока и явил ему особое знамение, указавшее ему самое место такого жительства: когда на пути будущий отшельник, изнемогши, заснул вместе с сопровождавшими его монахами, прилетел орел и, ударяя крыльями, разбудил их; потом орел отлетел от них и сел в виду их на земле. Сопровождавшие монахи сказали молодому иноку: «вот ангел твой, вставай и последуй за ним». Он встал, простился с братиями, последовал за орлом и прошел до того места, на котором сидел орел. Тогда орел поднялся, пролетел дальше и опять сел, и инок последовал за ним; и снова орел поднялся и отлетел недалеко, а брат шел за ним. Это продолжалось в течение трех часов. Наконец, орел свернул направо в сторону и уже больше не показывался. Инок последовал за ним и увидел три пальмовые дерева, источник воды и малую пещеру. Он сказал сам себе: «вот место, которое приготовил мне Господь». И начал молодой инок безмолвствовать здесь, употребляя в пищу финики, а в питие воду из источника; прожил он тут шесть лет отшельником, никого не видя. Но вот приходит к нему диавол в образе мирского молодого человека и начал рассматривать его с головы до ног. Брат спросил его: «что ты смотришь на меня?» Он сказал: «разве ты не узнаешь меня? я сосед отца твоего», и назвал имя отца и матери и сестры отшельника. Потом сказал: «мать и сестра твоя умерли уже более трех лет тому назад, – а отец умер только недавно, сделав тебя наследником своим; пред смертью отец просил всех отыскать тебя, чтобы ты пришел домой, принял имущество и роздал его нищим за душу свою и отца; многие отправились отыскивать тебя, но не нашли, а я, пришедши по делам своим, узнал тебя; немедли, поди и исполни волю отца твоего». Отшельник отвечал: «мне не следует возвращаться в мир». Но диавол разными обольстительными внушениями склонил отшельника оставить келью, проводил до города, где жил отец, и тут оставил его. Инок входит в родительский дом с уверенностью, что отца уже нет в живых, и вот сам отец выходит ему навстречу, жив и здоров. Сначала отец не мог узнать своего сына, а сын постыдился объяснить истинную причину, почему он оставил келлию; а сказал, что этому причиною была его сыновья любовь и привязанность к отцу... Так и остался он в мире, окончательно изменив своим иноческим обетам. (Из «Отечн.» 8, 94). 5. Главный враг наш – диавол

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

7 . Один юный инок, подвизавшийся в монастыре, желал жить в отшельничестве и выпросился у настоятеля уйти в отдаленное место пустыни для безысходного жительства. Бог благословил намерение инока и явил ему особое знамение, указавшее ему самое место такого жительства: когда на пути будущий отшельник, изнемогши, заснул вместе с сопровождающими его монахами, прилетел орел и, ударяя крыльями, разбудил их; потом орел отлетел от них и сел в виду их на земле. Сопровождающие монахи сказали молодому иноку: «Вот Ангел твой, вставай и последуй за ним». Он встал, простился с братьями, последовал за орлом и прошел до того места, на котором сидел орел. Тогда орел поднялся, пролетел дальше и опять сел, и инок последовал за ним; и снова орел поднялся и отлетел недалеко, а брат шел за ним. Это продолжалось в течение трех часов. Наконец, орел свернул направо в сторону и уже более не показывался. Инок последовал за ним и увидел три пальмовые дерева, источник воды и малую пещеру. Он сказал сам себе: «Вот место, которое приготовил мне Господь». И начал молодой инок безмолвствовать здесь, употребляя в пищу финики, а в питие воду из источника; прожил он тут шесть лет отшельником, никого не видя. Но вот, приходит к нему дьявол в образе мирского молодого человека и начал рассматривать его с головы до ног. Брат спросил его: «Что ты так смотришь на меня?» Он сказал: «Разве ты не узнаешь меня? Я сосед отца твоего», – и назвал имя отца и матери и сестры отшельника. Потом сказал: «Мать и сестра твоя умерли уже более трех лет тому назад, – а отец умер только недавно, сделав тебя наследником своим; перед смертью отец просил всех отыскать тебя, чтобы ты пришел домой, принял имущество и роздал его нищим за душу свою и отца; многие отправились отыскивать тебя, но не нашли, а я, пришедши по делам своим, узнал тебя; не медли, поди и исполни волю отца твоего». Отшельник отвечал: «Мне не следует возвращаться в мир». Но дьявол разными обольстительными внушениями склонил отшельника оставить келью, проводил до города, где жил отец, и тут оставил его. Инок входит в родительский дом с уверенностью, что отца уже нет в живых; и вот, сам отец выходит ему навстречу, жив и здоров. Сначала отец не мог узнать своего сына, а сын постыдился объяснить истинную причину, почему он оставил келью, а сказал, что этому причиною была его сыновняя любовь и привязанность к отцу... Так и остался он в мире, окончательно изменив своим иноческим обетам. (Из «Отечн.» 8, 94). 12. Рассказы о победе христиан над искушением от дьявола.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сопровождавшие монахи сказали молодому иноку: «Вот Ангел твой, вставай и последуй за ним». Он встал, простился с братиями, последовал за орлом и прошел до того места, на котором сидел орел. Тогда орел поднялся, пролетел дальше и опять сел; и инок последовал за ним; и снова орел поднялся и отлетел не далеко, а брат шел за ним. Это продолжалось в течение трех часов. Наконец, орел свернул направо в сторону и уже более не показывался. Инок последовал за ним и увидел три пальмовые дерева, источник воды и малую пещеру. Он сказал сам себе: «Вот место, которое приготовил мне Господь». И начал молодой инок безмолвствовать здесь, употребляя в пищу финики, а в питие воду из источника; прожил он тут шесть лет отшельником, никого не видя. Но вот, приходит к нему диавол в образе мирского молодого человека и начал разсматривать его с головы до ног. Брат спросил его: «Что ты смотришь на меня?» Он сказал: «Разве ты не узнаёшь меня? я сосед отца твоего», и назвал имя отца и матери и сестры отшельника. Потом сказал: «Мать и сестра твоя умерли уже более трех лет тому назад, – а отец умер только недавно, сделав тебя наследником своим; пред смертию отец просил всех отыскать тебя, чтобы ты пришел домой, принял имущество и раздал его нищим за душу свою и отца; многие отправились отыскивать тебя, но не нашли, а я, пришедши по делам своим, узнал тебя; не медли, поди и исполни волю отца твоего». Отшельник отвечал: «Мне не следует возвращаться в мир». Но диавол разными обольстительными внушениями склонил отшельника оставить келлию, проводил до города, где жил отец, и тут оставил его. Инок входит в родительский дом с уверенностию, что отца уже нет в живых, и вот, сам отец выходит ему навстречу, жив и здоров. Сначала отец не мог узнать своего сына, а сын постыдился объяснить истинную причину, почему он оставил келлию; а сказал, что этому причиною была его сыновняя любовь и привязанность к отцу... Так и остался он в мире, окончательно изменив своим иноческим обетам» (из «Отечн.» 8, 94). 4. Искушение ко греху

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

II. Были два инока, родные братья по плоти и братья по духу. Против них враждовал лукавый дьявол с целью разлучить их друг от друга каким бы то ни было образом. Однажды к вечеру, по обычаю их, младший брат засветил лампаду, а поставил ее на подсвечнике. По злонамеренному действию демона упал подсвечник – и лампада погасла. Лукавый дьявол устраивал этим повод в ссоре между ними: старший брат вскочил и в ярости начал бить младшего. Этот упал ему в ноги и уговаривал своего родного брата так: «Успокойся, владыко мой; я снова засвечу лампаду». По той причине, что он не отвечал гневными словами, лукавый дух будучи посрамлен, тотчас отступил от них. В ту же ночь дух этот отправился к князю демонов и возвестил ему, что «он ничего не мог сделать этим монахам по причине смирения того монаха, который поклонился в ноги брату и просил у него прощения. Бог, видя смирение его, излил на него благодать Свою, и я чувствую, что жестоко мучусь и терзаюсь, не успев разлучить их друг от друга». Все эти слова слышал жрец идольский, пребывавший в том месте; страх Господень и любовь к Иисусу Христу объяли его. Он понял, что поклонение идолам есть великое обольщение и погибель для душ, оставил все, поспешно пришел в монастырь к святым отцам и пересказал им, что злобные демоны говорили между собою. Наставленный учением святых отцов в вере в Господа Спасителя, он принял святое крещение, а потом и монашество; при помощи и содействии благодати Божией, соделался искуснейший монахом, – столько преуспел в кротости и смирении, что все удивлялись его величайшему смирению. Он говорил, что смиренное настроение души уничтожает всю силу противников наших – дьяволов; Сам Господь наш Иисус Христос при посредстве смирения восторжествовал над дьяволом и сокрушил силу его; к этому присовокуплял, что он часто слышал демонов, разговаривающих между собою. Между прочим, они говорили: «Когда мы возбуждаем сердца человеческие к гневу, тогда, если кто из человеков выдержит терпеливо злословие и бесчестие и обратится к средствам, доставляющим мир, говоря: «я согрешил», – тотчас чувствуем уничтожение всей нашей силы, и поступающих так осеняет благодать Божественного всемогущества». (Из «Отечн.», епископа Игнатия, стр. 454).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I. Были два инока, родные братья по плоти и братья по духу. Против них враждовал лукавый диавол с целью разлучить их друг от друга каким бы то ни было образом. Однажды к вечеру, по обычаю их, младший брат засветил лампаду и поставил ее на подсвечнике. По злонамеренному действию демона упал подсвечник – и лампада погасла. Лукавый диавол устраивал этим повод к ссоре между ними: старший брат вскочил и в ярости начал бить младшего. Этот упал ему в ноги и уговарил своего родного брата так: «успокойся, владыко мой: я снова засвечу лампаду». По той причине, что он не отвечал гневными словами, лукавый дух, будучи посрамлен, тотчас отступил от них. В ту же ночь дух этот отправился к князю демонов и возвестил ему, что «он ничего не мог сделать этим монахам по причине смирения того монаха, который поклонился в ноги брату, и просил у него прощения. Бог, видя смирение его, излил на него благодать Свою, и я чувствую, что жестоко мучусь и терзаюсь, не успев разлучить их друг от друга». Все эти слова слышал жрец идольский, пребывавший в том месте: страх Господень и любовь к Иисусу Христу объяли его. Он понял, что поклонение идолам есть великое обольщение и погибель для души, оставил все, поспешно пришел в монастырь к святым отцам, и пересказал им, что злобные демоны говорили между собою. Наставленный учением святых отцов в вере в Господа Спасителя, он принял святое крещение, а потом и монашество; при помощи и содействии благодати Божией, соделался искуснейшим монахом: – столько преуспел в кротости и смирении, что все удивлялись его величайшему смирению. Он говорил что смиренное настроение души уничтожает всю силу противников наших – диаволов; Сам Господь наш Иисус Христос при посредстве смирения восторжествовал над диаволом и сокрушил силу его; к этому присовокуплял, что он часто слышал демонов, разговаривающих между собою. Между прочим, они говорили: «когда мы возбуждаем сердца человеческие к гневу, тогда, если кто из человеков выдержит терпеливо злословие и безчестие и обратится к средствам, доставляющим мир, говоря: «я согрешил», – тотчас чувствуем уничтожение всей нашей силы, и поступающих так осеняет благодать Божественного всемогущества». (Из «Отечн.», епископа Игнатия, стр. 454).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Прискилла и Акилла: приветствуйте Прискиллу и Акиллу, сотрудников моих (т. е. ап. Павла) во Христе Иисусе, (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников) и домашнюю их церковь (Рим. 3, 4). Павел: от великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам ( 2Kop. II, 4 ). Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовию И. Хр. ( Филип. 1, 8 ). Онисифор: да даст Господ милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня, и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня, и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты (св. ап. Тимофей) лучше знаешь ( 2Tuм. I, 16 – 18 ). Филимон: (ибо) мы имеех великую радость и утешение в любви твоей; потому что тобою, брат, успокоены сердца святых (Филип. ст. 7). 7. Главнейшая добродетель христианина по отношению к ближним Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов достиг глубокой старости и потерял силы от великих трудов своих. Он не мог уже ходить в собрание верных, и его приносили туда ученики на руках своих. До последних сил он считал своей священною обязанностию поучать христиан. Наконец и говорить ему стало трудно. Тогда он произносил только: «дети мой, любите друг друга». Удивляясь тому, что он повторяет все одно и то же слово, ученики спросили его, почему он делает это. «Это заповедь Спасителя», отвечал Иоанн, она «есть сокращенное содержание всего закона» 29 . («Чет.-Мин.»). 8. Мудрость христианской любви Однажды в свиту несколько старцев вкушали вместе пищу. В числе их был и авва Иоанн Колов. Некоторый пресвитер, муж великой святости, встал, чтобы подать трапезовавшим по чаше воды. Но из уважения к пресвитеру никто не согласился принять от него, кроме Иоанна Колова. Старцы удивились, и сказали ему: «как ты, меньший всех, осмелился принять уважение от пресвитера?» Он отвечал: «когда я встаю подавать чашу, то радуюсь, если все примут ее, как получающий большую мзду: по этой же причине теперь и я принял чашу, желая доставить ближнему мзду, – при том как бы он не огорчился, если б никто не принял от него»? (См.» Отечн.», еп. Игнатия, стр. 291). 9. Благочестивый спор любви

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

( Рим.13:8 ). 25. Радость и печаль духовная равно приятна Богу I. Два инока, однажды выйдя из своего монастыря, впали в тяжкий грех , но они скоро одумались, тотчас возвратились в свою обитель и открыли грех настоятелю. Настоятель по обыкновенно положил им приличное наказание, именно такое: они несколько времени должны были прожить в разных кельях, никуда не выходя, и питаясь хлебом и водой. Когда они прожили положенное время, настоятелю монастыря было свыше открыто во сне, что согрешившим инокам все прощено. II. Настоятель на следующий день велел освободить их из заключения. И вот, они явились к нему; но какая чудная разность была между ними! Один из них был свеж и полон лицом, как будто он питался самой вкусной пищей; другой, напротив, был сух и слаб, как будто он целый год ничего не ел. Удивляясь этому, настоятель спросил первого: «что ты делал в своем заключении? – Я, отвечал он, день и ночь радовался и благодарил Бога, что Он не дал мне погибнуть в грехе, а сподобил раскаяться». А ты что делал? спросил он другого. – «А я, отвечал тот, непрестанно все плакал о своем грехе и просил у Бога прощения». Значит, и радость Богу приятна, когда человек радуется тому, чему должно, и печаль Ему приятна, когда челевек печалится ради Бога, и о том, о чем следует печалиться. (Из Пролога 15-е апреля). 26. Радость по поводу скорбей Некоторый брат тем был веселее духом, чем более бесчестили его и насмехались над ним. Он говорил: бесчестящие нас и насмехающиеся над нами доставляют нам средства к преуспеянию, а похваляющие нас вредят душам нашим. (Отечн. Еп. Игнатия). 27. О терпении 1 . Хотите ли на опыте видеть, как спасительно для души терпение? Выслушайте, что рассказывает один праведный муж, который сподобился видеть те места, где по смерти покоятся святые. 53 В одном славном месте он увидел некоего человека, и спросил его: «что ты делал в мире, и чем заслужил такое место?» – Я был работником у одного злого человека, отвечал тот, и много терпел от него до конца жизни. После он увидел другого человека в столь же славном месте, и спросил его: «ты чем занимался в мире?» – Я долго был болен и терпеливо переносил свою болезнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

VIII:12; XIII, 42, 50; XXV, 30). „Когда отойдем туда, рассуждает св. Злато уст то если покажем и самое сильное раскаяние, никакой уж не получим от того пользы; но, сколько ни будем скрежетать зубами, сколько ни будем рыдать и молить тысячекратно, никто и с конца перста не капнет на нас, объятых огнем: напротив, мы услышим тоже, что и евангельский богач, – что пропасть велика между нами и вами утвердися (Лук. XVI:28). Будем скрежетать зубами от страданий и мук нестерпимых, но никто не поможет. Будем крепко стенать, когда пламень сильнее станет охватывать нас, но не увидим никого, кроме мучимых вместе с нами и кроме великой пустоты. Что сказать о тех ужасах, которые мрак будет наводить на наши души?“ (Сл. к Феод. падш. 1, в Др. Чг.“ 1844, 1, 361, 366 – 367).    Св. Антоний Вел. говорит: „что означают плач и рыдание, как не величайшее сожаление о грехах? Тогда начнем негодовать на самих себя, раскаиваться, скрежеща зубами.... когда покаяние не будегь иметь места“ (Отечн. еп. Игн., стр. 2).    Сделаем и здесь сравнение. Вот у нас раздирается сердце, когда мы слышим громкий плач только лишь нескольких несчастных лиц (наприм., когда мать и дети плачут на могиле своего мужа, отца); что же сказать о плаче, стонах и скрежете зубном, которые будут исходит от множества людей? Каждый из мучимых грешников и сам будут испускать плачевные стоны и кругом себя будет слышать Тот же плач.    Приведем здесь пример из современной жизни, который сделался известен по особенному Божию откровению. Одна благочестивая женщина девять дней была в загробном мире, а потом чудесно ожила. Ей были показаны рай и ад. Когда после рая она была низведена во ад: то „услышала здесь такой вопль, такой стон, что описать невозможно». Поэтому она крепко стала молить Бога, чтоб милосердный Господь возвратил ее к жизни для покаяния. („Церк. Вест.“ 1884 г., 21).   15. Библейские изречения о смерти вечной    Смерть вечная названа воскресением для осуждения: и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   6. О следствиях всех этих мучений, внутренних и внешних, каковы: плач и скрежет зубов, отчаяние, погибель вечная. «Там будет плач и скрежет зубов», не раз повторял Спаситель о геенне (Мф. 8:12, 13:42, 50, 25:30). «Когда отойдем туда, — рассуждает св. Златоуст, — то если покажем и самое сильное раскаяние, никакой уж не получим оттого пользы; но, сколько ни будем скрежетать зубами, сколько ни будем рыдать и молить тысячекратно, никто и с конца перста не капнет на нас, объятых огнем: напротив, мы услышим то же, что и евангельский богач, — что «пропасть велика между нами и вами утвердися» (Лк. 16:26). Будем скрежетать зубами от страданий и мук нестерпимых, но никто не поможет. Будем крепко стенать, когда пламень сильнее станет охватывать нас, но не увидим никого, кроме мучимых вместе с нами и кроме великой пустоты. Что сказать о тех ужасах, которые мрак будет наводить на наши души?» («Сл. к Феод. падш. 1», в «Хр. чт.» 1844, 1, 361, 366—367).    Св. Антоний Великий говорит: «Что означают плач и рыдание, как не величайшее сожаление о грехах? Тогда начнем негодовать на самих себя, раскаиваться, скрежеща зубами…, когда покаяние не будет иметь места» («Отечн. еп. Игн.», стр. 2).    Сделаем и здесь сравнение. Вот у нас раздирается сердце, когда мы слышим громкий плач только лишь нескольких несчастных лиц (например, когда мать и дети плачут на могиле своего мужа, отца): что же сказать о плаче, стонах и скрежете зубовном, которые будут исходить от множества людей? Каждый из мучимых грешников и сам будет испускать плачевные стоны, и кругом себя будет слышать тот же плач.    Приведем здесь пример из современной жизни, который сделался известен по особенному Божию откровению. Одна благочестивая женщина девять дней была в загробном мире, а потом чудесно ожила. Ей были показаны рай и ад. Когда после рая она была низведена во ад, то «услышала здесь такой вопль, такой стон, что описать невозможно». Поэтому она крепко стала молить Бога, чтоб милосердный Господь возвратил её к жизни для покаяния («Цер. вест.» 1884 г. 21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

а) Наставления, извлеченные из творений св. подвижников, св. отцов и учителей церкви, о средствах борьбы с сладострастными пожеланиями. I. Воздерживайся в пище и питии. 1 . «Аще хощеши победити блуд», говорит св. Нил, «возлюби алчбу и жажду, и бдение, и воспоминай смерть, и николи же беседуй с женою и победиши». (св. Нил в прологе). 2 . «Изнуряй плоть свою», говорит св. Максим исповедник , «постом и бдением, и упражняйся неленостно в пении и молитве, и освящение целомудрия найдет на тя, любовь Божию носящее». (св. Макс. Сот. 1 гл. 45). 3 . От лица этой страсти некто говорят: «ежели ты мою и свою познаешь немощь, то тем самым свяжешь мне руки; если пресечешь обжорство, то свяжешь мне ноги так, что далее шествовати не возмогут; ежели прилепишься послушанию, то тек самым от меня разрешишься; ежели снищешь смиренномудрие, то тем отсечешь главу мою». (Леств. ст. 15). 4 . «Весом вкушай хлеб и мерою пей воду, – и дух блуда убежит от тебя». (Авва Евагрий). 5 . «Владычествующий над чревом иссушает похоть, и ум его не порабощается блудным помыслом». (Авва Фалассий). 6 . «Думающий сохранить целомудрие среди пресыщения и роскоши, подобен тому человеку, который, возлежа среди блата, надеется остаться чистым». (Иннокен. архиеп. херс.). 7 . «Кто наполняет чрево и обещается быть целомудренным, тот подобен утверждающему, что соломою остановит действие огня. Как невозможно соломою удержать стремительность разливающегося огня, так и невозможно пресыщением остановить жгучее стремление непотребства». (Препод. Нил синайский ; сн. «Добротол»., т. II, стр. 261). 8 . Брат был борим блудом и пошел к старцу, прося его, чтоб он помолился Богу об освобождении его от нечистой похоти. Старец сжалился о брате и молился о нем Богу в продолжение семи дней. Когда на восьмой день брат, по данному ему приказанию, пришел, то старец спросил его: «брат! как твоя брань?». Он отвечал: «отец! мне нисколько не сделалось легче». Старец, услышав это, удивился и опять ночью начал молиться о брате. Тогда предстал ему диавол и сказал: «поверь мне, старец, – в первый день, когда ты стал молиться Богу за него, я тотчас отступил от него, но он имеет собственного беса и собственную брань от гортани и чрева своего; уже в этом я не виноват! он сам себе причиняет брань тем, что ест, пьет и спить без меры, сколько хочет: по этой причине брань беспокоит его». («Отечн.», еписк. Игнатия, стр. 452).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002