В этих словах Господь учит нас, что кто отрекается от мира, тот должен делать это окончательно. Так, как если бы он шёл на войну – не следует полагать слабое и развращенное начало, чтобы и других не отпугнуть от евангельского совершенства и не вселить в них страх. А иначе к нам можно будет отнести слова Василия Великого , обращенные к сенатору, который отрекся от мира робко, удержав при себе часть своих денег: И сенатором быть перестал, и монахом не стал. Итак, мы должны со всем усердием исторгать из нашей души корень всех зол – сребролюбие. Мы точно знаем, что если остался корень, то ветви быстро разрастутся. Перед своими очами нужно всегда представлять смерть, которая может нас посетить в любой момент. Да не придет наш Господь в час, который не чаем и не найдет нас запятнавшими свою совесть сребролюбием, и не скажет нам, как в Евангелии Он сказал богачу: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк. 12:20 ). Нужно знать, что добродетель нестяжания трудно исполить тому, кто живёт не в общежительном монастыре, где можно не задумываться даже о наипервейших потребностях. 28 Ианний и Амврий – египетские маги, которые противились Моисею и Аарону, когда они просили фараона освободить евреев из плена. За своё нечестие были сурово наказаны Богом. Их имена не встречаются в Ветхом Завете, но очень часто упоминаются в книгах раввинов, см. 2Тим. 3:8 . 29 Аннания – иудей из Иерусалима, который вместе со своей женой Сапфирой стал христианином, продал имение и с ведома супруги часть денег отдал апостолам, а часть утаил. Петр Духом Святым прозрел это и спросил Ананнию, зачем он решил обмануть не человеков, а Бога. Услышав это, Анания тотчас упал замертво. Через три часа пришла Сапфира, не зная о смерти мужа. Петр спросил ее, действительно ли они продали село за цену, которую назвал ее муж. Она подтвердила это. Тогда он сказал ей: «Что это вы согласились искусить Духа Господня? Вот входят в двери погребшие мужа твоего, и тебя вынесут». Она тут же упала у ног его и умерла (См. Деян. 5:1–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Великий Пимен сказал: «Наша воля есть медная стена между нами и Богом, и не дает с ним сблизиться или созерцать Его милость» [Ср.«Отечник» еп. Игн. Брянчанинова, стр. 336, § 58. «Авва Пимен сказал: Воля человека есть медная стена между ним и Богом; она камень противобиющий». Слова ст. Силуана: «и не дает с Ним сблизиться или созерцать Его милость», лишь по смыслу согласны с тем, что сказал св. Пимен Великий. Подобным образом и в некоторых других случаях цитаты старца Силуанане точны, и являются скорее интерпретацией.] Всегда надо просить у Господа мира душевного, чтобы удобнее было исполнять заповеди Господни; ибо Господь любит тех, которые стараются исполнять волю Его, и так они обретают великий покой в Боге. Исполняющий волю Господню всем доволен, хотя он и беден, и быть может, болен и страдает, потому что его веселит благодать Божия. А кто недоволен своею судьбою, ропщет на болезнь или на того, кто обидел, тот пусть знает, что он находится в гордом духе, который отнял у него благодарность к Богу. Но если и так, то не унывай, а старайся крепко уповать на Господа и проси у Него смиренного духа; и когда придет к тебе смиренный Дух Божий, то ты возлюбишь Его, и будешь в покое, хотя и будут скорби. Душа, стяжавшая смирение, всегда помнит Бога и думает: «Бог создал меня; Он страдал за меня; Он прощает мне грехи и утешает меня; Он питает меня и заботится обо мне. Так что же мне заботиться о себе, или чего мне бояться, хотя бы мне и смерть угрожала». Всякую душу, которая предалась воле Божией, Господь вразумляет, ибо Он сказал: «Призови Меня в день скорби твоей; и Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс. 49,15). Всякая душа, смущенная чем-нибудь, должна вопросить Господа и Господь вразумит. Но это главным образом в час беды и смущения, а так обычно надо спрашивать духовника, ибо это смиреннее. Добро научиться жить по воле Божией. Тогда душа непрестанно пребывает в Боге и бывает зело покойна; и от этой радости молится человек, чтобы всякая душа познала Господа; познала, как много Он нас любит, и как богато дает нам Святого Духа, Который веселит душу в Боге.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Впрочем, говорил отец Фотий вполне разумно и обладал прозорливостью. Занимался он изготовлением ложек и продавал их довольно дешево. Если ему давали больше денег, не брал. Часто он жил на подаяния. В то же время Фотий непрестанно совершал молитву, повторяя «Богородице Дево, радуйся». Как-то его спросили, видел ли он Пресвятую Богородицу, и он с готовностью ответил: «Много раз... я видел Иверскую...». Хотя он ни разу не был в Иверском монастыре. Говорят, что преподобный Савва, Христа ради юродивый, и неизвестный святой Евдоким из Ватопедского монастыря 314 – это одно и то же лицо. Он проводил жизнь, свойственную Ангелам и бесплотным. В пустынных местах он питался дикой травой, в городах и селениях – тем, что давали в качестве милостыни. У него не было ни каливы, ни постели, ни одежды, ни друзей, ни знакомых... Ходил отец Савва совершенно обнаженным, если не считать тряпицы, покрывавшей самые сокровенные части тела. Он руководствовался словами Священного Писания : Мы безумны Христа ради... Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне ( 1Кор.4:10,11–13 ). Как-то шел отец Савва в один город на Кипре, нагой, «безумный», не имеющий пристанища. Одна женщина сказала: «Какое прекрасное тело у этого человека». Святой, с одной стороны, чтобы пресечь стремление к неге и удовольствию, а с другой – чтобы вразумить женщину не восхищаться суетными и плотскими предметами, пошел и упал в некое вместилище грязи и нечистот. Оттуда он выбрался черным и измазанным, источая зловоние. Этот случай потряс многих очевидцев, особенно ставшую причиной этому женщину, которая горячо и со слезами каялась. Дионисий, Христа ради юродивый (1814–1880) из скита Кавсокаливия, однажды в Великую Пятницу тайно молился в кириаконе в темном углу у дверей. Он думал, что никто его не видит, весь был поглощен молитвой, а ум его пребывал в неком экстатическом состоянии, так что казалось, что он находится в мире ином.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава 25: О том, что нужно стараться угодить Богу и не ценить ни людскую славу, ни бесславие 1. Из Отечника Брат пришел к авве Макарию Египетскому и спросил: — Авва, скажи мне слово, как спастись? — Пойди на могилы и обругай мертвых, — сказал старец. Брат пошел, обругал мертвых, бросил на могилы камни, вернулся и сказал об этом старцу. Старец спросил: — Они ответили тебе что–нибудь? — Нет. — Теперь пойди утром и прославь их, — сказал старец. Брат пошел и прославил их такими словами: — Вы апостолы, святые и праведные! Он вернулся к старцу и сказал: — Я прославил их. — И что они ответили тебе? — спросил старец. — Ничего. — Вот видишь, — сказал старец, — сколько ты ни унижал их, они ничего тебе не ответили; и сколько ты ни прославлял их, они тоже тебе ничего не сказали. Так и ты поступай, если хочешь спастись. Будь мертвым. Не обращай внимания ни на бесчестье от людей, ни на честь, как мертвец, и тогда ты сможешь спастись. 2. Сказала амма Сарра: «Если я помолюсь Богу чтобы все люди были извещены обо мне, то должна буду с покаянием подойти к двери каждого человека. Поэтому лучше помолюсь, чтобы мое сердце было чистым при любых разговорах с людьми». 3. Сказал старец: «Не желай не испытывать людского презрения». 4. Он же сказал: «Горе человеку, если его имя стало выше его дел». 5. Авва Антоний говорил, что наступит время, когда люди обезумеют. А если они увидят, что кто–то не безумствует, то восстанут на него и скажут: «Ты безумный», — потому что он не такой, как они. На таких людей подвижник не должен обращать никакого внимания. 2. Из святого Ефрема Братья, если случится, что нас будут бранить за благое дело, не станем смущаться несправедливыми людскими поношениями и гореть от стыда перед людьми. Ведь в Писании сказано: Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь. Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое — в роды родов (Ис 51,7–8). И еще сказано: Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде (Ис 50, 5–7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Господь свидетельствует, что мало людей, стремящихся к небу таким подкопом, и он говорит через Божественного Матфея: " ...тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их " (Мф. 7:14). О Господи, - мало в другом месте, но здесь пещеры, обитель полна таких людей, которые идут узкими вратами и тесным путем, подкопом и жизнью в пещерах стремятся к жизни вечной. Иные по смерти бывают забыты в мире, а преподобный отец наш Антоний Печерский трудами и подвигами, подъятыми в этих святых пещерах, исходатайствовал себе вечную память по всей Русской земле, по сказанному Давидом: " ...в вечной памяти будет праведник " (Пс. 111:6). И если прекратятся летописцы, не будет народов, то самые пещеры, в которых до смерти подвизался святой Антоний, будут гласить, что он был преподобен во всех делах своих. О преподобный отец наш Антоний, видя в тебе сочетание тех иноческих добродетелей, которые в прочих находятся обыкновенно в неравных степенях, воскликнем тебе по псалму: " Славим Тебя, Отче, потому что ты дивно устроен " (Пс. 138:14). Если бы кто забыл твои подвиги и труды, то забудь его десница его, прильпни язык его к гортани его (Пс. 136:5-6). Если же кто не захотел бы славить тебя, то эти святые пещеры, эта святая обитель возвестит все хвалы твои, всюду возглашая: " Таков и должен быть у нас первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников... " (Евр. 7:26). Удивляясь столь великим подвигам и добродетелям твоим и желая явственнее восхвалить праведность твою во всех делах, обращаемся к добродетели чистоты, которая есть сестра ангелов, одоление страстей, царица добродетелей и держава всех благ. От юности своей, среди других добродетелей иноческих, прилежал он и этой добродетели, зная, что чистота уподобляет человека не только ангелам, но и самому Богу, как говорит святой Василий: " Нечто великое и прекрасное есть девственная чистота, уподобляющая человека нетленному Богу; так что он являет в себе подобие Божие, как в чистейшем зеркале, исходящее от самого Бога и благодати Его, как благоприятное сияние " . Знал достоинство чистоты преподобный Ефрем, говоря на похвалу ей такие слова: " О, чистота, обуздание очей, ведущая все тело от тьмы в свет; о, чистота, смирение тела, порабощающая его и быстро стремящаяся к небесному; о, чистота, любящая мать и жилище ангелов; сделавшая людей достойными славословить с ангелами; чистота, колесница небесная, возводящая на высоту того, кто стяжал тебя! Некогда Соломон вопрошал, кто может сказать: я очистил мое сердце, или я чист от греха моего (Притч. 20:9)? На этот вопрос, не обинуясь, может отвечать преподобный отец наш Антоний: " Я чист сердцем " . Как же не было стяжать чистого сердца тому, кто от юности своей принес чистоту жизни как жертву Богу, говоря псаломски: " На Тебе утверждался от утробы " (Пс. 70:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

Да! Это действительно так: в этом мире невозможно до конца распознать, кто «пшеница» Христова, а кто – «плевелы». Сказано: «Но Он сказал: нет (то есть не пытайтесь сами ответить на этот вопрос: кто есть кто? – О.С.), – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» ( Мф.13:29–30 ). При этом не надо забывать, что существует духовное рождение, или рождение свыше, когда явный «плевел» может оказаться истинной «пшеницей» Господа Иисуса Христа, как, например, гонитель христиан Савл (Шауль), который, раскаявшись в прежней жизни, соделался первоверховным апостолом Павлом. Но бывает и наоборот: когда апостол Иисуса Христа, Его, Сына Божия, избранник – Иуда Искариотский выпал из содружества апостольского и оказался первенцем сатаны. Но иногда то, что для одних людей может оказаться соблазном, для других – необходимое в деле спасения действие. Так, в «Отечнике» святителя Игнатия мы находим следующее повествование: «Поведали об авве Агафоне, что он в течение долгого времени занимался со своими учениками постройкой келлии. Не прошло и недели, как они закончили келлию и начали в ней жить. Но авва увидел на том месте что-то вредное для души и сказал ученикам то, что Господь сказал апостолам: “встаньте, пойдем отсюда” ( Ин.14:31 ). Этим ученики очень огорчились и сказали старцу: “Если у тебя было намерение переселиться отсюда, то зачем мы затратили столько труда, долгое время строя келлию? И люди начнут соблазняться, начнут говорить: «Вот они опять переселяются! Не могут ужиться на одном месте! " ” Старец отвечал: “Если переселение наше послужит соблазном для одних, то для других оно послужит назиданием. Найдутся и такие, которые скажут: «Блаженны эти иноки, переселившиеся ради Бога и презревшие свою собственность ради Него». Я решительно говорю вам, что немедленно иду. Кто хочет – пусть идет, а кто не хочет – пусть остается”. Ученики пали к его ногам, прося, чтобы он согласился взять их с собой» 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Демон, диавол Видение демонов Рассказывали о некотором старце, что он молил Бога о том, чтоб показаны были ему демоны. Ему последовало откровение: ты не нуждаешься в том, чтоб видеть их. Но старец продолжал просить о том же говоря: «Господи! Ты можешь покрыть благодатью Твоею от вреда при видении демонов!» Бог отверз очи старца: он увидел демонов, которые наподобие пчел окружали человека, скрежеща на него зубами, а ангелы Божии возбраняли им («Отечник епископа Игнатия»). С кем борется враг нашего спасения? Один пустынный старец, восстав ночью по обычаю на молитву, услыхал звук военной трубы, созывающий на битву, и удивлялся, откуда в такой бесплодной пустыне быть войскам? Тогда явился ему бес и сказал: «Да, это, конечно, война, потому что ты стоишь на молитве; ложись и спи, если не хочешь, чтобы мы с тобою воевали; мы воюем только с теми, которые вооружаются против нас молитвою, а с ленивыми не боремся» («Пролог», 21 февраля). «Итак, трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Петр.5:8 ). Противостойте ему твердою верою, молитвою и обузданием своих плотских вожделений. «Сей род, – сказал Господь о диаволе, – изгоняется только молитвою и постом» ( Мф.17:21 ). Искушения от бесов В «Достопамятных сказаниях о подвигах св. отец» повествуется, что авва Моисей, искушаемый худыми помыслами, обратился однажды за советом к авве Исидору. Исидор возвел его на крышу своей келии и говорит ему: «Смотри на запад». Моисей взглянул и увидел там бесчисленное множество демонов: они были в смятении и с шумом стремились на брань. Авва Исидор опять говорит ему: «Посмотри и на восток». Моисей взглянул и увидел бесчисленное множество святых ангелов, облеченных славою. Затем сказал ему авва Исидор: «Вот те, которых посылает Господь на помощь святым, а те, которые на западе, воздвигают брань против нас. Но помощников наших гораздо более». Тогда Моисей, возблагодарив Бога, ободрился (стр. 156, § 1). Также в житии пр. Нифонта говорится, что он видел пространное поле, на котором стояло множество бесов, идущих на брань против христиан. В это время Нифонт услышал голос, говорящий ему: «Посмотри на восток». Нифонт обратился и видит втрое больше ангелов в сравнении с бесовским полков, и муж светлее солнца говорит ангелам: «Господь Саваоф повелевает вам идти на землю помогать христианам и охранять их» («Четьи-Минеи», 23 декабря). Власть бесов

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Демон припал к ногам преподобного, приветствовал его, потом сел близ него, начал плакать пред ним и говорить: мы слышали, владыко наш, что ты был взят в плен, отведен в Самару, посажен в мрачную темницу, - что Бог, по молитвам святителя Николая избавил тебя и привел в области Греческие. Все мы домашние твои, плача и рыдая, искали тебя повсюду, обошли многие города, и селения, расспрашивая о тебе. Не нашедши тебя, мы вдались прилежным, слезным молитвам к святителю Николаю, чтоб открыл нам о тебе, в каком месте ты, сокровище наше, пребываешь. И не презрел нашего моления скорый помощник всем, святой Николай, но открыл нам все о тебе. Мы, рабы твои, возрадовались, а я, предваряя всех, пришел к тебе, моему господину. Иди же в дом твой, чтоб увидели тебя все, желающие видеть лицо твое, и прославится ради тебя Бог, избавивший тебя чудесно из плена и оков. О безмолвии же нисколько не беспокойся: там есть монастыри и уединенные пустыни, удобные для отшельников; ты изберешь место по твоему благоусмотрению. Рассуди сам здраво, что приятнее Богу: отшельничество ли в горах и каменных пещерах, приносящее пользу только себе, или жительство богоугодного, боговдохновенного мужа посреди многих, многих обращающего к Богу и наставляющего на путь спасения. По истине приятнее второе по свидетельству Самого Бога, начертанному в Священном писании: изводяй честное от недостойного, яко уста Моя будет. Сам знаешь, как много в городе нашем заблуждающихся во тьме страстей и нуждающихся в лице, могущем привести их к покаянию. Тебе уготовится великое воздаяние от Бога, если ты, господин мой, придешь и обратишь их к Богу. И нас, любящих тебя всем сердцем, за что так презираешь, устраняясь от нас и скрываясь в этой пустыне? Когда демон говорил это и многое этому подобное, - святой начал несколько колебаться в душе, но сказал в ответ: в это место я приведен не человеком и не Ангелом, но Самим Богом и Божиею Материю: если не последует их воли и повеления, чтоб я вышел отсюда, то я не выйду. Демон, услышав это, исчез.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Для прочного мира недостаточно одной поспешности примирения, если оно не будет подкреплено разумом и разуму не будет содействовать Сам Бог, от Которого всякое добро получает начало и приходит в совершенство, поэтому молитвой и размышлением постараемся утвердить в силе наше примирение. Святитель Григорий Богослов ( 11, 229 ). И мы, как исполнители их [апостолов] учения, только что пришли к вам, возвещая мир, и вместе с Павлом говорим вам: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр. 12, 14 ). Если же без наличия мира со всеми никто не увидит Бога, то разве увидит Бога в Будущем Веке тот, который даже со своими согражданами не живет в мире? Напротив, разве не услышит он тогда: «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде» ( Ис. 26, 10 )?! Святитель Григорий Палама ( 65,20 ). И с неприятелями, когда просят мира, надо примириться. Ибо кто не примиряется, но мучает, не обуздав гнева милосердием, даже тех, которые просят о примирении... тот утратит преимущества победы, от всех потерпит укоризны, как уподобившийся зверю, и не избежит наказания от Бога ( 50, 320 ). Нельзя быть непримиримым с примиряющимся, но даже, насколько от нас зависит, нужно примиряться и с непримиримыми, если только не терпит вреда благочестие. Преподобный Исидор Пелусиот ( 51, 425 ). Один брат был в скорби на другого брата, который, узнав об этом, пришел для примирения. Первый не отворил ему дверей. Второй пошел к старцу и рассказал ему об этом. Старец отвечал: «Посмотри, нет ли причины в сердце твоем? Не признаешь ли ты себя правым? Не имеешь ли намерения обвинить брата, а себя оправдать? По этой причине Бог не коснулся сердца его и он не отворил тебе дверей. Но то, что скажу тебе, верно: хотя бы он был виноват перед тобой, положи в сердце своем, что ты виноват перед ним, и оправдай брата своего, тогда Бог вложит в сердце его желание примириться с тобой». Он поступил по слову старца и снова пошел к брату. Тот сразу же отворил дверь и, прежде чем пришедший попросил прощения, обнял его от души, и между ними водворился величайший мир. Отечник ( 82, 517–518 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Для совершения третьего нападения изобретательный и коварный враг всего доброго выдумывает следующее. Он принимает на себя образ молодого человека, родственника преподобного Петра Афонского. Итак, он приходит к нему, радостный и взволнованный встречей после стольких лет разлуки, и рассказывает святому о том, что его родственники беспокоятся и скорбят, узнав о его скитаниях и случившемся кораблекрушении 200 . И даже сообщает, что сам святитель Николай поведал им об этом спрятанном в афонских лесах потерянном, но многожеланном сокровище. – Итак, давай, – говорит, – поедем вместе к друзьям и родственникам, которые с нетерпением ждут тебя. Подвиг безмолвия можно проходить и там, у нас есть много монастырей и уединенных келий. Скажи мне, чем можно более угодить Богу: уходом из мира или доставлением пользы душам человеческим? Тем, что ты будешь один молча бродить среди этих сухих скал, или тем, что наставишь на истину множество людей, тебя ожидающих? Или ты не помнишь, что говорит пророк: если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста ( Иер.15:19 )? Преподобный смутился. Это смущение было для него знаком того, что юноша, который с ним беседовал, был не от Бога. Он склонил голову, прослезился и с мужеством и дерзновением ответил: – Запомни раз и навсегда, что на это место меня привел не Ангел, не человек, но Сам Бог и Пресвятая Богородица. И если не будет на то их собственной воли, то я не могу выйти отсюда. Принявший на себя вид юноши демон, как только услышал имя Пресвятой Богородицы, исчез. Через семь лет произошло четвертое бесовское нападение на мужественного предводителя афонского подвижничества. Преподобному Петру явился некий якобы Ангел Господень с обнаженным мечом и, встав перед входом в пещеру, сказал: – Изыди, истинный служитель Христов, изыди, чтобы услышать тайны Божии и душеполезное слово. – А кто ты, желающий поведать мне слово благое и душеполезное? – спросил его преподобный. – Я Архистратиг Божий, посланный сообщить тебе добрую весть. Мужайся, крепись и радуйся, ибо уготован для тебя Божественный престол и неувядаемый венец. Итак, теперь время тебе оставить место сие и идти в мир, чтобы принести пользу многим душам человеческим. Потому и иссушил Господь источник, из которого ты пил, что Он желает переселить тебя отсюда.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010