Всеволод I Ярославич 1078–1093. Святополк II Изяславич 1098–1113. Владимир II Всеволодович Мономах 1113–1125. Мстислав I (Феодор) Владимирович Великий 1125–1132. Ярополк II Владимирович 1132–1139. Всеволод II Олегович 1139–1146. Игорь Ольгович 1146. Изяслав II Мстиславич 1146–1154. Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий 1155–1157. Изяслав III Давидович 1157–1159. В Киеве и Владимире: Св. Андрей I Георгиевич Боголюбский во Владимире 1157–1174. Ростислав (Михаил) Мстиславич в Киеве 1159–1167. Мстислав II Изяславич в Киеве 1167 – 1169. Владимир III Мстиславич в Киеве 1169–1172. Михаил I Георгиевич во Владимире 1174– 1176. Всеволод III Георгиевич во Владимире 1176–1212. Роман Ростиславич в Киеве 1172–1177. Святослав III Всеволодович в Киеве 1177–1195. Рюрик II Ростиславич в Киеве 1195–1211. Георгий II Всеволодович во Владимире 1212–1216. Всеволод III Святославич в Киеве 1212–1214. Георгий II Всеволодович (вторично) во Владимире 1219–1238. Мстислав III Романович в Киеве 1214–1224. Владимир IV Рюрикович в Киеве 1224–1240. Во Владимире, но жили и в других местах: Ярослав II Всеволодович 1238–1246. Святослав III Всеволодович 1246–1248. Михаил II Ярославич во Владимире 1248. Андрей II Ярославич 1249–1252. Св. Александр I Ярославич Невский 1252–1263. Ярослав III Ярославич 1263–1272. Василий I Ярославич (и в Костроме) 1272–1276. Димитрий I Александрович в Переяславе Залесском 1276–1294. Андрей III Александрович (и в Городце) 1294–1304. Св. Михаил III Ярославич (и в Твери) 1305–1318. Георгий III Даниилович (и в Москве) 1319–1322. Димитрий II Михайлович в Твери 1326. Александр II Михайлович в Твери 1326–1328. В Москве: Иоанн I Данилович Калита 1328–1340. Симеон Иоаннович Гордый 1340–1353. Иоанн II Иоаннович 1353–1359. (Димитрий III Константинович Суздальский 1359–1363, † 1384 в Нижнем-Новгороде). Дмитрий IV Иоаннович Донской 1363–1389. Василий I Димитриевич 1389–1425. Василий II Васильевич Темный 1425–1462. Иоанн III Васильевич 1462–1505. Василий III Иоаннович 1505–1533. Цари Иоанн IV Васильевич Грозный 1533–1584.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Таким образом преподобный отец наш Антоний снова вернулся в свою пещеру. Он непрестанно умолял Бога о разогнанных иноках. И Господь услышал молитву преподобного: не только снова возвратились братия с миром к своему пастырю, но и многие другие приходили к нему, умоляя обратить их к свету пути спасительного. Преподобный Антоний всех принимал с любовью и после наставлений, как должно следовать за Христом, повелевал блаженному Никону постригать желающих. И собралось около преподобного братии двенадцать человек. Общими усилиями была выкопана большая пещера, а в ней устроены церковь и келлии, и в этой пещере пребыл прп. Антоний 40 лет. Когда уже было собрано довольно братии и устроена жизнь в обители по строгим иноческим уставам, преподобный Антоний, неизменно стремившийся к отшельничеству, поставил братии игумена Варлаама, а сам удалился в затвор в келлии той же пещеры, избегая всякой молвы. Потом для большего уединения переселился на другой, соседний, холм, ближе к нынешней великой лавре, и там начал копать себе иную пещеру, а игумен Варлаам с братией по его благословению остались в прежней. Если кто из иноков стремился к более суровой аскетической жизни, он поселялся рядом с преподобным Антонием; так стал образовываться монастырь Ближних, или Антониевых, пещер. Монастырь же на старом месте постепенно благоустраивался. Число братии росло, пещерный храм стал слишком мал. Тогда пришли игумен и братия к преподобному и просили благословения поставить малую церковь на холме вне пещеры, и благословил их на то Антоний. Убогая сия церковь во имя Успения Богоматери послужила началом великой лавры Печерской. После устроения малой надпещерной церкви князь Изяслав, во святом крещении Димитрий, создал каменный храм в честь святого, христианское имя которого носил, то есть в честь великомученика Димитрия; при храме он устроил монастырь. На игуменство для этого монастыря князь Изяслав взял игумена Варлаама. Надеясь на богатство, он хотел свой монастырь возвысить пред монастырем Печерским. Но, как замечает преподобный летописец Нестор (память 27 октября/9 ноября), хотя и много монастырей бывают поставляемы от князей и бояр их богатством, не таковы они, как те, которые поставляются молитвами святых, слезами их и пощением. Так и прп. Антоний, не имея ни злата, ни сребра, несравненную возрастил обитель, поливая ее слезами, которая внезапно процвела из пещерного семени и, как ветвистое дерево, разрослась над всей Русской землей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Яко благочестия учителя,/и винограда Христова верна делателя,/и святителя пречестна,/в летнюю память сошедшеся днесь, людие,/ублажим песньми и пении, глаголюще:/отче преподобне Ефреме,/не забуди нас, любовию чтущих твое успение,/но молися Христу Богу даровати нам велию милость. Слава, глас 2: Святителя Христова,/Богоноснаго отца нашего Ефрема,/приидите днесь, празднолюбных собори,/песненными похвалами воспоем, глаголюще:/радуйся, пастырю и наставниче словесных овец Христовых избраннейший;/радуйся, святителей честное удобрение./Радуйся, пресветлый светильниче и красителю церковный;/радуйся, молебниче теплый всем, верно к тебе прибегающим./Нас ныне, любовию память твою празднующих/и радостною душею к раце мощей твоих припадающих,/молитвами твоими от бед избави/и молися Христу Богу/умирити мир и спасти души наша. И ныне, Богородичен: Спаси от бед рабы Твоя, Богородице: Славословие великое и отпуст. Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский До своего пострижения в монашество был казначеем и управлял хозяйством при дворе великого князя Киевского Изяслава (Димитрия) Ярославича (1054–1068). Тяготясь шумной и суетливой жизнью, он желал принять монашество. В 1056 году, вместе с боярским сыном Варлаамом, святой Ефрем принял монашеский постриг от игумена преподобного Никона в Киево-Печерском монастыре, по благословению преподобного Антония Печерского (†1073; память 10 июля и 28 сентября). Разгневанный князь Изяслав потребовал, чтобы преподобный Ефрем возвратился домой, угрожая ему заключением в темницу и уничтожением монастырских пещер. Преподобный Антоний с братией вышли из монастыря и решили на время удалиться в Черниговское княжество. Тогда великая княгиня Мария, родом полячка, напомнила мужу о гневе Божием, постигшем ее отца короля Болеслава, изгнавшего монахов за постриг преподобного Моисея Угрина (†ок. 1043; память 26 июля и 28 сентября). Изяслав убоялся гнева Божия, внял уговорам супруги и снял опалу с монастыря. Преподобный Ефрем, не желая навлекать на обитель княжеской немилости, отправился к тому времени странствовать по святым местам. Посетив Святую Гору Афон, он поселился в одном из константинопольских монастырей. Здесь святой Ефрем, по просьбе преподобного Феодосия, списал Студийский устав и переслал его в Киев. Получив устав, преподобный Феодосий ввел его в Киево-Печерской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Иди, брат, в свою келью. С этого времени лукавые бесы не посмеют причинять тебе никакого зла. Я с верой выслушал слова святого Феодосия и, поклонившись преподобному, вышел. С того времени дерзкие бесы уже не осмеливались приблизиться к моей келье, будучи раз навсегда отогнаны молитвами преподобного Феодосия. Насколько преподобный Феодосий был настойчив в борьбе с невидимыми врагами, настолько же мужественен в борьбе с видимыми врагами Христа Господа. Он имел такой обычай: часто, встав ночью, тайно от всех, отправлялся он к евреям и там мужественно вступал с ними в спор о Христе. Он укорял и обличал их, называя их преступниками закона и богоубийцами. Он, как истинный подражатель Христа, страстно желал принять смерть за исповедание имени Его именно от тех людей, от которых принял смерть и Сам Господь наш Иисус Христос. Что этот мужественный исповедник имени Христова действительно имел желание пострадать за правду, подтверждает следующий случай. Во время его игуменства невидимый враг, князь тьмы, возбудил распрю между тремя русскими князьями. Два брата по плоти: Святослав, князь Черниговский, и Всеволод Переяславский – подняли неправую войну на своего старшего брата, христолюбивого князя Изяслава Киевского, и прогнали его из стольного города Киева 2942 . Сев на его место в Киеве, они послали просить преподобного Феодосия зайти к ним на обед. Преподобный же с мужеством и решимостью отвечал на их приглашение: – Мне не достойно идти на трапезу неправды, как на трапезу Иезавели 2943 . Когда же Всеволод удалился в свою Переяславскую область, а Святослав сел в Киев на место Изяслава, преподобный Феодосий начал беспрестанно обличать князя Святослава в том, что он не по праву сел на братний престол. Приходивших к нему княжеских послов преподобный просил передать князю, что он не одобряет его поступка. Однажды он послал ему большое обличительное письмо, в котором между прочим писал: «Голос крови единоутробного брата твоего вопиет на тебя к Богу, как кровь Авелева на Каина» ( Быт.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Б. (Брест Литовский), город. Берестово, село. Болеслав, князь Ляцкий. Болеслав, сын Владимира Святого. Болонь, местность. Буг. Буды, воевода. Берн. В. Варвара, ведикомученница. Василий (Владимир Святой). Варяги. Василия св. церковь . Велынь (Волынь), область. Вениамин, сын Иакова. Вифлеем. Владимир Святой. Владимир Всеволодович Мономах. Владимир Давыдович, сын Давыда Гостиславнча, князь Вышегородский. Владимир Волынский, город. Волга. Всеволод Владимирович, князь Волынский. Всеволод Ярославич, великий князь Киевский. Всеслав Владимирович, сын Владимира Святого. Вышегород. Вышеслав Владимирович, князь Новгородский, сын Владимира Святого. Вячеслав Чешский, св. мученик. Г. Гедеон. Георгий, митрополит Киевский. Георгий, св. мученик. Георгий, епископ Туровский. Георгий Угрин, отрок князя Бориса. Герман, игумен св. Спаса. Греческая земля. Григорий, игумен монастыря св. Андрея. Горясер. Д. Давид, царь – псалмопевец. Давыд (Борис), св. князь. Давыд Ростиславыч, князь Смоленский. Давыд Святославич, князь Черниговский. Даниил, пророк. Даниил, епископ Юрьевский. Дан. Димитрий Солунский. Днепр. Дорогобуж. Древляне. Добрыня, отец посадника Коснятина. Е. Ева (Евга). Евпл, св. мученик. Евстафий Планида, св. мученик. Египтяне. Едем. Елович, убийца св. Глеба. Енох. Ефратов дом. Ж. Ждан (Никола). 3. Захария, пророк. И. Игнатий, архимандрит. Игнатий, епископ Туровский. Игорь Рюрикович, князь. Израиль (Израильтяне). Изяслав Владимирович, князь, сын Владимира Святого. Изяслав Ярославич, вел. князь. Исаак, праотец. Исаия, пророк. I. Иаков, праотец. Иерусалим. Иоаким, епископ Туровский. Иоанн Богослов. Иоанн Дамаскин. Иоанн, митрополит русский. Иоанн Предтеча 2. Иосиф, праотец. Иуда Искариот. Иудеи. К. Каин. Киев. Константин Великий . Коснятин (Константин) Добрынин, воевода. Л. Лазарь, епископ Переяславский. Лазарь, поп. Ламех. Лахернитис. Летьское поле (Лотское). Лот. Льта (Алта, Ельта, Олта). Любеч. Ляхи. Ляшько, убийца св. Глеба. М. Мартынъ, старец. Матфей, евангелист. Мина, епископ Полоцкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Он обошел все монастыри Киева, но душа его, жаждавшая созерцания, могла найти себе отрадное упокоение только в оставленной пещере Илариона; там основался Антоний, хотя в течение сорокалетнего духовного подвига, дважды изгоняем был по смутам бояр и князей, скоро уведавших житие его в близких Киеву лесах. Сам Великий Князь Изяслав, сын Ярослава, посетил его с дружиною, и отшельник предрек ему, и двум его братьям, несчастное их поражение Половцами на берегах Альты. Когда собрались к нему двенадцать учеников, он дал им игуменом Варлаама и благословил поставить деревянную церковь во имя Успения Богоматери, на место прежней подземной церкви; а сам, избегая молвы начальственной, уединился в другую ближайшую пещеру, им ископанную, где окончил дни свои на молитве. Но еще прежде, когда Великий Князь взял игумена Варлаама, в основанный им Димитриев монастырь, Антоний предложил братии в начальники смиренного Феодосия, которому предлежала слава окончательно устроить обитель и довершить благословенное начало Антония. Видя вокруг себя умножающуюся братию уже числом до ста, он списал для нее устав Студийской обители, строжайший из всех в Константинополе, который принес оттоле инок, пришедший с новым Митрополитом Георгием . Образ монашеского пения, поклоны, чтение и весь чин церковный, и самая пища были определены сим уставом; его дополнил Феодосий своими духовными назиданиями, о непрестанной молитве, хранении от помыслов, взаимной любви, покорности и трудолюбии, и как образцовый, перешел он во все обители нашего отечества, ибо многие из них были основаны выходцами Печерской лавры, другие же искали подражать ее высокому примеру; таким образом, распространилось из нее повсюду благословение Афона с правилами Студийскими. Летописец Нестор, сохранивший нам, в искреннем своем рассказе, священные предания старины Русской, был очевидцем подвигов Феодосиевых при начале лавры, в которую сам уединился с семнадцатилетнего возраста, сделав ее колыбелью истории нашей. Князья Изяслав, Святослав и Всеволод, попеременно вступавшие на престол Киевский, исполнены были благоговения к святому отшельнику Феодосию и внимали его искренним назиданиям, хотя он не страшился упрекать Святослава за неправедное обладание братним престолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Изяслава (Димитрия) Ярославича , Черниговского блгв. кн. Святослава (Николая) Ярославича и Переяславского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича . В перечни визант. митрополий 11, 12, 15 по Даррузесу) П. е. внесена как « Ρωσα Πρεσθλβα» и стоит на 77-м месте. Возвышение П. е. до статуса митрополии иногда (Щапов, К. Цукерман) относят ко времени не раньше кон. мая 1072 г., когда в описании перенесения мощей святых Бориса и Глеба Петр Переяславский именуется епископом в отличие от митр. Неофита Черниговского (Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им/Подгот. к печ.: Д. И. Абрамович. Пг., 1916. С. 55-56). Однако возникновение митрополий в Переяславле и Чернигове вслед. одной и той же политической ситуации скорее предполагает, что это произошло одновременно, вероятно в 1069/70 г., когда был упразднен сеньорат Киевского кн. Изяслава, установленный по завещанию Ярослава Мудрого. Отсутствие титула митрополита у еп. Петра, а также разные позиции Переяславля и Чернигова в византийских перечнях митрополий (последний отмечен на 72-й позиции) объясняются, вероятно, кратким перерывом в наличии митрополии в Переяславле в связи с тем, что ни Петр, ни его преемник Николай , рус. ставленники переяславского кн. Всеволода Ярославича, не были утверждены в К-поле. Переяславская митрополия просуществовала как минимум до рубежа XI и XII вв., когда скончался свт. Ефрем Переяславский ; имеется некоторая вероятность того, что она была и при еп. Симеоне в самом нач. XII столетия по настоянию Переяславского блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха. Во всяком случае начиная с Лазаря (1105-1117) Переяславские архиереи снова носили титул «епископ». П. е. занимала область Переяславского княжества, т. е. земли на левобережье Днепра, восточнее Н. Десны, к югу от р. Остёр, с подвижной юж. степной границей. До кон. XI в. в состав П. е. входило также Курское Посемье, позднее перешедшее под власть Черниговских епископов. Некоторое время в кон. XI в. (после смерти еп. Ростовского свт. Исаии ) и в 1-й трети XII в.

http://pravenc.ru/text/2580012.html

Блаженный Исайя был рожден и воспитан в Русской земле, в Киевской области, благородными и христолюбивыми родителями. С юных лет возлюбив Христа и оставив сладость мира, он пришел в Печерский монастырь к преподобному Феодосию, желая быть черноризцем. Преподобный Феодосий, прозревая духом, что он будет трудолюбивым работником в подвижнической жизни, возложил на него иноческий образ. Он же, стремясь к добродетелям и прилагая труды к трудам, возлагал на себя такие страдания, что все дивились жестокому его житию, и горели любовью к нему. Ибо он был кроток, смирен, послушен, нестяжателен, братолюбив. Будучи во плоти, являл ангельское житие, великим воздержанием и терпением умерщвляя в себе все страсти и похоти плотские. Украшенный и как бы стоя на четвероконной колеснице добродетелей мудрости, правды, мужества и целомудрия, он шел к горнему Иерусалиму, показывая себя небесным гражданином. И всюду разнесся слух о его добродетели, ибо " не может укрыться город, стоящий на верху горы " (Мф. 5:14). Поэтому благоверный князь Изяслав Ярославич, слышав о Богоугодной жизни его, молил преподобного Феодосия, чтоб он благословил преподобного Исайю принять игуменство в монастыре святого великомученика Димитрия, ибо преподобный Варлаам, бывший там игуменом, принял кончину временного жития. Преподобный же Феодосий, приклонясь к просьбе благоверного князя, благословил преподобного Исайю и послал его на игуменство в тот монастырь. Блаженный, не желая ослушаться преподобного, воле которого подчинил все свои желания, принял начальнический сан и стал опытным наставником братии, и Добрым пастырем, мудро пасшим врученное ему стадо. Если изменился его сан, то не изменил он внимания своего и делания, но, всегда имея ум, направленный к Богу, прилежал обычному смирению и телесным трудам. Чтоб быть полезным братии, он приходил первым на послушания и, что приказывал другим, то сперва исполнял сам, подавая собой пример всем, чтоб ввести всех на гору добродетелей. А обучаемые обыкновенно следуют не столько словам, сколько делам учителя. Благоверный князь Изяслав, видя, что приобрел для монастыря своего такого святого мужа, радовался и благодарил за него преподобного Феодосия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

Впрочем, Преподобный Варлаам не долго пробыл Игуменом Печерской братии. Вскоре по воле Великого князя он был переведен в монастырь св. Великомученика Димитрия и в нем поставлен Игуменом. 85 Это было в 1057 году. После этого, как сын знаменитого вельможи, располагавший особыми богатыми средствами, Преподобный решился посетить св. места, для каковой цели два раза путешествовал на восток, сколько для пользы души, столько и для блага своей церкви, ради которой в особенности старался изучить восточные обряды и обычаи, чтобы потом приложить оные на родине. 86 Но эти труды вместе с другими подвигами так изнурили преподобного, что на втором пути из Царьграда он уже не мог дойти до Киева. – Дошедши, по свидетельству летописца, до г. Владимира (Волынского), угодник Божий вошел в монастырь, находящийся близ города, называемый св. горою, (т.е. Святогорский Печерский), и в нем с миром почив, окончил жизнь свою. 87 Умирая Преподобный Варлаам дал заповедь находящимся с ним проводить тело его в монастырь св. Феодосия и там положить, а все, что купил он в Константинополе, как-то иконы и другое необходимое повелел отдать блаженному. Воля св. мужа была исполнена немедленно. По приказанию печерского Игумена Никона тело его из монастыря Святогорского было перенесено в монастырь Печерский и здесь положено на правой стороне церкви, где и доселе почивает в пещерах Преподобного Антония. 88 Память преподобного Варлаама празднуется в Киево-Печерской Лавре 19 Ноября, может быть в день его кончины, когда он умер на Волыни. 89 II. Жизнь и деятельность св. благоверного Ярополка князя Владимиро-Волынского (21 Ноября.) 1. Действия блаженного Ярополка до вступления его в звание князя Волынского (1070 – 1078 г.) Правнук св. равноапостольного Владимира, блаженный Ярополк, – во св. Крещении Петр, – был сын Великого князя Киевского Изяслава Ярославича. История ничего не говорит нам о времени его рождения. Известно только, что Ярополк был третий сын Изяслава, и один из сыновей этого князя с самых ранних лет принимал непосредственное участие в делах отца своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Но в это самое время умер в Киеве Святослав (1076 г.) и на его месте сел другой брат его Всеволод, который вскоре помирился с Изяславом и снова уступил ему великокняжеский престол (1077 г. 5 июля). Тогда Ярополк получил от отца своего удел Вышгородский, который в то время считался одним из старейших уделов в области великого княжества Киевского и большей частью был занимаем наследниками великокняжеского престола. За сим мы видим Прополка на войне, которую отец его предпринял на защиту Всеволода, изгнанного из его Черниговской волости беспокойным Олегом Святославичем и его союзником Борисом, сыном Вячеслава. Ярополк выступил к Чернигову вместе с отцом своим, дядей Всеволодом и его сыном Владимиром Мономахом . Уже победа была на стороне великого князя, как вдруг один из неприятельских всадников наехал и ударил Изяслава копьем в плечо. Рана была смертельная, – и Изяслав скончался на поле битвы (1078 г.), оставив великокняжеский престол своему брату Всеволоду. Ярополк проводил тело отца до самого Киева, оплакивая его смерть с дружиною: «батюшка, батюшка, говорил он, не без печали ты пожил на этом свете; много напасти принял от людей и от своей братии; – и вот теперь погиб не от брата, а за брата сложил голову». Изяслав был погребен в мраморной раке в храме Пресвятой Богородицы, «где стоял памятник св. Владимира». 99 Взгляд на пребывание Ярополка в Риме. Суждение римских католиков об этом событии. Его настоящее историческое значение. Известно, что в латино-польской богословской литературе издавна существует особого рода мнение, в силу которого многие латиняне и унияты стараются доказать, что на Руси со времен Св. Ольги и Владимира существовала непрерывная Уния с церковью Римскою до самого Митрополита Всероссийского Фотия (скончавшегося в 1435 г.). 100 И вот в числе важнейших доказательств этого мнения, некоторые латино-польские писатели стараются указать и на посольство от Изяслава в Рим и на пребывание там бл. Ярополка у Папы Гильдебранда. После Иллариона (Митрополита), пишет иезуит Кулеш, на Руси вступил на Митрополию Киевскую Георгий, или Юрий в 1068 г. Что он был в Унии с римскою церковью, на это указывает совершившееся во время его управления посольство Русского князя в Рим. Ибо Димитрий, (так называет его Бароний 1075 г.) 101 посылал к папе сына своего. Причины этого посольства изложены в послании того же Папы (к Изяславу). Чрез сына своего Димитрия пожертвовал свое королевство Св. Петру, дабы он имел оное из его рук и содержал под своею охраною, и даже хотел учинить ему присягу на верность. Приняли это Папа и, пиша к Изяславу (lib. 2 epist. 74), желает ему обороны Св. Петра и заступления у Господа Бога, дабы и по смерти он удостоился царствия вечного». 102

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010