Слава о подвигах юного Исаии скоро распространилась за пределы обители. И когда скончался Варлаам, первый игумен монастыря, построенного на княжеском дворе во имя св. великомученика Димитрия, то киевский великий князь Изяслав Ярославич просил себе, как великий дар, у блаженного Феодосия Исаию в настоятели обители. И в 1065 году, по благословению преподобного Феодосия, святой Исаия был возведен в игумены. Блаженный, приняв этот высокий сан, был благоискусным для братии наставником и добрым пастырем словесного стада. Став игуменом, он помышляя всегда о Господе, продолжал пребывать в смирении, молитвенном и телесном труде. Видя у себя в монастыре такого святого мужа, князь Изяслав радовался духом и благодарил Господа и преподобного Феодосия, благословившего Исаию на игуменство в монастыре св. Димитрия. Преподобный Исаия, как преуспевший в благочестии и исполненный Божественной благодати, принимал участие в 1078 году в соборной молитве Печерских старцев о прельщенном бесом подвижнике Никите (впоследствии епископе Новгородском). Но для великого светильника после подвига настоятельства в обители, и после десятилетнего игуменства предстояло апостольское служение. В том же 1078 году после смерти святителя Леонтия, епископа Ростовского, святой Исаия был возведен на Ростовскую епископскую кафедру. В то время Ростовская епархия занимала обширное пространство. В нее входили Ярославская, Владимирская, Нижегородская, Костромская, Вологодская и частично Московская, Тверская, Олонецкая земли. Языческие народы этого края были подвержены множеству суеверий, кровавых обычаев, гаданий и чародейств. Много потрудился добрый пастырь Леонтий для просвещения области Ростовской, но еще много нашел там язычников доблестный его преемник. Поэтому святитель Исаия, сказано в древнем житии его, «найдя людей новопросвещенных, еще не утвердившихся в вере, усердно напоял их учением своим». Он с миссией апостольской проповеди о Христе Иисусе обходил Ростово-Ярославские пределы, всюду «идольскую лесть попаляя» и бесстрашно сжигая языческих кумиров. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27), — произносил святитель, умоляя христоименитое стадо свое быть крепким в вере и в жизни подражать Христу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

938 ...на конь поеха къ старцю... яко Антоний и иже... – Этот текст восполняется по Киево-Печерскому патерику; в Успенском сборнике утрачен лист с этим текстом. 939 Князь Изяслав – старший сын Ярослава Мудрого, великий князь киевский с 1054 по 1073 г. (с перерывом в 1068–1069 гг., когда княжил Всеслав). 940 Тъгда глагола ему жена его... – Изяслав был женат на Гертруде, дочери польского князя Мешко II; события, о которых говорит Гертруда, быть может, – восстание 1037 – 1038 гг. 942 ...якоже се апостола Павьлъ и Варнава... въ Дянихъ апостолъ. – О проповеди христианства апостолами Павлом и Варнавой рассказывается в Новом завете (Деян. гл. 11–14). 943 ...островъ Тьмутороканьскый... – Имеется в виду Тмутороканское княжество, располагавшееся на Таманском полуострове. 944 ...въ манастырь святаго мученика Димитрия и ту игуменъмь поставленъ. – Речь идет о Дмитриевском монастыре, построенном киевским князем Изяславом Ярославичем. Монастырь находился в Киеве, вероятно, на Михайловской горе, невдалеке от Киево-Печерского монастыря. 947 ...уставъ Студийскааго манастыря... – Студийский монастырь в Константинополе славился в XI в. своим строгим уставом. 949 ...до Врьбьныя недля... – Вербное воскресенье – воскресный день шестой недели Великого поста. 953 ...умьръшю Ростиславу князю острова того... – О смерти Ростислава Владимировича см. в «Повести временных лет» под 1066 г. 954 ...съ князъмь Глбъмь... – Глеб, сын Святослава Ярославича, княжил в Тмуторокани в начале 60-х гг., в 1064 г. был изгнан Ростиславом; после его смерти в 1066 г. тмутороканцы вновь попросили Глеба стать их князем. 957 ...гривьну злата... – Гривна – денежная единица; здесь, возможно, речь идет о золотом слитке достоинством в гривну. 958 ...единъ нкто чьрноризьць... имьньмь Дамианъ... – О Дамиане (Демьяне) см. в «Повести временных лет», в статье 1074 г. 961 ...въ пустыни людьмъ непокоривыимъ хлбъ небесьный одъжди и источи крастли. – В Библии рассказывается, как Бог ниспослал с неба манну и перепелов блуждавшим по пустыне евреям (Исход. 16, 13–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Софийском соборе, под полом его, погребены тела девяти Киевских митрополитов. Христо–Рождественская церковь На дворе Софийского собора, к югу от сего последнего, находится каменная церковь во имя Рождества Христова. Первоначально она представляла двухэтажное здание, в котором помещались трапеза для братии монастырской и церковь во имя св. Лазаря. В настоящий свой вид эта церковь приведена в 1823 и 1872 г. г. В ней совершаются ранние литургии. Киево–Софийский митрополитанский дом Прямо против главных западных дверей Софийского собора находится двухэтажный каменный дом, называемый митрополитанским. Он построен в 1720–1740-х годах. В нем имеется домовая церковь во имя священномуч. Макария с 1746 г., переделанная в 1840 г. Софийское духовное училище К северу от Софийского собора находится длинное каменное трехэтажное здание, построенное в 1763–1767 г. г. и прежде служившее помещением для штата митрополитанского дома. Теперь в нем помещается Киево–Софийское мужеское духовное училище с церковью домовою в честь иконы Божией Матери – Воспитательницы, устроенною в 1886 г. Златоверхий Михайловский монастырь Если выйти из Софийского собора через его колокольню, то прямо пред глазами богомольца открывается величественный, увенчанный многими золоченными куполами храм. Это – Златоверхий Михайловский монастырь. На месте нынешнего Михайловского монастыря существовал прежде монастырь, называвшийся сначала Димитриевским, по имени своего соборного храма, построенного вел. кн. Киевским Изяславом (Димитрием) Ярославичем, а потом Петровским, по имени другого соборного храма, построенного в. кн. Ярополком (Петром) Изяславичем. Оба эти храма были разрушены, вероятно, при нашествии татар. Нынешний Михайловский соборный храм монастыря был заложен вел. кн. Киевским Святополком (Михаилом) Изяславичем 11–го июня 1108 г. По имени сего храма, который от начала устроения своего был украшен золотыми главами, и самый монастырь получил название (с XIV в.) Златоверхо–Михайловского. Соборная Михайловская церковь монастыря ныне увенчивается семью позолоченными куполами. На кресте главного купола ее укреплен золотой двуглавый орел в память присоединения Малороссии и Киева к Русскому государству в 1054 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pu...

Впрочем, преподобный Варлаам не долго пробыл игуменом Печерской братии. Вскоре по воле Великого князя он был переведен в монастырь св. великомученика Димитрия и в нем поставлен игуменом. 98 Это было в 1057 году. После этого, как сын знаменитого вельможи, располагающий особыми богатыми средствами, преподобный решился посетить святые места; для каковой цели два раза путешествовал на восток сколько для пользы души столько и для блага своей церкви, ради которой в особенности старался изучить восточные обряды и обычаи, чтобы потом приложить оные на родине. 99 Но эти труды вместе с другими подвигами так изнурили преподобного, что на втором пути из Царьграда он уже не мог дойти до Киева. Дошедши, по свидетельству летописца, до Владимира-Волынского, угодник Божий вошел в монастырь, находящийся близь города, называемый святою горою, (т.е. Святогорский Печерский) и в нем с миром почив, окончил жизнь свою. 100 Умирая преподобный Варлаам дал заповедь находящимся с ним проводить тело его в монастырь св. Феодосия и там положить; а все что купил он в Константинополе, как то иконы и другое необходимое повелел отдать блаженному. Воля святого мужа была исполнена немедленно. По приказанию Печерского игумена Никона тело его из монастыря Святогорского было перенесено в монастырь Печерский и здесь положено на правой стороне церкви, где и доселе почивает в пещерах преподобного Антония. 101 Память преподобного Варлаама празднуется в Киево-Печерской Лавре 19 ноября, может быть в день его кончины, когда он умер на Волыни. 102 2) Жизнь и деятельность святого благоверного Ярополка князя Владимиро-Волынского, 21 ноября 1. Действия блаженного Ярополка до вступление его в звание князя Волынского (1070–1078) Правнук святого равноапостольного Владимира, блаженный Ярополк, во св. крещении Петр, был сын великого князя Киевского Изяслава Ярославича. История ничего не говорит нам о времени его рождения. Известно только, что Ярополк был третий сын Изяслава, и один из сыновей этого князя с самих ранних лет принимал непосредственное участие в делах отца своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Дар чудотворных исцелений преподобный Антоний обнаруживал в таком виде. Старец сам служил болящим и исцелял их своею молитвою; но, прикрывая смирением эти исцеления по его молитве, он с благословением давал больным в качестве лекарства зелень, которою питался; недужные, вкусив ее, делались здоровыми, какою бы болезнью ни были одержимы. Впоследствии блаженный Агапит явился подражателем преподобному Антонию, врачуя болезни таким же образом 4556 . О даре же предведения святого Антония, кроме других примеров, свидетельствуют еще следующее. Три князя Ярославича,Изяслав, князь киевский, Святослав черниговский, Всеволод переяславский, отправляясь на войну с половцами 4557 , пришли к преподобному Антонию, прося благословения. Он же, провидев гнев Божий, имеющий их постигнуть, сказал им: – За ваши грехи вы будете побеждены варварами и обращены в бегство, причем многие из ваших воинов утонут в реке, другие будут взяты в плен, а остальные падут от меча. Что и сбылось после битвы на реке Альте 4558 , когда князья, едва сохранив жизнь, бежали: Изяслав и Всеволод в Киев, Святослав же в Чернигов; половцы же рассеялись по юго-восточным окраинам русской земли, пленяя и губя ее жителей. Вместе с этим пророчеством князьям преподобный Антоний предсказал Шимону, сыну князя варяжского Африкана, что Шимон, по благодати Божией, в помянутой битве не только избегнет смерти, находясь уже среди трупов, но, спустя много лет, первым будет положен в каменной печерской церкви, о которой преподобный также предвозвестил, что она устроится чудесным образом. Сам Шимон, возвратясь с битвы, поведал преподобному Антонию: – Я лежал, – рассказывал он, – раненый среди убитых, и вот какая-то божественная сила исхитила меня из их среды и исцелила от ран; всех моих близких и воинов я тоже нашел невредимыми. – Подобие же церкви, имущей создаться, которая будет местом моего упокоения, я видел дважды в воздухе один раз при реке Альте, находясь среди убитых, а другой – ранее на море, когда бежал в русскую землю к князю Ярославу от дяди Якуна, изгнавшего меня из варяжского княжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По той же стране князь Михайло Юрьевич. Князь Борис Даниилович, внук великаго князя Александра Невскаго. Князь Борис Михаилович. Великаго князя Димитрия Всеволода дети: Святослав, Иоанн, князь Владимир. Князь Изяслав Глебович, внук Всеволож. Да великаго князя Ярослава сын Костянтин. По той же стране в угле лежат во плоти дети благовернаго великаго князя Андрея Георгиевича Боголюбскаго: Изяслав, Мстислав, Глеб 243243 . Един из них видим и покланяем всеми, погребальная ж не истле, но вся, аки нова. В той же велицей церкви на средних сводех придел священномученика Антипы. В той же велицей церкви стрелы железные с томары и с перьем. С томаром в стреле весу по семи гривенок, с перьем весу по пяти гривенок. И в Володимире внутри города в Рожествене монастыре 244244 , в велицей церкви мощи благовернаго великаго князя Александра Ярославича во иноцех Алексея Невскаго и Владимирскаго чудотворца 245245 . В Володимире ж в осыпи за торговыми вороты в Успенском новом девичьем монастыре в приделе Рожества Христова на правой стороне в стене гроб камень, и в нем лежит великая княгиня Евдокея во плоти; покров на ней во гробе камка желтая, круживо на нем шито золотом. У великия княгини Евдокии у сорочки ожерелье жемчужное пристежное с каменьем з дробницы. Дробницы серебрены золочены. В другом каменном гробе подле и лежать мощи неизвестно чьи. В том же пределе на левой стране в каменном гробе лежат мощи великия княгини Вассы в схиме, великаго князя Александра Ярославича княгини. В другом приделе Благовещения Пресвятыя Богородицы на правой стране в стене гроб каменн, а в нем лежит благоверная великая княгиня Марья Шварновна в схиме. Да с нею же великою княгинею Марьею лежат другие мощи не велики, княгини Марии по плечи. На левой стране в том же приделе в стене в каменном гробу мощи великомученика Авраамия Болгарскаго. Над гробом висят вериги его, кладут их на болящих, кто изступит ума, и поют молебная. По совершении ж молебна мнози приемлют здравие. В Володимире ж за городом в Георгиевском монастыре 246246 в церкви лежит великая княгиня Феодосья во иноцех Евфросинья мать великаго князя Александра Ярославнча Невскаго, да брат его великий князь Феодор Ярославич, и сия роспись Владимирским чудотворцом до зде и о сем славлю всесильнаго Бога прославляюшаго своя угодники ныне и во веки аминь 247247 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Поэтому благоверный князь Изяслав Ярославич, слышав о богоугодной жизни его, молил преп. Феодосия, чтобы он благословил преп. Исаию принять игуменство в монастыре св. великомученика Димитрия, ибо преп. Варлаам, бывший там игуменом, принял кончину временного жития. Преп. же Феодосий, преклонясь к просьбе благоверного князя, – благословил преп. Исаию и послал его на игуменство в тот монастырь. Блаженный, не желая ослушаться преподобного, воле которого подчинил все свои желания, – принял начальнический сан и стал опытным наставником братии, и добрым пастырем, мудро пасшим врученное ему стадо. Если изменился его сан, то не изменил он внимания своего и делания, но всегда имея ум, направленный к Богу, прилежал обычному смирению и телесным трудам. Чтобы быть полезным братии, он приходил первым на послушания и, что приказывал другим, то сперва исполнял сам, подавая собою пример всем, чтобы ввести всех на гору добродетелей. А обучаемые обыкновенно следуют не столько словам, сколько делам учителя. Благоверный князь Изяслав, видя, что приобрел для монастыря своего такого святого мужа, – радовался и благодарил за него преп. Феодосия. Всесильный же Бог, строящий все по мановению Своему, чтобы еще больше прославить угодника Своего (как и тот прославил Зиждителя своего добрыми делами), почтил его саном святительства. Когда отошел к Богу блаженный Леонтий, чудотворец, епископ Ростовский, преп. игумен Исаия судом Божиим и общим избранием поставлен был во епископа Ростовского. Приняв такой великий сан, он перешел на свой престол в богохранимый город Ростов, и видя там своих свирипеющих овец, то есть новокрещенных людей, не утвержденных еще твердо в вере, – содрогался сердцем, помышляя, что должен дать за них ответ в день Суда Начальнику пастырей Иисусу. Итак, с опасением приступил он к пастырским трудам, уча и моля христоименитое стадо быть утвержденным в вере и подражать жизнью Христу. «Все вы, – говорит он, – во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал.3:27 ), потому должны вы во всем следовать Христу и учению Его, чтобы имя Христово похваляемо, а не хулимо было среди христиан».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поэтому благоверный князь Изяслав Ярославич, слышав о Богоугодной жизни его, молил преподобного Феодосия, чтоб он благословил преподобного Исаию принять игуменство в монастыре святого великомученика Димитрия, ибо преподобный Варлаам, бывший там игуменом, принял кончину временного жития. Преподобный же Феодосий, приклонясь к просьбе благоверного князя, благословил преподобного Исаию и послал его на игуменство в тот монастырь. Блаженный, не желая ослушаться преподобного, воле которого подчинил все свои желания, принял начальнический сан и стал опытным наставником братии, и Добрым пастырем, мудро пасшим врученное ему стадо. Если изменился его сан, то не изменил он внимания своего и делания, но, всегда имея ум, направленный к Богу, прилежал обычному смирению и телесным трудам. Чтоб быть полезным братии, он приходил первым на послушания и, что приказывал другим, то сперва исполнял сам, подавая собой пример всем, чтоб ввести всех на гору добродетелей. А обучаемые обыкновенно следуют не столько словам, сколько делам учителя. Благоверный князь Изяслав, видя, что приобрел для монастыря своего такого святого мужа, радовался и благодарил за него преподобного Феодосия. Всесильный же Бог, строящий все по мановению Своему, чтоб еще больше прославить угодника Своего (как и тот прославил Зиждителя своего добрыми делами), почтил его саном святительства. Когда отошел к Богу блаженный Леонтий чудотворец, епископ Ростовский, преподобный игумен Исаия судом Божиим и общим избранием поставлен был во епископа Ростовского. Приняв такой великий сан, он перешел на свой престол в Богохранимый город Ростов, и видя там своих свирепеющих овец, то есть новокрещенных людей, не утвержденных еще твердо в вере, содрогался сердцем, помышляя, что должен дать за них ответ в день суда Начальнику пастырей Иисусу. И так, с опасением приступил он к пастырским трудам, уча и моля Христоименитое стадо быть «утвержденным в вере и подражать жизнью Христу». « Все вы, – говорит он, – во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал. 3:27 ), потому должны вы во всем следовать Христу и учению Его, чтоб имя Христово похваляемо, а не хулимо было среди христиан».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поэтому благоверный князь Изяслав Ярославич, слышав о Богоугодной жизни его, молил преподобного Феодосия, чтоб он благословил преподобного Исайю принять игуменство в монастыре святого великомученика Димитрия, ибо преподобный Варлаам, бывший там игуменом, принял кончину временного жития. Преподобный же Феодосий, приклонясь к просьбе благоверного князя, благословил преподобного Исайю и послал его на игуменство в тот монастырь. Блаженный, не желая ослушаться преподобного, воле которого подчинил все свои желания, принял начальнический сан и стал опытным наставником братии, и Добрым пастырем, мудро пасшим врученное ему стадо. Если изменился его сан, то не изменил он внимания своего и делания, но, всегда имея ум, направленный к Богу, прилежал обычному смирению и телесным трудам. Чтоб быть полезным братии, он приходил первым на послушания и, что приказывал другим, то сперва исполнял сам, подавая собой пример всем, чтоб ввести всех на гору добродетелей. А обучаемые обыкновенно следуют не столько словам, сколько делам учителя. Благоверный князь Изяслав, видя, что приобрел для монастыря своего такого святого мужа, радовался и благодарил за него преподобного Феодосия. Всесильный же Бог, строящий все по мановению Своему, чтоб еще больше прославить угодника Своего (как и тот прославил Зиждителя своего добрыми делами), почтил его саном святительства. Когда отошел к Богу блаженный Леонтий чудотворец, епископ Ростовский, преподобный игумен Исайя судом Божиим и общим избранием поставлен был во епископа Ростовского. Приняв такой великий сан, он перешел на свой престол в Богохранимый город Ростов, и видя там своих свирепеющих овец, то есть новокрещенных людей, не утвержденных еще твердо в вере, содрогался сердцем, помышляя, что должен дать за них ответ в день суда Начальнику пастырей Иисусу. И так, с опасением приступил он к пастырским трудам, уча и моля Христоименитое стадо быть " утвержденным в вере и подражать жизнью Христу " . " Все вы, - говорит он, - во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:27), потому должны вы во всем следовать Христу и учению Его, чтоб имя Христово похваляемо, а не хулимо было среди христиан " .

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

Т. е. вероятно из Переяславского монастыря Бориса и Глеба, построенного на месте убиения первого 1419 . Предположение, что этот пресвитер Иаков есть одно и то же лицо с нашим мнихом Иаковом, совершенно вероятно. Равным образом совершенно вероятно и то предположение, что последней есть одно и то же лицо с тем черноризцем Иаковом, на вопросы которого написал ответы «Правило церковное вкратце» митрополит Иоанн2. В рукописях наших читается нравоучительное послание от многогрешного чернца Иакова к Божьему слуге Димитрию, над которым сделано надписание, что оно есть послание «некоего отца к духовному сыну» и которого Божий слуга Димитрий в некоторых списках называется великим князем. Если принять, как некоторые принимают, что под великим князем Димитрием должно разуметь Изяслава Ярославича (носившего христианское имя Димитрия), то в его духовнике, чернце Иакове, вероятно будет видеть ни кого иного, как нашего мниха Иакова. Как бы то ни было, несомненно только то, что сказание о Борисе и Глебе Иаков написал, как сам прямо свидетельствует, мало лет спустя после их мученических кончин, или в конце правления Ярослава или в начале правления Изяслава, а во всяком случае до 1072 года, ибо не говорит ещё о церкви, построенной в Вышгороде Изяславом в честь мучеников в этом последнем году, и что другое сказание, задуманное одновременно с первым, написал более или менее вскоре вслед за ним. По хронологическому порядку Иакову следовало бы писать сначала о Владимире с Ольгой, потом о Борисе и Глебе. Но он, как мы сейчас сказали, поступил наоборот, хотя писав одно сказание, как сам даёт знать, имел в то же время намерение написать и другое. Причина не совсем ясна; но вероятно она есть та, что Борис и Глеб были прославленные и канонизованные святые, каковыми не были ещё тогда Владимир с Ольгой. Сказание о последних, с которого мы начнём, имеет пространное надписание, служащее вместе как бы и кратким оглавлением: « Память и похвала князю рускому Володимеру, како крестися Володимер и дети своя крести и всю землю рускую от коньца и до коньца, и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимера».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010