ст. 5. Так точно и в нынешнее время есть остаток (спасаемых) по избранию благодати. ст. 6. Если же по благодати, то не из уважения дел; поскольку (в таком случае) благодать не была бы уже благодатию: а если из уважения дел; то нет уже тут места благодати; ибо иначе уничтожается дело (заслуга). 179 Гал.5:4 Но гордые Иудеи не хотели и мыслить, что они не оправдятся по закону, и должны погибнуть; если с раскаянием не обратятся к вере и Божией благодати. ст. 7. Итак, что (вышло)? чего искал Изральский народ, но не получил того; а получили избранные: прочие же в слепоте остались. ст. 8. Так как написано: попустил Бог на них быть духу нечувствия, (так что) они, имея очи, не видят, имея уши, не слышат, даже до нынешнего дня. 180 Ис.6:9–10 ; Вт.29:4 ст. 9. И Давид (о таковых) говорит: будь им трапеза их в сеть, и в уловление, и в соблазн, и в воздаяние. 181 ст. 10. Помрачиться бы очам их, чтоб им не видеть, и хребту бы их всегда быть скорченным. 182 ст. 11. Что ж? не так ли они согрешили, чтоб только (навсегда) пасть им? Никак; но с их падением (последовало) спасение язычникам, да и то для возбуждения в них (Иудеях), поревнования. 183 Деян.13:46,48 ; Деян.28:25–28 ст. 12. Если же прегрешение их Иудеев (послужило) богатством миру, и отпадение их, богатством язычников; тем более, что уже будет исполнение их? 184 ττημα отпадение ст. 13. Впрочем, вам я говорю язычникам (в осторожность) поскольку, будучи я Апостол язычников, оправдываю и сие мое служение. 185 Деян.9:15 ; 1Кор.9:22 ст. 14. (Между тем пекусь я о том) как бы возбудить поревнование в (однородных) моей плоти, и как бы спасти некоторых из оных. И все то служит к общему благу верных, а потому долженствует быть уважаемо. ст. 15. Ибо, если отвержение Иудеев послужило к примирению мира; то, что (будет) приятие их, разве жизнь (по воскресении) из мертвых? 186 2Кор.5:19–20 Итак, Иудеи, еще не отчаянны в своем спасении, и не должны быть презираемы. ст. 16. Если начаток, (от смешения взятый), свят; то и смешение (освящается): и если корень свят; то, и ветви (святы). 187 Лев.23:10, 14, 17

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

ст. 6. Впрочем, не то я разумею, будто бы Слово Божие не исполнилось, 152 (Нет!) поскольку не все потомки Израиля, суть Израиль. Числ.23:19 ст. 7 и 8. И не потому все, (они суть) дети Авраамовы, что ведут род от Авраама: но во Исааке сказал (Бог), наречется тебе потомство; то есть, не дети плотские, сии суть чада Божии; но чада обетования, причитаются к его потомству. 153 Быт. 21:10–12 ; Гал.4:23 ст. 9. Ибо слово обещания (Божьего) таково: в сие время приду, и будет у Сарры сын. 154 ст. 10 и 11. И не один таковой пример; но и Ревекка от единого ложа Исаака, отца нашего, во утро6е зачавшая (двух сынов): ибо, когда оные еще не родились, и не сделали что-либо доброе или злое; (тогда еще) вследствие избрания по непреложному предуставлению Божию, ст. 12 и 13. He из уважения дел, но от призывающего сказано ей (Ревекке), что больший поработает меньшему; так как написано: Иакова Я возлюбил, Исава же возненавидел. 155 ст. 14. Что же. мы после сего скажем? Не то ли, будто бы у Бога была неправда? Не буди то. 156 Втор.32:4 ; Иов. 8:3 Но здесь должно обратиться мыслию к неиспытанными судьбам Божиим. ст. 15. Ибо, Моисею Бог говорит: Я помилую того, кого милую; и милосердие покажу тому, о ком Я милосердую. 157 Исх.33:19 ст. 16. И так (зависит то) ни от хотящего, ни от подвизающагося, но от милующего Бога. 158 ст. 17. Так как Писание и Фараону (от лица Божия) говорит: на сие самое Я и возвысил тебя, дабы показать на тебе силу Мою, и дабы возвещено было имя Моепо всей земли. 159 ст. 18. Итак, кого хочет (Бог), милует: а кого хочет, ожесточает. 160 ст. 19. Ты скажеть мне на то: для чего же (Бог) и винит (меня во грехе)? Поскольку воли Его кто противиться может? ст. 20. Так кто ж ты таков, человече! противоречущий Богу? уже ли может создание сказать создавшему его: для чего ты меня так сделал? 161 ст. 21. Уже ли не имеет власти горшечник, над глиною, чтоб из одного и того же раствора сделать иной сосуд для употребления уважительного, а другой для неуважительного ? 162 Если бы Бог и точно так поступали с человеком, как художник поступает с брением; и тогда бы человек не мог жаловаться на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

ст. 9: Свидетель мне в том Бог , коему я служу духом моим, благовествуя о Сыне Его, что я беспрестанно о вас воспоминаю: 13 ст. 10: Всегда в молитвах моих моляся, когда бы-то благоволил Бог , чтоб я успел прибыть к вам. ст. 11: Ибо желаю я(пришедши) видеть вас, чтоб преподат вам некое духовное дарование к утверждению вашему; 2Сол. 3:2 . ст. 12: Яснве сказать; дабы и мне в вас утешиться общею верою и вашею и моею. 14 ст. 13. Не хочу притом, оставить вас в неведении, братие, что я многократно намеревался прийти к вам; но воспрепятствован был доселе (а намеревался я прийти для того) дабы некоторый плод (духовный) получить мне и у вас, как и у прочих народов. ст: 14. И грекам, и варварам, 15 и мудрым, и неразумным, одолжаюсь (проповедовать веру). Страбона кн. 14 и Фукидид кн. 1. ст. 15. И потому, что касается до моего усердия, готов благовествовать и вам сущим в Риме. C осмеянием ли, со презрением ли принято будет в Риме мое благовестие о Христе претерпевшем распятие? нет мне до того нужды! ст. 16. Ибо я не стыжуся благовествования о Христе; так как оно есть сила Божия, действующая во спасение всякому верующему, и во первых Иудею и Эллину. 2Тим.1:12 . ст. 17. Правда бо Божия в оном (благовестии) открывается от веры в веру; 16 Евр.11:7 и Гал.3:11 ; Авв. 2:4 . Так как написано: праведник верою жив будет (спасется). ст. 18. Напротив того, открывается с неба гнев Божий на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину в неправде. 17 ст. 19. Так как то, что о Боге 18 разуметь можно, явно есть в них; ибо Бог (то) явил им. γνωςν если возможно разуметь. ст. 20. Поскольку невидимые Его от созданиия мира, (совершенства), через помышление человеческое о видимых тварях, делаются видимыми; как-то всегдасущая сила Его и Божество; а по сему те (нечестивцы) остаются безответными. 19 ст. 21. Понеже и познавши (они) Бога, но не почтили или не возблагодарили Его так, как Бога почитать и благодарить достоит; но развратились в мыслях своих, и омрачилось неразумное их сердце. ст. 22. Называяся мудрыми, обезумели. 20

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

И как собравший древесные плоды, во время собирания их, хвалит деревья, — так и собравший своим слухом божественные слова учителей, потом восприняв их умом и вкусив сладости слова, выражая устами похвалы учителю, говорит: « Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим » ( коль сладка гортани моему словеса твоя, паче меда и сота устом моим ) (Пс. 118:103). И мудрейший Соломон, уподобив прекрасные слова сотовому меду, говорит: « Приятная речь — сотовый мед, сладка для души и целебна для костей » ( сотове медовнии словеса добрая ) (Прит. 16:24). Как гортань, отведывая снеди, умеет различать хорошие от худых, так и ум души умеет различать полезные изречения от худых, как говорится у Иова: « Не ухо ли разбирает слова, и не язык ли распознает вкус пищи? » ( гортань брашна вкушает, ум же словеса разсуждает ) (Иов. 12:11). И никто пусть не думает, что домовладыка имеет в своем саду различные деревья — финики, яблони, маслины, а Господь в Своем саду церкви не имеет различных отцов, так, чтобы каждый, по своей доброте, износил из глубины сердца плоды слова, для вкушения приходящим. Иной из них, как хорошо растущая маслина, густо покрыт листьями веры и плодовит делами благочестия; иной, как финик, увенчан вайями победы над диаволом, и доставляет бедным сладчайший плод благодеяния, — о нем говорит Писание: « Праведник цветет, как пальма » ( праведник яко финикс процветет ) (Пс. 91:13). Иной, как яблоня, доставляет людям два наслаждения, запах и сладость для гортани; невеста Церковь, хваля такого в Песнях песней, что говорит? « Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей » ( Яко яблонь посреде древес лесных, тако брат мой посреде сынов Израиля: под сень ею восхотех и седох, и плод его сладок в гортани ) (Песн. 2:3). Что же делать мне, возлюбленные, когда я владею небольшой листвой слов и (немногими) плодами, не могу ни прохладить утомленных зноем, ни напитать голодающих плодами слов? Хорошо мне было бы вместе с вами изучать наставления святых отцов! Но так как страх Божий и ваша любовь побуждают нас к речи, то, взяв два или три слова из сладчайшего Евангелия, как бы финики, и вкусив, мы возбудим вас — с усердием, с пылким духом, подвигнуться к плодоносным деревьям святых отцов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

121 . (Был некий монах, имея мирского брата убогого, и если что вырабатывал, подавал ему). Брат же, когда тот давал ему, становился еще беднее. Пошел брат и рассказал об этом одному из старцев. Сказал старец ему: «Если ты хочешь послушать меня, не давай ему больше, но скажи ему: „Мой брат, во время, когда я имел, я давал тебе. Ты же теперь то, что добудешь твоей работой, принеси мне». И то, что он принесет, возьми у него. И где ты узнаешь, что есть странник или бедный старец, отдай это ему и попроси их, чтобы они помолились за него». Пошел брат и сделал так. Когда пришел его брат мирской, он сказал ему так, как говорил старец, и он ушел опечаленный. И вот в первый день он взял из огорода овощей съедобных и принес ему. Взял их его брат, и отдал старцам, и попросил, чтобы они помолились за него, и получил благословение, и вернулся в свой дом. После этого опять он принес овощи вареные и три хлеба. Взял их опять брат и сделал, как в первый раз, и получил благословение, и возвратился. Он пришел после этого в третий раз и принес маслины, и вино, и масло. Когда же увидел брат, подивился, и пригласил братьев бедных, и упокоил их. Сказал он своему брату: «Не нуждаешься ли ты в немногих хлебах?». Он сказал: «Нет, мой брат, ибо во время, когда я нуждался и брал что-либо у тебя, я словно бы брал огонь в мой дом, и он пожирал его. Во время же, когда я не брал ничего у тебя, у меня стало много всего, Бог благословил меня». Пошел брат и сообщил старцу все, что произошло, и сказал старец: «Ты не знаешь, что дело монаха – огонь; всякое место, в которое он приходит, он сжигает. Этот же более получил пользу себе, чтобы давать милостыню от собственных трудов, и он получил молитвы святых, и таким образом он будет благословенным». 122 . Говорил один старец: «Есть некто, делающий много добра, и лукавый (заставляет его тщательно заниматься мелочами), чтобы он погубил воздаяние за большие благодеяния, которые он сотворил. Ибо когда я жил, – сказал он, – однажды в Пемдже 56 (греч. Оксиринх) у одного пресвитера, творящего милостыни, пришла к нему вдовица, прося у него немного зерна. Сказал он ей: «Иди и принеси меру 57 , и я отмерю тебе». Она же принесла ее, и он проверил (меру), говоря: «Велика эта мера», покачав ее своей рукой, и пристыдил вдовицу. Когда же вдовица ушла, я сказал ему: «Мой отец пресвитер, ты продал зерно вдовице?». Он же сказал: «Нет». Сказал я ему: «Если ты даешь ей милостыню, почему ты проверил меру и пристыдил вдовицу?».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

15 . Братия хвалили авве Антонию одного монаха. Когда этот монах пришел. Антоний захотел испытать, перенесет ли он оскорбление, и, увидев, что не переносит, сказал ему: «Ты похож на село, которое спереди красиво, а сзади разграблено разбойниками». 16 . Один брат сказал авве Антонию: «Помолись обо мне». Но старец отвечал ему: «Ни я, ни Бог не сжалится над тобою, если ты не будешь заботиться сам о себе и молиться Богу». 17 . Пришли однажды старцы к авве Антонию и с ними был авва Иосиф. Старец, желая испытать их, предложил им изречение из Писания и стал спрашивать каждого, начиная с младшего, что значит это изречение? Каждый говорит по своим силам; но старец каждому отвечал: «Нет, не узнал». После всех он говорит авве Иосифу: «Ты что скажешь об этом изречении?» – «Не знаю», – отвечал Иосиф. Авва Антоний говорит: «Авва Иосиф попал на путь, когда сказал: не знаю». 18 . Однажды братия пошли из Скита к авве Антонию. Взошедши на корабль, чтобы отправиться к нему, нашли они одного старца, который хотел идти в ту же страну. Братия не знали его. Сидя на корабле, братия рассказывали изречения отцов и из Писания; также говорили о своих рукодельях. Но старец молчал. Когда они вышли на пристань, оказалось, что и старец шел также к авве Антонию. Когда пришли к Антонию, он сказал им: «Хорошего вы нашли спутника в этом старце!» Потом и старцу сказал: «Хороших и ты, авва, нашел братий!» Старец отвечал ему: «Они хороши, но двор у них без ворот. Кто хочет, подходит к стойлу и отвязывает осла». Это сказал старец потому, что они говорили всё, что ни приходило им в голову. 19 . Пришли братия к авве Антонию и говорят ему: «Дай нам наставление, как спастись?» Старец отвечал им: «Вы слышали Писание? И этого вполне довольно для вас». Но они сказали ему: «Мы и от тебя, отец, хотим что-нибудь услышать». Тогда старец сказал им: «В Евангелии сказано: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» ( Мф.5:39 ). Они говорят ему: «Мы не можем этого сделать». Старец отвечает: «Если вы не можете подставить другой, по крайней мере переносите удар в одну». – «И этого не можем», – говорят они. – «Если и это не можете, – отвечал старец, – по крайней мере не платите ударом за удар». Братия сказали: «И этого не можем». Тогда старец сказал ученику своему: «Приготовь им немного кашицы; они больны. Если вы одного не можете, а другого не хотите, то что я вам сделаю? Нужно молиться!»

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

126 . И когда они пришли к дому язычника, тотчас двери дома растворились одна за другой, пока он не вошел в место, в котором (были) идолы. И таким образом он взял их с братьями, которые с ним, и они вынесли их к реке, раскололи пополам и бросили в реку. 127 . И опять он пришел на западный берег реки таким же образом, он и братья, без судна и корабельщиков. И также их животные – никто из них не подал голоса в ту ночь, пока они не вернулись в монастырь. Мы же все воздали славу Богу и нашему отцу апе Шенуте за все блага, которые Он сотворил с нашим отцом. 128 . Случилось еще однажды, что собрались на собор 178 наши отцы святые, чтобы лишить сана нечестивого Нестория, причем там был и мой отец пророк апа Шенуте со святым Кириллом, архиепископом Ракоте. И когда они вошли в церковь , и были поставлены престолы, и они воссели на них, был поставлен также престол посреди синедриона, и было возложено на него святое Четвероевангелие. И вот вошел нечестивый Несторий с вызывающей надменностью и бесстыдством, снял святое Четвероевангелие, бросил его на землю и воссел на престол. 129 . Мой отец же апа Шенуте, когда увидел, что сделал Несторий, он поспешил, поднялся в гневе праведном среди наших отцов святых, взял Евангелия, поднял их с земли и ударил нечестивца Нестория в грудь, говоря: «Ты хочешь, чтобы Сын Божий сидел на земле, а ты – чтобы ты сидел на престоле?». Ответил нечестивец Несторий и сказал моему отцу апе Шенуте: «Что ты делаешь, ты, среди этого синода? Ты же – не епископ, не архимандрит, не игумен, но ты (простой) монах». Ответил наш отец и сказал ему: «Я – тот, которого Бог пожелал привести в это место, чтобы я осудил твои безбожества и разоблачил заблужения твоего нечестия. Ты отвергаешь страдания единородного Сына Бога, которые Он принял за нас, чтобы очистить нас от наших грехов, и Он покарает тебя скоро!». И в тот же миг он упал со своего престола на землю и стал демоном среди синода наших отцов. 130 . В тот же миг поднялся святой Кирилл, взял нашего отца апу Шенуте за голову и поцеловал его. И он снял мантию, которая (была) на его плечах, и надел ее на плечи апы Шенуте, и свой жезл дал ему в руку, и сделал его архимандритом, и вскричали все члены синода: «Достоин, достоин, достоин архимандрит!».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Скачать epub pdf МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ Во Христе «все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2,3 ) Под мудростью разумею созерцание Сущего ( 8, 338 ). Мудрость есть знание вещей Божественных... и человеческих, также и их причины ( 7, 168 ). Кто имеет небесные понятия о Боге, кто с высокой точки зрения исследовал законы творения и смог, по крайней мере отчасти, постичь благодать Божиего Промысла, тот велик... В таковых вселяется глас Господень. Ибо в подлинном смысле великий презирает все телесное, считая его не имеющим никакой цены по сравнению с невидимым. Никакое обстоятельство его не оскорбит, никакое страдание не сокрушит. Проступки негодных людей не приведут его в возмущение. Нечистота плоти не унизит его – он недоступен унизительным страстям, которые не могут коснуться его по причине высоты его мыслей. Святитель Василий Великий ( 4, 205 ). Не говори с гневом. Да будут слова твои, как и молчание твое, исполнены благоразумия и мудрости. Слова мудрейших отцов наших были разумны и премудры, подобным было и молчание их. Преподобный Антоний Великий ( 82, 25 ). Кто вдается в объяснение Писания, не стяжав предварительно духовной свободы, тот поработился страсти любопытства и сильному увлечению мысленным пленением. Преподобный авва Исаия ( 82, 183–184 ). Беседы с тонкими исследователями Бога и чтение тонких исследований о Боге иссушают слезы и прогоняют от человека умиление. Читающий же жития и изречения отцов просвещает свою душу. Изречения безымянных старцев ( 82, 380 ). Христианская премудрость есть Христос, Сын Божий. Как говорит святой Павел: Он «сделался для нас премудростью от Бога» ( 1Кор. 1, 30 ). Он открывает нам тайну познания Небесного Отца. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ). И «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11, 27 ). Во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2, 3 ), говорит богомудрый Павел. Простой христианин, который научен догматам святой веры, гораздо мудрее, чем Платон и Аристотель и прочие языческие мудрецы. Кто из них уразумел то, что простой христианин познал верой? «Никто из властей века сего не познал» ( 1Кор. 2, 8 ) ( 104, 1150 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

«Светильник, – по объяснению того же св. Отца, – есть как бы во образе Христос, осиявающий многим и обильным светом желающих входить во Святая Святых ( Пс.33, 6 ). И возжигание светильников утром может обозначать время вочеловечения: ибо тогда возсиял Он, как какой-либо день, и возоблистал свет мысленный, прогоняя тьму древнего неведения нашего и рассеивая облегавший наподобие ночи сердца всех мрак» (ч. 2, стр. 212–213). Гл. 24, 3 вне завесы в скинии свидения, и возжигáти бýдут егó Аарóн и сынове егó от вéчера до заýтра пред Гóсподем непрестáнно, закóнно вечно в рóды вáша вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон [и сыны его] должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши «Во внутренней скинии был обильный и чистый свет семисвечников; в первой же скинии был светильник, светящий и показывающий, как я думаю, – говорит тот же св. Отец, – то, что и сами детоводимые в законе были не без света Божественного: ибо и данный через Моисея закон призывал от многобожия к познанию Того, Который естественно и истинно есть Бог... Обильно и велико освещение от Христа, ниспосылаемое входящим во Святая Святых, находящимся же в законе – меньше. И истинно слово: ибо никоим образом сень закона не может равняться в светлости духовной евангельским изречениям, потому что они осиявают всю вселенную, а та была известна одним лишь происшедшим от Израиля» (ibid, стр. 213–214). Гл. 24, 5 И вóзмете муки пшеничны, и сотворитé от нея дванáдесять хлебов: двý десятин да бýдет хлеб един И возьми пшеничной муки и испеки из неё двенадцать хлебов; в каждом хлебе должны быть две десятых ефы Гл. 24, 8 в дéнь суббóты да предлагáются пред Гóсподем всегдá от сынóв Изрáилевых, завет вечный в каждый день субботы постоянно должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный «Двенадцать хлебов, – по мнению того же св. Отца, – лик святых апостолов... Предлагаются хлебы в день субботы: ибо день избрания святых апостолов есть время мысленной субботы, т. е. пришествие Христово» (ibid, стр. 214–216).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   При выяснении смысла страдальчества христиан за торжество в себе самоотречной любви над самолюбием мы оттеняли преимущественно момент болезненности христианского подвига. Момент же практического осуществления подвига намеренно затемнялся нами с тем, чтобы подробно остановиться на нем в отдельном очерке, следующем ниже.    Слав.: «Что». Деятельная сторона христианского любвеобилия...    Библейские замечания о деятельном характере христианской любви к Богу и ближним. — Упражнения христианина в посте, молитве и благотворительности. — Мысли по этому вопросу святых отцов Церкви. — Христианская молитва как мать и воспитательница любви к Богу. — Три ступени молитвенного совершенства. — Изречения святых отцов и учителей Церкви об истекании силы христианской любви из благодати молитвы. — Отрождение молитвою трех свойств любви: чистоты, смирения и милосердия. — Милосердие как деятельный подвиг спасающихся в Церкви, по учению Библии. — Дела милости телесной и духовной. — Очищающее, смиряющее и размягчающее влияние благодати добрых дел на душу благотворителя чрез Христа Спасителя в Духе Отчем. — Содействия поста развитию у постящегося настроения самоотречной любви. — Общий взгляд на значение для христианина упражнений в посте, молитве и благотворении. ИСПОВЕДУЮ ЕДИНО КРЕЩЕНИЕ ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ. 10-й член Символа веры    Христианская любовь во всей красе своих проявлений деятельна и развивается при условии соответствующей практики. О необходимости для любящих Бога соблюдать заповеди Господь Спаситель и святые апостолы оставили такие заветы:     «Если любите Меня (Христа), говорил Господь, соблюдите Мои заповеди... Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин.14:15, 21). «Мы, читаем в посланиях апостолов, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (ср. Еф.2:10). «Кто соблюдает слово Иисуса Христа, в том истинно любовь Божия совершилась» (ср. 1Ин.2:5). «Каждый получит от Господа воздаяние по мере добра, которое он сделал» (Еф.6:8). «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин.3:18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010