12 дек. 1790 г., после штурма Измаильской крепости суворовскими войсками, в Николаевской ц. был отслужен благодарственный молебен. Начиная с 1790 г. документы упоминают о существовавшем при Николаевском храме метохе ясского Трехсвятительского мон-ря, к-рый ввиду начавшейся кампании постепенного упразднения подворий зарубежных обителей в крае стал самостоятельным епархиальным мон-рем свт. Николая, подчиненным Молдово-Влахийской дикастерии. Одновременно продолжал существовать и соседний с ним Успенский мон-рь. В 1811 г. протоиерей Аккерманского цинута Феодор Молявинский, окормлявший храмы города в первые годы после присоединения Измаила к России, сообщал, что Н. И. м. и Успенскому мон-рю принадлежит ок. 40 лавок, но документы о недвижимом имуществе частично утрачены после взятия Измаильской крепости российскими войсками, поэтому возникла необходимость составить опись этих имений и «обратить их в пользу Молдово-Влахийской экзаршеской дикастерии» (цит. по: Щеглов. 1898. С. 806-807). Ктитором обители до 1812 г. был монах ясского Трехсвятительского мон-ря Иоанн Бэрбиерул; после его бегства из Измаила ктитором стал местный житель Константин Грек. Первая опись Н. И. м., сделанная 1 апр. 1813 г. новоназначенным благочинным Измаильского городского окр. прот. Никитой Гризяном и старостами, фиксирует упадок обители: ее окружали ветхие каменные стены, за к-рыми находились 33 деревянные кельи, покрытые камышом или черепицей, здесь проживали только ясский иером. Иосиф и 2 священника, в остальных кельях - купцы. На территории Измаильской крепости по ул. Греческой Н. И. м. принадлежали 9 деревянных лавок, где либо проживали купцы, либо квартировали офицеры. Для окормления греч. населения крепости в штат обители указом еп. Бендерского и Аккерманского Димитрия (Сулимы) 29 янв. 1815 г. был назначен свящ. Петр Леонис, переселившийся из Греции. После объединения в 1818 г. Измаила с соседним новопостроенным г. Тучковом из района крепости на новую территорию города переехала часть населения.

http://pravenc.ru/text/2566172.html

В поездке Его Святейшество сопровождали митрополиты Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных сношений; Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, епископ Дмитровский Александр, викарий Московской епархии. В аэропорту Кишинева делегацию Русской Православной Церкви встречали президент Республики Молдова В.Н. Воронин, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, Председатель Парламента М.И. Лупу, премьер-министр В.П. Тарлев, другие представители государственной власти, архиереи, благочинные митрополии, священнослужители г. Кишинева и многочисленные православные верующие. Прибытие и встреча Предстоятеля Русской Церкви в аэропорту транслировались в прямом эфире по молдавскому телевидению. В день прибытия в Молдову Предстоятель Русской Церкви совершил краткий молебен в кафедральном соборе Кишинева. Затем в Президентском дворце состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия с Президентом Молдовы В.Н. Ворониным, на которой Предстоятелю Русской Церкви вручена высшая государственная награда — «Орден Республики». Вечером Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Свято-Успенском Каприановском мужском монастыре близ Кишинева совершил всенощное бдение и чин наречения архимандрита Петра (Мустяцэ) во епископа Ниспоренского, викария митрополита Кишиневского и всея Молдовы. Его Святейшеству сослужили митрополиты Смоленский и Калининградский Кирилл, Калужский и Боровский Климент, Кишиневский и всея Молдовы Владимир, Одесский и Измаильский Агафангел, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, Тернополъский и Кременецкий Сергий, Вышгородский Павел, епископы Тирасполъский и Дубоссарский Юстиниан, Кагулъский и Комратский Анатолий, Единецкий и Бричанский Доримедонт, Дмитровский Александр. По окончании Всенощного бдения Его Святейшество совершил литию у могилы экзарха Молдо-Влахийского митрополита Кишиневского и Хотинского Гавриила (Бонулеску-Бодони).

http://sedmitza.ru/lib/text/429892/

Деятельность еп. Владимира по переводу богослужения в ряде приходов на молдавский и частично гагаузский языки вызвала бурные дискуссии как среди местного духовенства, так и за пределами К. е. Так, напр., свящ. Алексий Матеевич в работе «Моменты церковного влияния в происхождении и историческом развитии молдавского языка» (1910) писал о «спасительности» присоединения Бессарабии к России как для молдав. языка, так и для молдав. богослужения, поскольку в связанной с Бессарабией Румынии, где ранее богослужение совершалось по молдав. церковным книгам, в XIX в. в богослужении утвердился «созданный филологами-новаторами» румынский лит. язык - латинизированный и искусственный ( Матеевич А., свящ. Моменты церковного влияния в происхождении и историческом развитии молдавского языка// I dem (Mateevici A.). Opere. Chiinu, 1993. Vol. 2. P. 12). Свящ. А. Матеевич писал о необходимости ограничить в крае румын. влияние, подпитывающее молдав. церковный сепаратизм. В 1906 г., при еп. Владимире, был введен выборный порядок при замещении должностей благочинных, их помощников и окружных духовных следователей. Это привело к ряду злоупотреблений, к ослаблению власти архиерея. Новый правящий архиерей, сщмч. еп. Серафим (Чичагов; с 1912 архиепископ), прибывший в Кишинёв 28 окт. 1908 г., решил укрепить власть епархиального управления. По его ходатайству Синод в февр. 1909 г. отменил выборность благочинных и их помощников в К. е. (в 1910 г. были учреждены благочиннические советы). Для улучшения системы управления 30 дек. 1909 г. синодальным решением открывается 2-е вик-ство К. е.- Измаильское, на к-рое 17 января 1910 г. был хиротонисан еп. Гавриил (Чепур), совмещавший должности викария и настоятеля новоучрежденного Измаильского Успенского монастыря, где ему была определена резиденция. 31 авг. 1909 г. еп. Серафимом учрежден Кишинёвский епархиальный миссионерский совет. При этом из-за открывшихся финансовых злоупотреблений еп. Серафим в 1909 г. преобразовал Церковно-молдавскую епархиальную типографию в коммерческое учреждение в непосредственном подчинении епархии и упразднил коллегиальный орган - комитет типографии. В связи с румынофильской деятельностью был уволен редактор ж. «Луминэторул» прот. Константин Попович и переведен в др. епархию его помощник, архим. Гурий (Гросу), пытавшийся заменять молдав. церковный язык румынским в издаваемых им церковно-учебных пособиях. Объясняя свои действия, еп. Серафим в 1910 г. писал: «Свидетельствую, что мои старания заключаются в сохранении чистого молдавского языка в богослужении. Борюсь против сепаратистов, стремящихся обучать молдаван культурному румынскому языку, неизвестному молдаванам, сердечно преданным Царю и России» (Друг. 1910. 3. С. 2).

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Луганская епархия Дата создания: 1944 г. Описание: Ворошиловградская (по тогдашнему названию города) епархия образована в 1944 г. путем выделения из Одесской епархии . 21 мая того же года состоялась хиротония архимандрита Никона (Петина) во епископа Ворошиловградского и Донецкого. 3 августа 1948 г. епископа Никона (с 1951 г. архиепископа), назначают на Одесско-Херсонскую кафедру с управлением Ворошиловградско-Донецкой епархией. По кончине архиепископа Никона на Одесско-Херсонскую кафедру был назначен архиепископ Борис (Вик), с 1959 г. митрополит, он же управлял и Луганско-Донецкой епархией. В мае 1965 г. управляющим Одесской и Ворошиловградской епархиями был назначен архиепископ Сергий (Петров), с 1971 г. митрополит. В 1988 г. митрополит Сергий ходатайствовал о том, чтобы ему назначили викария для помощи в управлении вверенными ему епархиями. 13 декабря 1988 г. на эту должность был хиротонисан настоятель Покровского собора г. Измаила и благочинный Измаильского округа Одесской епархии архимандрит Иоанникий (Кобзев), с титулом епископа Славянского, викария Одесской епархии. С 1990 г. управляющим Донецко-Луганской епархией был утвержден викарий Одесско-Херсонской епархии епископ Иоанникий. В 1991 г. епархия была разделена на Луганско-Старобельскую и Донецко-Славянскую. В Луганске правящим архиереем остался епископ Иоанникий (с 1993 г. — архиепископ, с 2002 г. — митрополит) с титулом Луганский и Старобельский. На заседании Синода Украинской Православной Церкви от 31 мая 2007 г. (журнал 57) было принято решение о разделении Луганской епархии на две самостоятельные — Луганско-Алчевскую и Северодонецко-Старобельскую. Решением Синода УПЦ от 24 ноября 2009 г. в Луганской епархии определено быть викарному архиерею. Им стал Преосвященный Владимир (Орачев) с титулом епископа Ровеньковского. Решением Синода УПЦ от 23 декабря 2010 г. епископ Ровеньковский Владимир был переведен на самостоятельную Днепродзержинскую кафедру . 20 июля 2012 г. по состоянию здоровья митрополит Иоанникий (Кобзев) был почислен на покой. На том же заседании Синода УПЦ (журнал 65) управляющим Луганской епархией был назначен архиепископ Митрофан (Юрчук) . Викарием Луганской епархии определено быть епископу Никодиму (Барановскому)  с титулом «Ровеньковский».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244310...

Фактически начало Б. и. в России было положено Антонием (Шутовым). Став Владимирским архиепископом, Антоний получил право учреждать епархии и ставить в них епископов не только по всей России, но и в Персии, оповещая об этом Белокриницкую митрополию. Грамотой митр. Кирила от 25 нояб. 1859 г. Антоний был объявлен архиепископом Московским и всея России, к-рому должны подчиняться все российские иерархи. 10 авг. 1861 г. архиеп. Антоний сложил с себя управление церковно-иерархическими делами в России, поскольку мн. епископы не приняли грамоту митр. Кирила. 18 февр. 1863 г. Антоний по решению собора вновь вступил в управление российскими старообрядцами белокриницкого согласия. К концу жизни архиепископа(† 8 нояб. 1881) в России существовало 14 епархий Б. и.: Московско-Владимирская, Коломенская, Нижегородско-Костромская, Новозыбковская, Казанско-Вятская, Самарско-Симбирская, Саратовско-Астраханская, Пермская, Тобольско-Сибирская, Донско-Кавказская, Уральско-Оренбургская, Балтовско-Киевская, Измаильско-Бессарабская, Калужско-Смоленская (в список не вошла кратковременно существовавшая, не признанная российскими старообрядческими архиереями Тульская епархия, основанная митр. Кирилом в 1863), большая их часть была учреждена Антонием. За время своего архиерейства Антоний рукоположил свыше 200 старообрядческих священников. Он не только никогда не брал денег за поставление, но, напротив, дарил новопоставленным клирикам церковные книги, облачения, утварь, иногда даже походные церкви. Кроме того, Антоний делал значительные денежные пожертвования в заграничные мон-ри и церкви. 23 авг. 1861 г., после того как Антоний (Шутов) сложил с себя управление российскими старообрядцами, собор епископов в Москве принял решение, к-рое можно рассматривать как провозглашение независимости российских старообрядцев от Белокриницкой митрополии,- 7 российских архиереев и 5 священников постановили избрать святителя на Московский престол независимо от митрополии. Московским архиепископом был избран Саратовский архиерей Афанасий (Кулибин), Антоний (Шутов) должен был отправиться во Владимир. Собор также постановил, что епископы должны собираться раз в год, в промежутках между соборами все дела решаются Духовным советом при архиепископе Московском. Кроме того, архиепископ обязан назначать себе наместника, при отсутствии первоиерарха должен назначаться местоблюститель Московского престола. Еп. Афанасий 25 авг. 1861 г. выдвинул старообрядцам 7 условий (касавшихся ряда обрядовых вопросов, а также благочиния), до выполнения к-рых он не займет Московской кафедры. 17 сент. собор принял решение назначить местоблюстителя, через месяц избрание Афанасия было отменено.

http://pravenc.ru/text/77938.html

Осенью 1837 - зимой 1838 г. в Одессе была эпидемия чумы. Храмы были закрыты, а город объявлен на карантинном положении. Духовенство получило предписание ходить по домам для ободрения «к благодушному перенесению всех карантинных предосторожностей». Архиеп. Гавриил посетил главный очаг эпидемии - Молдаванку, беседовал с жителями, выделил 100 р. для раздачи нуждавшимся. При архиеп. Гаврииле в 1841 г. был основан одесский во имя архангела Михаила женский монастырь - 1-я жен. обитель в Херсонско-Таврической епархии. Мон-рь получил от архиерея земельный участок, ранее отведенный для строительства архиерейского дома. В 1844 г. при мон-ре открылось 1-е в епархии девичье уч-ще для сирот епархиального духовенства. В 1849 г. Херсонско-Таврический архиеп. св. Иннокентий (Борисов) поручил проводить во всех одесских храмах катехизические беседы, со временем ставшие регулярными. Он благословил совершать ежегодно крестный ход в память основания Одессы из Михаило-Архангельского женского мон-ря к центру города, а также крестный ход с чудотворной Касперовской иконой Божией Матери . В 1853-1859 гг. существовало Одесское викариатство Херсонской епархии, викарный епископ находился в Херсоне. 16 нояб. 1859 г. была образована Таврическая и Симферопольская епархия, отделенная от Херсонской, которая получила название «Херсонская и Одесская» (вик-ство стало называться Новомиргородским ). В 1860 г. в Одессе началось издание «Херсонских епархиальных ведомостей» , 1-м редактором стал кафедральный прот. Иоанн Знаменский. В янв. 1875 г. был оформлен новый порядок деления епархии на благочиннические округа. В Одесском у. насчитывалось 4 округа. 25 апр. 1877 г. на Херсонско-Одесскую кафедру был назначен архиеп. Платон (Городецкий). Он учредил в Одессе епархиальное Свято-Андреевское братство, призванное бороться с сектантством и неверием. В 1882 г. братство начало проводить религиозно-нравственные чтения в одесской семинарской церкви, в 1883 г. такие же чтения проходили на вокзале Одесской железной дороги. В 1878 г. на базе существовавшего при одесском Михаило-Архангельском жен. мон-ре воспитательного заведения для детей и сирот духовенства Херсонской епархии открылось Одесское епархиальное жен. уч-ще. Здание для него было построено в 1876 г., в 1885 г. освящена училищная церковь, в 1894 г. появился больничный корпус. При уч-ще была организована церковноприходская школа. В 1882 г. в училище числилось 295 воспитанниц, в 1894 г.- 302 воспитанницы.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

До 1740 г. настоятели Д. м. были 12-ми в списке настоятелей степенных мон-рей, с 1727 г. имели право «при священнослужении полицу и набедренник надевать и су-лок держать и служить на ковре», совершать праздничные богослужения в кафед-ральном соборе при отсутствии правящего архиерея, а также были благочинными мон-рей центрального благочиния. В 1805-1867 гг. в Д. м. настоятельствовали рек-торы Вологодской ДС, в 1867-1876 гг.- епископы Тотемские, викарии Вологодской епархии. В 1908 г. мон-рем временно управлял буд. архиеп. сщмч. Антоний (Быст-ров). Последние архимандриты Неофит (Следников), впосл. еп. Измаильский, и Ни-фонт (Курсин) были участниками Всероссийских монашеских съездов 1908 и 1917 гг. Согласно Житию, при прп. Димитрии братия была многочисленной. Первые на-сельники собрались «отовсюду», в т. ч. из переславского во имя свт. Николая Чудо-творца мон-ря. Насельники Д. м. упоминаются в письме архим. нижегородского Пе-черского мон-ря (кон. XIV в.) священноиноку Пахомию. В 1522 г. в Д. м. принял по-стриг прп. Игнатий Вологодский (кн. Иоанн Андреевич Угличский), при игум. Афа-насии (1539-1546) - прп. Феодосий Тотемский. В Д. м. на покое жили митр. Сар-ский и Подонский Иона (Архангельский), архиеп. Вологодский и Белозерский Симон, погребены на монастырском кладбище. В 1654 г. в Д. м. проживали архимандрит, келарь, казначей, 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 диакона, 31 «старец»-монах; мо-нахи жили также в монастырских селах и на соляных промыслах. В 1675 г. был 51 насельник (архимандрит, келарь, казначей, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 42 монаха), в 1693 г.- 66 насельников, в т. ч. «конюшенный», «житный», «хлебодар», «боль-ничный», «поваренный», «воротный». В период реформ Петра I кроме братии в мон-ре проживало до 20 отставных солдат. В 1727 г. в Д. м. было 65 насельников. В тече-ние 1-й пол. XVIII в. братия сократилась: с 52 чел. в 1735 г. до 37 в 1738 г. С 1764 г. Д. м. полагалось по штату до 17 монахов. В XIX-XX вв. в Д. м. подвизались 10-12 монашествующих, до 20 чел. послушников и «служителей», в 1895 г. было 9 насель-ников (архимандрит, 6 иеромонахов, иеродиакон, монах). По данным «Ведомости о средствах содержания Спасо-Прилуцкого монастыря за 1918 г.», в нем проживало 15 насельников (архим. Нифонт (Курсин), 3 иеромонаха, 3 иеродиакона, 4 послушника и 4 послушника на испытании).

http://sedmitza.ru/text/569246.html

Архив Д. м. во 2-й пол. XIX в. поступил на антикварный рынок, в результате чего сохранился в крайне раздробленном состоянии. Документы кон. XV - 1-й трети XX в. к 2007 г. находятся в РГАДА (Ф. 196, 237, 281, 1429), РГБ (Ф. 711), ОПИ ГИМ (Ф. 61, 226, 440), АрхСПбИИ РАН (Ф. 271), ОР РНБ (Собр. ОЛДП), ГАВО (Ф. 496, 512, 1260) и др. собраниях. Настоятели и братия Со времени основания Д. м. управляли игумены, с 1651 г.- архимандриты. Впервые игумен Д. м. упоминается в купчей грамоте 20-х гг. XV в. На Соборе 1589 г. об учреждении Патриаршества присутствовал игум. Галактион (Яковлев). Игум. Гурий в 1598 г. подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова , игум. Кирилл в 1613 г. подписал утвержденную грамоту на царство Михаила Феодоровича Романова. В 1652 г. архим. Серапион (Казанец) был послан сопровождать Новгородского митр. Никона в Соловецкий мон-рь и участвовал в перенесении мощей свт. Филиппа, митр. Московского, из Соловецкого мон-ря в Москву. Настоятель Димитриева Прилуцкого мон-ря архиеп. Анатолий (Смирнов) у могилы К. Н. Батюшкова. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) Настоятель Димитриева Прилуцкого мон-ря архиеп. Анатолий (Смирнов) у могилы К. Н. Батюшкова. Фотография. Нач. XX в. (ВГИАХМЗ) До 1740 г. настоятели Д. м. были 12-ми в списке настоятелей степенных мон-рей, с 1727 г. имели право «при священнослужении полицу и набедренник надевать и сулок держать и служить на ковре», совершать праздничные богослужения в кафедральном соборе при отсутствии правящего архиерея, а также были благочинными мон-рей центрального благочиния. В 1805-1867 гг. в Д. м. настоятельствовали ректоры Вологодской ДС, в 1867-1876 гг.- епископы Тотемские, викарии Вологодской епархии. В 1908 г. мон-рем временно управлял буд. архиеп. сщмч. Антоний (Быстров) . Последние архимандриты Неофит (Следников; впосл. епископ Измаильский) и Нифонт (Курсин) были участниками Всероссийских монашеских съездов 1909 и 1917 гг. Согласно Житию, при прп. Димитрии братия была многочисленной.

http://pravenc.ru/text/172064.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Новые храмы освящают и строят в Украинской Православной Церкви 23.09.2021 В Украинской Православной Церкви продолжается освящение и строительство новых богослужебных зданий. За последнюю неделю появилась информация об освящении храмов в Донецкой, Одесской, Харьковской, Винницкой, Днепропетровской областях и часовни на Киевщине. К возведению церквей приступили четыре общины Украинской Православной Церкви в разных регионах Украины. 20 сентября 2021 года состоялось освящение храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в с. Касьяновка Никольского района Донецкой области. По благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона чин совершил благочинный Никольского церковного округа протоиерей Николай Крымский. Это первый храм в селе за его более чем столетнюю историю. Раньше верующим проходилось добираться на богослужения за десятки километров в г. Мариуполь или пгт Заря. Церковь построена за три года при помощи Благотворительного фонда «Фавор», финансовой поддержки разных организаций и частных пожертвований. Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел освятил храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона в с. Оксамитное Болградского района Одесской области. Чин освящения и Божественную литургию в сослужении викария Одесской епархии архиепископа Болградского Сергия и духовенства архиерей совершил 19 сентября. Благотворителю храма С.С. Кастрову, архитектору В.Г. Кантареву и активным участникам восстановления поруганной святыни вручены церковные награды. В тот же день, 19 сентября, митрополит Изюмский и Купянский Елисей освятил храм во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в пгт Малиновка Чугуевского района Харьковской области и совершил в храме первую Божественную литургию. Настоятель архимандрит Герман (Дойников) награжден медалью преподобных Антония и Феодосия Печерских степени. Благотворителям прихода вручены архиерейские грамоты.

http://drevo-info.ru/news/27272.html

10 апр. 1989 г. переведен на Тернопольскую и Кременецкую кафедру. В епархии в 1990 г. был возрожден Свято-Духовский скит Почаевской лавры (ныне монастырь). Возвращен Церкви Кременецкий в честь Богоявления монастырь (возобновлен как женский). Почаевской лавре было передано здание Музея атеизма, в к-ром в янв. 1991 г. начали работать пастырские курсы (ныне Почаевская ДС). 11 февр. 1991 г. Л. был назначен архиепископом Одесским и Измаильским. 28 мая того же года по его благословению возобновилась монашеская жизнь в Преображения Господня женском монастыре близ с. Борисовка Татарбунарского р-на Одесской обл. При Л. Церкви были возвращены одесский храм во имя вмч. Пантелеимона и др. храмы и здания. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 31 марта - 5 апр. 1992 г. выступил за предоставление УПЦ автокефалии ради того, чтобы дать возможность раскольникам возвратиться в лоно канонической Церкви. Участвовал в Архиерейском Соборе УПЦ 27 мая 1992 г. в Харькове. 27 июля 1992 г. Л. был назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. 25 нояб. 2000 г. возведен в сан митрополита. 8 мая 2012 г. включен в число постоянных членов Синода УПЦ. За время служения в Крыму Л. добился возвращения Церкви более 90% зданий и сооружений, национализированных в годы советской власти, в т. ч. комплекса бывш. Таврической ДС (возобновлена в 2006), Иоанно-Предтеченского храма в Керчи, Владимирского собора в Севастополе и др.,- всего свыше 80 объектов. На момент назначения Л. на Крымскую кафедру в епархии было зарегистрировано 48 правосл. общин и не действовал ни один мон-рь. В наст. время в Симферопольской и Крымской епархии насчитывается 15 мон-рей и ок. 400 приходов. В нояб. 1992 г. по инициативе Л. создан Межконфессиональный совет Крыма «Мир - дар Божий», в состав к-рого входят представители 9 традиционных конфессий Крыма. По решению Синода УПЦ от 11 нояб. 2008 г. из Симферопольской была выделена Джанкойская и Раздольненская епархия. Постановлением Синода УПЦ от 20 дек. 2012 г. из Феодосийского и Керченского благочиннических округов Симферопольской епархии была образована Феодосийская и Керченская епархия , управляющим к-рой тогда же был назначен митр. Платон (Удовенко).

http://pravenc.ru/text/2462537.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010