О начатках Слово 121. Об умилостивлении Слово 122. Об архиерействе Слово 123. О назначении в клир Слово 124. О том, чтобы уважать священников Слово 125. О чаянии будущего Слово 126. О Божественном призвании Слово 127. О страхе Божием Слово 128. О любви к Богу Слово 129. Об усыновлении Слово 130. О Царстве Небесном     «Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний» Антиоха Палестинского – 130 бесед на нравственные и духовные темы (пьянство, пост, гнев, молитва , «О том, чтобы стыдиться» и т. д.) – своего рода справочник по морали, аскетике и Писанию. В основе своей, Пандекты Антиоха Монаха – компиляция из Библии и Св. Отцов (благодаря Антиоху до нас дошли фрагменты утраченных сочинений Поликарпа Смирнского , Климента Римского ) – таким образом Пандекты можно считать выжимкой православного монашеского опыта. Пандекты Антиоха Монаха были весьма популярны в Средние Века, особенно на Руси. Преподобный Антиох Савваит как представитель Палестинского монашества и его «Пандекты» В мае 2014 года исполнилось 1400 лет трагическим событиям взятия персами Иерусалима в 614 году, сопровождавшимся массовыми убийствами и пленением византийского христианского населения Иерусалима. Издательство «Сибирская Благозвонница» предлагает читателям публикацию перевода известного в древности произведения монашеской письменности «Пандекты Богодухновенных Писаний» преп. Антиоха Монаха , жившего в VI-VII веках в Палестине и ставшего очевидцем тех событий. Сведений о самом авторе сохранилось совсем немного. Преподобный Антиох был монахом (а некоторые его называют даже игуменом ) Великой лавры святого Саввы в Палестине в первой половине VII века. Родился он в селении Медосага, которое находилось в 20 км от Анкиры в Галатии (Малая Азия) . Антиох «принял постриг в Атталинском монастыре в Анкире, затем перешел в Лавру преп. Саввы Освященного близ Иерусалима, где и подвизался до своей кончины» . Антиох, Евстафий – игумен Атталинского монастыря и преп. Савва Освященный. Манускрипт St. Sabbas, 76 (X в.) В то время Византия переживала один из самых драматичных периодов своей истории – войну с Персией (602–628). В начале этой войны персы оккупировали восток империи – Палестину, Сирию, Малую Азию, Египет, и даже осадили Константинополь. В Палестину персы, возглавляемые военачальником Шахрваразом, вторглись в конце 613 – начале 614 года. Им активно помогали внутренние враги византийцев – иудеи, жившие на территории Византии: «Сотрудничество персов и иудеев было полным… Они стекались, чтобы записаться в персидскую армию», многие становились проводниками персов. Из 150–20 тысяч живших в Палестине иудеев, по подсчетам таких авторитетных историков, как Гиббон и Ролинсон, доля записавшихся в персидскую армию иудеев могла составлять от 26 тысяч до 36 тысяч человек , то есть более 10 % от их общей численности.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Мы живем в неспокойное и непростое время, хотя не знаю, существуют ли спокойные времена, а если смотреть на историю нашего Отечества, то много в ней было неспокойного и критически опасного. Тем не менее Отечество наше прошло и проходит через испытания и остается великой Россией, чему, я думаю, мы все должны — каждый на своем месте — служить. В связи с этим хотел бы пожелать Макариевскому фонду долгих лет плодотворной работы, потому что и Макариевский фонд, и эта премия вносят и должны вносить свой вклад в развитие отношений между Церковью и научным сообществом, содействовать поддержке тех молодых ученых, которые в ней нуждаются. Сердечно поздравляю всех лауреатов и номинантов конкурса и выражаю надежду на то, что и впредь пример жизни и просветительской деятельности приснопамятного митрополита Макария будет вдохновлять современных исследователей на благородное и жертвенное служение Отечеству и науке. Призываю на всех вас Божие благословение, желаю успехов в дальнейших трудах, а также желаю развития тех добрых отношений между Церковью и современной российской наукой, которые установились, в том числе, и через наши встречи. Благодарю вас за внимание. Речь А.А. Зализняка на вручении ему литературной премии имени А.И. Солженицына за 2007 год. Иларион (Троицкий), архиеп. Верейский, сщмч. О церковности духовной школы и богословской науки//  Священномученик Иларион (Троицкий). Творения: в 3 т. Т. 2. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. С. 100. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский и Крымский. Наука и религия//  Святитель Лука, архиеп. Симферопольский и Крымский.  Избранные творения. М.: Сибирская благозвонница, 2010. С. 670. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966).

http://patriarchia.ru/db/text/5980237.ht...

Литература: 1 . Амвросий Медиоланский , свт. Изъяснение 118 псалма//Цветник духовный. Мысли и изречения святых и великих людей. М.: Дар, 2011. С. 157. 2 . Афониада – школа на Святой Горе. URL: обращения 08. 01. 2018). 3 . Баришанская M. M. Монастырские школы//Российская педагогическая энциклопедия/Под ред. В. Г. Панова. В 2-х т. М: Большая Российская Энциклопедия, 1993–1999. Т. 2. С. 588. 4 . Варнава (Беляев) , еп. Дар ученичества. М.: Руссико, 1993. 5 . Василий Великий , свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах//Он же. Творения. В 2-х т. М.: Сибирская благозвонница, 2009. Т. 2. С. 149–223. 6 . Василий Кинешемский , сщмч. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Духовное преображение, 2016. 7 . Вишняков С., свящ. О благотворном влиянии древняго православного монашества на общество//Душеполезное чтение. Ч. 1–2. Июнь 1860. С. 138–166; Июль. 1860. Ч. 2. С. 245–284. 8 . Владимир Киевский и Галицкий, сщмч. О необходимости, сущности и начале воспитания//Православное воспитание. Афоризмы и поучения/Сост. А. М. Яций. М.: Паломник, 2007. С. 46–52. 9 . Восторгов И. , прот. Подвижничество и монашество//О монашестве. В 2-х т. Ровно: Мелиса, 2006. Т. 1. С. 405–418, здесь: с. 411. 10 . Восторгов И. , прот. Поучение о том, что такое монастырь для монахов и мирян//Там же. С. 440–455. 11 . В святогорском училище «Афониада» торжественно отметили начало учебного года. URL: http://afonit.info/novosti/novosti-afona/afoniada (дата обращения 08. 01. 2018). 12 . Во всей красе блистающего солнца. Преподобный Амвросий Оптинский о христианском воспитании детей. М.: Издательство сестричества во имя свт. Игнатия (Брянчанинова) , 2007. 13 . Габидзашвили Э., Крашенинникова Н. Н. Георгий Святогорец (1009–1065)//Православная энциклопедия. М.: Православная энциклопедия, 2006. Т. 11. С. 75–78. 14 . Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. Пер. с англ. И. Багров и др. 5-е изд., испр. и доп. М. и др.: Российское Отделение Валаамского общества Америки, 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Впервые Издательским Советом Русской Православной Церкви в рамках XIII национальной выставки-ярмарки «Книги России», проходившей на ВВЦ с 10 по 15 марта 2010 года, был организован экспозиционный блок «Православная книга» , в подготовке которого приняли участие 12 крупных православных издательств, представивших православную литературу. Церемонию открытия данной выставки возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл В рамках культурно-просветительской программы ярмарки состоялись встречи с писателями, поэтами, публицистами, презентации книжных новинок в специально оборудованном конференц-зале в рамках выставочного блока, организованного Издательским Советом Русской Православной Церкви. Митрополит Климент поблагодарил Издательство Белорусского экзархата за активное участие в выставке-ярмарке. Митрополит Климент рассказал также, что по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Издательским Советом Русской Православной Церкви во всех регионах Российской Федерации было организовано бесплатное распространение среди учащихся, военнослужащих и в социальных учреждениях Священного Писания Нового Завета, отпечатанного издательством «Сибирская благозвонница» (50 тыс. экз.), и книги «Непознанный мир веры» (издательство Сретенского ставропигиального монастыря , 100 тыс. экз.). Мероприятиями Дня православной книги были охвачены все возрастные группы населения России, но особое внимание было уделено детям и молодежи. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста были организованы литературно-музыкальные утренники в воскресных школах. Для школьников прошли тематические уроки, детские и юношеские викторины по истории церковной книги и книжности, конкурсы детских сочинений «Моя любимая книга». Особую благодарность митрополит Климент выразил Правительству Москвы за поддержку проводимых мероприятий в столице. В Москве с 9 по 12 марта 2010 года в рамках единого урока или классного часа проводились занятия, а также беседы со школьниками и студентами системы начального и среднего профессионального образования, посвященные истории книги и книгопечатания, значению книги. «Цель этих мероприятий — интегрировать духовные образы книги, образцы нравственного поведения в жизнь современного общества», — подчеркнул владыка.

http://patriarchia.ru/db/text/1168086.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > О помощи Пресвятой Богородицы в Великой Отечественной войне 29.10.2021 2212 Время на чтение 10 минут Книга архимандрита Наума (Байбородина; 1927-2017) с этим названием вышла в издательстве «Сибирская Благозвонница» (М., 2020, 222 с). В редакционном предисловии к ней говорится: «Автор этой книги – ветеран Великой Отечественной войны, известный и почитаемый в России и за ее пределами Лаврский старец архимандрит Наум (Байбородин, 1927–2017). В октябре 1944 года Николай Байбородин был призван в ряды Красной Армии и проходил срочную службу в авиатехнических частях… Участвовал в войне с фашистской Германией и Японией… В ноябре 1952 года демобилизовался в звании старшего сержанта. Вернувшись домой, поступил на физико-математический факультет Киргизского государственного университета, а в 1957 году – в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года он был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Спустя год пострижен в монашество. Затем он был хиротонисан во иеродиакона, а ровно через год – рукоположен в иеромонаха. В 1960 году успешно окончил семинарию по первому разряду. 25 апреля 1970 года возведён во игумены, в 1979 году ко дню Святой Пасхи – в сан архимандрита. В течение многих десятилетий после братского молебна он ежедневно принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии. Преставился ко Господу 13 октября 2017 года на 90-м году жизни. Похоронен за алтарем Духовского храма Свято-Троицкой Сергиевой Лавры рядом с могилой архимандрита Кирилла (Павлова). В своих трудах о Победе в Великой Отечественной войне архимандрит Наум (Байбородин) много внимания уделял и вопросам технического оснащения нашей армии, и событиям операций боевых действий на фронтах, и политической обстановке. Но особо он отмечал помощь Господа, Пресвятой Богородицы и Небесных Сил нашему Отечеству, которая и принесла Победу. Русские люди всегда молитвенно обращались за помощью к Богу».

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/29/...

Итак, при наличии таких серьезных разногласий между учениями двух этих авторов мы полагаем, что встречающиеся в рукописях не характерные для прп. Исаака такие ремарки, как – «великий учитель и ритор Диодор» (равно как и в случае с «цитатами» Феодора Мопсуестийского, см.: [Скарга, 2022(а)]), являются тем наслоением, которое сделали позднейшие несторианские переписчики, желающие путем интерполяций адаптировать в своей среде тексты прп. Исаака Сирина . Наше исследование позволяет сделать пересмотр утвердившихся в научной среде мнений, относящихся к «аутентичному» корпусу его творений, находящихся в рукописях восточно-сирийской редакции, и признать в них наличие интерполяций, внесенных несторианскими переписчиками 12 . Вместе с тем можно признать несостоятельным и ошибочным утвердившийся в научной среде тезис, что «в области догматики и экзегетики главными авторитетами для Исаака Сирина были Феодор Мопсуестийскийи ДиодорТарсийский» [Иларион, 2011. С. 700], и тем самым пробудить к жизни новый виток православного исааковедения. Литература Аржанов Ю. Н. Сирийские Ветхозаветные псевдоэпиграфы. Апокрифические псалмы Давида, Апокалипсис Баруха, Сентенции Менандра. СПб: ООО «Димитрий Буланин», 2011. Бёлэ Р. Безвидный свет: введение в изучение восточно-сирийской христианской мистической традиции. М.: Издательский дом «Познание», 2021. Василий Великий , свт. Творения. М.: Сибирская Благозвонница, 2008 (ПСТСО; т.3). Дионисий Ареопагит , сщмч. Сочинения. Толкования Максима Исповедника . [Греч. текст]/Пер. Г. М. Прохоров. СПб: Алетейя, 2002. Заболотный Е.А. Сирийское христианство между Византией и Ираном. СПб: Наука, 2020. Иларион (Алфеев) , митр. Исаак Сирин //Православная энциклопедия. 2011. Т. XXVI. С. 695–731. Исаак Сирин , преподобный. О Божественных тайнах и о духовной жизни: новооткрытые тексты/Пер. с сир., прим., предисл. и послесл. митр. Илариона (Алфеева) . СПб: Издательство Олега Абышко, 2013. Исаак Сирин , прп. Слова Подвижнические/[Пер., предисл. С.И. Соболевского]. Сергиев-Посад: Типография Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1911.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ri...

Исследование проведено с привлечением широкого круга источников и опирается на документы и материалы из разных архивов. Обширный корпус источников позволяет сформулировать обоснованные выводы, опирающиеся на разнообразный исторический материал. Номинация «Лучшая книга для молодёжи» выделила только две степени дипломов. Так Диплома II степени удостоена книга «Диалоги о семье и браке», Елены Морозовой (Издательство «Сибирская благозвонница»). Книга ставит актуальную проблему нашего времени: как сохранить семьи в ситуации, когда рушатся традиционные устои, насаждаются «альтернативные» виды взаимоотношений, претендующие на право называться семьей. Материал, используемый в книге, основан на реальных событиях. В номинации «Лучшее справочное и краеведческое издание» Диплома I степени и приза Конкурса удостоена книга «Благословенное древо» коллектива авторов. Среди них Елена Давыдова, Светлана Гнутова, Владимир Абрамов (издание Вятской епархии и Коллекционного дома Абрамовых). Каталог собрания Коллекционного Дома Абрамовых посвящен православной пластике - от миниатюрных икон до скульптурной резьбы, он включает 106 предметов XVII-XX веков. Тема сакральной резьбы по дереву во многом загадочна, до сих пор мало исследована и не известна широкому кругу читателей. В книге рассказывается об истории развития этого вида искусства в России, объясняется религиозная символика. В номинации «Лучшее учебное издание» Диплома I степени и приза Конкурса удостоена книга «Русская Церковь и государство в XIII-XVI веках». Автор - Николай Покровский (издание Православной Гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского, Новосибирск). Учебное пособие Николая Покровского, историка, археографа, академика Российской Академии наук, ученика академика М.Н.Тихомирова - результат прочитанного им в 2009/2010 учебном году курса лекций преподавателям и учащимся православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского города Новосибирска. Четыре века российской истории рассмотрены в пособии через призму взаимоотношений Церкви и государства, их союза, взаимопомощи и взаимовлияния в один из самых драматичных периодов становления и развития Руси.

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

14 . Буслаев Ф. И. Общие понятия о русской иконописи. URL: http://refdb.ru/look/2339479-p11.html (дата обращения 08.08.17). 15 .Бычков В. В. Феномен иконы. М.: Ладомир, 2009. – 638 с. 16 .Васильевский В. Г. Введение в житие св. Георгия Амастридского//Васильевский В. Г. Труды. Т. III. Петроград: Типография императорской академии наук, 1915. – cclxxxviii+121 с. 17 .Владимир (Швец), архимандрит. Сорочан С. Б. Введение в агиографию. Харьков: Майдан, 2015. – 264 с. 18 .Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский. Предисловие ко второму тому Творений преподобного Феодора Студита //Феодор Студит, прп. Творения. Т. 2. Нравственно-аскетические творения. Догматико-полемические творения. Слова. Литургико-канонические творения [=Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей. Книга 6]. М.: Сибирская благозвонница, 2011. С. 7–24. 19 .Войтенко А. А. Агиографический текст как исторический источник//Вестник Московского Городского Педагогического Университета. Серия: Исторические науки. 2012. 1. С. 79– 90. 20 .Грабар А. Император в византийском искусстве. М.: Ладомир, 2000. – 332 с. 21 .Греческая философия. Т. 1/Канто-Спербер М., ред., Гайдамак В. П., Графова В. А., пер. с франц. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2006. – 499 с. 22 . Давыденков О. , протоиерей. Догматическое богословие. М., Изд-во ПСТГУ, 2014. – 622 с. 23 .Он же. Афтартодокетизм: Христология и антропология//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: материалы. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1999. С. 7–17. 24 .Дагрон Ж. Император и священник: этюд о византийском «цезарепапизме»/Мусин А. Е., пер. и науч. ред. Медведев И. П., общ. ред. СПб: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2010. – 480 с. 25 .Доброклонский А. П. Преп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. В двух частях. Одесса: Экономическая типография, 1913. – 1098, 570 с. 26 . Живов В. М. Богословие иконы в первый период иконоборческих споров//Он же. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. – 758 с.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

Победители фестиваля Завершился фестиваль торжественной церемонией награждения победителей конкурсной программы фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь!». За комплексный образовательный проект Сергей Чесноков вручил Гран-При фестиваля иерею Димитрию Гриценко, руководителю Центра защиты материнства и семейных ценностей Белорусской Православной Церкви (Минск). Вице-президент фестиваля Владимир Потиха вручил награды за первое место в конкурсной программе фестиваля Татьяне Владиславовне Беловой, представляющей Днепропетровскую областную общественную организацию «Центр защиты жизни и семейных ценностей» (Украина) за проект «Дом мамы» – вместе все преодолеем», и победителю в номинации «Наука» Елене Валерьевне Беляевой (Муром) за проект «Антропологическая ценность эмбриона человека: взгляд церкви и государства». Второе место досталось Ольге Владимировне Кочетовой из социального центра «Покров» (Нижегородская область, Дзержинск) за проект «Социальная информационно-просветительская деятельность, направленная на защиту семейных ценностей, поддержку деторождения и противодействия абортам». Третье место занял Радойко Любичич, руководитель сербского движения «1389», за проект «Искусство против абортов. Искусство для запрета абортов» (Инициатива за запрет абортов в Сербии, Белград). В номинации «Миссия» победителем стала Людмила Алексеевна Чуткова, автор-составитель сборника «За жизнь», вышедшего в Издательстве «Сибирская благозвонница» ( Москва ). В номинации «Уклад» награды удостоился Павел Михайлович Сафронов за проект «Детская игровая площадка» (Полоцкая епархия). В номинации «Защита» победили представители региональной общественной организации «Родные люди» (Самара) Светлана Геннадьевна Санфирова и Наталья Александровна Гражданкина с проектом «Добро». В номинации «Помощь» приз вручен Людмиле Николаевне Шулининой из группы доабортного консультирования регионального благотворительного фонда «Подари жизнь» (Сургут) за реализацию в ХМАО – Югре конкурса «Жизнь – священный дар».

http://ruskline.ru/news_rl/2015/07/13/za...

Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие. Ч. 2. – Ставрополь-Губернский: Типо-Литография Т. М. Тимофеева, 1902. – С. 167. Давыденко В. Ф. Святоотеческое учение о происхождении души человека//Вера и разум. – 1907. – 1. – С. 81. Немесий, еп. Эмесский. О природе человека/Пер. с греч. Ф. С. Владимирского, предисл. Н. В. Шабурова. – М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996. – С. 55.  Так мыслили некоторые языческие философы, которых и уличает в этом Лактанций. См.: Лактанций. Божественные установления. Кн. I-VII/Пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель В. М. Тюленева. – СПб: «Издательство Олега Абышко», 2007. – Кн. III, 18. – С. 210. Макарий (Булгаков) Московский, митр. Православно-Догматическое богословие. Т. 1. – М.: Изд-во «Паломник», 1999. – С. 440. Сильвестр (Малеванский), архим. Опыт православного догматического богословия: В 5 т. Т. 3. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2008. – С. 347. Давыденков О., иер. Догматическое богословие. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2005. – С. 216. Дореволюционные авторы указывают ссылку: Mansi IX, col. 396. Но по этой ссылке в точности указанного текста не обретается, хотя там и содержатся (col. 396-400) 15 анафематизмов V Вселенского Собора против заблуждений Оригена и 1-й из них (col. 396) – осуждает предсуществование душ. Также похожую мысль, осуждающую предсуществование душ, можно встретить и в одобренном этим Собором послании св. имп. Юстиниана к патр. Мине (см. Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при императорской Казанской Духовной Академии. Т. 5. – Казань: Центральная Типография, 1913. – С. 264-272, 288). Григорий Богослов, архиеп. Константинопольский, свт. Творения: В 2-х т. Т. 2: Стихотворения. Письма. Завещание/Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2007. – С. 27. Там же. – С. 114-115. Заметим в этой цитате также аллюзию на слова св. ап. Павла: И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его (Евр. 7: 9-10).

http://bogoslov.ru/article/1658192

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010