Так, по-видимому, Псалом воспринял два богословских мотива, идущих из Быт. 2.4 – 3.24 и Нав. 1:1–9 , и ответил на них на новом этапе домостроительства Божия. Однако образные средства выражения он воспринял из другого места, из Иер. 17:5–8 , в котором сравниваются путь жизни и пути смерти: Так сказал Господь: проклят человек, который уповает на мужа, и плоть полагает силою своею, и от Господа уклоняет сердце свое. И будет как сухой куст в степи, и не увидит, как придет добро, и будет жить в опаленных (местах), в пустыне, в земле солончатой, необитаемой. Благословен человек, который уповает на Господа, и Господь – упование его. И будет как дерево, посаженное при водах, и при потоке пустит корни свои, и не увидит, как придет зной, и будет лист его зелен; а в год засухи не тревожится и не прекращает приносить плод. 7 Выражение «и будет как дерево, посаженное при ручьях вод» из Псалма, а также слова лист, плод употребляются в таком же контексте, что и в Иер. 17:5–8 . Это свидетельствует о заимствовании Псалмом словесных образов из рассматриваемого отрывка. Однако в Иер. 17:5–8 различие, точнее, контраст, двух путей изображается иначе, чем в Псалме: Проклят человек – Благословен человек Который уповает на мужа – Который уповает на Господа Плоть полагает силою своею – Господь – упование его Будет как сухой куст в степи – Будет как дерево, посаженное при водах Не увидит, как придет добро – Не увидит, как придет зной Будет жить в опаленных (местах) – Будет лист его зелен В пустыне, в земле солончатой – В год засухи не тревожится Сравнивая приведенную схему с Псалмом, мы видим, что в последнем сохранено похожее противопоставление двух путей жизни и смерти. Противопоставление у Иеремии иллюстрируется на примере судьбы двух растений, одно из которых посажено при водах, а другое в знойной пустыне. Даже эта особенность сохраняется в Псалме. В нем сопоставляется судьба плодов одного и того же дерева: добрый плод продолжает питаться живительными соками, а другой «плод» отрезает себя от источника жизни и превращается в шелуху, которую развеивает ветер. 8

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogosl...

30: «И уцелевшее в доме Иудином, оставшееся, пустит опять корень внизу и принесет плод вверху...»); 4) 606 г., Навуходоносор, согласно 2 Пар 36. 6, увел в плен только царя Иоакима; согласно Дан 1. 2-4, после захвата царя Иоакима в Вавилон привезены также отроки «рода царского и княжеского» (упоминание об этих событиях отсутствует как в Книгах Царств и Иеремии, так и в вавилонских источниках); 5) 597 г., Навуходоносор, согласно 4 Цар 24. 12-16, увел 10 тыс. чел. (ср.: Иер 52. 28: 3023 чел.; 2 Пар 36. 10: упомянуто только переселение Иехонии; Вавилонская хроника 5. 11-13: «царь Вавилонии... захватил царя...»); 6) 587 или 586 г. датируется депортация, осуществленная Навузарданом; согласно 4 Цар 25. 11-12, в 19-й год Навуходоносора Навузардан выселил «прочий народ, остававшийся в городе, и переметчиков, которые передались царю Вавилонскому, и прочий простой народ выселил»,- цифры не указаны, но сказано, что «только несколько из бедного народа земли оставил начальник телохранителей работниками в виноградниках и землепашцами» (ср.: Иер 52. 29: в 18-й год Навуходоносора выселено 832 чел.; 2 Пар 36. 17-20: выселены все, кто остались в живых в Иерусалиме после взятия города; вавилонские источники об этой депортации не сообщают); 7) 582/1 г., Навузардан, согласно Иер 52. 30, переселяет 745 чел. (вавилонские источники об этом не сообщают). Книга Иеремии подводит итог 3 депортаций, упомянутых в ней, и сообщает, что всего в Вавилон было переселено 4600 жителей Иудеи, в то время как в Четвертой книге Царств говорится о 10 тыс. чел., уведенных только при одной депортации. Суммарное количество переселенных в новоассирийский период, по аккад. источникам, составляет 240 860 чел., однако с учетом возможной неточности цифр депортации 701 г. число может быть значительно меньше. При оценке этих депортаций историки акцентируют внимание чаще всего на том, какой процент населения оставался в Иудее и в Израиле. Что касается Израиля, то, по подсчетам К. Лоусона Янгера, после депортации 733-732 гг.

http://pravenc.ru/text/293912.html

     Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Бессмертен дух, который, как покажем ниже, может существовать без связи с телом и душой. Материалисты отрицают бессмертие души именно потому, что ничего не хотят знать о духе. А о бессмертии самосознания, понимаемого чисто физиологически, мы и не говорим.      Посмотрим теперь, дает ли Священное Писание нам право понимать дух и душу так, как мы только что изложили. Думаем, что наше понимание души и духа совершенно согласно с Откровением.      В различиых смыслах употребляется в Писании слово " душа " . То, как в просторечии, она обозначает просто всего человека: " Ни одна душа " , " никакая душа " . Ни одна душа из вас не погибнет, - говорит св. апостол Павел своим корабельным спутникам. В восьми душах сохранил семейство Ноя (2 Пет. 2,5). Душа согрешающая, она умрет (Иез. 18,20).      То душа является синонимом жизни. Душа его будет ему вместо добычи (Иер. 21,9). Умерли искавшие души Младенца (Мф. 2,20). Хлеб их - для души их (Ос. 9, 4). Не заботьтесь для души вашей, что вам - есть и что пить (Мф. 6, 25).      А вот ряд текстов, в которых явно идет речь о том, что можно было бы назвать " животной душой " . Душа их исплевала в них... Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами... От всякой пищи отвращалась душа их... Душа их истлевает в бедствии (Пс. 106,5-26). Будет он пастись... и душа его насытится на горе Ефремовой (Иер. 50, 19). Насытится ими (добычей) душа моя (Исх. 15,9). Голодному снится, будто он ест... и душа его тоща... снится, будто он пьет... и душа его жаждет (Ис. 29, 8). Благотворительная душа будет насыщена (Притч. II, 25). Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится (Притч. 13,4). Нерадивая, душа будет терпеть голод (Притч. Сытая душа попирает и сот (Притч. 27,7). Душа ваша да насладится туком (Ис. 55,2). Душа их будет как напоенный водою сад (Иер. 81,12).      (Здесь речь идет о благах земных). Прилепилась душа его к Дине (Быт. 34,3). Ждет ее (платы) душа его (Втор. 24, 15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Бессмертен дух, который, как покажем ниже, может существовать без связи с телом и душой. Материалисты отрицают бессмертие души именно потому, что ничего не хотят знать о духе. А о бессмертии самосознания, понимаемого чисто физиологически, мы и не говорим. Посмотрим теперь, дает ли Священное Писание нам право понимать дух и душу так, как мы только что изложили. Думаем, что наше понимание души и духа совершенно согласно с Откровением. В различных смыслах употребляется в Писании слово «душа». То, как в просторечии, она обозначает просто всего человека: «Ни одна душа», «никакая душа». Ни одна душа из вас не погибнет, — говорит св. апостол Павел своим корабельным спутникам. В восьми душах сохранил семейство Ноя (2 Пет. 2, 5). Душа согрешающая, она умрет (Иез. 18, 20). То душа является синонимом жизни. Душа его будет ему вместо добычи (Иер. 21, 9). Умерли искавшие души Младенца (Мф. 2, 20). Хлеб их — для души их (Ос. 9, 4). Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить (Мф. 6, 25). А вот ряд текстов, в которых явно идет речь о том, что можно было бы назвать «животной душой». Душа их истаевала в них… Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами… От всякой пищи отвращалась душа их… Душа их истаевает в бедствии (Пс. 106, 5–26). Будет он пастись… и душа его насытится на горе Ефремовой (Иер. 50, 19). Насытится ими (добычей) душа моя (Исх. 15, 9). Голодному снится, будто он ест… и душа его тоща… снится, будто он пьет… и душа его жаждет (Ис. 29, 8). Благотворительная душа будет насыщена (Притч. 11, 25). Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится (Притч. 13, 4). Нерадивая, душа будет терпеть голод (Притч. 19, 15). Сытая душа попирает и сот (Притч. 27, 7). Душа ваша да насладится туком (Ис. 55, 2). Душа их будет как напоенный водою сад (Иер. 81, 12). (Здесь речь идет о благах земных). Прилепилась душа его к Дине (Быт. 34, 3). Ждет ее (платы) душа его (Втор. 24, 15). Отвращается… душа его от любимой пищи (Иов. 33, 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Поэтому ап. Иаков и утверждает, что «много может усиленная молитва праведного». Но, если во время жизни своей на земле угодники Божии были нашими молитвенниками: то как же они могут забыть о нас, представ пред престол Божий после блаженной кончины своей? Думать это могут только люди, не верующие в бессмертие души человеческой и в загробную жизнь, т. е. переставшие быть христианами. Впрочем, угодники Божии уверяли верующих, что они и по кончине своей не перестанут быть их предстателями пред Богом. Так, ап. Петр пишет, что и после смерти своей он не прекратит своих попечений о верующих ( 2Пет. 1:13–15 ). Наконец, в слове Божием есть ясные указания на то, что, как Ангелы, так и св. угодники Божии, действительно, молятся за нас. Так, перед роковой битвой Иуда Маккавей удостоен был чудного видения: «Он видел (давно умершего) Онию – бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, крепкого нравом, приятного в речах, издетства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели – видел, что он, простирая руки, молился за весь народ иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: «это – братолюбец, который много молился о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божии» ( 2Мак. 15:12–14 ). Св. Апостол Иоанн удостоился подобного же видения: «двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святым» ( Откр. 5:8 ). О таких же молитвах святых пред престолом Божиим тайновидец говорит еще и в другом месте: Откр. 8:3–4 . Впрочем, в своем рационалистическом отрицании молокане заходят слишком далеко: в своих молитвах, из которых несколько находится даже и в приведенном нами их «Вероисповедании», они ни разу не обращаются даже к Самому Господу нашему Иисусу Христу: но это противоречит уже всему Св. Писанию Нового Завета, хотя для молокан, отрицающих Божество Иисуса Христа, и не может быть иного последовательно проведенного вывода из их посылок. В опровержение учения Православной Церкви о почитании Божией Матери, Ангелов и св. угодников Божиих, молокане и другие, родственные им, сектанты указывают множество мест в различных книгах Ветхого и Нового Заветов, а именно: Иер. 44:17 ; Мф. 12:48–50 ; Лк. 8:21 ; Втор. 4:19 ; Иер. 19:13 ; Деян. 7:42 ; Кол. 2:18 ; Евр. 1:14 ; Исх. 20:3 ; Пс. 107:13; 117:8–9; 140:3 ; Ис. 42:8 ; Иер. 17:5 ; Мф. 4:10 ; Лк. 16:27–31 ; Деян. 10:25–26 ; 1Ин. 2:1 ; Рим. 8:26–27, 34 ; 1Тим. 1:17; 2:5 ; Евр. 7:24; 9:15; 12:24 ; Откр. 2:6, 15; 6:9–10; 19:10; 22:9 . Но из всех этих мест достаточно остановить внимание только на двух: Деян. 10:25–26 и Откр. 19:10 ; сравн. 22:9, – потому что эти места могут представляться некоторым затруднительными для понимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

«Ты же не проси за этот народ, и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя». Объяснение. Бог отклонил ходатайство Иеремии потому, что видел совершенное отпадение народа: Иер.7:24:27, 15:1 ; Иез.14:14 . Отклонено ходатайство Иеремии Богом не потому, что ходатайство вообще неугодно Ему или не имеет пред Ним силы, но потому, что в этом именно случае оно было излишне и бесполезно для народа. Зато в другом случае, когда народ раскаялся и просил Иеремию ходатайствовать пред Богом, Бог принял его ходатайство и объявил народу Свою милость: Иер.42 глава, ср. Быт.20:7:17 . Есть в Библии и другие примеры, из которых видно, что Господь принимал ходатайство праведных людей за грешников: Иов.42:8 . Иер.17:5 . «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа». Объяснение. Если взять в целом виде этот стих, то видно будет, что здесь осуждается такой именно человек, который, оставив Бога, надеется только на человека или надеется на человека больше, чем на Бога, как и сказано об этом в самом тексте – «плоть делает своею опорою, а сердце его удаляется от Господа». Православная же Церковь возлагает надежду на святых только как на молитвенников своих пред Богом. Но источником всех благ и она признаёт Одного только Бога. Недоумевающим относительно того, как могут ходатайствовать мёртвые люди, можно ответить указанием на то, что у Господа «все люди живы»: Лк.20:38 ; Рим.14:8 . Притом умершие праведники находятся непосредственно пред Господом, и потому им на небе даже удобнее молиться и ходатайствовать о ближних, чем на земле: 2Кор.5:8 ; Флп.1:26 ; 2Мак.15:14 . Иез.18:20 . «Душа согрешающая, она умрёт; сын не понесёт вины отца, и отец не понесёт вины сына, правда праведного при нём и останется». Объяснение. Мы просим себе у святых не праведности их, не того, чтобы они уделили нам от своей праведности, но молитв их о заступничестве пред Богом без мысли позаимствовать у них праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

4Цар.23:31 .  Двадцати трех лет был Иоахаз, когда воцарился, и три месяца царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хамуталь, дочь Иеремии, из Ливны. 4Цар.23:32 .  И делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его. 4Цар.23:33 .  И задержал его фараон Нехао в Ривле, в земле Емафской, чтобы он не царствовал в Иерусалиме, – и наложил пени на землю сто талантов серебра и [сто] талантов золота. 4Цар.23:34 .  И воцарил фараон Нехао Елиакима, сына Иосиина, вместо Иосии, отца его, и переменил имя его на Иоакима; Иоахаза же взял и отвел в Египет, где он и умер. 4Цар.23:35 .  И серебро и золото давал Иоаким фараону; он сделал оценку земле, чтобы давать серебро по приказанию фараона; от каждого из народа земли, по оценке своей, он взыскивал серебро и золото для того, чтобы отдавать фараону Нехао. О Ливне см. замеч. к ( 4Цар.19:8 ). Ривла (у LXX-mu: Βλα, Ρεβαμι, Vulg.: Rebla, слав.: «Ревлаам», «Вила» – Onomasticon, 274) – город на северо-восточной границе земли обетованной ( Чис.34:11 ), на Оронте, теперь Рибле, между Хамсом (Емеса) и Баальбеком. Сюда Нехао заключает лишенного им царства (после 3-месячного царствования) Иоахаза (ст. 33), здесь же после Навуходоносор ослепил Седекию ( 4Цар.25:6 ), затем уморил вельмож Иудиных ( 4Цар.25:21 ). По-видимому, Ривла была главной квартирой Нехао, а после Навуходоносора. Вместо Иоахаза Нехао ставит царем Иудеи старшего сына Иосии Елиакима, переменив ему имя на Иоаким в знак (ср. Быт.41:45 ; Дан.1:7 ) его вассальной зависимости от себя (так после поступил Навуходоносор в отношении Матфании-Седекии, 4Цар.24:17 ). Возложенная египетским фараоном дань на Иудею разложена была (как некогда в Израильском царстве при Менаиме, 4Цар.15:19 ) на собственников земельных участков, даже и бедных (евр. ам гаарец). 4Цар.23:36 .  Двадцати пяти лет был Иоаким, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Зебудда, дочь Федаии, из Румы. Рума (у LXX-mu: Αρημ, Vulg.: Ruma), вероятно, тождественна с Арума, близ Сихема ( Суд.9:41 ; И. Флавий, Иуд.Война 3:7, 21), теперь Хирбет Рума к югу от равнины Асохис (Onomast. 793). Иоаким царствовал 11 лет, с 609 по 593 гг. (ст. 36; 2Пар.35:5 ). Нечестивое царствование его, полное измены истинной религии и обильное всякими неправдами ( Иер.7:9 и далее; Иер.17:2,19:4 и далее; Иер.22:13–17 ; Иез.8:9–17 ; Авв.2:9–14 ), было истинным бедствием для Иудеи, роковым образом увлекавшим его к гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

6:13). «Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр. 6:16–17 ). «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков» ( Отк. 10:5–6 ). «Клятва есть удостоверение в истинности сказанного и в исполнении обещанного, совершенное с благоговейным призыванием Самого Бога в свидетели истины и в каратели лжи и обмана. Когда же такая клятва дается по установленной Церковью и государством форме и с соблюдением предписанных ими обрядностей, она получает название присяги. Только этим одним и отличается присяга от клятвы в христианском обществе 30 . Клятва есть древнее установление, имеющее божественное происхождение, ибо Бог, чтобы показать людям непреложность Своей воли и Своих обетований, не только Сам употреблял клятву Самим Собой ( Быт. 22:16–17 . Амос. 6:8 ), но, запретив произносить имя Его напрасно ( Исх. 20:7 ), клясться во лжи ( Лев. 19:12 ; Зах. 8:17 ; Иер. 7:9 ) и именем богов ложных ( Иер. 5:7 ), повелел в важных случаях их жизни, в удостоверение истинности своих слов, клясться именем Его ( Исх. 22:11 ; Вт. 6:13; Иер. 12:16 ). И, действительно; исполняя повеление Господне, ветхозаветные люди в необходимых случаях клялись именем Божьим. Так, например, поклялся именем Божьим Авраам Авимелеху ( Быт. 21:23–24 ). Авраам же, посылая раба своего найти жену для сына своего Исаака из родного племени, потребовал клятвы от раба своего, и раб «клялся ему» ( Быт. 24:19 ). Клялся Господом Давид Саулу, что не искоренит потомства его ( 1Цар. 24:22–23 ). Клялись во времена Моисея, клялись и после него перед жертвенником в храме: «когда кто согрешит против ближнего своего, и потребует от него клятвы, чтобы он поклялся» ( 3Цар. 8:31–32 ). А о том, что и в Новом Завете христиане будут клясться именем Божьим, дважды предсказано было пророком Исаией (45:23, 19:18–21, 65:15–16 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В христианской церкви, среди самих её членов, востанут, т. е. имеют явиться, выступить лжепророки – ψευδοπροφται. Это уже не те обольстители, о которых Господь говорил ранее ( Мф.24:5 ). Они не будут выдавать себя за Христа – Мессию, а будут считать себя лишь за пророков, хотя и их появление имеет в своей основе идею и лицо Христа. Пророчество и лжепророчество, как его извращение, известно было в истории человечества с глубокой древности. Во времена ветхозаветные среди избранного народа Божия наряду с истинными, Богом Самим призванными пророками, были и ложные пророки, о которых, хотя они и действовали от имени Иеговы, как Его посланники и представители, Господь говорил: „пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое, и мечты сердца своего“. ( Иер.14:14 ). В этих словах заключается определение понятия: „лжепророк“, которое Иисус Христос ближе не определил, вероятно, как достаточно знакомое и понятное Его ученикам. Очевидно, этим наименованием обозначаются все те, которые без божественного призвания, без божественного полномочия выступают в качестве учителей и руководителей ко спасению. Нет оснований отличать по существу лжепророков от лжеучителей 472 , так как Св. Писание употребляет оба термина, по-видимому, безразлично и с ветхозаветными лжепророками сравнивает новозаветных лжеучителей ( 2Пет.2:1 ). Поэтому лжепророки это вообще непризванные вожди человечества, о которых Господь устами одного из истинных пророков говорит: „Я не посылал пророков сих; а они сами побежали“ ( Иер.23:21 ). Самоизмышленные теории они выдают при этом за божественное откровение, за ту воду живую, которой жаждет ищущее правды человечество; а откровенную истину они извращают сообразно своим ложным теориям. „Они обманывают вас, говорит Господь о лжепророках народу Еврейскому, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних“ ( Иер.23:16 ). Таких ложных учителей и руководителей, по словам Христа, явится много и это, конечно, только умножает опасность искушения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

И все же Великий Композитор считает, что чего-то не достает. Многие мужчины восклицают: «В тот момент все уже было хорошо!» Бог был другого мнения, и тогда из ребра Адама появилась Ева, финальный аккорд. В этом мире женщина занимает то место, которое не может быть занято никем другим, даже мужчиной. Весь этот огромный мир без нее не полон. Ева, как и Адам, отражает собой Божий образ и так, как это может делать только она. Желая рассказать о Себе полнее, Творец подарил женщину, и это очень не похоже на предназначение Адама. Какое Божие послание в себе несет женщина? Ответ в Писании: «Нехорошо быть человеку одному» (Быт 2:18). Казалось бы, Божия Слава сияет, между мужчиной и Творцом нет никаких преград для общения. Чего недостает? Женственности! Женщина несет в себе отношения В Книги Иеремии Бог говорит о Себе и Своем народе: «И дам им сердце, чтобы знать Меня» (Иер 24:7). Все содержание Библии — это история отношений Бога и Его людей, Творца и человека, история любви по большому счету. Многие ли из нас воспринимают Бога как Личность, жаждущую нашей любви? Представьте себе, Великий и Всемогущий хочет наладить отношения с каждым из нас! В той же книге главами позже Бог говорит: «Если взыщете Меня всем сердцем вашим» (Иер 29:13). Бог хочет, чтобы мы добивались Его любви, желали знать Его. Любая женщина мечтает встретить того, кто полюбит ее всем сердцем. Она хочет быть желанной — и в этом проявляется качество Бога. Христианство можно представить как роман, где Бог хочет разделить с нами жизнь, полную красоты. «Издали явился мне Господь и сказал: «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер 31:3). Звучит как поэзия, согласитесь. Ева — послание Бога всему миру. С ее помощью Он объявляет о главном развитии Вселенной — о чудесной совместной жизни с Ним. Когда мужчина предает или отвергает женщину, ее ярость неуемна. Это такое же отражение качества Бога, как, например, в Книге Исход (20:5): «Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня». Довольно жестко, зато в этом свете понятна ярость женщины. Поддержка, которая всегда рядом

http://blog.predanie.ru/article/muzhestv...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010