Однако это вовсе не означает, что любой сон человека – вещий. В Писании неоднократно упоминается о ложных снах и о том, как пагубно доверие им и попытка выдать их за откровения: «Вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою» (Зах. 10: 2). «Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?» (Иер. 23: 27); «вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23: 32); «да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» (Иер. 29: 8). В еще большей внимания как состоянию сна, так и феномену сновидений уделяется в трудах святых отцов Церкви. Состояние сна Смысл сна Блаженный Августин так описывает состояние сна: «То, что производит сон, возникает из тела и действует в теле. Сон приводит в бесчувственное состояние и некоторым образом заслоняет телесные чувства. Душа же уступает этому изменению с удовольствием, потому что оное изменение, возобновляющее телесные силы после трудов, происходит по закону природы… телесное изменение, какое представляет собою сон, может отнимать у души пользование телом, но не ее собственную жизнь» . Блаженный Феодорит Кирский указывает на промыслительное значение сна как отдыха для тел трудящихся: «Смотрение Божие… дало… сон сладкий и продолжительный, который может успокоить тело после усталости и сделать его более крепким для трудов следующего дня. Поэтому не смотри на одни только труды, но обрати внимание и на утешения после трудов и за все восхваляй Правителя всяческих» . Святитель Григорий Нисский говорит о состоянии сна как естественном явлении, обусловленном изменчивостью как непременным атрибутом земной жизни: «Сон ослабил напряженное в бодрствовании, потом бодрствование привело в напряжение то, что было ослаблено. И никакое из этих состояний не продолжается вместе с другим непрестанно, но оба уступают место друг другу при появлении того и другого, и, таким образом, естество этими переменами обновляет само себя… Если вовремя и умеренно быть в том и другом состоянии, то это дает естеству силу к поддержанию себя… Благовременный отдых для телесного состава необходим, чтобы пища беспрепятственно разошлась но всему телу известными в нем для этого путями, тогда как никакое напряжение не мешает этому переходу» .

http://pravoslavie.ru/4305.html

Проекты «Правмира» Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Почему Церковь негативно относится к толкованию сновидений? Учение Карла Густава Юнга о сновидениях грешно? Здравствуйте! Хотелосьбы узнать, почему Церковь так негативно относится к толкованию сновидений, что даже на Вашем сайте эта весьма научная тема занесена в оккультизм и суеверия. Учение Карла Густава Юнга о сновидениях настолько грешно? Настя. Отвечает протоиерей Михаил Самохин: Здравствуйте, Настя! Церковь основывает свое учение о том или ином феномене на основании Священного Писания. Касается это и толкования снов. Хотя Господь неоднократно вразумлял людей посредством снов в Ветхом и Новом Завете, эти вразумления не требовали толкований. Вместе с тем в Священном Писании имеются предостережения от толкования снов, как от процесса духовно опасного и вводящего людей в заблуждение. Приведу всего две цитаты: «Вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою» (Зах. 10: 2). «Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу?» (Иер. 23: 27); «вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь» (Иер. 23: 32); «да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся» (Иер. 29: 8). Подробнее о православном отношении к сновидениям читайте здесь: http://www.pravoslavie.ru/put/080619105447.htm и здесь: Учение Юнга, в том числе, в сфере теории сновидений, основано на представлении об архетипах и является частью предлагаемой им терапии неврозов. Оно не имеет никакого отношения к тому, что называется толкованием снов в обывательском понимании. Психологическая интерпретация снов Юнгом всегда контекстна, имеет конкретное терапевтическое значение и представляется им возможностью проникновения в мир бессознательного.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/pochemu-c...

Теперь грех открыт; и надо отвечать – каяться и не грешить или пребывать в нем сознательно. Грех уже не частность и не случай, но существенное обобщение, которое характеризует духовное устроение человечества в целом – дела его злы. Злые дела погибнут, но дела Божии вечно пребывают. Гамалиил увещевал фарисеев, чтобы те не противились делу, которое возможно от Бога (см.: Деян.5:38 ), и в качестве аргумента приводил недолговечность дел человеческих, что надо понимать как недолговечность неправедных дел. «Придет же день Господень... земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет.3:10 ). Человеку, привыкшему делать зло, столь же неестественно делать добро как эфиопу поменять кожу ( Иер.13:23 ). Более того, злодетель не может терпеть добродетеля и восстает на него даже до убийства. Каин убил брата «за то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» ( 1Ин.3:12 ). Желание Божие – благодетельствовать человеку, но Господь не скрывает, что отменит уготованное благо, если дела человека будут злы ( Иер.18:10 ). «Великий в совете, и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его...» ( Иер.32:19 ). «Клялся Господь славою Иакова: поистине во веки не забуду ни одного из дел их!» ( Ам.8:7 ). Очевидно, что за делами последуют воздаяния. Что бы ни делалось человеком, плоды дел его объявятся к осени человечества и тогда придет Суд – плоды сами будут судом пред Лицем Божиим. Осень – это время и срок, отсюда и суд отлагателен и не скор. От того-то человек не страшится делать зло. Промедление Суда есть Милость Божия, подающая возможность обратиться к делам Божиим, к доброделанию (см.: Ис.30:18 ). Добрые дела человека – это повод к прославлению Бога (см.: Мф.5:16 ), потому что все добро в Боге. Господь воздает каждому по делам его – не по тому, что один был горшечником, другой пахарем, а третий священником, но лишь по тому, как они прославляли Бога в своих трудах и делах (см.: Мф.16:27 ). Дело будет безжалостно судить своего делателя, человек – это тряпье, а дело его – искра и огонь, который охватит это тряпье, так что никто не потушит (см.: Ис.1:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Евангелии от Иоанна утверждается, что Бог невидим по природе, однако Он был явлен человечеству через Иисуса Христа: «Бога не видел никто никогда. Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин 1:18 )». Бог вечен и вездесущ. Время и пространство — неотъемлемые характеристики тварного мира, но Творец пребывает вне пространства и времени. Псалмопевец выражает это так: «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» ( Пс 89:5 ); «Дни мои — как уклоняющаяся тень… Ты же, Господи, вовек пребываешь» ( Пс 101:12–13 ). В Ветхом Завете говорится, что Бог превосходит все пространственные ограничения ( 3Цар 8:27 ; Иер 23:23–24 ; Пс 138:8–10 ) и объемлет всё сотворенное ( Прем 1:7 ). По слову святителя Кирилла Иерусалимского , Бог «не ограничен каким-либо местом… Он во всем и вне О вездесущии Божием говорит Псалмопевец: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» ( Пс 138:7–10 ). Бог всемогущ. Ветхозаветный пророк возвещает: «Ибо Я Господь, Я говорю; и слово, которое Я говорю, исполнится» ( Иез 12:25 ). Для Бога нет ничего невозможного ( Быт 18:14 ). Бог всемогущ на небе и на земле, ибо Он Сам сотворил их ( Быт 2:4 ). Бог по Своему благоусмотрению располагает Своим творением ( Иер 27:5 ), созданным Его словом и «духом уст Его» ( Пс 32:6 ). Он властвует над силами и порядком сотворенной Им вселенной ( Пс 64:8; 88:10 ). Поскольку Он Сам установил этот порядок ( Иов 28:25–28 ; Прит 8:27–31 ), Он может и менять его. Бог «знает наперед будущее, Он могущественнее всего; знает и делает так, как О всемогуществе Божием свидетельствует в Евангелии Сам Господь Иисус Христос: «Авва Отче! Все возможно Тебе» ( Мк 14:36 ). По словам Спасителя, Богу «все возможно» ( Мф 19:26 ). В Священном Писании многократно говорится о благости Бога и о том, что Бог есть источник всякого добра.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Во–первых, стал бы считать Бога недоброжелательным, обольстителем и лжецом, во–вторых, действительного обольстителя, отца лжи и злобы, — благодетелем и другом; и кроме того продолжал бы впредь грешить бесконечно. Но Бог избавил его от всего этого, изгнав тогда из рая. Так и врач если не трогает раны, то дает ей более загноиться; если же вырезывает, то останавливает дальнейшее распространение гнилости язвы. Что же из этого? — скажет кто–нибудь, Бог не остановился на этом, но еще наложил на человека подвиги и труды; потому что ничто так не малоспособно пользоваться покоем, как человеческая природа. Если уже и теперь, когда лежат на нас такие труды, мы грешим непрестанно, то на что не дерзнули бы, если бы Бог оставил нас при удовольствиях еще и в бездействии? « Праздность », говорит Писание, « научила многому худому » (Сир. 34:28). Это изречение подтверждают как ежедневные события, так и случившееся с нашими предками. « И сел народ », говорит Писание, « есть и пить, а после встал играть » (Исх. 32:6). И еще: « И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего » (Втор. 32:15). Согласно с этим говорит и блаженный Давид: « Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу » (Пс. 77:34). И к Иерусалиму Бог говорит чрез Иеремию: « Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась от тебя, чтоб Я не сделал тебя пустынею, землею необитаемою » (Иер. 6:8). А что не только злым, но и добрым людям спасительно подвергаться уничижению и страданию, об этом пророк еще говорит так: « Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим » (Пс. 118:71). После него и Иеремия говорит то же самое, хотя не теми же словами: « благо человеку, когда он несет иго в юности своей; сидит уединенно и молчит » (Плач. 3:27–28); и о себе самом молит Бога так: « не пощади меня во отчуждение мне в день лютый »  (Иер. 17:17). И блаженный Павел, который столько просиял благодатью и превзошел человеческую природу, имел тем не менее нужду в этом благотворном средстве; посему и говорил: « дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

истинное покаяние, сокрушение о прежних грехах; умная и сердечная молитва и воздыхание, так как Бог видит и все наши сердечные желания; избавление от лицемерия, которое во внешнем проявляет святость, но внутри питает зло... Помня о всеведении Божием, учись исправлять свое сердце, чтобы и внешние твои дела были праведны. Иначе будешь как яблоко, извне красное, но внутри гнилое и червивое, или как гроб, раскрашенный снаружи, а внутри смрадный. Святитель Тихон Задонский (113, 109). Отчего так согрешили Анания и Сапфира? Оттого, что забыли, что Бог видит их дела и помышления. Если бы помнили они, что Бог все видит, и вовне и внутри, яснее, чем все люди и даже они сами, не пришло бы им и в голову так покривить душой перед апостолами. Оттого же происходят и все наши грехи и грешные замыслы. Ухитряемся все прикрыть от взоров человеческих, и думаем, что все хорошо. Люди ничего не видят и считают нас праведными, но это не меняет нашей ничтожности. Зная это, повторяй себе: зачем сатана учит мое сердце лгать в лицо Богу? Очи Его светлее солнца и видят в сокровенных тайниках сердца, ни ночь, ни море, ни подземелье не укрывают от Него. Помни это, и потому позаботься о своем внешнем и внутреннем поведении, хотя и незаметном для других. Если бы Всевидящий был безразличен к нам, можно бы равнодушно относиться к Его всеведению,- но Он же и Судия. И суд Свой, в силу всеведения. Он произносит нередко прежде, чем ожидаем. Может быть, у Него уже решено теперь произнести суд и над нами, пока мы еще надеемся укрыться со своими грехами в темной лжи: не увидит Господь! (Пс. 93, 7). Епископ Феофан Затворник (107, 113-114).  ВСЕМОГУЩЕСТВО БОЖИЕ " О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоей и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного " (Иер. 32, 17). " Вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня? " (Иер. 32, 27). " Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает " (Ис. 40, 26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Кроме того, вы можете сказать собеседнику, что Иегова назван «Богом сильным» и в Иер.32:17–18 : «...О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного; Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них; Боже великий, сильный, Которому имя Господь [Иегова] Саваоф!» (курсив автора) 352 . Поскольку Библия называет «Богом сильным» и Иегову, и Иисуса, Спросите: Учитывая, что «Богом сильным» Библия называет не только Иисуса ( Ис.9:6 ), но и Иегову ( Ис.10:21 ), может быть, Общество Сторожевой Башни ошибается, считая этот титул указанием на меньшую степень божественности? Если Иисус – «Бог сильный», и Иегова – «Бог сильный», что вы можете сказать о божественной природе Иисуса? Если Иегова – «Бог сильный», и Иисус – «Бог сильный», как быть с учением Писания, что на небесах не может быть двух сильных Богов? Единственно возможное объяснение: учение о Троице истинно. Подтвердить, что на небесах есть только один сильный Бог, можно следующими стихами: Ис.44:6 : «...Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога». Ис.44:8 : «Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю». Ис.45:5 : «Я – Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня...». Прочитав эти отрывки, Спросите: Как вы увяжете прочитанные стихи с тем, что Исаия называет «Богом сильным» и Иегову (10:21), и Иисуса (9:6)? Развивая эту тему, вы можете упомянуть, что словом «Бог» в Библии чаще всего переводится еврейское слово Elohim. Elohim – самое распространенное имя Бога в Ветхом Завете, где встречается примерно 2570 раз. В буквальном переводе это слово означает «сильный», а окончание множественного числа (-im) указывает на полноту силы или власти 353 . Elohim в Ветхом Завете изображается могущественным и суверенным Властелином Вселенной, держащим в Своих руках все человечество. Слово Elohim входит в состав таких титулов, как «Бог всей земли» ( Ис.54:5 ), «Бог всякой плоти» ( Иер.32:27 ), «Бог небесный» ( Неем.2:4 , букв. «Бог небес». – Примеч. науч. ред.) и «Бог богов и Владыка владык» ( Втор.10:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Человечество после потопа развивается также под законом греха. Уже в самом семействе Ноя обнаруживается нечестие: Хам за неповиновение отцу проклинается со всем своим потомством. В истории столпотворения Вавилонского снова проявилось хотение быть «яко бози», вызвавшее суд смешения и разделения языков. Хотя после этого наказания люди не могли уже совершить общечеловеческого зла, но они все продолжали грешить. Даже и в Симово потомство проникло нечестие, так что ему грозила опасность потери веры, идолопоклонства. В богоизбранном семействе, из которого произошёл отец верующих Авраам, Фарра, отец Авраама, имел идолов. Праведность самого Авраама была относительной, так как и сам отец верующих не был свободен от греха ( Быт.12:11, 13, 20:2 ; Ис.43:27 ). Избрание Авраама и Израиля указывает на всеобщую силу греха в роде человеческом, если нужно было обособить отдельное лицо и племя из всего рода, на которых должны были сосредоточиться все чаяния. Сам Иегова становится руководителем народа, открывает ему Свою волю, даёт чрез Моисея закон, определяющей религиозный, гражданский и домашний быт его; ему принадлежали: «всыновление и слава, и заветы и законоположение, и служение и обетования» ( Рим.9:4 ) – и тем не менее в продолжение всей своей истории начиная с Египта, народ оставался жестоковыйным, непокорным и непослушным, с крепким лбом и жестоким сердцем ( Исх.32:9 ; Втор.9:6 ; 4Цар.17:14 ; Ис.48:4 ; Иер.5:3 ; Иез.2:4, 3:7:9 ), часто отпадал от Иеговы, чтил идолов языческих народов и ходил во всех грехах и пороках. «От юности», с раннего утра сыновья Израилевы и сыновья Иудины зло делали пред очами Иеговы ( Иер.32:30, 7:25–26 . Иез.16:22–23 ), «от чрева матери были беззаконниками». ( Ис.48:8 ). Наконец, последним, тягчайшим преступлением Израиля было отвержение и распятие Спасителя грешников. «Непрерывная смена форм греха, замечаемая во всей ветхозаветной истории, предполагает для себя никогда не прекращающееся, общее всему человечеству, внутреннее тяготение ко греху» 92 , от которого не свободны даже праведники. Пророк Исаия говорит о себе: «я человек с нечистыми устами, и живу среди народа с нечистыми устами» ( Ис.6:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В ВЗ Бог предстаёт как пастырь Своего народа: Пс 22:1; 79:2; Ис 40:11; Иер 31:9. О Давиде (или Мессии, происходящем из его рода) говорится как о пастыре в Пс 77:70–72; Иез 37:24; Мих 5:4. В Иер 2:8; 10:21; 12:10 звучит тема неверных пастырей, нерадеющих о Божьем стаде. Противопоставление неверных пастырей и Бога как истинного пастыря дано в Зах 11:4–9, а в Иез 34 это дополняется темой Давида (34:23) как пастыря, посланного Богом. В Ис 63:11 Моисей назван пастырем овец Божиих. В раввинистической литературе и у Филона Александрийского (Жизнь Моисея 1:60–62) встречается мысль, что Моисей сначала был испытан как пастырь овец и лишь затем послан в качестве пастыря к народу; Филон говорит, кроме того, что Бог есть пастырь Своего народа и ставит также пастырем Своего первородного Сына, или Слово (О земледелии 50–54). Наконец, образ Мессии-Пастыря обнаруживается в синоптических Евангелиях: Мк 6:34=Мф 9:36; Мф 18:12–14, ср. Лк 15:3–7; Мк 14:27=Мф 26:31; Мф 25:32, в Евр 13:20 и в 1 Пет 2:25; 5:4. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец — в противоположность вору, который отнимает у них жизнь. Выражение полагать жизнь ( yuc»n) характерно для Иоанна (10:11,15,17–18; 13:37–38; 15:13; 1 Ин 3:16). Предсказание о смерти см. Мк 8:31; 9:12,31; 10:33–34,38,45; 12:8 и параллельные места у других синоптиков. За овец (см. ещё 10:15) — предлог за ( у Иоанна всегда в таких случаях выражает цель смерти: отдам за жизнь мира (6:51), лучше нам, чтобы один человек умер за людей (11:50–51; 18:14), я душу мою положу за Тебя (13:37, слова Петра), если кто положит душу свою за друзей своих (15:13). Ст. 12 Наемник… видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит — ср. с рассказом юного Давида о его недавнем пастушеском прошлом (я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его 1 Цар 17:34–36). И волк расхищает овец, и разгоняет их — ср. поражу пастыря, и рассеются овцы (Мк 14:27, цитата из Зах 13:7) и прощальные слова Павла эфесянам в Деян 20:29 (по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада).

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

ИСПУСТИТЬ ДУХ Образное замещение понятия «умереть». Сотворенный Господом из праха земного, человек остается мертвой, косной материей, пока в него не вливается животворящее начало — дух, который одновременно и некая не имеющая физических признаков сущность, и дыхание, доступное чувственному восприятию. Таково дыхание жизни, которым наделяет Бог человека: «И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 , см. также Быт.6:17 ; ср .: «дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих» — Иов.27:3 ; см. также Зах.12:1 ). Смерть вновь разделяет дух и материю, останавливает дыхание человека. «Выходит дух его, и он возвратится в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» ( Пс.145:4 ). Дух — дар Бога и принадлежит Ему: «Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти…» ( Еккл.8:8 , см. также Иов.2:10 ), и к Нему возвращается: «И возвратился прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:7 , см. также Иов.34:13–15 ; Пс.103:29 ). «Испустить дух» — распространенное в тексте Б . иносказательное обозначение смерти конкретного человека: «И испустил Исаак дух и умер» ( Быт.35:29 ); «я скоро умолкну и испущу дух» ( Иов.13:19 ); «лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое» ( Иер.15:9 ); «вдруг она упала у ног его и испустила дух» ( Деян.5:10 ). Распятый Господь, «возопив громким голосом, испустил дух» ( Мф.27:50 , ср. Мк.15:37 ; Лк.23:46 ; Ин.19:30 ). Исцелять раны ИСЦЕЛЯТЬ (ВРАЧЕВАТЬ) РАНЫ (ЯЗВЫ, НЕДУГИ) см. также БАЛЬЗАМ НА РАНУ ; ВРАЧУ! ИСЦЕЛИСЯ САМ ; ИСЦЕЛЯТЬ РАНЫ ОБЩЕСТВА Помогать кому-либо избавиться от душевных страданий, утешать и ободрять человека, перенесшего тяжелую утрату, подавленного горем. Отношение Бога и человека (человеческого общества), уподобленные отношениям целителя и больного, — одна из сквозных библейских метафор. «Я… целитель твой», — говорит Господь израильскому народу ( Исх.15:26 , ср. Втор.32:39 , см. также Ос.7:1, 11:3 ). Через пророков Он возвещает: «Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы»; «Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих» ( Ис.30:26 ; Иер.30:17 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010