—408— бийской школы» – может быть признана лишь весьма неудачным переводом слов Гергенрётера (Die antiochenische Schule. S. 58): «Die von Edessa Betriebenen hatten aber auch die Schriften des Nestorius und Theodor und so den Nestorianismus und Theodor’s exegetische Methode als die einzig gültige hieher verpilanzt, т. e. изгнанные из Эдессы пересадили сюда писания Нестория и Феодора и таким образом несторианство и экзегетический метод Феодора, как единственно ценный». На стр. 27 автор напрасно увеличивает хронологическое расстояние между Юнилием и Ефремом до двух столетий. Толкования Ефрема Сирина писаны в 363–370 гг. Книга Юнилия около 540, но ведь лежащие в основе ее чтения Павла Низибийского преподавались в Низибии, конечно, значительно раньше, так что между Ефремом Сирином и Юнилием, поскольку он отражает в своем сочинении мысли Павла, едва ли следует считать больше полутора столетия. На стр. 76 представляется, будто общее древне-церковное предание о послании к евреям и об евангелии Матфея мы узнаем только у Ефрема Сирина . На 85 стр. название еврейской глагольной формы дважды написано почему-то в разном виде – Qual и Kal. Стр. 112: «изъяснение очень часто получает отрывочный характер, во многом напоминающий катены». Но ведь для катен самое характерное то, что они – выписки из разных авторов. На стр. 164–165 читаем: «историко-типологические изъяснения Ефрема служит (?) повторением общеизвестных и общепринятых аллегорических толкований, унаследованных от Филона и т. д.». Жаль, что автор вместо доказательств этой мысли счел достаточным просто сослаться на статью Жданова. В 4 прим. к 176 стр. речь идет о числе писем Исидора. В полном собрании его писем теперь 2012. По свидетельству Свиды, их 3000, касающихся экзегетических вопросов, и 7000 других. «А Никифор Каллист, продолжает автор, число писем Исидора увеличивает до 1000». На стр. 189 автор приводит слова преп. Исидора: «писанное не важнее не написанного» – и делает примечание: —409— «Следовательно авторитет Св. Писания ничуть не превышает авторитета Св. Предания». Прежде всего заметим, что речи об авторитете Писания и Предания давно пора бы заменить мыслью об авторитете Церкви Соборной. Но главное, преп. Исидор под ненаписанными разумеет в данном случае вовсе не предание. В подтверждение своей мысли он приводит Иер.21:31–33 , Ин. 6:45 , 2Кор.3:3 – места, где говорится о законе, написанном в мыслях и на сердцах, на скрижалях сердца плотяных, а не на скрижалях каменных. Этот закон едва ли можно отождествлять с преданием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Троице как положительно, так и полемически. Догмато собственно о троичности Лиц в Боге доказывается во второй части этой “розмовы (т. е. беседы) о Мессии” 704 : здесь в пользу этого догмата приводятся 12 доводов из свящ. Писания ветхого завета – Быт. 1:26, 2:13, 3:22, 11:7, 18 гл. (явление Аврааму трех мужей), Исх. 6:3, 48:16, 42:1 , Пс. 66:7–8, 44:8, 56:9 (“востании славо моя, востани псалтири и гусли: востану рано”), и Еккл. 4:12 (“вервь треплетенный не скоро расторгется”), и 12 доводов из Писания нового завета: Мф. 3 гл. (богоявление во время крещения Господа во Иордане), 17 гл. (богоявление во время Преображения Господа), Ин. 14:16, 15:26 , Мф. 28:19 , 1Ин. 5:7 , 2Кор. 13:13 , 1Кор. 8:4–6 , Тит. 3:5–6 , Деян. 2:33 и Лк. 4:18 705 . Частнейшее учение о божестве Сына Божия находится в первой части “розмовы о Мессии” в “третием пророцстве”. Здесь доказывается “предвечное рождество Христа Мессии, ведлуг божеской натуры Его, от Отца рождество без Матки” 706 на основании мест Писания ветхого завета – Пс. 2:7 707 , Притч. 8:22 и 30, Пс. 109:3 708 и из мест нового завета – Ин. 1:1 и 8 гл. 709 ; затем доказывается существование “Божеской натуры во Христе” теми местами Писания ветхого завета, которые в Писании нового завета прилагаются ко Христу, а именно: Ис. 40:3 и Ин. 1:23 , Ис. 9:6 и Лк. 2:11 , Мф. 23:34 , 1Кор. 10:1 и 4, Исх. 31:13 и Мф. 12:8 , Пс. 64:5 и Ин. 13:18 , Мал. 3:6 и Евр. 1:11–12 , Иоил. 2:31 и Мф. 24:29–30 , Пс. 44:7 и Евр. 1:8 , пс. 101:26 и Евр. 1:10 , Ис. гл. 6 и Ин. 12:40–41 , Ис. 44:6 и Апок. 1:8 710 ; наконец, опровергаются возражения, делаемые против божества Христа на основании более, чем 20 различных мест св. Писания нового завета 711 . Частнейшее учение о Духе Святом излагается в той же первой части данного сочинения Галятовского в 50-м пророчестве: божество Св. Духа здесь доказывается 8 доводами из Писания нового завета – Мф. 28:19 , Деян. 5:4 , 1Кор. 12:4–6, 2:11, 12:7–11 , Деян. 15:28 и 13:2 712 , четырьмя доводами из Писания ветхого завета – 2Цар. 23:2 , Прем. 7:22 и 1:7, Иов. 33:4 713 , из сравнения Быт. 11:7 с Деян. 2:4 и из сравнения мест – Ис. 43:1 , Иер. 10:1 и Иез. 6:3 с местами 2Пет. 1:21 , Деян. 28:25 и 5:51–52 714 ; наконец, опровергаются и возражения, делаемые против божества св.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Богословы (Hollas. Theolog. pag. 605) говорят: «никто непредопределен к вечному спасению, кто не избран к оному, и никто не избран, кто не предопределен.» Апостол говорит, что положение избранных так твердо, что никто не может повредить им, ибо за них действует Бог всемогущий. Рим. 8:33 . τς γκαλσει κατ κλεκτν θεο; θες δικαιν, – кто поемлет, кто вздумает обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Это избрание ко спасению и к жизни вечной непобедимо никакими препятствиями, так что кому предназначено, тот получит жизнь вечную. Когда Ап. Павел проповедывал в Антиохии ( Деян. 13:48 ), то после проповеди его, несмотря на противоборство со стороны иудеев, язычники уверовали во Христа, и именно столько их уверовало тогда, сколько предназначено их было Богом к жизни вечной: слышаще же язычницы радовахуся и славляху слово Господне, и вероваша, елицы учинени бяху в жизнь вечную, σοι σαν τεταγμνοι ες ζων ανιον, т.е. определены, предназначены к жизни вечной. ν γπη, в любви. Слово γπη родилось в недрах религии откровенной; оно употреблялось в переводе LXX (впрочем преимущественно в Песни Песней, а в других книгах только дважды: 2Цар. 13:15 ; Иер. 2:2 .) и в Н. 3., но не было его в языке древних классиков, которые употребляли слова: γαπν, γαπητς, но не имели γπη, а употребляли вместо того ρως, φιλα, ςοργ, πϑος 63 . В H. 3. употребляется это слово, когда говорится о любви человека к человеку ( Иоан. 15:13 . Римл. 13:10 ), о взаимной любви между христианами ( Ефес. 2:2 . 1Иоан. 4:7 ), о любви Бога к человеку ( Римл. 5:8 . 2Кор. 13:13 .) и Христа к христианам ( Ефес. 3:19 ), о любви человека к Богу и Христу ( Лук. 11:42 . Иоан. 5:42 . Римл. 8:35 ). Для нас при этом случае любопытно проследить употребление в Н. 3. синонимических слов: γαπν κα φιλεν. Отношение между сими словами похоже на отношение между латинскими diligo, которому сответствует γαπω, и amo, которому соответствует φιλω. Цицерон (Ер. fain. 13, 47) в одном письме к другу пишет: nt scires illnm a me non dilìgi solnm, verum etiam amari;– и в другом месте (ad Brnt.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Потому-то и искать надлежит не день, не два, не несколько месяцев, но всегда и чрез все, чтобы побольше собрать такого, что достойно воздаяния».    Последнюю мысль о напечатлении закона в сердце с особою полнотою развивает блаженный Августин. «Апостол говорит, что праведнику закон не лежит, а лежит он беззаконникам и непокоривым (1Тим.1:9-11). Ужели таков был тот, кто говорит здесь: «законоположи мне, Господи»,— каковы те, для коих, по слову апостола, положен закон? — Нет, если б он был таков, то не сказал бы выше: «путь заповедей Твоих текох». Что же значит молитва его — положить ему закон, когда он не полагается праведнику? — Не полагается он ему таким же образом, как положен народу непокоривому, на скрижалях каменных, а на скрижалях сердца плотяных (2Кор.3:3), не по Ветхому Завету с горы Синая, «раждающему в работу» (Гал.4:24), а по Новому, о коем пишет пророк. Иеремия: «се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже эавещах отцем их в день, в онъже, емшу Ми за руку их, извести я от земли Египетския, яко тии не пребыша в завете Моем, и Аз небрегох их, глаголет Господь. Яко сей завет, егоже завещаю дому Израилеву по днех онех, глаголет Господь, дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я, и буду им в Бога, и тии будут Ми в люди» (Иер.31:31-33). Вот каким образом желает он, чтобы положен был ему закон от Господа, — не так, как положен он неправедным и непокорным, принадлежащим к Ветхому Завету, на скрижалях каменных; но так, как чадам святым, свободным, чадам вышнего Иерусалима, Духом Святым, как перстом, написуется в сердце,— не как такой, который только в памяти содержат, а в жизни презирают, но как такой, который разумно знают и любовно исполняют, по широте любви, а не по тесноте страха. Кто по страху наказания делает дело законное, а не по любви к правде, тот делает его невольно; а кто делает законное невольно, у того наверно кроется желание, чтобы не было такого закона. Таким образом, он не друг закона, а скорее недруг, когда желает, чтоб его не было.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

е. явно нечестивые, истребятся и олово будет снято, т. е. лицемеры, которые носят личину благочестия, как олово – вид серебра, будут посрамлены, погублены, и останется одно чистое серебро, т. е. одни благочестивые, искренно почитающие Бога. Третье событие: восстановление царства Ст. 26. И опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как в начале. По очищении Иудеев в плене Вавилонском и по возвращении в отечество Бог обещает восстановить Иудейское царство в таком благоустройстве, в каком оно было в начале – при Моисее. Моисей образовал гражданское состояние народа Божия; Ездра преобразовал его, – поставил судей также добрых, честных, правдивых ( 1Ездр.7:25 ). Четвертое событие: искупление Сиона правдою и судом Ст. 26 полов. Тогда будут говорит о тебе: город правды, столица верная. Смысл этих слов такой: после того, как мудрые начальники и правдивые судьи будут управлять государством, Иерусалим по справедливости может назваться городом правды, т. е. в котором соблюдается правда и который верен своему завету с Богом, как честная жена – своему мужу (сн. ст. 21). Поскольку Иерусалим по возвращении Иудеев из плена Вавилонского не мог назваться городом правды – как по причине многих неправд, пороков Иудейского народа, описанных современными Пророками, так и по причине множества неправедных судей и по малому числу благочестивых начальников после времен Ездры: то наименование Иерусалима городом правды надобно относить преимущественно к времени Мессии – Иисуса Христа. Это подтверждается учением и других Пророков, которые название Иерусалима городом правды относят ко времени Иисуса Христа ( Иер.33:15, 23:5 ; Пс.71:1; 2 Ис.11:3–5, 32:17 ; Деян.16:15 . Апок.2:10 ). Ст. 27. Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны ею – правдою. Этими словами Пророк поясняет и подтверждает сказанное выше. Здесь разумеется искупление из плена или рабства греха, сатаны и повинности смерти, которое совершено ценою послушания и крови Иисуса Христа ( Кол.1:14 ), Который правде Божией, требующей наказания за грех и защищения славы Божественного величия, оскорбленного грехом, принес Себя в умилостивительную, очистительную жертву за нас, чтобы нам сделаться правдою Божиею в Нем ( 2Кор.5:21 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Что действительно любовь к Богу составляет главный принцип нравственной деятельности человека, в этом яснейшим образом убеждает нас Священное Писание. Сам Иисус Христос считал главным принципом Своей жизни любовь к Своему Отцу ( Ин. 14:31; 15:10 ) и требовал от Своих учеников любви к Себе Самому, которая тождественна с любовью к Отцу в силу равенства Его с Богом Отцом ( Ин. 14:9–11 ), считая ее внутренним основанием исполнения Его заповедей ( Ин. 14:15; 15:10 ) и отрицая самую возможность исполнения заповедей, если нет любви к Нему ( Ин. 14:24 ). Подобным же образом и апостолы любовь к Богу и Христу, или вообще любовь, считают главным принципом всей христианской добродетели и сущностью всего нравственного закона ( Еф. 3:18; 4:15 ; 1Кор. 8:3; 13:1–7 ; Рим. 14:7–8 ; 2Кор. 5:14–15 ; Гал. 2:20 ; 1Ин. 4:19–21, 5:1–3 ). Даже и в тех местах, в которых содержание закона поставляется в любви к ближним, как царской заповеди, союзе совершенства и источнике христианских добродетелей ( Иак. 2:8 ; Рим. 13:8–10 ; Кол. 3:14 ; Ин. 13:34–35 ), без всякого сомнения подразумевается любовь к Богу, как существенное основание истинного общения между людьми ( 1Ин. 1:3 ). Таким образом, в Священном Писании любовь к Богу признается главным принципом нравственно-доброго, корнем всех добродетелей, так что всякое другое расположение и действие становятся истинно нравственным только в силу того, что оно коренится в этой любви. Если же любовь к богу служит главным принципом добра, то принципа греха, как противоположного добра, нужно искать не в чем ином, как в уклонении человека от Бога, в недостатке любви к Нему, мало того, в враждебном отношении к Нему и в замене любви к Богу любовью к другому предмету. Что действительно грешник отступает от Господа, становится врагом Ему, подтверждение этого мы можем находить в Священном Писании, где говорится о грешнике, что он оставляет Господа ( Втор. 31:16 ; Суд. 2:12, 13 ; 3Цар. 11:33 ; Иер. 2:13, 5:19, 15:6 ; Иез. 24:21 ), отступает от Него ( 1Цар. 12:20 ; Ис. 59:13 ), возмущается против Него ( Пс. 106:7 ; Ис. 63:10 ; Иез. 2:3, 20:8 ; Дан. 9:9 ; Ос. 14:1 ), враждебно восстает против Него ( Мих. 2:8 ) и становится врагом Бога ( Пс. 8:3, 138:20 ), в надмении своем пренебрегающим Господа ( Пс. 9:25, 34 ) и ненавидящим Его ( Пс. 80:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gre...

Но когда жалкий народ иудейский снисшел в самую глубину порока, тогда уже необходимыми были признаны письмена и напоминание закона посредством них. А если думаешь, что так было только в Ветхом Завете, в Новом же этого нет, то скажу, что гораздо еще более видно это в Новом Завете. Ибо и богомудрым Апостолам не что-либо письменное дано, но вместо этого обетована благодать Святого Духа. Ибо сказано: Той воспомянет вам вся (Ин.14:26). Если же думаешь, что писанные законы важнее неписанных, то послушай, что говорит Сам Царь: завещаю им завет нов, дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я (Иер.31:31.33). И будут вси научени Богом (Ин.6:45). Почему и Ап. Павел, утверждая, что нам вверено нечто большее, нежели Моисею, сказал, что мы приняли закон, не на скрижалех каменных написанный, но на скрижалех сердца плотяных напечатленный (2Кор.3:3). Кто пренебрегает им, тот будет не камнями побит, по Закону Ветхому, но предан жесточайшему мучению. Но поскольку время стремится и бежит, подобно быстрому коню, и одни преткнулись в догматах; а другие - в жизни, то опять стало необходимо нужным исправление через письмена. По причине нарушения законов неписанных Соблаговоливший всеми способами возводить послушных к добродетели по справедливости обратился к законам писанным. Посему, надлежит нам помыслить, какова наша вина, когда мы, обязанные жить в такой чистоте, чтобы не иметь нужды в письменах, но вместо книг Божественному Духу вверять свои души, утратили эту честь и довели себя до потребности в письменах, и этим вторым пособием опять не пользуемся как должно. Ибо если и это уже вина - иметь нужду в письменах и научения Святым Духом не привлекать чистою жизнью, то справедливость требует принять в рассмотрение, как велико это зло - при такой великой помощи (ибо сказано: закон в помощь даде (Ис.8:20)) не желать сим воспользоваться, но оставлять письмена без внимания, как предлагаемые напрасно и тщетно, и тем призывать на себя большее наказание. 197. Диакону Евтонию. Притча о семени, и о том, как сеется слово.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

В ближайшем, буквальном смысле под отраслью могут быть разумеемы Иудеи, в пленении Вавилонском, в стране языческой, очищенные от идолопоклонства и других пороков, при Ездре и Неемии возвратившиеся в Иерусалим, что и значит вписанные в книгу жизни в Иерусалиме ( Ис.5:3 ). В таинственном смысле разумеется Мессия – Христос, – восток правды, отрасль Божественная ( Иер.23:5,33:15 ; Зах.3:8,6:12 ); от Которого произошел сад живоносен, благоцветущий и благоплодный, святые – верные Богу и Христу, почему верующие во Христа в посланиях Апостольских именуются святыми ( Рим.1:7 ; 1Кор.1:2 ; 2Кор.1:1 ). Среди народа очищенного и освященного Бог обещает явить охранительное присутствие Свое, как некогда в 40-летнее странствование по пустыне, днем в облаке, ночью в столпе огненном, и как драгоценность покрыть сенью смотрения своего народ свой от всего вредоносного ( Ис.25:4;32:2 ). Так Господь очищает семя святое, избранных своих, от рода строптива и развращена: часто проводит их стремнинами страшных искушений и бед; и тогда как беззаконные гибнут в огне искушений, как плевы и хврастие, они остаются живы под охранительною десницей Божией, как странствовавшие в пустыне Израильтяне, под чудодейственным приосенением, и соделываются скинией Божией, Богочтецами и поклонниками. Будем тщиться быть верными Богу и непорочными пред Ним в путях наших, и мы не лишимся Божественного приосенения, будем жить в помощи Вышнего и в крове Бога небесного водворяться. Во 2-й части излагается песнь Возлюбленного о винограднике. Домовитый – попечительный вертоградарь насадил лучший виноград на высоком и плодовитом месте, и все средства употребил для обильного плодоношения виноградника; но виноградник не принес ожидаемых плодов Вертоградарю, а принес плоды горькие, ядовитые. Это иносказание сам Пророк изъяснил, сказав, что виноградник есть дом Израилев и Иудея, любимое достояние Его 86 . Все черты попечительного насаждения виноградника применяются и к местному положению Иудеи, которая, по выражению землеописателей, занимает высоту, – пуп земли, и места нагорные, тучные суть самые благоприятные для произрастания лучшего винограда.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Комментарий главным образом был написан Эдвардом Данлэпом, бывшим секретарем миссионерской школы Общества Сторожевой башни, называемой Галаад. Он внес наибольший вклад в создание библейской энциклопедии Общества «Помощь в понимании Библии» (сейчас издается под названием «Понимание Писания»). Эд Данлэп сам был очень активным Свидетелем. В течение последних пяти или шести лет моего проживания в зданиях штаб–квартиры Сторожевой башни в Бруклине, наши комнаты находились недалеко друг от друга. Практически каждое субботнее утро, без исключений, Эд и его жена шли к станции метро, чтобы добраться до собрания Канаси и принять участие в «групповом свидетельствовании» с другими членами собрания. В этом отношении он заметно отличался от некоторых членов Руководящего совета. Чтобы показать, что он не верит в бездеятельное, равнодушное христианство , во вступлении Эд Данлэп обратил внимание на то, что письмо апостола Иакова опровергло представление о вере и делах как о взаимоисключающих понятиях или о том, что «просто интеллектуальная вера достаточна для христианина». Далее, он написал о тех, кто недооценивает важность дел: Они не придают значения тому, что вера должна оказывать влияние на сердце и побуждать человека изменять характер и жизнь и делать добро другим, в качестве реального проявления этой веры. Поддерживая эту идею, они становились подобными тем, о ком Павел говорил как о «имеющих вид преданности Богу, но отрекающихся от ее силы» ( 2Тим. 3:5 ). …Иаков вовсе не хотел сказать, что дела сами по себе могут принести спасение. Мы не можем составить рецепт или установить порядок, благодаря которому можно было бы заработать себе спасение. На первом месте должна стоять вера. Как ясно подчеркнул Иаков, добрые дела исходят из глубины сердца, мотивированные желанием помогать людям с любовью и состраданием. Примером этому служит жизнь Иисуса. Христиане следуют «закону свободного народа», а не кодексу законов, подобному Моисееву ( Иак. 2:12 ; Рим. 2:29; 7:6 ; 2Кор. 3:6 ). На сердце христианина написан закон Бога ( Иер. 31:33 ; Евр. 8:10, 11 ) 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

Рим.8:20; Быт.3:17). Под физическим злом понимаются болезни, землетрясения, эпидемии, засухи, голод, несчастья — различные страдания в мире вещественном. В Своем отношении к физическому злу Промыслитель проявляет бесконечно человеколюбивую премудрость: разные формы зла Он обращает в средства для врачевания и исцеления свободно-нравственных существ от зла и греха и для их преуспеяния в добродетели (см. 3Цар.9:7—9; Втор.29:22—28; Иер.22:7—9; 2Пар.33:10—13; Притч.17:3; Сир.2:5; 2Кор.1:4—7; Рим.5:3; Деян.14:22; 2Фес.1:4; Иак.1:2—4). «Промысл Божий управляет всем; и то, что считалось наказанием, является врачеванием». «Болезни по городам и народам, — говорит святой Василий Великий, — засухи, неурожаи и бедствия, встречающие каждого в жизни, приостанавливают возрастание греха. И всякое зло такого рода Бог посылает для того, чтобы предотвратить порождение истинных зол. Ибо и телесные страдания, и внешние скорби задуманы для обуздания греха. Следовательно, зло не от Бога, но Бог истребляет зло, подобно тому как врач истребляет болезнь, а не вносит ее в тело. Разрушение же городов, землетрясения, наводнения, военные поражения, кораблекрушения, всякое истребление многих людей — случающиеся от земли или моря, от воздуха или огня и от любой другой причины — бывают для того, чтобы прочие опомнились, ибо всенародные пороки Бог излечивает всенародными наказаниями».    3. Несмотря на многозаботливое Божие промышление о людях, в мире сем нередко происходит то, что праведники страдают, а грешники благоденствуют, — и у некоторых это вызывает недоумение относительно праведности Божия промышления, а иногда и сомнение в существовании Промысла вообще. При решении этой проблемы необходимо прежде всего установить, в чем мерило праведного и греховного. Налицо два критерия — человеческий и Божий. Человеческий критерий праведного и греховного, применяемый людьми к себе подобным, на основе которого они делят их на праведников и грешников — вследствие человеческой ограниченности, несовершенства и греховности — вовсе не абсолютен и не совершенен, а относителен и погрешим, и потому не может быть принят в качестве значимого и полноценного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010