Иер. 23:14 14. И в пророцхъ Іерсалимскихъ видхъ ужасна, прелюбодйствющихъ, и ходщихъ во лжи, и скрплющихъ рки строптивымъ, да не вратитс кійждо пт своег лкаваг: быша мн вси аки Содомъ, и битающїи в немъ к Гоморръ. 14. Но в пророках Иерусалима вижу ужасное; они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия: все они предо Мною, как Содом, и жители его, как Гоморра. 14 . Господь говорит уже об одних пророках, как и в заглавии речи называются одни пророки же. Упомянув в Иер. 23:11  и священников, пророк, очевидно, не считает их главными руководителями народа по пути лжи и лукавства. Ср. Иер. 5:31 . В пророках Он видит главнейших виновников упорной лжи или прелюбодеяния, наполнившего землю. Именно они заботились о том, чтобы злодеи и не помышляли о своем исправлении. Если кто колебался во зле, был склонен иногда возвратиться и на путь добра: то пророки удерживали таких колеблющихся, не допускали их до обращения к Господу. «Стропотство сердца», ожесточение во всяком зле – вот чем они уподобились жителям Содома и Гоморры! Не было ни единой черты в их жизни, на которой правосудный Бог мог бы остановить взор Своего благоволения и которая могла бы привлечь к ним милость Божию. Иер. 23:15 15. Сег ради так реч Гдь силъ к пророкмъ: се азъ напитаю ихъ пелынемъ, и напою ихъ желчїю, пророковъ бо Іерсалимскихъ изыде скверненїе на всю землю. 15. Посему так говорит Господь Саваоф о пророках: вот, Я накормлю их полынью, и напою их водою с желчью; ибо от пророков Иерусалимских нечестие распространилось на всю землю. Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 23:16–22 Ст. 16–22. От лица Господа пророк убеждает иудеев, не слушать тех пророков, которые нарушителям закона Божия обещают мир и благоденствие. Воля Божия, которой в действительности не знают лжепророки, состоит по отношению к беззаконникам в том, что они должны быть уничтожены бурным дыханием гнева Господня. Если бы пророки знали истинную волю Господню, они старались бы возвратить беззаконников на путь исполнения закона Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

13 . Как признак возстановленного в стране благоденствия, указывается то обстоятельство, что будут все веселы – и молодые, и старые. Из молодых о девицах говорится, что оне будут веселиться в хороводах. Повидимому, хороводные танцы были особенно обычны у евр. женщин вообще и девиц в особенности (ср. Исх. 15:20 ; Суд. 11:34, 21:21 ; 1Цар. 18:6 ). О веселии юношей и старцев не сказано, в чем оно будет выражаться. Но если радость овладевает и старцами, не только юношами, по возрасту своему особенно склонными к веселию: то это значит, что радость, восхищающая народ, необыкновенна, особенно велика. Она относится к первым дням по возвращении народа в отечество. Она тем живее, что живо еще воспоминание о страданиях, испытанных в плену. Иер. 31:14 14. Возвелич и упою дш жерцевъ снвъ Леіиныхъ, и людїе мо благтъ моихъ насыттс. 14. И напитаю душу священников туком, и народ Мой насытится благами Моими, говорит Господь. 14 . Довольство равномерно распространится между жителями страны, которую Господь благословит плодородием. Дарами милости Божией, т. е. плодами земли (ср. Иер. 31:12 ), будут пользоваться как простой народ, так и священники, служащие при храме и питающиеся приношениями народа. Народ будет ревностно и неопустительно исполнять свои обязанности по отношению к дому Божию и его служителям. Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 31:15–22 Ст. 15–22. Рахиль должна перестать плакать о своих потомках. Господь возвратит Ефрема из плена в отечество. Ефрем покается в грехах своей прошлой жизни, и Господь снова объявляет его Своим любимым сыном, возстановляет силу завета Своего с Израилем. Иер. 31:15 15. Так реч Гдь: гласъ в Рам слышанъ бысть плача и рыданї и вопл: Рахиль плачщис чадъ своихъ, и нехотше утшитис, к не сть. 15. Так говорит Господь: голос слышан в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. 15 . Дети, о которых плачет Рахиль, суть – в тесном и буквальном смысле – дети Иосифа или точнее двух сыновей его Ефрема и Манассии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

После того обратятся ( [йашуву]) сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни», – обещает Господь ( Ос.3:4–5 ). 19 Святой пророк Исаия говорит о том, что каждый человек согрешает перед Богом: «И все стали мы – как нечистый, и как одежда во время месячного очищения – вся праведность наша» ( Ис.64:6 ) 20 . Причину согрешений и отсутствие покаяния пророк видит в злых навыках; но лишая себя покаяния, народ лишает себя и очищения, даруемого Господом: «огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся ( [вашав]), чтобы Я исцелил их», – говорит Исаия от имени Господа ( Ис.6:10 ). Если кто-то из грешников покается, Господь обещает ему полное и всецелое прощение и очищение от греха: «если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» ( Ис.1:18 ). Поскольку в народе нет покаяния, Господь возвещает свой суд над Израилем. Он повелевает Исаие назвать одного из сыновей символическим именем (ивр) [шеар йашув], т.е. «остаток обратится» ( Ис.7:3 ). Оно означало, что после разрушительного ассирийского нашествия от Израиля уцелеет лишь небольшая часть, которая и обратится к Богу. Об этом Господь говорит через Исаию уже прямым текстом в 10-ой главе ( Ис.10:21–22 ). 21 Пророк Иеремия говорит о необходимости внутреннего покаяния и в качестве необходимого условия называет уклонение от злых дел: «Если хочешь обратиться (ивр) [им-ташув]), Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись ( (ивр) [ташув]); и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться» ( Иер.4:1 ). По его мысли, Господь посылает бедствия для того, чтобы каждый обратился от своего злого пути ( Иер.26:3; 36:3:7 ). Особое внимание он придает навыкам к злым делам, которые препятствуют покаянию: «может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс – пятна свои? так и вы – можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» ( Иер.13:23 ). Здесь можно видеть сокрушение Иеремии о трудности покаяния для народа. Хотя на основании своего жизненного опыта он не ожидает обновления, произведенного силами человека, он предсказывает, что это сможет сделать Бог , Который напишет Свой закон в сердцах человеческих ( Иер.31:33 ). 22 2.7. Учение о покаянии в период плена и после плена

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

6) Заповедь о субботе дана, как заповедь вечная, почему должно праздновать ее и теперь: пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя, субботу в роды свои, как завет вечный; это – знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки ( Исх.31:16–17 ). Заповедь о субботе дана, как удостоверяет и указанный текст, не всем людям, а только сынам Израилевым и суббота являлась знамением завета между Богом и одними сынами Израилевыми. Но этот завет, по Слову Божию ( Иер.31:31–33 ; ср. Евр.8:8–13 ), должен был уступить место новому завету; следовательно, и суббота – знамение первого, ветхого, завета подлежала упразднению. «Закон, данный на Хориве, есть уже ветхий закон, – говорит святой Иустин, философ и мученик , – и только для вас, иудеев, а тот, о котором я говорю, – для всех людей вообще; новый закон, положенный над законом, отменяет древнейший, и завет последующий подобным образом уничтожает прежний. Нам дарован закон вечный и совершенный и завет верный, это – Христос... О том же Новом Завете Бог говорит через Иеремию (иер.31:31–32). Новый закон повелевает вам соблюдать всегдашнюю субботу, а вы остаетесь при одном дне и думаете, что вы благочестивы, не соображая того, почему дана вам эта заповедь». 668 Слова «навеки» и «вечный», употребляемые в Священном Писании, когда идет речь о ветхозаветных установлениях, 669 обозначают время существования их не навсегда, а только до времени исправления ( Евр.9:10 ), т.е. до наступления благодатного Царства Христова, так как закон ветхозаветный, будучи тенью грядущих благ ( Евр.10:1 ), и не мог продолжаться далее пришествия Христова ( Гал.3:25–26 . Пройде сень законная благодати пришедши – Догм. 2 гл.). Почему в Церкви Христовой мы видим в числе исправленных ветхозаветных установлений празднование не субботы, а первого дня недели – воскресенья. 7) Суббота должна быть соблюдаема не только здесь на земле во все время существования человека, но и в будущей жизни: «ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лицо Мое на поклонение, говорит Господь» ( Ис.66:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

4) В чем состояло идолопоклонство? 4) Идолопоклонство состояло в том, что люди: а) идолов считали за Бога: «Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» ( Исх. 32:8–3 ; Цар. 12:28–30; Ис. 44:17 ; Иер. 2:27 ). б) приносили идолам человеческие жертвы, сожигая или закалая перед ними людей. «Они (Самария и Иерусалим) закалали детей своих для идолов своих и в тот же день приходили в святилище Мое, чтобы осквернить его: вот как поступали они в доме Моем» ( Иез. 23:39 ). «Смешались (Израильтяне) с язычниками и научились делам их; служили истуканам их, которые были для них сетью и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровью» ( Псал. 105:35–38 ; Иер. 7:31 ; Иез. 16:20–22; 20:31 ; Втор. 12:31 ). в) совершали перед идолами гнусное прелюбодеяние и распутничали: «ибо они (Самария и Иерусалим) прелюбодействовали, и кровь на руках их, и с идолами своими прелюбодействовали» ( Иез. 23:37 ). Вот в чем состояло идолопоклонство. Итак, разница между иконопочитанием и идолопоклонством опять такая же, как между светом и тьмой. Как слепой человек не различает света от тьмы, и для него все – темнота, так человек неразумный не различает иконы от идола, для него всякое изображение – идол, в то время, когда само слово Божье велит нам «отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» ( Лев. 10:10 ; Иер. 44:23 ). 5) Для чего нужны святые иконы? 5) Святыя иконы нужны нам, во–первых, для возбуждения нашей веры, для напоминания нам о великих делах Божьих ( Втор. 6:5–10 ) и святых Его, чтобы, смотря на их изображения, мы возбуждались подражать жизни их ( Евр. 13:7 ). Во–вторых, иконы нужны для выражения любви к Богу: если мы по любви имеем у себя изображения родных и близких нам людей или изображения Царя земного, то тем более должны, по любви же, иметь изображение Царя Небесного. В–третьих, между дарами Бога, отличающими человека от животного, существуют не только дар слова, дар разумного пения, дар музыки, которыми человек должен прославлять своего Творца: ( Псал. 12:6; 46:7–8; 56:8; 104:1–3; 149:1–3 ; 1Кор. 14:15 ; Кол. 3:16 ; Евр. 2:12 ), но и дар художества, или живописи, который тоже должен служить к прославлению Бога ( Исх. 35:30–35; 36:1–2; 38:22–23 ). Отказываться от этого дара для прославления Творца, – значит низводить себя на степень неразумного животного. В–четвертых, св. икона для неграмотных людей и детей – то же, что Библия : что в Библии напечатано буквами, то на иконе нарисовано в лицах красками. Напр., о страданиях Спасителя неграмотный по Библии не прочтет, а, глядя на икону страданий Христа, поймет умом, что на ней нарисовано, и почувствует это сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2Кор.6:18 . «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ( Иер.3:19 ; Ос.1:10 ). Объяснение. Приводя ветхозаветное изречение о всыновлении Израильтян, апостол внушает и Новому Израилю (христианам) то же обетование, но в совершеннейшем смысле и значении: Ин.1:12–13 . В том и состоит возрождение всякого верующего христианина, что он рождается свыше водой и Духом: Ин.3:5 , и в момент рождения сего делается сыном или дщерью Богу: 1Кор.6:11 . Еф.1:13–14 . «В Нём и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его». Объяснение. Эти слова нужно рассматривать в связи с другими словами того же апостола, напр.: Еф.4:30 , а затем и вообще с учением апостола Павла о возрождении: Рим.6:4 . Тогда ясно будет видно, что запечатление Святым Духом подаётся в таинствах Крещения и Миропомазания: Деян.2:36–39:11:15 ; 2Кор.1:21–22 . Тит.3:4–6 . «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего». Объяснение. Эти слова составляют дополнение и пояснение к словам ст.11–14 гл. 2 сего послания (см. об оправдании). Здесь поясняется, что возрождение совершается в Крещении – «спас нас баней... возрождения»: ст.5. Под баней можно разуметь только баню водную: Еф.5:26 , освящающее и оправдывающее омовение: 1Кор.6:11 , словом, Крещение, в котором указывается участие в возрождении и обновлении нашем всех Трёх Лиц Божества, чему и соответствует совершение Крещения во имя Отца, и Сына, и Святого Духа: Мф.28:19 . Иер.2:22 . «Посему хотя бы ты умылся мылом, и много употребил на себя щёлоку, – нечестие твоё отмечено предо Мной, говорит Господь Бог». Объяснение. Здесь говорится об известном, существующем издревле иудейском обычае телесных омовений, которыми лицемерные люди старались прикрыть своё внутреннее нечестие. Это-то именно (а не Крещение, которого тогда не существовало) и обличает здесь пророк, подобно тому, как обличал во время земной жизни Иисус Христос лицемерных фарисеев за строгое соблюдение этого обычая в известное время и тем как бы прикрывавших свою внутреннюю нечистоту: Мк.7:1–4 ; Лк.11:3–8 . Для полного очищения пред Богом евреям нужны не внешние омовения или вообще внешние только дела благочестия, а нужно нравственно переродиться, ставши добродетельными и верными Господу: Ин.3:5 . Такое перерождение пророк и относит ко временам новозаветным: Иер.31:31–34 ; Евр.8:8–12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Этот-то божественный и блаженный путь искреннейше возлюбив, стремитесь и вы, благословенные, привести к завершению благую борьбу, крепко держась того, чем приходят к пределу шествия то есть человеколюбия, братолюбия, гостеприимства, нищелюбия, сострадания, милосердия, смирения, кротости, мягкости, стойкости, незлобия, терпения, доброты, доброжелательности, мирности по отношению ко всем; а любовь, творимая из этих добродетелей и через их осуществление, ведёт к Богу, обоживающему творящего их человека. «Любовь ведь», – сказал Божественный апостол, или, вернее, говоривший его устами Христос, – «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт» ( 1Кор.13:4–8 ), ибо имеет Бога, в Котором в одном нет ни распадения, ни изменения, и живущего по ней человека делает таким, чтобы и о нём, как о вас, мог Он сказать через пророка Иеремию: «Говорю вам: вот путь 172 повелений моих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся его, внидут в жизнь, а оставившие его – умрут. Держись его, дитя моё, и иди к сиянию его света. Не дай другому славу твою, ни полезного тебе – чужому народу. Счастлив ты, что тебе известно угодное Богу» ( Вар.4:1–4 ), и что ты «познал, где есть мудрость, где есть сила, где есть долгоденствие и жизнь; где есть свет очей и мир» ( Вар.3:14 ), и вышел на путь, и «Я явился тебе издалека» ( Иер.31:3 ). Поэтому «любовью вечной буду Я любить тебя, и жалеть тебя жалостью, и устрою тебя, и ты устроишься, и ты выйдешь с собранием радующихся» ( Иер.31:34 ), «ибо ты стал на путях, и рассмотрел, и вопросил о стезях Господа вечных; и увидел, где есть путь добрый, и пошёл по нему, и обрёл очищение душе твоей» ( Иер.6:16 ). И ещё устами Исайи: «Я – Господь Бог твой; Я показал тебе путь, по которому ты пойдёшь; и ты послушался Моих заповедей. Поэтому мир твой стал, как река, и правда твоя – как волна морская» ( Ис.48:17–18 ). Осмелюсь и я, радуясь вашим добродетелям, сказать вместе с Богом, заимствуя слова от великого Исайи: счастлив ты, «что совлёк с себя одеяние скорби озлобления твоего» ( Вар.5:1 ), то есть «ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» ( Еф.4:22 ), «и облёкся в благолепие славы от Бога вовек» ( Вар.5:1 ), то есть «в нового человека, в духе по Христу созидаемого по образу Создателя» ( Еф.4:24 ), и «в одежду правды от Бога, и возложил на голову венец славы Вечного» ( Вар.5:2 ), украшаясь усвоением добродетелей и непреткновенным разумом мудрости. Поэтому «покажет Бог всей поднебесной славу твою и наречёт имя твоё Мир правды и слава благочестия» ( Вар.5:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

1Пар.2:53 .  Племена Кириаф-Иарима: Ифрияне, Футияне, Шумафане и Мидраитяне. От сих произошли Цоряне и Ештаоляне. Три последние потомка Шовала нигде более не упоминаются. Имя « Ифрияне» встречается еще в ( 1Пар.11:40 ). Из этого племени происходили герои Давида – Ира и Габер. Цоряне – население города Цоры – родины Самсона ( Суд.13:2,16:31 ); Ештаоляне – жители соседнего с Цорою города Ештаола ( Суд.16:31,18:11 ). 1Пар.2:54 .  Сыновья Салмы: Вифлеемляне и Нетофафяне, венец дома Иоавова и половина Менухотян – Цоряне, Город Нетофа, по имени которого называются его обитатели, упоминается во ( 2Цар.23:23 ; 4Цар.25:23 ; 1Езд.2:22 ; Неем.7:26 ) но положение его неизвестно. Цоране данного стиха составляли, очевидно, вторую половину населения Цоры; первая была из потомков Шовала ( 1Пар.2:53 ). 1Пар.2:55 .  и племена Соферийцев, живших в Иабеце, Тирейцы, Шимейцы, Сухайцы: это Кинеяне, происшедшие от Хамафа, отца Бетрехава. Положение Иабеца неизвестно, но подобно городам ( 1Пар.2:53 ) он мог находиться в северной части колена Иудова. Населению Иабеца усваивается общее название кинеян с указанием на их происхождение от Хамафа , отца Бетрехова ( Иер.35:1 ) и подразделением на три поколения: тирейцы, шимейцы, сухайцы. Эти последние имена звучат в еврейском тексте, как собственные, но в Вульгате заменяются нарицательными: «caneutes et resonantes et in tabernaculis commorantes». Латинский перевод присваивает, таким образом, кенеям те богослужебные функции, которыми обладало сословие левитов. Насколько справедливо это, сказать трудно, но во всяком случае несомненно, что как кенеи, так и рехавиты выступают или прямо в роли священников, или во всяком случае в роли лиц, соблюдающих обеты ветхозаветного священства. Таков кенеянин Иофор, священник мадиамский, тесть Моисея ( Исх.2:15,3:1 ;), таковы же потомки Рехава, строго исполнявшие обет ветхозаветного священства о невкушении хмельного ( Иер.35 ; ср. Лев.10:8–9 ) и называемые «предстоящими пред лицом Господа» ( Иер.35:19 ). Замечание о кенеянах при изложении родословия дома Иуды объясняют их родством с поколением Салмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.1:16 . И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, Хотя эти великие светила и не названы здесь по имени, но из всего контекста повествования, равно как из соответствующих относящихся сюда библейских параллелей ( Пс. 103:19, 73:16, 135:7–9, 148:3–5 ; Иер. 31:35 ), совершенно ясно, что здесь подразумеваются солнце и луна. Но если такое название вполне оправдывается и наукой в приложении к солнцу, как астрономическому центру всей мировой системы, то оно совершенно не выдерживает научной критики в отношении луны, которая по точным данным астрономии представляет собой одну из сравнительно малых планет, далеко уступающих в этом отношении даже земле. Здесь мы имеем новое доказательство того, что Библия не излагает положений науки, а говорит языком сынов человеческих, т. е. языком обыденного мышления, опирающегося на непосредственные чувственные восприятия, с точки зрения которых солнце и луна действительно представляются самыми крупными величинами на небесном горизонте. и звезды. Под общим именем звезд разумеются тут все те миллионы иных миров, которые, будучи удалены от нашей земли на огромные пространства, рисуются нашему невооруженному взору лишь в виде маленьких светящихся точек, рассеянных по всему небосклону. Недаром созерцание величественного небесного свода умиляло и вдохновляло многих ветхозаветных библейских писателей к прославлению премудрости и благости Творца ( Пс. 8:3–4, 18:1–6 ; Иов. 38:31–33 ; Ис. 40:21–22, 25–26, 51:13, 66:1–2 ; Иер. 33:22 ; Откр. 5:8 и др.). Быт.1:17–18 . и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, Творец, как говорит Псалмопевец, луну и звезды – для управления ночью ( Пс. 135:9 ), восход же солнца определил быть началом трудового дня для человека ( Пс. 103:22–23 ). Еще яснее выражает эту мысль пророк Иеремия, прославляя Господа Вседержителя, который «дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью» ( Иер. 31:35 ). Пятый день творения

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Главное содержание гневных судов Божиих на Израиля – есть предречение опустошения обетованной земли и пленения Иудеев Вавилонянами. Это бедствие представляет Пророк с сильным внутренним волнением, – и тем, приметно, более усиливающимся, чем ближе было бедствие. Вот, описание самых этих врагов: «Так говорит Иегова – вот идет народ от земли северной, великий народ подъемлется от краев земли; держит в руках лук и копье. Он свиреп и не милосерд; голос их шумен, как море, сидят на конях, выстроились как один человек, чтобы сразиться с Тобою, дочь Сиона! … Не выходите в поле и не ходите дорогою, – так заранее предостерегает Иеремия, – ибо там неприятельский меч, ужас со всех сторон» ( Иер.6:22–23,25 ). Опустошение земли, готовое уже наступить, изображает Пророк отрывочно, – подавляемый скорбию: «Гляжу на землю – и – вот пуста, и не обитаема; на небеса? и нет в них света … Гляжу, и нет человека … Гляжу и вот сад мой пустыня, и все города его разрушились от Иеговы, от пламени гнева Его … – Я слышу голос как бы мучимой родами, стон как бы впервые рождающей, – голос дочери Сиона; она воздыхает, простирает руки свои» ( Иер.4:23,25,26,31 а). Ужасы и скорби опустошительного нашествия и преобладания врагов предызображаются Иеремией в плачевной песни: «Так говорит Иегова Бог воинств, позаботьтесь и позовите плакальщиц; пусть оне придут, – … и скорее подымут о нас вопль … Слушайте женщины слово Иеговы … учите дочерей ваших плакать … Ибо смерть влезает к нам в окна, идет в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей … будут лежать трупы людей, как навоз на поле, и как снопы позади жнеца, и подбирать будет некому» ( Иер.9:17–18,20–22 ). – Странное неразумие Иудейского правительства и народа, при опасностях со стороны Навуходоносора, гневно было предречено, как наказание Иудеям, и при том ведущее за собою новые страшные казни. «Отниму рассудок у Иудеи и у Иерусалимлян на месте сем, и сражу их мечем … И сделаю город их предметом ужаса и посмеяния; всяк проходящий мимо его ужаснется и свистнет, смотря на раны его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010