Прор. Иеремия. Миниатюра из Книги Пророков. 1489 г. (РГБ. Ф. 304. I. 90. Л. 291 об) Изображения И. с атрибутом - каменной скрижалью завета - редки (иконы «Похвала Богоматери, с Акафистом» - ок. 1502, ГРМ; 2-я пол. XVI в., ГММК). Как правило, в руках у пророка свиток, который в отдельных случаях свернут (напр., в Книге пророков) или по форме напоминает свиток ап. Петра (напр., в мон-ре Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле), иногда пророк обеими руками держит развернутый поперек свиток (ц. Сан-Витале в Равенне). На развернутом свитке чаще всего присутствует текст Вар 3. 35 (напр., София К-польская, ок. 878; ц. вмч. Георгия в мон-ре Старо-Нагоричино, 1317-1318) или Вар 3. 36 - вероятно, самый ранний из известных текстов в монументальном искусстве (ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана), Палермо, Сицилия, 1143-1148; ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, ок. 1290; мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321). Эти тексты на свитке И. наиболее часто встречаются в визант. и древнерус. искусстве XI-XII вв. Средневек. богословской мыслью И. рассматривался как ревностный служитель Бога, провозвестник нового завета, т. к. предсказал воплощение Сына Божия и Его страдания. Текст Книги прор. Иеремии на свитках встречается реже: Иер 11. 18 (Введенская ц. мон-ря Нова-Павлица, Сербия, до 1389), Иез 11. 19 (Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия, кон. X в.), Иер 38. 31 (ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) мон-ря Студеница, Сербия, 1314), Иер 11. 18-19 - часть литургического чтения в Страстной четверг, связанная со Страстями Христа, а Иер 38. 31 - часть службы в субботу Страстной седмицы, связанная с НЗ. На иконах текст свитка чаще из Книги прор. Иеремии - Иер 31. 21 («Обрати сердце твое на дорогу, на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои») или Иер 31. 31 («Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет»). В декорации храмов И., как и др.

http://pravenc.ru/text/293630.html

2, 8). Врачуют раны народа они легкомысленно, говоря: «мир! мир!», а мира нет. Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют (Иер. 6, 14–15; 8, 11–12). Забывался закон о левитской нечистоте, о субботе (см.: Иез. 22, 26), о начатках и десятинах; священники обкрадывали Бога (см.: Мал. 3, 8), оскверняли святыни и вообще попирали закон (см.: Соф. 3, 4). Да и сам закон лукавая трость книжников, как и всегда, и везде, обращала в ложь (см.: Иер. 8, 8). Народ забывал свою религию и обращался к чужим культам. В истории религиозной жизни народа выступило явление, в истории религии известное под названием синкретизма или теокразии, а в политической жизни стали иметь место союзы с языческими народами. Против такого-то отступления от Бога и данного Им закона постоянно боролись пророки, постоянно охраняли народ от забвения закона; они были стражами дома Израилева. Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта, и чрез пророка Он охранял его (Ос. 12, 13). Пророки обличают каждое отступление от закона, общее и частное. Пророк обличает Венадара, который пощадил заклятого (см.: 3 Цар. 20, 35–43). Илия обличает царя Охозию, пославшего спросить Веельзевула, божество Аккаронское (см.: 4 Цар. 1, 2–4). Илия и предназначен был на обличения в свои времена (Сир. 48, 10), он был как огонь, и слово его горело, как светильник (Сир. 48, 1). Иеремия поставлен был укрепленным городом и железным столбом и медною стеною... против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли (Иер. 1, 18). Пророк оправдывал свое назначение. Он обличает идолопоклонство, напоминает о завете (см.: Иер. 12, 2–8), ратует за соблюдение субботы (см.: Иер. 17, 21–27), проповедует священникам и старейшинам в долине сынов Енномовых (см.: Иер. 19, 1–13) и во дворе дома Господня (см.: Иер. 19, 14–15). Пророк возвещает горе тем, которые идут в Египет за помощью (Ис. 31, 1). Пророки возвещают горе и пастырям народа (см.: Иер. 23, 1–2), зовут их к суду с Богом (см.: Исх. 5, 3; Иез.

http://pravoslavie.ru/5840.html

А святые угодники ходатайствуют, как друзья Иисуса Христа и как наши судии будущие, предстоящие теперь пред Спасителем, верховным Судиею. Поэтому, кроме Иисуса Христа, в слове Божием называются другие ходатаи, которые не предавали себя крестной смерти для искупления человеческого рода. Так, Дух Святой называется ходатаем ( Рим.8:21–27 ); Моисей называется посредником ( Гал.3:19 ); апостол Павел говорит о многих ходатаях ( 2Кор.1:11 ); Сам Бог указывает на пророков, как на ходатаев за народ ( Иер.27:18 ), и Сам искал среди народа мужа, который стал бы ходатаем пред Ним ( Иез.22:30 . Ср. 1Ин.5:6 , Иак.5:16–17 ). Ходатайство Иисуса Христа не устраняет поэтому ходатайства святых угодников. 9 . Как примирить с мыслью о ходатайстве святых то, что 1) Бог отклонил ходатайство пророка Иеремии за народ ( Иер.7:16 ; Иер.11:14,11 ) и 2) что Авраам не внял просьбе богача послать Лазаря на землю к братьям богача для предостережения их от грехов? Бог отклонил ходатайство Иеремии потому, что видел совершенное отпадение народа («стали спиною ко Мне, а не лицом» ( Иер.7:24 ) и предвидел совершенную нераскаянность его («и когда ты будешь говорить им все эти слова, они тебя не послушают, и когда будешь звать их, они тебе не ответят» ( Иер.7:27 ). По этой же причине Бог объявил народу чрез пророка Иеремию: «Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему» ( Иер.15:1 ); и чрез пророка Иезекииля: «Если бы нашлись в ней [в стране] сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души» ( Иез.14:14 и далее). Таким образом, Бог отклонил ходатайство Иеремии не потому, что ходатайство святых вообще не угодно Ему или не имеет пред Ним силы, но потому, что в этом именно случае оно было излишне и бесполезно для народа. За то в другом случае, когда народ раскаялся и просил Иеремию ходатайствовать пред Богом, – Бог принял его ходатайство и объявил народу Свою милость ( Иер.42:9–12 ). Авраам не послал Лазаря также вследствие того, что предвидел бесполезность этой меры: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк.16:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

24 за кровь невинную, которую он пролил. См. ком. к 21,16. Грехи Манассии были столь тяжкими, что Господь «не захотел простить их». 24 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 24 воцарился Иехония, сын его вместо него. Иоаким умер в 598 г. до Р.Х., т.е. до взятия Иерусалима вавилонянами (ст. 8–12). 24 от потока Египетского. См. 3Цар. 8,65 . 24 три месяца царствовал. Согласно вавилонским источникам, Иерусалим был взят Навуходоносором 16 марта 597 г. до Р.Х. Следовательно, царствование Иехонии началось в декабре 598 г. до Р.Х. 24 в восьмой год. Т.е. в 597 г. до Р.Х. 24 как изрек Господь. См. 20,17. все золотые сосуды, которые Соломон... сделал в храме Господнем. См. ком. к 3Цар. 7,51 . 24 десять тысяч было переселенных. В Иер. 52,28 названо иное число переселенных из Иудеи (три тысячи двадцать три), однако в него, по-видимому, не включены женщины и дети. никого не осталось, кроме бедного народа земли. Вавилоняне имели обычай выселять представителей высших слоев населения покоренных стран. Тем самым они исключали возможность того, что побежденные оправятся от поражения и восстанут против победителей. 24 переселил он Иехонию в Вавилон. В вавилонских источниках упоминается о том, что Иехония был переселен в Вавилон вместе с пятью своими сыновьями (ср. 1Пар. 3,17 ). 24 войско числом семь тысяч, и художников и строителей тысячу. Эти цифры весьма близки той, что приведена в ст. 14. 24 воцарил царь Вавилонский Матфанию. Матфания приходился братом Иоакиму, отцом (в русском переводе дядей) Иехонии и сыном Иосии ( 1Пар. 3,15 ; Иер. 1,3 ). переменил имя его на Седекию. Перемена имени Матфании должна была, по-видимому, свидетельствовать о его вассальной зависимости от Навуходоносора (см. ком. к 23,34). 24 одиннадцать лет царствовал. Седекия царствовал с 597 по 586 г. до Р.Х. Иеремии. Этот Иеремия и пророк Иеремия разные лица. См. ком. к 23,31. из Ливны. См. ком. к 23,31. 2425,21 События данного раздела описываются также в Иер. 52,1–27 . 24 как делал Иоаким. См. 23,37. Автор не уточняет, что именно неугодное Господу творил Седекия в свое одиннадцатилетнее правление. Это и не столь важно, поскольку над Иудеей уже творится суд Божий, повергавший страну в глубокий упадок (20,17.18; 21,12–15; 22,16.17). О царствовании Седекии см. также Иер., гл. 21; 24; 27; 29; 32; 37–39 и Иез. 17,11–21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Иер.7:29–34 . Иудеи осквернили самый храм языческими мерзостями, устроили жертвенники для сожжения детей своих в долине Тофет. За это им нет прощения и Господь превратит их страну в пустыню. Иер.7:29 .  Остриги волоса твои и брось, и подними плач на горах, ибо отверг Го­с­по­дь и оставил род, навлекший гнев Его. Повеление об острижении волос обращено к дочери Сиона, как это видно из того, что в евр. тексте глагол поставлен в женском роде. – «На горах». Где иудеи грешили, принося незаконные жертвы, там они должны и плакать (ср. Иер 3.21 ). Иер.7:30 .  Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Мо­ими, говорит Го­с­по­дь; по­ставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его; Здесь указывается на внесение идолов в Иерусалимский храм при царе Манассии ( 4Цар 21.3–5, 7 ). Иер.7:31 .  и устро­или высоты Тофета в долине сыновей Ен­номовых, чтобы сожигать сыновей сво­их и дочерей сво­их в огне, чего Я не по­велевал и что Мне на сердце не при­ходило. «Высоты Тофета», находившиеся «в долине сынов Еннома» – объясн. см. Толк. Библия т. 2-й с. 533. – «Я не повелевал». Иеремия, очевидно, здесь как и в других местах ( Иер 19.5 и Иер 32.35 ), говорит о том, что жертвоприношения, совершавшиеся в этой долине, совершались в честь Иеговы. Мысль о необходимости приносить Иегове в жертву детей могла возникнуть под влиянием Исх. 13:2, 12, 22:29 (ср. также Мих. 6.7 ). Иер.7:32 .  За то вот, при­ходят дни, говорит Го­с­по­дь, когда не будут более назы­вать место сие Тофетом и долиною сыновей Ен­номовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места. «За то». Хотя эти ужасные жертвы были отменены царем Иосией и не возобновлялись при Иоакиме (это видно из того, что поражение иудеев при Иоакиме приписывается в кн. Царств преступлениям только Манассии; 4Цар 24.3 ср. 4Цар. 21:11, 23, 26 ), тем не менее со времени отмены их прошло только 18 лет (до 5-го г. Иоакима), и современники Манассии еще не искупили своего участия в этих беззаконных жертвах никакими страданиями. Теперь им предстоит понести наказание. – Долиною убийства. Сюда, в долину сынов Гинномовых, будет свезено столько трупов убитых Иерусалимлян для погребения, что ее можно будет переименовать в долину убийства или убитых.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После того обратятся ([йашуву]) сыны Израилевы и взыщут Господа Бога своего и Давида, царя своего, и будут благоговеть пред Господом и благостью Его в последние дни», — обещает Господь ( Ос.3:4–5 ) 19 . Святой пророк Исаия говорит о том, что каждый человек согрешает перед Богом: «И все стали мы — как нечистый, и как одежда во время месячного очищения — вся праведность наша» ( Ис.64:6 ) 20 . Причину согрешений и отсутствие покаяния пророк видит в злых навыках; но лишая себя покаяния, народ лишает себя и очищения, даруемого Господом: «огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся ([вашав]), чтобы Я исцелил их», — говорит Исаия от имени Господа ( Ис.6:10 ). Если кто-то из грешников покается, Господь обещает ему полное и всецелое прощение и очищение от греха: «если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» ( Ис.1:18 ). Поскольку в народе нет покаяния, Господь возвещает свой суд над Израилем. Он повелевает Исаие назвать одного из сыновей символическим именем [шеар йашув], т.е. «остаток обратится» ( Ис.7:3 ). Оно означало, что после разрушительного ассирийского нашествия от Израиля уцелеет лишь небольшая часть, которая и обратится к Богу. Об этом Господь говорит через Исаию в уже прямым текстом в 10-ой главе ( Ис.10:21–22 ) 21 . Пророк Иеремия говорит о необходимости внутреннего покаяния и в качестве необходимого условия называет уклонение от злых дел: «Если хочешь обратиться ([им-ташув]), Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись ([ташув]); и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться» ( Иер.4:1 ). По его мысли, Господь посылает бедствия для того, чтобы каждый обратился от своего злого пути ( Иер.26:3; 36:3, 7 ). Особое внимание он придает навыкам к злым делам, которые препятствуют покаянию: «может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? так и вы — можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» ( Иер.13:23 ). Здесь можно видеть сокрушение Иеремии о трудности покаяния для народа. Хотя на основании своего жизненного опыта он не ожидает обновления, произведенного силами человека, он предсказывает, что это сможет сделать Бог, Который напишет Свой закон в сердцах человеческих ( Иер.31:33 ) 22 . ж) учение о покаянии в период плена и после плена

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovaniya-t...

Иван ДУШЕНОВ, специально для «Православного Санкт-Петербурга» ИСПОЛНЕНИЕ ПРОРОЧЕСКИХ СЛОВ Святые Божьи пророки видели ясно, что на безбожных людей и на целые народы Бог насылает войну, как насылал на них мор, голод, засуху, землетрясения, саранчу и другие бедствия, которые должны были образумить безбожников и вернуть их к Богу. «Поражал Я вас ржавчиной и блёклостью хлеба; множество садов ваших, и виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирали гусеницы; а вы всё-таки не обратились ко Мне, изрёк Господь; посылал Я на вас моровую язву на дороге в Египет, убивал мечом юношей ваших - а вы всё-таки не обратились ко Мне, изрёк Господь» (Амос.4,9). Все эти бедствия уже постигли Европу, но она «не обратилась к Господу» и, хотя заслужила войну, всё ещё говорит о мире. «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (Ис.48,22). Так они, воюя против Бога своими грехами и беззакониями, оскверняют мир. Содом и Гоморра погибли не от войны, а от мира, - от мира без Бога. «Ибо Я отнял у этого народа мир Мой, говорит Господь» (Иер.16,5). За что же Благой Господь отнял мир у народа? За то, что «устами своими говорят другу своему мир, а в сердце своём готовят ему засаду» (Иер.9,7). За их двуличность и лицемерие «брошены будут трупы людей, как навоз на пол... и некому будет собрать их» (Иер.9,21). Лицемерие овладело вождями христианских народов, и, толкуя о мире, они заключают один против другого тайные договоры. Каждый такой договор означает войну. «Нечестивых предам мечу, говорит Господь» (Иер.25,31). Предавал раньше, предаст и теперь. По своим беззакониям народы христианские стали много хуже нехристианских, которые крепко держатся своих «богов»-идолов, тогда как среди христианских народов ведётся не только пропаганда против Господа, но прямо откровенная «облава» на Него. Точно так же было и у евреев перед их гибелью. Соседи их, идолопоклонники, были верны своим идолам, а евреи, отвергнув Бога, попирали Его закон. Бог их наказывал, но они всё-таки остались при своём безбожии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Исх. 13:19 . И взял Моисей с собою кости Иосифа, ибо (Иосиф) клятвою заклял сынов Израилевых, сказав: посетит вас Бог, и вы с собою вынесите кости мои отсюда. Быт. 50:7–9 . Кости патр. Иакова с большими почестями были отнесены из Египта в землю Ханаанскую. Иер. 8:1 . В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов их; 2 . и раскидают их пред солнцем и луною, и пред всем воинством небесным, которых они любили и которым они служили, и в след которых ходили, которых искали и которым покланялись; не уберут их и не похоронят; они будут навозом на земле. Примеч . Это пророчество сектанты безрассудно относят и к св. мощам новозаветных христиан, Самим Богом прославленным нетлением и чудотворением. Здесь, как видно из содержания всей означенной главы, Господь устами пророка обличает Иудеев за их идолослужение и коснение во зле: 8:5. За такое беззаконие, за приношение человеческих жертв на требище Тофетов, в долине Енномовой: Иер. 7:30–31 , Господь наказывал еврейский народ, даже евреев умерших, наказывал тем, что предавал кости их посрамлению пред теми идолами, которым они покланялись: Иер. 34:20 . Из последних мест гл. видно, какое страшное наказание постигает даже мертвых идолопоклонников. С другой стороны в Ветхом Завете находим ясные примеры того, как праведники и по смерти удостаиваются благоволения Божия. Мертвый чрез прикосновение к костям пророка Елисея ожил ( 4Цар. 13:21 ). В Новом Завете, где тело вместе с душою является обителью Св. Духа: 1Кор. 6:19 , мы встречаем еще более многочисленные примеры посмертного прославления святых, в нетлении их тел и чудесах, -истекающих от святых телесных останков. Значит, приводимый сектантами текст ( Иер. 8:1–2 ) о посмертном наказании грешных говорит против самих же сектантов, ибо из сего текста логически вытекает мысль и о посмертном прославлении телесных останков св. угодников Божиих. Грешники по смерти наказываются, следов., праведники награждаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 31:27–40 Ст. 27–40. Сон, о котором пророк говорит в Иер. 31:26 , может быть, продолжался после кратковременного пробуждения; может быть, во время этого же продолжавшегося сна пророк и получил откровение, заключающееся в последних стихах главы. Может быть, это последнее откровение получено пророком и значительно позднее. Во всяком случае, содержание откровения тесно связано с содержанием предыдущих стихов, составляя продолжение этого последнего. Возстановление народного благоденствия, по возвращении из плена (ср. предыд. стт.) соединится с размножением народа. Народ перестанет грешить так много, как грешил прежде. И Господь возстановит с ним Свой завет: народ будет носить закон Божий в сердце своем, и Господь неизменно будет благоволить к Своему народу. Иерусалим станет святынею Господнею на веки. Иер. 31:27 27. Се е грд тъ , глаго летъ Гдь , и вс ю ил и д с м члв че , и с м ско тское . 27. Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем человека и семенем скота. 28. И как Я наблюдал за ними, искореняя и сокрушая, и разрушая и погубляя, и повреждая; так буду наблюдать за ними, созидая и насаждая, говорит Господь. 29. В те дни уже не будут говорить: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина; 30. Но своимъ грхомъ умретъ, и дшем кисла скоментс збы ег. 30. Но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет. 29, 30. То будущее время, когда каждый будет умирать за свое собственное беззаконие, пророк противополагает тому настоящему, когда говорят: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина. Эту последнюю речь современников своих пророк не хочет, очевидно, опровергать, но представляет ее также истинною, как истинны и его собственные слова о будущем времени. Но какая истина заключалась в словах современников пророка Иеремии? – Эти слова не значили, будто дети страдают за своих отцов, будучи сами невинны. Дети не должны быть наказываемы смертию за отцов ( Втор. 24:16 ). Грехи отцов навлекают казнь на детей только тогда, когда дети подражают отцам грешникам, когда грех не есть единичное действие или привычка отдельного лица, но обычай целого семейства, общества, народа, когда дети развиваются нравственно под влиянием греховных общественных обычаев, когда, одним словом, грех укоренился в обществе и продолжается не короткое время, но в течение многих поколений. Если каждый будет умирать за свое собственное беззаконие: то это значит, что беззаконие перестанет быть общественным злом, народным грехом. Грехи станут единичными явлениями, исключениями из общего правила. Общий же уровень нравственного состояния народа в то будущее время определяется следующими словами пророка Исаии ( Ис. 60:21 ): народ весь будет праведный (ср. Иер. 31:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Особенно часто в этом значении слово   употребляется в юридических формулировках в качестве максимально обобщенного наименования главного участника описываемой ситуации, к к-рому применяется соответствующее наказание, напр.: «Если кто (    ) согрешит и сделает преступление пред Господом...» (Лев 6. 2(5. 21); ср.: Лев 2. 1; 4. 2, 27; 5. 1, 4, 15, 17; 7. 18, 21) или «...если же какая душа (    ), имея на себе нечистоту, будет есть мясо мирной жертвы Господней...» (Лев 7. 20; ср.: Лев 5. 2; 7. 27; 17. 15; 20. 6; 22. 6; 23. 29, 30; Числ 15. 30); «...истребится душа та (    ) из народа своего...» (Быт 17. 14; ср.: Исх 12. 15, 19; 31. 14; Лев 7. 20, 21, 25, 27; 17. 10; 18. 29; 19. 8; 20. 6; 22. 3; Лев 23. 30). Прямыми соответствиями используемых при этом формальных выражений         и     в старовавилонских правовых документах являются аккад.     букв.- «если человек», и     букв.- «человек этот» (CH. passim). То же значение слово   приобретает в оборотах, применяющихся для указания на количество людей: «В восемнадцатый год Навуходоносора из Иерусалима выселено восемьсот тридцать две души» (Иер 52. 29); «...а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ» (Исх 12. 4; ср.: Быт 46. 15, 18, 22, 25, 26, 27; Исх 1. 5; 16. 16). В таких высказываниях   может относиться как к людям, так и к животным: «...по одной душе (  ) из пятисот, из людей и из крупного скота, и из ослов, и из мелкого скота» (Числ 31. 28). Дальнейшим развитием этого употребления является постепенная утрата словом   первоначального лексического значения и использование его в качестве эквивалента различных местоимений. Так, в значениях «всякий», «каждый»: «...в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому...» (   букв.- «всякой душе» - Исх 12. 16; ср.: 4 Цар 12. 4); «все»: «Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святой Его, презираемому всеми (  )...» (Ис 49. 7; ср.: Числ 19. 18; Иер 2. 34; Иез 18. 4); «никто»: «...ни одна душа из вас не должна есть крови...» (Лев 17. 12); «кто-нибудь»: «Если найдут кого, что он украл кого-нибудь (  ) из братьев своих...» (Втор 24. 7; ср.: Притч 28. 17); личные и возвратные местоимения: «...и подам ее в руки мучителям твоим, которые говорили тебе...» (   - Ис 51. 23), «...сыны Дановы сказали ему: молчи, чтобы мы не слышали голоса твоего; иначе некоторые из нас, рассердившись, нападут на вас, и ты погубишь себя (  ) и семейство твое» (Суд 18. 25), «...не думай, что ты одна (  ) спасешься в доме царском из всех Иудеев» (Есф 4. 13; ср.: Числ 30. 3-13; Иер 51. 14; Амос 6. 8; Иов 32. 2; Притч 6. 32; 8. 36; 11. 17; 15. 32; 19. 8; 20. 2; 29. 24 и др.).

http://pravenc.ru/text/180712.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010