Главное содержание гневных судов Божиих на Израиля – есть предречение опустошения обетованной земли и пленения Иудеев Вавилонянами. Это бедствие представляет Пророк с сильным внутренним волнением, – и тем, приметно, более усиливающимся, чем ближе было бедствие. Вот, описание самых этих врагов: «Так говорит Иегова – вот идет народ от земли северной, великий народ подъемлется от краев земли; держит в руках лук и копье. Он свиреп и не милосерд; голос их шумен, как море, сидят на конях, выстроились как один человек, чтобы сразиться с Тобою, дочь Сиона! … Не выходите в поле и не ходите дорогою, – так заранее предостерегает Иеремия, – ибо там неприятельский меч, ужас со всех сторон» ( Иер.6:22–23,25 ). Опустошение земли, готовое уже наступить, изображает Пророк отрывочно, – подавляемый скорбию: «Гляжу на землю – и – вот пуста, и не обитаема; на небеса? и нет в них света … Гляжу, и нет человека … Гляжу и вот сад мой пустыня, и все города его разрушились от Иеговы, от пламени гнева Его … – Я слышу голос как бы мучимой родами, стон как бы впервые рождающей, – голос дочери Сиона; она воздыхает, простирает руки свои» ( Иер.4:23,25,26,31 а). Ужасы и скорби опустошительного нашествия и преобладания врагов предызображаются Иеремией в плачевной песни: «Так говорит Иегова Бог воинств, позаботьтесь и позовите плакальщиц; пусть оне придут, – … и скорее подымут о нас вопль … Слушайте женщины слово Иеговы … учите дочерей ваших плакать … Ибо смерть влезает к нам в окна, идет в чертоги наши, чтобы истребить детей с улицы, юношей с площадей … будут лежать трупы людей, как навоз на поле, и как снопы позади жнеца, и подбирать будет некому» ( Иер.9:17–18,20–22 ). – Странное неразумие Иудейского правительства и народа, при опасностях со стороны Навуходоносора, гневно было предречено, как наказание Иудеям, и при том ведущее за собою новые страшные казни. «Отниму рассудок у Иудеи и у Иерусалимлян на месте сем, и сражу их мечем … И сделаю город их предметом ужаса и посмеяния; всяк проходящий мимо его ужаснется и свистнет, смотря на раны его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

З- Итак, когда ты слышишь, о слепой иудей, о конце, на что же ты еще надеешься? -З А если ты, читая, не разумеешь – как поистине не разумеешь своего неожиданного и [потому неразумно борешься против истины, – если хочешь, послушай о глас пророческий прекрати наконец препираться и Пророк Осия говорит так: « прекращу царства дома Израилева, и сокрушу лук Израилев, и не буду больше милостив к дому Израилеву» ( Ос. 1:4–6 ), но, отвергая, отвернусь от них, говорит Господь. И «возненавидел Я их за злобу их и за их, и из дома Моего изведу их, и не буду больше любить их» ( Ос. 9:15 ), говорит Господь. Но «болен Ефрем, иссох корнями своими, и не принесет больше плода», и «отринет их Бог, потому что они не послушали Его, и будут скитальцами в народах» ( Ос. 9:16–17 ). Ведь и Малахия возвещал: «Нет уже Мне воли у вас, говорит Господь Вседержитель, и не приму жертвы из рук ваших, ибо и от востока солнечного и до самого запада имя Мое прославится в народах, и на всяком месте будет приноситься каждение Б395 имени Моему и жертва чистая, потому что велико имя Мое в народах,/говорит Господь Вседержитель. Вы же оскверняете его» ( Мал. 1:10–12 ). «За это отдам вас в поношение и всем народам, за то, что не сохранили вы заповедей Моих» ( Мал. 2:9 ). Потому сказал Иеремия: «Так говорит Господь Вседержитель: Вот, Я поклялся именем Моим великим, что не будет отныне именоваться имя Мое в устах иудейских» ( Иер. 44:26 ). А если имя Его, сказал, отнято от иудеев, то ясно, что будет отнят и Закон, и жертвы. Итак, прежнее установление Закона о жертвах дано не по Божьей воле. после того Он через пророков говорил: «Кто изыскал это из рук ваших?» ( Ис. 1:12 ). И: «Отнимут ли молитвы и (священные) мяса грехи твои?» ( Иер. 11:15 ), и «Приносили ли вы Мне заклания и жертвы в пустыне 40 лет?» ( Ам. 5:25 ). И: «Зачем приносишь мне из Савы и из земли дальней?» ( Иер. 6:20 ). Потому говорит: «Жертвы приношения не восхотел» ( Пс. 39:7 ). : «He всесожжений с жертвой хочет Бог, а послушания Ему; и послушание благое лучше жертвы» (15:22). И: «Если бы Ты захотел жертвы, Я дал ( Пс. 50:18 ). Он и праздники, добавляя: «Возненавидел я, /праздники ваши» ( Ам. 5:21 ). И: «Отставь от Меня глас песней твоих, и пения твоих не послушаю» ( Ам. 5:23 ). И274 И: «День великий я не принимаю ( Ис. 1:13 ). И: «Пост и празднество возненавидела душа Моя» ( Ис. 1:14 ). И: «He такой пост Я избрал» ( Ис. 58:5 ). И: «Дам вам повеления недобрые, в которых вы не будете живы Б396 в них» ( Иез. 20:25 ). Так что, разумеется, по жестокосердию вашему, а не по благочестию Он вам эти повеления, не иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заслуга пророков в том, что они охарактеризовали это состояние в персоналистических терминах отношения двух личностей — Бога и народа; причем позицию Израиля в этих отношениях они обозначали как изменническую 15 . Например, пророк Осия изображает отношения Господа с Израилем как брак, в котором Израиль представлен неверной женой ( Ос.1-3 ), пророк Исаия говорит об Израиле как о сыновьях, возмутившихся против своего Отца ( Ис.1:2 ), а Иеремия называет грех изменой Господу ( Иер.1:16; 2. 13, 17, 19; 5. 7, 19 ). Все эти образы подчеркивают, что грех является проявлением измены или даже ухода от Бога. Поэтому покаяние в пророческой литературе мыслится как возвращение с греховного пути к прежним правильным отношениям Израиля и Господа (см. Ос.2:9 ), первоначально обусловленным Заветом между Богом и Его народом 16 . Каковы же должны быть, по мысли пророков, практические результаты возвращения Израиля к Богу? Прежде всего — это повиновение воле Господа, исполнение Его заповедей, поскольку Израиль полностью вверил Ему свою жизнь 17 . Особенно ярко эта мысль звучит у пророка Иеремии, так излагающего весть Господа сынам Израилевым: «вы ныне обратились ([ватташуву]) и поступили справедливо пред очами Моими» ( Иер.34:15 ). В другом месте Господь обличает Израиль через этого же пророка и вновь ставит в связь с возвращением исполнение Своего закона: «может быть, они послушают и обратятся ([вэйашуву]) каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их» ( Иер.26:3 ). К практическим делам обращения относится и уклонение от зла, отвращение от всего, неугодного и противного Богу 18 . По мысли пророка Осии, без этого не может быть покаяния: «дела их не допускают их обратиться ([лашув]) к Богу своему», — говорит пророк ( Ос.5:4 ). Чтобы побудить народ к покаянию Господь попустит скорби и бедствия ( Ос.2:8–17; 14:1–2 ), что послужит не только к вразумлению, но и к восстановлению богопочитания и праведной царской власти: «долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима.

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovaniya-t...

Как можешь когда-либо быть беспечным и безбоязненным в жизни твоей? Как можешь не всегда плакать и рыдать, видя столькие беды предлежащие? Поэтому «пусть из глаз наших льются слезы, и с ресниц наших течет вода, ибо голос плача слышен с Сиона», – говорит пророк ( Иер. 9:18–19 ) (3). Образовал для тебя изначала Адам плачевное это житие, ибо тотчас по изгнании из рая, сев прямо к востоку, не смеялся, но горько плакал. Не чем иным было его упражнение, как только рыданием. Он, такую песнь всегда на устах своих нося, говорил: «увы, жизни моей отпадение! увы мне, что пострадал! скольких благ лишился! Вместо рая – сей тленный мир, вместо Бога и Ангелов Его – пребывание с бесами, вместо покоя – труд, вместо жизни – смерть, вместо радости и веселья – плач и рыдание». Как и пророк Иеремия, согласуясь с этим, говорил: «О, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего. Пути, – сказал он, – Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник. Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя. Рассыпалась на земле слава моя, рассыпалась на земле радость сердец наших; избранные умолкли, перестав петь свои песни, обратилось в плач лицо наше» ( Иер. 9:1 ; Плач 1:4, 2:11 ). Как же не должен ты плакать и рыдать в этой жизни, имея перед глазами столько причин? Ибо куда ни обратишь свои очи, не что иное, как только плач увидишь, куда ни направишь уши свои, только рыдание услышишь. Отовсюду беды, отовсюду вопли и воздыхания: «опасности в городе, опасности в пустыне, опасности в реках, опасности на море, опасности от разбойников, опасности от единоплеменников», – как говорит апостол (см. 2Кор. 11:26 ). Еще раз скажу: отовсюду плач и рыдание (3). «Плачьте и рыдайте, ибо ярость гнева Господня не отвратится от нас», – говорит пророк ( Иер. 4:8 ). Как можешь не плакать во всей жизни твоей? Как можешь не рыдать, видя столькие беды и неудобства, скорби и печали? Ибо отовсюду враги, отовсюду клеветники, отовсюду боязнь и страх, отовсюду трепет и недоумение.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материальное Б. добродетелью, наилучшим благом или целью жизни человека не является: Бог «не предпочитает богатого бедному... все они - дело рук Его» (Иов 34. 19; ср.: Притч 22. 2). Земное Б. преходяще: «гибнет... от несчастных случаев» (Еккл. 5. 13; ср.: Пс 38. 7; Притч 23. 5); ограниченно: нельзя, напр., приобрести с помощью Б. избавление от смерти (Пс 48. 7-10), любовь (Песн 8. 7), оно бесполезно для человека после смерти («...где оставите богатство ваше?» - Ис 10. 3). Более того, Б., даже нажитое честным трудом, таит в себе большую опасность: злоупотребление им ведет к несправедливости, нравственным падениям, в конечном счете отвращает человека от Бога, ввергает в идолопоклонство (3 Цар 11. 1-8; 21. 1-26; Пс 51. 9). Б., приобретенное неправедно, «лживым языком» (Притч 21. 6), не является Божиим даром, поэтому не идет на пользу человеку. Приобретающий Б. неправдой не может и считаться богатым, ибо все равно Божия справедливость восторжествует: «ложится спать богачом и таким не встанет» (Иов 27.19), «он оставит его (богатство.- Авт.) на половине дней своих и глупцом останется при конце своем» (Иер 17. 11). И на долю богобоязненных людей выпадают бедность и несчастья (Иов 1. 1-3, 13-19; 2. 7; Еккл 7. 15; 8. 14), так что материальное Б. предстает ценностью низшей, временной, несущественной (Еккл 5. 12-16; 6. 7). Поэтому ВЗ призывает человека не уповать на земное Б.: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство» (Притч 23. 4), «когда богатство умножается, не прилагай к нему сердца» (Пс 61. 11), «кто любит богатство, тому нет пользы от того... это - суета» (Еккл 5. 9). Против злоупотребления материальным Б. направлены мн. Божественные установления ВЗ, к-рые предостерегают от воровства, алчности и зависти (Исх 20. 15, 17), запрещают ростовщичество среди соплеменников (Исх 22. 25; Лев 25. 36-37; Втор 23. 19-20), выдвигают ограничения, в т. ч. и препятствующие накоплению избыточного Б., напр. запрет на сбор остатков урожая, дабы ими могли питаться бедные и странники (Лев 19. 9-10; Втор 24. 19-22; ср.: Руфь 2. 4-16), предписывают давать взаймы бедным (Втор 15. 7-11), прощать долги в 7-й год (Втор 15. 1-4), милостиво относиться к рабам (Втор 15. 12-14, 18) и т. д. Пророки обличают грехи разбогатевших: чрезмерные накопления, развращающие человека (Ис 5. 11-14; Иер 5. 26-28; Ам 8. 4-7); притеснение бедных («горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места...» - Ис 5. 8; ср.: Иез 22. 29; Мих 2. 2); восхваление Б. (Иер 9. 23). Ветхозаветный идеал отношения к Б. выражен в прошении праведника к Богу в Книге Притчей Соломоновых: «...нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя... и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч 30. 8-9).

http://pravenc.ru/text/149445.html

Не желай проводить краткие дни этой бедственной жизни спокойно и беспечально. Потому что жить беспечально, веселиться и не испытывать горестей свойственно не нам – подвизающимся на поприще противоборства с демонами, но тем, кто не радеет и не заботится о вечной жизни. Все же хотящие жить благочестиво с болезнью вкушают хлеб познания и пьют мысленную воду, уязвляемые остриями искушений день и ночь. Как написано у пророка Иезекииля: сын человеческий! хлеб твой ешь с трепетом, и воду твою пей с дрожанием и печалью ( Иез. 12:18 ). 64. Ему же Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21:19 ), говорит Спаситель. Потому что в терпении, где и не ожидаем, получим утешение. Неожиданно для всех людей Господь промыслительно дарует утешение терпящим с верой и упованием. Об этом говорит Иеремия: Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа ( Плач. 3:25–26 ). 65. Палатину Карину Согрешая, мы навлекаем на себя Божие наказание и вразумление. Потому и говорит Господь: вот, Я полагаю пред народом сим преткновения, и преткнутся о них отцы и дети вместе ( Иер. 6:21 ). А если и при этом будем прилагать грехи к грехам, то Бог пошлёт нам и смерть. Поэтому Он и добавляет к сказанному: сосед и друг его, и погибнут ( Иер. 6:21 ). Так убоимся же и не будем небрежны. 66. Ему же Не напрасно читают в церквах книги Пророческие, пророки взывают к нам, чтобы мы, убоявшись, перестали грешить. Но поскольку ты воспротивился Господу и не покаялся, то сказано: Господь открыл хранилище Свое и взял из него сосуды гнева Своего ( Иер. 50:25 ), для того чтобы погубить всех, пренебрегающих святыми словами. 67. Децемвиру Фарисманиму Пусть не мучает тебя никакой языческий гонитель, все равно будь готов к мучению, чтобы не утратить ревности. Если нет гонения, которого бы ты желал, то тебе всё же будет чем заняться. Лучше сказать, гонение и испытание продлится всю жизнь. Есть у тебя раздражительность, есть похоть, мучат тебя неудовольствие, печаль, уныние, близ тебя пустой страх, с тобой зависть, при тебе стоит демон тщеславия, чревоугодия, пьянства и иных страстей. Каждая из них гонит душу человеческую, не допуская её к вечной жизни. Поэтому мужайся, борясь с ними, как Христов воин. 68. Монаху Феоне

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Бессмертен дух, который, как покажем ниже, может существовать без связи с телом и душой. Материалисты отрицают бессмертие души именно потому, что ничего не хотят знать о духе. А о бессмертии самосознания, понимаемого чисто физиологически, мы и не говорим. Посмотрим теперь, дает ли Священное Писание нам право понимать дух и душу так, как мы только что изложили. Думаем, что наше понимание души и духа совершенно согласно с Откровением. В различных смыслах употребляется в Писании слово «душа». То, как в просторечии, она обозначает просто всего человека: «Ни одна душа», «никакая душа». Ни одна душа из вас не погибнет, — говорит св. апостол Павел своим корабельным спутникам. В восьми душах сохранил семейство Ноя (2 Пет. 2, 5). Душа согрешающая, она умрет (Иез. 18, 20). То душа является синонимом жизни. Душа его будет ему вместо добычи (Иер. 21, 9). Умерли искавшие души Младенца (Мф. 2, 20). Хлеб их — для души их (Ос. 9, 4). Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить (Мф. 6, 25). А вот ряд текстов, в которых явно идет речь о том, что можно было бы назвать «животной душой». Душа их истаевала в них… Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами… От всякой пищи отвращалась душа их… Душа их истаевает в бедствии (Пс. 106, 5–26). Будет он пастись… и душа его насытится на горе Ефремовой (Иер. 50, 19). Насытится ими (добычей) душа моя (Исх. 15, 9). Голодному снится, будто он ест… и душа его тоща… снится, будто он пьет… и душа его жаждет (Ис. 29, 8). Благотворительная душа будет насыщена (Притч. 11, 25). Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится (Притч. 13, 4). Нерадивая, душа будет терпеть голод (Притч. 19, 15). Сытая душа попирает и сот (Притч. 27, 7). Душа ваша да насладится туком (Ис. 55, 2). Душа их будет как напоенный водою сад (Иер. 81, 12). (Здесь речь идет о благах земных). Прилепилась душа его к Дине (Быт. 34, 3). Ждет ее (платы) душа его (Втор. 24, 15). Отвращается… душа его от любимой пищи (Иов. 33, 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Сектанты говорят: Иер.2:26–28 . Православный ответ: Мы и не думали забывать Бога, но стараемся напоминать себе о Нем изображениями Его. Сектанты говорят: Иер.3:16 : «... говорит Господь: не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; он и на ум не придет, и не будут приходить к нему, и его уже не будет». Православный ответ: Мы и не тоскуем, что нет у нас ковчега, потому что у нас Христос Бог есть, а только говорим, что заповеди, данные евреям, с запрещением иметь идолов, не нарушались изображениями священными – ковчегом, херувимами и подобными. Сектанты говорят: Втор.4:15–17 : Все изображения запрещены безусловно. Православный ответ: Здесь о подобиях и кумирах других богов. Истинный же Бог есть Бог ревнитель и не помилует, когда человек начнет служить другим богам. Мы же, православные, если изображаем, то только единого истинного Бога, а не лживых идолов, а также изображаем добрых служителей единого Бога: свв. Ангелов и угодников. Изображение же Божие не отменяет Бога, но напоминает и научает об истинном Боге, как портрет царя не отменяет, но напоминает о земном царе. Сектанты говорят: Иер.10:3–15 . Православный ответ: Здесь об идолах, а не об истинных изображениях, которые позволены: Исх.25:8–10, 17–21 . Сектанты говорят: Послание Иеремии. Православный ответ: Здесь об идолах, а не об истинных изображениях, которые позволены. Сектанты говорят: Деян.17:24, 31 : Бога нельзя уподобить золотым и вещественным изображениям. Православный ответ: Мы и не думаем, что Божество подобно золоту, серебру, камню, получившим образ от искусства и вымысла человеческого. Но мы спросим: подобно ли Божество бумаге, исписанной буквами? Однако, мы изображаем так Бога, имя Божие. Похоже ли Божество на ангела, или странника? Однако: Бог являлся в образе трех странников ( Быт.18 ) и в образе Ангела ( Суд.6 ). Вот, мы и изображаем Бога так, в каких образах Он являлся людям; Христа – в том виде, как Он жил на земле; Духа Божия, как Он являлся в телесном виде, в виде голубя ( Лк.3:22 ); Бога-Отца – в виде «ветхого днями», т.е. старца, как было видение пророку Даниилу ( Дан.7:9 ); также – Ангелов, Божию Матерь и угодников Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

«Ты же не проси за этот народ, и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя». Объяснение. Бог отклонил ходатайство Иеремии потому, что видел совершенное отпадение народа: Иер.7:24:27, 15:1 ; Иез.14:14 . Отклонено ходатайство Иеремии Богом не потому, что ходатайство вообще неугодно Ему или не имеет пред Ним силы, но потому, что в этом именно случае оно было излишне и бесполезно для народа. Зато в другом случае, когда народ раскаялся и просил Иеремию ходатайствовать пред Богом, Бог принял его ходатайство и объявил народу Свою милость: Иер.42 глава, ср. Быт.20:7:17 . Есть в Библии и другие примеры, из которых видно, что Господь принимал ходатайство праведных людей за грешников: Иов.42:8 . Иер.17:5 . «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа». Объяснение. Если взять в целом виде этот стих, то видно будет, что здесь осуждается такой именно человек, который, оставив Бога, надеется только на человека или надеется на человека больше, чем на Бога, как и сказано об этом в самом тексте – «плоть делает своею опорою, а сердце его удаляется от Господа». Православная же Церковь возлагает надежду на святых только как на молитвенников своих пред Богом. Но источником всех благ и она признаёт Одного только Бога. Недоумевающим относительно того, как могут ходатайствовать мёртвые люди, можно ответить указанием на то, что у Господа «все люди живы»: Лк.20:38 ; Рим.14:8 . Притом умершие праведники находятся непосредственно пред Господом, и потому им на небе даже удобнее молиться и ходатайствовать о ближних, чем на земле: 2Кор.5:8 ; Флп.1:26 ; 2Мак.15:14 . Иез.18:20 . «Душа согрешающая, она умрёт; сын не понесёт вины отца, и отец не понесёт вины сына, правда праведного при нём и останется». Объяснение. Мы просим себе у святых не праведности их, не того, чтобы они уделили нам от своей праведности, но молитв их о заступничестве пред Богом без мысли позаимствовать у них праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

А Книга Судей природу правды полагает в том, что она может посрамлять словом; по-русски: никто не имел власти, по-славянски: не было посрамляющего словом ( Суд.18:7 ). Стыдиться наказания и слова — таково отношение ко всякой власти семейной (Ев.12:9), как и Книга Чисел говорит о власти отца усрамить дочь ( Числ.12:14 ), ко всякой власти общественной, гражданской ( Суд.18:7 ) и духовной. От слова пророка Елисея Азаил дошел до посрамления и смятения ( 4Цар.8:11 ). Поэтому осуждаются те, кто не устыдились слов пророка Иеремии (2Ез.1:47). Апостол говорит о духовной власти, как не знающей стыда при наказании, т. е. при посрамлении ( 2Кор.10:6 ). И то же говорит Иисус сын Сирахов о судье, который не должен заслужить стыда при защите правды ( Сир.7:6 ). Стыд относится к власти человеческой и божественной. «Меня ли не боитесь и не стыдитесь» Творца и Вседержителя, [повеление] Которого не могут переступить волны моря ( Иер.5:22 ). И Евангелие под образом стыда перед сыном царя говорит о стыде перед Сыном Божиим ( Мф.21:37 ; Мк.12:6 ; Лк.20:13 ). Далее Иисус сын Сирахов говорит о стыде пред собранием и народом ( Сир.41:22 и 42:11), как и Иов говорит о стыде пред народным множеством ( Иов. 31:34 ). И наконец, Иисус сын Сирахов говорит о стыде пред товарищем, и другом, и соседом ( Сир.41:24 ). И все, что Господь делает для наказания стыдом и избавления от стыда, связано с правдой Божией. И только при познании этой карающей и наказанием спасающей правды возможен покаянный стыд. Иеремия говорит: «Иерусалим сделался мерзостью», т. е. сделался предметом стыда. «праведен в этом наказании Господь, ибо я был непокорен Слову Его» (Плач Иер.1:17–18 ). Те, которые не были покорны, т. е. не имели стыда перед словом правды Его, наказаны стыдом перед врагами, и этим наказанием приводятся к стыду перед правдой Божией. И еще говорит Исаия: «Когда судьбы Божии совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде», и это названо далее стыдом грешника в наказании «Увидят ненавидящие народ Твой высокую руку Твою и устыдятся» ( Ис.26:9–11 ), т. е. посрамление неправды правдой Божией есть путь к торжеству правды на земле. Отсюда и Псалмопевец прославляет правду Божию, когда постыдятся злые и гордые ( Пс.34:26–28 ) и когда «постыдятся и посрамятся ищущие зла мне» (70:24), когда те, которые радовались несчастию праведника, устыдятся, видя, что возрадуется праведник, желающий правды рабу Божию ( Пс.34:26–27 ). И еще: «Когда Я помогу тебе и поддержу тебя десницей правды, тогда будут в стыде и посрамлены все раздраженные против тебя» ( Ис.41:10–11 ). И то же в псалме: «Ненавидящие меня устыдятся, потому что Ты, Господи, помог и утешил меня» (85:17), и третий пророк говорит: Когда «Господь выведет меня на свет, увижу правду Его. Увидит это неприятельница моя, и стыд покроет ее, говорившую мне: «где Господь Бог твой?» ( Мих.7:9–10 ) 85 .

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010