Глава 29 1–23. Письмо Иеремии в Вавилон к иудейским пленникам. 24–32. Слова Иеремии, обращенные к Шемаии. Иер.29:1–23 . В письме, которое Иеремия отправил к иудейским пленникам, уведенным вместе с Иехонией, пророк убеждал своих единоплеменников не смотреть на плен как на скоротечное наказание. Нет, им долго придется прожить там. Они должны построить себе прочные дома и разводить сады в областях вавилонских. Для них Вавилон должен быть вторым отечеством, о благе которого они должны молить Бога. Те пророки, которые обольщают пленников надеждою на скорое освобождение, лгут. Верно только то, что Господь именно через 70 лет снова возвратит Свой народ из плена. Даже и оставшиеся в Иерусалиме иудеи, за свое неповиновение Богу, также будут уведены в плен. Что касается ложных пророков – Ахава и Седекии, обольщавших пленников, то они будут казнены Навуходоносором. Иер.29:2 .  после того, как вышли из Иерусалима царь Иехония и царица и евнухи, князья Иудеи и Иерусалима, и плотники и кузнецы, – «Евнухи» – здесь это выражение обозначает вообще придворных и разъясняется следующим выражением: князья. Иер.29:3 .  через Елеасу, сына Сафанова, и Гемарию, сына Хелкиина, которых Седекия, царь Иудейский, по­сылал в Вавилон к Навуходоносору, царю Вавилонскому: Посольство, посланное Седекией в Вавилон, очевидно было одинаковых мыслей с Иеремией, если берет с собою его письмо. И сам царь в это время, очевидно, следовал внушениям Иеремии. Он явно желает поддержать добрые отношения с Навуходоносором. Иер.29:21 .  так говорит Го­с­по­дь Саваоф, Бог Израилев, об Ахаве, сыне Колии, и о Седекии, сыне Маасеи, которые про­роче­с­т­ву­ют вам именем Мо­им ложь: вот, Я пред­ам их в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и он умертвит их пред вашими глазами. Гнев Навуходоносора против ложных пророков очень понятен. Они своими речами предрекали низвержение его власти. Иер.29:24–32 . Некто Шемаия, возмущенный вышеприведенным письмом Иеремии, прислал священникам иерусалимским письмо, в котором советовал главному смотрителю храма заключить Иеремию под стражу. За это пророк возвещает Шемаии тяжелое наказание: после него не останется потомков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Докол зрти имамъ бжащихъ. Последнее слово явилось вследствие того, что вместо знамя прочитано (бегущий, или в собир. смысле – бегущие). Иер.4:22 22. Понеже вожд людей моихъ мен не познаша: снове сть и безмни, мдри сть, еже творити благо же творити не познаша. 22. Это от того, что народ Мой глуп, не знает Меня; не разумныя они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют. 22 . Народ объявляется глупым в том смысле, что он не знает Господа (ср. Притч. 1:7 : начало мудрости – страх Господень... благоговение к Богу начало разумения). Незнающий Господа народ, однакоже, не лишается имени «детей»; но это имя прилагается к нему в настоящем случае лишь как отягчающее его вину обстоятельство. Как детям Божиим, народу иудейскому даны были особенные права, которых не имели другие народы: ему даны были великие обетования, в которых другие народы могли принять участие только чрез него (ср. Быт. 12:3, 22:18, 26:4, 28:14 ). И вот эти дети Божии становятся глупыми, невнимательными к откровению Божию, к свидетельству разума Божия; свой разум употребляют не на то, чтобы изыскивать наилучшие способы к исполнению воли Господней, но на то, чтобы делать зло (ср. Иер. 2:33 ). За то и поступлено будет с народом, как с злодеем. Опустошение страны (ср. Иер. 4:20 ) совершается именно в наказание за злодейство Иуды. – Следует описание того бедственного состояния, в котором находится страна, несущая наказание за злодейства ее жителей. Вожд людей моихъ. Первое слово соответствует евр. (глуп), которое 70 толковников прочитали, вероятно, как или и потому перевели: ο γομενοι. Иер.4:23–24 23. Воззрхъ на землю, и се ничтоже, и на нбо, и не б свта ег. 23. Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста, – на небеса, и нет на них света. 24. Видхъ горы, и трепетах, и вси холми возмтишас. 24. Смотрю на горы, и вот, они дрожат, и все холмы колеблются. 23–24. Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста. Последним двум словам в еврейском тексте соответствуют слова, употребленные также в Быт. 1:2  в применении к той необозримой массе первозданного однообразного вещества, из которого творческою рукою еще не были произведены отдельные виды существований.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Иер. 6:23 23. Лкъ и щитъ возмтъ: мучителенъ есть, и не милосердитс: гласъ ег, ко море шмщее, на конехъ и колесниицахъ полчитс аки огнь, на брань на т, дщи 23. Держат в руках лук и копье; они жестоки и немилосерды, голос их шумит, как море, и несутся на конях, выстроены, как один человек, чтобы сразиться с тобою, дочь Сиона. 23 . Гласъ его аки море шумщее, т. е. бурное, волнующееся. Смысл этих слов – почти тот же, что и смысл слов Иер. 4:16 : («полцы», или охотники, устраивающие облаву на зверя, т. е. враги, делающие нападение на Иудею) даша на грады гласъ свой . Народ, идущий с севера, делает нападение на иудеев с страшным криком. Опустошительное нашествие этого народа на Иудею, по переводу слав.-греч., уподобляется разрушительному действию огня. В русском же переводе, в соответствие этому сравнению, говорится: выстроены, как один человек, чтобы сразиться с тобою, дочь Сиона. Нападение делается дружно. Все воины проникнуты одним желанием поразить иудеев; и этим одним желанием они одушевлены, как одно тело одною душею. Дщи всех подданных иуд. царства (ср. толков. на Иер. 4:30, 31 ). Лкъ и щитъ возмтъ. «Щит» – перевод лат. scutum. Греческий, точнее следующий еврейскому, перевод ζιβνην=копье (): народ, идущий с севера, ведет наступательную, а не оборонительную войну. Мчителенъ есть – перевод, больше соответствующий латинскому crudelis, чем греч. ταμς=безстрашный, дерзкий, наглый. Аки огнь – перевод, основанный на чтении вм. масор. . Иер. 6:24 24. Слышахомъ слхъ ег, слабша рц наши, скорбь бтъ насъ, блзни ко 24. Мы услышали весть о них, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас, муки, как женщину в родах. 24 . Вследствие одного только известия о предстоящем нашествии врага, руки иудеев опускаются, теряют способность не только победить врага, но и защититься от него. Конвульсивные движения ( болзни ко составляющие проявление высшей степени страдания, свидетельствуют, что не только бодрость духа оставила иудеев, но и разум, сознательные ощущения и движения души перестали управлять телесными их силами. Человек не способен защищаться и становится жертвою, с которою враг может поступить, как ему угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

гл. Иер. 27 и Иер. 28 ), служит, состоит в рабстве у чужих=у язычников. «Спасение», избавление от страданий совершится, когда иго будет разрушено и узы порваны. И если в продолжение плена израильтяне не переставали покланяться чужим богам (ср. Иер. 11:13 ); если плен продолжался, пока идолопоклонство между евреями не прекратилось: то конец плена совпадет с их обращением к Господу. Обращение к Господу, возобновление служения Ему, послушания Его заповедям означало бы возвращение к верности тому завету, который заключен между Богом и Израилем при выходе последнего из Египта, и который сопровождался обетованием, что Израиль, в случае своей верности завету, станет и останется независимым владетелем страны обетованной (ср. Иер. 11:4, 5 ). Независимое обладание страною предполагало бы у евреев независимое правительство, своего царя. цр ихъ возставлю. Эти слова могли бы значить: Я возставлю их народную независимость под скипетром их древнего царского дома, ведущего свой род от Давида. Но пророк говорит не о потомстве Давида, но о самом Давиде. И его слова напоминают пророчество Осии ( Ос. 3:5 ): обратятся сыны Израилевы, и взыщут Господа, Бога своего, и Давида, царя своего, и могут быть еще более уяснены по сравнению с словами Божиими у Иезекииля: и поставлю над ними одного Пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида... Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди их ( Иез. 34:23, 24, 37:24  и сл.). Замечательно, что в предсказании пророка Иезекииля воцарение Давида соединяется для народа с очищением его и с заключением вечного завета между Богом и народом. Значит, этот второй Давид есть «спасающий людей от грехов их ( Мф. 1:21 ) Сын Всевышняго», Которому «Господь Бог дал престол Давида, отца Его» ( Лк. 1:32 ). Иер. 30:10 10. Сег ради ты не бойс, рабе мой глаголетъ Гдь, ни устрашайс, к се азъ спас т из земл и см тво из земл ихъ: и возвратитс паки и и вскаг добра исполненъ бдетъ, и не бдетъ устрашай т. 10. И ты, раб Мой, Иаков, не бойся, говорит Господь, и не страшись, Израиль; ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и племя твое из земли пленения их; и возвратится Иаков, и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Израиль несомненно должен вернуться из плена и, поэтому, должен уже определить путь, каким он пойдет домой. Кто должен расставлять указывающие путь камни – не сказано. Иер.31:22 .  Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? Ибо Го­с­по­дь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа. «Отпадшая дочь» – ср. Иер 3.6, 14 . Так называется царство 10-ти колен, отпавшее от Давидовой династии и вместе от истинной религии. – «На земле», т. е. в царстве Израильском, куда должны вернуться израильтяне. – «Жена спасет мужа». – Точнее: женщина будет охранять мужчину (или, человека сильного). Здесь пророк разумеет новую теократическую общину, слабую по внешности, как слаба женщина, но имеющую в себе достаточно силы для того, чтобы защитить, сохранить страну Израильскую, которая представляется под образом сильного мужа. Это и будет новое, неожиданное, что сотворит Господь. Новая, духовная мощь народа будет основою крепости государства. Иер.31:23 .  Так говорит Го­с­по­дь Саваоф, Бог Израилев: впредь, когда Я воз­вращу плен их, будут говорить на земле Иуды и в городах его сие слово: «да благо­словит тебя Го­с­по­дь, жилище правды, гора святая!» Здесь начинается речь о возвращении пленных иудеев. Иудейская семья вся будет как святая гора Сионская – повсюду на ней будет Бог близок к людям. Иер.31:24 .  И по­селит­ся на ней Иуда и все города его вместе, земледельцы и ходящие со стадами. Счастливы будут города или горожане, счастливы будут земледельцы и скотоводы. Иер.31:26 .  При этом я про­будил­ся и по­смотрел, и сон мой был при­ятен мне. Заключение речи. Едва ли предшествующее откровение Иеремия получил во сне: он вовсе не был сновидцем ( Иер 23.25 и сл.). Вероятно, он хочет здесь сказать, что картина, какую он увидел пред собою в откровении, походила на сладостное сновидение. Отдаленное будущее, которое раскрылось перед ним, подействовало на его душу как укрепляющий сон. Иер.31:27–40 . Господь Бог, доселе посылавший на иудеев в их страну такие ужасные бедствия, теперь будет заботиться непрестанно об умножении населения Иудеи и о благополучии ее обитателей. Проклятие за грехи предков, которое до сих пор тяготеет над иудеями, будет снято с них. Никто не будет страдать за чужие грехи. Но полное и окончательное блаженство для иудеев наступит тогда, когда Господь заключит с ними Новый Завет . Божественный Закон будет тогда начертан не на каменных скрижалях, но неизгладимо утвержден в сердцах людей. Самое же важное отличие этого будущего Завета состоит в том, что тогда народу будет даровано полное прощение грехов. Это все так же несомненно совершится, как несомненно тверд порядок в движении светил небесных. С топографической точностью пророк изображает далее дело восстановления Иерусалима, причем отмечается и то обстоятельство, что в новом Иерусалиме не будет более никакого скверного, нечистого места.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С таким внутренним отпадением от Бога наибольшей части Иудеев уже естественно должно быть то, что, как говорит Пророк о Иерусалиме, «как ключ источает воду, так он источает из себя зло» ( Иер.6:7 а). Обманы, корыстность, козни и ненависть, прикрытые личиною наружного доброжелательства, притеснения, необузданное сладострастие и т.д. Пророк видел во всех классах народа. И так как порочные сердца имели еще несравненную с нашими временами энергию, то общая народная растленность выражалась резко, с неудержимою ничем силою страстей: сим объясняется сравнение, у Иеремии, нечестивого народа с похотливой верблюдицей ( Иер.2:23–24 ). – В особенности же идолопоклонство дошло до крайней степени своего развития с уклонением от истинной веры и страха Божия к страстям и своеволию, однако же, с настроенностью духа и образа мыслей вообще религиозной (происходившей, конечно, от того, что человеку невидимое Божие еще столь было видимо в творениях), – естественно было измышлять божества, каких и сколько кому хотелось, какие только были угодны страстям. И, таким образом, произошло, что, по словам Пророка, «…сколько было у Иудеев городов, столько и богов» ( Иер.2:28 б), «сколько считалось улиц в Иерусалиме, столько и жертвенников срамным» ( Иер.11:13 а), самодельным божествам. Небо со своими светилами, деревья зеленые, холмы и истуканы были предметом искаженно-религиозного страха. Правда, это было уже далеко не древних времен увлечение к обоготворению тварей: язычество является теперь не только навыком, укоренившимся преданием отцов, как во время Исаии, но вместе и открытым упорством и расчетом суеверия. Так, самому же Иеремии не обинуясь говорили Иудеи, оставшиеся от пленения Вавилонского и перебежавшие в Египет: «Будем делать то, что произнесено устами нашими касательно каждения лун, как делали мы и отцы наши, цари наши и князья наши в городах Иудеи и на улицах Иерусалима, когда мы ели хлеб досыта и жили счастливо, и беды не видели. А с тех пор, как мы перестали кадить, терпим во всем недостаток и гибнем от меча и голода» ( Иер.44:17–18 ). Вместе с сим, тем грязнее и жестче становилось язычество: так Иудеи открыто приносили, в долине Еннон, людей – в жертву молоху.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Такие изображения Пророки нередко употребляют для описания разрушения какого-нибудь царства ( Ис.24:23; 34:4 ; Иер.23:19; 20; 30:23, 24 . Иез.32:7 . Иоил. 2:31 ; Мф.24:29, 30 ; Апок.6:12 ). В ст. 11-м показывается причина гнева Божия и наказания Вавилонян – грехи их 4-х родов: 1) гордость, роскошь, сладострастие, которые почти неразлучны бывают с состоянием богатства, достоинства и благополучия; 2) бесчеловечие, жестокость в обращении с другими народами, угнетение покоренных народов (см. 14:12, 17; Иер.50:23; 51:7 ); 3) закоренелое суеверие, идолопоклонство ( Иер.50:38 ). Бог для того, между прочим, попустил и Иудеям подвергнуться плену Вавилонскому, чтобы чрез них познакомить Вавилонян с законом Божиим, истребить суеверие и водворить истинную религию. Пророк Иеремия говорит, что сколько мы пи старались уврачевать Вавилона, – от идолопоклонства привести к почитанию истинного Бога, но оп не хотел исцелиться (51:9). 4) А самый главный грех Вавилонян – слишком жестокое обращение их с Иудеями, разрушение Иерусалима, храма, осквернение святилища и священных сосудов. Это уже некоторым образом есть грех и против Бога ( Иер.50:7, 11; 51:24, 34, 35 ; Ис.47: 6, 10; 6 ). Из этого видно, что хотя Бог и наказывает грешников чрез людей; однако ж не хочет, чтобы орудия гнева Его со всею жестокостью терзали жертвы мщения Божия. Люди в наказании других должны соблюдать умеренность, милость, человеколюбие, или, по крайней мере, справедливость, уважение прав человечества (См. под. Ис.10:7 ). Вавилонская империя называется здесь вселенною в том же смысле, в каком после Римская монархия называлась вселенною (orbis terrarum Лк.2:1 ), – по обширности владений. Более подробное изложение, или изъяснения вышесказанного Ст. 13. Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающаго гнгва Его. Ст. 14. Тогда каждый, как преследуемая серна, и как покинутыя овцы, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю. Ст. 15. Но кто попадется, будет пронзен, и кого схватят, тот падет от меча. Ст. 16. И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут разграблены и жены их обезчещены. Здесь Пророк, описание разрушения Вавилона поясняя и увеличивая, представляет его под образом страшного землетрясения, во время которого людям, приведенным в ужас, кажется, что небо колеблется и хочет разрушиться. Изображение это вообще означает сильные волнения в мире, страшные перевороты в гражданском управлении, соединенные с ясным проявлением строгости правосудия Божия, так что как будто небо обрушилось и земля сдвинулась с своего места; в частности – в отношении к Вавилонской империи означает, что вся эта империя поколеблется бурею бедствий, возбужденною гневом Божиим, и разрушится; царь, правители, вельможи (которые здесь разумеются под именем неба) и весь народ, подчиненный им, придут в смятение; все разбегутся в разные стороны, но никто не избежит погибели. Вторая часть первого отделения

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Анализ же древних переводов слова мы не отказываемся дать впоследствии, если наша библейская справка почему-либо не удовлетворит г. Розанова , Слово встречается в Библии 27 раз – и именно в следующих местах и следующих грамматических формах: а) В формах вида каль: I) Исх.20:14 : „Не прелюбодействуй ( )“. 2–5) Лев.20:10 : „И тот, кто будет прелюбодействовать с женой замужней; кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего ( - - ): должны быть преданы смерти прелюбодей и прелюбодейка ( )“. б) Втор.5:17 . „Не прелюбодействуй“ (то же, что в Исх.20:4 ). 7) Ос.4:2 : „Проклятия и обман, убийство, грабёж и прелюбодеяние () крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием“. 8) Иер.23:14 : „И в пророках Иерусалимских Я вижу ужасное: совершая прелюбодеяния (), ходят во лжи и поддерживают руки нечестивых, чтобы никто из них не обращался от своего нечестия“. 9) Иез.16:38 : „И накажу тебя наказанием жён прелюбодейных () и проливающих кровь, и предам тебя кровопролитию, лютости и ревности“. 10) Иез.23:45 : „Мужи правдивые осудят их судом прелюбодеиц ( ) и судом тех, которые проливают кровь, так как они сущие прелюбодейки (), и кровь на руках у них“. 11) Иов.24:15 : „И око прелюбодея ( ) ждёт сумерков, говоря; пусть не увидит меня ничей глаз, и покрывало на лицо полагает“. 12) Притч.6:32 : „Кто прелюбодействует с женой ( ), тот лишён ума, делает её губительницей своей души, подвергается побоям и бесчестию, и срам его неизгладим“ 13) Иер.5:7 : „Сыновья твои оставили Меня и клянутся теми, которые не боги; Я взял клятву с них, а они прелюбодействуют () и толпой ходят в дом блудницы“. —767— 14) Иер.3:9 : „И произошло то, что явным блудодейством она осквернила землю и прелюбодействовала () с камнем и деревом“. б) В формах вида пиель: 15) Иер.23:10 : „Земля наполнена прелюбодеяниями ()“... 16) Ос.3:1 : „И сказал мне Господь ещё, поди и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую (), подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых, а они обращаются к другим богам и любят виноградные лепёшки их“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лжепророк Анания, жил во дни царя Седекии. Анания был из города Гаваона, современник пророка Иеремии. Он – именем Бога, в присутствии Иеремии – предсказал народу, что через два года плененный царь Иехония вместе с другими уведенными в плен иудеями возвратится в Иерусалим, а также, что похищенные Навуходоносором сосуды храма Божия будут возвращены. При этом он сломал деревянное иго – ярмо, –  которое Иеремия носил на шее, как символ предстоящего вавилонского пленения. Но он был обличен Иеремией и, согласно предсказанию последнего, в том же году умер ( Иер.28:1-17 ). Седекия, сын Маасеи ( Иер.29:21-22 ) – один из лжепророков в Вавилоне во дни иудейского царя Седекии, которые старались убедить пленных в Вавилоне, возможно, скорее возвратиться в отечество и были грозно обличены за это в собственноручном послании пророка Иеремии. Ахав, сын Колии, появился среди пленников в Вавилоне. За произведенные Седекией и Ахавом лжепророчества и прочие злодеяния вавилонский царь Навуходоносор приказал изжарить их заживо ( Иер.29:21-23 ). Седекия, сын Хенааны ( 3Цар.22:10-11 ; 2Пар.18:10 ) – лжепророк во времена Ахава, убедивший Ахава идти в Рамоф Галаадский и предсказывавший ему победу над сириянами. Чтобы придать своему пророчеству более значения, он сделал себе железные рога и сказал царю Израильскому: «Сими избодешь Сириян до истребления их». Раздраженный по тому же поводу пророчеством Михея, который о последствиях похода высказался совершенно противоположно тому, что предрекал Седекия, Седекия ударил его в щеку, Михей же отвечал ему: «Вот, ты увидишь это в тот день, когда будешь бегать из комнаты в комнату, чтобы укрыться» ( 2Пар.18:24 ). Ноадия – лжепророчица, помогавшая Товии и Санаваллату в их усилиях воспрепятствовать Неемии в строении стены Иерусалимской ( Неем.6:14 ). Шемаия Нехеламитянин – лжепророк во дни наместника Иудеи Неемии ( Иер.29:24-32 ), современник прор. Иеремии. Написал в изгнании письма к народу и к священникам в Иерусалиме, чтобы склонить их к выступлению против Иеремии.

http://azbyka.ru/lzheproroki

Мотив вечности З. с Давидом прослеживается и во мн. др. текстах, где речь идет об этом З. Иудейский царь Авия напоминает колену Ефрема, что Яхве дал Давиду и его сыновьям вечное царство «по завету соли» (2 Пар 13. 5). Точный смысл этого выражения остается предметом предположений толкователей, но, по всей вероятности, «соль» здесь служит метафорой постоянства (ср.: Числ 18. 19; Лев 2. 13). В 2 Пар 21. 7 отмечается, что, несмотря на прегрешения Давида, Господь «не хотел... погубить дома Давидова ради завета, который заключил с Давидом...» (ср.: Иер 33. 19-21). Условие вечности династии царя Давида - верность его потомков З. с Яхве. Яхве может отвернуться от царя из его династии («Ты… пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его» - Пс 88. 39-40), но «если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья вовеки будут сидеть на престоле твоем» (Пс 131. 12). Вечность З. с Давидом и данных ему обетований становится темой мн. псалмов (Пс 17. 51; 77. 70; 88. 4, 21, 27-28, 36, 50; 121. 5; 131. 1, 10, 11, 17; 143. 10). Особо выделяется мессианский Пс 2, в котором сам Давид прямо не упоминается, но цитируется пророчество Нафана (2 Цар 7. 14; ср.: Пс 88. 27). Пророки часто говорят о вечности З. с Давидом (Иер 33. 20-21). Давид называется рабом Божиим (Ис 37. 35; Иер 33. 21-22, 26; Иез 34. 23-24; 37. 24-25), ради к-рого Бог охраняет Иерусалим (Ис 37. 35) и заключит с Израилем «вечный» З. (Ис 55. 3). Династия Давида будет восстановлена на престоле (Иер 23. 5; 33. 15). В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, царь Давид прославляется за то, что он определил порядок праздников, ему были прощены все грехи и с ним заключен «завет царственный» (Сир 47. 1-13; ср.: 45. 30). Верность Давида является примером для царей, к-рым необходимо держаться «путей Давида» (Сир 48. 25), как одного из тех, кто не согрешили (Сир 49. 5). З. в пророческой литературе Термин   у ранних, допленных пророков встречается довольно редко ( Lindblom J. Prophecy in Ancient Israel. Oxf., 1962. P. 329-330). Прор. Амос говорит прежде всего об избрании, но не о З. У прор. Осии идея З. выражена метафорически, с помощью образа брака; однако дважды он говорит и о преступлении З. (Ос 6. 7; 8. 1). Пророки Михей, Наум, Софония и Аввакум не упоминают З.

http://pravenc.ru/text/182425.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010