3. И еще, показывая, что Он не для того извел их из Египта, чтобы приносили Ему жертвы, но чтобы забыли идолопоклонство Египетское и могли слушаться голоса Господня, бывшего им спасением и славою, Он так чрез того же Иеремию говорит: «вот что говорит Господь: соберите всесожжения ваши и жертвоприношения ваши и ешьте мяса. Ибо Я не говорил отцам вашим и не заповедал о всесожжениях и жертвоприношениях в тот день, когда извел их из Египта, но вот какое слово заповедал им, говоря: слушайтесь голоса Моего, и буду Богом вашим и вы будете Мой народ, и ходите во всех путях Моих, которые вам заповедаю, дабы вам было хорошо. Но они не послушались и не вняли, а стали ходить в помыслах злого сердца своего, и пошли назад, а не вперед» ( Иер.7:21–25 ). И еще чрез того же (пророка), говоря: «пусть хвалящийся хвалится тем, что разумеет и знает, что Я Господь, творящий милосердие, правду и суд на земле», присовокупляет: «ибо на этом Мое благоволение, говорит Господь» ( Иер.9:24 ), а не на жертвах, ни всесожжениях, ни приношениях. Ибо народ получил это не первоначально, а впоследствии и по причине, выше указанной, как опять Исаия говорит: «не (было) для Меня овец всесожжения твоего и ты не прославил Меня жертвами твоими; ты не служил Мне твоими жертвами и не утрудился в курении ладана; ты не покупал Мне на серебро фимиама, и Я не желал тука твоих жертв, но ты предстал пред Меня во грехах твоих и неправдах твоих» ( Ис.43:23–24 ). «И на кого воззрю, – говорит, – только на смиренного и молчаливого и трепещущего слов Моих» ( Ис.46:2 ). «Ибо туки и жирное мясо не отнимут от тебя неправд твоих» ( Иер.11:15 ). «Не такой пост угоден Мне, говорит Господь. Разреши всякий союз неправедный, разрушь связи насильных договоров, отпусти удрученных на покой и раздери всякое неправильное писание. Раздробляй алчущему хлеб твой от души, и странника без крова введи в дом твой: если увидишь нагого, покрой его, и не презирай слуг твоего семени. Тогда взойдет твой утренний свет и исцеления твои скоро воссияют и правда твоя будет идти пред тобою и слава Господня будет окружать тебя: и когда еще ты говоришь, Я скажу: вот Я» ( Ис.58:69 ). И Захария, один из двенадцати пророков, возвещая им волю Божию, говорит: «вот что говорить Господь всемогущий: судите праведно и каждый пусть оказывает брату своему благость и милосердие. Не угнетайте вдовы, сироты, пришельца и бедного, и каждый да не помнит в сердце своем зла брата своего» ( Зах.7:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Быт.1:16 . И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, Хотя эти великие светила и не названы здесь по имени, но из всего контекста повествования, равно как из соответствующих относящихся сюда библейских параллелей ( Пс. 103:19, 73:16, 135:7–9, 148:3–5 ; Иер. 31:35 ), совершенно ясно, что здесь подразумеваются солнце и луна. Но если такое название вполне оправдывается и наукой в приложении к солнцу, как астрономическому центру всей мировой системы, то оно совершенно не выдерживает научной критики в отношении луны, которая по точным данным астрономии представляет собой одну из сравнительно малых планет, далеко уступающих в этом отношении даже земле. Здесь мы имеем новое доказательство того, что Библия не излагает положений науки, а говорит языком сынов человеческих, т. е. языком обыденного мышления, опирающегося на непосредственные чувственные восприятия, с точки зрения которых солнце и луна действительно представляются самыми крупными величинами на небесном горизонте. и звезды. Под общим именем звезд разумеются тут все те миллионы иных миров, которые, будучи удалены от нашей земли на огромные пространства, рисуются нашему невооруженному взору лишь в виде маленьких светящихся точек, рассеянных по всему небосклону. Недаром созерцание величественного небесного свода умиляло и вдохновляло многих ветхозаветных библейских писателей к прославлению премудрости и благости Творца ( Пс. 8:3–4, 18:1–6 ; Иов. 38:31–33 ; Ис. 40:21–22, 25–26, 51:13, 66:1–2 ; Иер. 33:22 ; Откр. 5:8 и др.). Быт.1:17–18 . и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, Творец, как говорит Псалмопевец, луну и звезды – для управления ночью ( Пс. 135:9 ), восход же солнца определил быть началом трудового дня для человека ( Пс. 103:22–23 ). Еще яснее выражает эту мысль пророк Иеремия, прославляя Господа Вседержителя, который «дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью» ( Иер. 31:35 ). Пятый день творения

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В то время как у других победивших народов гордость победой смягчена их бедностью, Америка гордится не только своей победой, но и богатством. Война не должна начаться непременно там, где это предполагают. Ещё дымятся потухшие вулканы, а новые уже начинают действовать. Раньше, чем начнется всеобщий военный пожар, произойдёт несколько страшных столкновений между двумя или тремя народами. Многие победы будут пирровыми, т.е. при подведении итогов окажется, что они равны поражению. Из вышесказанного ясно, что: 1) в грядущей войне народы, наиболее возгордившиеся перед Богом, будут и наиболее пострадавшими; 2) в будущей войне победа уже обусловлена покаянием и возвращением ко Христу; 3) если ни один христианский народ не покается и не возвратится ко Христу – центру своей души и жизни, – то Бог отдаст победу народам азиатским, нехристианским. ИСПОЛНЕНИЕ ПРОРОЧЕСКИХ СЛОВ О ВОЙНАХ Позвольте, генерал, прочесть ещё несколько страниц из Святого Откровения Божиего… Святые Божьи пророки видели ясно, что на безбожных людей и на целые народы Бог насылает войну, как насылал на них мор, голод, засуху, землетрясения, нашествие гусениц, саранчу и другие бедствия, которые должны были образумить безбожников и вернуть их к Богу. «Поражал Я вас ржавчиной и блёклостью хлеба; множество садов ваших, и виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирали гусеницы; а вы всё-таки не обратились ко Мне, изрёк Господь; посылал Я на вас моровую язву на дороге в Египет, убивал мечом юношей ваших – а вы всё-таки не обратились ко Мне, изрёк Господь» ( Амос. 4:9 ). Все эти бедствия уже постигли Европу, но она «не обратилась к Господу» и, хотя заслужила войну, всё ещё говорит о мире. «Нечестивым же нет мира, говорит Господь» ( Ис. 48:22 ). Так они, воюя против Бога своими грехами и беззакониями, оскверняют мир. «Потому что царство глупых умертвит их и безпечность безумных погубит их». Содом и Гоморра погибли не от войны, а от мира – от мира без Бога. «Ибо Я отнял у этого народа мир Мой, говорит Господь» ( Иер. 16:5 ). За что же Благой Господь отнял мир у народа? За то, что «устами своими говорят другу своему мир, а в сердце своём готовят ему засаду. За это ли не наказать их?» ( Иер. 9:7–8 ). За их двуличность и лицемерие «брошены будут трупы людей, как навоз на пол, и как снопы позади жнеца, и некому будет собрать их» ( Иер. 9:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В христианской церкви, среди самих её членов, востанут, т. е. имеют явиться, выступить лжепророки – ψευδοπροφται. Это уже не те обольстители, о которых Господь говорил ранее ( Мф.24:5 ). Они не будут выдавать себя за Христа – Мессию, а будут считать себя лишь за пророков, хотя и их появление имеет в своей основе идею и лицо Христа. Пророчество и лжепророчество, как его извращение, известно было в истории человечества с глубокой древности. Во времена ветхозаветные среди избранного народа Божия наряду с истинными, Богом Самим призванными пророками, были и ложные пророки, о которых, хотя они и действовали от имени Иеговы, как Его посланники и представители, Господь говорил: „пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое, и мечты сердца своего“. ( Иер.14:14 ). В этих словах заключается определение понятия: „лжепророк“, которое Иисус Христос ближе не определил, вероятно, как достаточно знакомое и понятное Его ученикам. Очевидно, этим наименованием обозначаются все те, которые без божественного призвания, без божественного полномочия выступают в качестве учителей и руководителей ко спасению. Нет оснований отличать по существу лжепророков от лжеучителей 472 , так как Св. Писание употребляет оба термина, по-видимому, безразлично и с ветхозаветными лжепророками сравнивает новозаветных лжеучителей ( 2Пет.2:1 ). Поэтому лжепророки это вообще непризванные вожди человечества, о которых Господь устами одного из истинных пророков говорит: „Я не посылал пророков сих; а они сами побежали“ ( Иер.23:21 ). Самоизмышленные теории они выдают при этом за божественное откровение, за ту воду живую, которой жаждет ищущее правды человечество; а откровенную истину они извращают сообразно своим ложным теориям. „Они обманывают вас, говорит Господь о лжепророках народу Еврейскому, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних“ ( Иер.23:16 ). Таких ложных учителей и руководителей, по словам Христа, явится много и это, конечно, только умножает опасность искушения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Его жестоко избили и бросили в темницу – подвальное помещение царского писца Ионафана. Сколько времени провёл пророк в заключении, неизвестно ( Иер.37:11–16 ). Между тем, как следует из Книги пророка Иезекииля, фараон Априй потерпел поражение от вавилонян и вернулся в Египет (30:21). Летом 587 года армия Навуходоносора снова появилась под стенами Иерусалима и продолжила прерванную осаду города. На этот раз помощи ждать было неоткуда. Как только халдеи вновь подошли к городским стенам, Седекия тайно призвал к себе Иеремию и спросил, нет ли слова от Господа. И на этот раз позиция Иеремии не изменилась ни на йоту: «Так говорит Господь: кто останется в этом городе, умрёт от меча, голода и моровой язвы; а кто выйдет к Халдеям, будет жив... Так говорит Господь: непременно предан будет город сей в руки войска царя Вавилонского, и он возьмёт его» ( Иер.38:2–3 ). Престарелый пророк ещё раз призвал царя к благоразумию и добровольной капитуляции, заверив его, что дальнейшее сопротивление приведёт только к полной катастрофе. Седекия неоднократно имел возможность убедиться в правдивости предсказаний Иеремии, не было у него оснований не верить ему и на этот раз. Позиция строптивого пророка стала известна князьям и старейшинам, руководившими обороной. Они потребовали от царя предать его смерти: «Да будет этот человек предан смерти, потому что он ослабляет руки воинов, которые остаются в этом городе, и руки всего народа... ибо этот человек не благоденствия желает народу сему, а бедствия» ( Иер.38:4 ). Считая Иеремию изменником, евреи не хотели понять, что он возвещает волю Божию и указывает народу единственное средство к спасению. Пролить же кровь человека Божия в столь опасное время они не осмелились. Его просто бросили умирать в глубокую яму, дно которой состояло из жидкой грязи. Здесь суждено было закончить свои дни великому пророку, если бы не вмешательство одного придворного, который с разрешения царя вытащил Иеремию из ямы, но оставил его в темнице. А тем временем цены на пищевые продукты поднялись очень высоко.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

И емше делателе рабов его, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша ( Мф.21:35 ). Разгневанные нерадивые делатели в винограднике Божием прибегли к насилиям, чтобы заглушить голос посланников Божиих. Иным из них они наносили оскорбления побоями, других убивали и камнями побивали. Но Господь Бог долготерпит. Не обнаруживает Он намерения уничтожить создание рук Своих. Виноградник запущенный и не плодоносный остается целым. Даже деятели в нем те же. Значит, Господь ожидает еще раскаяния и исправления сих злых виноградарей. Он паки посла иные рабы множайша первых ( Мф. 21:36 ). Св. Евангелисты Марк и Лука отмечают троекратное посольство слуг ( Мк.12:2–5 ; Лк 20:12 ). Сущность смысла притчи от сего не изменяется. Не два, не три, а многочастне и многообразне Бог говорил евреям чрез пророков ( Евр.1:1 ). Сам Бог чрез пророка Иеремию говорил им: «С того дня как отцы вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих пророков, посылал всякий день с раннего утра» ( Иер.7:25 ). Как же принимали евреи сих посланников Божиих? Они не желали слушать их. Господь Бог говорит чрез пророка Иеремию: «Они не слушали Меня и не преклоняли уха своего, а ожесточили волю свою, поступили хуже отцов своих» ( Иер. 7:25 ср. Иер.44:4–5 ). И сотвориша им такоже. С новыми послами домохозяина, поступили так же, как и с первыми: иных оскорбили поруганиями и побоями, других умертвили, а иных каменьями побили. Св. Ап. Павел, воспоминая о провозвестниках воли Божией в ветхом Завете, говорит о кончине их так: «иные замучены были... другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» ( Евр.11:35–38 ). «Кого из пророков не гнали отцы ваши?» вопрошал св. архиадиакон Стефан в своей речи членов синедриона ( Деян. 7:52 ). Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Господа Иисуса Христа. И Спаситель в Своей обличительной речи указывает на то, что говорили сами руководители народа, книжники фарисеи: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков ( Мф.23:30 ). Да, отцы их много пролили крови слуг Божиих. Они знают это и сами свидетельствуют о сем. О, преславное Божие милосердие! Люди забыли Бога, жили греховно, озлобляли праведников, а Промыслитель Господь бережет еще Свой виноградник, несмотря на злобное настроение делателей в нем, на их леность и нерадение к делу Божиему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн. II. Вопросоответы к Фалласию. Часть I. Вопросы I-LV. Пер. с др.-греч. и комм. С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. – М., 1993. - С. 83-84. Иларион (Троицкий), священномученик. Наука и жизнь: вступительная лекция, сказанная в МДА 11 сентября 1913 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 284-301. Иларион (Троицкий), священномученик. Прогресс и преображение: вступительная лекция-речь, сказанная в академической аудитории 3 сентября 1914 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 264-283. Флоренский П., свящ. О цели и смысле прогресса: выступление в философском кружке МДА, 1905 год.//Сочинения. Т. I. – М.: Мысль, 1994. - С. 196-204. Иустин (Попович), преп.Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 49. Иларион (Троицкий), священномученик. Наука и жизнь//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 284-301. Иларион (Троицкий), священномученик. Прогресс и преображение: вступительная лекция-речь, сказанная в академической аудитории 3 сентября 1914 года.//Без Церкви нет спасения. – М.-СПб.: Сретенский монастырь – «Знамение», 2000. – С. 264-283. Иер. 17:10: « Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его». Иер. 21:14: « Но Я посещу вас по плодам дел ваших, говорит Господь». Иер. 32:19: « Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его». Комментарии ( 4): 11 ноября 2011г. 19:54   Прогресс, не создающий регресс (разрушение), это изучение закона Божьего, т.е. есть стяжание души своей, это наука из наук! Это небесная наука! Это наука наук, сообщенная человеку Богом!   Видимо можно сказать   «Ноева – Башня 2» исходя из следующего: 1.Академик Ю. Лопухин: Работы по генетическому шализу различных хромосом обещают быть закончены в ближайшее время. 100 тысяч генов будут точно локализованы-деинтифшшрованы.... инструмент для дискриминационных актов опорочивания или возвеличивания людей, расе и народов.

http://bogoslov.ru/article/2246328

Сектанты говорят: Иер.2:26–28 . Православный ответ: Мы и не думали забывать Бога, но стараемся напоминать себе о Нем изображениями Его. Сектанты говорят: Иер.3:16 : «... говорит Господь: не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; он и на ум не придет, и не будут приходить к нему, и его уже не будет». Православный ответ: Мы и не тоскуем, что нет у нас ковчега, потому что у нас Христос Бог есть, а только говорим, что заповеди, данные евреям, с запрещением иметь идолов, не нарушались изображениями священными – ковчегом, херувимами и подобными. Сектанты говорят: Втор.4:15–17 : Все изображения запрещены безусловно. Православный ответ: Здесь о подобиях и кумирах других богов. Истинный же Бог есть Бог ревнитель и не помилует, когда человек начнет служить другим богам. Мы же, православные, если изображаем, то только единого истинного Бога, а не лживых идолов, а также изображаем добрых служителей единого Бога: свв. Ангелов и угодников. Изображение же Божие не отменяет Бога, но напоминает и научает об истинном Боге, как портрет царя не отменяет, но напоминает о земном царе. Сектанты говорят: Иер.10:3–15 . Православный ответ: Здесь об идолах, а не об истинных изображениях, которые позволены: Исх.25:8–10, 17–21 . Сектанты говорят: Послание Иеремии. Православный ответ: Здесь об идолах, а не об истинных изображениях, которые позволены. Сектанты говорят: Деян.17:24, 31 : Бога нельзя уподобить золотым и вещественным изображениям. Православный ответ: Мы и не думаем, что Божество подобно золоту, серебру, камню, получившим образ от искусства и вымысла человеческого. Но мы спросим: подобно ли Божество бумаге, исписанной буквами? Однако, мы изображаем так Бога, имя Божие. Похоже ли Божество на ангела, или странника? Однако: Бог являлся в образе трех странников ( Быт.18 ) и в образе Ангела ( Суд.6 ). Вот, мы и изображаем Бога так, в каких образах Он являлся людям; Христа – в том виде, как Он жил на земле; Духа Божия, как Он являлся в телесном виде, в виде голубя ( Лк.3:22 ); Бога-Отца – в виде «ветхого днями», т.е. старца, как было видение пророку Даниилу ( Дан.7:9 ); также – Ангелов, Божию Матерь и угодников Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Именно восшествие на небесный престол одесную Бога делает вознесенного человека Иисуса «Господом» (Деян. 2:34-36). Ап. Павел, давая христологический мидраш на Ис. 45:23, поясняет, что это стало возможным, потому что «Бог превознес Его и дал Ему Имя выше всякого имени» (Фил. 2:9, ср. Эф. 1:21), то есть священное четырехбуквенного Имя ЙХВХ, чтобы, по аналогии с Яхве в Ис. 45:23, «пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос есть Господь » (Фил. 2:11) . Здесь слово Господь фигурирует как эквивалент тетраграммы — священного Имени ЙХВХ . Ап. Павел неоднократно относит ко Христу, называя его Господом, ветхозаветные тексты, в которых говорится о Яхве: Рим. 10:13 (Иол. 2:32), 1 Кор. 1:31 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:26 (Пс. 24:1), 2 Кор. 10:17 (Иер. 9:23-24), 1 Кор. 10:21 (Мал. 1:7,12), 1 Кор. 10:22 (Втор. 32:21), 2 Кор. 3:16 (Исх. 34:34), 1 Фес. 3:13 (Зах. 14:5), 1 Фес. 4:6 (Пс. 94:2). Таким образом, подчеркивается всеобщее признание Божественного владычества Христа над всем сущим . Включение Христа в исповедание монотеизма, в главный символ веры иудейства «Шма Исраэль» (Втор. 6:4), у ап. Павла звучит следующим образом: «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого . Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им » (1 Кор. 8:4-6). Здесь мы сталкиваемся с религиозным противопоставлением пантеона языческих богов и господ исповеданию веры в Единого Бога и Господа Иисуса Христа. Однако Христос — не автономный от Отца второй Бог, но включенный в Божественную идентичность Господь, поклонение Которому совершается « во славу Бога Отца » (Фил. 2:9-11). Как показывает в своей монографии Крис Тиллинг , в посланиях ап. Павла отношения между Христом и Церковью четко коррелируют с отношениями между самим Яхве и Израилем в Ветхом Завете и иудаизме Второго Храма (ср. 1 Кор. 8:12, 10:9, 21, 22, 2 Кор. 11:2 и др.). В целом сложно не заметить революционный для иудаизма эпохи Второго Храма перенос ап. Павлом прерогатив Яхве на Иисуса, выраженный в применении цитат из ВЗ ко Христу (ср. Фил. 2:10, 11 и Ис. 45:23, 1 Кор. 10:26 и Пс. 24:1, Рим. 10:11-13 и Иол. 2:32, Рим. 9:33, Ис. 8:14 и др.).

http://bogoslov.ru/article/6025041

Глава 21 1–11. Законы о рабах и рабынях. 12–32. Законы, разъясняющие заповедь «не убий». 33–36. Законы, разъясняющие заповедь «не укради». Исх.21:1 .  И вот законы, которые ты объявишь им: Исх.21:2 .  если купишь раба Еврея, пусть он работает [тебе] шесть лет, а в седьмой [год] пусть выйдет на волю даром; По закону в рабы мог быть покупаем обедневший еврей за неуплату долга ( Лев.25:39 ), а также вор, оказавшийся не в состоянии уплатить за похищенное ( Исх. 22:3 ). Шестилетний срок рабства ( Втор. 15:12, 18 , Иер. 34:14 ) назначается в соответствии с заповедью о шести днях работы и покое седьмого дня. Год освобождения раба седьмой не есть седьмой юбилейный, а седьмой от начала рабства каждого отдельного раба. Если бы он был седьмым юбилейным, то рабу пришлось бы служить не шесть лет, а столько времени, сколько оставалось до него с момента поступления в рабство, в некоторых случаях месяц, даже меньше. И действительно закон прямо указывает, что в седьмой юбилейный год рабы находятся при своих господах, не получают свободы ( Лев.25:4–6 ). По окончании шестилетней службы раб отпускался на волю не только «даром», без выкупа, так как за это время он заработал двойную плату наемника ( Втор. 15:18 ), но и получал от хозяина все необходимое для обзаведения собственным хозяйством: от стад, от гумна и точила ( Втор. 15:14 ). Исх.21:3 .  если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его; Исх.21:4 .  если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один; В первом случае ( Исх.21:3 ) жена рассматривается как собственность мужа-раба, а потому с ней, своей собственностью, он и уходил на волю. Во втором ( Исх.21:4 ) она – собственность господина, в силу чего при освобождении своего мужа остается с детьми в доме хозяина. Исх.21:5 .  но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, – Исх.21:6 .  то пусть господин его приведет его [пред богов] и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010