Рассуждение двадцать восьмое. О покаянии Покайтеся, приближися бо царствие небесное ( Мф.4:17 ). § I Покаяние, по определению св. Дамаскина: „есть обращение наше к Богу, когда мы грехи наши из закона усматриваем, представлением гнева Божия сокрушаемся, и на истинную веру во Христа полагаясь, – отпущению грехов веруем» 80 . § II Причина действующая обращения нашего есть: 1) Бог Отец, Который из нехотящих и противящихся делает хотящими. 2) Бог Сын, Который дарует покаяние, как свидетельствуют о Нём Апостолы: сего Бог началника и Спаса возвыси десницею своею, дати покаяние Израилеви и оставление грехов ( Деян.5:31 ); Который оного хочет, по словам Апостола Павла: иже хощет всем человеком спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:4 ). [Снеси: ( Плч.5:21 ), ( Иер.31:16 ), ( Деян.11:18 ), (2Тм.2:25)]. 3) Бог Дух Святый, Который, подобно вертоградарю, орошает сердечный наш вертоград, и умягчает. Так-то обращение человека зависит от единого Бога в Троице славимого; ибо человек, в состоянии греха понимаемый, есть мёртв, сам собою обратиться не может без содействия света любви Божией ( Еф.2:14 ). Павел сему весьма ясный пример: и внезапу облиста его свет от небесе ( Деян.9:3 ). § III. Причина инструментальная суть служители, закон и Евангелие проповедующие: закон – проклинающий, Евангелие – спасающее. Сюда надлежат так же отцы и матери, кои детей своих всегда должны увещевать к покаянию. § IV Причины, побуждающие к покаянию рассуждаются: α) Со стороны Божией. β) Со стороны ближнего. γ) Со стороны нас самих. δ) Со стороны Ангелов как добрых, так и злых. ε) Со стороны Церкви. I. Со стороны Божией. 1) В рассуждении распространения славы и правды Божией, как пишется: и рече Иисус Ахару: сыне мой, даждь славу днесь Господу Богу Израилевну, и даждь ему исповедание; и исповеждь ми, что сотворил еси, и не утай от мене ( Нав.7:19 ). 2) В рассуждении сладчайшего Божия призывания: сице глаголет Господь Вседержитель: обратитеся ко мне, глаголет Господь сил, и обращуся к вам, глаголет Господь сил ( Зах.1:3 ). В Песнях Песней приводится изящный пример Божией к грешникам любви. Он говорит: пойду себе к горе смирней и к холму Ливанску ( Песн.4:6 ). Сим означается стадо кающихся, источающее смирну сокрушения, и Ливан горячайшей молитвы, которую Бог приемлет. Свидетель сему сам Иоанн, так о сем повествующий: и егда прият книгу, четыри животна и двадесять и четыри старцы падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли и Фиалы златы полны Фимиама, иже суть молитвы святых ( Откр.5:8 ). – И изыде дым кадилный молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр.8:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

1. Самонадеянность Уклонения от христианской надежды выражаются в формах самонадеянности, малодушия, лжеупования, нетерпения и отчаяния В пример самонадеянного человека можно указать на того евангельского богача, который, полагаясь на свое богатство, считал свое положение прочным, обнадеженным, вместо того, чтобы надеяться на Бога. А иные люди, вместо Бога, надеются «на князи и на сыны человеческия», по выражению Псалмопевца, т. е. на великих и сильных земли; между тем «в них... несть спасения» ( Пс.145:3 ). А еще иные надеются на свои способности, на свою изобретательность, опытность, заслоняя ими помощь Божию. Таковая надежда осуждается следующими словами ап. Иакова: «Слышите ныне, глаголющии: днесь или утре пойдем во он град, и сотворим ту лето едино, и куплю деем и приобретение... Вместо еже бы глаголати вам: аще Господь восхощет, и живи будем, и сотворит сие или оно» ( Иак.4:13, 15 ). Таким образом, самонадеянность всегда есть противопоставление надежды на сей земной мир, на его тленные и преходящие блага и силы, надежде на Бога, Который один Неизменяем и Непреходящ. Имея это в виду, ап. Павел заповедует Тимофею: «Богатым в нынешнем веце запрещай не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее, но на Бога жива, дающаго нам вся обильно в наслаждение» ( 1Тим.6:17 ). «Буди уповая всем сердцем на Бога, – говорит Премудрый, – о твоей же премудрости не возносися» ( Притч.3:5 ). Слово Божие так осуждает цель самонадеянности: «да не хвалится пре мудрый пре мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим» ( Иер.9:23–24 ; Иез.4:13–16 ; Притч.3:5 ) 14 . 14 Забудь свои добрые дела (Из творений св. Иоанна Златоустог о). «Если хочешь доказать великую добродетель, не высокомудрствуй, и тогда покажешь еще большую: не думай, что ты совершил уже что-нибудь, и ты все сделал. Господь гораздо лучше тебя знает твои заслуги. Если ты дашь чашу холодной воды, Он и сего не презрит. Если подашь одну полушку, если только вздохнешь, Он примет все сие с великой благосклонностью, и вспомнит, и определит за сие великие награды.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

XIII. О молитвенном ходатайстве святых угодников Божиих Слово Божие ясно свидетельствует, что ещё в ветхом завете молитвы праведных людей, даже при жизни их, принимались Богом, и Господь отпускал грехи тем, за кого молятся эти праведники: «И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его» ( Быт.20:17 ). Непорочный муж поспешил защитить их; принеся оружие своего служения молитву и умилостивление кадильное, он противостал гневу и положил конец бедствию, показав тем, что он слуга Божий: Прем.18:21 (сравн. Чис.16:44–48 ; Исх.8:8–13:28–29:32, 11–14 ). Много есть свидетельств Слова Божия, удостоверяющих нас и в том, что Сам Бог научил людей обращаться к молитвенному ходатайству святых, например: «Сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов.Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву: и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас»; Иов.42:7–8 . (Сравн. 1Цар.7:8:12, 19–33 ; Ис.37:4 ; Иер.42 гл.). Есть свидетельства Слова Божия о том, что святые действительно ходатайствуют на небе по своём отшествии: «Видение же его (Маккавея) было такое: он видел Онию – бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, видел, что он, простирая руки, молился за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окружённый дивным и необычайным величием, и сказал Ония: это – братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» ( 2Мак.15:12–14 ). Во времена христианские также сильна была вера в великую пользу взаимных молитв. В книге Деяний апостольских повествуется, что, когда апостола Петра стерегли в темнице, Церковь прилежно молилась о нём Богу, и Бог услышал молитву верных и послал Ангела освободить апостола из темницы ( Деян.12:5:7–10 ). Поэтому апостолы и наставляли христиан молиться друг за друга и учили, что много может усиленная молитва праведного ( Иак.5:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

М. Боровкова-Майкова Вступительная статья М.С.Боровковой – Майковой Приступая к печатанию «Предания учеником своим о жительстве скитском» и «Монастырского Устава» Нила Сорского (Майкова), упомянем о тех изданиях, которые уже имеются. 1) Первым по времени и по достоинству следует считать издание, сделанное митрополитом Евгением (Амвросий. Истор.Рос.Иер., т.5, 1813 г.) с хороших списков 16–17 вв. Софийско-Новгородского (Монастырский Устав) и Вологодского (Предание) рукописей, причем даются некоторые комментарии и излагается вкратце житие Нила. 2) Перепечатка предшествующего издания: «Преподобнаго Нила Сорского Устав скитскаго монашескаго жития, сочиненный около половины 15 столетия, а списанный с полууставного списка, хранящегося в Новгородской Софийской Библиотеке. Москва, 1820. Синодальная Типография». Позднейшие издания: 3) «Преподобный и богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский, и Устав его о скитской жизни. Изложенный ректором Костромской Духовной Семинарии архимандритом Юстином. Издание 2. Афонского русского Пантелеймонова монастыря. Москва, 1886 г.». – Со вступительной статьей, биографией и кратким указанием на послания, с Преданием, Монастырским Уставом, Духовным завещанием и послесловием в переводе на русский язык словами Юстина. Здесь же приложена проповедь иеросхимонаха Нила (о нем см. ниже). Тропарь и кондак преп. Нилу. 4) Тоже. Издание 3. Москва, 1892 г. 5) Тоже. Издание 4. Москва, 1902 г. 1 6) «Преподобнаго отца нашего Нила Сорского предание учеником своим о жительстве скитском. Издание Оптиной пустыни. Москва. Университетская типография. 1849 г.» В этом издании находим: краткое историческое сведение о преп. Ниле Сорском , надсловие на книгу блаженного отца Нила Сорского , пристежение, оглавление, Предание, Монастырский Устав, завещание и послесловие (о кончине Нила). 7) Перепечатка предыдущего на церковно-славянском языке. С.-Петербург. Синодальная Типография, 1852 г. 8) Тоже. С.-Петербург, 1859 г. 9) Тоже. С.-Петербург, 1889 г. 10) «Преподобный Нил Сорский , первооснователь скитскаго жития в России, и Устав его о жительстве скитском (в переводе на русский язык). С приложением всех других писаний его, извлеченных из рукописей. С.-Петербург, 1864 г.» Содержание: О жизни и писаниях преподобнаго отца нашего аввы Нила Сорскаго . Устав о жительстве скитском. Послания и другие подвижнические наставления преподобного Нила Сорского .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Март Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Амоса [Ам.5:16–6:7]/Пер. П.И. Казанского и А.А. Жданова; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1893. Т. 1. 3. С. 479–494 (1-я пагин.). (Продолжение) —479— нились к легкомыслию и оказались в одинаковой степени подверженными прежним порокам. Поэтому-то теперь и города, и селения исполнены плача и стенаний; везде – слезы; и будет спрос на умеющих оплакивать, а так как для этого у вас не хватит горожан, приглашен будет и земледелец, чтобы у вас раздавалась хотя бы деревенская песнь, и чтобы несчастия павших оплакивали хотя бы сельскими причитаниями. Пройду, говорит, среди тебе, как бы уже призирая на грехи и не далеко отстоя от людей, допускающих нестерпимое нечестие. Действительно, пока Бог не наказывает таким образом, Он как будто бы не стоит подле, а когда насылает кары, то, можно сказать, присутствует здесь же и налагает наказание за наказанием. Так, например, пришли ангелы в Содом, чтобы сжечь нечестивцев, как бы отсутствуя там до наказания. Итак, пройду среде тебе означает посещение и наступление времени наказания. ( Ам.5:18–20 ). Увы люте желающим дне Господня: Вскую вам сей день Господень? сей бо есть тма, а не свет. Якоже аще убежит человек от лица льва, и нападет на нь медведица, и вскочит в дом, и опрется руками своими о стену, и усекнет его змия. Несть ли день Господень тма, а не свет? и мгла не имущи света своего? Между тем как святые пророки предрекали им будущее и что они подпадут горьким и неисцельным бедам, они, неудержимо устремившись к делам заблуждения, то насмешливо и беззаботно говорили, что пророки забегают вперед, ко временам весьма отдаленным, то, совершенно потеряв надежду, дерзали говорить по словам Иеремии: где, —480— есть слово Господне? Да приидет ( Иер.17:15 ). Они думали, что или пророки говорят ложь и наполняют их пустыми страхами, или же, если и придет на них какая-либо война, то они одолеют неприятелей, противопоставляя им крепкую и непоборимую силу и храбрость. Истинно, что егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит ( Прит.18:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Псалом 134 Израиль, народ избранный Богом, должен хвалить Его, как Владыку мира и Высшего над народами, царями и богами. Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога». 1–5. Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Хвалите Господа, яко Благ Господь: пойте имени Его, яко добро: яко Иакова избра Себе Господь, Израиля в достояние Себе: яко Аз познах, яко Велий Господь, и Господь наш над всеми боги. Величие дел Божиих приводит псалмопевца в восторг, и он призывает народ хвалить имя Господне. – «Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни», – люди благочестивые все должны прославлять свойства и совершенства Божии, открывающиеся в делах Божиих: особенно должны поставлять Его все стоящие во храме и во дворах дома Божия, – и левиты в своих священных хвалебных псалмах, и весь народ, предстоящий здесь, и размещавшийся обыкновенно в двух дворах храма. – Все должны хвалить Господа, ибо Он благ – ко всем верным рабам своим. – Хвала эта должна выражаться в пении, как выражается обыкновенно всякое возвышенное настроение, особенно сильное чувство радости: так должно хвалить – воспевать имя Господне, яко добро, – ибо оно прекрасно, потому что такое пение не только услаждает душу молящегося, но, при своей искренности, может даже как-бы заменять ему его жертву. – Все должны воспевать – прославлять имя Господа, ибо Он избрал потомство патриарха Иакова, народ Израильский, своим народом, соделав его своею особенно дорогою собственностью. – Призывая всех к похвалению имени Господня, псалмопевец открывает и причину, почему именно он призывает к этому: «ибо я познал, говорит псалмопевец, что велик Господь и Он, Владыка, превыше всех богов (ст. 15–18). 6–7. Вся, елика восхоте Господь, сотвори на небеса и на земли, в морях и во всех безднах. Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори, изводяй ветры от сокровищ Своих. Господь Велик (ст. 5), ибо Его могущество и воля не ограничены во всех делах Его. – «Господь творит все, что восхочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах – на глубинах всех морей и во всех пропастях земных. – Так, Он возводить облака из-за последних – крайних пределов земли. Он творит молнии при дожде, – так непостижимым образом Он сочетавает огонь и воду... Он изводить ветры из сокровищ или хранилищ своих, – с вершин и глубоких ущелий горных или подземных пещер, существующих от начала мира (ср. Иер.10:13; 14:22 ; Иов.38:22 и сл.) 22 . Так сильные ветры и грозовые облака служат Богу, как бы конями и колесницами, и под небом и на море. – (Ср. Пс.17:8–14 ; Ис.19 ; Авв.3:8,10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Св. пророк Иезекииль, по свидетельству его книги, был сын Вузия, и подобно пр. Иеремии ( Иер. 1:1 ), принадлежал к священническому роду ( Иез. 1:3 ). Родился он в царствование Иосии, царя иудейского (от 641–611 г. до Р. Хр.) и лета юности своей провел в Иудее. Будучи вероятно (см. ниже толков. на Иез. 1:1 ). 25 лет от роду, он вместе с царем Иехониею (в 600 г. до Р. Хр.) в числе 10-ти тысяч иудеев отведен пленником в Вавилон (в 8-й год царствования Навуходоносора – 4Цар. 24:10–16 ). Здесь, в Вавилонии, в пятый год пленения Иоакима, или Иехонии (см. ниже толков. на 1:2), а следов. и его самого (в 596 г. до Р. Хр.), на 30-м году жизни, он удостоился видеть подобие славы Божией (1:4–2:1), после чего совершилось его призвание к пророческому служению (2:2–5). По словам самого пр. Иезекииля, призвание его совершилось так: изумленный дивным видением подобия славы Господней, пророк Иезекииль, от необычайного душевного потрясения или вследствие сознания своего недостоинства и глубочайшего благоговения пред величием Божиим (ср. Быт. 17:3 ; Дан. 8:17 ) – пал ниц. В это время голос Божий повелевает ему: «сын человеческий! встань на ноги твои и Я буду говорить тебе». Но так как пророк сам собою, без помощи Божией, не мог сделать этого, то Дух Святой берет его, поднимает с земли и поставляет на ноги (2:1–2). Получив силу встать пред Всемогущим и выслушать откровение от Него, пророк тотчас же услышал голос Божий, посылающий его на проповедь: сын человеческий! Я пошлю тебя к сынам Израилевым (к дому Израилеву), огорчающим Меня, которые огорчили Меня тем, что сами они, как и предки их, продолжают отступничать до сего дня. К этим то упорным и жестокосердечным Я и посылаю тебя, чтобы ты говорил им от Моего имени, может быть они послушают (твоей проповеди) или убоятся (своего нечестия), – ибо теперь они – народ огорчающий Меня, и узнают, что был пророк среди них» (2:3–5). Посылая пр. Иезекииля на проповедь к народу упорному и жестокосердечному, от которого он мог ожидать себе всяких оскорблений, Господь повелевает ему не страшиться тех, к кому он посылается, но безбоязненно и без утайки возвещать им слово от Господа: «ты же, сын человеческий, не бойся их и не страшись пред лицом их, хотя они рассвирепеют и окружат тебя со всех сторон, и ты будешь жить, как бы среди скорпионов. Но говори слова Мои к ним, может быть, они послушают или убоятся. Послушай говорящего к тебе и не будь огорчающим Меня, как этот народ огорчающий, открой уста твои и съешь, что Я даю тебе» (2:8–9). При этих словах пророк увидел простертую к нему руку, державшую книжный свиток, на котором написаны были слова: рыдание, жалость и горе (2:9–10). Когда пророк, в послушание божественному повелению: снеждь свиток сей, съел его, то было в устах его сладко, как мед (3:1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Уильям Д. Маунс Глава 55. Адъективные причастия Прикосновение к экзегетике В связи с Рим. 1:3–4 необходимо осознать что два определительных причастия (το γενομνου, «бывший» и το ρισθντος, «назначенный») относятся к слову «Сын» (υο) в начале третьего стиха. Два причастных оборота выражают две взаимодополняющие истины о Сыне. Первая – «бывший от семени Давида по плоти» (το γενομνου κ σπρματος Δαυδ κατ σρκα). Будучи потомком Давида, Иисус исполнил ветхозаветные пророчества о том, что правитель произойдёт из рода Давида ( 2Цар. 7:12–16 ; Ис. 11:1–5, 10 ; Иер.23:5–6; 33:14–17 ; Иез. 34:23–24 ). В словах о том, что Иисус был потомком Давида «по плоти», нет никакой критики в связи с Его происхождением от Давида. И всё же, второй причастный оборот говорит о чём-то большем, чем факт физической связи с Давидом. Сын – «назначенный быть Сыном Божиим в силе, по Духу святости, воскресением из мертвых» (το ρισθντος υο θεο ν δυνμει κατ πνεμα γιωσνης ξ ναστσεως νεκρν). Здесь представлены две стадии истории спасения. Во время земной жизни Иисус был Мессией и Сыном Давида, но Своим воскресением Он был назначен правящим и царствующим Мессией. Титул «Сын Божий» в ст. 4 относится к мессианскому царственному званию Иисуса, а не к Его божественности. Павел не говорит, что Иисус был усыновлен как Сын Божий посредством Своего воскресения. Помните, что оборот, вводимый причастием το ρισθντος в ст. 4, определяет слово «Сын» (υο) из ст. 3. «Сын» был назначен Богом быть «Сыном Божиим». Другими словами, Иисус уже был Сыном до того, как Он был определён быть Сыном Божьим! Значит, первое употребление слова «Сын» (ст. 3) относится к предвечной божественности Иисуса, которую Он разделяет с Отцом вечно. А назначение Иисуса «Сыном Божьим» (ст. 4) относится к Его вступлению в мессианское царствование при воскресении. Как велик Иисус Христос ! Он вечный Сын Бога, от вечности правящий вместе с Отцом. Но Он заслуживает нашего поклонения и как мессианский Царь, Богочеловек, назначенный Сыном Божиим в силе по воскресении из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2. Св. Писание I. Понятие о Св. Писании. Под именем Св. Писания разумеются книги, написанные по вдохновению и откровению от Духа Божия чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Так как они написаны по повелению и слову Божию и вдохновению и откровению от Духа Божия, и содержат в себе законы, постановления и откровения Божии, то иначе называются откровением Божиим, словом Божиим, законом Божиим, книгою Закона ( Исх. 24:3, 4 ; Втор. 31:9, 24–30 ; Нав. 24:26 ; Иер. 30:2 ; Мк. 7:13 ; Ин. 10:34, 35, 12:34, 15:25 ; ср. Пс. 118 ). Названия: Завет 14 , Книга Завета, Ветхий и Новый Завет , начало и основание свое имеют в завете между Богом и человеками, как, в первобытном ( Ос. 6:7 ), так и в последующие времена неоднократно повторявшемся ( Лев. 26:42, 45, 46 ; Втор. 4:31 ), особенно во времена Моисея ( Исх. 24:7, 8 ; Втор. 19:9 ) и наконец в Новом вечном Завете во Христе ( Мф. 26:28 ; Евр. 8:8–10, 9:1, 11–15, 10:14–17 ). Названия эти встречаются и в Ветхом и в Новом Завете ( Пс. 24:10, 14, 49:5–16 ; Сир. 24:25, 26 ; 1Мак. 1:57 ; 2Кор. 3:14 ). Название Библия не имеет для себя основания в Св. Писании в том смысле, в каком понимается слово это здесь. Слово это сделалось употребительным на востоке после. По словам св. Златоуста и Епифания, так в их время называли Св. Писание евреи (Злат. на Быт. беседы 10 и на посл. Кол. 9 . Епиф. Haeres. 29. См. Злат. Epist. ad. Rufin). Название это усвоено Свящ. Книгам для означения их превосходства пред другими книгами. У евреев книги Ветхаго Завета известны под именем закона, пророков и Свящ. Писаний. Книги Нового Завета с самых первых веков известны в церкви под именем Евангелия и Апостола и к ним присоединяется Апокалипсис. II. Число Свящ. Книг Ветхого и Нового Завета и собрание их в один состав. Книг Ветхого Завета считается 22. Так считают их евреи на своем первоначальном языке. Так приняла их от евреев древняя христианская церковь и так постоянно содержит их церковь православная. Такое исчисление книг Ветхого Завета находим мы у Филона и Флавия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Biblia на древнегреческом означает «книги». Библия состоит из 77 книг: 50 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Несмотря на то, что ее записывали на протяжении нескольких тысячелетий десятки святых людей на разных языках, она имеет полную композиционную завершенность и внутреннее логическое единство. Оно начинается с книги Бытия, где описывается начало нашего мира – его сотворение Богом и создание первых людей – Адама и Евы, их грехопадение, распространение человеческого рода и все большее укоренение греха и заблуждений среди людей. Описывается, как нашелся один праведник – Авраам, который поверил Богу, и Бог заключил с ним завет, то есть договор (см: Быт. 17: 7–8). При этом Бог дает два обещания: одно – что потомки Авраама получат землю Ханаанскую и второе, имеющее значение для всего человечества: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12: 3). Так Бог создает от патриарха Авраама особый народ и, когда тот оказывается в плену у египтян, через пророка Моисея освобождает потомков Авраама, дает им землю Ханаанскую, чем исполняет первое обещание, и заключает завет уже со всем народом (см.: Втор. 29: 2–15). В других ветхозаветных книгах приводятся подробные указания, связанные с соблюдением этого завета, даются советы о том, как строить свою жизнь, чтобы не нарушать волю Божию, а также рассказывается о том, как избранный Богом народ соблюдал либо нарушал этот завет. При этом Бог призывал в народе пророков, через которых возвещал Свою волю и давал новые обетования, в том числе о том, что «вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет » (Иер. 31: 31). И что этот новый завет будет вечным и открытым для всех народов (см.: Ис. 55: 3, 5). И когда родился от Девы истинный Бог и истинный Человек Иисус Христос, то в прощальную ночь, перед тем как идти на страдания и смерть, Он, сидя с учениками, «взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 27–28). А после Своего воскресения, как мы помним, Он послал апостолов на проповедь всем народам, и тем самым исполнилось второе обещание Бога Аврааму, а также пророчество Исаии. А затем Господь Иисус восшел на небо и сел одесную Отца Своего, и так исполнилось слово пророка Давида: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс. 109: 1).

http://pravoslavie.ru/30169.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010